Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Примерные экзаменационные билеты по информатике. Информационная модель объекта. Единицы измерения информации.doc

Примерные экзаменационные билеты по информатике. Информационная модель объекта. Единицы измерения информации.doc

  1. Поиск информации с использованием компьютера. Информационно – поисковые системы.
  1. Загрузить текстовый процессор Word. С помощью встроенного векторного редактора создать и заполнить таблицу «Население и флаги государств».

Государство

Население

Флаг

Россия

145 000 000

Япония

127 000 000

Швеция

9 500 000

Панама

16 000 000

______________________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕРЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

  1. MSEXCEL. Диаграммы. Типы диаграмм. Виды диаграмм. Объекты диаграмм.
  2. Загрузить программу PowerPoint . Создать двух слайдовую презентацию:
  • Титульный слайд - Хранение информации ;
  • Слайд 2 объекта (Первый слайд – Магнитные носители информации).
  • Вставить в текст презентации рисунки носителей информации, используя информационно – поисковые системы сети Интернет.

Текст презентации .

Заголовок титульного слайда.

Хранение информации.

Подзаголовок.

  • Бумажные носители информации;
  • Магнитные носители информации (накопитель на жестком диске – Винчестер);
  • Внешние носители для ПК на флеш – брелоках;
  • Оптические (лазерные) носители информации.

Первый слайд.Магнитные носители информации.

Напервых ПК использовались гибкие магнитные диски. Начиная с 1980 – х годов, в ПК начали использоваться встроенные в системный блок накопители на жестких магнитных дисках , или НЖМД . Их еще называют винчестерскими дисками . Винчестерский диск представляет собой пакет магнитных дисков, надетых на общую ось, которая при работе компьютера находится в постоянном вращении. С каждой магнитной поверхностью пакета дисков контактирует своя магнитная головка.

  1. Загрузить табличный процессор Excel. На Лист 1 книги создать таблицу«Продажа компьютеров » и построить 3 типа диаграмм:
  • Гистограмму с накоплением;
  • Линейчатую диаграмму с группировкой;
  • Нормированную гистограмму с накоплением.

Продажа компьютеров

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Явор

Плюс

___________________________

Задание 1 оценивается в 1 балл

Задание 2 оценивается в 2 балла

Задание 3 оценивается в 2 балла

Подпись преподавателя _________________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕРЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

  1. Электронная почта. Адрес электронного ящика. Этикет электронного общения.
  1. Загрузить программу PowerPoint. Создать слайдовую презентацию в виде поздравительной открытки:
  • Титульный слайд –Поздравительная открытка;
  • Слайд 2 объекта (Первый слайд – текст поздравительной открытки);
  • Дизайн слайда выбрать на свое усмотрение;
  • Вставить в текст презентации атрибуты поздравлений(рисунок,фото, клип и т.д), используя информационно – поисковые системы сети Интернет.

Текст презентации .

Заголовок титульного слайда.

Поздравительная открытка ко дню учителя.

Первый слайд. Поздравительное стихотворение .

Спасибо за прекрасные занятия,

За свет улыбки и за мудрость слов,

Что к каждому теплы вы и внимательны

И верите в своих учеников.

«Таблица 3.2»:

  • Заполнить ячейки таблицы формулами и выполнить вычисления;
  • Установить границы в соответствии с образцом.

Таблица 3.2

Математическая формула

Формула в Excel

Результат

=(1+A2) / (4*B2)

0,416667

0,352941

5,93548

___________________________

Задание 1 оценивается в 1 балл

Задание 2 оценивается в 2 балла

Задание 3 оценивается в 2 балла

Подпись преподавателя _________________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕРЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

  1. Циклические алгоритмы. Графический способ описания алгоритма.
  1. Создать Web – страницу «Баллада о двух сестрах» Роберта Бернса, используя язык HTML:
  • Загружаем программу Блокнот ;
  • Набираем код документа, используя элементы HTML;
  • Сохраняем документ с расширением.html;
  • Загружаем документ в браузер;
  • Фоновый цвет страницы – фиолетовый;
  • Цвет шрифта для всей страницы – белый;
  • Заголовок выравниваем по центру;
  • Инициалы и фамилию автора выравниваем по правому краю;
  • Применяем начертание шрифта – курсив.
  1. Загрузить табличный процессор Excel. На Лист 1 книги создать таблицу

=(7*A3 – 12*B3^3)/(45 – 2*C3)

Задание 1 оценивается в 1 балл

Задание 2 оценивается в 2 балла

Задание 3 оценивается в 2 балла

Подпись преподавателя _________________

Примерные экзаменационные билеты по информатике

Билет № 1

1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.
2. Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Классы объектов.
3. Практическое задание на проведение расчетов с помощью электронной таблицы.

Билет № 2

1. Информационные процессы в управлении. Обратная связь. Показать на примере.
2. Строковые величины. Строковые функции и выражения.
3. Задача на определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме или записи на алгоритмическом языке.

Билет № 3

1. Язык и информация. Естественные и формальные языки.
Алгоритмическое программирование. Основные способы организации действий в алгоритмах.
Практическое задание на построение графика функции с помощью электронной таблицы.

Билет № 4

1. Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.
2. Компьютер. Его состав: магистрально-модульное построение компьютера.
3. Задание на разработку фрагмента программы тестирования знаний.

Билет № 5

1. Кодирование информации. Способы кодирования. Привести примеры.
2. Основные характеристики компьютера (разрядность, объем оперативной и внешней памяти и др.).
3. Практическое задание на создание, преобразование, сохранение и печать рисунка с помощью графического редактора.

Билет № 6

1. Качественные и количественные характеристики информации. Свойства информации (новизна, актуальность, достоверность и др.). Единицы измерения количества информации.
2. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики.
3. Практическое задание на работу с файлами (копирование, переименование, удаление).

Билет № 7

1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.
2. Способы записи алгоритмов (описательный, графический, на алгоритмическом языке, на языке программирования).
3. Практическое задание на поиск файлов.

Билет № 8

1. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера.
2. Основные типы и способы организации данных (переменные, массивы, списки).
3. Практическое задание на работу с диском (форматирование, создание системной дискеты).

Билет № 9

1. Папки и файлы (тип файла, имя файла). Файловая система. Основные операции с файлами в операционной системе.
2. Логическое сложение. Таблица истинности.
3. Практическое задание на тестирование и <лечение> гибкого диска от вирусов.

Билет № 10

1. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
2. Основные логические устройства компьютера (сумматор, регистр).
3. Практическое задание на создание, редактирование и распечатку текста с помощью текстового редактора.

Билет № 11

1. Этапы решения задачи с помощью компьютера (построение модели - формализация модели - построение компьютерной модели - проведение компьютерного эксперимента - интерпретация результата).
2. Моделирование как метод научного познания. Модели материальные и информационные.
3. Практическое задание на поиск информации в базе данных по заданным параметрам.

Билет № 12

1. Формализация моделей. Привести пример формализации (например, преобразование описательной модели в математическую).
2. Мультимедиа технология.
3. Практическое задание на сортировку информации в базе данных по заданным параметрам.

Билет № 13

1. Описание состояния объекта и описание изменения состояния объекта с помощью статических и динамических информационных моделей. Примеры из различных предметных областей.
2. Массивы и алгоритмы их обработки.
3. Задача на перевод числа, записанного в десятичной системе счисления, в двоичную систему, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.

Билет № 14

1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.
2. Операционная система компьютера (назначение, состав, загрузка). Графический интерфейс.
3. Задание на разработку программы по подсчету количества появлений конкретного символа в заданном фрагменте текста.

Билет № 15

1. Алгоритмическая структура <ветвление>. Команды ветвления. Привести пример.
2. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации.
3. Задача на определение истинности составного высказывания.

Билет № 16

1. Алгоритмическая структура <цикл>. Команды повторения. Привести пример.
2. Выполнение арифметических операции в двоичной системе счисления.
3. Задача на определение количества информации с последующим преобразованием единиц измерения.

Билет № 17

1. Пример разработки алгоритма методом последовательной детализации. Вспомогательные алгоритмы.
2. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей.
3. Задача на сложение и вычитание двоичных чисел.

Билет № 18

1. Основы языка программирования (алфавит, операторы, типы данных и т.д.).
2. Основы языка разметки гипертекста (HTML).
3. Практическое задание на организацию запроса при поиске информации в Интернете.

Билет № 19

1. Текстовый редактор. Назначение и основные функции.
2. Двоичное кодирование текстовой информации. Различные кодировки кириллицы.
3. Практическое задание на инсталляцию программного продукта.

Билет № 20

1. Графический редактор. Назначение и основные функции.
2. Логическое умножение. Таблица истинности.
3. Привести пример адреса электронной почты и объяснить его формат.

Билет № 21

1. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.
2. Адресация в Интернете: доменная система имен и IP-адреса.
3. Задание на разработку программы поиска максимального элемента в массиве.

Билет № 22

1. Базы данных. Назначение и основные функции.
2. Компьютерные вирусы: способы распространения, защита от вирусов.
3. Практическое задание на разработку Web-страницы.

Билет № 23

1. Информационные ресурсы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Всемирная паутина.
2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества информации.
3. Задача на построение блок-схемы алгоритма, записанного на естественном языке.

Билет № 24

1. Гипертекст. Технология WWW (World Wide Web - Всемирная паутина).
2. Визуальное объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
3. Практическое задание на определение информационной емкости носителей информации.



Билет № 25

1. Основные этапы развития вычислительной техники. Информатизация общества.
2. Локальные и глобальные компьютерные сети. Назначение сетей.
3. Задание на разработку программы с использованием двумерного массива и вложенных циклов.

Билет №1
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей.
2. Практическое задание. В среде учебного исполнителя Кенгуру необходимо выполнить построение слова СОН, используя линейную алгоритмическую структуру.

Билет №2
1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
2. Практическое задание. Наберите следующий текст (взять у учителя), использую заданные параметры шрифта и абзаца. Удалите и вставьте заданные фрагменты (блоки текста). Проверьте правописание. Вставьте рисунок.

Билет № 3
1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.
2. Практическое задание. Создайте предложенный рисунок в Paint, используя инструменты прямоугольник, круг, прямая линия и кривая линии. Используя стандартные программы Windows выполните настойку фотографии: яркость, контрастность. Сканирование фотографии.

Билет № 4
1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
2. Практическое задание. Файловая система: создание, копирование, переименование, удаление. Настройка рабочего стола Windows, настройка антивирусной программы, использование архиватора.

Билет № 5
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.
2. Создание мультимедийной презентации ответа на первый вопрос билета. Оформление на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Показ презентации с использованием автоматической смены слайдов.

Билет № 6
1. Понятие алгоритма: линейный, разветвленный, циклический. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя Кенгуру). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
2. Практическое задание. Создание базы данных «Компьютерная школа». Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых).

Билет № 7
1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах.
2. Практическое задание Работа с электронной таблицей «Бюджет семьи». Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

Билет № 8
1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
2. Практическое задание Поиск информации в Интернете с применением языка запросов. Поисковые системы.

Билет № 9
1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
2. Практическое задание Форматирование текстового документа. Установка параметров страницы, вставка номеров страниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение параметров шрифта и абзаца.

Билет № 10
1. Представление о программировании: язык программирования Pascal; примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
2. Практическое задание Работа с архиваторами winrar, zip. Создание архива папки, разархивирование. Антивирусные программы. Использование и настройка антивирусных программ.

Билет № 11
1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.
2. Практическое задание Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования Pascal. Поиск наибольшего значения из трех заданных переменных.

Билет № 12
1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.
2. Практическое задание Создание мультимедийной презентации ответа на первый вопрос. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Демонстрация слайдов с использованием управляющих кнопок.

Билет № 13
1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
2. Практическое задание Создание базы данных «Компьютерная школа». Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов разной сложности.

Билет № 14
1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.
2. Практическое задание Работа с электронной таблицей. Решение задачи с использованием электронной таблицы для изменяющихся начальных данных для задачи «Бюджет семьи».

Билет № 15
1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редак¬тирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.
2. Практическое задание Построение алгоритма задачи нахождения периметра квадрата, если известна его сторона. Реализация программы на языке Pascal. Отладка программы и получение результата для разных условий задачи.

Билет № 16
1. Технологии работы с графической информацией. Растровая графика в photoshop и векторная графика в Paint. Графический редактор, основные инструменты и режимы работы.
2. Практическое задание Решение задачи по теме «Системы счисления» с использованием стандартной программы «Калькулятор». Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, и обратно. Проверка с помощью «Калькулятора».

Билет № 17
1. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.
2. Практическое задание Построение алгоритма для вычисления площади 5 квадратов со сторонами, изменяющимися от 0 до 15 в цикле. Отладка программы, получение результатов.

1 билет –начало-

I поколение , 1945-1954 гг

Применение вакуумно-ламповой технологии, использование систем памяти на ртутных линиях задержки, магнитных барабанах, электронно-лучевых трубках (трубках Вильямса).

Для ввода-вывода данных использовались перфоленты и перфокарты, магнитные ленты и печатающие устройства.

Была реализована концепция хранимой программы.

II поколение , 1955-1964 гг Замена электронных ламп как основных компонентов компьютера на транзисторы. Компьютеры стали более надежными, быстродействие их повысилось, потребление энергии уменьшилось. С появлением памяти на магнитных сердечниках цикл ее работы уменьшился до десятков микросекунд.

Главный принцип структуры - централизация.

Появились высокопроизводительные устройства для работы с магнитными лентами, устройства памяти на магнитных дисках.

III поколение , 1965-1974 гг Компьютеры проектировались на основе интегральных схем малой степени интеграции (МИС - 10 - 100 компонентов на кристал) и средней степени интеграции (СИС - 10 -1000 компонентов на кристал).

Появилась идея, которая и была реализована, проектирования семейства компьютеров с одной и той же архитектурой, в основу которой положено главным образом программное обеспечение.

В конце 60-х появились мини-компьютеры. В 1971 году появился первый микропроцессор.

IVпоколение , после 1975 года Использование при создании компьютеров больших интегральных схем (БИС - 1000 - 100000 компонентов на кристал) и сверхбольших интегральных схем (СБИС - 100000 - 10000000 компонентов на кристал).

Началом данного поколения считают 1975 год - фирма Amdahl Corp. выпустила шесть компьютеров AMDAHL 470 V/6, в которых были применены БИС в качестве элементной базы.

Стали использоваться быстродействующие системы памяти на интегральных схемах - МОП ЗУПВ емкостью в несколько мегабайт. В случае выключения машины данные, содержащиеся в МОП ЗУПВ, сохраняются путем автоматического переноса на диск. При включении машины запуск системы осуществляется при помощи хранимой в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) программы самозагрузки, обеспечивающей выгрузку операционной системы и резидентного программного обеспечения в МОП ЗУПВ.

В середине 70-х появились первые персональные компьютеры.

V поколение Главный упор при создании компьютеров сделан на их "интеллектуальность", внимание акцентируется не столько на элементной базе, сколько на переходе от архитектуры, ориентированной на обработку данных, к архитектуре, ориентированной на обработку знаний.

Обработка знаний - использование и обработка компьютером знаний, которыми владеет человек для решения проблем и принятия решений.

1 билет –продолжение-

Развитие вычислительной техники. В ее развитии отмечают пре­дысторию и четыре поколения ЭВМ. Предыстория начинается в глубокой древности с различных приспособлений для счета (абак, счеты), а первая счетная машина появилась лишь в 1642 г. Ее изо­брел фра цузский математик Паскаль. Построенная на основе зуб­чатых колес, она могла суммировать десятичные числа. Все четыре арифметические действия выполняла машина, созданная в 1673 г. немецким математиком Лейбницем. Она стала прототипом ариф­мометров, использовавшихся с 1820 г. до 60-х годов XX в. Впервые идея программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройства управления, ввода и печати (хотя и использующей десятичную систему счисления), была вы­двинута в 1822 г. английским математиком Бэббиджем. Его про­ект опережал технические возможности своего времени и не был реализован. Лишь в 40-х годах XX в. удалось создать программи­руемую счетную машину, причем на основе электромеханических реле, которые могут пребывать в одном из двух устойчивых со­стояний: "включено" и "выключено" Это технически проще, чем пытаться реализовать десять различных состояний, опирающихся на обработку информации на основе десятичной, а не двоичной системы счисления. Во второй половине 40-х годов появились пер­вые электронно-вычислительные машины, элементной базой кото­рых были электронные лампы. Основные характеристики ЭВМ разных поколений приведены в табл. 1

С каждым новым поколением ЭВМ увеличивались быстродей­ствие и надежность их работы при уменьшении стоимости и разме­ров, совершенствовались устройства ввода и вывода информации. В соответствии с трактовкой компьютера - как технической модели информационной функции человека - устройства ввода приближаются к естественному для человека восприятию инфор­мации (зрительному, звуковому) и, следовательно, операция по ее вводу в компьютер становится все более удобной для человека.

Современный компьютер - это универсальное, многофунк­циональное, электронное автоматическое устройство для работы с информацией. Компьютеры в современном обществе взяли на себя значительную часть работ, связанных с информацией. По истори­ческим меркам компьютерные технологии обработки информации еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Еще ни одно государство на Земле не создало информационного общества. Еще много потоков информации, не вовлеченных в сфе­ру действия компьютеров. Компьютерные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые, докомпьютерные технологии обработки информации. Текущий этап завершится построением в индустриально развитых странах глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных каждой организации и каждому члену общества. Надо только помнить, что компьюте­рам следует поручать то, что они могут делать лучше человека, и не употреблять во вред человеку, обществу.

2 билет

Информатизация общества - глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Локальная вычислительная сеть (ЛВС) - группа компьютеров и периферийное оборудование, объединенные одним или несколькими автономными высокоскоростными каналами передачи цифровых данных в пределах одного или нескольких близлежащих зданий. Различают:

В зависимости от технологии передачи данных: локальные сети с маршрутизацией данных и локальные сети с селекцией данных;

В зависимости от используемых физических средств соединения: кабельные локальные сети и беспроводные локальные сети.

Телекоммуникационная сеть - это обобщающее понятие среды передачи данных. К ней, относятся компьютерные, телефонные и некоторые другие сети.

А) Компьютерная сеть – то же что и ЛВС

Б) Телефонная сеть - коммуникационная сеть, предназначенная для передачи речи и состоящая:

Из автоматических телефонных станций (узлов коммутации); и

Из телефонных аппаратов и др. устройств (абонентских систем).

В) Телевизионная сеть– предназначенная для передачи движущихся изображений и их звукового сопровождения.

3 билет

Компьютер - программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. Различают два основных класса компьютеров:

Цифровые компьютеры (компьютеры), обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов;

Аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины, которые являются аналогами вычисляемых величин.

Магистрально-модульный принцип.

Архитектура современных ПК основана на магистрально-модульном принципе. Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию. Модульная организация системы опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информации. Магистраль или системная шина - это набор электронных линий связывающих воедино по адресации памяти, передачи данных и служебных сигналов процессор, память и периферийные устройства. Данные по шине данных могут передаваться от процессора к какому-либо устройству либо, наоборот, от устройства к процессору, т.е. шина данных является двунаправленной.

Принципы фон Неймана - общие принципы, положенные в основу современных компьютеров:

-1- принцип программного управления, согласно которому программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором друг за другом в определенной последовательности;

-2- принцип однородности памяти, согласно которому программы и данные хранятся в одной и той же памяти;

-3- принцип адресности, согласно которому основная память состоит из перенумерованных ячеек и процессору в любой момент времени доступна любая ячейка.

4 билет

Основные компоненты ЭВМ. Роль каждого в процессе обработки информации.

К основным компонентам ЭВМ относятся:

1. Центральный процессор

3. Системная шина

4. Контроллеры и устройства ввода-вывода и хранения информации.

Роль каждого из них в процессе обработки:

* Главной частью в Электронной Вычислительной Машине безусловно является центральный процессор. Он считывает данные и комманды из памяти и производит требуемые операции над этими данными (причем число операций апроирно ф

иксированно и представляет собой так называемый машинный код). После чего, при необходимости, записывает результаты своей работы в память. Также он управляет устройствами ввода-выода и хранения информации посрадствам конт

роллеров.

* Основной ролью памяти является запоминание, хранение и предоставление процессору хранящейся информации. В памяти хранятся как данные, так и комманды процессора. Память соединена с центральным процессорным модулем посредствам системной шины. единицей эранение информации в памяти является байт. Причем байт в большинстве современных машин вовтоит из восьми битов. Бит же - это минимальная логическая структура достаттачаня для описания двух

состояний. Память по типам подразделяется на ОЗУ и ПЗУ. ОЗУ - Оперативное Запоминающее Устройство - это временная память, данные в которой не сохраняются при отсутствии питания. ПЗУ - Постоянное Запоминающее Устройство - это типа памяти, данные в которой сохраняются постоянно, до тех пор, пока не будут перезаписаны или стерты.

* Системная шина - это устройство позволяющее передавать данные между центральным процессорным модулем, памятью и контроллерами.

* Контролле - это специальное устроство которое позволяет общаться с переферийными устройствами, своего рода интерфейс центральному процессору. Контроллеры позволяют центральному процессору управлять вводом-выводом и хранением информации. Устрйоства Ввода-Вывода - это спеиальные устройства, которые служат для ввода данных и/или комманд в компьютер или вывода результатов работы. Примером устройства ввода-ывода является touchscreen, modem etc.

5 билет

Состав системного блока. Назначения каждого устройства.

1. Материнская плата

2. Процессор

Системная плата - основная плата компьютера, на которой размещаются электронные компоненты, определяющие архитектуру процессора.

Центральный процессор - основной рабочий компонент компьютера, который:

Выполняет арифметические и логические операции, заданные программой;

Управляет вычислительным процессом; и

Координирует работу всех устройств компьютера.

В общем случае центральный процессор содержит:

Арифметико-логическое устройство;

Шины данных и шины адресов;

Регистры;

Счетчики команд;

Очень быструю кэш-память малого объема;

Математический сопроцессор чисел с плавающей точкой.

Быстрое запоминающее устройство, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных.

Жесткий диск - магнитный диск, в котором носителями информации являются круглые алюминиевые пластины (платтеры), обе поверхности которых покрыты слоем магнитного материала. Эта пластина или группа соосно расположенных пластин вместе с блоком считывания/записи размещаются в герметичной коробке для защиты от пыли, влаги и грязи.

6 билет

Виды памяти. Основная характеристика памяти. Свойства памяти.

Постоянное запоминающее устройство - энергонезависимая память, используется для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание постоянной памяти "зашивается" в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из ПЗУ можно только читать.

В постоянную память записывают программу управления работой самого процессора, программы управления дисплеем, клавиатурой, принтером, внешней памятью, программы запуска и остановки компьютера, программы тестирования устройств.

Оперативное запоминающее устройство - быстрое запоминающее устройство, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных.

Характеристики: емкость, скорость.

Свойства: постоянная, перезаписываемая.

7 билет

Инфо p мация. Свойства информации. Единицы измерения количества информации.

Понятие информации. Термин информация" происходит от латинского informatio , что означает разъяснение, осведомление, изложение. Понятие "информация" многозначно, и поэтому стро­го определено быть не может. В широком смысле информация - это отражение реального (материального, предметного) мира, вы­ражаемого в виде сигналов и знаков.

В информатике понятие "информация" означает сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойст­вах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Свойства информации (требования к информации). При этом, чтобы информация способствовала принятию на ее основе правильных решений, она должна характеризоваться такими свой­ствами, как достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность. Обратим внимание еще на такое свойство информа­ции, как адекватность - определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реально­му объекту, процессу, явлению и т.п., что позволяет говорить о возможности уточнения, расширения объема информации, при­ближения в процессе познания к ее большей достоверности.

Единица измерения информации называется бит (bit) – сокращение от английских слов binary digit, что означает двоичная цифра.

8 билет

Периферийные устройства компьютера. Их роль в обработке информации.

Периферийные устройства предназначены для внешней обработки данных, обеспечивающий их подготовку, ввод, хранение, управление, защиту, вывод и передачу на расстояние по каналам связи.

В основном периферийные устройства играют роль терминалов, с которых осуществляется управление процессом обработки информации.

9 билет

Программное обеспечение компьютера. Виды ПО. П p икладное прог p аммное обеспечение.

Программное обеспечение - комплекс программ:

Обеспечивающих обработку или передачу данных;

Предназначенных для многократного использования и применения разными пользователями.

По видам выполняемых функций программное обеспечение подразделяется на системное, прикладное и инструментальное.

Прикладное программное обеспечение - программное обеспечение, состоящее из:

Отдельных прикладных программ и пакетов прикладных программ, предназначенных для решения различных задач пользователей; и

Автоматизированных систем, созданных на основе этих (пакетов) прикладных программ.


10 билет

Операционная система.

Назначение. Операционн ая система (ОС) -обеспе­чивает целостное функционирование всех компонентов компьютера, а также предоставляет пользователю доступ к аппа­ратным возможностям компьютера.

Состав ОС. Структуру ОС составляют следующие модули:

базовый модуль (ядро ОС) - управляет работой программ и фай­ловой системой, командный процессор - расшифровывает и исполняет команды пользователя, поступающие прежде всего через клавиатуру;

драйверы пер ферийных устройств - программно обеспечива­ют согласованность работы этих устройств с процессором дополнител ные сервисные программы (утилиты) - делают удобным и многосторонним процесс общения пользователя с компьютером.

З грузка ОС. Файлы, составляющие ОС, хранятся на диске, поэтому система называется дисковой операционной (ДОС). Известно, что для их выполнения программы - и, следовательно, ф й ы ОС - должны находиться в оперативной памяти (ОЗУ). Од ако, чтобы произвести запись ОС в ОЗУ, необходимо вы­ о нить программу загрузки, которой сразу после включения омпьютера в ОЗУ нет. Выход из этой си уации состоит в последо­вате льной, поэтапной загрузке ОС в оперативную память.

Первый этап загрузки ОС. В системном блоке компьютера находи ся постоянное запоминающее устройство (ПЗУ, посто­янная память, ROM - Read Only Memory - память с доступом только для чтения), в котором содержатся программы тестиро­вания блоков компьютера и первого этапа загрузки ОС. Они на­чи ают выполняться с первым импульсом тока при включении компьютера (это возможно, поскольку информация в ROM хра­ и ся в виде электронных схем, что допускает ее сохранение и по­сле выключения компьютера, то есть она обладает свойством энергонезависимости). На этом этапе процессор обращается к дис­ку и проверяет наличие на определенном месте (в начале диска) очень небольшой программы-загрузчика. Если эта программа об­наружена, то она считывается в ОЗУ и ей передается управление.

Второй этап загрузки ОС. Программа-загрузчик, в свою очередь, ищет на диске базовый модуль ОС, переписывает его памят и ер даст ему управление.

Третий этап загрузки ОС. В состав базового модуля входит основной загрузчик, который ищет остальные модули ОС и считы­ ает их в ОЗУ. После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору и на экране появляется приглашение системы к вводу команд пользователя.

Заме им, что в оперативной памяти во время работы компьютера обязательно должны находиться базовый модуль ОС и командны й процессор. Следовательно, нет необходимости загружать в оперативную память все файлы ОС одновременно. Драйверы устройств и утил ты могут подгружаться в ОЗУ по мере необходи­мости, что позволяет уменьшать обязательный объем оперативной памяти, отводимый под системное программное обеспечение.

11 билет

Операционная система Windows: назначение, достоинства, недостатки.

Операционная система Windows - разработанная корпорацией Microsoft однопользовательская операционная система для персональных компьютеров.

ОС Windows является многозадачной и многопоточной, характеризуется оконным графическим интерфейсом.

12 билет

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритмов.

Алгоритм - точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи. Название “алгоритм” произошло от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми – Algorithmi. Алгоритм – одно из основных понятий информатики и математики.

Свойства алгоритма:

1. Определенность

Каждая команда должно быть понятна и не допустима к толкованию.

2. Дискретность

Алгоритм должен быть разбит на простые шаги (этапы)

3. Результативность

Алгоритм должен привезти к решению данной задачи за конечное число шагов.

4. Массовость

Алгоритм разрабатывается для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

Исполнитель – абстрактная или реальная система, способная выполнить команды алгоритма. Исполнителя характеризуют: среда, элементарные действия, система команд, отказы.

13 билет

Виды алгоритмов

Следование - это расположение действий друг за другом.

Алгоритм, в котором есть структура ВЕТВЛЕНИЕ называется РАЗВЕТВЛЯЮЩИМСЯ .

Ветвление - это выбор действия в зависимости от выполнения какого-нибудь условия.

Алгоритм, в котором есть структура ЦИКЛ называется ЦИКЛИЧЕСКИМ .

Цикл - это неоднократное повторение каких-либо действий.

14 билет

Этапы решения задач на ЭВМ.

Программирование (programming) - теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ. Решение задач на компьютере включает в себя следующие основные этапы, часть из которых осуществляется без участия компьютера.

1. Постановка задачи :

сбор информации о задаче;

формулировка условия задачи;

определение конечных целей решения задачи;

определение формы выдачи результатов;

описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т. п.).

2. Анализ и исследование задачи, модели :

анализ существующих аналогов;

анализ технических и программных средств;

разработка математической модели;

разработка структур данных.

3. Разработка алгоритма :

выбор метода проектирования алгоритма;

выбор формы записи алгоритма (блок-схемы, псевдокод и др.);

выбор тестов и метода тестирования;

проектирование алгоритма.

4. Программирование :

выбор языка программирования;

уточнение способов организации данных;

запись алгоритма на выбранном языке

программирования.

5. Тестирование и отладка :

синтаксическая отладка;

отладка семантики и логической структуры;

тестовые расчеты и анализ результатов тестирования;

совершенствование программы.

15 билет

Метод последовательной детализации.

Процесс решения сложной задачи довольно часто сводится к решению нескольких более простых подзадач. Соответственно при разработке сложного алгоритма он может разбиваться на отдельные алгоритмы, которые называются вспомогательными. Каждый такой вспомогательный алгоритм описывает решение какой-либо подзадачи.

Процесс построения алгоритма методом последовательной детализации состоит в следующем. Сначала алгоритм формулируется в “крупных” блоках (командах), которые могут быть непонятны исполнителю (не входят в его систему команд) и записываются как вызовы вспомогательных алгоритмов. Затем происходит детализация, и все вспомогательные алгоритмы подробно расписываются с использованием команд, понятных исполнителю.

16 билет

Системы программирования

Система программирования - программная система, предназначенная для разработки программ на конкретном языке программирования. Система программирования предоставляет пользователю специальные средства разработки программ: транслятор, (специальный) редактор текстов программ, библиотеки стандартных подпрограмм, программную документацию, отладчик и др.

17 билет

Текстовый редактор. Назначение и основные функции.

Текстовый редактор - программа для ввода и изменения текстовых данных: документов, книг, программ и т.д. Редактор обеспечивает модификацию строк текста, контекстный поиск и замену частей текста, автоматическую нумерацию страниц, обработку и нумерацию сносок, выравнивание абзаца, проверку правописания слов, построение оглавлений, распечатку текста на принтере и др.

18 билет

Электронная Таблица. Назначение и основные функции

Электронные таблицы - компьютерная программа, поддерживающая представление данных в виде таблиц, состоящих из строк и граф, на пересечении которых располагаются клетки (ячейки таблицы). Значение в числовой клетке таблицы либо указывается в явном виде, либо рассчитывается по ассоциированной с клеткой формуле. Электронные таблицы являются инструментом анализа (финансовой) информации.

19 билет

Системы управления базами данных

Система управления базами данных - комплекс программных и лингвистических средств общего или специального назначения, реализующий поддержку создания баз данных, централизованного управления и организации доступа к ним различных пользователей в условиях принятой технологии обработки данных.

СУБД характеризуется используемой моделью, средствами администрирования и разработки прикладных процессов.

СУБД обеспечивает:

Описание и сжатие данных;

Манипулирование данными;

Физическое размещение и сортировку записей;

Защиту от сбоев, поддержку целостности данных и их восстановление;

Работу с транзакциями и файлами;

Безопасность данных.

СУБД определяет модель представления данных.

20 билет

Общий принцип 1: чтобы перевести число в некоторую систему счисления с основанием M (цифрами 0, ..., M-1), иначе говоря, в M-ичную СС, нужно представить его в виде:

C = an * Mn + an-1 * Mn-1 + ... + a1 * M + a0.

a1..n - цифры числа, из соответствующего диапазона. an - первая цифра, a0 - последняя.

Сравните эту запись с представлением числа, например, в десятичной системе.

Из системы с большим основанием - в систему с меньшим

Очевидно, чтобы найти такое представление, можно

1. разделить число нацело на M, остаток - a0.

2. взять частное и проделать с ним шаг 1, остаток будет a1...

Искомое число будет записано в новой системе счисления полученными цифрами.

Общий принцип 2: Если основание одной системы - степень другого, например, 2 и 16, то перевод можно делать на основании таблицы:

2 -> 16: собираем с конца числа четверки (16 = 2 4) чисел, каждая четверка - одна из цифр в 16-ричной с-ме. Пример ниже.

16 -> 2 - наоборот. Создаем четверки по таблице.

Из меньшего основания - к большему:

Просто вычисляем C = an * Mn + an-1 * Mn-1 + ... + a1 * M + a0, где М - старое основание. Вычисления, естественно, идут по в новой системе счисления.

Например: из 2 - в 10: 100101 = 1*25 + 0*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21+1=32+4+1=37.

Вообще говоря, можно сделать много хитрых трюков - в примерах реализаций они есть:)

Много вопросов задается относительно дробей и отрицательных чисел.

Отpицательные - модуль числа не меняется при переходе к другой СС, посему: запомнить знак, пpименить стандаpтный метод - поставить знак. Дальше буду говорить уже о положительных числах

Десятичные дроби - пеpеношу запятую, запоминая, на какую степень основания умножил.

Например, перенос в троичном числе запятой с 4-го места от конца - то же, что и умножить его на 34

121201,2112 * 34 = 1212012112.

После стандаpтной пpоцедуpы с положительными числами поделить на этот множитель получившуюся дробь. Получится периобическая дробь - значит судьба Ваша такая. Помните: в 3-чной системе 1/3 = 0.1, а в десятичной - 0,(3). Неблагодарное это дело - с десятичными дробями оперировать.

Обыкновенные - пpавильность дpоби сохpаняется относительно пpеобpазований, значит то же - стандаpт по числителю и знаменателю.


21 билет

Файловая система. Файлы и папки. Имя и тип файла. Свойства и атрибуты файлов. Действия с файлами и папками.

Файловая система - часть операционной системы, обеспечивающая запись и чтение файлов на дисковых носителях.

Файловая система определяет логическую и физическую структуру файла, идентификацию и сопутствующие данные файла.

Файл - совокупность связанных записей (кластеров), хранящихся во внешней памяти компьютера и рассматриваемых как единое целое. Обычно файл однозначно идентифицируется указанием имени файла, его расширения и пути доступа к файлу. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Различают текстовые, графические и звуковые файлы.

Папка – каталог с файлами.

Свойства файла – размер, дата создания, адрес местоположения, тип файла, сводка.

Атрибуты 1.Только чтение 2.Скрытый 3.Архивный.

Действия с файлами и папками.

1. Открыть 2.Закрыть 3.Вырезать 4.Копировать 5.Вставить 6.Отправить 7.Удалить 8.Создать ярлык 9.Произвести какое либо действие иной программой (антивирусная проверка).

22 билет

Элементы алгебры логики. Логические выражения. Логические операции. Таблицы истинности.

Логическое выражение - выражение, в котором операндами являются объекты, над которыми выполняются логические операции.

Результатом выполнения логического выражения является одно из двух логических значений: либо Истина, либо Ложь.

Как составить таблицу истинности?

Согласно определению, таблица истинности логической формулы выражает соответствие между всевозможными наборами значений переменных и значениями формулы.

Для формулы, которая содержит две переменные, таких наборов значений переменных всего четыре:

(0, 0), (0, 1), (1, 0), (1, 1).

Если формула содержит три переменные, то возможных наборов значений переменных восемь:

(0, 0, 0), (0, 0, 1), (0, 1, 0), (0, 1, 1),

(1, 0, 0), (1, 0, 1), (1, 1, 0), (1, 1, 1). Количество наборов для формулы с четырьмя переменными равно шестнадцати и т.д.

Вообще, для формулы, содержащей n переменных, количество возможных наборов значений переменных всегда равно 2n.

Удобной формой записи при нахождении значений формулы является таблица, содержащая кроме значений переменных и значений формулы также и значения промежуточных формул.

23 билет

Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации.

Под внешней памятью компьютера подразумевают обычно как носители информации, (то есть устройства, где она непосредственно хранится), так и устройства для чтения/записи информации, которые чаще всего называют накопителями. Как правило, для каждого носителя информации существует свой накопитель.

Винчестер устанавливается внутри системного блока и внешне представляет собой герметичную металлическую коробку, внутри которой расположены несколько дисков, объединенных в один пакет, магнитные головки чтения/записи, механизм вращения диска и перемещения головок. Основными характеристиками винчестера являются:

Емкость, то есть максимальный объем данных, который можно записать на носитель;

Быстродействие, определяемое временем доступа к нужной информации, временем ее считывания/записи и скоростью передачи данных;

Время безотказной работы, характеризующее надежность устройства.

Дисководы для работы с лазерными (оптическими) дисками - приводы CD-ROM (Compact Disk Read Only Memory) - служат для использования компакт-дисков различного вида.

Накопители оптических дисков делятся на три вида:

Без возможности записи (CD-ROM - память только для чтения на компакт-диске);

С однократной записью и многократным чтением (CD-WORM);

С возможностью перезаписи (CD-RW, CD-E).

Принципы работы.

При записи компакт-диск обрабатывается лазерным лучом (без механического контакта), выжигающим тот участок, который хранит логическую единицу, и оставляет нетронутым тот участок, который хранит логический ноль. В результате чего на поверхности CD образуются маленькие углубления, так называемые питы. При чтении на поверхность диска направляется лазерный луч меньшей интенсивности, анализируется изменение характеристик отраженного луча, которые переводятся в цифровой код.

Основными характеристиками CD являются:

Емкость, которая составляет 500-700 Мбайт;

Скорость передачи данных от носителя в оперативную память, она составляет в зависимости от привода от 150 до 4800 Кбайт/с;

Среднее время доступа, которое требуется приводу для нахождения на носителе нужных данных. Она в зависимости от привода составляет от 80 до 400 мс.


Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике в устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). В то же время они учитывают содержание действующих в настояние время Обязательного минимума содержа-ния основного общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236) и Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56), которые практически полностью реализуются в основной школе.

Комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии традиционно присутствуют на вступительных экзаменах в ссузы и вузы. Представленный экзаменационный материал независим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Комплект можно считать универсальным, поскольку содержание теоретической части ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образовании, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере ИКТ. Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из любой смежной отрасли знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области информационных и коммуникационных технологий.

Комплект состоит из 20 билетов.

Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы: "Информационные процессы" и "Информационные технологии". Содержание раздела "Информационные процессы" подразделяется на следующие темы: "Представление информации", "Передача информации", "Обработка информации. Алгоритмы", "Компьютер", "Информационные процессы в обществе". Содержание раздела "Информационные технологии" состоит из следующих тем: "Технология обработки текста", "Технология обработки графики", ""Технология обработки числовой информации", "Технология хранения, поиска и сортировки информации и базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

Комплект билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения изученного материала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, и других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися. Описанные качественные характеристики являются критериями оценивания результатов обучения учащихся.

Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данного раздела экзамена - проверить у выпускника уровень компетентности в сфере ИКТ (сформированность умений оперировать теоретическими знаниями и изученным программным обеспечением, умение применять его для решения практических задач).

Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области "Информатика и ИКТ": запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования. Таким образом, проверяются как специальные (предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретно учебного материала, так и умения рациональной учебной деятельности, т.е. умение планировать учебную работу, рационально ее организовывать, контролировать ее выполнение.

  1. Построение алгоритмов:
    • для управления учебным исполнителем (основные алгоритмические структуры);
    • для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, массив или вспомогательные алгоритмы).
  2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом. Организация индивидуального информационного пространства. Работа с архиваторами и антивирусными программами.
  3. Создание и редактирование текстовых документов, в том числе с включением объектов (таблиц, изображений и пр.).
  4. Создание графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Обработка цифрового изображения.
  5. Создание базы данных. Организация поиска информации в базах данных.
  6. Работа с электронной таблицей. Построение диаграмм и графиков по табличным данным. Проведение вычислительного эксперимента в среде электронной таблицы.
  7. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов.
  8. Поиск информации в Интернете с применени-ем языка запросов.

К комплекту билетов имеется приложения с практическими заданиями по заданным темам.

Подготовка и проведение экзамена и оценивание ответов.

Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне oт 10 до 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.

Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экза-менационной комиссии).

Экзаменационной комиссии рекомендуется вначале принять прак-тическое задание, которое оценивается дихотоми-чески: сдано/не сдано. Принятая комиссией прак-тическая часть по выбранному билету означает, что учащийся уже может претендовать на оценку «3» или удовлетворительно. Далее при устном ответе на теоретическую часть билета учащийся может добавить к имеющимся баллам еще один или два балла в зависимости от качества подготовки. Таким образом, применяется накопительная система оценивания, соответствующая традиционной пятибалльной шкале.

На "4" оценивается ответ в целом на билет, если при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нару-шалась последовательность изложения или отсут-ствуют некоторые несущественные элементы со-держания.

На "5" оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть биле-та продемонстрировал системные полные знания и умен ил по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой фор-ме, раскрыл последовательно суть изученного мате-риала, демонстрируя прочность и прикладную на-правленность полученных знаний и умений, не до-пускал терминологически;» ошибок и фактических неточностей.

Билет 1

  1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: есте-ственные и формальные языки. Основные информа-ционные процессы: хранение, передача и обработ-ка информации.
  2. Нарисовать в среде учебного исполнителя прямоугольную рамку вдоль края экрана (поля рисунка), используя вспомогательный алгоритм (процедуру).

Билет 2

  1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения инфор-мации.
  2. Подготовить афишу к спектаклю "Буратино", подготовленного театральной студией "Юность". При подготовке текстового документа использо-вать различные размеры, начертания и виды шриф-тов. Список действующих лиц и исполнителей под-готовить при помощи таблицы. Использовать внед-ренны е объекты: рисунок, символ, WordArt.

Билет 3

  1. Дискретное представление информации: дво-ичные числа; двоичное кодирование текста в памя-ти компьютера. Информационный обьем текста.
  2. В графическом редакторе Paint открыть файл dog.jpg. Дорисовать будку для собаки и любые другие недостающие детали. Раскрасить получившийся рисунок.

Билет 4

  1. Дискретное представление информации: коди-рование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
  2. Создать в папке C:\EXAMEN папку с именем NЕW. Скопировать в созданную папку NEW из папки C:\WORK папку LORA и файлы gramota.doc uspev.xls. Зайти r папку C:\EXAMEN и переименовать папку LORA в папку STAR. Переместить папку STAR в папку C:\WORK. Удалить из папки C:\EXAMEN папку NEW, a из папки C:\WORK — папку STAR. Очистить корзину. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по размеру файлов (по убыванию) Определить, какой файл в папке C:\WORK\TEST\DATA имеет самый большой размер. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по вре-мени создания файлов (по возрастанию). Создать в папке C:\EXAMEN папку с име-нем ARJ. Заархивировать все файлы из папки DATA и поместить архив в папку ARJ.

Билет 5

  1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информа-ции. Скорость передачи информации.
  2. Подготовить на основе готового шаблона презентацию по теме "Устройства компью-тера", состоящую не менее чем из 5 слайдов. При-менить к объектам эффекты анимации. Настроить автоматическую демонстрацию слайдов.

Билет 6

  1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебно-го исполнителя). Свойства алгоритма. Способы за-писи алгоритмов; блок-схемы.
  2. Создать структуру таблицы базы данных Уче-ники, содержащую следующие поля: фамилия, имя, класс, адрес, дата рождения, вес. Определить первичный ключ таблицы. В режиме таблицы ввести в базу данных 10 записей об учениках вашей школы (значения по-лей можно задавать произвольно). Добавить в структуру таблицы после поля "дата рождения" поле "рост". Удалить из структуры поле "вес". Заполнить в таблице поле "рост" (произвольно). Вывести на экран поля "Фамилии", "Имя", "Класс для учеников, рост которых выше 175 см (использовать запрос), отсортировав их в алфавит-ном порядке фамилий.Удалить из таблицы сведения об учениках с именем "Владимир".

Билет 7

  1. Основные алгоритмические структуры: следо-вание, ветвление, цикл; изображение на блок-схе-мах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогатель-ные алгоритмы.
  2. Работа с электронной таблицей. В банк внесен вклад размером N под Р% годовых. Определить ежегодный прирост вклада и величину вклада черен К лет.

Билет 8

  1. Величины: константы, переменные, типы вели-чин, Присваивание, плод и вывод величин. Линей-ные алгоритмы работы с величинами.
  2. Найти ответы на вопросы, используя поисковый сервер Rambler (www.rambler.ru) или Yandex (www.yandex.ru) Указать адрес источника информации.

    1) Где и когда проводилась последняя Всероссий-ская олимпиада по информатике? Кто стал победи-телем олимпиады?

    2) Где и когда проводилась последняя международная олимпиада по информатике? Каков состав российской команды и ее результат?

Билет 9

  1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвя-щихся и циклических алгоритмах.
  2. Разработать гипертекстовый документ "Видеотека", в котором содержится список видеофильмов (не менее трех) и ссылки на данные об актерах и режиссерах фильмов. В свою очередь, актерские и режиссерские страницы содержат ссылки на аннотации к фильмам.

Билет 10

  1. Представление о программировании: язык про-граммирования (на примере одного из языков вы-сокого уровня); примеры несложных программ с линейной и ветвящейся структурой.
  2. Создать в папке экзамен свою папку. Скопировать в нее несколько текстовых документов из папки Мои документы. Заархивировать все текстовые файлы в архив типа RAR .Создать самораспаковывающийся архив тех же файлов в своей папке. Сравнить объем двух созданных архивов. Извлечь файлы из первого архива в вновь созданную папку АРХИВ. С помощью антивирусной программы проверить наличие вирусов в папке Экзамен.

Билет 11

  1. Основные компоненты компьютера, их функ-циональное назначение и принципы работы. Про-граммный принцип работы компьютера.
  2. Составьте алгоритм на языке программирования Pascal для нахождения длины окружности. Пояснить ход выполнения алгоритма, назначения основных команд программы.

Билет 12

  1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компью-тером. Графический пользовательский интерфейс.
  2. Разработать презентацию "Видеотека", содержа-щую гиперссылки, и которых содержатся список ви-деофильмов (не менее трех) и ссылки на данные об актерах и режиссерах фильмов. В свою очередь, ак-терские и режиссерские страницы содержат ссылки на аннотации к фильмам.

Билет 13

  1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
  2. Открыть базу данных SPORT. Изменить размер поля "Страна" на 20. Сформировать запрос для вывода на экран фа-милии и страны для спортсменов из США. Сформировать запрос для вывода на экран номера, фамилии, оценок за кольца и перекладину для спортсменов, получивших на кольцах балл не ниже 9.500.

Билет 14

  1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.
  2. Для проведения эксперимента выб-раны 10 районов Московской области. Известны засеваемые площади и средняя урожай-ность по району.

    Название района Площадь посева (м) Средняя урожайность (т/га)
    Дмитровский 93 12
    Домодевский 65 17
    Клинский 98 15
    Лыткаринский 64 17
    Люберецкий 102 17
    Марьинский 155 14
    Мытищинский 207 16
    Орловский 307 19
    Реутовским 134 21
    Семеновским 45 14

    Определить количество урожая, собранного в каж-дом районе и в целом по экспериментальным райо-нам области, а также среднюю урожайность по всем районам. Выделить районы с самой низкой и самой высокой урожайностью.

Билет 15

  1. Технологии работы с текстовыми документа-ми. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.
  2. Составьте алгоритм на языке Pascal для нахождения суммы вклада в банке через N лет, если первоначальная сумма вклада M. Пояснить ход выполнения алгоритма, назначения основных команд программы. Составить блок-схему алгоритма.

Билет 16

  1. Технологии работы с графической информаци-ей. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графи-ческий редактор. Основные инструменты и режимы работы.
  2. Перевести число 24110 в шестнадцатеричную, восьмеричную и двоичную систему счисления. Сложить числа 1101112 и 1110002 . Выполните проверку. Выполните умножение чисел 10102 и 11102 . Выполните проверку.

Билет 17

  1. Табличные базы данных (БД): основные поня-тия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и прин-ципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выраже-ния); порядок и ключи сортировки.
  2. Составьте алгоритм на языке Pascal для нахождения наибольшего из трех чисел, введенных с клавиатуры. Вводимые числа различны. Составить блок-схему алгоритма. Пояснить ход выполнения алгоритма, назначения основных команд программы.

Билет 18

Билет 19

  1. Основные принципы организации и функцио-нирования компьютерных сетей. Интернет. Ин-формационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ин-терактивное общение. Назначение и возможнос-ти электронной почты. Поиск информации в Ин-тернете.
  2. Обработка цифрового фото в графическом редакторе. Устранение дефектов. Запустить графический редактор Gimp. Загрузить предложенный учителем файл с фотографией. Выполнить устранение дефектов, имеющихся на фотографии. Выполнить сохранение изображения код другим именем.

Билет 20

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.