Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Информационные технологии и программирование специальность. Карьера по специальности «Информационные системы и технологии» (09.03.02, бакалавриат) в России. Информационный процесс и его структура

Информационные технологии и программирование специальность. Карьера по специальности «Информационные системы и технологии» (09.03.02, бакалавриат) в России. Информационный процесс и его структура

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения. Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Понятия

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Пример 3.1. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами.

Компьютеры , оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями

Этапы развития информационных систем

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Изменение подхода к использованию информационных систем

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950 -1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960 -1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970 -1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

1980 - 2000 гг.

Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы

Выживание и процветание фирмы

Первые информационные системы появились в 50-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчетов зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 3.1), состоящей из блоков:

    ввод информации из внешних или внутренних источников;

    обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

    вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

    обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Информационная система определяется следующими свойствами :

    любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

    информационная система является динамичной и развивающейся;

    при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

    выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

    информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.


Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных её частей, называемыхподсистемами.
Рис. 3.1. Процессы в информационной системе

Типы обеспечивающих подсистем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Техническое обеспечение - комплекс технических средств,-- предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Информационный процесс и его структура

Информационный процесс – это совокупность операций, связанных со сбором, хранением, передачей, обработкой, поиском и выдачей информации. В соответствии с этим структура информационного процесса имеет следующий вид:

Источником информации в сельскохозяйственном производстве является - животные, растения, поля, атмосфера, научные эксперименты, машины, и т.п.

Канал связи – воздух (речевая информация) колебания, вызванные явлениями природы, работы машин и аппаратов; электрический ток (информация передается по телефонной, телексной связи на любые расстояния); эфир (тончайшая материя для передачи радио- и теле- колебаний); рентгеновские и световые лучи.

Для хранения и выдачи информации используются следующие технические носители: бумага, железо, кремний, пластмасса, ткань, дерево, глина, камень. В соответствии с тем какой вид носителя преобладает, информационные процессы классифицируются на две группы:

1. Бумажные информационные процессы.

2. Безбумажные информационные процессы, использующие остальные носители.

В настоящее время происходит революционная замена бумажной информационной технологии на безбумажную. По прогнозам к середине XXI столетия в развитых странах мира бумажная технология будет вытеснена безбумажной.

Основным средством обработки информации является – ЭВМ. Объем информации, который общество должно обработать в ходе своего развития, по мере роста системы общественного производства интенсивно возрастает. Информация становится важным средством существования общества.

Развитие этих процессов приводит к возникновению информационных барьеров. В истории человечества выделено два информационных барьера:

    Информационный барьер возникает в тот момент, когда один человек не может справиться с обработкой потока информации, проходящей через него. Способом преодоления является общественное разделение труда и рационализация социально-экономического распределения.

    Связан с огромной пропускной способностью человеческого мозга. Способом преодоления этого барьера является повышение производительности труда в сфере управления и его автоматизация. Главным средством является ЭВМ, с её помощью большая часть информационных потоков может проходить и замыкаться вне человека. Для обеспечения взаимодействия человека с ЭВМ решается задача комплексной автоматизации отдельных участков информационных процессов. Автоматизация – выполнение процесса переработки информации без непосредственного участия человека.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Определение информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Пример 3.18. Для выполнения контрольной работы по математике каждый студент применяет свою технологию переработки первоначальной информации (исходных данных задач). Информационный продукт (результаты решения задач) будет зависеть от технологии решения, которую выберет студент. Обычно используется ручная информационная технология. Если же воспользоваться компьютерной информационной технологией, способной решать подобные задачи, то информационный продукт будет иметь уже иное качество.

Для сравнения в табл. 3.3 приведены основные компоненты обоих видов технологий.

Таблица 3.3. Сопоставление основных компонентов технологий

Информатика как наука

Термин «информатика» в том смысле, в котором он сейчас используется, возник в начале 60-х годов во французском языке (informatique). Слово «информатика» образова­но из двух слов - «информация» и «автоматика». Следовательно, смысл этого слова должен был быть примерно таким: автоматическая работа с информацией.

На са­мом деле в настоящее время речь идет только лишь об «автоматизированной» работе с информацией, то есть о сочетании функций человека и технического устройства. Заметим, что термин «автоматический», вообще говоря, означает без участия че­ловека. Вплоть до начала девяностых годов XX века в нашей стране проходили дискуссии, в которых пытались как можно более точно определить как сам термин «информатика», так и зафиксировать предмет этой науки и разграничить ее с род­ственными науками. Впрочем, и до настоящего времени существует несколько раз­личных точек зрения по данному вопросу. Мы будем понимать под этим термином следующее.

Информатика представляет собой фундаментальную естественную науку об осуще­ствляемой преимущественно с помощью автоматизированных средств целесообраз­ной обработке информации, рассматриваемой как отображение знаний и фактов, сведений, данных в различных областях человеческой деятельности. Это наука о сред­ствах, методах и способах сбора, обмена, хранения и обработки информации.

В настоящее время в нашей стране, так же как и во всем мире, достаточно бурно протекают процессыкомпьютеризации и информатизации в большинстве сфер народного хозяйства.

Компьютеризацией называется процесс оснащения организаций, предприятий и ра­бочих мест отдельных специалистов различными средствами вычислительной техни­ки, объединения отдельных машин в компьютерные сети, установки и освоения со­временных программных систем. Информатизацией называется широкое внедрение современных информационных технологий в профессиональную деятельность спе­циалистов различного профиля, в учебную, научно-исследовательскую, управленчес­кую, административную деятельность, в быт и досуг человека. Информационной тех­нологией называется какая-либо конкретная система средств, методов и способов сбора, накопления, поиска, обработки, приема и передачи информации. Технология в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых средств обработки информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменили ее название за счет присоединения слова «новая». Новая информационная технология - информационная технология с дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. В качестве инструментария информационной технологии можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения, экспертные системы и т д. Примером морально устаревшей информационной технологии является чисто бумажная технология, когда вся работа с информацией осуществляется на бумаге или ее эквивалентах. Современные информационные технологии, в частности, подразумевают: - практически полный отказ от бумажных носителей информации, начиная с ре­гистрации первичной информации на машинных носителях; - доступность любой информации (кроме информации, доступ к которой огра­ничен законом) в любой точке земного шара и в любое время. Многие специалисты считают, что человечество постепенно переходит из индуст­риальной стадии своего развития в постиндустриальную, а точнее, в информацион­ную стадию, поскольку на современном этапе дальнейшее развитие науки, техники, экономики государства невозможно представить без широчайшего использования последних достижений информатики. Да и жизнь отдельно взятого человека все более и более оказывается связанной с информатикой. Информацию, информати­зацию относят к одним из важнейших видов стратегических национальных ресур­сов, и по этим показателям, в частности, определяется экономическая и военная мощь государства.

Информационные системы заполонили современный мир. Они есть почти в каждой сфере: гос. учреждения, банки, заводы, аэропорта и пр. Поэтому на сегодняшний день востребованы специалисты, которые обслуживают такие системы.

Рассмотрим уровень доходов специалистов информационных систем, какая зарплата у техника в разных местах.

Статистика доходов по профессии в России

В среднем по России у техников информационных систем зарплата в диапазоне 20 000-75 000 руб . в месяц.

  • Стажеры без опыта могут рассчитывать на заработную плату от 7 000 руб.
  • Мастера со стажем работы больше 3-х лет в крупных городах получают 110 000 руб . и более.

У техников, которые отвечают за обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, зарплата в среднем по стране — 45 000 руб.


У техника информационных систем, который знает на достаточном уровне и программирование, зарплата в диапазоне 25-120 тыс. руб .

Хорошие спецы в этой области попадают в поле зрение западных компаний.

Они часто переманивают их большими окладами в 3000-10000 $ в месяц.

Жалованье по регионам (руб./мес.):

  1. Орловская обл. — 70 000.
  2. Камчатский край — 65 000.
  3. Московская обл. — 56 500.
  4. Свердловская обл. — 50 000.
  5. Томская обл. — 45 000.

Прибыль по разным специализациям

Стоит отметить, что информационные системы могут различаться по отраслям, поэтому зарплата также будет различна:

  • Спецы по информационной безопасности автоматизированных систем, зарплата в крупных городах на начальном уровне40-60 тыс. руб . С опытом работы 3-6 лет — 75-150 тыс. руб . Для примера, в Лондоне сотрудники с опытом работы на аналогичной должности получают 60-90 тыс. £/год , что в переводе на рубли равняется 400-600 тыс. руб в месяц.
  • Специалисты, которые отвечают за информационную безопасность телекоммуникационных систем, зарабатывают 40 000 руб. Следует разбираться в электронике и схемотехнике, аппаратных средствах данных систем, знать методы программирования и пр.
  • Есть также специальность: информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, зарплата начинающего специалиста 20 000- 40 000 руб . На руководящих должностях можно зарабатывать 2000-3000 $ и больше. Следует разбираться в оценке земли и недвижимости, уметь обрабатывать результаты геодезических измерений, вести базу кадастровой информации с применением автоматизированных систем и пр.
  • Работа по специальности информационные системы и технологии, зарплата молодого специалиста — 30 000-40 000 руб./мес ., при опыте от 3-х лет можно зарабатывать 70 000-100 000 . Возможные должности: Web-администратор, сис. аналитик, программист, админ и разработчик баз данных и пр.

Вознаграждение в столице

Средняя з/п в Москве — 80 000 руб .


На то, какая у специалиста по информационным системам зарплата, влияет его опыт (руб.):

  1. без опыта — до 50 000.
  2. от 1 года — до 70 000.
  3. от 2-х лет — до 100 000.
  4. от 3-х лет — до 150 000.

В Санкт-Петербурге начальный доход составляет 28 000-40 000 руб . Максимальные цифры окладов достигают 120 000 руб.

Открытые вакансии и предлагаемые оклады:

  1. Системотехник техподдержки информационных систем, зарплата от 32 000 до 37 000 руб., работа в розничной сети МАГНИТ . Условия: официальная з/п, график 5/2, компенсация ГСМ, амортизация авто, корпоративный телефон, льготные и бесплатные путевки.
  2. Техник по обслуживанию сис-м безопасности, жалованье от 35 000 до 75 000 на руки. Работа в ООО “ПРОФСТРОЙ ”, Москва. Официальное трудоустройство, полный рабочий день, испытательный срок — 2 мес.
  3. Техник отдела информационных технологий, заработная плата: 21 000-26 500 руб., работодатель ГАУ ТО МФЦ, Тюмень. Сменный график, полная занятость. Требуемый опыт — 1-3 года.

Жалованье в США

Техник ИС зарабатывает среднюю зарплату в размере 41 100 долл. США в год.


Заработки колеблются от 25 000 до 81 000 $ в год .

По статистике рекрутингового портала payscale 90 % сотрудников, работающих по данной профессии в США — мужчины.

  1. 60 % работников по данной специальности в возрасте до 30 лет.
  2. 93 % имеют высшее образование.
  3. 85 % мужчин.
  4. 60 % имеют права категории В.
  5. 60 % владеют английским на среднем и разговорном уровне.

На уровень з/п влияет:

  • опыт,
  • место работы,
  • регион работы.

Обучение

Чтобы работать техником информац. систем и технологий в большинстве случаев получают высшее образование, стоимость — от 400 до 800 тыс. ₽ за 5 лет учебы.


Также можно окончить курсы, которые обойдутся от 30 до 150 тыс. ₽.

Карьера и перспективы

Техник может стать руководителем по внедрению информац. систем (ИС). На следующей ступени можно стать разработчиком ИС.


Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Инновационные профессии, которые предполагают работу в информационной сфере, переживают бум популярности. Специалисты востребованы на предприятиях разной формы собственности и в любых отраслях, а их основная задача - использование современных технологий для сбора и обработки информации. Таким основам учит специальность 09.03.02 «Информационные системы и технологии».

Это популярное направление обучения выбирает современная молодежь, которая может развиваться в разных сферах, начиная от работы в офисе любой компании и заканчивая созданием собственного предприятия.

Условия поступления

Приоритетная задача курса - обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов. Предметы, которые сдают абитуриенты при поступлении в вуз для освоения бакалаврской программы:

  • математика (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • физика/информатика и ИКТ.

Будущая профессия

Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков - автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.

Куда поступать

Для освоения программы бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» можно поступить в следующие учебные заведения:

  • Московский государственный машиностроительный университет;
  • Московский технический университет связи и информатики;
  • Российский новый университет;
  • Московский финансово-юридический университет (МФЮА);
  • Московский государственный университет геодезии и картографии.

Срок обучения

Для выпускников 11 класса обучение на очном отделении длится 4 года. При выборе смешанной, заочной либо вечерней формы учиться придется 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий специалист изучит такие предметы:

  • инструментальные средства, моделирование и архитектура ИС;
  • компьютерная графика;
  • технологии программирования и баз данных;
  • технология обработки информации;
  • теория информатики;
  • информационные и сетевые технологии.

Приобретаемые навыки

После прохождения курса обучения каждый выпускник становится компетентным в следующих вопросах:

  1. Программирование на языках высокого уровня.
  2. Разработка программного обеспечения, связанного с разными операциями, осуществляемых с информацией.
  3. Разработка ПО различного предназначения.
  4. Создание инструкций по эксплуатации ИС.
  5. Сбор ИС из существующих компонентов, поддержка ее эксплуатации и предупреждение угроз в отношении данных.
  6. Создание web-серверов, интернет-сайтов.
  7. Цифровая обработка информации.
  8. Организаторская деятельность.

Перспективы трудоустройства по профессии

Бывший студент бакалавриата сможет работать в любой из отраслей, которая так или иначе связана с IT сферой. Такие специалисты необходимы в государственных и коммерческих организациях. Они трудятся в экономических и финансовых учреждениях. Работа может быть удаленной, а при условии высокого профессионализма реально устроиться не только в отечественную, но и в зарубежную компанию.

Обладатель диплома бакалавра может работать:

В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста - 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше - в пределах 70-100 тысяч в отечественной валюте.

Преимущества обучения в магистратуре

Если продолжить обучение в магистратуре, то перед выпускником направления открываются более широкие перспективы для самореализации. Прежде всего, специалист приобретает ценный практический опыт, а лучшие вузы готовы обеспечить прохождение практики на крупных предприятиях-партнерах.

По итогам обучения выпускник сможет рассчитывать на трудоустройство в частные фирмы и государственные структуры. Также он имеет возможность реализоваться в исследовательской либо преподавательской деятельности.

Потребность в специалистах, способных с помощью технологий сбора и обработки информации сделать жизнь проще и удобней, например, усовершенствовать или автоматизировать производственные процессы, растет с каждым днем. Сейчас самое подходящее время выбрать в качестве высшего профессионального образования в вузе инновационные специальности в сфере информационных систем и технологий.

Специалисты в области информационных систем и технологий занимаются исследованием, разработкой, внедрением и сопровождением информационных технологий и систем. Объектами их профессиональной деятельности являются: информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в различных областях человеческой деятельности.

В рамках направления подготовки «Информационные системы и технологии» разработаны спецкурсы, подготавливающие студентов к профессиональной деятельности в таких областях, как компьютеризация обработки научно-экспериментальных данных, автоматизация торговых процессов, программное обеспечение инновационных подходов в образовании и другие.

Уникальное сочетание знаний в области компьютерных технологий, программирования, операционных систем, мультимедиа технологий, дополненные экономическими знаниями в области менеджмента и маркетинга, позволяет выпускникам стать востребованными специалистами на рынке труда не только в России, но и за рубежом.

В ходе обучения студенты изучают языки программирования (C, C#, Java, VB, Perl, PHP, Ruby, Python и другие); учатся разрабатывать прикладное программное обеспечение и базы данных для различных отраслей производства; составляют инструкции по использованию информационных систем; рассчитывают затраты, необходимые для создания нового продукта, определяют его стоимость; производят отладку программного обеспечения перед вводом его в эксплуатацию.

Кем работать (трудоустройство)

Выпускники направления подготовки «Информационные системы и технологии» работают в различных IT-структурах муниципальной и региональной администрации, в банках, в коммерческих фирмах, на крупных заводах и фабриках, на транспорте, на оборонных предприятиях и занимают должности специалистов по сопровождению и эксплуатации информационных систем, инженера-программиста, разработчика сетевых и телекоммуникационных систем, системного администратора, web-разработчика и пр. Их основная задача — обеспечить максимально эффективное использование информационных технологий в той отрасли, в которой работают выпускники.

Магистратура

После окончания бакалавриата образование можно продолжить в магистратуре по программе «Информатика и вычислительная техника».

Участие в реальных проектах

В ТУСУРе организовано практико-ориентированное обучение (ГПО) .

Студенты направления подготовки «Информационные системы и технологии» участвуют в ряде интереснейших разработок:

  • Построение прогностические экономические модели. Данные исследования относятся к тому разделу прикладной математики, который остается одним из слабоизученных в силу его чрезвычайной сложности, с одной стороны, а с другой, - весьма важным, поскольку имеет определяющее прогностическое значение во многих областях человеческой деятельности, том числе и в экономике. Студенты используют как классические подходы, с целью определения точности и достоверности прогнозов, так и весьма успешно разрабатывают собственные модели, что подтверждается дипломами научных конференций различного ранга.
  • Разработка приложений для платформы Android. В настоящее время подавляющее большинство мобильных устройств работает под управлением этой системы, что стимулирует дальше развитие рынка программного обеспечения различного класса. Сюда можно отнести и компьютерные игры, и мультимедийные, и обучающие, и навигационные, и геоинформационные программы. Приложения, разработанные студентами в рамках проекта, можно встретить встретить на Google Play.
  • Поиск закономерностей при распознавании состояний сложных объектов управления на основе временных рядов. Эта тематика связана с управлением динамическими объектами на основе реконструкции координат сложного объекта с неполным аналитическим описанием. Результаты студенческих исследований используются при проектировании мощных электрических двигателей, систем торможения грузовых составов и т.д.. Интерес к этой тематике подтверждается тем, что выступления студентов на различных конференциях отмечены дипломами I и II степеней.

Это далеко не полный перечень проектов ГПО направления подготовки «Информационные системы и технологии». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.

План учебного процесса направления подготовки 09.03.02 "Информационные системы и технологии", профиль "Аналитические информационные системы"

1 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык - + - 180 140 40
Математика + - - 360 144 216
Физическая культура и спорт - - - 72 70 2
Компьютерная и инженерная графика - + - 108 36 72
- + - 324 174 150
Информатика + - - 180 72 108
Алгоритмы и структуры данных - + - 144 54 90
Информатика 2 - + - 144 54 90
Основы алгоритмизации и программирования - + - 108 54 54
2 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык + - - 180 140 40
Математика + - - 360 144 216
Физическая культура и спорт - + - 72 70 2
Русский язык и культура речи - + - 72 34 38
Программирование на языках высокого уровня + - + 324 174 150
Физика для информатики - + - 324 158 166
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - + - 108 - -
История + - - 108 44 64
Прикладная информатика - + - 108 50 58
3 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Экономика - + - 108 54 54
Объектно-ориентированное программирование + - - 180 108 72
Дискретная математика + - - 108 54 54
Математическая логика и теория алгоритмов + - - 180 90 90
Информационные технологии разработки информационных систем - + - 144 54 90
Физика для информатики + - - 324 158 166
- - - 328 280 48
Логические основы ЭВМ - + - 72 36 36
4 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Философия + - - 108 50 58
Культурология - + - 108 50 58
Теория вероятности и математическая статистика + - - 144 68 76
Теория систем и системный анализ + - - 144 54 90
Управление данными + - + 180 82 98
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Корпоративные информационные системы - + - 216 102 114
Управленческие информационные системы(ГПО1) - + - 216 102 114
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - + - 108 - -
5 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Проблемно-ориентированные вычислительные системы + - - 144 90 54
Экология - + - 144 34 110
Электротехника, электроника и схемотехника + - - 144 72 72
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - - - 328 280 48
Теория принятия решения - + - 216 108 108
Методы принятия управленческих решений (ГПО2) - + - 216 108 108
Финансовый менеджмент для инженеров + - - 144 72 72
Финансовая математика + - - 144 72 72
Метрология и технические измерения + - - 108 72 36
6 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Правоведение - + - 108 50 58
Менеджмент - + - 72 32 40
Технология программирования + - - 144 102 42
Математические методы исследования систем + - - 108 66 42
Методы и средства проектирования информационных систем + - - 108 32 76
Интеллектуальные системы и технологии + - - 108 32 76
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Вычислительная математика - + - 216 102 114

Система образования в нашей стране сформирована на базе советской. Её основатели считали, что человек должен иметь в своём арсенале знания из всех сфер деятельности, но понемногу. Это кардинально отличается от проводимой на Западе политики, когда каждый выпускник является очень узким специалистом в своей отрасли, с минимальным знанием смежных дисциплин. А вот наши обладатели дипломов, отучившись по специальности информационные системы и технологии, кем работать - не знают.

Особенности образования и выбора специальности.

Будущую специальность выпускники школ выбирают на основании советов родителей, пламенных речей во время «дней открытых дверей», проходных баллов. В 17-18 лет сложно понять, чего ты хочешь от жизни и какому делу ты готов её посвятить, поэтому назвать выбор осознанным очень сложно. Часть студентов не боятся в течение нескольких первых лет отчислиться или перевестись на другой факультет, поняв, что совершили ошибку в момент поступления.

А кто-то так и доучивается до диплома, чтобы иметь хоть какую-то специальность и возможность устроиться на перспективную должность .

В этом нет ничего плохого, практичное решение. Уже имея за собой бюджетное место вы с минимальными затратами получите диплом и сможете пойти работать. А забрав документы и попытав счастья в другом месте, никаких гарантий удачного поступления у вас нет. В некоторых бывших республиках Союза в законодательстве закреплено, что абитуриент имеет право лишь на одну попытку получения бюджетного образования , так что будьте внимательны.

4 специальности для выпускников.

А иногда случается такое, что студенту настолько нравится обучение, что он даже не задаётся вопросом: «А что дальше?». Можно выбрать работу:

  1. Инженером.
  2. Системным администратором.
  3. Преподавателем.
  4. Разработчиком программного обеспечения.

Если вам понравился учебный процесс, это ещё не значит, что надо выбирать третий вариант. С другой стороны «баррикады» всё выглядит несколько иначе - однотипные студенты, низкий уровень заинтересованности и вовлечённости в учебный процесс, чтение одних и тех же лекций, на протяжении долгих лет. Но некоторые получают от этого элементарное удовольствие, осознавая свою возможность влияния на умы нового поколения. Да и труд в государственных структурах может быть подспорьем для хорошей пенсии и заманчивых предложений от частных компаний .

Создаём и настраиваем сети

В описание труда системного администратора можно особо не углубляться. Основная его задача - поддерживать работоспособность сети компьютеров. Или создать такую, если её ещё нет на предприятии.

Работа не очень сложная и требует небольшого набора знаний, с ней прекрасно справляются выпускники профильных технических училищ. Но если предложение поступило от солидной организации с заманчивой заработной платой, почему бы не попробовать себя в этом направлении? К тому же если речь идет о крупных корпорациях, интересность и сложность поставленных перед администратором задач растёт. Вас гарантированно тепло примут в коллективе, ведь никто не хочет ссориться с тем, кто может отключить доступ к развлекательным сайтам и социальным сетям.

А если вы качественно выполняете свою работу, «дёргать» практически не будут - всё работает, системный администратор отдыхает .

Работа на предприятии и возможность быстро «пробиться».

Если решили устроиться инженером или разработчиком программного и аппаратного обеспечения - перед вами буду стоять уже гораздо более сложные задачи. Как правило, в зоне вашей ответственности будет какая-то техническая часть предприятия - вплоть до конвейера. Такой сотрудник ответственен за работоспособность подконтрольного оборудования, его обновление и запуск новых систем управления. Должность именно разработчика выбирают те, кто был неравнодушен к кодированию и программированию на протяжении всего срока обучения. При наличии реальных знаний и навыков, можно добиться неплохих результатов уже в первый год.

В этой отрасли нет «старичков» и не такая жёсткая субординация, при подаче и реализации хороших идей начальство замечает очень быстро. Главное воспользоваться сложившейся ситуацией.

В видео ролике Владимир Кротов, преподаватель кафедры Информационных систем, доктор технических наук, расскажет об этой профессии:

В списке мы забыли упомянуть возможность работать менеджером, имея диплом данной специальности. Но этот вариант не открывает особых перспектив и выглядит сомнительным для тех, кто решил связать свою будущую профессию с информационными технологиями.

Выбираем рабочее место.

С общим направлением мы определились, но куда конкретно податься ?

  • Для преподавателей всегда найдутся места в частных и государственных университетах, школах, лицеях и училищах. Благо, информатику изучают практически все. Мы бы рекомендовали именно государственные вузы - больше надёжности и контингент интересней.
  • Системный администратор может попытать счастье в муниципальных организациях и частных конторах - объём зарплат напрямую зависит от престижности фирмы.
  • А вот инженерам мы бы посоветовали попытать счастья в добывающей промышленности, высокий уровень оплаты труда совмещается с неплохими перспективами.
  • Разработчики и так уже знают все серьёзные IT-компании, которые могут их заинтересовать. Не стоит забывать о фрилансе.

Закончив «информационные системы и технологии», кем работать выбрать довольно сложно. Принимайте решение на основании своих желаний и амбиций, а не сиюминутных порывов. Ведь закладывать начало своей карьеры надо с умом.

Видео о перспективах трудоустройства