Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Современные информационные технологии в профессиональной деятельности. Текущая ячейка и экран. Программы технического обслуживания

Современные информационные технологии в профессиональной деятельности. Текущая ячейка и экран. Программы технического обслуживания


Профессиональная деятельность человека находится в тесной взаимосвязи с программными продуктами и информационными технологиями, так как именно они делают работу специалиста комфортной, быстрой и максимально эффективной. Сегодня каждая профессиональная деятельность осуществляется на базе программно- технической среды. Чем современнее используются информационные технологии в профессиональной деятельности, тем эффективнее и производительнее трудовой процесс.


Информационные технологии в профессиональной деятельности Программные продукты и информационные технологии позволяют обеспечить надежную и безопасную работу, как для компьютерной техники, так и для информационной системы работника. Они позволяют осуществлять качественно и оперативно обработку, сортировку и хранение необходимой информации и данных трудовой деятельности, способствуют облегчению выполняемых функций работника путем автоматизации определенных трудовых процессов. Сегодня автоматизированной является деятельность экономистов, менеджеров, бухгалтеров, агентов и других специалистов. С каждым днем увеличивается число автоматизированных рабочих мест, так как автоматизированные процессы позволяют осуществлять профессиональную деятельность более точно, четко и быстро.


Брандмауэр Брандмауэр Брандмауэр - это система или комбинация систем, позволяющие разделить сеть на две или более частей и реализовать набор правил, определяющих условия прохождения пакетов из одной части в другую. Как правило, эта граница проводится между локальной сетью предприятия и INTERNET, хотя ее можно провести и внутри локальной сети предприятия. Брандмауэр таким образом пропускает через себя весь трафик. Для каждого проходящего пакета брандмауэр принимает решение пропускать его или отбросить. Для того чтобы брандмауэр мог принимать эти решения, ему необходимо определить набор правил.




Пакетные фильтры Брандмауэры с пакетными фильтрами принимают решение о том, пропускать пакет или отбросить, просматривая IP- адреса, флаги или номера TCP портов в заголовке этого пакета. IP-адрес и номер порта - это информация сетевого и транспортного уровней соответственно, но пакетные фильтры используют и информацию прикладного уровня, т.к. все стандартные сервисы в TCP/IP ассоциируются с определенным номером порта. Для описания правил прохождения пакетов составляются таблицы.


Сервера прикладного уровня Брандмауэры с серверами прикладного уровня используют сервера конкретных сервисов - TELNET, FTP и т.д. (proxy server), запускаемые на брандмауэре и пропускающие через себя весь трафик, относящийся к данному сервису. Таким образом, между клиентом и сервером образуются два соединения: от клиента до брандмауэра и от брандмауэра до места назначения.


Сервера прикладного уровня Использование серверов прикладного уровня позволяет решить важную задачу - скрыть от внешних пользователей структуру локальной сети, включая информацию в заголовках почтовых пакетов или службы доменных имен (DNS). Другим положительным качеством является возможность аутентификации на пользовательском уровне (аутентификация - процесс подтверждения идентичности чего-либо; в данном случае это процесс подтверждения, действительно ли пользователь является тем, за кого он себя выдает). Чаще всего встречаются сервера для следующих сервисов: терминалы (Telnet, Rlogin) передача файлов (Ftp) электронная почта (SMTP, POP3) WWW (HTTP) Gopher Wais X Window System (X11) Принтер Rsh Finger новости (NNTP) и т.д.


Сервера уровня соединения Сервер уровня соединения представляет из себя транслятор TCP соединения. Пользователь образует соединение с определенным портом на брандмауэре, после чего последний производит соединение с местом назначения по другую сторону от брандмауэра. Во время сеанса этот транслятор копирует байты в обоих направлениях, действуя как провод.


Сервера уровня соединения Как правило, пункт назначения задается заранее, в то время как источников может быть много (соединение типа один - много). Используя различные порты, можно создавать различные конфигурации. Такой тип сервера позволяет создавать транслятор для любого определенного пользователем сервиса, базирующегося на TCP, осуществлять контроль доступа к этому сервису, сбор статистики по его использованию.


Заключение Заключение К положительным качествам пакетных фильтров следует отнести следующие: относительно невысокая стоимость гибкость в определении правил фильтрации небольшая задержка при прохождении пакетов Недостатки у данного типа брандмауэров следующие: локальная сеть видна (маршрутизируется) из INTERNET правила фильтрации пакетов трудны в описании, требуются очень хорошие знания технологий TCP и UDP при нарушении работоспособности брандмауэра все компьютеры за ним становятся полностью незащищенными либо недоступными аутентификацию с использованием IP-адреса можно обмануть использованием IP- спуфинга (атакующая система выдает себя за другую, используя ее IP-адрес) отсутствует аутентификация на пользовательском уровне


Заключение Заключение К преимуществам серверов прикладного уровня следует отнести следующие: локальная сеть невидима из INTERNET при нарушении работоспособности брандмауэра пакеты перестают проходить через брандмауэр, тем самым не возникает угрозы для защищаемых им машин защита на уровне приложений позволяет осуществлять большое количество дополнительных проверок, снижая тем самым вероятность взлома с использованием дыр в программном обеспечении аутентификация на пользовательском уровне может быть реализована система немедленного предупреждения о попытке взлома. Недостатками этого типа являются: более высокая, чем для пакетных фильтров стоимость; невозможность использовании протоколов RPC и UDP; производительность ниже, чем для пакетных фильтров.

Человеческое общество пришло к такому, когда информация и ее источники уверенно вошли в повседневную жизнь, ведь нельзя вообразить и секунды без потока информационных данных.

Не секрет, что информация достаточно дорого стоит, что подтверждает переход большого количества работников из производственной сферы в информационную.

Со временем понятие «информация» стало приобретать оттенок современных высоких технологий и разработок, что привело к появлению аббревиатуры «ИТ» - информационные технологии. Использование информационных технологий - это неотъемлемый процесс повседневной жизни, вне зависимости от того, идет речь об отдыхе или о работе. Для понимания важности ИТ на сегодняшний день обратимся к понятию этого явления.

Информационные технологии - совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.

Информатизация общества приводит к интернационализации производства. Внешнеторговый баланс соответствующих профессиональных знаний служит показателем технической мощи государства, именно с этим связано понятие информационной технологии. Оно реализуется посредством рынка лицензий производственных продуктов, различных ноу-хау, а также консультаций по использованию наукоемких изделий.

Благодаря эволюции мирового рынка появляется преимущество у страны, которая занята продажей наукоемких изделий, включающих современные профессиональные знания и новейшие технологии. Активно идет торговля невидимым продуктом в виде знаний, культуры, активно навязываются стереотипы поведения. Это и стало причиной того, что в информационном обществе информация, творчество и знание выступают в качестве стратегического ресурса. А так как таланты не создаются, возникает необходимость в формировании культуры, то есть условий, в которых таланты могут развиваться и процветать. Здесь огромно влияние компьютерных технологий, выраженное в дистанционном обучении, компьютерных играх, видеофильмах.

Предназначением информационной системы является хранение, поиск и выдача данных по запросам от пользователей. Например, суть экономической информационной системы состоит в обработке соответствующих сведений. Предметной областью тут служат статистика, бухучет, страховая, кредитно-финансовая, банковская деятельность, а также иные виды коммерческой деятельности. Чтобы использовать экономическую информационную систему на рабочем месте, необходимо ее спроектировать с использованием информационных технологий. Это может быть электронный офис, электронная почта, табличные и текстовые процессоры и прочее. Тенденция создания доступных пользователям информационных технологий продолжается.

Получается, что на рабочем месте используются как информационные технологии в экономике, которые разрабатываются проектировщиками, так и информационные технологии, которые дают возможность автоматизировать деятельность на своем рабочем месте.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти по формированию и выполнению программ и проектов информатизации.

Как видно выше, ИТ охватывают все области нашей повседневной жизни и являются неотъемлемой частью практически любых процессов и отношений. Резюмируя вышесказанное мы подошли к логическому заключению, что использование информационных технологий в различных сферах и отраслях дает возможность широко классифицировать имеющиеся о них знания, что позволяет выделить основные их направления: производственно-деловые, научно-исследовательские и научно-технические, культурно-развлекательные и образовательные.

Классификация информационных технологий помогает определить наиболее активные направления внедрения и использования ИТ: повышение уровня осведомленности населения о современных информационных ресурсах; повышение эффективности производства и различных работ путем внедрения автоматизации и оптимизации информационных процессов; увеличение активных информационных отношений между людьми; развитие систем образования и культурного просвещения; интеллектуализация общества. В любом случае основой всех процессов является информация - обмен сведениями, данными между объектами отношений (людьми, устройствами и пр.). От эффективности и качества такого взаимодействия по обмену данными зависит уровень жизни и эффективность работы.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

кандидат физико-матем. наук, доцент

майор полиции

«__» _______________ 2013 г.

Дисциплина « ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

специальность 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности

КРАСНОДАР

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины подготовка специалистов с необходимым в настоящее время профессиональным уровнем информационной культуры , владеющих средствами вычислительной техники, новейшими профессиональными информационными технологиями и специализированными автоматизированными информационными системами .

Задачи дисциплины :

1. Сформировать понимание у обучаемых современных представлений о целях, задачах и практической программно-аппаратной реализации процесса информатизации всех сфер правовой деятельности.

2. Обучить знаниям и умениям, позволяющим будущим специалистам свободно ориентироваться и саморазвиваться в современном информационном пространстве.

3. Привить будущим специалистам умения и навыки, необходимые для выполнения профессионально-служебных задач в едином информационном пространстве России.

2. Значение изучения учебной дисциплины
при подготовке специалиста

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей общекультурной компетенции:

способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

3. Знания, умения и навыки, приобретаемые
в результате изучения дисциплины
в соответствии с государственными требованиями

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

Знать:

· основные методы и средства хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи информации (ОК-16);

· состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения (ОК-16);

· состав, функции и конкретные возможности профессионально-ориентированных справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем (ОК-16);

Уметь:

· решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи (ОК-16);

· работать в локальной и глобальной компьютерных сетях (ОК-16);

· самообучаться в современных компьютерных средах (ОК-16);

· организовывать автоматизированное рабочее место (ОК-16);

Владеть:

· навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики (ОК-16);

· навыками работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных , используемыми в профессиональной деятельности (ОК-16).

4. Взаимосвязь данной дисциплины с другими
дисциплинами учебного плана

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин: «Криминалистика», «Юридическая техника», «Тактико-специальная подготовка», предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также дисциплин вариативной части информационно-правового цикла.

5. Особенности изучения данной учебной дисциплины и наличие
контрольных работ, практикумов, курсовых проектов ,
зачетов и экзаменов по данной учебной дисциплине,
предусмотренных рабочим учебным планом

Изучение дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся.

Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются:

· лекционное занятие;

· практическое занятие в компьютерном классе;

· консультация преподавателя (индивидуальная).

При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

· прослушивание лекционного курса;

· проведение практических занятий в компьютерных классах двумя преподавателями и выработки у учащихся умения использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции.

Также по данной дисциплине рабочим учебным планом предусмотрена контрольная работа.

После завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы проводится экзамен.

Форма проведения экзамена определяется кафедрой (устный – по билетам или путем собеседования по вопросам; тестирование и др.). Оценка по результатам экзамена формируется по четырех балльной системе – неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично.

Билеты для проведения экзамена включают в себя два теоретических вопроса и одно практическое задание.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕМА №1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия: изучить основные понятия информатики, освоить способы оценки меры количества информации.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

2. Применение формул определения количественной меры информации.

Сегодня мы стоим на пороге качественно нового общества - информационного. И естественно, что жизнь и практическая деятельность в нем неразрывно связаны с освоением и использованием современных информационных технологий. В этой связи информатика как часть общей информатики дает знание и умение использовать те информационные средства и методы, которые необходимы любому полноценному члену информационного общества.

Юристу знание информатики позволяет повысить свой профессиональный уровень. Сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями - справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации , средствами обеспечения электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет, и т. п.

Но для юриста знание информационных технологий - это не только инструмент в его практической деятельности. Информация, информационные процессы, информационные системы сегодня являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук. В активно формирующемся информационном законодательстве юристам необходимо провести правовое регулирование новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объектов, как "информационные ресурсы", "информационные системы", "информационные технологии", "компьютерные сети". Для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования, всего того, что уже построено и обосновано в теории информатики и правовой информатике. С этой точки зрения информатика для юриста - это источник знаний, необходимых ему для решения профессиональных задач.

Наконец, информатика дает в руки юристу системно-информационный метод исследования. Большинство правовых явлений, по сути, являются информационными системами, то есть системами, основанными на процессах создания, хранения распространения и обработки информации . Механизмы правотворчества, правового регулирования, правопорядка, правовой культуры, правового воспитания и др. являются информационными образованиями. Всестороннее изучение таких явлений и процессов невозможно без использования тех методов и средств, которые разработаны.

В настоящее время уже можно говорить о содержании "информационной метрики в области права", куда, прежде всего, включаются разнообразные разделы современной математики и кибернетики: структурные меры информации (геометрическая мера, комбинаторная мера, аддитивная мера и др.); статистические меры информации (вероятность и информация, понятие энтропии, энтропия ансамбля, количество информации и т. д.); семантические меры информации (содержательность информации, целесообразность информации, динамическая энтропия и др.); дискретизация и кодирование информации; исследование операций (понятия теории исследования операций, информация, вводимая в модели исследования операций, решение задач в случае отсутствия полной информации и т. д.) и другие отрасли знаний. В состав "информационной метрики" должны войти также конкретные схемы оптимизации функционирования правовых информационных образований, к которым можно отнести:

1) отдельные информационные элементы правовых образований с помощью программно-логических методов. Эта схема основана, по существу, на идеях системного анализа, программирования, алгоритмизации и математической логики, с помощью которых представляется возможным изучить некоторые "константы" правовой информатики - программы работы с правовой информацией в фирмах, компаниях, банках, массивы и логику правовых сообщений на предприятиях и в организациях, алгоритмы решения юридических задач в области информационного обслуживания правоохранительных органов и другие проблемы;

2) функциональные значения правовых информационных образований, зависящие от структуры и целей последних. Эта схема оптимизации основана на теории вероятностей, математической статистике и теории исследования операций. Здесь рассматриваются акты вероятного поведения правовых информационных образований, операции в сфере управления последними, информация, вводимая в юридические модели, подходы к решению задач массового информационного обслуживания в механизмах законности, правопорядка, профилактики конкретных преступлений и другие проблемы;

3) функционирование правовых информационных образований на основе использования математической теории информации, теории графов, теории множеств, распознавания образов и др. По этой схеме осуществляется оптимизация информационного обеспечения частных актов правового регулирования, оптимизация разработки и принятия законов, проведения прокурорских проверок, расследования преступлений, оценки эффективности правоохранительной деятельности и т. д.

При изучении данной темы особое внимание следует обратить на понятие и формулы нахождения количества информации. Рассмотреть формулы Хартли и Шеннона. Выяснить отличие формулы Хартли от формулы Шеннона

Рассмотрим примерные типы задач с использованием данных формул

Пример 1:

Для записи письма был использован алфавит мощностью в 16 символов. Письмо состояло из 12 строк. В каждой строке вместе с пробелами было 59 символа. Сколько байт информации содержало письмо?

Решение:

59 ∙ 12 = 192 (всего символов в письме).

Для записи одного символа понадобится 4 бита, так как I = log2 16 = 4 бита, тогда 192 ∙ 4 = 768 (бит)/8=96 (байт).

Ответ: 96 байт.

Пример 2:

При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 7 бит информации. Сколько чисел содержал этот диапазон?

Решение.

Ответ: 128 чисел.

1. Даны два текста, содержащих одинаковое количество символов. Первый текст состоит из алфавита мощностью 4 символов, а второй текст - из 128 символов. Во сколько раз информации во втором тексте больше чем в первом?

2. Сообщение «курсанты изучали Visual Basic» несет 9 бита(бит) информации. Вероятность изучения Pascal в 64 раз меньше. Чему равно количество бит информации в сообщении «курсанты изучали Pascal»?

3. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 6 минут. Определите размер файла в килобайтах.

4. Сколько потребуется минут для распечатки текста одной газеты (2 усл. п. л.) на принтере (скорость печати - 1024 символов в секунду) без учета смены бумаги, если емкость одного условного печатного листа равна приблизительно 110 Кбайтам, а 1 символ занимает 8 бит?

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА №2. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия : изучить способы представления информации в различных системах счисления.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Способы представления информации в компьютере.

2. Перевод из десятичной системы счисления в:

а) двоичную систему счисления;

б) в восьмеричную;

в) в шестнадцатеричную.

3. Перевод чисел в десятичную систему счисления из:

а) двоичной системы счисления;

б) восьмеричной;

в) шестнадцатеричной.

4. Основные арифметические операции в двоичной системе счисления.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть основные понятия и термины, изучить способы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Пример 1: перевести 121110 в двоичную систему счисления

https://pandia.ru/text/78/254/images/image002_29.jpg" width="312" height="238 src=">

Пример 3. Перевести число 121110 в шестнадцатеричную систему счисления

0 " style="margin-left:185.4pt;border-collapse:collapse">

Пример 7. Нахождение разности двоичных чисел:

ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

1. Перевести из десятичной системы счисления:

a) в двоичную: 156; 497;

b) в восьмеричную: 357; 684;

c) в шестнадцатеричную: 693; 249.

2. Перевести в десятичную систему счисления:

a) из двоичной: 1100110; ;

b) из восьмеричной: 754; 447;

c) из шестнадцатеричной: 6AE1; DF7A.

3. Выполнить действия с двоичными числами:

a) найти сумму: 101011+101100; 1010111+1110010;

b) найти разность: 1101; 1;

ЛИТЕРАТУРА

1. Информатика и математика: учеб. пособие / под ред. : в 2 ч. Ч 2. Информатика.- Краснодар: КрУ МВД России, 2007.

2. Михайленко: учебное пособие / , . – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010.

3. Симонович. Базовый курс/ . – СПб.: Питер, 2011.

4. Советов технологии: учебник для вузов / , . – М.: Высшая школа, 2009.

ТЕМА №3. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия: изучить основные понятия алгебры логики.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предмет и история развития алгебры логики.

2. Понятие высказывания.

3. Логические операции.

4. Логические формулы.

5. Таблицы истинности и правила их построения.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть определение «высказывания» и разобрать следующие примеры:

Пример 1. Установить, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие нет:

a. «Солнце есть спутник Земли»;

b. «2 + 3 = 4»;

c. «Сегодня отличная погода»;

d. «В Конституции Российской Федерации 3 432 536 слов»;

e. «Санкт-Петербург расположен на Неве»;

f. «Дисциплина «криминалистика»» слишком сложна»;

g. «Безопасная скорость на трассе равна 90 км/ч»;

h. «Железо - металл»;

i. «Если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным»;

j. «Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный».

Ответ: являются высказываниями a, d, e, g, h, i, j; не являются высказываниями: b, c, f.

Пример 2 . Укажите, какие из высказываний предыдущего примера истинны, какие – ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.

Ответ: истинные: e, h, j; ложные: a, i; истинность трудно установить: d; можно рассматривать и как истинное, и как ложное в зависимости от требуемой точности представления: g.

Также изучить логические операции: отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию и эквиваленцию на следующих примерах:

Обратить особое внимание на логические формулы в целом и построение таблиц истинности в частности.

Пример 3. Упростить следующие формулы:

a..gif" width="528" height="45 src=">

(вводится вспомогательный логический множитель , затем комбинируются два крайних и два средних логических слагаемых, и используется закон поглощения и закон склеивания);

c..gif" width="101" height="25 src=">

Переменные

Промежуточные логические формулы

Информационные технологии (ИТ) проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Будущие специалисты социальной сферы (социальные педагоги и социальные работники) должны владеть ИТ, чтобы решать свои производственные задачи, успешно работать с клиентами. Специалисту социальной сферы приходится организовывать свою деятельность с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. Умение применять в своей деятельности современные ИТ становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Человечество в XX в. вступило в информационную эпоху. Развитие информационных технологий изменило жизнь людей. ИТ создают новые возможности в профессиональной деятельности, образовании, науке, культуре. Современный человек приспосабливается к новой социальной среде, где информация быстро распространяется и общедоступна.

ИТ являются характерным элементом информационного общества, присутствуют повсеместно, в том числе в социальной сфере. Ярким примером может служить организация дистанционного обучения на базе современных телекоммуникационных и информационных технологий. Получают развитие новые виды услуг - информационные, телекоммуникационные. К примеру, создание видеоконференцсвязи для структур социальной работы, развитие системы электронного документооборота для органов социальной работы всех уровней, доступ граждан к электронным услугам медико-социальной сферы.

Основные этапы становления информационного общества как формы постиндустриального общества.

Понятие “информационное общество” впервые появилось в Японии в середине 60-х гг. XX в. и рассматривается как этап в развитии постиндустриального общества.

Постиндустриальная теория - одна из концепций развития человеческого общества (например, постэкономическое общество, постмодерн, “третья волна”, общество четвертой формации, научно-информационный этап). В науку этот термин ввел профессор Гарвардского университета Дэниел Белл, в основе его концепции постиндустриального общества лежит разделение развития человечества на три этапа: аграрный, индустриальный, постиндустриальный. На последнем этапе главная ценность - информация, знания, наукоемкие технологии, высококвалифицированные работники.

Об информационном обществе можно говорить, если имеют место открытость, технологичность, интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, изменение социальных структур, повышение информационной культуры граждан и др.

Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, социальной работе.

Государственная политика в области информатизации.

Многие страны (в том числе и Россия) подписали Окинавскую хартию глобального информационого общества. Окинавская хартия принята в 2000 г. Все больше стран разрабатывают и реализуют государственные программы по вхождению в глобальное информационное общество.

О развитии новых информационных технологий свидетельствуют принятые Государственной думой федеральные законы, определяющие государственную политику по переходу к информационному обществу: “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (2006 г.), “Доктрина формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов”, “Доктрина информационной безопасности Российской Федерации”. В настоящее время принят ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Многие программы реализованы, другие дополняются новым содержанием и развитием. Примерами являются межведомственная программа “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” (1995-2001 гг.), Федеральная целевая программа “Электронные библиотеки” (проект 2000 г.), Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2005 гг.”, Федеральная целевая программа “Электронная Россия на 2002-2010 гг.”. В 2008 г. принята “Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации”, где указаны показатели, которых должна добиться Россия к 2015 г. в этой области.

Реализация этих и других государственных программ, затрагивающих информатизацию общества, привела к практическим результатам: электронные госуслуги (www.gosuslugi.ru), создание единой инфраструктуры электронного правительства, ИТ-инфраструктуры госдепартаментов - здравоохранения, образования, соцразвития. Сегодня государственная политика в области информатизации направлена на построение современных ИС, систем межведомственного электронного взаимодействия, электронных архивов, автоматизированных рабочих мест, онлайнобслуживания потребителей госуслуг и т. п. Примеры из области обеспечения базы для высокотехнологичного медицинского обслуживания и ряда других, относящихся к социальной сфере (например, единая универсальная социальная карта), позволяют делать выводы о том, что необходимы инфраструктурные проекты, охватывающие сразу несколько направлений (например, медицина, социальное обслуживание, транспорт, госуслуги).

Примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации, а именно этических и социальных проблем информатизации, может служить работа Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности” (табл. 1).

Таблица 1

Последствия информатизации в зеркале общественности (Хессиг)

Отрицательные последствия

Положительные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида

“Автоматизация” человека

Информационное общество

Дегуманизация жизни

Социализация информации

Технократическое мышление

Коммуникативное общество

Снижение культурного уровня

Преодоление кризиса

Лавина информации

Развитие цивилизации

Элитарное знание(поляризация)

Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод

Снижение свобод

Децентрализация

Централизация

Выравнивание иерархии власти

Государство - ’’надзиратель”

Расширенное участие в общественной жизни

Расширение государственной бюрократии

Усиление власти благодаря знаниям

Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности

Все возрастающая сложность жизни

Рационализация

Обострение промышленного кризиса

Окончание табл. 1

Отрицательные последствия

Положительные последствия

Повышение компетентности

Концентрация

Увеличение богатства

Подверженность кризисам

Преодоление кризиса

Стандартизация

Экономия ресурсов

Массовая безработица

Охрана окружающей среды

Новые требования к мобильности трудящихся

Децентрализация промышленности

Дегуманизация труда

Новая продукция

Улучшение качества

Деквалификация

Диверсификация продукции

Исчезновение многочисленных профессий

Новые профессии и квалификации

Международные отношения

Появляется шанс на развитие у стран “третьего мира”

Технологическая зависимость

Обострение отношений Юга- Запада

Улучшение обороноспособности страны

Уязвимость

Национальная независимость

Усиление взаимозависимости

Усиление опасности новой войны из- за обновления военных систем

Что такое информационная технология

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего, управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов

Роль современных информационных технологии в подготовке специалиста информационный компьютерный мультимедийный обучение

Люди каждого нового поколения должны развиваться так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколениями, но и той, которая появится в будущем. Они должны быть подготовлены к дальнейшему развитию науки и техники. Иначе говоря, сейчас как никогда прежде обучение и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на будущее. Конечно, принцип преемственности обучения и воспитания (их ориентировки на жизнь в обществе будущего) - это общий принцип для всех времен. Но современные темпы научно-технического прогресса ни в какое сравнение не идут с теми, которые были прежде и, надо полагать, будут увеличиваться и далее.

В настоящее время идет процесс быстрого развития и внедрения компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности. Особенно это проявляется в таких ключевых областях, как экономика, образование, медицина и промышленность. Компьютеризация влечет за собой потребность в приобретении умения быстро и правильно получать, сохранять и передавать информацию, рационально её использовать. Этому способствует процесс информатизации образования, который представляет собой внедрение в образовательные учреждения информационных средств, информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Современное информационное общество с его сложным, высокотехнологичным и быстро меняющимся производством, развитой инфраструктурой, предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов различных профилей. От выпускников ССУзов требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность, а именно:

* знание средств информационных технологий и умение с ними обращаться;* умение собирать, оценивать и использовать информацию;* высокая адаптивность, выражающаяся в способности приспосабливаться к информационным нагрузкам, вызванным обновлением средств производства;* коммуникативность и умение работать в коллективе;

* способность к самообразованию и потребность в регулярном повышении квалификации.

* повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

* интеграция различных видов образовательной деятельности. При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач с помощью современных информационных средств, таких как:* обучающие мультимедиа системы;

* программы контроля и самоконтроля знаний;* использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;* использование информационных технологий для ведения конференций.

На первом этапе обучения компьютер для студента выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе компьютера, изучаются языки программирования, усваиваются навыки работы оператора.

На втором этапе этот предмет превращается собственно в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие повседневной деятельности. Этот переход предмета в средство и обуславливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

Компьютер оказывает исключительно большое влияние на все аспекты учебного процесса: и на содержание учебного материала, и на методы обучения, и на используемые учебные задачи, и на мотивацию студентов и т.д.

Переходя от общего к частному, хочу отметить, что свой личный вклад в информатизацию учебного процесса мне, как преподавателю информатики, приходится осуществлять на начальном этапе знакомства и освоения компьютерной техники. Бывшие школьники приходят к нам с различной степенью подготовки, различным опытом и навыками владения информационными технологиями. Необходимо по мере возможностей выравнивать сложившуюся ситуацию. Требуется помочь «новичкам» преодолеть свой страх перед техникой, овладеть базовыми навыками общения с компьютером, а также ликвидировать стереотип, что компьютер в современной действительности лишь средство развлечения.

Студенты всех специальностей первого курса изучают теоретические основы информатики, языки программирования, аппаратную реализацию компьютерной системы, принципы построения компьютерных сетей, поисковые ресурсы глобальной сети Интернет. Во время прохождения лабораторного практикума студенты знакомятся с основными программными пакетами общего и специального назначения: текстовым процессором, табличным процессором, графическими редакторами, СУБД, пакетом презентационной графики, Web-браузерами, сервисными утилитами.

Помимо учебной деятельности студенты в дальнейшем используют информационные технологии в самостоятельной и исследовательской работе. Это решение и оформление контрольных, курсовых работ, поиск информации для подготовки рефератов по различным дисциплинам, участие в олимпиадах и научно-исследовательской работе.

В дальнейшем студенты переходят к изучению специальных дисциплин с определенной базовой подготовкой.

Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств вычислительной техники, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи.В последние годы одной из основных проблем, над которой работал педагогический коллектив колледжа, является роль информационных технологий обучения в формировании профессионально-деловых качеств специалиста.Главными направлениями решения этой проблемы являются:* компьютеризация учебного процесса;

* новое в информационных технологиях обучения;* информационная культура как составная профессиональной культуры специалиста;* роль и место электронных учебников в самообразовании студентов;

* организация самостоятельной работы студентов с использованием ПК;* опыт проведения компьютерного контроля знаний;

* эффективность использования мультимедийных технологий в учебном процессе.

По данным ЮНЕСКО, при слуховом восприятии закрепляются 15% языковой информации, при зрительном - 25% визуальной информации, слыша и видя одновременно, человек запоминает 65% информации, которая ему сообщается.

Использование мультимедийных технологий преследует, в основном, две цели. Первая - облегчить усвоение и запоминание учебного материала. Еще Ушинский К.Д. утверждал, что «чем больше органов чувств берут участие в восприятии любого впечатления или группы впечатлений, тем крепче ложатся эти впечатления в нашу механическую нервную память, надежнее сохраняются ею и легче потом воспроизводятся». Вторая цель - индивидуализация процесса обучения.

Мультимедийные технологии в учебном заведении должны стать как способом оптимизации учебно-воспитательного процесса, так и объектом для изучения, для того, чтобы будущий специалист мог оптимально их использовать.

Обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть целью только одной учебной дисциплины, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные дисциплины, что требует определенного уровня профессиональной подготовки преподавательского состава, его знакомства с потенциальными возможностями этих технологий, умением использовать эти возможности в своей практической и научной деятельности. Этот момент является весьма актуальным и педагогически значимым, так как студенты на деле, то есть в процессе учебно-тренировочных занятий, проведения научных исследований и т.д., должны видеть и на себе испытать преимущества и возможности современных информационных технологий.

Тенденции развития современной системы образования неразрывно связаны с широким внедрением в учебный процесс разнообразных форм и способов активного обучения.

Все активнее внедряются компьютерные технологии обучения и в нашем колледже. На протяжении последних лет разработан и применяется комплекс тестирующих компьютерных программ по дисциплинам. Это позволяет оперативно и непредвзято проводить контроль знаний, умений и навыков студентов при их подготовке к отдельным занятиям, в конце учебного модуля, семестра, а также при сдаче экзаменов.

Опыт использования программированного контроля знаний, особенно с использованием персональных компьютеров, позволяет выделить его позитивные моменты, а именно:* повышается объективность оценивания знаний студента;

* изменяется роль преподавателя, который освобождается от функции «наказания», связанной с выставлением оценок. Преподаватель перестает быть источником негативных эмоций, а приобретает роль консультанта, возникает стойкая обратная связь: преподаватель - студент - преподаватель;* улучшается психологическая атмосфера в учебных группах, понятие «любимчиков» автоматически теряет смысл;* резко возрастает оперативность получения результатов оценивания по сравнению с другими методами (устным и письменным опросом);* ликвидируется возможность подсказки и списывания.

В практике нашего колледжа складываются определенные традиции и развиваются основные формы информационных технологий. Это комплектация специального набора учебно-методических материалов: компьютерные электронные учебники и компьютерные обучающие программы по дисциплинам, мультимедийные лекции, тесты для контроля качества знаний и для самоконтроля, методические указания по выполнению лабораторных, курсовых, контрольных работ, сетевые технологии обучения, включающие использование компьютерных сетей.

Основным направлением использования локальной и глобальной компьютерной сети в колледже является: контроль за выполнением лабораторного практикума и итоговый контроль, поиск информации и участие в информационном обмене, распространение справочной информации, комплексное информационное обеспечение учебной деятельности.

Использование компьютера в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин. Информация обучения привносит в технологии обучения не только новые компьютерные средства обучения, но и методы, подходы информатики к анализу и моделированию систем обучения. Такой подход к информационной подготовке студентов способствует систематическому формированию знаний и навыков профессиональной работы, позволяет повысить качество подготовки специалистов.

Помимо всех положительных факторов и инноваций, которые принесли информационные технологии, нельзя не отметить и их негативные последствия. Студенты стали меньше обращаться к печатным изданиям, меньше читать, а, следовательно, и думать, делать самостоятельные выводы, принимать решения.

Хотелось бы отметить, что компьютер и информационные технологии лишь инструмент, но не универсальное средство, способное заменить собой все направления учебной деятельности. Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, позволю себе следующий вывод: внедрение информационных технологий в учебный процесс должно быть качественно обоснованным и не повсеместно заменяющим, а дополняющим фактором в системе современного образования.