Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Поверхности в surfer методы построения. Основы картопостроения в программном пакете Surfer. Surfer в геологии

Поверхности в surfer методы построения. Основы картопостроения в программном пакете Surfer. Surfer в геологии

Ко мне в руки попали две видеокарты из среднего ценового сегмента. Это Sapphire Radeon HD 6850 Toxic и ASUS GeForce GTX 550TI. Сегодня я вам и покажу их.

Sapphire Radeon HD 6850 Toxic

Видеокарты Sapphire версии Toxic всегда слегка отличаются внешним видом от референсного образца, представленного инженерами AMD. Также важными отличиями являются применение более качественных элементов и тихой системой охлаждения, что дает повышать немного частоты в заводских условиях и увеличивает потенциал пользовательского разгона.
Далее перейдем к более подробному описанию видеоадаптера Sapphire Radeon HD 6850 Toxic:
Название видеопроцессора: Radeon HD 6850
Техпроцесс: 40нм
Графическое ядро: AMD Barts PRO
Частота видеопроцессора: 820мгц
Объем памяти: 1024Мб
Типа памяти: GDDR5
Частота Памяти: 4400мгц
Частота RAMDAC: 400мгц
256 бит
Разъемы: DVI x2, HDMI 1.4, Display Port 1.2 x2
960
Число текстурных блоков: 48
Число блоков растеризации: 32
Длина: 220мм
99
500
6pin x2
Сравнивая с эталонным Radeon HD 6850 , модель от Toxic отличается лишь увеличенными частотами GPU и памяти 820/4400мгц (эталонный 6850 работает на 775/4200мгц) соответственно.
Как скажется заводской разгон на производительности видеокарты, увидим дальше.

Упаковка и комплект поставки.



Обычно на упаковках компании Sapphire мы видим воительницу, но в данном случае здесь присутствует таинственный маг, также на передней стороне коробки изображение некоторые характеристики видеоадаптера.


На обратной стороне мы видим краткое описание возможностей видеокарты.


После вскрытия коробки мы видим видеокарту, завернутую в мягкий пакет и уложенную в папье-маше – всё это внушает доверие, что с видеокартой при транспортировке ничего не случится.


Комплект довольно богатый, по сравнению с другими производителями:
Переходник mini Display Port – Display Port
Два переходника для дополнительного питания видеокарты

Регистрационный ключ для игры Dirt3
Мостик CrossFire
Переходник DVI – VGA
Кабель HDMI 1.4 длиной 1.8 метра


Дизайн видеокарты очень схож с референсным образцом, как говорилось ранее.



На обратной стороне видно лишь крепление кулера. Производитель решил основные элементы платы расположить на лицевой стороне для их лучшего охлаждения. Плата выполнена на текстолите синего цвета, странно, но она является полной копией референсного образца Radeon HD 6870, отличаются они только тем, что центральный процессор у 6850 не Barts XT, а Barts PRO.


Для вывода изображения присутствуют:
2x DVI
1x HDMI 1.4
2x Display Port 1.2

ASUS GeForce GTX 550TI

Видеоадаптер на чипсете Nvidia Geforce GTX 550TI пришёл на смену довольно популярному, среди не требовательных геймеров, Nvidia Geforce 450 GTS.
Подробнее о ASUS Geforce GTX 550TI:
Название видеопроцессора: NVIDIA GEFORCE GTX550TI
Техпроцесс: 40нм
Графическое ядро: GF116
Частота видеопроцессора: 910мгц
Объем памяти: 1024Мб
Типа памяти: GDDR5
Частота Памяти: 4104мгц
Частота RAMDAC: 400мгц
Разрядность шины видеопамяти: 192бит
Разъемы: DVI, VGA, HDMI
Число универсальных процессоров: 192
Число текстурных блоков: 32
Число блоков растеризации: 24
Длина: 225мм
Максимально допустимая температура ядра, C: 99
Минимальные требования к блоку питания, Вт: 400
Подключение к блоку питания: 6pin
Исходя из подробных данных видеокарта имеет заводской разгон графического ядра 10мгц. Особого прироста в производительности от разгона мы не увидим.

Упаковка и комплект поставки.



Упаковка ASUS Geforce GTX 550TI выполнена в привычном стиле компании ASUS с изображением воина в латах на коне. Лицевую сторону коробки украшают логотипы поддерживаемых технологий видеоадаптера.


На обратной же стороне краткие описания возможностей видеокарты на 12-ти различных языках, включая русский и небольшое описание технологий Direct CU, Super Alloy Power и Voltage Tweak.


Вскрываем упаковку и видим видеокарту, завернутую в пакет.


Комплект поставки стандартный для бюджетной видеокарты:
Диск с драйверами и утилитами
Переходник с двух 4-контактных периферийных разъёмов питания на один 6-контактный разъём питания видеокарты.
Инструкция по установке и эксплуатации видеокарты




Дизайн видеокарты отличается от референсного образца системой охлаждения, да и собственно платой. Также видеокарта обладает неким ребром жесткости, это не даст плате, в случае установки габаритной системы охлаждения, деформироваться.


Данная модель имеет один разъем для дополнительного питания видеоадаптера, а для вывода изображения есть:
DVI
VGA
HDMI

Тестирование и сравнение видеокарт.

Тестовая конфигурация:
Компьютер на базе процессора AMD Phenom II X4 955 Black Edition (Socket AM3)
Процессор AMD Phenom II X4 955 Black Edtiton (4018 МГц) ;
Системная плата ASUS M4A88T-V EVO ;
Оперативная память 4 ГБ DDR3 Kingmax 1333 МГц ;
Жесткий диск Seagate ST3250310AS (250 ГБ, 7200 RPM, SATA-II) ;
Блок питания Chieftec CFT-700-14CS 700Вт ;
Операционная система Windows 7 Ultimate SP1 64-битная; DirectX 11 ;
Монитор DNS H240 23.6” (1920x1080) ;
Драйверы ATI версии Catalyst 11.12 , Nvidia версии 285.62 .
Отмечу то, что тестовая конфигурация была на открытом стенде.


Как это всё выглядело
Программы и игры, которые использовались при тестировании производительности:
Dirt 3 – DirectX 11, настройки – Ultra High.
Grand Theft Auto 4 Benchmark – Настройки High, дальность прорисовки 100%.
Unigine Heaven Benchmark 2.5 Pro – DirectX 11; 2 варианта настроек.
Battlefield 3 – DirectX 11; настройки – Ultra.
3DMark 11 – DirectX 11; настройки - performance.
FurMark 1.9.0 – для тестирования систем охлаждения в разных режимах скорости вращения: Авто режим, 100% скорости.















Вывод

Итак, с хорошим отрывом побеждает видеокарта Sapphire Radeon HD 6850 TOXIC OC. Во всех играх и бенчмарках она лидировала и просто не давала шансов себя обогнать. В каждой игре было вполне достаточное количество кадров в секунду для комфортной игры. Также здесь сказался и заводской разгон видеоадаптера. Но при прогреве FurMark"om система охлаждения от Sapphire справилась хуже, нежели ASUS. Заметим ещё то, что Sapphire более шумная, при 100% скорости вентилятора (4400об/c) был очень сильный шум, как будто под окном взлетная полоса и на ней сейчас разгоняется боинг на взлет.
Если вы не очень требовательный геймер и вам нужна недорогая и тихая видеокарта, то нужно присматриваться к GTX 550Ti. Если же вам не важен шум и есть возможность немного переплатить, то советую вам положить глаз на Radeon HD 6850 Toxic, так как она имеет заводской разгон, также плата референсного образца, что дает в будущем поставить улучшенную систему охлаждения, разогнать карту ещё больше и получить ещё большую производительность даже в высоких разрешениях.
Достоинства Sapphire Radeon HD 6850 TOXIC OC:
Богатый комплект поставки
Довольно эффективная система охлаждения
Высокая производительность за свою цену
Недостатки:
Шумная система охлаждения
Увеличенное энергопотребление, в сравнении с эталонным образцом HD 6850.
Достоинства ASUS Geforce GTX 550Ti:
Эффективная и тихая система охлаждения
Применение качественных элементов
Низкий уровень энергопотребления
Недостатки:
Скромный комплект поставки
Средняя производительность для своей цены
Обзор сделал Александр "honnete" Емец

AMD открыла шеститысячную серию видеокарт Radeon двумя моделями. Со старшей, Radeon HD 6870 , мы познакомились в прошлом номере (см. ), а в этот раз к нам в тестовую лабораторию попала младшая модель — Radeon HD 6850 .

В тени собрата

В Radeon HD 6870, как вы помните, используется графическое ядро Barts XT . Оно не отличается запредельной мощностью, но предлагает некоторые усовершенствования относительно предыдущих кристаллов AMD : например, улучшенные блоки тесселяции, продвинутый видеодекодер UVD3, а также новые алгоритмы фильтрации и сглаживания. В Radeon HD 6850 все эти полезные вещи остались на месте, инженеры подрезали лишь мускульную силу GPU, отключив пару SIMD-ядер и понизив частоты. Результат этой обработки назвали Barts Pro .

Боевые потери оказались не так уж и велики: чип лишился 160 потоковых процессоров и 8 текстурных блоков. Производительность оставшихся 12 ядер SIMD позволяет рассчитывать на неплохие результаты в играх. Все-таки 960 шейдерных блоков и 48 «текстурников» — достаточный набор для видеокарты среднего класса. Кроме того, блоков растеризации у графического процессора по-прежнему 32 штуки — их AMD упорно не режет. А вот частоту ядра прилично понизили — она упала с 900 аж до 775 МГц (впрочем, это позволяет рассчитывать на превосходный разгонный потенциал новинки). Что касается памяти, то здесь различия между HD 6870 и HD 6850 минимальны. Так, в обеих видеокартах используется 256-битная шина данных и 1 ГБ GDDR5. Разница в частоте незначительна: у младшенькой платы память работает на 4000 МГц, что всего на 200 МГц меньше, чем у собрата.

Radeon HD 6870 оснащается двумя 6-контактными разъемами питания. Искусственно ослабленная HD 6850 потребляет меньше электроэнергии и потому довольствуется всего одним таким разъемом, ведь при максимальной нагрузке перетягивает на себя не больше 127 Вт.

Сравнительная таблица технических характеристик
Характеристика AMD
Radeon
HD 6850
AMD
Radeon
HD 6870
AMD
Radeon
HD 5850
AMD
Radeon
HD 5830
NVIDIA
GeForce
GTX 465
NVIDIA
GeForce
GTX 460
Ядро Barts Pro Barts XT Cypress Pro Cypress XT GF100 GF104
Количество транзисторов 1,7 млрд 1,7 млрд 2,15 млрд 2,15 млрд 3 млрд 1,95 млрд
Техпроцесс 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм
Количество потоковых процессоров 960 шт. 1120 шт. 1440 шт. 1120 шт. 352 шт. 336 шт.
Частота графического ядра 775 МГц 900 МГц 725 МГц 800 МГц 607 МГц 675 МГц
Частота потоковых процессоров 775 МГц 900 МГц 725 МГц 800 МГц 1215 МГц 1350 МГц
Тип, объем памяти GDDR5, 1 ГБ GDDR5, 1 ГБ GDDR5, 1 ГБ GDDR5, 1 ГБ GDDR5, 1 ГБ GDDR5, 1 ГБ
Частота памяти 4000 МГц 4200 МГц 4000 МГц 4000 МГц 3200 МГц 3600 МГц
Шина данных 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит
Количество текстурных блоков 48 шт. 56 шт. 72 шт. 56 шт. 44 шт. 56 шт.
Количество блоков растеризации 32 шт. 32 шт. 32 шт. 16 шт. 32 шт. 32 шт.
Интерфейс PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16
Цена на январь 2011 года 7000 рублей 9000 рублей 8500 рублей 6500 рублей 7100 рублей 6600 рублей

Вживую

AMD могла бы просто припаять Barts Pro к печатной плате от HD 6870, водрузить на нее тот же самый кулер и спокойно приторговывать полученным творением. Но компания выбрала иной подход, и по строению эталонные шеститысячные платы мало похожи друг на друга.

Впрочем, если не снимать с видеокарт кожухи, то разницу не сразу-то и заметишь. Radeon HD 6850 — это все тот же малопривлекательный черно-красный кирпич, разве что длина его уменьшилась на пару сантиметров. Увы, при установке видеокарты в корпус это перестает быть преимуществом, поскольку разъем питания у HD 6850 расположен сзади, а не сбоку, как у более мощной модели.

В HD 6850 для охлаждения чипа используется радиатор с испарительной камерой, а не с тепловыми трубками. Конечно, это не такой монстр, как в Radeon HD 5970 или GeForce GTX 580 . Нет, здесь все скромнее: сама камера маленькая, да и ребер к ней подходит не так уж много. Словом, принцип разумной достаточности в действии. Подсистема питания и чипы памяти прикрыты одним общим радиатором с очень низкими ребрами. По эффективности он мало отличается от абсолютно плоской пластины, но это все же лучше, чем ничего. Установленный в турбине вентилятор изменений не претерпел — авторы используют одну и ту же вертушку уже несколько лет кряду.

Как мы уже сказали, печатная плата HD 6850 короче и у нее иное расположение контактов для разъема 6-pin. А вот набор видеовыходов ничуть не изменился: в наличии все те же два Mini DisplayPort 1.2, два DVI и один HDMI 1.4a.

Синтетические тесты
3DMark Vantage
Модель видеокарты GPU CPU Overall Соотношение
производи-
тельности
AMD Radeon HD 6850 12 596 16 499 13 365 100%
AMD Radeon HD 6870 15 131 16 493 15 450 116%
AMD Radeon HD 5850 14 832 17 597 15 427 116%
AMD Radeon HD 5830 12 781 17 594 13 720 103%
NVIDIA GeForce GTX 465 11 674 42 636 14 264 107%
NVIDIA GeForce GTX 460 12 556 40 963 15 188 114%
Unigine Heaven Benchmark 2.0
Модель видеокарты FPS Overall Соотношение
производи-
тельности
AMD Radeon HD 6850 11,8 298 100%
AMD Radeon HD 6870 13,8 348 117%
AMD Radeon HD 5850 11,4 288 97%
AMD Radeon HD 5830 10,5 266 90%
NVIDIA GeForce GTX 465 16,7 421 141%
NVIDIA GeForce GTX 460 16,9 426 143%

Забег

Для сравнительного тестирования мы выбрали видеокарты с сопоставимой ценой. Отталкивались от розничных цен, поскольку розница наша, как известно, осмысленна, но беспощадна — возможности подзаработать на свежем товаре не упустит. Соответственно, соревноваться новинке пришлось с Radeon HD 5830 , GeForce GTX 465 и гигабайтной версией GeForce GTX 460 . А чтобы оценить прогресс относительно прошлого поколения видеокарт и отставание от старшей модели, мы добавили в список два заведомо более мощных адаптера — Radeon HD 5850 и Radeon HD 6870 .

GPU-тест из 3DMark Vantage продемонстрировал, что новое творение AMD в состоянии тягаться с GTX 460 и HD 5830, играющими в той же ценовой категории, что и новичок. GeForce GTX 465 вдруг оказалась в хвосте, а наилучшие результаты ожидаемо показали HD 5850 и HD 6870 — они обошли нашего героя почти на 20%. В Unigine Heaven Benchmark 2.0 карты NVIDIA оказались вне досягаемости, зато улучшения GPU позволили HD 6850 обойти платы Radeon прошлого поколения. Отставание от HD 6870 у новинки приблизительно то же, что и в предыдущем тесте, — 17%.

Игровые тесты показали прежде всего несостоятельность Radeon HD 5830 — эта видеокарта бодро выглядела в 3DMark Vantage, но в реальной жизни уже не смогла составить конкуренцию в своем ценовом сегменте. Обе GeForce меж тем все еще полны сил — несмотря на то, что NVIDIA сбросила цены на свои графические платы, они по-прежнему актуальны. Разрыв между HD 6850 и HD 6870 особо не изменился и составил все те же 20%. Догнать HD 5850 у новичка не получилось: в Cypress Pro в полтора раза больше потоковых процессоров, чем в Barts Pro, и за счет оптимизации ядра эту разницу не покроешь.

Игровые тесты (кадров в секунду)
Название игры, настройки AMD
Radeon
HD 6850
AMD
Radeon
HD 6870
AMD
Radeon
HD 5850
AMD
Radeon
HD 5830
NVIDIA
GeForce
GTX 465
NVIDIA
GeForce
GTX 460
Resident Evil 5 (DX10)
High, 1680x1050, AF 16x, AA 8x 93,9 96,1 92,4 74,5 83,7 83
High, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 86,8 89,6 90,5 67 76,4 76,2
100% 103% 102% 79% 89% 88%
Devil May Cry 4 (SC2, DX10)
SuperHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 8x 95,7 101,3
SuperHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 92,6 126,3 114,8 77,7 93,3 93
Соотношение производительности 100% 136% 124% 84% 102% 105%
Aliens vs. Predator (Demo, DX11)
VeryHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 2x 32,5 39,6 32,2 24,4 33,1 32
VeryHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 2x 29 35,4 33,3 21,7 29,3 28,5
Соотношение производительности 100% 122% 107% 75% 101% 98%
Соотношение цены 100% 129% 121% 93% 101% 94%
Соотношение производительности 100% 120% 111% 80% 97% 97%

  1. Тестирование было проведено в тестовой лаборатории AMD 10 января 2019 г. Оценка производительности ПК производилась с помощью группы тестов на производительность пакета PCMark® 10 Extended. Результаты «чем выше, тем лучше» - выявляют систему, которая в целом быстрее. Результаты оценки производительности представлены в следующем виде - Ryzen 7 PRO [предыдущего поколения] (100 %) и Ryzen 7 "Picasso" (на % быстрее). Ryzen 7 PRO 2700U и Ryzen™ 7 3700U: 5079,3 против 6355,8 (на 25 % быстрее) Ryzen 5 PRO 2500U и Ryzen™ 5 3500U: 4938,8 против 6201,0 (на 26 % быстрее) Ryzen 3 PRO 2300U и Ryzen 3 3300U: 5015,5 против 6189,5 (на 23 % быстрее) Тестируемая система на базе AMD Ryzen™: эталонная материнская плата AMD, Ryzen™ 7 3700U/Ryzen™ 5 3500U, ОЗУ DDR4-2400 2 x 4 ГБ, графика Radeon™ Vega (драйвер 25.20.14102.16), SSD-диск Samsung 850 Pro, ОС Windows® 10 Pro x64 (сборка 17763). Тестируемые системы предыдущего поколения на базе AMD: HP EliteBook 735 G5, Ryzen 7 PRO 2700U, ОЗУ DDR4-2400 2 x 4 ГБ, SSD-диск Samsung 850 EVO, графика AMD Radeon Vega 10 (драйвер 23.20.841.1792), ОС Windows 10 (сборка 17134.191). Тестируемые системы предыдущего поколения на базе AMD: Dell Latitude 5495, Ryzen 5 PRO 2500U, ОЗУ DDR4-2400 2 x 4 ГБ, SSD-диск Samsung 850 EVO, графика AMD Radeon Vega 8 (драйвер 23.20.815.4352), ОС Windows 10 (сборка 17134.112). Тестируемые системы предыдущего поколения на базе AMD: Dell Latitude 5495, Ryzen 3 PRO 2300U, ОЗУ DDR4-2400 2 x 4 ГБ, SSD-диск Samsung 850 EVO, графика AMD Radeon Vega 6 (драйвер 23.20.815.4352), ОС Windows 10 (сборка 17134.112). PCMark - зарегистрированный товарный знак корпорации FutureMark. Все баллы отражают среднее значение после проведения 3 тестов с одинаковыми настройками. Результаты могут отличаться в зависимости от конфигурации систем и версий драйверов. PP-6
  2. Тестирование проводилось в лаборатории по оценке производительности AMD 4 декабря 2018 г. «Время работы от батареи» определяется как длительность непрерывной работы в часах до автоматического выключения системы в связи с полной разрядкой аккумуляторной батареи. Проверка времени воспроизведения видео выполнена по методике Microsoft WER, времени работы в обычном режиме - при помощи MobileMark 14. Результаты указаны в минутах в следующем порядке: мобильный процессор AMD Ryzen™ 7 2700U 1-го поколения (100 %) по сравнению с мобильным процессором AMD Ryzen™ 7 3700U 2-го поколения. Обычный режим: Ryzen™ 7 2700U: 8,1 часа против Ryzen™ 7 3700U: 12,3 часа (на 51 % дольше). Тестируемая система на базе Ryzen™ 7 2700U: Lenovo IdeaPad 530s, Ryzen™ 7 2700U, ОЗУ DDR4-2400 2 х 4 ГБ, графика Radeon™ Vega10 (драйвер 23.20.768.0), панель 1920 x 1080 AUO 403D 13,9 дюйма, SSD-диск Toshiba KBG30ZMT512G 512 ГБ, батарея 45 Вт-ч, яркость 150 нит, ОС Windows® 10 x64 RS4. Тестируемая система на базе Ryzen™ 7 3700U: эталонная материнская плата AMD, AMD Ryzen™ 7 3700U, ОЗУ DDR4-2400 2 x 4 ГБ, графика Radeon™ Vega10 (драйвер 23.20.768.0), дисплей AUO B140HAN05.4 14 дюймов, SSD-диск 256 ГБ WD Black WD256G1XOC, батарея 50 Вт⋅ч, яркость 150 нит, ОС Windows® 10 x64 RS5. Результаты могут отличаться в зависимости от версий драйверов и системных конфигураций. RVM-164
  3. До появления Ryzen Threadripper 2990WX процессором для настольных ПК с наибольшим числом ядер был процессор Intel Core i9-7980XE с 18 ядрами. С выпуском 32-ядерного процессора Ryzen Threadripper 2990WX максимальное количество ядер в процессоре для настольных ПК стало 32. RP2-2
  4. Тестирование проводилось 26 июня 2018 г. в тестовой лаборатории AMD на системе со следующей конфигурацией. Производители ПК могут вносить в конфигурацию ПК изменения, из-за чего результаты могут быть иными. Результаты могут отличаться в зависимости от используемых версий драйвера. Тестовые конфигурации: материнская плата AMD "Whitehaven" X399 с сокетом sTR4 + AMD Ryzen™ Threadripper 2990WX и Gigabyte X299 AORUS Gaming 9 + Core i9-7980XE. В обоих системах установлена видеокарта GeForce GTX 1080 (драйвер 24.21.13.9793), 4 x 8 ГБ DDR4-3200, Windows 10 x64 Pro (RS3), SSD Samsung 850 Pro. Под "мощностью" понимается вычислительная производительность процессора согласно результатам теста производительности Cinebench R15. Процессор Core i9-7980XE показал средний результат выполнения теста 3335,2 балла, средний же результат процессора Ryzen Threadripper 2990WX составил 5099,3 балла, т. е. он на (5099,3 / 3335,2 = 153 %) 53 % быстрее процессора Intel Core i9-7980XE. RP2-1

© Advanced Micro Devices, Inc., 2018 г. Все права защищены. AMD, логотип «стрелка AMD», Radeon и любые их комбинации являются торговыми марками компании Advanced Micro Devices, Inc. Наименования всех остальных товаров используются только в справочных целях и могут являться торговыми марками соответствующих владельцев.

Были изучены все известные на сегодня технические данные по видеокартам серии HD 6800. Но что же с остальными? По ним еще нет никакой конкретной информации.

Как видите, компания AMD планирует заменить серию HD 5800 новыми видеокартами на базе GPU "Barts" и "Cayman". Про последний пока ничего неизвестно. Но чуть выше, мы видим изображение двух видеопроцессоров. Вероятно, под этим подразумевается новый двухпроцессорный флагман, коим сейчас является HD 5970.

Последний на сегодня слайд отчасти вносит некоторую ясность в данный вопрос. В серии HD 6000 планируется полноценная подсерия HD 6900. Это значит, что к ней будет относиться не только двухпроцессорный гигант, но и еще два графических ускорителя. Но уже сейчас можно сказать, что самой мощной видеокартой нового поколения от AMD станет HD 6990. Очень жаль, но никаких данных ни о сроках выхода, ни о технических характеристиках будущих продуктов нет, остается только ждать.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ

Геологический разрез - вертикальное сечение земной коры от поверхности в глубину. Геологические разрезы составляются по геологическим картам, данным геологических наблюдений и горных выработок (в т.ч. буровых скважин), геофизических исследований и др. Геологические разрезы ориентируют главным образом вкрест или по простиранию геологических структур по прямым или ломаным линиям, проходящим при наличии глубоких опорных буровых скважин через эти скважины. На геологические разрезы оказывают условия залегания, возраст и состав горных пород. Горизонтальные и вертикальные масштабы геологических разрезов обычно соответствуют масштабу геологической карты. При проектировании горных предприятий, инженерно-геологических изысканиях из-за несопоставимости мощностей рыхлых отложений и протяженности профилей их вертикальный масштаб увеличивают по сравнению с горизонтальным в десятки и более раз.

SURFER В ГЕОЛОГИИ

Геоинформационная система Golden Software Surfer в настоящее время является отраслевым стандартом построения графических изображений функций двух переменных. Мало найдётся предприятий в геологической отрасли, которые не использовали бы Surfer в своей повседневной практике при построении карт. Особенно часто с помощью Surfer создаются карты в изолиниях (контурные карты).

Непревзойдённым достоинством программы являются заложенные в неё алгоритмы интерполяции, которые позволяют с высочайшим качеством создавать цифровые модели поверхности по неравномерно распределённым в пространстве данным. Наиболее часто используемый при этом метод - Kriging - идеально подходит для представления данных во всех науках о Земле.

Логику работы с пакетом можно представить в виде трех основных функциональных блоков:

  • · 1. Построение цифровой модели поверхности;
  • · 2. Вспомогательные операции с цифровыми моделями поверхности;
  • · 3. Визуализация поверхности.

Цифровая модель поверхности традиционно представляется в виде значений в узлах прямоугольной регулярной сетки, дискретность которой определяется в зависимости от конкретной решаемой задачи. Для хранения таких значений Surfer использует собственные файлы типа GRD (двоичного или текстового формата), которые уже давно стали стандартом для пакетов математического моделирования.

Возможно три варианта получения значений в узлах сетки:

  • · 1) по исходным данным, заданным в произвольных точках области (в узлах нерегулярной сетки), с использованием алгоритмов интерполяции двухмерных функций;
  • · 2) вычисление значений функции, заданной пользователем в явном виде. В состав программы Surfer входит достаточно широкий набор функций - тригонометрических, Бесселя, экспоненциальных, статистических и некоторых других;
  • · 3) переход от одной регулярной сетки к другой, например при изменении дискретности сетки (здесь, как правило, используются достаточно простые алгоритмы интерполяции и сглаживания, так как считается, что переход выполняется от одной гладкой поверхности к другой).

Кроме того, разумеется, можно использовать готовую цифровую модель поверхности, полученную пользователем, к примеру, в результате численного моделирования.

Пакет Surfer предлагает своим пользователям несколько алгоритмов интерполяции: Криге (Kriging), Степень обратного расстояния (Inverse Distance to a Power), Минимизация кривизны (Minimum Curvature), Радиальные базовые функции (Radial Basis Functions), Полиномиальная регрессия (Polynomial Regression), Модифицированный метод Шепарда (Modified Shepard"s Method), Триангуляция (Triangulation) и др. Расчет регулярной сетки может выполняться для файлов наборов данных X, Y, Z любого размера, а сама сетка может иметь размеры 10 000 на 10 000 узлов.

В Surfer в качестве основных элементов изображения используются следующие типы карт:

  • · 1. Контурная карта (Contour Map). В дополнение к обычным средствам управления режимами вывода изолиний, осей, рамок, разметки, легенды и пр. есть возможность создания карт с помощью заливки цветом или различными узорами отдельных зон. Кроме того, изображение плоской карты можно вращать и наклонять, использовать независимое масштабирование по осям X и Y.
  • · 2. Трехмерное изображение поверхности: Wireframe Map (каркасная карта), Surface Map (трёхмерная поверхность). Для таких карт используются различные типы проекции, при этом изображение можно поворачивать и наклонять, используя простой графический интерфейс. На них можно также наносить линии разрезов, изолиний, устанавливать независимое масштабирование по осям X, Y, Z, заполнять цветом или узором отдельные сеточные элементы поверхности.
  • · 3. Карт исходных данных (Post Map). Эти карты используются для изображения точечных данных в виде специальных символов и текстовых подписей к ним. При этом для отображения числового значения в точке можно управлять размером символа (линейная или квадратичная зависимость) или применять различные символы в соответствии с диапазоном данных. Построение одной карты может выполняться с помощью нескольких файлов.
  • · 4. Карта - основа (Base Map). Это может быть практически любое плоское изображение, полученное с помощью импорта файлов различных графических форматов: AutoCAD [.DXF], Windows Metafile [.WMF], Bitmap Graphics [.TIF], [.BMP], [.PCX], [.GIF], [.JPG] и некоторых других. Эти карты могут быть использованы не только для простого вывода изображения, но также, например, для вывода некоторых областей пустыми.

С помощью разнообразных вариантов наложения этих основных видов карт, их различного размещения на одной странице можно получить самые различные варианты представления сложных объектов и процессов. В частности, очень просто получить разнообразные варианты комплексных карт с совмещенным изображением распределения сразу нескольких параметров. Все типы карт пользователь может отредактировать с помощью встроенных инструментов рисования самого Surfer.

Методика построения структурных карт кровли (подошвы) нефтеносного пласта и его геологического разреза.

  • 1. На основе файла построить базовую карту в масштабе в 1 см 1000 метров.
  • 2. Оцифровать границы лицензионного участка.
  • 3. Оцифровать скважины и сохранить в формате DAT файл «кровля» (колонка А - долгота, колонка В - широта, колонка C - глубина залегания кровли, колонка D - номер скважины, колонка С - тип скважины: эксплуатационные с трехзначным номером, остальные - разведочные)
  • 4. Оцифровать линию профиля. Сохранить в формате BLN «линия профиля» с пустой ячейкой В1.
  • 5. Создать «Обзорную карту лицензионного участка» со слоями - границы, линия профиля и скважины с подписями.
  • 6. К обзорной карте добавить слой «Структурная карту по кровле пласта ЮС2» - сглаженный (с коэффициентом 3 для двух координат), изолинии через 5 метров (приложение 1).
  • 7. Создать «Профиль по кровле пласта ЮС2» - масштаб горизонтальный совпадает с масштабом карты, масштаб вертикальный в 1 см 5 метров.

геологический карта профиль программный