Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Использование гаджетов на уроках. К чему приводит полный запрет гаджетов для ребёнка? Электронная книга: забудьте о тяжелых рюкзаках

Использование гаджетов на уроках. К чему приводит полный запрет гаджетов для ребёнка? Электронная книга: забудьте о тяжелых рюкзаках

Филинова Наталья Анатольевна

старший преподаватель кафедры Управления и качества образования
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области
г.Караганда, Республика Казахстан

Омаров Данияр Толегенович

начальник отдела информационных технологий
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области
г.Караганда, Республика Казахстан

Современное общество находится на этапе смены технологической парадигмы. Информационные технологии, определившие образ и сущность ХХ века, уступают место SMART-технологиям, которые открывают новые пути развития государств мира. Казахстан, являясь полноправным участником мирового информационного пространства, выстраивает свои стратегические приоритеты в сфере образования в русле развития современных IT- и SMART-технологий.

Это нашло отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, определившей комплекс мер по повышению качества обучения и воспитания:

Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;

Обновление содержания воспитания и обучения за счет внедрения новых методик и технологий обучения .

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в «Стратегии «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства» обозначил следующие приоритеты в образовании: «Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования , создавая региональные школьные центры... Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.., изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации...» .

Становление SMART-общества проявляется как глобальная тенденция. Нидерланды, Австралия, Корея заявили о SMART как о национальной идее и главной политической задаче: в Нидерландах принята Стратегия развития до 2020 г. «Топ-экономика, Смарт-общество», в Австралии – Стратегия-2020 «На пути к более сильной SMART-стране через революцию в образовании», в Республике Корея – «SMART-Education» – базовое системное решение в построении SMART-общества и один из основных способов укрепления конкурентоспособности национальной экономики.

Развитие в данном направлении инициирует IT-индустрия, которая создает инфраструктуру SMART-общества. Концепция SMART-образования возникла как следствие внедрения понятия SMART во все аспекты деятельности современного человека: разнообразных умных устройств, облегчающих процесс профессиональной деятельности и личной жизни (смартфон, умный дом, смарткар – интеллектуальный автомобиль, смартборд – интерактивная интеллектуальная электронная доска и др.).

Применительно к сфере образования SMART-технологии рассматриваются и как использование различных гаджетов (смартфонов, планшетов и иных аналогичных устройств) для доставки знаний учащимся, и как инструмент формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения. Необходимость развития интегрированной интеллектуальной образовательной среды основывается на достаточной степени развития SMART-технологий, интенсивности их проникновения в повседневную жизнь, на закономерности реакции системы образования на постоянно меняющиеся вызовы времени. Основной причиной использования и внедрения SMART-образования является необходимость совершенствования существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями SMART-экономики и SMART-общества .

В данной статье мы остановимся на использовании гаджетов в учебном процессе общеобразовательной школы.

Гаджеты способны помочь лучше изучить и понять любой предмет, обеспечивают мобильность и помогают адаптировать новые методики преподавания посредством SMART-технологий. Сегодня трудно представить школу без компьютеров, интерактивных досок и интернета. В каждом классе дети имеют представление о современных средствах коммуникаций и уверенно ими пользуются. Представление о том, что телефон нужен нам только для звонков, отправка письма необходимо только работниками почтовых отделений или поиск информации возможен только после похода в библиотеку, сегодня кажутся уже вчерашним днем. В образовании поток информации под давлением требований современного мира растет из года в год. Типографии не успевают издавать необходимое количество учебных изданий, не говоря о доставке их конечному пользователю. А ведь образование – это кузница нашего будущего. Поэтому современное образование без использования гаджетов в своих новых подходах преподавания сложно представить.

Гаджет (англ. gadget - штуковина, приспособление, устройство, безделушка) устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека .

Гаджеты в современном мире широко применяются во всех областях. Например,

В спортиндустрии это фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы, в том числе и «умная» одежда;

В медицине это электронные пластыри, трикодеры, экзоскелеты;

В сфере развлечений это смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности, а также многое другое.

В программном обеспечении гаджет (виджет) - небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют.

Планшет (англ. Internet tablet или Web tablet - Веб-планшет, или Pad tablet - Pad-планшет (Блокнотный планшет), или Web-pad - Веб-блокнот, или Surfpad - Веб-сёрфинг-блокнот) - мобильный компьютер, относящийся к типу планшетных компьютеров с диагональю экрана от 7 до 12 дюймов, построенный на аппаратной платформе того же класса, что и платформа для смартфонов. Для управления интернет-планшетом используется сенсорный экран, взаимодействие с которым осуществляется при помощи пальцев, без использования физической клавиатуры и мыши. Ввод текста на сенсорном экране в целом не уступает клавиатурному по скорости. Многие современные интернет-планшеты позволяют использовать для управления программами мультитач-жесты .

Планшеты, как правило, имеют возможность быть постоянно подключёнными к сети интернет - через Wi-Fi или 3G/4G-соединение. Поэтому интернет-планшеты удобно использовать для веб-сёрфинга (просмотра веб-сайтов и веб-страниц), запуска веб-приложений и взаимодействия с какими-либо веб-службами.

Необходимо учитывать, что интернет-планшет в данный момент не является полной заменой ПК или ноутбука, так как его функциональность ограничена высокими требованиями к его мобильности (сочетанию низкого энергопотребления и габаритов).

Планшетный компьютер (англ. tablet computer или же электронный планшет) - собирательное понятие, включающее различные типы мобильных устройств с сенсорным экраном (рисунок 1). Планшетным компьютером можно управлять прикосновениями руки или стилуса; клавиатура и мышь доступны не всегда .

Рисунок 1. Планшетный компьютер

Смартфон (англ. smartphone - умный телефон) - мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера (рисунок 2).

Коммуникатор (англ. communicator, PDA phone) - карманный персональный компьютер (КПК), дополненный функциональностью мобильного телефона.

Хотя в мобильных телефонах практически всегда были дополнительные функции (калькулятор, календарь), со временем выпускались все более и более интеллектуальные модели, для подчеркивания возросшего функционала и вычислительной мощности таких моделей ввели термин «смартфон». В эру роста популярности КПК стали выпускаться КПК с функциями мобильного телефона, такие устройства были названы коммуникаторами. В настоящее время разделение на смартфоны и коммуникаторы не актуально, оба термина обозначают одно и то же.

Смартфоны отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы, открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками (операционная система обычных мобильных телефонов закрыта для сторонних разработчиков). Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов по сравнению с обычными мобильными телефонами .

Однако в последнее время граница между «обычными» телефонами и смартфонами всё больше стирается, современные телефоны давно обзавелись функциональностью, некогда присущей только смартфонам, например, электронной почтой и HTML-браузером, а также многозадачностью.

Для того чтобы создать из гаджета SMART-инструмент для обучения необходимо установить дополнительное программное обеспечение. При этом возникает ряд вопросов:

  1. Какое программное обеспечение необходимо установить в смартфон или планшет?
  2. Как это сделать?

Для решения вышеуказанных вопросов система Google предлагает приложение «Play Маркет», с помощью которого устанавливается любое SMART-приложение на мобильное устройство.

Play Market – это приложение, установленное в стандартных средствах мобильной операционной системы Android смартфонов и планшетов (рисунок 3). Для того чтобы пользоваться данным приложением необходимо зарегистрировать аккаунт в системе Google. Зарегистрированные пользователи получают доступ ко всем сетевым приложениям системы Google.

Это приложение предлагает пользователю широкий спектр категорий как для досуга, так и для обучения.

В разделе «Образование» можно найти и установить такие программы как «Репетитор по математики», «Англо-Русский переводчик», «История Казахстана ЕНТ», «Тренажёр по ЕНТ», «ЕНТ Биология» и т.д.

Например, при изучении естественнонаучных дисциплинах, есть возможность установки приложений, способных сделать ваш гаджет прибором, таким как линейка, уровнемер, дальномер, высотомер, измеритель шума, люксометр, детектор металла и т.д. Перечисленные инструменты можно установить, использую приложение «smart tools».

Изучая по физике тему «Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука» на смартфоны или планшеты, которыми пользуются учащиеся, устанавливается программа «Шумомер», каждый ученик в классе может выполнить заданную лабораторную работу индивидуально, получив задание из «облака».

Не менее полезны будут гаджеты и при изучении гуманитарных дисциплин. Это тренажеры по проверке орфографии, словари, языковые репетиторы и т.д.

Поняв все функциональные возможности гаджетов, с уверенностью можно сказать, что это универсальный инструмент для доступа к дополнительным ресурсам по освоению предметов общеобразовательной школы.

Список литературы

  1. Государственная программа развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118 .
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14.12.2012 г. Стратегия «Казахстан – 2050». Новый политический курс состоявшегося государства. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.akorda.kz/ru/
  3. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.akorda.kz/ru/
  4. Официальное представительство компании Samsung в сети интернет. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.samsung.com/kz_ru/
  5. Официальное представительство компании HTC в сети интернет. [Электронный ресурс] // Режим доступа

Просмотр содержимого документа
«Влияние современных гаджетов в образовательном процессе»

Влияние современных гаджетов в образовательном процессе

Оксана Александровна Шумская

учитель английского языка, МОУ « СОШ №1»,

309996, РФ, г. Валуйки Белгородской области, ул. Толстого , д .10

The influence of modern gadgets in the educational process

Oksana Shumskaya
the teacher of English language, MOU «SOSH №1»,
309996, Russia, Valuiki, Belgorod region, ul. Tolstogo, 10

People in contemporary world can hardly imagine their lives withoutmodern gadgets. Different people appreciate new inventions differently. In spite of all drawbacks, gadgets have, their benefits are much more considerable, as they save people`s time and let them enjoy life. Gadgets make people`s lives easier.

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без современных гаджетов. Люди по-разному относятся к новым изобретениям. Несмотря на все имеющиеся недостатки, достоинства гаджетов намного более значительны, так как они экономят время и позволяют людям наслаждаться жизнью. Новые устройства делают нашу жизнь легче.

Ключевые слова: гаджет, недостатки, новые изобретения, делают нашу жизнь легче, экономить время, достоинства.

Keywords: a gadget, drawback, new inventions, make people`s lives easier save people`s time, benefits.

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям, накопленным предшествующими поколениями. В течение многих веков люди учились и развивались. Новые технологии не могли не затронуть сферы образования. В России, сравнительно недавно, стали доступны современные технологии широкому классу населения, поэтому темпы продаж гаджетов с каждым годом всё увеличиваются.

Гаджетом является небольшим устройством, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Цифровые фотоаппараты, коммуникаторы, планшетные компьютеры, мобильные телефоны, GPS-навигаторы, MP3-плееры, флешки - это самые привычные гаджеты для нас.

Слово гаджет с английского переводится, как "портативное техническое приспособление, обладающее определенной функциональностью в какой-либо области". В современном мире люди активно пользуются гаджетами. Высокие технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни и без них трудно уже представить свою жизнь.

Гаджеты в школе – это особая тема для обсуждения и она приводит к горячим спорам как в родительской среде, так и в педагогической. Использование гаджетов имеет ряд преимуществ, но ряд недостатков.Для одних использование гаджета - это показатель того, что они учатся лучше, а для других – это совершенно противоположный процесс.

С одной стороны, все эти средства – это дань моде и этот вопрос более актуален в подростковом возрасте, когда ученик стремится занять свое место под солнцем, поэтому навороченный гаджет повышает его в глазах других. К сожалению, моде на высокотехнологичные гаджеты подвластны как дети, так и взрослые люди. С другой стороны, гаджеты развивают логическое мышление и мелкую моторику, тренируется слуховое и зрительное восприятие того, что происходит на экране, у ребенка сосредотачивается внимание.

Многие современные школьники становятся интернет зависимыми. У них появляется потеря интереса к жизни и возникают проблемы с общением в реальной жизни. Часто интернет становится тем местом, где школьник может быть тем, кем хочет, а не тем, кем его видят. Беспокоиться надо начинать, если вы замечаете, что ребёнок не ходит гулять с друзьями, мало общается с семьей и почти не разговаривает по телефону. Но, если круг интересов школьника не сужен до одного только интернета, то и о зависимости говорить рано.[ 2]

А как обстоит дело со здоровьем, если ребёнок не расстаётся со своим гаджетом? Многие родители конечно же наслышаны о вреде здоровью, в том числе и гаджетами. Но какую в действительности угрозу они несут? Первая проблема – это развитие близорукости, вторая – появляется синдром сухого глаза, когда слезная пленка истончается и глаза краснеют. Кроме того, у детей, которые увлекаются компьютерными играми, повышается возбудимость. От любой техники исходит излучение и это может стать причиной серьёзных заболеваний. Поэтому длительное сидение за компьютером и долгая работа с другими гаджетами вредна как ребенку, так и взрослому.

Порой страшно становится за подрастающее поколение, когда видишь на улице компанию детей, где каждый уткнулся в свой телефон. Но если ребёнок будет только прыгать и бегать, он вырастит необразованным. Поэтому родители должны найти баланс в обращении ребенка с техникой. Главное и это касается любого другого вопроса, должна соблюдаться золотая середина и правильный подход. Каждый из родителей, должен выбрать сам, как воспитывать своего ребенка и когда разрешить ему пользоваться гаджетом.

Гаджет открывает широкие возможности для использования очень полезных для развития и учёбы приложений. Это и электронные книги, которые можно использовать и дома, и на уроке. На многих современных мобильных телефонах и смартфонах школьники смогут не только делать видео и фотографии, но и обрабатывать их. Есть приложения, в которых можно рисовать или сочинять музыку, можно установить игры и приложения, которые развивают логическое и пространственное мышление, память и внимание.

В интервью Figaro Madame один из авторов исследования Академии наук Оливье Удэ сказал:
"Цифровые устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое, дробное, автоматическое и многозадачное мышление. В то же время они не лучшим образом отражаются на способностях к синтезу, абстракции и классификации информации. Отсюда возникает риск формирования поверхностного ума. Поэтому нам нужно сохранить неторопливое, линейное, глубокое или даже глубинное мышление, которое сформировало у нас книжная культура с момента изобретения печатного станка, и по-прежнему передавать его детям. Если они смогут совместить одно с другим, то будут творить чудеса."

Мир не стоит на месте. Не стоит забывать, что специальности в сфере информационных технологий не только самые востребованные, но и самые высокооплачиваемые. Возможно, увлечение гаджетами и компьютерами станет не только времяпрепровождением, но и перерастет в будущую профессию. Так зачем ограждать ребенка от технического прогресса? Надо просто научить ребёнка использовать гаджеты правильно и для него откроется новый мир, мир, в котором ему жить.

Список литературы:

1.Протопопова С. В., Макаренко Т. А. Анализ применения гаджетов студентами в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 264–267. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm.

2. Katz J.E., Rice R.E. Социальные последствия использования Интернета: доступ, участие и взаимодействие. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002.

3. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.

1. Protopopova SV, Makarenko TA Analysis of the use of gadgets by students in the educational process // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2017. - V. 32. - P. 264-267. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771077.htm.

2. Katz J.E., Rice R.E. Social consequences of Internet use: access, involvement, and interaction. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2002

3. The War of Mobile Phones: news about children // Zdorove..2005.- №4.-С.78.

Каждый родитель задумывался над вопросом: какой планшет выбрать для ребёнка. Но не все спрашивают себя, с какого возраста можно начинать им пользоваться. Приобщение детей к смартфону или планшету в наше время естественно, но должно быть рациональным и дозированным. Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой - средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое им предлагают разработчики интерактивных приложений.

Почему планшеты так привлекают детей?

Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено удовлетворение потребности в игре. Яркие визуализации, выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают малыша и стимулируют познавательную активность. Мышление в период дошкольного детства является наглядно-практическим и только потом переходит к наглядно-образному.

В каком возрасте начинать ими пользоваться?

Начинать пользоваться планшетом лучше с 4-5 лет, хотя многие современные дети знакомятся с ним гораздо раньше. Это не страшно, если взаимодействие с устройством регламентировано взрослыми. Прежде чем дать планшет ребёнку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью мы это делаем. Родители должны самостоятельно решить, с какого времени позволить ребёнку пользоваться гаджетом, зачем и как долго. Очень важно, чтобы существовало полное согласие между всеми членами семьи насчёт этих правил.

Ни в коем случае нельзя совать гаджет ребенку для того, чтобы он не мешал. Нерегулируемое пользование гаджетами наносит вред. Ребёнок на подсознательном уровне будет ощущать собственную ненужность для родителей. И тогда планшет ему их заменит.

Это самый опасный сценарий, который вырабатывает у ребёнка зависимость.

Даже если вы дали гаджет ребенку в руки, общайтесь с ним!

Интересуйтесь, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д. Старайтесь подбирать и рекомендовать образовательный контент. Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. Любому гаджету в качестве альтернативы должны предлагаться и другие виды активностей.

Для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, взрослый должен советовать ребёнку то, что ему полезно, и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств.

Детей нужно учить писать смс, обращаться к собеседнику в вежливой форме, учитывать статус, пол, возраст собеседника и условия той ситуации, в которой происходит общение.

Почему важно не запрещать, а объяснять?

Мне понравился случай, который я недавно наблюдала в самолете. Отец рассказывал сыновьям, двойняшкам лет десяти, о правильном использовании смартфона и его альтернативах. Мальчики сказали, что они будут лететь в самолёте и играть в игры.

Отец им ответил, что, во-первых, нельзя на взлёте включать электронное оборудование, а во-вторых, лучше бы им почитать книжку. Чтение лучше развивает интеллект, поскольку задействует другие мозговые структуры, развитие которых потом более позитивно скажется на учёбе. Так отец попытался объяснить детям, что мыслительные процессы, которые активизируются при чтении книги, в данный момент приоритетнее, чем игра на планшете.

Я впервые услышала, чтобы родители объясняли ребёнку, что при чтении мозг выполняет совершенно другие операции, отличные от тех, которые он совершает во время игр.

Это было вполне доступное объяснение. И дети ему вняли. Тут нужно добавить, что чтение книги - несомненно полезное занятие, но и некоторые интерактивные образовательные программы, разработанные с учебными, развивающими целями и осваиваемые только с помощью техники, также позитивно влияют на ребёнка.

Если родители всё время разговаривают с детьми и стараются объяснять свои поступки, то к их мнению прислушиваются. В дальнейшем дети в ситуации выбора сами спрашивают: почему так лучше, почему выгоднее или выигрышнее поступить именно так?

К чему приводит полный запрет гаджетов для ребёнка?

Чем больше запрещаем, тем больше хочется. Разумное объяснение и внятный ответ на вопрос «почему нельзя?» являются лучшими средствами в борьбе с запретами. Многие родители вообще не задумываются над тем, что ребёнка необходимо побуждать самостоятельно отвечать на вопрос «почему нельзя?». Родители часто действуют по принципу «Нельзя. И точка!». А толкового объяснения дети не получают.

«Почему нельзя? Другому можно, а мне нет...»

Родители должны уметь находить такие слова, которые бы действительно запали ребёнку в душу и отложились в памяти. Ребёнок в процессе объяснения поймёт, что родитель не просто так запрещает, а беспокоится о его развитии, желает ему блага в дальнейшей жизни.

Сотрудничество с ребёнком - наиболее эффективный способ управления его поведением.

Самый действенный метод - когда родители просят ребёнка у самого себя спросить, почему ему что-то запрещают. «Как бы ты сам ответил на этот вопрос?» Это и есть искусство разговаривать с ребенком. Так возникает беседа. Если ребенок чувствует неравнодушное отношение к себе, на подсознательном уровне он делает вывод: «Обо мне заботятся, меня любят, я нужен своим родителям, им интересно со мной».

Сколько времени ребёнок может проводить с планшетом?

К сожалению, существует не так много исследований, которые бы показали точный процент положительного и отрицательного влияния электронных устройств на развитие и здоровье детей разных возрастов. Планшеты используются ежедневно во всём мире и, если бы они были действительно опасны, их бы давно запретили.

Если обратиться к самым строгим российским санитарно-эпидемиологическим нормам, которые прописаны для дошкольных образовательных организаций, то в них статьи по использованию электронных продуктов для самых маленьких нет. Но мы знаем, что уже в детских садах педагоги используют компьютер, интерактивную доску, мультимедиа-проектор.

Будем надеяться, что в следующей редакции СанПиНов для дошкольников такие нормы всё же появятся.

Что касается начальной школы, то в СанПиНах 2010 года указано, сколько времени ребенок может взаимодействовать с электронными продуктами. Ответ - не более 15-20 минут непрерывно. А вот сколько раз за урок можно пользоваться этими предметами с перерывом - на усмотрение преподавателя. Поэтому главный совет - делать регулярные перерывы и следить за усталостью ребёнка.

Какая польза от планшетов и смартфонов?

Гаджеты полезны, если «начинка» оказывает на ребенка развивающее и воспитательное влияние. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры.

Преимущества гаджетов в том, что всё в них ярко, образно, динамично, увлекательно. Часто ребенок чувствует себя непосредственно героем событий, происходящих на экране, он верит в то, что происходит, как когда-то мы верили в волшебные сказки из книг. И психологически это оправданно.

Однако нужно учитывать, что высокая подвижность и сменяемость событий иногда может оказывать и негативное влияние.

Например - раздражать, вызывать негативные эмоции, пробуждать страхи. Психика детей ещё не окрепла, поэтому мы всегда говорим о дозированности использования устройств. Осторожно нужно давать планшеты детям с особенностями развития: детям с синдромом гиперактивности, детям с ослабленным здоровьем, которые склонны быстро утомляться.

Замечу, что гаджеты не всегда способствуют развитию системного мышления у детей. Быстрое перескакивание с кнопки на кнопку, переключение с одного фрагмента на другой формирует так называемое фрагментарное или «кнопочное мышление» - его ещё называют дискретным. Но, когда речь заходит о взаимодействии с образовательными продуктами, тут, наоборот, без системного мышления не обойтись.

Как платформа Учи.ру развивает мышление ребёнка?

Интерактивные курсы «Учи.ру» выстраиваются по учебной программе, которая относится к Федеральному образовательному государственному стандарту. В ней заложен плавный переход от образного к абстрактно-логическому мышлению.

Сначала ребёнок учится математическим действиям на предметах, которые окружают его в жизни. Затем вместо предметов используются предметы-заменители - кубики, шарики, бусины. Всё это помогает наглядно представить математическую ситуацию или математическую задачу. На более высоком уровне абстракции появляются знаки, символы, которые воплощаются в цифрах, формулах, графиках, диаграммах, схемах и чертежах.

Когда ребёнок обозначил, например, четыре шарика цифрой 4 - это первый переход к абстракции.

Помните, как у Мальвины и Буратино? Мальвина ему говорит: «Представьте, что некто дал вам два яблока». А Буратино отвечает: «А мне никто два яблока не давал!». Это пример конкретного мышления. Буратино ещё не способен представить ситуацию мысленно. Первоклассники тоже с трудом это делают. Поэтому сначала их учат считать на конфетах и яблоках, потом на кубиках, счетных палочках. И только потом знакомят с цифрами, математическим выражением и знаками сравнения.

По исследованию психологов, переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому начинается около 6-7 лет, в то время, когда ребенок приходит в школу. Это наиболее комфортное время для знакомства с обучающими программами и интерактивной платформой «Учи.ру».

Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.

В современном мире компьютерные технологии развиваются очень быстро, портативные устройства и всевозможные гаджеты в виде смартфонов, планшетов и других устройств активно входят в нашу жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Сейчас практически каждый ребенок имеет сотовый телефон и свободно владеет компьютером. В настоящее время эффективный образовательный процесс очень затруднителен без использования информационных ресурсов, а доступ к компьютерным технологиям значительно облегчает усвоение изучаемого материала, вызывает большую заинтересованность предметом у учеников и сокращает затраты сил и времени у учителя.

В данной работе я рассматриваю самый доступный большинству и учителей и учеников вид информационных технологий, который не требует наличие в классах дополнительного оборудования и имеется в том или ином виде практически у каждого, это портативные электронные устройства, такие как всевозможные смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д. В данных устройствах имеется огромное количество функций и всевозможных мобильных приложений, которые значительно облегчают ведение урока.

Итак, рассмотрим, как же нам может помочь обычный гаджет в виде смартфона или планшета на уроке музыки. В качестве примера я использовала смартфон на операционной системе Android. Начнем со стандартных функций и приложений, имеющихся в телефоне и не требующих дополнительной установки.

Практически каждый современный телефон имеет фотокамеру с возможностью записи видео. Иметь при себе карманную видеокамеру, пусть даже и любительского качества, это огромный плюс, о котором еще не так давно можно было только мечтать. Это возможность записать игру ученика перед важным выступлением или экзаменом, даже просто во время изучения музыкального произведения, ученик может увидеть и услышать себя со стороны. Прямо во время урока ученик сам имеет возможность при просмотре записи своей игры оценить ее качество, услышать все недочеты, которые он может не замечать во время исполнения произведения, проконтролировать красиво ли он стоит (или сидит), правильность постановки корпуса, рук, осанку и прочее. Похожие функции может выполнять диктофон, также имеющийся в большинстве телефонов, в данном случае ребенок сможет себя только услышать, что тоже во многих случаях очень помогает исправить большинство ошибок и улучшить самоконтроль ученика.

Еще одно замечательное достоинство современных гаджетов это возможность выхода в интернет. Прямо во время урока, учитель имеет возможность найти и показать ученику любую видео или аудио запись изучаемого произведения, найти интересующую информацию о музыкальном материале, композиторах, исполнителях и многих других интересных и познавательных вещах. Что делает урок более продуктивным, красочным и запоминающимся.

Также существует множество полезных приложений, которые отдельно устанавливаются на телефон/планшет и очень облегчают ведение урока. Далее я приведу краткий обзор используемых мною приложений, установленных с Play Маркета для операционной системы Android (такие же приложения существуют на различных операционных системах). Хочу отметить, что здесь рассматриваются только бесплатные приложения, не требующие дополнительных затрат, которые доступны абсолютно всем, как взрослым, так и детям.

Начну с простого, но полезного приложения «My Piano». В основном приложение полезно при отсутствии рядом фортепиано, например для построения интервалов, или проверки слуха при определении звуковысотности.

Приложение «Музыкальные термины». Большое достоинство данного приложения заключается в том, что огромное множество терминов находится сразу в телефоне. Для того чтобы найти перевод нужного термина не обязательно бежать за музыкальным словариком и перелистывать множество листов бумаги, достаточно просто ввести интересующее нас слово в поисковик приложения, и подробный перевод с кратким описанием и даже исторической справкой будет готов.

Приложение «Абсолютный слух». Приложение более рассчитано на учеников, но иногда в рамках урока или просто для того, чтобы освежить свои знания может быть полезно и для учителей. Включает в себя упражнения, направленные на улучшение навыков, необходимых любому музыканту, такие как диктанты, упражнения на слух, работу с интервалами, гаммами и аккордами, упражнения на ритм, статьи по теории и многое другое.

«Тюнер» или «Камертон». Данное приложение помогает настроить инструмент, очень полезно для преподавателей ансамбля, оркестра, любых духовых и струнных инструментов.

Одно из самых моих любимых и часто используемых приложений это «Мобильный метроном». Его несомненное преимущество перед оригинальным устройством является возможность регулировать громкость, менять звук самого метронома, настраивать любой ритм, выделять сильные или слабые доли, также в нем имеются все темпы от Lento assai до Prestissimo, что сильно облегчает работу над произведением.

Все вышеперечисленные мобильные приложения имеют множество аналогичных разновидностей на любой вкус и цвет, что позволяет удовлетворить потребности большинства пользователей.

На мой взгляд, самое большое преимущество всех мобильных приложений, это наличие их всех на одном устройстве.

Еще каких-то 10-15 лет назад, чтобы найти и послушать нужную запись, посмотреть полезное видео или найти ту или иную информацию, приходилось обходить кучу фонотек, библиотек, музыкальных и книжных магазинов, переписывать нужные записи на CD-диски у знакомых, и то все эти действия не давали гарантии нахождения конкретного материала. Приходилось носить с собой множество громоздких приспособлений, таких как метроном, тюнер, плеер, словари, книги и многое другое, можно перечислять до бесконечности. Сейчас все это можно поместить на одно устройство и использовать в любое удобное время, что значительно облегчает нашу жизнь.

Для измерений

В компании Variable рассчитывают, что приложение Node скоро найдёт своё место в каждой квартире, классе и офисе. С его помощью можно измерять явления и предметы в любых науках: от археологии до дизайна. Работает Node в нескольких режимах. Базовый предполагает обыденные измерения, необходимые в физике, в климатическом режиме можно узнать скорость ветра или влажность воздуха, а режим «терма» позволяет узнать температуру предмета, даже не касаясь его. Если просто навести Node на предмет, программа подскажет код цвета в RGB, CMYK или Lab.

История Node началась на Kickstarter в 2012 году - американскому предпринимателю Джорджу Ю удалось собрать $76 350 при цели в $50 000.

Для мониторинга окружающей среды

Единственный гаджет в подборке, созданный российскими создателями - Вадиком Мармеладовым и Сергеем Филипповым. «Лапка» присоединяется к iPhone и умеет измерять температуру, влажность и уровень радиации, показывать, сколько химических добавок в любом предмете или веществе. Это устройство создано для мониторинга окружающей среды, поэтому в конце дня вся информация, собранная сенсором, через инфографику показывает, насколько экологически безопасным был день.

По признанию самих основателей, всё, что cоздаёт «Лапка», можно было использовать и до неё, но в этом случае упор делается на форму. Не нужно внедрять процессоры, мониторы или батареи в каждый сенсор, потому что всё есть в телефоне. «Лапка» позволяет получать информацию удобнее и приятнее.

Для сканирования учебников

В Гонконге придумали мышь, которая помогает быстро оцифровать учебники, документы и изображения. Любой текст или фото мгновенно появляются на экране. Сканер поддерживает распознавание 64 языков. После сканирования документ можно отредактировать: сделать ближе, дальше, установить нужную яркость и контрастность. Не забыли и социальную часть: документами и учебниками теперь можно делиться в Facebook.

Химическая лаборатория

Ещё один предмет, подаренный нам Kickstarter. C его помощью можно создать собственную химическую лабораторию. В устройстве находятся 20 сенсоров, которые помогут понять, какой газ выделился во время химической реакции, подобрать значения RGB или измерить артериальное давление, если во время эксперимента вдруг почувствовали сбой. Благодаря тому что гаджет может легко превратиться в метеостанцию, он будет полезен на уроках природоведения. Впервые компания была запущена ещё в 2004 году для помощи R&D американской армии, но затем перезапущена в 2011 уже для обычных пользователей и школ. СМИ называли Sensordone первым настоящим