Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Автоматизированные информационные системы. Зав. кафедрой «Информатика» Пензенской государственной технологической академии, кандидат технических наук. Для студентов заочной формы обучения направления. Примерный перечень вопросов для проведения экзамена

Автоматизированные информационные системы. Зав. кафедрой «Информатика» Пензенской государственной технологической академии, кандидат технических наук. Для студентов заочной формы обучения направления. Примерный перечень вопросов для проведения экзамена

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Н.Н. Шокорова

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ АРМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Учебное пособие


УДК 681.32.001.2:681.3

Рецензенты:

Зав. кафедрой «Информатика» Пензенской государственной технологической академии, кандидат технических наук, доцент

В.В. Пикулин

Н.Н. Шокорова

Под редакцией профессора Л.Р. Фионовой

Разработка программного обеспечения для АРМ руководителя : Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007. – 84 с. : 7 ил., 4 табл., библиогр. 12 назв.

Даны основные сведения об автоматизированных рабочих местах как компоненте автоматизированных систем в сфере управления.

Особое внимание уделено аспектам создания АРМ: рассматриваются виды обеспечения АРМ, типы и виды организации диалога, приводятся сведения о современных АРМ, используемых в управленческой деятельности. Рассматривается технология создания АРМ в среде объектно-ориентированного визуального программирования.

Учебное пособие подготовлено на кафедре «Информационное обеспечение управления и производства» и предназначено для студентов, обучающихся по образовательной программе специальности 032001 при изучении дисциплины специализации, обеспечивающих компьютерную подготовку. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем в дипломном проектировании.

ÓПензенский государственный университет, 2007

ÓШокорова Н.Н., 2007


Раздел 1. Аспекты создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) 5

1.1 АРМ – как компонент автоматизированной информационной системы (АИС) 5

1.1.1 Автоматизированные информационные системы.. 5

1.1.2 Понятие АРМ. Назначение АРМ... 5

1.1.3 Виды обеспечения АРМ... 6

1.2 Организационные аспекты создания АРМ... 9

1.2.1 Анализ информационных потребностей конечного пользователя. /
Принципы конструирования АРМ... 9

1.2.2 Уровни использования АРМ... 11

1.3 Классификация АРМ... 11

Раздел 2. Технология автоматизированной обработки информации. 14

2.1 Автоматизация информационных процессов при решении задач управления и организации делопроизводства. 14

2.2 Пакетный и диалоговые режимы. Характеристики диалоговых систем.. 15

2.3 Виды диалога. Типы организации диалога. 17

2.4 Функциональные пакеты для обработки информации.
/Интегрированные пакеты для офисов. 20

2.5 Функции управления. Автоматизация работы руководителя
/средствами MS Office. 23

Раздел 3 Проектирование АРМ, как компонента АИС управления. 28

3.1 Основные стадии проектирования АРМ, как компонента АИС управления. 28

3.2 Способы построения АРМ, как компонента ИС.. 31

3.3 Роль пользователя в создании АРМ... 33

3.4 Использование моделирования при разработке АРМ, как компонента ИС.. 34

3.4.1 Основные понятия. 34

3.4.2 Компьютерное моделирование. CASE-методология. 35

3.4.3 Методология RAD.. 36

Раздел 4. Информационное обеспечение АРМ руководителя. 41

4.1 Структура и содержание информационного обеспечения. 41

4.2 Внемашинное информационное обеспечение. 43

4.2.1 Система показателей. 43

4.2.2 Система классификации и кодирования. 44

4.2.3 Унифицированная система документации и организация
документопотоков. 47

4.3 Внутримашинное информационное обеспечение. 47

4.3.1 Варианты организации внутримашинного информационного обеспечения. 47

4.3.2 Технология формирования документации при автоматизированной обработке 48

4.3.3 Последовательность разработки форм документов. Макеты документов. 51

Раздел 5. Технология создания программного обеспечение для АРМ... 58

5.1 Концепция объектно-ориентированного программирования. Системы быстрой разработки приложений. 58

5.2 Интегрированная среда разработки приложений. 60

5.3 Элементы проекта. 63

5.4 Автоматизация работы в MS Excel 64

5.4.2 Основные объекты, некоторые свойства и методы объектов. 66

5.5 Методы фильтрации данных из таблицы.. 71

5.6 Разработка диалогов пользователя. 71

5.7 Разработка макросов для автоматизации работы с документами. 71

5.8 Программирование панели инструментов и меню для собственных приложений при автоматизации работы с документами. 71

Раздел 6. Современные АРМ, используемые в управленческой деятельности. 76

6.1 Программа 1С: Зарплата и кадры, как средство автоматизации деятельности кадровой службы предприятия. 76

6.2 АРМы для контроля и регистрации документов. 81

Список литературы.. 84


Раздел 1. Аспекты создания автоматизированных рабочих мест (АРМ)

1.1 АРМ – как компонент автоматизированной информационной системы (АИС)

Автоматизированные информационные системы

Организация и реализация управленческих функций требуют радикального изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами. Оперативное управление задачами, решаемыми в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы и т.д. невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (АИС). Автоматизированная информационная система – это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа.

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений . (стр. 8-

Деятельность работников сферы управления (менеджеров, маркетологов, бухгалтеров и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий.

Понятие АРМ. Назначение АРМ

Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции производственного процесса, процесса управления.

АРМ – это программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида [Гост].

Назначение АРМ – автоматизация различных работ в производственном процессе или офисной деятельности (автоматизация конторского труда и т.п.).

С помощью АРМ специалист может обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения, хранящиеся в памяти ЭВМ, участвовать в совещаниях, организовывать и вести личные архивы документов, выполнять расчеты и получать готовые результаты в табличной или графической форме. Обычно процессы принятия решений и управления в целом реализуются коллективно, но необходима проблемная ориентация АРМ управленческого персонала, соответствующая различным уровням управления и реализуемым функциям. Подготовка информации для принятия решений, собственно принятие решений и их реализация могут иметь много общего в различных службах предприятия. Это позволяет создавать гибкие, перестраиваемые структуры управления.

Построение АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в части организации информационного, технического, программного обеспечения.

Виды обеспечения АРМ

Обязательным условием функционирования АРМ является техническое обеспечение. Это обоснованно выбранный комплекс технических средств для оснащения АРМ.

Информационное наполнение АРМ при определении круга пользователей и выяснении сущности решаемых ими задач осуществляет информационное обеспечение АРМ.

АРМ является компонентом АИС, поэтому информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС. Оно включает совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях.

В сфере организационного управления пользователи могут быть условно разделены на две категории: руководители и обслуживающий персонал. Разрабатываемые АРМ для разных категорий пользователей отличаются типами представления данных. К примеру, обслуживающий персонал обычно имеет дело с внутренними данными организации, решает повторяющиеся задачи, пользуется, как правило, структурированной информацией.

Руководителям требуются как внутренние, так и внешние данные для реализации цели управления или принятия решения.

Применение АРМ не должно нарушать привычный пользователю ритм работы. АРМ концентрируют внимание пользователя на логической структуре решаемых задач, а не на характеристике реализующей их программной системы. Однако если заданное системе действие не производится, пользователь должен знать причину, и информация об этом должна выдаваться на экран.

Эти соображения лежат в основе разработки информационного обеспечения конкретного АРМ при организации внутри/машинной информационной базы (выбора необходимого состава показателей, способа их организации и методов группировки и выборки необходимых данных).

Если АРМ является элементом распределенной системы обработки информации, например сети, существуют дополнительные требования к организации информационной базы:

Структура базы данных должна позволять легко расчленять ее на составные фрагменты, размещаемые на отдельных АРМ, обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к данным.

Структура базы должна обеспечивать единовременный процесс корректировки нескольких одинаковых баз, хранящихся на разных АРМ.

База должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность алгоритмов, обеспечивающих формирование результатной информации. Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса прикладных программ.

В составе программного обеспечения (ПО) АРМ можно выделить два основных вида обеспечения, различающихся по функциям: общее (системное) и специальное (прикладное). К общему программному обеспечению относится комплекс программ, обеспечивающий автоматизацию разработки программ и организацию экономичного вычислительного процесса на ПЭВМ безотносительно к решаемым задачам (ОС, СУБД, программы-оболочки). Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач пользователя.

Главное назначение общего ПО - запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения.

Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ. Именно от функционального ПО зависит конкретная специализация АРМ.

Программное обеспечение АРМ должно обладать свойствами адаптивности и настраиваемости на конкретное применение в соответствии с требованиями пользователя.

Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ обеспечивают однозначное смысловое соответствие действий пользователя и аппаратной части в виде персонального компьютера.

Организационное обеспечение АРМ включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании компьютера на рабочем месте и определяющих функции и задачи каждого специалиста.

Специалистом выполняются на АРМ следующие операции:

Ввод информации с документов при помощи клавиатуры (с визуальным контролем по экрану дисплея), с магнитных носителей, с других АРМ;

Прием данных в виде сообщений по каналам связи с других АРМ в условиях функционирования локальных вычислительных сетей;

Редактирование данных и манипулирование ими;

Накопление и хранение данных;

Поиск, обновление и защита данных;

Вывод на экран, печать, магнитный носитель результатной информации, а также различных справочных и инструктивных сообщений пользователю;

Формирование и передача данных на другие АРМ в виде файлов на магнитных носителях или по каналам связи в вычислительных сетях;

Получение оперативных справок по запросам.

Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ, демонстрационные примеры.

Эргономическое обеспечение АРМ представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих максимально комфортные условия использования АРМ специалистами. Это предполагает выбор специальной офисной мебели для размещения техники АРМ, организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

Одна из важнейших функций эргономического обеспечения АРМ - уменьшение отрицательных воздействий на человека со стороны ПЭВМ.

Правовое обеспечение АРМ - это система правовых документов, определяющих права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ. Эти документы строго увязаны с комплексом разработок, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т.д.

Автоматизированная информационная система "Кафедра"

Тип работы: Дипломная Предмет: Программирование

Оригинальная работа

Тема

Выдержка из работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Контрольная

Алгоритмизация задачНа первом этапе разработки комплексов программ АСУ определяют требования, выполнение которых обеспечивает решение поставленных задач. Основными характеристиками являются время и стоимость обработки информации, вероятность ошибки, допустимые объемы памяти, неизбежность выполнения основных функций и т. п. Требования к системе содержатся в системных...

Курсовая

РефератПояснительная записка к курсовой работе: 23 страницы, 1 приложение, 12 рисунков.Цель работы — практическое закрепление теоретической части курса и приобретение навыков алгоритмизации обработки изображений.Яркость и контрастность, матрица яркостей, гистограмма, бинаризация, градации серого, негатив, наложение шумов, фильтрация.СОДЕРЖАНИЕВведение1. Лист заданий2....

Курсовая

Введение 31. Файловые вирусы 52. Загрузочные вирусы 63. Простые и полиморфные вирусы 84. Стелс-вирусы 9Заключение 10Список литературы 11ВведениеЧтобы эффективно бороться с вирусами, необходимо иметь представление о «привычках» вирусов и ориентироваться в методах противодействия вирусам. Вирусом называется специально созданная программа, способная...

ВВЕДЕНИЕЧеловек в информационном обществеРесурсы или потенциал информационного обществаРазвитие процесса информатизацииЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВВЕДЕНИЕВойти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно...

Контрольная

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Факультет Заочного вечернего и дистанционного обучения Кафедра сетей и устройств телекоммуникаций Контрольная работа По дисциплине «Криптографическая защита в ТК» Минск 2010 1. Симметричная криптосистема ГОСТ 28 147-89 2. Симметричная криптосистема DES 3. Асимметричая...

Курсовая

РЕФЕРАТ СОРТИРОВКА, ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ, ЧИСЛО СРАВНЕНИЙ, СРЕДНЕЕ ЧИСЛО СРАВНЕНИЙ, ГРАФИК ЗАВИСИМОСТИ, МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО СРАВНЕНИЙ, МИНИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО СРАВНЕНИЙ, В данной курсовой работе был рассмотрен метод сортировки прямым включением (вставкой). Все элементы условно разделяются на готовую последовательность a1 … ai-1 и входную ai … an. Hа каждом шаге, начиная с...

Введение.

Глава 1. Методы и средства мониторинга деятельности кафедры.

1.1. Структура и методы мониторинга.

1.2. Мониторинг образовательных систем.

1.3. Типовая архитектура информационно-аналитической системы.

1.4. Критерии оценки информационных систем мониторинга деятельности кафедры.

1.5. Обзор информационных систем мониторинга деятельности кафедры.

1.6. Выводы.

Глава 2. Методы и модели мониторинга деятельности кафедры.

2.1. Методы работы со знаниями в СППР.

2.2. Структуризация поля знаний.

2.3. Методы поддержки принятия решений.

2.4. Выводы.

Глава 3. Разработка архитектуры ИСМ.

3.1. Формирование требований к ИСМ.

3.2. Проектирование архитектуры ИСМ.

3.3. Архитектура ИСМ.

3.4. Обеспечение беспроводного мобильного доступа к ИСМ.

3.5. Выводы.

Глава 4. Описание разработанной ИСМ.

4.1. Состав обеспечения ИСМ.

4.2. Программная реализация подсистемы ввода и валидации.

4.3. Программная реализация подсистемы обработки и хранения данных.

4.4. Программная реализация подсистемы формирования отчётности

4.5. Программная реализация подсистемы мониторинга.

4.6. Программная реализация подсистемы администрирования.

4.7. Организация процесса мониторинга деятельности кафедры с использованием ИСМ.

4.8. Выводы.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Информационно-аналитическая система для поддержки процессов управления кафедрой вуза"

На сегодняшний день остро стоит вопрос автоматизации деятельности. Сфера образования - не исключение. В связи с этим во многих вузах России внедряются или уже внедрены различные информационные системы управления и документооборота. Зачастую подобные системы построены на базе технологий крупнейших зарубежных корпораций, таких как SAP, IBM, Microsoft, Oracle. Использование подобной технологической платформы позволяет значительно уменьшить время разработки информационных систем, но повышает их стоимость. Не у всех вузов есть материальные ресурсы для закупки подобных систем, поэтому часто встречается так называемая «островная» автоматизация, при которой автоматизируются лишь отдельные аспекты деятельности вуза. Кроме этого, существующие системы направлены на автоматизацию деятельности всего вуза. Кафедра представляется в виде отдельного модуля, который невозможно использовать без установки всей системы в целом. Функции, представляемые такими системами, избыточны, и, как следствие, их использование для нужд кафедры является неудобным. К тому же существующие системы требуют значительных затрат в плане материально-технического обеспечения. В связи с этим задача разработки и внедрения информационных систем управления и мониторинга деятельности кафедры (ИСМ) видится весьма актуальной.

Анализ существующих методов мониторинга деятельности кафедры выявил недостаточную оперативность, невозможность обнаружения скрытых закономерностей в данных, а также их высокую трудоемкость. В связи с этим необходима разработка методов и средств мониторинга на базе новых информационных технологий.

Анализ современных информационных технологий показал, что эффективную информационную поддержку процесса принятия управленческих решений, возникающих в процессе мониторинга, способны обеспечить автоматизированные системы, основанные на интеграции технологий хранилищ данных (ХД), многомерных баз данных (МБД), оперативного (ОАД, OLAP) и интеллектуального анализа данных {Data Mining, ИАД).

Научные исследования и результаты, изложенные в диссертации, основаны на работах как российских: А. А. Барсегяна, А. М. Бершадского, С. Н. Воробьева, Т. А. Гавриловой, А. С. Клещева, Д. А. Новикова, О. И. Ларичева, Б. Г. Литвака, В. И. Максимова, А. Б. Петровского, В. Б. Силова, Н. С. Рузановой, Э. А. Трахтенгерца, К. И. Шахгельдян и др., - так и зарубежных ученых: R. Axelrod, I. F. Codd, W. H. Inmon, U. Fayyad, T. R. Gruber, C. Haring, G. Piatetsky-Shapiro, F. C. Roberts, G. Saimón, U. Wang и др.

Диссертационная работа направлена на решение научной задачи, заключающейся в создании проблемно-ориентированной системы мониторинга и поддержки принятия решений на основании анализа информации. Разработанная информационная система позволяет осуществлять процесс мониторинга деятельности кафедры на основе сбора и анализа статистических данных, выявлять отклонения от стандартного процесса (аномалии), анализировать причины отклонений, представлять лицу, принимающему решение (JI11P), рекомендации по исправлению неблагоприятных отклонений (ситуаций).

Цель работы и задачи исследования. Целью диссертационной работы является создание проблемно-ориентированной системы мониторинга и поддержки принятия решений по управлению кафедрой вуза для улучшения эффективности деятельности кафедры. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:

1. Провести анализ предметной области, методов и средств поддержки принятия решений, методов мониторинга деятельности кафедры.

2. Разработать методику проектирования информационной системы под держки принятия решений (Cl И IP) и мониторинга деятельности кафедры.

3. Разработать онтологическую модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры.

4. Разработать методы, позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе, включающей технологии ХД, МВД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

5. Разработать компоненты информационно-аналитической системы для мониторинга, прогнозирования, сбора данных и представления результатов анализа деятельности кафедры.

Объект исследования диссертационной работы являются процессы управления деятельностью кафедры высшего учебного заведения.

Предметом исследования являются компоненты специального математического и алгоритмического обеспечения СГТПР, структура информационной системы мониторинга, алгоритмы и методы мониторинга деятельности кафедры.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы системного анализа, оперативной аналитической обработки данных (OLAP), мониторинга, теории принятия решений, теории управления, интеллектуального анализа данных, математического анализа, теории графов, объектно-ориентированного проектирования, теории баз данных, теории передачи данных, онтологического проектирования, когнитивного моделирования, спецификации FURPS+, методологий SADT и UML, также методов веб-программирования.

Научная новизна:

1. Предложена проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая в отличие от существующих позволяет проводить интеллектуальный анализ данных и обеспечивает доступ к системе с помощью различных мобильных средств связи (МСС).

2. Разработаны методы, позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе, включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

3. Впервые предложена онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать все множество объектов предметной области в их системном единстве.

4. Предложена методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая в отличие от известных разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического и когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

Практическая значимость. Диссертационные исследования выполнены в рамках приоритетного направления «Информационно-телекоммуникационные системы», способствуют развитию критических технологий: информационных и управляющих систем, обработки, хранения, передачи и защиты информации.

Предлагаемый новый подход к мониторингу деятельности кафедры на основе интеграции технологий ХД, ОАД и ИАД позволяет эффективно аккумулировать информацию из различных источников, включая другие информационные системы; выполнять анализ больших групп показателей в их системном единстве; повысить оперативность анализа; обнаруживать скрытые закономерности в данных; более выразительно представлять результаты анализа; снизить трудоемкость процесса мониторинга. Все это способствует принятию более обоснованных управленческих решений.

Разработано программное и информационное обеспечение информационно-аналитической системы мониторинга деятельности кафедры, имеющей в своем составе подсистемы ввода и валидации данных, обработки и хранения данных, формирования отчетности, мониторинга и администрирования.

Практическая ценность разработанной информационной системы подтверждается ее внедрением в Пензенском государственном университете, 9

Пензенском филиале Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства и получением свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614636 от 24 мая 2012 г.

Предложены методики мониторинга деятельности кафедры и проектирования ИСМ.

Достоверность и обоснованность результатов подтверждается результатами моделирования, экспериментальной проверкой и тестированием проблемно-ориентированной системы поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования, внедрением и опытной эксплуатацией разработанной системы.

Соответствие паспорту специальности. Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности ВАК РФ 05.13.10 - Управление в социальных и экономических системах, пункты 4, 9, 10.

На защиту выносятся:

1. Методы, позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе, включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

2. Онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать все множество объектов предметной области в их системном единстве.

3. Проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая в отличие от существующих позволяет проводить интеллектуальный анализ данных и обеспечивает доступ к системе с помощью МСС.

4. Методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая в отличие от известных разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического, когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

Внедрение результатов работы. Диссертационные исследования проводились на кафедре «Системы автоматизированного проектирования» Пензенского государственного университета.

Результаты исследования внедрены в опытную эксплуатацию в Пензенском государственном университете, Пензенском филиале Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 28 научных конференциях и семинарах, в том числе: XIV, XV и XVI Международных научно-методических конференциях «Университетское образование» (Пенза, 2010-2012); VIII, IX и X Международных научно-методических конференциях «Инновации в науке, образовании и бизнесе» (Пенза, 20102012); XV, XVI Международном симпозиуме «Надежность и качество» (Пенза, 2010-2011); IV и V Международных научно-практических конференциях «Информационная среда вуза XXI века» (Петрозаводск, 20102011); XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-2011» (Санкт-Петербург, 2011); XXXVIII Международной конференции «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе» (IT+S&E"ll) (Украина, Ялта-Гурзуф, 2011); V Всероссийской молодежной научной конференции «Мавлютовские чтения» (Уфа, 2011); XVIII Международной научно-технической конференции «Информационная среда вуза» (Иваново, 2011); XIV Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие дальневосточного региона России и стран АТР» (Владивосток, 2012).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех

Заключение диссертации по теме "Управление в социальных и экономических системах", Акимов, Алексей Александрович

4.8. Выводы

1. Проведенный анализ предметной области и существующих методов и средств поддержки принятия решений выявил недостатки существующих систем: недостаточная оперативность, невозможность выявления скрытых закономерностей в данных, а также высокая трудоемкость.

2. Предложена проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая, в отличие от существующих, позволяет проводить интеллектуальный анализ данных, и обеспечивает доступ к системе с помощью различных МСС.

3. Разработаны методы позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения критериев оценки деятельности.

4. Впервые предложена онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать всё множество объектов предметной области в их системном единстве.

5. Предложена методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая, в отличие от известных, разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического, когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

6. Архитектурные и программные решения СППР введены в опытную эксплуатацию для мониторинга и управления деятельностью кафедры ВУЗа.

Заключение

В процессе работы над диссертацией были получены следующие результаты:

1) Проведенный анализ предметной области и существующих методов и средств поддержки принятия решений выявил недостатки существующих систем: недостаточная оперативность, невозможность выявления скрытых закономерностей в данных, а также высокая трудоемкость.

2) Предложена проблемно-ориентированная система поддержки принятия решений, мониторинга и прогнозирования деятельности кафедры, которая, в отличие от существующих, позволяет проводить интеллектуальный анализ данных, и обеспечивает доступ к системе с помощью различных МСС.

3) Разработаны методы позволяющие осуществлять мониторинг, прогнозирование и управление деятельностью кафедры, в системе включающей технологии ХД, МБД, ОАД и ИАД, в условиях изменения принципов оценки деятельности.

4) Впервые предложена онтологическая модель информационной системы мониторинга деятельности кафедры, которая позволяет описать всё множество объектов предметной области в их системном единстве.

5) Предложена методика проектирования информационной системы поддержки принятия решений и мониторинга деятельности кафедры, позволяющая разрабатывать информационную систему поддержки принятия решений на основе интеграции онтологического, когнитивного подходов, а также технологий ХД, МБД, ОАД и ИАД.

6) Архитектурные и программные решения СППР введены в опытную эксплуатацию для мониторинга и управления деятельностью кафедры ВУЗа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Акимов, Алексей Александрович, 2012 год

1. Иродов, М. И. Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования / М. И. Иродов, Т. А. Степанов // Педагогический Вестник ЯГПУ.-№ 1, 1998. -С.5-10.

2. Боровкова, Т. И. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие / Т. И. Боровкова, И. А. Морев -Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.- 150 С.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Электронный ресурс. Режим доступа vsegost.com/Catalog/47/47957.shtml

4. Бершадский, А. М. Информационная система мониторинга деятельности кафедры / А. М. Бершадский, И. П. Бурукина, А. А. Акимов // Информатизация образования и науки № 3(11), 2011- С. 12-23.

5. Бождай, А. С. Разработка системы мониторинга образования в регионе на основе геоинформационной технологии: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Пенза, 2000. - 197 с.

6. Бершадский, А. М. Информационная система кафедрального документооборота / A.M. Бершадский, И. П. Бурукина // Телематика"2009: Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции- Т. 1.-Санкт-Петербург, 2009,-С. 149-150.

7. Акимов, А. А. Архитектура информационно-аналитической среды мониторинга деятельности кафедры / А. А. Акимов // Университетское образование: сборник статей XV Международной научно-методической конференции Пенза, 2011- С. 99-101.

8. Миронов, С. Почему не используют аналитические технологии / Intersoft Lab Электронный ресурс. Режим доступа: http://citcity.ni/l 1104/

9. Барсегян, А. А. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining / А. А. Барсегян, М. С. Куприянов, В. В. Степаненко, И. И. Холод Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2004 - 336 с.

10. Режим доступа: http://citcity.rU/l 1141/ 12.Чубукова, И.A Data Mining / И. А. Чубукова. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 384 с.

11. Fayyad, U. Advances in Knowledge Discovery and Data Mining / U. Fayyad, G. Piatetsky-Shapiro, P. Smyth, R. Uthurusamy. AAAI/MIT Press, 1996.

12. Полубояров, B.B. Использование MS SQL Server Analysis Services 2008 для построения хранилищ данных / В. В. Полубояров Москва: Интуит, 2010487 с.

13. Башмаков, А. И. Интеллектуальные информационные технологии / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. Москва: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005.-304 с.

14. Щавелев, JI. В. Способы аналитической обработки данных для поддержки принятия решений / Л. В. Щавелев // СУБД,- № 4-5,1998,- с. 25-34.

15. Inmon, W. Н. Building the Data Warehouse / W .H. Inmon. Wiley, 2005. - 543 P

16. Inmon, W. H. Using the Data Warehouse / W .H. Inmon, R. Hackthorn Willey, 1994,-304 p.

17. Бершадский, A. M. Разработка хранилищ данных и интеллектуальные методы мониторинга учебной деятельности кафедры / А. М. Бершадский, И. П. Бурукина, А. А. Акимов // Открытое образование № 2(85), 2011- с. 231-234.

18. El Евфрат документооборот и автоматизация бизнес-процессов Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.evfrat.ru/

19. Электронный документооборот. Система электронного документооборота и управления взаимодействием DIRECTUM Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.directum.ru/

20. Microsoft Office Office.com Электронный ресурс. - Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/

21. OpenOffice.org The Free and Open Productivity Suite Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.openoffice.org/

22. LibreOffice Productivity Suite Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.libreoffice.org/

23. SPSS, Data Mining, Statistical Analysis Software, Predictive Analysis, Predictive Analytics, Decision Support Systems Электронный ресурс.- Режим доступа: http://spss.ru/

24. Официальный сайт компании StatSoft Russia Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.statsoft.ru/

25. Глоссарий.ги Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glossary.ru/

26. Биберштейн, Н. Компас в мире сервис-ориентированной архитектуры (SOA) / Н. Биберштейн, С. Боуз -Москва: КУДИЦ-Пресс, 2007,- 256 с.

27. Информационная система НГТУ Электронный ресурс. Режим доступа: http://ciu.nstu.ru/isu/32.1С:Университет 1С:Предприятие 8 Электронный ресурс. . - Режим доступа: http://v8.lc.ru/university

28. Автоматизированная информационная система управления ТТИ ЮФУ Электронный ресурс. Режим доступа: http://sfedu-tgn.ru/

29. Целых, А. Н. Комплексная автоматизация управления вузом на основе АСУ «Университет» / А. Н. Целых, Д. И. Бобровский, Э. М. Котов Таганрог, Россия: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.- 126 с.

30. Автоматизированная система управления вузом Галактика Электронный ресурс. Режим доступа: http://vuz.galaktika.ru/

31. Портал ИАИС ПетрГУ Электронный ресурс. Режим доступа: https://iias.petrsu.ru

32. Крюков, В. В. Корпоративная информационная среда ВУЗа: методология, модели, решения / В. В. Крюков, К. И. Шахгельдян.- Владивосток: Дальнаука, 2007,- 308 с.

34. Архипова, Е. Н. Информационно-техническое сопровождение рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей / Е.^ Н. Архипова, О. В. Кононова, В. В. Крюков, К. И. Шахгельдян // Территория новых возможностей №3, 2010 - С. 17-27

35. Шахгельдян, К.И. Проблемы качества данных и информации в корпоративной информационной среде вуза // Информационные технологии.- № 6, 2007,- С. 71-80.

36. Официальный сайт Пензенского государственного университета Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pnzgu.ru/

37. Официальный сайт кафедры САПР Пензенского государственного университета Электронный ресурс. Режим доступа: http://do.pnzgu.ru/cad/

38. Автоматизированная информационная система «Университет» Электронный ресурс. Режим доступа: http://ais.stavsu.ru/index.php

39. АИС «Кафедра». Электронный ресурс. Режим доступа: http://ise.fit.altstu.ru/index.php/works/52-workskaf

40. Гаврилова, Т. А. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем / Т. А. Гаврилова, Червинская К. Р. М.: Радио и связь, 1992 - 200 с.

41. Горев, А. Эффективная работа с СУБД / А. Горев, Р. Ахаян, С. Макашарипов-СПб.: Питер, 1997.-704 с.

42. Хейес-Рот, Ф. Построение экспертных систем: Пер. с англ. / Под ред. Ф. Хейеса-Рота, Д. Уотермана, Д. Лената.-М.Мир, 1987-441 с.

43. Уотермен, Д. Руководство по экспертным системам / Д. Уотерман-М.:Мир,1989.-388 с.

44. Григорьева, К. В. Разработка автоматизированного рабочего места преподавателя для управления качеством обучения / К. В. Григорьева-Диссертация на соискание кандидата технических наук.- Пенза,2003.- 179 с.

45. Гаврилова, Т. А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилова, Хорошевский В. Ф. СПб.: Питер, 2001.-384 с.

46. Наумов, А. Н. Системы управления базами данных и знаний: Справ. Изд. / А. Н. Наумов, А. М. Вендров, В. К. Иванов и др.; Под ред. А. Н. Наумова-М.: Финансы и статистика, 1991.-543 с.

47. Толковый словарь по искусственному интеллекту / Авторы-Составители А. Н. Аверкин, М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992.-256 с.

48. Попов, Э. В. Экспертные системы: решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ / Э. В. Попов,- М.,1987

49. Буч, Г. Объектно-ориентированное программирование с примерами применения / Г. Буч М.:Конкорд,1992.-519 с.

50. Поспелов, Д. А. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах /. Д. А. Поспелов, Е. Ю. Кандрашина, Л. В. Литвинцева М.: Наука. Гл. Ред. Физ.-мат. Лит., 1989.-328 с.

51. Бирюков, Б. В. О взглядах Г. Фреге на роль знаков и исчисления в познании / Б. В. Бирюков // Логическая структура научного знания: сб. науч. ст.-М.:Наука,1965 С. 91-108.

52. Поспелов, Д. А. Введение в прикладную семиотику / Д. А. Поспелов, Г. С. Осипов // Новости искусственного интеллекта М.: Изд-во РАИИ,2002.-№ 6.-С. 28-35.

53. Никитина, С. Е. Семантический анализ языка науки / С. Е. Никитина.-М.:Наука, 1987.-143 с.

54. Найханова, J1. В. Технология создания методов автоматического построения онтологий с применением генетического и автоматного программирования / Л. В. Найханова,- Улан-Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН,2008.-244 с.

55. Dalberg, I. Classification systems: information source on concepts and their relation /1. Dalberg // Information utilities.-Washington, 1974.-P. 69-72.

56. Нариньяни, А. С. Кентавр по имени TEOH: тезаурус + онтология / А. С. Нариньяни // Междунар. семинар Диалог"2001по компьютерной лингвистике и её приложениям-Аксаково,2001.-Т. 1.-С. 184-188.

57. Нариньяни, А. С. ТЕОН-2: от тезауруса к онтологии и обратно / А. С. Нариньяни // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: междунар. семинар Диалог"2002,- М.:Наука,2002.-Т.1.-С. 307-313.

58. Гладун, А. Я. Онтологии в корпоративных системах / А. Я. Гладун // Корпоративные системы. 2006. - № 1. - С. 12-19.

59. Гладун, В. П. Партнерство с компьютером (человеко-машинные целеустремленные системы) / В. П. Гладун. К.: Port - Royal, 2000. - 128

60. Гаврилова, Т. А. Онтологический инжиниринг / Т. А. Гаврилова // Труды конференции "КИИ* 2002". М., 2002. - С. 845-853.

61. Щербак, С. С. Интеллектуализация обработки информации на основе технологий Semantic Web / С. С. Щербак // Системы обработки информации. Харьков, 2004. - Вып. 9(37). - С. 224-230.

62. Максимов, В. И. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений Электронный ресурс. / В.И. Максимов, Е.К. Корноушенко, C.B. Качаев. Режим доступа: http:// www. ii s. ru/events/1998113 0/maximo v. ru .html ;

63. Попов, Э. В. Статические и динамические экспертные системы / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. М.: «Финансы и статистика», 1996. - 211 с.

64. Силов, В. Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке / В. Б. Силов. -М: ИНПРО-РЕС, 1995. 228 с.

65. Трахтенгерц, Э. А. Компьютерные методы поддержки принятия управленческих решений в нефтегазовой промышленности / Э. А. Трахтенгерц, Ю. П. Степин, А. Ф. Андреев. М.: СИНТЕГ, 2005. - 592 с.

66. Фрейдина, Е. В. Исследование систем управления / Е. В.Фрейдина- М.: Издательство «Омега-Л», 2008. 184 с.

67. Нариньяни, A.C. Неопределенность в системе представления и обработки знаний / А. С. Нариньяни. Изв. АН СССР. Техническая кибернетика № 5, 1986. - С. 8-11.

68. Яговкин, Н. Г. Методы управления подготовкой и компетенция персонала Электронный ресурс. / Н. Г. Яговкин, А. И. Бузуев, Н. Н.Боярова. -http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/modern-control-technology-cl 12/11880-cl12-106

69. Берка, К. Измерения. Понятия, теории, проблемы / К. Берка.-М.:Прогресс, 1987.-320 с.

70. Субетто, А. И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4 книгах. Уч. Пособие / А. И. Субетто- М.: Исследовательский центр, 1991 96 с.(1 книга), 122 с.(2 книга) ,171 с.(3 книга), 163 с.(4 книга)

77. Саати, Г. Аналитическое планирование. Организация систем / Г. Саати, К. Керне. М.: Радио и связь, 1991.

78. Информационный сайт фирмы IBM Электронный ресурс. Режим flocTyna:http://wwwl28.ibm.com/developerworks/rational/library/4706.html

79. Соммервилл, И. Инженерия программного обеспечения / И. Соммервилл -М.: Вильяме, 2002. 624 с.

80. Полис, Г. Разработка программных проектов на основе Rational Unified Process (RUP) / Г. Полис M.: Бином-Пресс, 2005. - 256 стр.

81. Арсентьев, А. Хранилища данных становятся инфраструктурным компонентом №1 Электронный ресурс. / А. Арсентьев. Режим доступа: http://www. olap.ru/home. asp?artld=l 011

82. Comparison of OLAP Servers Электронный ресурс.- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/ComparisonofOLAPServers

83. Информационный сайт Essbase Oracle ЕРМ System, Fusion Edition 11.1.1.4 Documentation Library Электронный ресурс.- Режим доступа: http://d0cs.0racle.c0m/cd/E 128250 l/nav/portal3.htm

84. Информационный сайт Iccube Электронный ресурс.- Режим доступа: www.iccube.com/

85. Информационный сайт SQL Server Analysis Services Multidimensional Data (SSAS) Электронный ресурс.- Режим доступа: http://technet.microsoft.com/en-us/sqlserver/cc510300.aspx

86. Информационный сайт MicroStrategy Intelligence Server Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.microstrategy.com/Software/Products/Intelligenceserver/

87. Информационный сайт Oracle OLAP Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.oracle.com/technetwork/database/options/olap/index.html

88. Информационный сайт Jedox OLAP Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.jedox.com/en/products/jedox-olap.html

89. Информационный сайт SAS OLAP Server Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.sas.com/technologies/dw/storage/mddb/

90. Информационный сайт NetWeaver Business Warehouse | Data Warehousing | Technology | SAP Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.sap.com/solutions/technology/data-warehousing/sapnetweaver-business-warehouse/index.epx

91. Kuznetsov A. Using DB2 UDB OLAP functions Электронный ресурс. / A. Kuznetsov- Режим доступа: http://www.ibm.com/developerworks/data/library/techarticle/dm0401 kuznetsov/index.html

92. Kimball, R. The Data Warehouse Toolkit: The Complete Guide to Dimensional / R. Kimball, M. Ross. Wiley.-2002. - 464 p.

93. Сравнение совокупной стоимости владения для СУБД EnterpriseDB, Oracle, IBM DB2 и MS SQL / Национальный центр поддержки и разработки Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.bureausolomatina.rU/ru/themesinprogress/dbms/4

94. Булгаков, М. В. Исследование и разработка методов построения и кэширования веб-приложений Электронный ресурс. / М. В. Булгаков, В. П. Носов Режим доступа: http://www.informika.rU/files/smi/2/bulons2.pdf

95. Вер газов, Р. И. Система компьютерного тестирования знаний: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Р. И. Вергазов-Пенза, 2006.- 162 с.

96. Информационный сайт Compare PHP, Java, JavaScript, Python & CSS Frameworks Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.bestwebframeworks.com/

97. Информационный сайт Codelgniter Open source PHP web application framework Электронный ресурс.- Режим доступа: http://codeigniter.com/

98. Информационный сайт Yii Framework: Best for Web 2.0 Development3neKTpoHHbiñ ресурс.- Режим доступа: http://www.yiiframework.com/

99. Информационный сайт Zend FrameworkЭлeктpoнный ресурс.- Режим доступа: http://framework.zend.com/

100. Информационный сайт SpringSource.org Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.springsource.org/

101. Информационный сайт JavaServer Faces Community Электронный ресурс.- Режим доступа: http://javaserverfaces.java.net/

102. Информационный сайт Apache Wicket Welcome to Apache Wicket Электронный ресурс.- Режим доступа: http://wicket.apache.org/

103. Информационный сайт Ruby on Rails Электронный ресурс.- Режим доступа: http://rubyonrails.org/

104. Информационный сайт The Web framework for perfectionists with deadlines Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.djangoproject.com/

105. Информационный сайт CMS Content Management, Asp.net Open Source CMS, Free CMS DotNetNukeЭлектронный ресурс. - Режим доступа: http://www.dotnetnuke.com/

106. Информационный сайт MVC: Official Microsoft 8кеЭлектронный ресурс.- Режим доступа: http://www.asp.net/mvc

107. Бершадский A.M. Информационная среда мониторинга деятельности кафедры / A.M. Бершадский, И.П. Бурукина, А.А. Акимов // Информационная среда вуза XXI века: материалы IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2010.- С.47-50

108. Маслов В. А. Модели и алгоритмы идентификации и позиционирования мобильных средств связи в системах поддержки принятия решений: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / В. А. Маслов.- Пенза, 2011.- 189 с.

109. Информационный сайт jQuery Mobile Электронный ресурс.- Режим доступа: http://jquerymobile.com/

110. Информационный сайт 51 Degrees.mobi High Performance ASP.NET & PHP Mobile Web Applications Электронный ресурс.- Режим доступа: http://51 degrees.mobi/

111. Никитина, Т.П. Информационные системы в экономике: учебное пособие / Т. П. Никитина,- Ярославль: МУБиНТ, 2003. 90 с.

112. Липаев, В.В. Программная инженерия. Методологические основы / В. В. Липаев. Москва: ТЕИС, 2006. - ISBN 5-7598-0424-3.

113. Вигерс, К. И. Разработка требований к программному обеспечению / К. И. Вигерс. Русская редакция, 2004. - ISBN 5-7502-0240-2.

114. Основы программной инженерии (по SWEBOK) Электронный ресурс.-Режим доступа: http://swebok.sorlik.ru/lsoftwarerequirements.html

115. Caprio, G. Design Patterns: Dependency 1п)есйопЭлектронный ресурс. / G. Caprio.- Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/en-us/magazine/cc 163739. aspx

116. Роговский С. Концепция Inversion of Control и основы Spring Электронный ресурс. / С. Роговский. Режим доступа: http://www.rsdn.ru/article/java/spring.xml

117. Общие сведения о платформе Managed Extensibility Framework Электронный ресурс.- Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/dd460648.aspx

118. Эспозито, Д. Расширяемость приложений: инфраструктуры MEF и 1оС Электронный ресурс. / Д. Эспозито. Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/ru-ru/magazine/gg650670.aspx

119. Ferraiolo, D.F. Role Based Access Control / D.R. Kuhn, D.F. Ferraiolo // Proceedings of 15th National Computer Security Conference. Baltimore, 1992. -pp. 554-563.

120. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник / Б.Г.Литвак. -3-е изд., испр. М.: Дело, 2002. - 392 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Сборник представляет собой системно организованный комплекс учебно-методической документации, регламентирующей процесс обучения студентов и проверку качества их обучения, на основе компетентностного подхода. Учебно-методическая документация, включенная в данный сборник, разработана в соответствии со стандартом ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение» и включает в себя все дисциплины базового модуля, разработанные преподавателями кафедры автоматизированных систем документационного обеспечения управления Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Каждый из представленных учебно-методических комплексов включает в себя программу курса и тематические планы, планы семинарских и лабораторных занятий, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, описание образовательных технологий, список обязательных и дополнительных источников и литературы, перечень вопросов для промежуточной и итоговой аттестации по курсу. Сборник подготовлен с целью оказания учебно-методической помощи вузам РФ, включая филиалы РГГУ, осуществляющим учебный процесс по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение».

* * *

компанией ЛитРес .

Терентьева Е.В., доцент, к.и.н.

Рабочая программа дисциплины

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Информационные технологии» является частью базового цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение». Дисциплина реализуется на факультете Документоведения и технотронных архивов кафедрой автоматизированных систем документационного обеспечения управления.

Цель курса – обеспечить достаточный и необходимый уровень теоретических знаний и навыков их применения в решении практических задач работы с информационными технологиями.

Задачами курса являются изучение теории и практики применения информационных технологий, выработка у студентов навыков самостоятельной работы с современными офисными технологиями.


Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Информационные технологии» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 034700 «Документоведение и архивоведение» бакалавриат.

Дисциплина «Информационные технологии» относится к базовой части Математического и естественно-научного цикла дисциплин. Изучается во втором семестре.

Дисциплина является предшественницей для курсов:

– «Информационные технологии в ДОУ и архивном деле» (Базовой общепрофессиональной части Профессионального цикла Б. 3, 5 и 6 семестр).

Для изучения дисциплины студенты должны обладать теоретическими знаниями и практическими умениями в области информатики, иметь базовые навыки в обращении с компьютерной техникой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

– профессиональную терминологию, законодательную и нормативно-методическую базу, регламентирующую применение информационных технологий в управлении (ПК-3);

– виды информационных технологий и основы информационных систем (ПК-4);

– основную проблематику документоведения (ПК-12);

– принципы действия и конструктивные особенности различных технических средств управления, их технико-эксплуатационные характеристики (ПК-39);

– принципы организации работ с применением информационных технологий (ПК-45).

Уметь:

– использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);

– работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-15);

– работать с современными системами информационного и технического обеспечения (ПК-41).

Владеть:

– культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных (ПК-8), (ПК-37).

Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.


Тема 1. Введение

Предмет, задачи, содержание и методика изучения курса «Информационные технологии», его роль в подготовке специалистов, связь с другими учебными дисциплинами. Общетеоретические аспекты понятия «технология», «информационные технологии». Законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая применение информационных технологий. Учебная, методическая и нормативно-справочная литература.


Тема 2. Классификация информации и информационных технологий

Понятие «информация». Классификация информации по различным признакам. Характеристика видов информации по различным критериям (визуальная, аудиальная, тактильная, органо-лептическая и др.). Формы представления информации. Свойства информации. Информация в управлении. Документированная информация и документация. Понятие «информационные технологии». Классификация информационных технологий. Общая характеристика основных видов информационных технологий (технологии ввода информации, технологии хранения, технологии передачи информации и др.).


Тема 3. Технологии ввода информации в коммуникативный процесс

Способы ввода информации в коммуникативные процессы, используемые в информационных технологиях. Основные виды коммуникаций в современном обществе (речевая, письменная, электронная). Этапы и составляющие коммуникативного процесса. Технология ввода письменной информации. Технология ввода речевой информации. Технические устройства и программные средства, применяемые для осуществления технологических процессов ввода информации. Схемы технологических процессов. Возможности, проблемы и перспективы развития технологий ввода информации в коммуникативные процессы.


Тема 4. Технология организации и поддержки компьютерных сетей

Понятие компьютерной сети. История развития сетевых технологий. Возможности использования, общие компоненты, функции и характеристики, основные технические требования. Локальные компьютерные сети. Сети на основе сервера. Построение глобальной сети, возможности и перспективы развития. Преимущества и задачи применения сетевой технологии в деятельности организаций. Интернет.


Тема 5. Информационные технологии передачи информации

Виды информационных технологий передачи информации. Возможности использования Интернет-технологий. Почтовые программы. Ведение письменных переговоров между удаленными абонентами сети. Интернет-телефония – ведение голосовых переговоров между удаленными абонентами. Интернет-факс – рассылка факсов. Видео-конференции. Возможности и преимущества, перспективы использования комплексных информационных технологий.


Тема 6. Технологии аналитической обработки информации

Понятие аналитической обработки информации. Составление указателей, аннотаций, рефератов, тематических досье, написание обзоров. Построение технологии аналитической деятельности. Комплексы экспертных процедур, методики проведения экспертных опросов, методики обработки экспертных оценок. Функции информационных технологий в выполнении аналитических задач. Системы автоматизированного перевода текста (электронные словари): возможности, проблемы, перспективы и направления развития. Автоматическое аннотирование и реферирование: назначение, возможности, перспективы применения.


Тема 7. Технология организации информационно-справочных систем

Понятие «информационный поиск» в технологическом аспекте. Информационно-справочная система – средство обеспечения поисковой функции. Традиционные и автоматизированные информационно-поисковые системы. Специфика информации, представленной в информационно-справочных системах. Виды информационно-справочных систем по содержанию и назначению. Общеправовые и специализированные информационно-справочные системы. Основные свойства и параметры. Качество информационного наполнения (полнота информации, оперативность актуализации, достоверность, качество обработки). Поисковые (тематический поиск, атрибутивный поиск, интеллектуальный поиск) и сервисные возможности. Дополнительные услуги, предоставляемые пользователям. Способы обновления информации в информационно-справочных системах.


Тема 8. Демонстрационные (мультимедиа) средства

Назначение и особенности демонстрационных (мультимедиа) средств. Возможности использования в рекламной деятельности, подготовке презентаций, докладов и т. д. WEB-технологии. Технология подготовки презентаций. Виды и характеристика технических средств; факторы, определяющие их выбор. Правила организации мультимедиа презентаций.


Тема 9. Специализированные информационные технологии

Обзор рынка специализированных информационных технологий. Характеристика основных специализированных информационных технологий, предназначенных для различных сегментов экономики и управления (бухгалтерский учет, документационное обеспечение управления, управление персоналом организаций, архивное дело, справочно-информационная работа и т. п.), функциональные возможности, область применения, основные пользователи.


Тема 10. Технологии хранения информации

Носители информации, их виды. Критерии выбора носителя информации (соотношение надежности и стоимости, производительность, интерфейс, эксплуатационные характеристики). Оперативное (временное) хранение информации, сроки, условия, технология хранения. Задача актуализации информации. Долговременное хранение информации. Система архивного хранения электронных документов. Законодательное и нормативно-методическое регламентирование процесса хранения информации. Проблемы и направления развития технологий хранения информации.


Тема 11. Методы расчета технико-экономической эффективности и обоснование выбора программно-технических средств

Методы определения эффективности применения информационных технологий. Определение целей, выбор критериев и показателей, определение методов расчета. Прямой и косвенный (экономический и неэкономический) эффект от применения информационных технологий. Расчет затрат и срока окупаемости внедряемого проекта.


Факторы развития информационных технологий в современном обществе. Лидеры в области информационных технологий. Состояние и перспективы развития информационных технологий в России. Роль государства в развитии ИТ. Нанотехнологии. Критерии, определяющие спрос на информационные технологии. Основные области развития информационных технологий (электронное правительство, услуги связи, информационные услуги, развлечения, системы обеспечения бизнеса).

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины используются различные информационные технологии. Во время лекционных занятий используются электронные презентации с использованием проектора, а также класса, оснащенного современными компьютерами, подключенными к Интернету и объединенными в единую внутреннюю сеть, и демонстрационным экраном, связанным с компьютером преподавателя.

Практические занятия проходят в компьютерном классе с использованием специализированного программного обеспечения, баз данных и информационных ресурсов, а также необходимого технического обеспечения.

Самостоятельная работа студентов включает в себя консультации преподавателя при подготовке рефератов, а также самостоятельную работу студента с ресурсами Интернета, информационными правовыми системами, посещение специализированных выставок и конференций, участие в работе круглых столов и т. п.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Примерные темы рефератов по разделам дисциплины:

История развития информационных технологий.

Состояние рынка информационных технологий.

Направления развития современных информационных технологий.

Технологии ввода информации.

Технология подготовки и проведения видео-конференций.

Организация презентаций с использованием современных технологий.

Применение информационных технологий в образовании.

Технологии дистанционного обучения.

Анализ технологий компьютерного перевода.

Направления развития комплексных информационных технологий.

Информационные технологии в государственном управлении.

Применение информационных технологий для предоставления государственных услуг.


Примерный перечень вопросов для проведения экзамена:

Государственная политика в сфере использования информационных технологий.

Нормативно-правовая база в сфере использования информационных технологий.

Информация, ее виды и свойства.

Роль и значение информационных технологий в управлении.

Информационные ресурсы.

Системная концепция информационной технологии.

Технологии хранения информации.

Технологии ввода информации в коммуникативный процесс.

Технические устройства и программные средства, применяемые для ввода информации.

Принципы организации и поддержки компьютерных сетей.

Сетевые технологии в деятельности организации.

Информационные технологии передачи информации.

Интернет-технологии передачи информации.

Технологии аналитической обработки информации.

Автоматическое аннотирование и реферирование текстовой информации.

Технология организации информационно-справочных систем.

Виды и назначение информационно-справочных систем.

Демонстрационные (мультимедиа) средства.

Технология подготовки и проведения презентаций.

Специализированные информационные технологии.

Характеристика основных специализированных информационных технологий.

Носители информации, их виды, критерии выбора.

Оперативное и долговременное хранение информации.

Проблемы и перспективы развития технологий хранения информации.

Методы определения эффективности применения информационных технологий.

Перспективы и направления развития информационных технологий в современном обществе.

Приоритеты использования информационных технологий в области государственного управления.

Приоритеты использования информационных технологий в области социально-экономического развития.

Концепция «электронного правительства».

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература


Дополнительная литература

Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному / М.П. Бобылева. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 295 с.

Бобылева М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному / М.П. Бобылева. – М., МЭИ. 2004. 184 с.

Всемирный Саммит по информационному обществу: Информационное издание. – СПб.: Изд-во РНБ, 2004. – 136 с.

Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. Г.А. Титоренко. 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 439 с.

Божко В.П. Информационные технологии в статистике, 2011. – ФиС. 153 с.

Гультяев А.К., Машин В.А. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса, Изд.: Корона-Век, 2010. 352 с.

Евменов В.П., Интеллектуальные системы управления, Изд.: Либроком, 2009. 304 с.

Елепин А.П. Соколова С.В. Компьютерные информационные технологии Изд. Академ книга / Учебник, 2009. – 160 с.

Хубаев Г.Н., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. и др. Информатика. Информационные системы. Информационные технологии. Тестирование. Подготовка к Интернет-экзамену, Изд.: Феникс, 2011. – 368 с.

Гваева И.В., Собалевский С.В. Делопроизводство. Учебный справочник, Изд.: ТетраСистемс 2011. – 224 с.


Интернет-ресурсы

www.gov.ru/ – Сервер органов государственной власти РФ;

www.gosuslugi.ru/ – Справочно-информационный портал «Государственные услуги»;

www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf/ – Собрание законодательства РФ;

www.rg.ru/ – Российская газета;

www.rusarchives.ru – Федеральное архивное агентство;

www.vniidad.ru/ – ВНИИДАД (Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела);

www.minsvyaz.ru/ – Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;

www.consultant.ru/ – официальный сайт компании КонсультантПлюс;

www.garant.ru/ – информационно-правовой портал Гарант;

ru.openoffice.org/ – свободный офисный пакет OpenOffice.org

www.ecm-journal.ru/ .


Программное обеспечение

ABBYY FineReader;

– OpenOffice.org;

– Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

– «КонсультантПлюс»;

– «Гарант»;

– «Кодекс».


Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, подключенный к Интернету, оснащенный проектором для электронных презентаций и экраном. Все компьютеры должны быть связаны между собой в единую внутреннюю сеть и оснащены специализированным программным обеспечением, библиотека РГГУ.


Программные средства, задействованные в процессе обучения:

Офисный пакет приложений Microsoft Office;

– ABBYY FineReader;

– OpenOffice.org;

– Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome;

– Справочно-правовые системы «Консультант», «Гарант», «Кодекс».

Планы семинарских занятий и методические указания по их выполнению

Материально-техническое обеспечение семинарских занятий

Компьютерный класс, подключенный к Интернету, оснащенный проектором для электронных презентаций, и экраном. Все компьютеры должны быть связаны между собой в единую внутреннюю сеть и оснащены специализированным программным обеспечением.


Тема 1. Классификация информации и информационных технологий

Вопросы для обсуждения:

Основные составляющие понятий «информация», «технология», «информационная технология».

Признаки классификации информации.

Какие свойства присущи информационной технологии.

Сущность и различия практической, научной и теоретической технологии.

Контрольные вопросы:

Классификация видов информации и ее свойства.

Сущность информационных технологий.

Источники и литература:

Акперов И.Г., Коноплева И.А., Сметанин А.В. Информационные технологии в менеджменте. Инфра-М, 2012. 400 с.

Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учеб. пособие / А.М. Блюмин. – М.: Дашков и К, 2012. – 296 с.

В.С. Мингалев, Ю.В. Грум-Гржимайло, Е.В. Терентьева. Информационные технологии и организационная техника. – М., Изд. «Народный учитель», 2004.

Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – гриф УМО.

Исаев Г.Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 464 с.


Тема 2. Ввод информации в коммуникационный процесс с использованием различных устройств

Вопросы для обсуждения:

Технические устройства, применяемые для ввода информации в коммуникационный процесс.

Основные принципы работы различных технических устройств ввода информации (клавиатуры, мыши, сканера, сенсорного экрана, джойстика, светового пера и др.).

Каковы основные принципы действия устройства речевого ввода информации.

Основные проблемы и перспективы развития технологий ввода информации.

Контрольные вопросы:

Принцип действия и назначения устройств ввода информации.

Особенности и направления развития технических устройств ввода информации.

Источники и литература:

Акперов И.Г., Коноплева И.А., Сметанин А.В. Информационные технологии в менеджменте. Инфра-М, 2012. 400 с.

Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учеб. пособие / А.М. Блюмин. – М.: Дашков и К, 2012. – 296 с.

В.С. Мингалев, Ю.В. Грум-Гржимайло, Е.В. Терентьева. Информационные технологии и организационная техника. – М., Изд. «Народный учитель», 2004.

Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – гриф УМО.

Исаев Г.Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 464 с.

Интернет-ресурсы: doc-online.ru; ccm.cnews.ru и др.


Тема 3. Изучение технологии работы пользователя в компьютерной сети

Вопросы для обсуждения:

Технология организации сетевой работы.

Преимущества и недостатки различных видов сетей.

Инструкция пользователя компьютерной сети.

Основные правила обеспечения работы в сети.

Контрольные вопросы:

Преимущества технологии работы пользователя в компьютерной сети.

Направления развития технологии сетевой работы.

Источники и литература:

Акперов И.Г., Коноплева И.А., Сметанин А.В. Информационные технологии в менеджменте. Инфра-М, 2012. 400 с.

Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учеб. пособие / А.М. Блюмин – М. Дашков и К, 2012. – 296 с.

В.С. Мингалев, Ю.В. Грум-Гржимайло, Е.В. Терентьева. Информационные технологии и организационная техника. – М., Изд. «Народный учитель», 2004.

Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. – (Бакалавр. Базовый курс). – гриф УМО.

Исаев Г.Н. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 464 с.

Интернет-ресурсы: http://www.manageserver.ru, www.xnets.ru и др.


Тема 4. Технологии передачи информации

Вопросы для обсуждения:

Основные виды информационных технологий передачи информации.

Технология организации видео-конференций.

Почтовые программы.

Контрольные вопросы:

Возможности и преимущества использования современных технологий передачи информации.

Перспективы развития технологий передачи информации.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации кафедры автоматизированных систем документационного обеспечения управления ИАИ РГГУ по направлению подготовки бакалавров «Документоведение и архивоведение». Базовая часть (Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -