В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.
Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.
На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.
Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.
Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:
Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.
В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).
В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.
К обязательным типовым компонентам относятся:
К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.
К типовым инфраструктурным компонентам относятся:
К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.
Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:
По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.
Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).
Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».
Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».
Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.
Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.
Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.
Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.
Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:
При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.
Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.
При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.
Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.
В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.
По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.
Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.
Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.
Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.
Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.
Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.
Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.
В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.
И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.
Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:
Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:
Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.
IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В школе также есть мобильный класс, оснащенный 20 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, так и в организации внеклассной, воспитательной работе.
Информационные технологи используются на разных этапах урока.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. мультимедиа технологии:
2. раздаточный материал:
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
1. мультимедиа технологии:
2. компьютерные технологии:
Пример организации закрепления и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
1. мультимедиа технологии:
2. компьютерные технологии:
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.
Пример использования сети Интернет на уроках:
Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Список литературы
1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с.
2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
3. Журнал «Школьные технологии» - 2003 - 2005 г.
4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
6. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации"
7. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000
9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
11. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/
12. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.
13.Ictsport.wehse.ru/.../VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNOLOGIY_1228126672.doc
14. pedsovet.org/.../Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В.
15. festival.1september.ru/.../513744/
Кудрявицкая Наиля Шавкатовна
преподаватель-организатор ОБЖ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5», г. Оренбург
Анастасия Сергеевна Чулкова
г. Стаханов ГБОУ ЛНР «Стахановская
специализированная школа I - III ступеней
№9 им. А.Стаханова
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании
Аннотация: Данная работа является описанием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в образовании. Изложены задачи, решаемые с помощью внедрения ИКТ в образовательный процесс. На основании популяризации данного вида технологий в обучении приведены достоинства и недостатки в получении необходимых знаний.
Ключевые слова: Информация, информационно-коммуникационные технологии, компьютеризация, всемирная паутина, электронные ресурсы.
С каждым годом современное общество развивается и прогрессирует практически во всех отраслях нашей жизнедеятельности. Тем самым, провоцируя появление огромного количества информации, которую невозможно хранить только лишь в своей голове или же записывая «от руки» на бумаге. Информация – это некий багаж знаний, который люди передают из поколения в поколение, друг другу, обновляя, перерабатывая и дополняя. Невозможно представить современного человека, который не стремился бы к пополнению своих знаний и совершенствованию уже имеющихся. Сейчас существует масса источников для получения информации и, в первую очередь, главным источником, а так же доступным и, пожалуй, незаменимым, на сегодняшний день является интернет. Всемирная паутина охватывает глобальное пространство, а компьютерные технологии, которые имеют сильнейшее влияние в наше время, позволяют предоставить информационное обеспечение абсолютно всем желающим.
С чего же начинаются знания? Конечно же, с образования. Как гласит пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Быть образованным – это жить полноценной жизнью, это быть самоуверенным человеком, разносторонним, а так же быть полезным обществу. Благодаря развитию компьютеризации, появлению новой техники, информация и знания стали доступны всем. Доступность – вот главный показатель, по которому мы просто обязаны быть образованными, пополнять свою «копилку» знаний и шагать в ногу со временем.
Внедрение новейших технологий, информатизация и компьютеризация на данный момент являются неотъемлемой частью образования и образовательного процесса в целом. Таким образом, «образование» и «информационно-коммуникационные технологии» становятся на одну ступень в получении знаний.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это методы и приемы сбора, передачи и хранения информации, а так же взаимодействия между педагогом и обучаемым, как в прямом, так и в обратном порядке в системе современного образовательного процесса.
Каждый педагог должен владеть, как минимум, простейшими навыками в сфере ИКТ и уметь применять их на практике, а в перспективе стремиться овладевать всевозможными знаниями в использовании информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Важным устройством в применении ИКТ является компьютер, на котором должно быть установлено все необходимое программное обеспечение, и сопутствующее оборудование: проектор, мультимедийная доска, колонки и др.
Такое оснащение позволяет наглядно предоставлять информацию, и доступнее донести в массы с помощью: презентаций, слайд-шоу, таблиц, видео- и аудиозаписей необходимый материал, который при зрительном восприятии усвоится гораздо быстрее и в большем объеме. Использование мультимедийной доски сделает урок более интересным и красочным, а как мы знаем мозг ребенка лучше воспринимает информацию, если она представляется в развлекательной форме, поэтому и предложенный материал воспримется с легкостью и лучше отложится в памяти.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы информационно-коммуникационные технологии дополняли, а не заменяли общение и получение новых знаний в цепочке «учитель-ученик-учитель».
С развитием компьютеризации образование вышло на новый уровень. Это связано с получением информации из различных источников, из любой точки мира. Легкий доступ к электронным ресурсам (библиотекам, хранилищам, архивам, базам данных и др.), позволяет черпать знания, всего лишь при наличии подключения к сети Интернет. Всемирная паутина так же позволяет использовать и другие широко распространенные ИКТ-технологии, такие как: онлайн-уроки, тесты, олимпиады, курсы, конференции, консультации и многое другое.
Информационно-коммуникационные технологии являются незаменимым помощником для дистанционного обучения (взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, сохраняя все необходимые компоненты учебного процесса). В онлайн режиме или с использованием электронной почты происходит обмен информацией, беспрерывного процесса обучения.
Мощным источником получения знаний являются электронные образовательные издания. Они распространены в глобальной сети, а так же хранятся и передаются на съемных носителях. Индивидуальный подход к такому материалу дает глубокое понимание и восприятие самостоятельно изученного материала и проверке своих знаний.
Таким образом, из всего вышесказанного, информационно-коммуникационные технологии в образовании можно классифицировать по области методического назначения на:
Обучающие (получение знаний, навыков, обеспечение достаточного уровня усвоения материала).
Тренажеры (проверка своих знаний, отработка навыков, практика).
Информационно-поисковые и справочные (поиск необходимой информации).
Демонстрационные (визуальное восприятие необходимой информации).
Имитационные (замена моделью реального объекта, достаточно точно описывающую реальную систему).
Лабораторные (возможность проводить эксперименты и опыты).
Моделирующие (составление модели объекта).
Расчетные (автоматизация расчетов, формул и др.).
Учебно-игровые (учебный процесс представляется в виде игры).
Задачи, которые педагог может решить с помощью ИКТ:
- усовершенствовать организацию урока и повысить свою индивидуальность в обучении;
Повысить интерес и продуктивность к самостоятельной подготовке учеников;
Повысить мотивацию к обучению;
На практике отработать все преимущества использования ИКТ;
Повысить мотивацию к обучению и получению новых знаний;
Активизировать учебный процесс;
Привлекать учащегося к исследовательской деятельности;
Обеспечить гибкость обучения.
В заключение хотелось бы сказать, что помимо огромного количества преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, есть и некоторые недостатки, а самым главным из них является возможность использования чужих материалов, выдавая за свои, так сказать – плагиат. Заимствование готовых рефератов, решенных задач, докладов и много другого, снижает эффективность обучения. Поэтому использовать ИКТ нужно обдуманно и с пользой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс], –
Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании/ А.И.Яковлев// Информационное общество. – 2001. – Вып.2. – С. 32-37.
Разработали: -заместитель директора по УВР,
-учитель истории МОУ «Городищенская СОШ №3»
Информационно – коммуникационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии сейчас так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационно-коммуникационные технологии».
К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся:
ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;
Устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;
Средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»);
Системы искусственного интеллекта;
Системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.;
Современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).
До сегодняшнего времени речь шла в основном о компьютерных технологиях и постепенно в учебном процессе школ стали использоваться персональные компьютеры. Поэтому поговорим об информационной технологии, связанной с использованием персонального компьютера.
Современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации, как-то:
Система сбора,
Обработки, хранения,
Поиска информации посредством определённого вида техники;
Набор программных средств;
Соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.
Как может учитель использовать персональный компьютер в своей работе?
https://pandia.ru/text/78/244/images/image009_44.gif" width="194" height="65">
Наглядно - демонстрационная Тренажер Контроль знаний
https://pandia.ru/text/78/244/images/image016_31.gif" width="249" height="64">
Поиск информации Сообщения в виде презентации Электронный учебник
Программа Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ Microsoft Office стать разработчиком собственного программного продукта по своему предмету. В Интернете можно найти готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по - своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Это легко сделать с помощью данной программы. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.
В отличие от традиционных видов наглядности, урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
Презентация состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т. д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей, поскольку большинство из них, как мы знаем, визуальны по восприятию информации.
Современные школьники получили возможность использовать информационное поле Интернет для приобретения дополнительных знаний и самостоятельной работы для формирования своих знаний, умений и навыков. Созданы информационно-методические комплексы, где можно получить любую, интересующую учащихся научную информацию, воспользоваться электронными учебниками, электронной библиотекой, справочниками, лекциями, рефератами, творческими работами и учителей, и учащихся. По запросу получить тесты и тексты контрольных работ для самопроверки, получить консультации по любому учебному предмету.
Перспективная комплексная модель «Информатизация и Школа будущего» как система социально-педагогических моделей развития школы в рамках концепции «Школа и семья: партнерство в воспитании гражданина»
За последние 5 лет реализации федеральных и региональных программ информатизации образования произошел переход от компьютеризации школы к формированию единого информационного образовательного пространства школы.
Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.
Для каждого автоматизированного рабочего места необходимо предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным программным обеспечением для их использования.
Особый интерес вызывает использования в процессе обучения интерактивной доски, документ - камеры. Большой экран позволяет демонстрировать рисунки, схемы, графики с мультимедийными возможностями, показывать видеоклипы, научно-популярные и художественные фильмы.
Современный школьник должен быть так обучен, чтобы приобрести следующие информационно - коммуникационные умения:
1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
2. кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
4. осуществлять поиск, выполнять простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, справочники, записные книжки, Интернет.
5. пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
6. называть и описывать различные инструменты, используемые человеком при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер) и уметь их описывать;
7. использовать компьютер для решения учебных и практических задач. Для этого обладать начальными навыками работы на компьютере, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;
8. создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
В настоящее время происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого ученику. В связи с этим актуальной проблемой является смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования новыми информационными технологиями. В своей работе наравне с традиционными методами обучения можно использовать систему обучения Moodle (Моодус) в компьютерной сети класса, что позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу учащихся.
Для организации такой поддержки создан курс «Информатики» в условиях Интернет - среды на базе интерактивных учебников, электронных книг, тестов, опросов, форумов и т. д.
В основе создания и сопровождения такого курса лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).
Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
2. По функциям в организации образовательного процесса:
3. По типу информации:
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
Материал подготовила: методист ЦРНО изд-ва «Просвещение»
Игушева И.А.
(по материалам сайтов: