Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Проект «влияния компьютера на психику человека». проблемный вопрос как влияет компьютер на психику человека, и как совместить здоровый образ жизни и работу. Презентация на тему: Влияние компьютера на психику человека

Проект «влияния компьютера на психику человека». проблемный вопрос как влияет компьютер на психику человека, и как совместить здоровый образ жизни и работу. Презентация на тему: Влияние компьютера на психику человека


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В последние годы человечество столкнулось с глобальной компьютеризацией всех видов человеческой деятельности. Персональный компьютер стал нашим спутником и дома. Без компьютера не обходятся и дети. ГИПОТЕЗА Сейчас прожить без компьютера практически невозможно. Интернет, чаты, форумы - эти слова давно и прочно вошли в нашу жизнь. Но вместе с ними в нашу жизнь вошли и такие новые понятия как «Интернет- зависимость», «игромания». Увеличилось число людей, больных «типично компьютерными» болезнями - ухудшением зрения, искривлением позвоночника и другими неприятными заболеваниями. Но всё же компьютер приносит не одни беды, иногда он очень помогает, и мы хотим показать «обе стороны медали».


Главным образом выражается в двух основных формах: интернет - зависимость (интернет - аддикция) чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой: Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Физические симптомы: сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ТЕРМИН «ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Впервые научный подход к изучению феномена «интернет-зависисости» продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.


ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре. Аддикты постоянно находятся в состоянии сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией. Что происходит с ними во время игры более менее объективно выявить сложно, так как любое отвлечение от игры – это выход из виртуальной реальности. В процессе игры их настроение существенно улучшается, присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир. Большинство аддиктов – люди, имеющие ряд семейных проблем, проблемы на работе, учебе. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире – виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта – он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.


ПСИХОЛОГИЯ ГЕЙМЕРА "Геймерами" называют людей, которые используют компьютер в большей степени только ради игр. Многочисленные исследования показывают геймеры крайне редко смотрят телевизор и почти не читают газет и журналов. Аудитория геймеров далеко не малочисленна. Ядро составляют люди в возрасте от 20 до 44 лет.Второй по численности группой геймеров является молодежь в возрасте от 10 до 19 лет. Исследования показали, что 44% игроков имеют высшее образование.


В КАКИЕ ИГРЫ ИГРАЮТ ПОДРОСТКИ? Условно всю совокупность игр можно разбить на несколько основных видов. Наиболее распространенными видами являются 3D Action (обычно это всевозможные "бродилки", "мочилки", "леталки", "гонки") и Logic ("аркады", "квесты", "стратегии"). Вообще-то, игровых стилей намного больше, но 3D Action и Logic являются наиболее яркими и любимыми. Любой игровой стиль по-своему интересен и развивает определенное мышление игрока. Первоначальный смысл игр заключался в своеобразном отдыхе от монотонной будничной жизни. Но иногда этот отдых перерастает в психологическую зависимость от компьютера. На научной конференции в Голландии, посвященной компьютерным играм, ученые отметили, что у геймеров наблюдается повышенная активность в тех же зонах мозга, что у наркоманов и алкоголиков.


Компьютерные игры, использующие технологию VR (виртуальная реальность), можно назначать детям с тяжелыми ожогами как дополнительное болеутоляющее средство, сообщает BBC News. Австралийские медики из госпиталя Аделаиды считают, что погружение в мир монстров и пришельцев помогает побороть боль у таких пациентов. Семи обожженным в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось играть в VR-игры во время длительной процедуры смены повязок. При этом дети, которым давались и традиционные обезболивающие, гораздо легче переносили перевязку. В качестве "игрового" обезболивания использовались закрепленные на голове два миниатюрных компьютерных экрана и специальный сенсор, который позволял детям двигаться внутри виртуального мира и отстреливать монстров. Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях. Исследователи считают, что можно подобрать игры, которые будут максимально эффективны в той или иной возрастной группе. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, КАК БОЛЕУТОЛЯЮЩЕЕ СРЕДСТВО


Федеральная посредническая служба Соединенных Штатов предлагает расширить стандартную обучающую программу младших классов специальным курсом, который поможет научить детей решать конфликты мирным путем. Согласно статистике, собранной американскими аналитиками, каждый третий учащийся начальной школы жалуется на негативное отношение и издевательства со стороны сверстников. В качестве основного элемента нового обучающего курса предлагается использовать компьютерную игру под названием «Хорошая школа, в которой действуют мирные законы». В этой игре с анимированными персонажами и "ожившими" предметами детям предлагается находить выходы из конфликтных ситуаций, выбирая один из четырех возможных вариантов развития событий. После того, как ребенок сделает свой выбор, ему демонстрируются последствия принятого решения. В настоящее время игра Cool School: Where Peace Rules является экспериментальным проектом. Однако Федеральная посредническая служба США уже ищет частных инвесторов для того, чтобы распространить игру во всех школах страны. РЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ МИРНЫМ ПУТЕМ


СОЦИОЛОГИ СОСТАВИЛИ ПОРТРЕТ ТИПИЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНТЕРНЕТА Согласно опросу, проведенному в 14 странах мира, портрет типичного "обитателя" Сети везде примерно одинаков. Он много читает книг, больше времени уделяет общественной жизни, нежели "неподключенные" соратники, и проводит перед телевизором не более пяти часов в неделю. Подмечено также, что за компьютером больше проводят времени мужчины, чем женщины. Хотя и здесь есть свои исключения. Например, в Тайване представители обоих полов в почти равной степени проводят время в интернете (25% мужчин и 23,5% женщин). Лидерство в сфере общения в интернете принадлежит Китаю. Именно китайцы больше всех обсуждают со своими коллегами в различных форумах и чатах политические темы, хобби или вопросы религии.


ТЕСТ НА КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ Изучая литературу, мы выяснили, что важное влияние на формирование определённых свойств личности у каждого школьника оказывают компьютерные игры. К тому же при значительных перегрузках у них могут возникнуть проблемы со здоровьем (покраснение глаз и головная боль). Поэтому нужно проводить диагностику поведения школьников во время игры на компьютере, разъяснять негативное влияние игр. Для диагностики состояния играющего предлагается использовать компьютерный тест, содержащий 8 вопросов и возможные варианты ответов. компьютерный тест Тестирование из 69 человек показало, что 46 человек - заинтересованы игрой, 22 - увлечены, а 1- уже находится в стадии зависимости, на что необходимо обратить особое внимание.


Мы думаем, что ребятам стоит задуматься... Хотя бы о том, сколько времени они проводят за компьютером. Их необходимо научить контролировать свое время вообще (и прежде всего - время, проведенное за компьютером), свои эмоции и чувства. Учащимся рекомендуется проводить за компьютером не более 2-3 часов в день и поменьше играть. Лучше что-либо изучать или обучаться в игровой форме. Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часов, ребенка - от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста. Минимальный перерыв - 15 минут. ОПРОС УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ (38 человек) 1.Имеете ли вы компьютер?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Работа «Влияние компьютера на психику человека» пополнила наши знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере. Изучая литературу, мы узнали, что кроме "сетемании", в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами - «Игромания«. Особенно синдрому игромании подвержены дети и подростки. Они могут всерьез ассоциировать себя с виртуальными "дюками" и "думами" и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких игр очень трудно расти человеку с нормальной психикой, поэтому родителям нужно следить за тем, в какие игры играет их ребенок и о длительности их общения с компьютером. В результате исследовательской работы выяснили, что Интернет стал величайшей иллюзией XXI века. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Работая над исследовательской работой, мы узнали, что компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.


ЛИТЕРАТУРА 1.Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии Минакова А.В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет – зависимости Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология

Компьютер – новая реальность в нашей жизни, и человек в силу своей эволюции не приспособлен к постоянной работе с ним. Поэтому вопросы, связанные с влиянием компьютера на здоровье человека, лучше рассматривать с профилактической точки зрения, чем лечить появившиеся вдруг заболевания.

Сразу хочу ответить на вопрос: вредно ли сидеть за компьютером? Считаю, что пользы от компьютера при его разумном использовании намного больше, чем вреда. Тем не менее кто предупрежден, тот вооружен.

Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется:

  • постоянным сидячим положением,
  • большим зрительным напряжением,
  • а также нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.

Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время.

Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером:

  • мерцание монитора (влияет на глаза),
  • электромагнитное излучение,
  • шум (раздражает),
  • воздействие на психику,
  • стесненная поза (действует на позвоночник),
  • микроклимат помещения (влажность, пыльность),
  • режим работы (необходимые перерывы на отдых).

Рассмотрим некоторые факторы подробнее. О большой нагрузке на глаза при длительной работе с компьютером читайте в статье « “, о профилактике:

Вопросы воздействия на психику, Интернет зависимость – темы серьезные и требуют отдельного рассмотрения.

Я не склонна преувеличивать вопросы излучения компьютера. Не меньшую дозу электромагнитного излучения мы «получаем», например, от мобильного телефона, телевизора или микроволновки, да и электропроводка вдоль стены тоже излучает.

Ранее основным источником излучения в персональном компьютере были мониторы с электронно-лучевой трубкой, которые в настоящее время выходят из употребления. Современные жидкокристаллические мониторы в плане излучения считаются намного более безопасными.

Для профилактики органов дыхания необходимо проветривать помещение, где работает компьютер, несколько раз в день и проводить влажную уборку. Желательно пользоваться ионизатором (например, люстра Чижевского).

Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Это может быть аквариум с рыбками (увеличивает влажность, а рыбки успокаивают нервы), декоративный водопад (опять же, повышает влажность, а льющаяся вода выполняет функции ионизатора).

Более сложным является вопрос, связанный с заболеваниями мышц и суставов . Однообразное сидячее положение способствует онемению шеи, боли в плечах и пояснице, покалыванию в ногах. Люди, профессионально работающие за компьютером, так же, как и те, у кого сидячая работа, страдают изменениями формы позвоночника и общей мышечной слабостью. Но здесь, по-моему, можно только посоветовать вести здоровый и активный образ жизни.

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик .
Уже более 3.000 подписчиков

.

Как уже не раз говорилось в огромном количестве книг и публикаций, длительная работа за компьютером весьма негативно сказывается на многих функциях человеческого организма. Здесь можно вспомнить и о высшей нервной деятельности, а также эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Не в меньшей, а то и большей степени сказанное касается зрения и костно-мышечном аппарате человека. Мрачными последствиями несоблюдения несложного комплекса правил пользования компьютером могут явиться как испорченное зрение, так и варикозное расширение вен на ногах. Если положить руку на сердце, то, конечно, все эти проблемы человек может приобрести и без компьютера, ему достаточно просто вести несбалансированный образ жизни. Регулярное использование компьютера представляет собой всего лишь еще одну причину возникновения проблем со здоровьем наряду с недостаточным отдыхом, малоподвижным образом жизни или неправильным питанием. Другое дело, что эта причина оказывается весьма и весьма весомой.

Безусловно, все перечисленные выше заболевания не могут не оказать отрицательного воздействия на психическое состояние человека. Но в данный момент нас интересует только то влияние компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрению и слуху человека в первую очередь угрожают клавиатура, «мышь», монитор или наушники, то, что касается психики человека, так здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно — чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса, возлагая на его алтарь все большее и большее количество своего времени и здоровья.

Перед тем как приступить к рассмотрению указанных выше случаев, необходимо сразу сказать, что в данном контексте мы будем рассматривать только те ситуации, которые подразумевают многочасовое сидение за компьютером. Кроме того, стоит отметить, что мы исключаем из данного контекста тех людей, которые просто вынуждены проводить огромное количество своего времени за компьютером по роду своих занятий (постоянный мониторинг и сбор какой-либо информации и т.д.) Вовсе нет! В центре нашего внимания окажутся те люди, которые уже не могут представить свою повседневную жизнь без всевозможных чатов, интернет-форумов или различных компьютерных игр (стоит сказать, что такие люди составляют примерно 90% от всех «завсегдатаев» всемирной паутины).

Теперь попробуем набросать портрет среднестатистического представителя указанной аудитории. В принципе, такую задачу вряд ли можно назвать сложной, так как образ жизни такого человека и выступает в роли основополагающей причины подобного времяпрепровождения, причем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что людям, проживающим всю свою жизнь в интернете (ну, хотя бы, большую ее часть), как правило, крайне необходима социальная поддержка, так как они испытывают огромные сложности с общением, неудовлетворенность собой, в некоторых случаях крайне низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и целый ряд других всевозможных проблем подобного рода. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты о собственной исключительности) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным. Как показывает практика, такая путина довольно часто засасывает огромное количество людей, спешащих уйти в безопасную для них среду, и ни к чему не обязывающую жизнь.

Здесь наблюдает двойственная ситуация. С одной стороны такие люди усугубляют те свои черты характера, от которых они хотели бы полностью избавиться, а, с другой стороны, приобретают новые «призы», которые выражаются в уходе от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст или какие-то еще качества… Опасность также выражается еще и в том, что с течением времени подобный образ жизни и мышления пропитывает все уровни их действительности, что заставляет человека действовать и думать совершенно по-другому. Другими словами, он полностью меняет подход к решению бытовых вопросов, а также всех своих семейных, личных, профессиональных, партнерских и прочих проблем.

Ниже представлен список психологических симптомов, которые могут проявляться у человека, относящегося к группе риска интернет-зависимых людей:

    ощущение хорошего самочувствия, а иногда даже эйфории от присутствия за компьютером;

    проблематичность, а в некоторых случаях и невозможность прервать работу;

    увеличение количества времени, проводимого за экраном монитора;

    невнимательное отношение к членам семьи и друзьям, переходящее в полное пренебрежение и равнодушие;

    ощущения внутреннего дискомфорта, пустоты, депрессии и раздражения, появляющиеся в отсутствие компьютера;

    учащающаяся ложь работодателям и членам своей семьи о своей деятельности;

    возникновение проблем с работой или учебой.

Помимо этого настороженность должны вызывать такие сигналы, как:

    навязчивое стремление как можно чаще проверять электронную почту;

    с трудом сдерживаемое предвкушение следующего сеанса нахождения в сети;

    с каждым разом все большее время, проводимое в сети;

    рост расходов, связанных с оплатой Интернет-услуг и компьютерного времени.

Можно, кстати, отметить, что все указанные симптомы практически полностью соответствуют симптомам, характерным для любой другой зависимости, будь то алкоголь, наркотики или одержимость работой. Во всех указанных случаях, включая сюда и Интернет-зависимость, состояние зависимого человека усугубляется, в конечном итоге приобретая статус мании, если своевременно не предпринимать никаких мер по выводу это человека из зависимости. Эйфория, предоставляемая компьютером и Интернетом, постепенно начинает культивировать в человеке неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей и внутренних ориентиров, наплевательское отношение к членам семьи и друзьям.

Довольно часто среди близких людей зависимого человека можно встретить распространенное заблуждение, что они сами могут призвать своего «проблемного» родственника к этическим нормам и нормальному образу жизни. К сожалению, это практические никогда не удается, так как в данном случае им приходится иметь дело не с упрямством, а с настоящей болезнью человека, которая вызывает глубокие изменения личности, сопровождая этот процесс развитием новых, довольно неприятных, черт характера и особенностей самой личности.

Теперь что касается детей. Если про взрослого человека можно сказать, что он сделал свой выбор в большей или меньшей степени осознанно, то ребенок довольно часто становится невольным заложником образа жизни своих родителей, поведение и привычки которых он копирует на сознательном и подсознательном уровне. Долгое общение с компьютером, который в представлении ребенка начинает ассоциироваться с другом, всегда готовым к игре и не говорящим «хватит, я устал!», может приводить не только к возникновению так называемой компьютеромании, но и еще целого комплекса других отрицательных побочных эффектов.

Особенности детской психики заставляют ребенка в крайне короткий срок приспосабливаться к окружающему миру, что совершенно справедливо и в отношении мира компьютеров. К сожалению, многие изменения, вызванные такой особенностью ребенка, обычный человек сразу заметить оказывается не в состоянии (с этой задачей может справиться только опытный педагог или психолог). В качестве примера можно привести изменения в эмоциональном плане, появление повышенной агрессивности, частых вспышек насилия. Также можно обратить внимание и на другой аспект - у ребенка прекращается полет фантазии, свойственный его возрасту, он становится неспособными создавать собственные визуальные образы, а также с большим трудом может обобщить и проанализировать поступившую информацию. Долгое общение с компьютером довольно часто может приводить к развитию долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития ребенка. Некоторые психологи уже сейчас отмечают у так называемого «компьютерного поколения» ухудшение работы некоторых видов памяти, появление эмоциональной незрелости и общей безответственности.

Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в беде, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.


С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием Интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином «аддикт» следует понимать зависимых пользователей) . Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер, включая виды использования, не относящиеся к социальным потребностям. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  • 1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция)
  • 2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 г. предложил

доктор А. Голдберг для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Предложенные им диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям психических болезней по классификации DSM для нехимических зависимостей:

  • 1. Использование компьютера вызывает дистресс.
  • 2. Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу.

Интернет-зависимость (Cyber Disorder) вошла в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Л. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».

Основные источники притягательности Интернета для ухода от реальности:

  • - возможность анонимного общения;
  • - возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например киберсекс, ролевые игры, чаты и т. д.);
  • - чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отмстить, что нет необходимости удерживать собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
  • - неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не, а иногда и единственным средством общения: 90 % - зависимы от общения, 10 % - зависимы от информации).

Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то между ними можно обнаружить много общего. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности, и люди, имеющие черты данного типа, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Впервые научный подход к изучению феномена «Интернет- зависимости» продемонстрировала Кимберли Янг , разместившая на одном из сайтов Интернета оригинальный текст для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям К. Янг опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • 1) навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • 2) предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • 3) увеличение времени, проводимого онлайн;
  • 4) увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости:

  • киберсексуалъная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
  • пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
  • навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
  • информационная перегрузка - затянувшиеся путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  • игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный текст К. Янг использовался и российскими исследователями (А.Е. Войскунский, М.С. Иванов, Е.А. Корнеева и др.), которые получили более 600 анкет, из которых 570 было принято к обработке. Из них: 196 - женщин, 374 - мужчин. Возраст опрошенных от 12 до 47 лет, средний возраст анкетируемых оставил 23 года. 49 % имеют высшее образование, 20 % - средне- специатыюе, 15 % - незаконченное высшее. 32 % респондентов продолжают образование. 78 % используют Интернет для работы, остальные 22 % исключительно для отдыха и развлечения. В результате изучения полученных данных было выявлено, что распространенность интернет-зависимости составляет примерно 2 %, причем более подвержены ей гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67 %) (по данным английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском Интернете в настоящее женщин меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки и т. д. Стаж пребывания в сети Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тест> г К. Янг «пограничное» количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой «игрушкой».

По мнению К. Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые пользователи становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т. п., то есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Сложившаяся практика и опыт убеждают в том, что чрезмерное влечение к общению в Интернете крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение. Остановимся на основных симптомах, тесно связанных между собой, доставляющих неудобство тем, кто большую часть времени проводит в обществе компьютера.

Психологические симптомы:

S хорошее самочувствие или эйфория при работе за компьютером;

S отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером, невозможность остановиться;

S эмоциональная неустойчивость;

S пренебрежение семьей и друзьями;

S появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;

S снижение самооценки.

Физические симптомы:

S синдром карпального (запястного) канала (туннельное поражение нервных стволов запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);

S сухость в глазах;

S головные боли по типу мигрени;

S боли в спине;

S нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

S пренебрежение личной гигиеной;

S расстройства сна, изменение режима сна.

Социальные симптомы:

S возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в колледже или на работе;

S проблемы экономические, так как много денег приходится платить за такое удовольствие;

S проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;

S пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные симптомы, среди которых основными являются потеря смысла реальной жизни - жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что эта плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного - неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?

Патологическое использование компьютера, возможно не так опасно в своем влиянии на человека, как. например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же влияет на личность человека.

  • Голдберг Айвен Кеннет - американский психиатр и психофармакологв 1995 г. предложил термин интертен-зависимость (Internet Addiction Disorder),вкладывая в него не медицинский смысл, а поведение со сниженным уровнемсамоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.
  • Кимберли С. Янг - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор книги «Caught in the Net» («Пойманные в Сеть»), основатель Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью.

Муниципальная Интернет-конференция учащихся

«Мой помощник – компьютер»

Творческая работа

на тему:

Влияние компьютера на психику человека

Выполнил:


ученик 11 класса
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое
Саратовской области»

Таланов Денис

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Ольховатская Нина Петровна

р.п.Духовницкое, 2009 год


Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3

1.Положительное влияние компьютера на психику человека……………..5

1.1.Решение конфликтов мирным путём…………………………………….5

1.2.Видеоигры развивают влияние человека………………………………...5

1.3.Интернет помогает лечить депрессию…………………………………...6

1.4.Лечение боли компьютерными играми…………………………………..7

2.Отрицательное влияние компьютера на психику человека………………9

2.1.Мы и интернет……………………………………………………………..9

2.2.Психологические симптомы интернет-зависимых людей……………...13

Заключение…………………………………………………………………….14

Список использованных источников и литературы………………………...15

Введение

В Китае три сотни пациентов прошли лечение в клинике, созданной специально для интернет-зависимых. Породил эту болезнь небывалый экономический рост, который наблюдается в стране последние несколько лет. Нетрудно догадаться, что главными жертвами заболевания, которое долгое время не воспринималось обществом всерьез, становятся подростки. Вся молодые люди, находящиеся на лечении в новой больнице, давно забросили школу, предпочитая сутками играть в компьютерные игры или общаться в чатах.

Интернет-зависимые подростки страдают от депрессий, нервозности, необъяснимых приступов страха. Они часто избегают живого общения, паникуют и пребывают в состоянии беспокойства. Заболевание также сопровождается расстройствами сна.

Медики бьют тревогу - уже давно нередки случаи убийств и самоубийств среди любителей компьютерных игр. Мозг геймера, как недавно доказали немецкие ученые, воспринимает виртуальные приключения за реальность. Иногда игроки настолько погружаются в онлайновую жизнь, что происходят трагические события.

Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером . Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

2.2. Психологические симптомы интернет-зависимых людей.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:


  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности ;

  • проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;

  • увеличение времени, проводимого он-лайн;

  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Кстати сказать, огромное заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетозависимыми родственниками, в том, что вышеперечисленные качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к этическим нормам. заблуждение.

Заключение

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то мы, дети, зачастую становимся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей нас компьютеромании существует ряд побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Ведь мы быстро приспосабливаемся к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом". Например, это может отражаться на эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение – мои ровесники перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Интернет станет величайшей иллюзией XXI века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдет место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создает себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Но и она в скором времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.

Список использованных источников и литературы
1.gopher://gopher.ed.gou.

2.Джексон Тим Intel: взгляд изнутри, «Риф», М.,2007г.,300с.

3.Журнал «Игромания» №8, 2007г.,240с.

4.Журнал «Навигатор игрового мира» №9, 2003г.,160с.

5. Журнал «Шпиль» № 11/12, 2003г.,65с.

6.Крутьков Н. Информатика здоровья и долголетия. Том 13. «Просвещение», М.,2002г.,420с.