Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Информационный ресурс общества. Скачкообразное информационное развитие. Динамика роста информационных потребностей

Информационный ресурс общества. Скачкообразное информационное развитие. Динамика роста информационных потребностей

  • 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
  • 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
  • 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
  • 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
  • Глава III информационные ресурсы общества
  • 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
  • 3.2.Информационная инфраструктура общества
  • 3.3.Информационные продукты и услуги
  • 3.4.Информационный рынок
  • 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
  • 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
  • Глава IV информационный потенциал общества
  • 4.1.Структура информационного потенциала общества
  • 4.2.Информационная техносфера
  • Техносферы в развитых странах на 1997 год
  • 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
  • 4.4.Информационная культура общества
  • Глава vинформационное общество
  • 5.1.Основные черты информационного общества
  • 5.2.Информационная экономика
  • 5.3.Технологии информационного общества
  • 5.4.Путь России к информационному обществу
  • 5.5.Новая информационная среда обитания
  • 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
  • 5.7.Информационная безопасность
  • 5.8.Информационная война
  • Глава VI человек в информационном обществе
  • 6.I.Информационный образ жизни
  • 6.2.Информационное неравенство
  • 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
  • 6.4. Информационная свобода личности
  • 6.5. Информационная преступность
  • 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
  • Заключение
  • Литература
  • Словарь основных терминов
  • Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
  • Глава 2. Роль информации в развитии общества
  • Глава 3. Информационные ресурсы общества
  • Глава 4. Информационный потенциал общества
  • Глава 5. Информационное общество
  • Глава 6. Человек в информационном обществе
  • Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
  • 1. Введение
  • 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
  • 1.2. Ожидаемые результаты
  • 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
  • 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
  • 2. Состав и общая структура программы
  • 2.1. Модульная структура программы
  • 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
  • 2.3. Типовая структура проблемных модулей
  • 3. Структура и содержание проблемных модулей
  • 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
  • 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
  • 3.2.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.2.2. Основные проблемные блоки
  • 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3. Проблемный модуль № 3
  • 3.3.1. Педагогические задачи модуля
  • 3.3.2. Основные проблемные блоки
  • 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.4. Проблемный модуль №4
  • 3.4.1. Педагогические задачи
  • 3.4.2. Основные проблемные блоки
  • 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
  • 3.5.1. Педагогические задачи
  • 3.5.2. Основные проблемные блоки
  • 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
  • 3.6.1. Педагогические задачи
  • 3.6.2. Основные проблемные блоки
  • 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
  • 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
  • 3.7.1. Педагогические задачи
  • 3.7.2. Основные проблемные блоки
  • 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
  • 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
  • 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
  • 4. Список литературы по курсу
  • Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9
  • Глава III информационные ресурсы общества

    3.1.Виды и классификация информационных ресурсов

    Понятие информационного ресурса

    Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

    В современной экономике наиболее распространенными являются представления о следующих основных видах ресурсов:

    природные ресурсы - объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных);

    энергетические ресурсы - носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества;

    материальные ресурсы - сырье, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления;

    трудовые ресурсы - люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности;

    финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества.

    Необходимо заметить, что финансовые ресурсы являются лишь некоторым условным эквивалентом других видов ресурсов. Поэтому финансовые ресурсы, строго говоря, не могут служить самостоятельным

    источником для удовлетворения потребностей общества. Непонимание этого привело к опасным деформациям в экономике многих стран мира, в результате чего возникла так называемая монетаристская экономика, основанная на спекулятивных операциях с ценными бумагами

    Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

    В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году , даны следующие определения понятий информация, информатизация и информационные ресурсы:

    информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

    информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

    информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

    документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

    Таким образом, как следует из приведенных в федеральном законе определений, информационные ресурсы понимаются в нем прежде всего как массивы документов с зафиксированной на них информацией. При этом разработчики данного закона руководствовались не столько научными подходами, сколько прагматическими соображениями необходимости юридической трактовки основных категорий, связанных с процессом информатизации общества.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства -- новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.

    При этом необходимо подчеркнуть, что в соответствии с определенными данным законом юридическими нормами информационные ресурсы понимаются как документы или базы данных, содержащие некоторую информацию, а сама информация - как содержание этих документов или баз данных.

    Информационные ресурсы как форма представления знаний

    Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных не только для социальной информатики, но и для информатики в целом, как фундаментальной науки. Этот термин стал все более широко использоваться в отечественной научной литературе после выхода в свет хорошо известной специалистам монографии Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования» . Однако в мировой научной литературе понятие информационного ресурса все еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что оно является одним из ключевых в проблеме информатизации общества.

    Трудность здесь заключается в том, что понятие информационного ресурса тесным образом связано с таким фундаментальными, но еще недостаточно четко определенными понятиями, как «знания», «информация», «информационный процесс», «когнитивный процесс». Поэтому одной из важнейших проблем дальнейших научных исследований в области социальной информатики является проблема раскрытия сущности информационного ресурса как формы представления знаний, его роли в социальных процессах, а также определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе.

    Для решения этой проблемы, по-видимому, потребуется не только новое понимание информационных процессов в обществе, но и новые подходы к пониманию процессов формирования знаний.

    Необходимо отметить, что в настоящее время в когнитологии и теории интеллектуальных систем принято различать следующие основные виды знаний:

    понятийные знания, которые раскрывают смысл понятий и терминов, используемых в той или иной сфере человеческой деятельности;

    конструктивные знания, позволяющие понять конструкцию (т. е. устройство) тех или иных объектов природы и общества, а также принципы их функционирования;

    процедурные (алгоритмические) знания, определяющие порядок действий для достижения определенных целей или же рациональной реализации тех или иных процессов;

    фактографические знания, представляющие собой некоторые факты, справедливость которых установлена теоретическим или экспериментальным путем.

    В современном обществе перечисленные выше виды знаний могут быть представлены в нескольких различных формах. При этом информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Поэтому можно предположить, что в результате развития исследований, обусловленных потребностями теории и практики процессов информатизации общества, на стыке теоретической и социальной информатики могут возникнут две новые научные дисциплины: информология как совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования информационных ресурсов и информдинамика -- наука о закономерностях преобразования одних форм информационных ресурсов в другие и о процессах их распространения в обществе .

    «Информационный ресурс -- это знания, представленные в проектной форме», - такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение, предложено профессором Ю.М. Каныгиным в работе . Оно представляется нам вполне приемлемым для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики в рамках настоящей работы. При этом мы будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

    Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей - членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей. Эти важные факторы будут проанализированы нами при рассмотрении других проблем информатизации общества и, в частности, проблемы интеллектуализации общества.

    Основные проблемы теории информационных ресурсов

    Сформированная выше проблема изучения свойств информационных ресурсов как формы представления знаний является одной из важнейших проблем будущей теории информационных ресурсов - информологии.

    Вторая проблема этой науки заключается в необходимости разработки методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах для достижения целей общественного развития и удовлетворения информационных потребностей всех его членов. В настоящее время такая методология должным образом не разработана, что не позволяет определять оптимальную стратегию и тактику процесса информатизации страны, ее регионов и мирового сообщества в целом. Это безусловно снижает эффективность процессов информатизации общества и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к новому, информационному обществу.

    Третья проблема данного направления исследований заключается в необходимости создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по отдельным регионам страны, а также в глобальном масштабе, с учетом других стран мирового сообщества. Существо этой проблемы заключается в том, что, как уже показал опыт стран, вступивших на путь информатизации, региональный аспект имеет в процессе информатизации исключительно важное значение. Это обстоятельство необходимо учитывать именно сейчас, на начальных этапах информатизации Российской Федерации, регионы которой существенно различаются как по своим информационным и экономическим показателям, так и по составу населения, уровню образования и профессиональной подготовки кадров.

    При этом мы исходим из теперь уже все более очевидного положения о том, что, если информационные ресурсы страны или региона рассматриваются как стратегически важная экономическая категория, сопоставимая по своей значимости с такими категориями, как запасы энергии, сырья или природных ископаемых, то для того чтобы эффективно использовать информационные ресурсы, необходимо точно знать, где именно они находятся, кто ими владеет и кто в них заинтересован, а также насколько эти ресурсы доступны и подготовлены для практического социального использования.

    Естественно, что для ответа на все эти вопросы необходимо будет не только создавать автоматизированные информационные системы, включающие в себя банки данных и знаний об информационных ресурсах, но также разработать научные методы для изучения характеристик источников и технологии формирования информационных ресурсов, методов описания их структуры и топологии размещения. Совокупность знаний в этой области и предлагается рассматривать как новую научную дисциплину- информографию .

    Знание как национальное достояние

    В статье 9 федерального закона России « Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Тем самым признается общегосударственная значимость этих ресурсов аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.

    Данный правовой акт представляется нам исключительно важным в общенациональном плане, так как он ориентирует общественное сознание в направлении признания ценности информации, а также сохранения и развития информационных достижений общества.

    Следует подчеркнуть, что информационные ресурсы, хотя и содержат достаточно важную часть уже накопленных и используемых в обществе знаний, однако они не исчерпывают эти знания полностью. Существует еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Ведь знания о конструкции и принципах функционирования многих из этих объектов могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях, как это делалось многие тысячелетия на ранних этапах развития истории человеческого общества.

    Этот метод передачи знаний активно используется в обществе и сегодня. Свидетельством этому являются широко практикуемые в последнее время международные, национальные и региональные выставки достижений.

    Другая форма представления знаний в обществе - это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения - человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.

    Социальные аспекты данной проблемы заключаются не только в том, чтобы создать в обществе такие условия, которые стимулировали бы носителей живых знаний к их отчуждению и фиксации в формализованном виде, пригодном для широкого социального использования. Исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе живых знаний, предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.

    Классификация информационных ресурсов

    Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры :

    тематика хранящейся в них информации - общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и пр.;

    форма собственности - государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

    доступность информации - открытая, закрытая, конфиденциальная;

    принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;

    источник информации - официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;

    назначение и характер использования информации - массовое, региональное, ведомственное и т. п.;

    форма представления информации - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

    вид носителя информации - бумажный, электронный.

    Количественные характеристики некоторых

    видов информационных ресурсов России

    В работе приводятся результаты переписи баз данных, проведенной Госкомитетом России в 1996 году и охватившей около 54 тыс. предприятий. Базы данных в этот период имели более половины охваченных переписью предприятий, а общее количество баз данных а России составило около 800 тысяч. При этом половина из них оказалась базами данных собственного производства.

    Общий объем баз данных в России составил свыше 160 терабайт. При этом в государственной собственности находилось около 30% всех БД, в муниципальной - 10%, в частной - 15%, а в иностранной или же смешанной собственности - менее 3% баз данных.

    Распределение информационных ресурсов по регионам России оказалось неравномерным. Так, например, около 20% баз данных находятся в Центральном регионе (из них около 10% - в Москве). Затем следует Западно-Сибирский регион (15%), Северо-Западный регион (12%), а потом остальные регионы страны (по 4-6% в каждом).

    Что же касается ведомственной принадлежности, то здесь лидером оказался Миноборонпром (более 6%), а аутсайдером - Министерство образования (менее 1,5%).

    При анализе приведенных выше статистических данных следует иметь в виду, что именно в последние годы в России реализуется ряд федеральных, межведомственных и региональных программ, направленных на развитие информационных ресурсов в сфере науки, образования и культуры. Поэтому современная ситуация в этой области может существенно отличаться от ситуации 1996 года.

    Электронизация информационных ресурсов

    общества как актуальная проблема

    Стратегическим направлением процесса глобальной информатизации общества, результатом которого должно стать существенное повышение доступности информационных ресурсов общества для их широкого социального использования, является перевод всех социально значимых информационных ресурсов на электронные носители. Именно это должно позволить обеспечить возможность доступа многочисленных удаленных пользователей к необходимым им ресурсам в сетевом режиме, осуществлять компьютерный анализ и обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий, а также осуществить вхождение России в современное международное информационное пространство.

    Для решения этой проблемы в стране необходимо обеспечить опережающее развитие базовых информационных технологий «электронизации.» информационных ресурсов общества, которые должны сыграть исключительно важную роль для его дальнейшего социально-экономического и духовного развития.

    Только перевод большей части накопленной человечеством информации на воспринимаемые компьютерами и другими устройствами технической информатики носители позволит создать реальные возможности для обеспечения доступа к этой информации всех членов общества. А ведь именно это является сегодня необходимым условием дальнейшего научно-технического и культурного развития общества, его подлинной демократизации.

    Отрадно отметить, что понимание важности и социальной значимости этой проблемы, на которую в свое время указывал еще академик А.П. Ершов, начинает, наконец, проявляться и на уровне правительственных органов России. Так, например, в 1995 году по заданию Правительства России была разработана «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» . Эта концепция предполагает разработку и реализацию целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национальных информационных ресурсов.

    Еще один пример представляет собой «Межведомственная программа создания, развития и эффективного использования информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов фундаментальной науки и образования». В соответствии с уже разработанной концепцией эта программа должна интегрировать усилия организаций и ведомств России на решении ключевых проблем информационной поддержки фундаментальной науки и образования.

    Предполагается, что в результате ее реализации в России будут достигнуты качественные изменения в области формирования в электронной форме информационных ресурсов, необходимых для фундаментальной науки и образования. Это планируется осуществить, в первую очередь, за счет развития региональных информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, а также за счет определенного «выравнивания» существующего распределения информационных ресурсов по территории страны путем тиражирования и распределения в электронной форме из центральных регионов страны тех видов информационных ресурсов, которые необходимы для использования в региональных научных и образовательных центрах.

    Появление этих двух федеральных программ означает коренной поворот в государственной политике России в сфере информатизации. Суть его заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к ее содержательной части, т. е. к развитию и интеграции национальных информационных ресурсов. Это очень важный момент, который, безусловно, не только найдет свое отражение в стратегии технологического развития нашего государства, но и окажет существенное влияние на дальнейшее информационное развитие стран СНГ и ближнего зарубежья.

    В последние годы в России появилась социальная потребность в создании базовых промышленных информационных технологий, предназначенных для «электронизации» информационных ресурсов, т. с. переноса их на машиночитаемые электронные носители. Одна из таких технологий разработана в Институте проблем информатики РАН и успешно прошла опытную эксплуатацию во Всероссийском научно-техническом информационном центре Министерства науки и технологий Российской Федерации.

    Эта технология разработана по заданию Фонда технологического развития Миннауки. Она обеспечивает возможность многотерминального автоматизированного факсимильного ввода в ЭВМ авторефератов диссертаций по различным областям знаний. Практически, это одна из первых отечественных промышленных информационных технологий в данной области применения. Ее достоинство заключается в том, что, не требуя для своей реализации высокой квалификации операторов, она, тем не менее, обеспечивает необходимую производительность технологического процесса, а главное - хорошее качество факсимильных изображений в памяти ЭВМ.

    Первое из этих качеств достигается за счет программного управления процессом сканирования текстов авторефератов и оптимизации многотерминального режима работы системы, а второе - за счет использования специальных алгоритмов повышения качества факсимильного изображения текстовых документов.

    Промышленное внедрение этой технологии позволит перевести на оптические диски типа CD-ROM авторефераты диссертаций, хранящиеся в различных информационных фондах России и, следовательно, сделает эту достаточно важную часть научных информационных ресурсов России доступной не только для широкого использования в различных регионах страны и за рубежом, но и для последующего компьютерного анализа.

    Как мы уже отмечали, информационный интерес традиционно понимается как реальная потребность человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использовать информацию в целях решения различных задач в реальной жизни.

    Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР).

    Существует даже понятие "жизненно важный интерес" в информационной сфере. Оно концентрирует в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отношений, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в информационной сфере принято называть объектом информационной безопасности (39).

    Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" давалось определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

    К сожалению, в новой редакции Закона "Об информации", который принят 27 июля 2006 г., приведенное определение исчезло, как и упоминание PIP вообще, хотя это не совсем корректно, поскольку общественность уже привыкла к терминологии законодательных актов, в которых не только упоминается названный термин, но и содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу использования ИР.

    ИР можно характеризовать по форме и содержанию.

    Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки информационных ресурсов.

    1. Массивность ИР.

    Информационные ресурсы - это всегда массивы или совокупность информации, а не отдельная информационная единица. Например, архивы, фонды библиотек, базы и банки данных. Однако это не конгломераты информации, не хаотично собранные информационные материалы.

    2. Системность или структурированность ИР.

    Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены но отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели. Причем, они должны быть логически связаны между собой. Например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов. Или, например, исторические архивные материалы.

    Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.

    3. Фундаментальная ценность ИР.

    Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами.

    Фундаментальная ценность проявляется, как минимум, в четырех составляющих:

    • научной и образовательной деятельности (ИР как знания);
    • экономической и производственной деятельности (ИР как нематериальные активы предприятий, интегрированный элемент приращения дохода);
    • управленческой деятельности (ИР как основание и обеспечение принятия решений);
    • духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, архивные, музейные информационные ценности).

    Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными основаниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.).

    Одним словом, фундаментальность ИР проявляется в их важности для социально-экономического развития общества и его институтов.

    4. Материальная (экономическая) ценность ИР проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении (value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности - индустрии знаний (1, 265-304).

    Формальные (атрибутивные) признаки ИР также отличают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют как минимум три таких отличительных формальных признака, которые выделяют ресурсоемкость информации:

    • документированность, т.е. такое состояние информации, при котором она имеет реквизиты, которые ее идентифицируют;
    • распределенность по уровню доступа в зависимости от важности и целевого их использования, а также правового статуса пользователя;
    • состояние правовой защиты (т.е. наличие правовой нормы, в соответствии с которой субъект информационной сферы может защитить свое право на обладание информации).

    Отмеченные свойства и признаки ИР придают им такие качества, которые являются важными условиями формирования режима ИР. Именно они выдвигаются сегодня в число основных при разграничении полномочий либо при определении статуса информационных массивов в интересах пользователей.

    Таким образом, информационные ресурсы - это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенные по уровню доступа.

    Отметим, что ИР является главным элементом в процессе обеспечения информационных потребностей субъектов общественных отношений. Иначе говоря, ради него и по его поводу складываются многие информационные отношения.

    В составе ИР можно выделить информационные продукты (товары) и информационные услуги (40, 79).

    Информационный продукт - информация, представляющая собой результат деятельности либо обеспечивающая информационную деятельность, созданная и представленная в форме, пригодной для потребления.

    Информационный товар - информация, созданная и представленная в форме, пригодной для обмена, продажи или потребления.

    Информационные продукты и товары включают:

    • информацию (знания, данные, информационные материалы);
    • носители информации;
    • информационные средства (технические и технологические).

    Информационные продукты (товары) как ресурсы могут быть созданы в форме баз данных, специально созданных по заказу потребителя знаний (например, научно обоснованных обзоров, проектов и др.), серийных мультимедийных изданий и т.д. Информационным продуктом (товаром) могут быть материалы из фондов, хранилищ и коллекций информационного характера.

    Информационная услуга - область человеческой деятельности, направленная на предоставление информационных продуктов в пользование потребителям.

    Типичной информационной услугой является предоставление доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, а также деятельность по приему, передаче, доставке сообщений по линиям электросвязи или почтовых отправлений (Закон "О связи").

    Таким образом, продуктом, товаром или услугой является не информация в ее образном сущностном понимании, а отдельные разновидности информационных ресурсов, которые всегда имеют какую-либо социально-экономическую ценность.

    Понятие информационные ресурсы……………………………………………….3

    Возникновение информационных ресурсов………………………………………4

    Возникновение компьютерных средств…………………………………………..6

    Скачкообразное информационное развитие……………………………………...8

    Динамика роста информационных потребностей………………………………10

    Смена приоритета информационного развития…………………………………13

    Заключение………………………………………………………………………...16

    Список используемой литературы………………………………………………17

    Понятие информационные ресурсы.

    Изменение человеком окружающего мира влечет развитие информационного пространства. На каждом этапе этого развития неизбежно накапливается информация первого порядка - опыт деятельности человека и информация второго порядка - сведения об опыте обработки и переработки информации. Накапливающийся опыт деятельности человека, фиксируется в виде информации - это сначала служит основной предпосылкой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.

    Итак, Информация – это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

    Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры. (Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.)

    Информационные ресурсы – это отдельные документы, массивы документов, которые входят в состав информационных систем.

    Возникновение информационных ресурсов

    В процессе жизни и деятельности человека его опыт как накапливающаяся в огромном количестве субъективная и объективная информация может быть зафиксирован, сохранен и передан другим людям. Исторический аспект рассмотрения проблемы накопления информации позволяет вскрыть наиболее значимые для человечества аспекты, проследить динамику информационного развития. Сначала человек учится на своих ошибках, на своем опыте, затем наиболее значимая информация, которая содержит знания о природе, о деятельности, о людях, о событиях фиксируется и передается другим людям в процессе коммуникации. Однако не меньшей ценностью для общества обладают определенные методы и информационные механизмы фиксации и передачи информации. Так потребность индивидуума в информации не только о своем опыте, но и об опыте других стимулировала развитие речи. Речь явилась тем революционным информационным механизмом, который позволил животному поднять свой разум и образ жизни на новую высоту и таким образом стать человеком разумным. Зарождение информационных технологий в развивающемся информационном пространстве показано на рисунке 1.

    Рисунок 1. Возникновение информационных технологий

    Информация первого порядка, фиксирующая опыт деятельности человека неизбежно накапливается в таких количествах, что приходится решать вопрос, как лучше фиксировать, упорядочивать и передавать необходимую информацию. Решение подобных вопросов является для человечества неоценимым достоянием. Сведения об опыте обработки и переработки информации и составляют информацию второго порядка. Таким образом, формируется и фиксируется в виде информации опыт деятельности человека, что и служит основной предпосылкой зарождения информационных технологий.

    Получив в виде готовой информации знания других людей, человек смог смелее, быстрее достигать своих целей, стремится ставить новые цели и узнавать о новых способах их достижения. То есть информация раскрывает новые возможности, пробуждает дополнительные информационные потребности. Как говорится, "чем больше знаешь, тем больше хочешь знать".
    Постепенно потребность в информации вышла за границы личного общения - обобщенный опыт начал накапливаться и фиксироваться при помощи все более совершенных средств. Как речь, так и письменность - это весьма значимые для развития человеческого общества информационные технологии. Все новые технологии поддерживают производство и передачу информации, обеспечивая развитие информационных потребностей и множество информационных ресурсов. Далее объем общественно значимой информации превысил информационные возможности одного отдельного человека, таким образом, информационная технология стала нуждаться в изобретении все новых и новых средств обеспечения информационной деятельности - так на основе письменности возникло книгопечатание. В результате каждого революционного изобретения с новой силой развивается процесс информатизации.

    Такие информационные технологии, как письменная речь и книгопечатание позволили человеку подняться на соответствующий культурный уровень.

    Возникновение компьютерных средств

    Возможность обладать информационными ресурсами, стимулировала развитие новых и новых информационных средств. Новые средства, в свою очередь раскрывали более широкие горизонты информационных потребностей. В отличие от истории развития техники, новый информационный ресурс, или новое информационное средство не вытесняет и заменяет старое, а дополняет собой существующую систему информационного общения. Наконец, объем информационного пространства вновь достиг критического объема, и это явилось закономерной предпосылкой поиска и открытия современных компьютерных средств фиксации и передачи информации. Зарождение информационных технологий и возникновение компьютерных средств стимулируют скачкообразное информационное развитие. В информационном плане это равносильно новой информационной революции.

    На рисунке 2 схематически показано, что развивающееся информационное пространство, достигнув критического объема породило информационные технологии, которые побудили еще большее развитие информационного пространства, так и развивающиеся информационные технологии явились закономерным толчком зарождения и дальнейшего стремительного развития компьютерных средств.


    Рисунок 2. Возникновение компьютерных средств

    И, наконец, развитие информационных ресурсов и информационных технологий и средств передачи информации повлекло возникновение усовершенствование средств ее обработки и фиксации - зародились и начали активно развиваться компьютерные средства.

    Такие средства меняют структурную основу системы общения. Новые функциональные возможности компьютерной техники, которые с каждым годом наращиваются, воспринимаются сегодня в качестве мощного усилителя информационной деятельности человека и прогрессивного информационного развития общества.

    Скачкообразное информационное развитие

    Оба процесса зарождения информационных технологий и возникновения компьютерных средств, можно представить в виде графиков. Приведем два графика функции, соответствующей уровню развития информационных ресурсов Р(t) во времени, для двух исторических периодов. Первый период (I) характеризуется возникновением речи. Второй период (II) характеризуется развитием письменности. Для каждого из этих периодов может быть легко показан скачкообразный рост. Каждый скачек знаменуется введением определенных информационных инноваций (в данном случае речи и письменности) и легко просматривается на рисунке 3.

    Рисунок 3. Динамика становления информационных ресурсов

    Как говорилось выше, новые информационные ресурсы не перечеркивают, а существенно дополняют предыдущие. Поэтому приведенные функции не заменяют друг друга, а суммируются. Таким образом, на примере новой функции (III) можно наблюдать последовательное, все более прогрессивное становление информационных ресурсов.

    Приведенные выше и подобные выкладки, изложенные в трудах исследователей, позволяют судить об ускорении информационного развития. Однако в настоящее время нет единого мнения о достоверности того или иного прогноза дальнейшего информационного развития.

    Динамика роста информационных потребностей

    Общую тенденцию динамики доступных информационных ресурсов и активных информационных потребностей за период развития человечества до 2000 года можно проследить на графике двух функций: функции развития информационных ресурсов и функции информационных потребностей. Функция развития информационных ресурсов после сглаживания становится близка по виду к экспоненте. На современном этапе для функции развития информационных ресурсов характерен стремительный рост – этот этап является периодом информационного «взрыва».

    Общественное развитие средств передачи информации связано с уровнем информационных потребностей общества и личности. Эта связь, начиная еще с далекого прошлого человечества, отражалась достаточно стабильными закономерностями. Однако со временем стало все более ясно, что наращивание потенциала системы общения опережает организацию управления этой системой.

    Такое нарастание информации затрудняет процедуру принятия решения, осложняет выбор, который рано или поздно приходится делать. Затягивание выбора ведет к ситуации истощения, когда на фоне внешнего (объективного) избытка информации усугубляется внутренний (субъективный) недостаток необходимой информации.

    Потребности личности не безграничны. Это относится и к информационным потребностям, которые на определенном уровне приближаются к насыщению. Стремительный рост информационных ресурсов на определенном этапе проходит через зону насыщения информационных потребностей.

    Человеку, не адаптированному к избытку информации, грозит стресс. Механизмами защиты от стресса являются своевременный выбор необходимой информации и защита от информационного шума, то есть от лишней, ненужной информации.

    Другими словами, современный человек в информационном плане обладает многими излишествами, но часто лишен жизненно необходимого. Отсюда основная проблема информационного века - стресс. Стресс в информационном обществе связан с активным приспособлением человека к большому количеству постоянно меняющейся информации, соответственно условиям окружающей среды. Стресс сопровождается мобилизацией всех средств защиты. Он включает механизмы, как полезного, так и вредного для организма характера.

    Сегодня информатизация охватывает все аспекты социальной сферы. Однако, пока действие внешних регуляторов малозначимо. Рост возможностей информационно-компьютерных инфраструктур уже не следует за потребностями человека, а, опередив их, подчиняется новым законам, законам саморазвития.

    Рассмотренные зависимости, отображающие соотношение информационных потребностей личности и информационных ресурсов общества изображены на рисунке 4.

    Рисунок 4. Соотношение информационных потребностей личности и информационных ресурсов общества
    Обозначения: t1 – 6 т. лет до н.э. – возникновение речи; t2 – возникновение письиенности; t3 – книгопечатание; t4 – телефон, радио, телевидение; t5 – компьютеры. Ир(t) - функция информационных ресурсов, возрастающая скачкообразно; Ип(t) - функция информационных потребностей.

    Функция информационных ресурсов И Р (t) со временем скачкообразно продолжает расти.

    Замедление роста функции информационных потребностей И П (t) означает не столько отсутствие новых информационных потребностей у конкретной личности, сколько приближение к пределу возможностей человека. Налицо необходимость как внешних по отношению к человеку, так и внутренних мер регулирования активного информационного пространства.

    Двигающей силой развития информационных ресурсов И Р (t) всегда являлось стремление этой функции приблизиться к уровню постоянно растущих информационных потребностей личности.

    На этапе развития общества, связанном с появлением телефона, телевизора и компьютера разрыв между И Р (t) и И П (t) сократился. Усилилось взаимовлияние функций, и последовал небывалый скачок роста функции общественных информационных ресурсов И Р (t) .

    К настоящему времени общественное развитие информационной сферы находится в области равновесия потребностей и ресурсов, то есть

    | И П (t) - И Р (t) |= d (t) , где d(t) близко к нулю.

    Анализ скоростей роста обеих функций и их (предельных) максимальных значений позволяет прогнозировать смену приоритетов дальнейшего информационного развития, связанную с преодолением порога зоны насыщения. То есть далее d(t) начинает расти уже за счет увеличения И Р (t) .

    Смена приоритета информационного развития

    Для того чтобы эффективно отслеживать необходимую информацию и принимать опережающие решения человеку приходится не просто повышать свои профессиональные знания и использовать новейшие информационные технологии современные компьютерные средства, но и расширять кругозор, налаживать связи с активизировавшейся общественностью. Овладение необходимыми коммуникативными навыками с использованием современных информационных технологий и компьютерных средств становится сейчас требованием времени.

    Человек, сообразуясь с реальными условиями, на основе анализа внешней и внутренней информации, должен делать выбор, принимать массу решений относительно своей профессии, мета жительства, друзей, спутника жизни и т.п. У каждого специалиста соответственно возникают свои ситуации, связанные с необходимостью принятия решения.

    Особенность современного динамичного информационного общества и новые приоритеты информационного развития могут быть вскрыты на основе анализа взаимодействия информационных потребностей и информационных ресурсов за последние столетие и десятилетие. В исследовании мы сравнили количественные данные, характеризующие динамику действующих, устаревающих и отменяемых информационных документов в течение последнего столетия и десятилетия. Для анализа взяты документы, регистрируемые в Министерстве юстиции, так как этот класс документов снабжен полной хронологической справкой об их издании, функционировании и отмене. Подробнее остановимся на особенностях последнего десятилетия.

    Приведенные данные характеризуют динамику действующих, устаревающих и отменяемых информационных документов в девяностые годы 20 веке в нашей стране (рисунок 5).


    Рисунок 5. Динамика роста информационного потока в последнем десятилетии XX века

    Сравнение данных, характеризующих динамику действующих, устаревающих и отменяемых информационных документов в течение последнего десятилетия с данными за все столетие позволяет сделать вывод не только о количественных, но и о качественных изменениях. Налицо резкая смена закона информационного развития. Действительно, количество документов в рамках каждого десятилетия до 90-х годов 20 века еще могут быть с достаточной степенью точности аппроксимированы линейной функцией. Однако далее для вновь принимаемых информационных документов такой возможности уже нет, любой, даже малый интервал времени требует аппроксимации сначала квадратичной и затем экспоненциальной функцией. Динамика обработки, отмены и снятия с учета определенных документов остается в рамках линейного закона. Такая частичная смена закона информационного развития указывает на необходимость перемен в общественных системах, связанных с производством, восприятием, и переработкой информации.

    Человечество вступило в информационную эпоху и не склонно отказываться от порождаемой им информации в виде документов, бумаг, компьютерных файлов. Даже не действующие документы продолжают храниться в архивах и временами привлекаются к разнообразному учету и анализу. Люди создают новые документы, но не отменяют старые, то есть принимаемые решения не обретают завершенности. Если своевременный выбор не сделан, или сделан не некорректно, то лавинообразно нарастают информационные потоки, которые необходимо воспринимать и обрабатывать. Естественно, что неуправляемое, бесконтрольное нарастание информации вызывает тревогу.

    Заключение

    Для современного периода характерно новое соотношение двух сторон информационного общества - информационных ресурсов и информационных потребностей. На основе анализа этих сторон показана динамика и возможные сценарии дальнейшего развития общества в период информационного взрыва. Сделан вывод, что инерционное саморазвитие информационных ресурсов должно быть уравновешенно научно-обоснованной информатизацией образования, направляющей информационное общество на стабильный путь.

    Рост количества информации и повышение ее значения во всех сторонах жизнедеятельности человека привел к вложению огромных средств и сил в развитие возможностей информационно-компьютерных инфраструктур в обществе. Научный поиск дал стимул техническому перевооружению этой сферы и привел к столь стремительному возрастанию информационно-компьютерных возможностей и к новому витку роста количества информации, что подавляющее большинство из них остается не востребованным.

    Множество информационных структур, пронизывая систему образования составляет единую информационно-компьютерную и научную инфраструктуру системы образования, которая в настоящее время активно развивается. Интенсивный рост возможностей компьютерной техники и явное запаздывание ее теоретического осмысления в педагогике привели к тому, что преобладание бытового понимания и использования информационно-компьютерных систем в настоящее время вызвало стихийный перекос основ информационного общества, опасную однобокость и извращение самой идеи информатизации. Выравнивание сложившейся ситуации должно осуществляться на прочном научно-обоснованном фундаменте информационно-компьютерной подготовки современного человека.

    Список используемой литературы

    1. Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational technology & Society., 2001

    2. Мухаметзянова Г.В. и др. Научное обеспечения развития системы среднего профессионального образования. Казань:ИСПО РАО. 1999.

    3. Концепция развития информационных ресурсов. / Н.В.Каплунова, В.В.Шарыхин, С.В.Хмельницкий / Под ред. С.В.Хмельницкого. – СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 1997.