Давайте разберемся сегодня,как отключить неиспользуемые компоненты Windows.
Удаление неиспользуемых приложений позволяет освободить пространство на жестком диске и несколько увеличить быстродействие компьютера за счет очистки реестра от ключей , созданных программами. Кроме того, некоторое программное обеспечение запускает собственные службы,которые также используют ресурсы системы и отключаются при удалении программы.Для примера рассмотрим операционную систему Windows 7 Максимальная . Прошу иметь в виду, что состав компонентов различных редакций Windows 7 может различаться , но ничего страшного в этом нет, так как назначение одноименных компонентов во всех редакциях одинаково.
">
Чтобы просмотреть перечень компонентов системы, необходимо в меню «Пуск» открыть «Панель управления» , выбрать «Программы и компоненты»В открывшемся окне вы увидите список всех доступных компонентов, в котором
галочками отмечены включенные .
Элементы таблицы, около которых стоит плюсик , представляют собой список программ, раскрывающийся при щелчке по этому самому плюсику.
Внимательно изучите список, а затем уберите галочки с неиспользуемых элементов.
У неопытных пользователей обязательно возникает вопрос, а какие же из этих
Компонентов можно отключить без ущерба для работоспособности системы? В
Качестве ориентира, я привожу перечень элементов данной таблицы, которые я
Удалил на своем компьютере.
Internet Explorer (если не пользуетесь данным браузером)
Telnet-сервер
Игры (если вы не играете в эти игры)
Клиент Telnet
Компоненты планшетного ПК (если вы используете настольный ПК)
Платформа гаджетов Windows (если не используете)
Подсистема для UNIX-приложений
Сервер очереди сообщений Майкрософт (MSMQ)
Служба активации Windows
Службы печати и документов (если не пользуетесь принтером)
Компонент Windows Search (Windows Search) очень удобен и позволяет индексировать данные
На компьютере, тем самым ускоряя процесс поиска. Однако на слабых компьютерах могут
Возникнуть проблемы с производительностью из-за процесса индексирования.
Группа Игры (Games) содержит список всех небольших игр, устанавливаемых вместе с
Windows. Если некоторые или даже все игры вам не нужны, можете смело сбросить флажки
Напротив названий приложений или всей группы сразу.
Компоненты планшетного ПК (Tablet PC Components) предусматривают подключение к
Компьютеру устройства под названием Tablet PC . Если такого устройства у вас нет, данный
Компонент можно отключить.
Компонент Платформа гаджетов Windows (Windows Gadget Platform) разрешает использование мини-приложений (гаджетов) на рабочем столе Windows. В случае отсутствия необходимости в размещении таких приложений, вы можете отключить компонент.
Компоненты группы Службы печати и документов (Print and Document Services) управляют
Процессами печати, сканирования и обработки факсов. Возможно некоторые или сразу все
Эти возможности вам не требуются. В этом случае, сбросьте флажки напротив названий
Ненужных компонентов.
Остальные компоненты могут быть включены или отключены в зависимости от ваших потребностей
После отключения неиспользуемых компонентов, нажмите кнопку «ОК », а затем перезагрузите систему. Просто имейте в виду, что отключенные компоненты ОС никуда не пропадают и для их повторного включения достаточно установить снятую ранее галочку.
Вот, собственно, и все об отключении ненужных компонентов. Теперь вы знаете, как выполнить отключение компонентов Windows 7 ,и сможете самостоятельно оптимизировать свой ПК.
Теперь о Windows ХР
По умолчанию в Windows ХР входит некоторое количество программ, которыми вы вряд ли когда-либо воспользуетесь, так как их функциональность оставляет желать лучшего. К сожалению, разработчики компании Microsoft не предоставляют
Пользователям полного контроля над операционной системой.
И если такие компоненты, как «Специальные возможности»
И «Игры» , вы еще можете удалить без специальных процедур, то Windows Messenger или, скажем, Автоматическое обновление Windows —вряд ли. Для этого сначала необходимо вручную отредактировать один из системных файлов.
Рассмотрим одновременное удаление как легко доступных, так и скрытых компонентов, чтобы не делать одну и ту же работу дважды.
Команду Sfc /cachesize=0 следует набрать обязательно, чтобы отключить механизм Windows ХР, при каждой загрузке обновляющий эти файлы . Если этого не сделать, в следующем сеансе работы файлы для восстановления системы снова появятся в директории Dllcache.
Перед тем как вносить изменения в файл Sysoc.inf, обязательно сделайте его резервную копию!
1. Откройте Windows Explorer(проводник) в режиме отображения скрытых и системных файлов.
Удаление неиспользуемых приложений позволяет освободить пространство на жестком диске и несколько увеличить быстродействие компьютера за счет очистки реестра от ключей, созданных программами. Кроме того, некоторое программное обеспечение запускает собственные службы, которые также используют ресурсы системы и отключаются при удалении программы. Компоненты Windows, по сути, не удаляются, а лишь отключаются, т. е. их файлы остаются на жестком диске, но не задействуются в работе операционной системой, что также может повлечь некоторый прирост производительности из-за выгрузки системных библиотек из памяти. Взглянем на процесс удаления ненужных программ:
Часто средствами операционной системы полностью удалить приложение не удается. Хотя ярлыки и названия приложения исчезают из главного меню и списка установленных приложений, удаляются папки программы и основные ключи из реестра, в системе могут оставаться данные о приложении. Это могут быть неиспользуемые другими приложениями библиотеки в системных папках, отдельные ключи реестра, содержащие информацию об активации программы и другие данные, а также файлы, измененные пользователем.
Удаление этих данных для освобождения пространства на диске и оптимизации реестра можно выполнить как вручную, что весьма утомительно, так и с помощью специализированного программного обеспечения. но значительно проще, чем купить дом в праге . С одной из таких программ я познакомлю вас позднее, а сейчас рассмотрю процесс отключения неиспользуемых компонентов. Доступ к средствам управления компонентами Windows осуществляется из окна Программы и компоненты (Programs and Features), изображенного на рис. 4.17.
Щелкните мышью на ссылке Включение или отключение компонентов Windows (Turn Windows features on or off). Откроется диалоговое окно Компоненты Windows (Windows Features) (рис. 4.18). В диалоговом окне Компоненты Windows (Windows Features) следует отметить флажками компоненты, которые требуется установить, и, наоборот, сбросить флажки напротив названий компонентов, которые вам не требуются. Если вы никогда не просматриваете веб-страницы в Интернете, а также файлы с расширениями htm и html; или же пользуетесь браузером стороннего производителя, например, Opera или Mozilla, вы можете отключить установленную по умолчанию программу Internet Explorer.
Компоненты группы Media Features (Media Features) представляют собой три программы, а именно: DVD-студию Windows, предназначенную для авторинга и записи видеодисков; Windows Media Center - комплекс для работы с мультимедийными файлами; и Проигрыватель Windows Media, разработанный для воспроизведения музыкальных и видеофайлов. Если вам не нужны эти функции или, опять же, вы используете аналогичные программы сторонних производителей, компоненты группы Media Features (Media Features) можно отключить.
Компонент Windows Search (Windows Search) весьма удобен и позволяет индексировать данные на компьютере, тем самым ускоряя процесс поиска. Однако на медленных компьютерах могут возникать проблемы с производительностью из-за процесса индексирования. В этом случае вы можете отключить компонент Windows Search (Windows Search), сбросив соответствующий флажок. Группа Игры (Games) содержит список всех небольших игр, устанавливаемых вместе с Windows. Если некоторые или даже все игры вам не нужны, смело сбрасывайте флажки напротив названий приложений или всей группы сразу.
Компоненты планшетного ПК (Tablet PC Components) предусматривают подключение к компьютеру устройства под названием Tablet PC. Если такого устройства у вас нет, данный компонент кандидат на отключение. Компонент Платформа гаджетов Windows (Windows Gadget Platform) разрешает использование мини-приложений (гаджетов) на рабочем столе Windows. В случае отсутствия необходимости в размещении таких приложений, вы можете отключить компонент. Если вы не обрабатываете XPS-документы, следует сбросить флажки напротив названий компонентов Службы XPS (XPS Services) и Средство просмотра XPS (XPS Viewer).
Компоненты группы Службы печати и документов (Print and Document Services) управляют процессами печати, сканирования и обработки факсов. Быть может, некоторые или сразу все эти возможности вам не требуются. В этом случае, сбросьте флажки напротив названий ненужных компонентов. Компонент Удаленное разностное сжатие (Remote Differential Compression) используется при работе в сети, и если в нем нет необходимости, то может быть отключен.
Я описал лишь те компоненты, которые были включены по умолчанию при установке операционной системы Windows 7 на моем компьютере. Остальные компоненты могут быть включены или отключены в зависимости от ваших потребностей.
Вернемся к проблеме сохранения файлов и ключей в реестре Windows программ, которые были удалены с компьютера. К примеру, после удаления приложения Symantec Norton Antivirus в реестре остается несколько ключей, например, HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWARESymantec и папки с файлами типа C:Usersимя_пользователяAppDataLocalSymantec, где значение имя_пользователя соответствует имени вашей учетной записи. Как видно из названий оставшихся ключей реестра и папок, поиск следует проводить не только по имени приложения, но и по названию компании, разработавшей программу. Ручным способом это выполняется следующим образом.
После удаления программы стандартным способом следует выполнить поиск оставшихся папок с файлами с помощью средств поиска. Как правило, существуют несколько определенных директорий, в которых могут располагаться папки и файлы различных программ (необходимо просматривать объекты, содержащие как название программы, так и имя разработчика):
«x» в данном случае обозначает букву диска, на котором установлена операционная система. Обычно это диск C:. Кроме последней локации, являющейся хранилищем временных файлов, все остальные требуют осторожного обращения. Другими словами, в случае сомнений относительно каких-либо файлов, их лучше не трогать.
По умолчанию некоторые из перечисленных папок скрыты. Для доступа к ним следует временно разрешить отображение скрытых и системных объектов. Временно - потому что после завершения процедуры удаления ненужных объектов параметр скрытия системных объектов рекомендую активировать. Так безопаснее.
Очистка реестра вручную - занятие не менее долгое, т. к. встроенный инструмент Windows обладает весьма ограниченными возможностями. Например, при поиске ключа реестра по определенному значению процесс прекращается при первом найденном совпадении. Для продолжения поиска следует выбрать соответствующую команду меню. В этом случае разумнее будет воспользоваться редактором системного реестра стороннего производителя, например, Reg Organizer. В этой программе возможности поиска шире, и процесс сканирования не прекращается, пока не найдены все совпадения. Тем не менее, я вкратце опишу процесс работы с редактором реестра, входящим в состав операционной системы Windows 7.
При нахождении нужного ключа или раздела первым делом убедитесь, что собираетесь удалить данные, относящиеся к деинсталлированному приложению! Удаление ключа или раздела может быть выполнено двумя способами. В первом случае значение выделяется щелчком мыши и нажимается клавиша Delete на клавиатуре. Также можно щелкнуть на значении правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать пункт Удалить (Delete). В обоих случаях потребуется подтвердить свое намерение, нажав кнопку Да (Yes) в появившемся диалоговом окне.
Как правило, программы размещают данные в разделах SOFTWARE стандартных разделов HKEY_CURRENT_USER (параметры текущей учетной записи), HKEY_LOCAL_MACHINE (параметры данного компьютера) и, в редких случаях, HKEY_USERS. Разделы и ключи стандартного раздела HKEY_CLASSES_ROOT в целях безопасности рекомендуется не трогать! Следует с особой осторожностью вносить изменения в реестр. Неверные действия при изменении реестра могут серьезно повредить систему. Перед внесением изменений в реестр рекомендуется создать контрольную точку восстановления системы.
Продолжите действия по очистке реестра от оставшихся ключей:
Как видите, процесс самостоятельной подчистки «хвостов» удаленных программ - занятие весьма утомительное и продолжительное. Поэтому были разработаны специальные приложения, позволяющие автоматизировать процесс. С одним из них я вас познакомлю - это Revo Uninstaller.
Revo Uninstaller - приложение совершенно бесплатное, дистрибутив которого можно загрузить на веб-сайте http://www.revouninstaller.com/. Самое главное условие, которое следует соблюдать, - запускать Revo Uninstaller нужно до удаления приложения. Вот как этой программой пользоваться: Запустите установленную или портативную версию программы Revo Uninstaller. Откроется главное окно программы и будет автоматически выведен список приложений, установленных на компьютере (рис. 4.22).
Интерфейс программы может быть представлен на нескольких языках, включая русский. Для его выбора необходимо нажать кнопку Настройка (Options) в главном окне программы, а затем указать язык локализации в раскрывающемся списке Текущий язык (Current language) появившегося диалогового окна Опции (Options). Если сравнить содержимое списков установленных программ в приложении Revo Uninstaller и в окне Программы и компоненты (Programs and Features) операционной системы, вы увидите, что они различны. Список Revo Uninstaller может быть длиннее за счет отображения установленных скрытых программ и отдельных модулей программных комплексов. Рассмотрю пример удаления приложения EVEREST Ultimate Edition v4.50:
Теперь приложение полностью удалено с компьютера. Таким образом вы можете начисто удалить любое приложение. Но для сохранности «устойчивого» состояния операционной системы я порекомендую вам устанавливать только проверенные приложения и только те, которыми вы действительно собираетесь пользоваться. Для «экспериментов» лучше установить приложение виртуализации, например VirtualBox, создать виртуальный образ операционной системы Windows, отдельный от основной системы, и уже в нем инсталлировать различные программы. Таким образом, вы будете защищены от «мусора» на диске и в реестре, а также застрахованы от проникновения вирусов и шпионского программного обеспечения.
Предлагаемое учебное пособие позволяет приобрести элементарные знания в области управления образовательными системами. Оно знакомит читателя с управлением как условием создания, функционирования и развития образовательных систем, педагогическим менеджментом как современным видом социального управления, классическими принципами и функциями педагогического менеджмента; дает представление о школе как образовательной системе и объекте управления; помогает разобраться в различных моделях организационных структур управления школой. Управленческие проблемы в пособии рассматриваются с позиций системного подхода.
Материал пособия может быть использован в качестве активизирующего средства обучения как на лекциях, так и на практических занятиях. Он посвящен основам управления образовательными системами. Материал каждой главы сопровождается заданиями для самостоятельной работы.
В пособие включен практикум, в котором дается описание практических занятий. Все практические занятия построены по следующему плану:
1) подготовка к практическому занятию - студент должен самостоятельно ознакомиться с предлагаемыми материалами по теме (осуществляется во внеурочное время);
2) актуализация знаний - студент повторяет материал соответствующей лекции и отвечает на вопросы по ней (осуществляется в начале практического занятия и завершается беседой преподавателя и студентов по прочитанному);
3) выполнение заданий - результаты выполнения заданий к практической работе обсуждаются совместно с преподавателем и группой (проводятся на занятии).
В приложении представлен материал, посвященный становлению и развитию инновационной муниципальной системы образования. Он позволяет оценить ход развития и результативность управления развитием и может быть использован при проведении лекций и практических занятий по управлению образовательными системами, а также для самостоятельного изучения студентами при подготовке рефератов, докладов и сообщений.
Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периодическая система химических элементов). В разработку идей системного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Саймон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.
Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.
Практика показывает, что применение системного подхода в управлении образованием вызвано необходимостью:
Рассмотрения управляемых объектов образования и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;
Создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и технологий управленческой деятельности;
Объединения ситуационно разрозненных фактов образовательной практики в единую систему для принятия правильного управленческого решения.
По мнению известного исследователя общей теории систем Дж. ван Гига, системный подход является порождением целостной оптимизации задачи, решаемой в условиях развития сложных систем.
Системный подход в управлении ориентирует управленца на оптимизацию (улучшение) объекта и явления в целом, с учетом всего многообразия проблем их функционирования и развития, а не на оптимизацию их отдельных частей, и представляет собой альтернативу методу частичного улучшения объектов и явлений.
В отечественной научной литературе термином «оптимизация» обозначается процесс, позволяющий получать наивысший возможный для конкретных условий результат. Оптимизация - типично управленческий процесс, реализуемый не только в образовании, но и во всех сферах профессиональной деятельности человека.
Раскроем сущность понятия система. С точки зрения философии система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов . Часто в научной литературе в качестве синонима этого понятия используется термин «системный объект».
В приведенном определении обращают на себя внимание следующие значимые признаки систем.
1. Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Компонентами систем, рассматриваемых в учебном курсе «Основы управления образовательными системами», могут быть люди, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государственные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т.д. Следует отметить, что:
Любая система должна включать в себя не менее двух элементов;
Каждый из компонентов системы сам может являться системным объектом и иметь сложную структуру (например, образовательное учреждение, являясь компонентами муниципальной системы образования, в то же время само представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов);
Один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается. В рассматриваемых нами системах системообразующими компонентами могут выступать цели и различные виды деятельности, детерминированные целями (например, управленческая деятельность, образовательная деятельность и т.д.);
Различные системы отличаются друг от друга природой и свойствами компонентов (особенно системообразующих компонентов).
2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее четко выраженными свойствами (например, муниципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы образования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют инновационную деятельность).
3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. Природа связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, обмен деятельностями {например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонентами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).
Приведем еще одно определение понятия «система», позволяющее существенно дополнить выделенные выше свойства (признаки) систем: система - это дифференцированная целостность взаимосвязанных компонентов со средой .
В этом определении содержится указание на дифференциацию систем. В зависимости от цели, природы компонентов и связей между ними системы могут быть биологическими (человеческий организм), техническими (автомобиль), химическими (периодическая система элементов Д.И.Менделеева), социальными (семья, коллектив работников, студенческая группа и т.д.). Управление как системный объект относится к социальным системам. Структура управления с позиций системного подхода будет рассмотрена в главе 2.
В настоящее время одним из видов социальных систем считаются педагогические системы, представляющие множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения . Термины «педагогическая система», «педагогическая деятельность» и пр. в науке связаны с трансляцией освоенной человеком культуры другим людям.
Если при рассмотрении системного объекта указывается на его отнесенность к реализации совокупности целей обучения, развития и воспитания, то этот объект, в целом относящийся к педагогическим системам, может именоваться образовательной системой.
В современной образовательной практике педагогическое взаимодействие происходит в ситуациях, когда между учителем и учеником, руководителем и подчиненным осуществляется межсубъектный обмен знаниями, способами деятельности, ценностями, что ведет к обогащению опыта самореализации как учителя, так и ученика, как руководителя, так и подчиненного.
Компонентами любой педагогической (образовательной) системы могут быть: люди (учащиеся, учителя, родители, руководители образовательных учреждений); цели; принципы обучения и воспитания; различные педагогические средства достижения целей; условия, факторы, влияющие на процессы, которые происходят в системе и т.д.
Исходя из вышесказанного, термин «образовательная система» содержит указание на то, что данный вид системных объектов имеет отношение к педагогическим системам.
При использовании системного подхода в управлении образовательными системами необходимо рассматривать управленческие явления (проблемы, ситуации) в нескольких планах:
В плане некоторой самостоятельной общности, обладающей определенными свойствами, присущими ей как целостному единичному объекту (например, такой целостной общностью является общеобразовательная школа);
Как части более широкой системы, которой она порождена и в которую она входит в качестве подсистемы (например, общеобразовательная школа является подсистемой муниципальной системы образования города);
В плане взаимодействия с внешней средой, обусловливающего существование данной системы (см. раздел 1.2);
В плане ролевой и содержательной значимости компонентов, составляющих данную систему (ролевая и содержательная значимость общеобразовательной школы обусловлена такими ее компонентами, как цель, миссия школы, коллектив: педагогический, ученический, родительский, технологический педагогический инструментарий, реализуемые образовательные программы и т.д.).
С позиций системного подхода любая организация (в нашем случае - это общеобразовательная школа. - СВ.) является открытой системой. Она взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность организации определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняются, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация должна развиваться и приобретать новые качества. Изменения ее частей не должны осуществляться изолированно, они потребуют согласованных изменений и других частей.
Ранее подходы к управлению были обращены «внутрь управляемой организации». Системный же подход прежде всего рассматривает управляемую организацию как часть другой, внешней по отношению к этой организации, большей системы. Например, общеобразовательная школа как системный объект понимается как часть социума микрорайона, в котором она находится, или как часть муниципальной системы образования города, или как часть региональной, федеральной систем и т.д. Только затем с позиций системного подхода выделяется то, что определяет «поведение» системного объекта, его особенности.
При системном подходе к управлению в центре внимания оказывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых работников (они решают, работать или не работать в этой организации, какие усилия прикладывать, как строить отношения с коллегами и администрацией и т.д.).
Таким образом, организация представляется как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами коммуникации. Важно, чтобы на каждом уровне организации принимались решения, соответствующие ее интересам и скоординированные между собой .
В качестве структурных (составных) компонентов системы чаще всего выделяют: цели, задачи, стратегию, структуру, ресурсы, технологию и людей. Как было уже сказано выше, системообразующим компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят используемые педагогические технологии, образовательные программы и другие компоненты. В свою очередь цели не могут ставиться произвольно, они также зависят от свойств других компонентов. Например, цели должны обеспечиваться имеющейся педагогической технологией - к примеру, технологиями развивающего обучения. Чтобы достигнуть других целей, нужно изменить технологию.
Практика показывает, что при реализации системного подхода в управлении необходимо осуществить:
Анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;
Определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;
Выявление ее структуры и протекание в ней процессов;
Определение критериев эффективности создаваемой системы;
Раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане системный подход должен отождествляться с проектированием).
Построить систему управления - значит сформулировать цель управленческой деятельности, выделить совокупность элементов системы и установить характер связей между ними, которые позволяют реализовать управленческие действия в достижении поставленной цели.
Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периодическая система химических элементов). В разработку идей системного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Саймон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.
Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.
Практика показывает, что применение системного подхода в управлении образованием вызвано необходимостью:
Рассмотрения управляемых объектов образования и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;
Создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и технологий управленческой деятельности;
Объединения ситуационно разрозненных фактов образовательной практики в единую систему для принятия правильного управленческого решения.
По мнению известного исследователя общей теории систем Дж. ван Гига, системный подход является порождением целостной оптимизации задачи, решаемой в условиях развития сложных систем.
Системный подход в управлении ориентирует управленца на оптимизацию (улучшение) объекта и явления в целом, с учетом всего многообразия проблем их функционирования и развития, а не на оптимизацию их отдельных частей, и представляет собой альтернативу методу частичного улучшения объектов и явлений.
В отечественной научной литературе термином «оптимизация» обозначается процесс, позволяющий получать наивысший возможный для конкретных условий результат. Оптимизация - типично управленческий процесс, реализуемый не только в образовании, но и во всех сферах профессиональной деятельности человека.
Раскроем сущность понятия система. С точки зрения философии система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов . Часто в научной литературе в качестве синонима этого понятия используется термин «системный объект».
В приведенном определении обращают на себя внимание следующие значимые признаки систем.
1. Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Компонентами систем, рассматриваемых в учебном курсе «Основы управления образовательными системами», могут быть люди, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государственные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т.д. Следует отметить, что:
Любая система должна включать в себя не менее двух элементов;
Каждый из компонентов системы сам может являться системным объектом и иметь сложную структуру (например, образовательное учреждение, являясь компонентами муниципальной системы образования, в то же время само представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов);
Один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается. В рассматриваемых нами системах системообразующими компонентами могут выступать цели и различные виды деятельности, детерминированные целями (например, управленческая деятельность, образовательная деятельность и т.д.);
Различные системы отличаются друг от друга природой и свойствами компонентов (особенно системообразующих компонентов).
2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее четко выраженными свойствами (например, муниципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы образования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют инновационную деятельность).
3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. Природа связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, обмен деятельностями {например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонентами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).
Приведем еще одно определение понятия «система», позволяющее существенно дополнить выделенные выше свойства (признаки) систем: система - это дифференцированная целостность взаимосвязанных компонентов со средой .
В этом определении содержится указание на дифференциацию систем. В зависимости от цели, природы компонентов и связей между ними системы могут быть биологическими (человеческий организм), техническими (автомобиль), химическими (периодическая система элементов Д.И.Менделеева), социальными (семья, коллектив работников, студенческая группа и т.д.). Управление как системный объект относится к социальным системам. Структура управления с позиций системного подхода будет рассмотрена в главе 2.
В настоящее время одним из видов социальных систем считаются педагогические системы, представляющие множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения . Термины «педагогическая система», «педагогическая деятельность» и пр. в науке связаны с трансляцией освоенной человеком культуры другим людям.
Если при рассмотрении системного объекта указывается на его отнесенность к реализации совокупности целей обучения, развития и воспитания, то этот объект, в целом относящийся к педагогическим системам, может именоваться образовательной системой.
В современной образовательной практике педагогическое взаимодействие происходит в ситуациях, когда между учителем и учеником, руководителем и подчиненным осуществляется межсубъектный обмен знаниями, способами деятельности, ценностями, что ведет к обогащению опыта самореализации как учителя, так и ученика, как руководителя, так и подчиненного.
Компонентами любой педагогической (образовательной) системы могут быть: люди (учащиеся, учителя, родители, руководители образовательных учреждений); цели; принципы обучения и воспитания; различные педагогические средства достижения целей; условия, факторы, влияющие на процессы, которые происходят в системе и т.д.
Исходя из вышесказанного, термин «образовательная система» содержит указание на то, что данный вид системных объектов имеет отношение к педагогическим системам.
При использовании системного подхода в управлении образовательными системами необходимо рассматривать управленческие явления (проблемы, ситуации) в нескольких планах:
В плане некоторой самостоятельной общности, обладающей определенными свойствами, присущими ей как целостному единичному объекту (например, такой целостной общностью является общеобразовательная школа);
Как части более широкой системы, которой она порождена и в которую она входит в качестве подсистемы (например, общеобразовательная школа является подсистемой муниципальной системы образования города);
В плане взаимодействия с внешней средой, обусловливающего существование данной системы (см. раздел 1.2);
В плане ролевой и содержательной значимости компонентов, составляющих данную систему (ролевая и содержательная значимость общеобразовательной школы обусловлена такими ее компонентами, как цель, миссия школы, коллектив: педагогический, ученический, родительский, технологический педагогический инструментарий, реализуемые образовательные программы и т.д.).
С позиций системного подхода любая организация (в нашем случае - это общеобразовательная школа. - СВ.) является открытой системой. Она взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность организации определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняются, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация должна развиваться и приобретать новые качества. Изменения ее частей не должны осуществляться изолированно, они потребуют согласованных изменений и других частей.
Ранее подходы к управлению были обращены «внутрь управляемой организации». Системный же подход прежде всего рассматривает управляемую организацию как часть другой, внешней по отношению к этой организации, большей системы. Например, общеобразовательная школа как системный объект понимается как часть социума микрорайона, в котором она находится, или как часть муниципальной системы образования города, или как часть региональной, федеральной систем и т.д. Только затем с позиций системного подхода выделяется то, что определяет «поведение» системного объекта, его особенности.
При системном подходе к управлению в центре внимания оказывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых работников (они решают, работать или не работать в этой организации, какие усилия прикладывать, как строить отношения с коллегами и администрацией и т.д.).
Таким образом, организация представляется как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами коммуникации. Важно, чтобы на каждом уровне организации принимались решения, соответствующие ее интересам и скоординированные между собой .
В качестве структурных (составных) компонентов системы чаще всего выделяют: цели, задачи, стратегию, структуру, ресурсы, технологию и людей. Как было уже сказано выше, системообразующим компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят используемые педагогические технологии, образовательные программы и другие компоненты. В свою очередь цели не могут ставиться произвольно, они также зависят от свойств других компонентов. Например, цели должны обеспечиваться имеющейся педагогической технологией - к примеру, технологиями развивающего обучения. Чтобы достигнуть других целей, нужно изменить технологию.
Практика показывает, что при реализации системного подхода в управлении необходимо осуществить:
Анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;
Определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;
Выявление ее структуры и протекание в ней процессов;
Определение критериев эффективности создаваемой системы;
Раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане системный подход должен отождествляться с проектированием).
Построить систему управления - значит сформулировать цель управленческой деятельности, выделить совокупность элементов системы и установить характер связей между ними, которые позволяют реализовать управленческие действия в достижении поставленной цели.
Многие пользователи современных компьютеров очень часто сталкиваются с системными программами, хотя в некоторых случаях даже не подозревают, что имеют дело с ними. Некоторые так вообще стараются не лезть в дебри, чтобы чего не нарушить в работе операционки. Наверное, стоит разобраться с тем, что такое системные программы, какие виды системных программ известны сегодня. Попутно будет рассмотрен вопрос о том, что они собой представляют в плане функционала. Но обо всем по порядку.
Итак, сейчас мы не будем особо вдаваться в тонкости работы системных приложений. Рядовому пользователю это и не нужно. Рассмотрим основные вопросы, связанные с пониманием того, какие системные программы встречаются вообще. Кроме того, можно будет немного узнать об их классификации.
Если говорить простым языком, системные программы предназначены для осуществления связи между установленной операционной системой, «железными» компонентами компьютерного терминала, приложениями и самим пользователем. Причем здесь пользователь? Да просто связь той же операционки с юзером осуществляется посредством графического интерфейса, при помощи которого он может получить доступ к тем или иным функциям, заложенным в самой системе.
Сегодня существует достаточно много классификаций системного ПО. Однако в основе своей условно их можно разделить на несколько классов или групп. Прежде всего, это программы управления системой, средства обработки данных, базовые минимальные наборы для функционирования ОС и сервисные утилиты.
Само собой разумеется, каждый класс можно разделять еще и еще. Так, например, операционные системные программы, по сути, представляют собой самые обычные ОС, которых сегодня можно насчитать десятки. То же самое наблюдается, скажем, в сервисном ПО, где представлено огромное количество всевозможных утилит для самых разных целей (работа с винчестерами, редактирование реестра, удаление компьютерного "мусора", деинсталляция приложений и т. д.)
Одними из самых важных компонентов в любой компьютерной системе являются драйверы, тоже представляющие собой системные программы. Это небольшие специальные приложения, отвечающие за корректное функционирование любого «железного» устройства. Кто не сталкивался с понятием драйвера видеокарты или саундкарты?
Именно драйверы, так сказать, помогают системе правильно настроить работу любого компонента. Как правило, даже при покупке компьютера или ноутбука в комплекте всегда поставляется специальный диск с драйверами. Связано это с тем, что в зависимости от производителя те же ОС Windows не всегда правильно распознают какое-либо устройство, несмотря на обширный каталог, присутствующий в их дистрибутивах.
В некоторых случаях Windows может устанавливать наиболее подходящий драйвер, а устройство не работает. Вот тут на помощь и приходит инсталляция оригинальных «родных» драйверов, предоставленных самим производителем «железного» оборудования.
Как и положено, в ОС Windows имеются собственные системные программы. Это, как правило, утилиты, которые доступны пользователю в главном меню «Пуск» в разделах «Все программы» / «Администрирование», «Обслуживание» и «Стандартные», а некоторые - в «Панели управления». В стандартных программах кроме системных утилит имеется еще и минимальный набор приложений, необходимых для работы.
К сожалению, в плане системных программ ОС Windows особо не отличаются. Большинство процессов скрыто от глаз пользователя. Это и понятно, ведь завершение какого-то процесса или удаление системной службы может иметь катастрофические последствия для всей системы в целом.
Некоторые любознательные юзеры частенько задаются вопросом о том, как удалить системную программу. Ответ прост: никак! Встроенные системные утилиты в ОС Windows не удаляются. Конечно, можно удалить записи и ключи в реестре, но система при повторной загрузке все равно восстановит значения по умолчанию. Кроме того, после удаления возможен вариант, что ОС вообще работать не будет, так что лучше не рисковать.
Оптимизаторы предназначены для ускорения работы операционки путем удаления ненужного компьютерного "мусора", и т. п. В Windows, конечно же, имеются собственные средства в виде того же дефрагментатора для ускорения доступа к данным и запуска приложений или системы
Однако, как показывает практика, они уступают специализированным утилитам типа Advanced System Care, CCleaner, Glary Utillities, Windows 7 Manager и многим другим.
Работа с архивами является неотъемлемой частью любой системы. В Windows имеется встроенный архиватор WinZIP. Надо сказать, что это не собственная разработка Microsoft. Она была создана специально на основе старого доброго ZIP-архивера.
Самыми лучшими в этой области признаны WinRAR, WinZIP, 7-Zip и многие другие. У каждой утилиты своя специфика, но в целом работают они практически по одному и тому же принципу.
Существует еще много дополнительных категорий, которые включают в себя системные программы. Это в том числе элементы управления ActiveX. Самый яркий пример - Adobe Flash Player - программа воспроизведения потокового видео в интернете. Как уже понятно, в самих ОС Windows ничего подобного нет.
Не менее важным компонентом можно назвать всевозможные наборы кодеков и декодеров, без которых невозможно будет ни посмотреть видео, ни воспроизвести аудио. Тут лидирующая позиция принадлежит набору K-Lite Codec Pack.
Очень востребованными являются средства для работы с документами формата PDF или интернет-ресурсами, содержащими такие данные. Тут на помощь приходят программы типа Adobe Reader. Причем такие утилиты в процессе инсталляции способны даже интегрироваться в саму систему и в интернет-браузеры.
Сюда можно отнести и множество системных программ, отвечающих за доступ в интернет или создание локальных сетей, без чего современный мир невозможно себе представить.
В принципе, мы рассмотрели только общие понятия системных программ. На самом деле, если копнуть глубже, перечислять их можно до бесконечности. Понятно ведь, что развитие компьютерной техники на месте не стоит. Именно поэтому и возникают новые классы системных программ, отвечающие уже за совершенно иные направления в работе. Так что можно только догадываться, какими станут системные приложения при возникновении квантовых компьютеров…