Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » То что нужно для создания. Какой язык учить? "Нулевой уровень". Основы HTML

То что нужно для создания. Какой язык учить? "Нулевой уровень". Основы HTML

В конце августа в вузе, где я преподаю "разработку электронного портала" началась сессия у заочников. Один из студентов на занятии мне задал вопрос - "А какими навыками должен обладать вебмастер? Сейчас столько всяких языков и технологий веб-программирования - неужели ими всеми надо владеть?" Признаюсь честно, я сам никогда до этого не задумывался над этим вопросом - просто делал свое дело, используя свои знания в области программирования и навыки работы с CMS, иногда спрашивая Яндекс или Гугл, как реализовать на сайте ту или иную функцию. Но что же все-таки главнее? Развернутый ответ я постараюсь дать в этой статье.

В творческом и профессиональном пути веб-мастера я бы условно выделил несколько уровней - опять же, оглядываясь на свой опыт.

"Нулевой уровень". Основы HTML

HTML - язык разметки гипертекста, использующий теги для выделения тех или иных объектов и конструкций. Именно благодаря этому языку на веб-страницах страницах появляются ссылки, картинки, таблицы, списки и т.д.

Владея базовыми сведениями о языке HTML, можно сделать свою первую простейшую веб-страничку - такие были популярны в конце 90-х, начале 2000-х годов. Вот главная страничка моего первого сайта:

По нынешним временам страница выглядит как динозавр, но она наглядно иллюстрирует, что такое Web 1.0 - концепция веб-дизайна конца девяностых-начала нулевых годов. Графические кнопки с "рукописными" объемными надписями, фон с незамысловатым зацикленным узором, текст прямо по фону подложки страницы. Еще в то время типичной была надпись - "данный сайт оптимизирован под Netscape Navigator" (сейчас многие, наверно, даже не знают, что это такое!) Правилами "хорошего тона" считалось прилепить сбоку какую-нибудь анимированную картинку, например вращающийся череп в 3D, информер погоды, ссылку на любимый сайт с анекдотами и прочую ерунду.

Для создания подобных страниц вполне можно обойтись обычным блокнотом. Некоторые "ленивые" пользователи используют для создания подобных веб-страниц специальные визуальные редакторы или даже Microsoft Word (на мой взгляд, это тупиковый путь!).

Второй уровень. Освоение "табличной" верстки

Благодаря табличной верстке появляется возможность делить страницу на несколько колонок - этот формат представления был, есть и будет "классикой жанра".

Колонки страницы вписаны в ячейки таблицы, границы этих ячеек, как правило, бесцветные. Вот одна из боле поздних версия моего сайта, выполненная с использованием табличной верстки:

Согласитесь, выглядит уже не так убого, как первый пример, хотя, дизайн по современным меркам явно устаревший - еще бы, это сайт 2002 года! Причем, по тем временам выглядел весьма неплохо для личной странички.

Третий уровень. Композиция, колористика

Когда мы уже научились худо-бедно верстать веб-страницы, нам следует посмотреть на проблему со стороны эстетики и восприятия. Неплохо бы знать, что далеко не все цвета сочетаются друг с другом и "ярко и цветасто" - далеко не всегда хорошо.

Наверняка, не каждый начинающий веб-дизайнер может на глаз подобрать сочетающиеся друг с другом цвета. В этом случае очень полезным может оказаться следующий сервис: http://colorscheme.ru

Какие бы смелые эксперименты с цветовой гаммой сайта не проводились, постепенно почти все приходят к выводу, что лушей является та схема, в которой основной текст страницы - черный на белом фоне.

Композиции веб-страницы - это взаимное расположение объектов и их визуальное взаимодействие. Когда на странице слишком много объектов, она выглядит перегруженной и начинает напрягать. Когда, наоборот, один монотонный текст - страница выглядит скучно.

Главная задача на данном этапе - научиться подбирать цветовую гамму сайта и расположение его ключевых элементов.

Четвертый уровень. Знакомство с CMS.

CMS - система управения содержимым, например, Wordpress или Joomla. Это "движок" сайта, который раз установил, настроил внешний вид и все что нужно дальше делать - наполнять сайт материалами. Делается это с помощью редактора, похожего на Microsoft Word, но работающего в окне браузера. По сравнению с ручной разметкой каждой страницы на HTML, система управления содержимиым - это огромный шаг вперед в плане продуктивности работы. Ваша задача - писать тексты, движок сам "облачит" их в нужное оформление в соответствии с выбранным шаблоном.

У CMS есть и недостаток, точнее особенность. Ее нельзя просто так скачать и запустить (как инсталлятор для Windows-приложения). По сути дела, это набор скриптов, написанных на языке PHP, для работы которых нужно определенное серверное программное обеспечение - веб-сервер, сервер базы данных MySQL, почтовый сервер. Это тот самый базовый минимум, на котором обеспечится более-менее полноценная работа CMS.

Если речь идет об установке CMS на коммерческий хостинг, как правило, это можно сделать за пару кликов мышки - в админке хостинга почти всегда есть раздел "Установка CMS", в котором предлагается много разных вариантов движков. Если же хостинга пока нет, то его можно создать на домашнем компьютере. Прпоще всего для этого воспользоваться бесплатной сборкой серверного софта, которая называется Denwer (джентльменский набор веб-разработчика). Скачать ее можно с официального сайта абсолютно бесплатно - укажите свой email и вам придет ссылка для скачивания (не забудьте снять галочку "получать новости").

На сайте Денвера есть видеоруководство по установке системы на домашний компьютер. Ничего там сложного нет - нужно ответить на несколько простых вопросов, после чего на нашем компьютере будет "поднят" практически полноценный веб-сервер.

После этого на Денвер устанавливается сама CMS. Не буду здесь расписывать, как это делается. Введите в Яндекс запрос "установка Joomla на Denwer" и получите огромное количество инструкций, в том числе и видео. Я рекомендую продукт моего брата Дмитрия Кашканова - Создание сайта на Joomla 3 день за днем . Курс платный, но в расписано все в подробностях и, что ценно, доступным языком, буквально на пальцах!

Пятый уровень. Изучение CSS, "ковыряние" шаблона

Как бы ни хороша была Joomla или Wordpress, но штатные шаблоны не отличаются красотой и изысканнстью. Сайты, сделанные на стандартных шаблонах чем-то похожи на дома-хрущовки - вроде функцию свою выполняют, но все на одно лицо. Почти всегда возникает задача раскрасить цвета в "фирменные" цвета, поменять шрифты, изменить цвет ссылок, сделать картинкам закругленные уголки и так далее. Все это делается при помощи правки файла стиля - как правило, он называется style.css или template.css.

С первого этапа мы помним, за что какие теги отвечают - как вставить ссылку, картинку, табличку и т.д. В CSS-файле прописывается стиль этих элементов - цвет, фон, прозрачность, размеры и отступы, выравнивание, реакция на наведение мышки. При помощи CSS можно до неузнаваемости изменить "штатный" шаблон и сделать дизайн сайта уникальным и красивым. Лично я пошел именно по этому пути - взял за основу стандартный Jooml-овский шаблон Protostar и правлю его как мне нужно. При помощи него было сделано множество уникальных сайтов, совершенно не похожих друг на друга.

Шестой уровень. Блочная верстка, основы адаптивности.

Блочная верстка при помощи тегов

- современный подход к созданию структуры веб-страницы, который почти полностью вытеснил верстку табличную. Вероятно, вы обращали внимание, что на многих сайтах при просмотре на большом мониторе информация представлена в несколько колонок, как правило в три. При уменьшении разрешения экрана количество колонок также уменьшается - их становится две, при дальнейшем уменьшении - одна. При этом все блоки остаются на странице - они только перестраиваются друг относительно друга. Таким образом мы получаем возможность комфортного просмотра сайта как на больших экранах ПК, так и на маленьких экранах смартфонов. В этом и есть суть адаптивности.

С табличной версткой такие фокусы не проходят - при уменьшении ширины экрана колонки будут сжиматься по ширине и расти в высоту, количество колонок останется прежним. Сайт при этом на мобильных устройствах будет выглядеть некрасиво и пользоваться им будет неудобно.

Практически все современные шаблоны для CMS построены с использованием блочной верстки и почти всегда адаптивные. Чтобы как-то уникализировать дизайн сайта нужно хотя бы немного разбираться, как эта блочная верстка работает.

Освоение блочной верстки подразумевает углубленное изучение CSS - нужно уверенно оперировать с такими свойствами как позиционирование, обтекание, отступы, размеры блока, а также предусмматривать, что он может отображаться по-другому, если сайт смотрят на смартфоне. В общем, чем дальше, тем интереснее!

Можно пойти и другим путем - использовать готовое решение. Например, фреймворк Bootstrap - набор CSS + Javascript, которые подключаются парой строк кода и работают практически "из коробки" - нужно только изучить названия основных стилей. При помощи Bootstrap легко реализовать на сайте многоколоночную адаптивную верстку, всплывающие формы, выпадающие меню, слайдеры, табы и много чего еще.

Недостаток Bootstrap - его "типовой" внешний вид, без изюминки, но его вполне можно разбавить своими CSS-элементами. Bootstrap очень удобен для построения "бэкэнда", простым языком - для создания админки сайта. Не нужно придумывать внешний вид элементов, все уже есть готовое. А дизайнерские фишки для бэкэнда вовсе не обязательны.

Седьмой уровень. Javascript и jQuery.

На этом уровне вебмастер начинает потихоньку переквалифицироваться в веб-программиста. Как правило, знакомство с веб-программированием начинается с языка Javascript.

Javascript - это язык программирования, на котором пишутся сценарии на странице. Эти сценарии выполняются на стороне клиента, то есть, в пределах браузера. Большинство интерактивных элементов на страницах создаются с использованием Javascript. Простейший пример такого сценария - смена картинки при наведении на нее мышки. При помощи Javascript делаются всплывающие окна на полупрозрачном фоне, всякие слайд-шоу, кнопка плавной прокрутки в начало страницы и многое другое.

С точки зрения Javascript веб-страница представляет собой набор объектов (DOM - "объектная модель документа"), у каждого из которых есть свой набор свойств и функций. Объектом является любой блок, любая ссылка или картинка на странице. У объекта есть свой уникальный ID, который прописывается в параметрах тега - примерно

. Для управления этими объектами создаются функции, которые вызываются при тех или иных событиях, например, наведение мышки на объект, клик, уход мышки с объекта и т.д.

Как правило, Javascript тесно взаимодействует с CSS-стилем элементов страницы, меняя их свойства - положение, угол поворота, прозрачность и так далее. На основе этого взаимодействия строится анимация на страницах (не Flash!). Для облегчения работы веб-программистов существуют уже готовые библиотеки функций, среди которых наиболее известен фреймворк jQuery. Благодаря ему веб-программист освобождается от большого количества рутинной работы по ручному написанию Javascript-кода для решения типовых задач по созданию интерактивных элементов на странице. Синтаксис скриптов на jQuery выглядит несколько иначе, чем традиционный код Javascript, но к этому синтаксису легко привыкнуть.

Как показала практика, научиться работать с JQuery может даже тот, кто никогда не писал на "чистом" Javascript.

Главное ограничение Javascript и jQuery - сценарии выполняются только в браузере. Javascript не может создавать файлов на сервере, он не может напрямую общаться с базой данных. Более того, он не может даже создать файл на вашем компьютере, а может просто скачать его с сервера по ссылке.

Кстати говоря, JQuery - не единственная полезная вещь, основанная на Javascript. Есть и другие JS-фреймворки - Angular, Backbone, Ember и многое другое. Они активно используются профессиональными фронтэнд-разработчиками.

Восьмой уровень. PHP и MySQL.

PHP - язык веб-программирования, на котором написаны большинство CMS, в том числе Joomla. В противоположность Javascript, сценарии PHP выполняются на стороне сервера, то есть при помощи них можно создавать файлы (на сервере), вносить изменения в базу данных, если таковая существует. Благодаря взаимодействию сценариев PHP и СУБД MySQL работают все, что имеет отношение к обратной связи с пользователем - формы обратной связи, фотогалереи с возможностью загрузки фотографий через браузер, движки сайтов и все остальное.

MySQL - система управления базой данных. У большинства систем управления содержимым вся полезная информация содержится не в файлах на сервере, а в базе данных. Это учетные записи пользователей, структура разделов сайта, навигация, полезный контент, и большое количество служебной информации. Обращение к базе данных происходит при помощи специальных функций языка PHP (mysql_query(...), mysql_fetch_object(...) и т.п.), база данных возвращает результаты запроса в виде массива или объекта. Обработчик PHP формирует из полученных данных HTML-код, который отправляется в браузер.

В отличие от Javascript PHP-сценарий не может непосредственно управлять браузером, так как он выполняется на стороне сервера. Однако, можно организовать взаимодействие между скриптами Javascript и PHP при помощи технологии AJAX.

Девятый уровень. AJAX.

AJAX - это подход к построению веб-приложений, основанный на взаимодействии серверных (PHP) и клиентских (Javascript) сценариев. На практике примером применения AJAX может служить интерактивная форма ввода вашего почтового адреса. Сначала на странице выпадающий список со странами. Выбираем "Россия", появляется второй выпадающий список с городами. Выбираем свой город, после чего появляется третий список с улицами конкретно этого города, потом - список домов. И все это происходит без перезагрузки страницы.

AJAX имеет массу преимуществ перед построением форм на "обычном" PHP, поскольку, во-первых, экономит трафик (не нужно каждый раз перезагружать страницу, новая информация подгружается по мере надобности), во-вторых это удобно для пользователя.

Основная сложность AJAX - достаточно большое количество программной "писанины" для создания обработчика событий. Однако, в Интернет полно готовых решений, которые можно использовать "как есть" или немного "доработав напильником".

И тут нам опять приходит на помощь фреймворк jQuery - при помощи него наладить работу скриптов через Ajax намного проще, чем делать это на "чистом" Javascript.

Десятый уровень. PHP-фреймворки.

Не стоит тешить себя надеждой, что если мы прошли все 10 уровней, то вы сразу достигните просветления. Технологии веб-программирования развиваются, и то что было актуально сейчас, через год уже может оказаться устаревшим.

Особенно интересная ситуация возникает, когда требуется создать какой-то нетипичный проект, для которого нет готовых решений ни для одной CMS. Тогда возникает прямая потребность в создании проекта "с нуля" на PHP. Для облегчения этой задачи существуют специальные фреймворки - Laravel, Symfony 2, Codeigniter, Zend и т.д.

По большому счету, PHP-фреймворк - это набор "кирпичиков" для построения своей собственной CMS, причем сложность и изощренность проекта ничем не ограничена. Чтобы разобраться с фреймворком (хотя бы с основами работы с ним), нужно более-менее уверенно знать PHP, уметь составлять SQL-запросы, понимать суть объектно-ориентированного программирования. Далее следует разобраться, что такое MVC. Лично для меня было большой проблемой перестроить свое программерское мышление с обычного функционального программирования на использование паттерна M odel-V iew-C ontroller. Сначала все казалось настолько сложным и запутанным, что я бросил это дело, но потом спустя полгода снова собрал волю в кулак и все-таки "въехал", как оно работает - и не пожалел!

Сейчас я активно занимаюсь освоением фреймворка Laravel и моему восторгу нет предела. Конечно, далеко не все пока понятно, тем не менее, когда я создал один реально работающий проект (правда, для внутреннего использования), желания возвращаться к программированию "по-старинке" у меня уже нет никакого. Ну разве что, при работе с небольшими и несложными проектами я пишу на "обыкновенном" PHP.

И что интересно, чем больше я погружаюсь в веб-программирование, тем яснее понимаю насколько мало я пока знаю! До пресловутого "80 level"а" еще ой как далеко...

Что дальше?

Тут уже сложно выделить основные направления дальнейшего развития, все зависит от решаемых прикладных задач. Наверно уместно будет акцентировать внимание на технологиях и протоколах межсерверного взаимодействия. На этом этапе приходит осознание, что веб-программирование не ограничивается разработкой какого-то одного сервиса, пусть даже и навороченного.

Рано или поздно возникает задача по работе с различными API, интеграция с теми или иными сервисами - социальными сетями, поисковыми системами, почтовыми серверами, SMS-шлюзами, сервисами онлайн-оплаты, банковскими серверами.

Еще одно интересное и востребованное направление - разработка мобильных приложений, работающих с веб-сервисами. Это еще одна огромная область, в которой простора для творчества непочатый край!

Почти всегда эти задачи подразумевают глубокое изучение протоколов HTTP, FTP, SMTP и всего остального, с чем раньше мы работали на уровне пользователей и даже не задумывались о том, какая информация действительно передается между клиентским приложением и сервером, чтобы отобразить на экране фразу "Hello, World". До этого я пока не дошел... Когда дойду, обязательно поделюсь впечатлениями:)

Итоги

Те 10 уровней перечисленые выше - это путь к веб-программированию, по которому идут далеко не все. Многие вебмастера выбирают другую тропу - оптимизация, продвижение, маркетинг, продажи. Это не менее востребованные и интересные направления! Замечательно, если над проектом одновременно работают программист, контент-менеджер и "продвиженец", при этом каждый выполняет свои задачи - в этом случае шанс того, что проект "выстрелит" весьма высоки.

У многих директоров при осуществлении процесса создания сайтов возникает вопрос, который касается правильного распределения квалифицированных работников, которые временно или всегда будут осуществлять процесс надзора за сайтом, добавлять новый материал, исправлять ошибки и так далее. Но как правильно выбрать исполнителя? И какой специалист занимается, каким вопросом и что решает? Именно в этих вопросах нам предстоит разобраться. После прочтения данной статьи мы сможем дать ответ на данные вопросы и будем знать, какие специалисты крайне необходимы для ведения сайта и чем занимается каждый из них.

Менеджер проекта. Этот человек является специалистом, который будет осуществлять общее управление и руководство в области организации рабочего процесса проекта. В его обязанностями являются задачи формировать и контролировать рабочую группу проекта, составлять график проведения работ, осуществлять контроль над качеством и над соблюдением сроков выполнения работ. Также данный человек, имеющий аттестат, занимается управлением бюджетом проектов и рисками. Этот человек курирует как создание сайтов, так и их последующую работу.

Арт-директор. Этот человек является специалистом, который осуществляет общее руководство и управление именно творческими процессами. Данный специалист разрабатывает вместе с дизайнерами общие концепции дизайна проекта, на нем Документация в области ГО и ЧС . В его обязанности также входит контроль над качеством исполняемой работы, проверка качества работ, которые осуществляют дизайнеры и верстальщики.

Технический директор. Это человек, который является специалистом, отвечающим за программные стороны проекта и осуществляющим общий контроль над осуществлением работы техническими специалистами html-верстальщиками, программистами, техническими дизайнерами, тестировщиками. Такой человек незаменим при создании сайтов.

Специалист по оптимизации и юзабилити. Данный специалист отвечает за разработку удобного и понятного для пользователей структурного построения сайта, а также рекомендует те или иные требования к правильному и соответствующему нормам написанию информационного блока, а именно названий разделов, название и состав заголовков, структура гиперссылок.

Дизайнер. Этот специалист, занимается разработкой креативную концепции дизайнерской оболочки сайта, а также различного рода графических элементов, присутствующих практически на любом сайте, например иллюстрации, иконки, визуальные образы.

Технический дизайнер. Данный человек является специалистом, отвечающим за разработку типового строения страниц сайта на уровне утвержденных концепций сайта.

HTML-верстальщик. Этот человек осуществляет верстку html-страниц на сайте.

Программист. Данный специалист, отвечает за внедрение и интеграцию систем управления, за разработку различного рода скриптов, за проектировку баз данных и за принятие решений по многим другим задачам, связанным с программированием.

Кроме того, если купить диплом Техникума , то при осуществлении и разработки проекта могут принимать участие и другие специалисты, такие как: менеджеры по продажам, тестировщики, flash-дизайнеры и flash-программисты, контент-менеджеры, маркетологи, копирайтеры. В маленьких веб-студиях в роли нескольких специалистов очень часто выступает один человек. Так, например, в роли технических дизайнеров и верстальщиков может выступать один и тот же специалист.

Что должны учитывать будущие разработчики игр? С какого языка начать обучение? К чему стремиться? На кого равняться? И что необходимо сделать в первую очередь?

Большинство любителей рок-музыки рано или поздно берут в руки гитару. Фанаты спорта страстно мечтают о выходе на футбольное поле, баскетбольную площадку или теннисный корт. Ну а те, кто совершил сотни угонов в GTA, провел десятки часов в компьютерных клубах за Counter-Strike или достиг немалых успехов в MMORPG, наверняка задумываются о карьере разработчика игр.

Проблема в том, что данному направлению обучают в считанных учебных заведениях. Посему большинство разработчиков игр – самоучки, некогда сами составившие учебную программу. Но какие нюансы они учитывали? С чего начинали и к чему стремились? Какой язык учили в первую очередь? На эти и другие актуальные вопросы мы и постарались ответить.

К чему стремиться?

Перед походом в магазин вы составляете список покупок (хотя бы в голове). Перед поездкой в другой конец города – прокладываете маршрут. Ну а перед тем, как обучаться разработке игр, целесообразно задаться вопросом: чем именно вы хотите заниматься? Создавать мобильные приложения или браузерные игры? Трудиться в крупной компании или маленькой? Профессионально заниматься разработкой игр или посвящать этому свободное от работы время? И если первое, то что интересует вас больше: создание интерфейса, отшлифовка геймплея или написание скриптов?

Правильная постановка цели поможет сэкономить уйму времени и сил. Кроме того, позволит достичь конечного пункта кратчайшим путем. Без риска сойти с дороги или угодить в болото.

Какой язык учить?

Кроме того, от цели зависит и ответ на животрепещущий вопрос: с какого языка программирования стоит начинать?

Так, будущим разработчикам игр вроде Minecraft и мобильных приложений под Android стоит обратить пристальное внимание на Java. Для начала советуем пройти интенсив , тем более, что это бесплатно. Тем, кто заглядывается в сторону iOS – на Objective-C. Для браузерных игр порой хватает знания Ruby-On-Rails. Для совсем маленьких и простых временами достаточно HTML. В производстве Flash-игр используется ActionScript, а для написания скриптов любой сложности вам понадобится JavaScript или, возможно, не столь распространенная Lua. Для создания же небольших консольных игр требуется знание C#.

Что до наиболее крупнобюджетных игр (так называемого класса AAA), то большинство из них оснащены своим или заимствованным у коллег "движком". Нередко, впрочем, весь "движок" или его большая часть написана на C++. Именно этот язык использовался при создании множества известных "игрушек" – от Doom 3 и Call Of Duty до FIFA и The Sims. В то время как классика вроде Quake была написана на C.

Впрочем, в освоении C++ есть и загвоздка – чрезмерная сложность. Недаром ведь говорят, что браться за C++, не зная других языков, – все равно, что начинать изучение математики с линейных уравнений.

Достаточно ли одного языка?

Одна из прелестей программирования – возможность постоянного саморазвития. В разработке же игр (особенно крупных) самосовершенствование, в том числе изучение как можно большего количества языков, – не прихоть, а жизненная необходимость. Так, опытные разработчики, трудящиеся на благо гигантов игровой индустрии, нередко сталкиваются с необходимостью поочередно писать на 7-8 языках. При этом, помимо вышеуказанных языков, им приходится изучать, к примеру, Python либо и вовсе SQL (как вы понимаете, для создания баз данных).

Поэтому, если вы решили связать судьбу с производством крупных игр, будьте готовы стать "полиглотом". Кроме того, чем больше языков вы освоите, тем более интересные и разнообразные задачи перед вами поставят. Ну и, конечно, шансы на получение работы мечты заметно возрастут.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Перед тем, как совершить кругосветное путешествие, нужно научиться ходить. Ну а перед серьезным игровым проектом необходимо попробовать силы в чем-то менее значимом.

Практически все опытные разработчики вне зависимости от регалий и таланта начинали с небольших приложений: настольных игр, вариаций известных "игрушек", простеньких "флэшек". Тогда они не думали о крупных выставках вроде E3, а накапливали бесценный опыт. Почему бы не последовать их примеру? При этом не обязательно писать архисложный код. Для дебюта достаточно использования специальных программ для создания игр (к примеру, Game Maker). Ведь даже благодаря несложному инструментарию вы значительно облегчите себе жизнь. Во-первых, в миниатюре поймете логику и структуру практически любого игрового приложения. Во-вторых, набьете шишки, которые заживут во время перехода к серьезным проектам. Наконец, в-третьих, обогатите портфолио. Ведь даже простая "игрушка" требует массу времени, терпения и творчества для выдумки концепции, написании кода и устранения багов. Кроме того, показывает, что с производством игр вы знакомы не только в сухой теории.

Что брать за ориентир?

Тот, кто мечтает стать писателем, прочитает сотни книг перед тем, как напишет хотя бы одно слово. Мастера игры на фортепиано на зубок знают лучшие произведения Штрауса, Шопена и Бетховена. Известные же художники перед крупными выставками наизусть заучивали историю искусств.

В разработке игр действует тот же принцип. Вы не сможете развиваться в вакууме. Поэтому играйте, вдохновляйтесь мастерами и, как губка, впитываете лучшее. При этом старайтесь смотреть на приложения не глазами "геймера", а взором разработчика. Иными словами: транспонируйте игру. Задумайтесь, почему в данный момент времени "бот" побежал налево, а не назад? Из-за каких факторов меняется сила и точность удара в спортивном симуляторе? Как создать "эффект усталости" при долгом беге персонажа? Как сделать так, чтобы во время дождя игрок слышал звук капель, а не свиной визг? В общем, проникайте в суть. Постарайтесь воссоздать в голове алгоритмы, с которыми сталкиваетесь во время игры. Поверьте, подобный конструктивный подход поможет вам в будущей нелегкой, но чертовски увлекательной карьере разработчика игр.

Давайте посчитаем сколько нужно специалистов для создания корпоративных сайтов средней сложности. Под «сайтом средней сложности» мы подразумеваем такой, с которым уже не справятся фрилансер или мальчик-айтишник. К таковому компания обычно приходит со второй попытки. Первый сайт уже не устраивает, у руководителей компании появились новые идеи и они понимают как могут улучшить свой бизнес качественным функциональным сайтом. Прежний исполнитель-фрилансер благоразумно отказался, потому что такой заказ вне его компетенций. Компания обращается в веб-студию и первый шок - цена. Она в 10-100 раз больше, чем у фрилансера. Почему? Потому что над сайтом в течении квартала работают до 15 человек. Это люди с хорошими зарплатами.

Начиная с определённого момента собственная команда разработчиков для компании, вставшей на IT-рельсы, будет выгоднее. Но до такого уровня ещё нужно дорасти. В подавляющем большинстве случаев веб-студия на аутсорсинге . В числе доводов за ещё и возможностью получить более .

Команда для профессионального создания сайта

  1. Маркетолог
  2. СЕО-специалист
  3. UI/UX-дизайнер
  4. Автор текста
  5. Верстальщик
  6. Программист
  7. Контент-менеджер
  8. Администратор проекта
  9. Переводчик, иллюстратор, 3D-художник, видеограф, аниматор, консультант, фотограф...

Работают 6-15 человек. Каждый специализируется на конкретном этапе. У заказчика это часто вызывает недоумение: старый сайт сделал «студент, который устанавливает антивирусы». Один сделал, без ансамбля. Зачем нам столько людей, если прошлый сайт сделал фрилансер-одиночка?

Если вы делаете сайт для бизнеса, чтобы зарабатывать, то вам нужна профессиональная команда. Никакой фрилансер не сделает этого в одиночку. А «айтишник», обслуживающий 1С-Бухгалтерию и подавно. Это горькая правда и если вы серьезно относитесь к сайту, который вам тянет какой-то мальчик, у вас проблемы.

Фрилансер сделает сайт-визитку. Это будет страничка в интернете с контактами. Даже если у вас там есть «слайдер», «гостевая книга», «портфолио» - это всё равно страничка с контактами. Такие сайты под силу фрилансерам и бюджетным веб-студиям. Начинающая веб-студия из дизайнера и верстальщика с начальными навыками программирования сделает простенький сайт. По мере взросления веб-студии приходится решать усложняющиеся задачи. Приходит понимание, что прототипирование и маркетинг - не пустые слова. Не всегда веб-студии идут по пути развития. Многим комфортно клепать шаблонные сайтики для нетребовательных клиентов.

Опытная веб-студия способна решать сложные задачи, подключая к работе в работу над сайтом узкоспециализированных специалистов. На примере веб-дизайна: когда веб-студия делала сайты-визитки, хватало одного человека, чтобы нарисовать макет. По мере расширения инструментария, одного веб-дизайнера становится мало. В команду вливается иллюстратор, 3D-моделист, художник иконок, ...

Что делает маркетолог при создании сайта

Изучает целевую аудиторию будущего сайта. Выявляет потребности, которые закроет сайт. Анализирует сайты конкурентов: перенимает удачные решения и отметает неудачные.

Чем занимается SEO-специалист

Готовит семантическое ядро, вырабатывает рекомендации по написанию текста, проводит внутреннюю оптимизацию сайта.

Кто такой UI/UX-дизайнер

Умеет и делает прототипы сайтов. Прототип сайта - работающий скелет: каждому элементу определено место, обозначены переходы по ссылкам со страницы на страницу. Только дизайна нет. Схематично, как чертеж. На прототипах экспериментально вырабатывают эргономичную и дружелюбную структуру сайта. Вы наверняка знакомы с термином «юзабилити». Так вот, прототип и дает возможность «пощупать» сайт еще ДО создания. Прототипирование (проектирование) - неотъемлемый этап когда делают сайт.

За что отвечает веб-дизайнер

Облекает прототип сайта в приятную и понятную оболочку. Заставляет сайт «говорить» с посетителями, быть дружелюбным. Сайты получаются красивыми благодаря веб-дизайнерам. Веб-дизайнер отвечает за визуальную концепцию сайта. Он учитывает иерархию элементов будущего сайта, которую задал UI/UX-дизайнер. Для этого веб-дизайнер выделяет доступными инструментами главные элементы. Веб-дизайнер визуально воплощает в жизнь то, что спланировали на будущем сайте маркетолог и UI/UX-дизайнер.

Чем занимается верстальщик

Реализует макеты страниц, переданные веб-дизайнером. Его задача: перенести векторный рисунок в HTML-код. Уровень развития интернета дает верстальщику JavaScript, CSS3, HTML5, CANVAS и прочие технологии. За этими страшными словами скрываются: языки программирования и библиотеки. Верстальщик (по-другому front-end разработчик) обязан знать и уметь использовать несколько инструментов. Отрасль развивается, верстальщики следят за нововведениями и перенимают мировой опыт.

Программист

Переносит верстку на CMS (готовую или написанную с нуля), настраивает административную панель и программирует функционал сайта. Функционал превращает сайт из источника информации в средство решения прикладных задач. Оплата сотового телефона на сайте оператора, личный кабинет в сервисе, корзина интернет-магазина - всё это примеры функционала.

Зачем нужен администратор (менеджер) проекта

Руководит работой команды. Взаимодействует с заказчиком по техническим и другим вопросам. Следит за сроками и контролирует соответствие результата работы техническому заданию.

Кто ещё делает сайт

Помимо этих людей, над сайтом работают: копирайтер, автор текста, SEO-оптимизатор, иллюстратор, видеомонтажёр, фотограф и другие.

Кто не нужен при создании сайта?

Теперь вы знаете кто за что отвечает. Кого можно убрать? Пробегитесь по списку еще разок. Кто лишний? Молодые студии ищут специалистов широкого профиля. Стараются соединить несколько профессий в одном человеке, ведь это удешевит процесс. Мы и сами так делали поначалу. Удешевит - правда. Представьте дизайнера, который рисует и сразу верстает. Один человек вместо двух. Обратная сторона: средненький уровень дизайна и верстки на выходе. И ничего не поделать: двум богам служить нельзя.

Качество получается только в результате специализации. Выдающиеся результаты - в узкой специализации.

Программист редко хорошо верстает, а верстальщик почти всегда хреновый программист. Веб-дизайнер редко иллюстратор. А художник не справляется с веб-дизайном. Чем уже специалист, тем больше времени он потратил на профессию, лучше ею овладел. Соединяя в одном человеке 2-3 профессии мы осознанно усредняем уровень человека в каждой профессии.

Сколько стоит сайт в профессиональной веб-студии

Если заказчику озвучивают 30-50 тысяч рублей за корпоративный сайт с нуля, это значит, что работает над ним один человек. Или коллектив, но 2 дня. Уровень такого сайта и его продающие способности редко удовлетворяют заказчика. Отсюда вывод: 30 тысяч за сайт - дорого. И действительно, ведь это пустая трата денег. Такой сайт не приносит прибыли. А если вы инвестируете деньги, но не получаете прибыли, то и 10 рублей будет дорого.

Мой совет: лучше ничего не делать, чем делать дешёвый сайт. Дешёвый сайт убивает ваш бизнес. Если для вас не пустой звук и вы планируйте серьезную работу в интернете. Корпоративный сайт - это виртуальный офис. Должен выглядеть респектабельно, быть удобным, функциональным. Сайт формирует первое впечатление от бизнеса. Дешёвый позорит и вредит бизнесу.

Корпоративный сайт получается хорошим за 1,5-6 месяцев работы команды из десятка человек. Адекватный ценник - от 500 тысяч рублей. Если смотреть на , то цена абсолютно нормальная. Вложил 500 тысяч, заработал 50 миллионов. Если вы не собираетесь зарабатывать на сайте, то зачем его вообще делать?

Адекватная цена корпоративного сайта - от 500 тысяч рублей.

Гуру маркетинга Сергей Славинский сказал, что чем дороже сайт, тем лучше . Он имел ввиду, что хороший сайт не бывает дешёвым. Что отличный сайт дороже хорошего. Работает принцип: чем больше вложил, тем качественнее и прибыльнее результат. А к дешёвому сайту и отношение наплевательское.

Хотите хороший корпоративный сайт? Отправьте нам заявку!

Привет, друзья!

Хорошее дело — удаленная работа. Прибыльное, полезное и очень удобное. Особенно для тех, кто так же, как и я, любит путешествовать. Недавно только понял лишний раз, что не смотря на все возможные минусы, совершенно не хочется все это менять на стены офисов.

Особенно, когда в понедельник ранним утром едешь по пустой и прямой трассе на мотоцикле в стороне Бангалора и понимаешь, что именно сейчас твои знакомые и коллеги трутся спинами в пробках по дороге на службу.

Все просто: «живи сам и дай жить другим», — как говорят на Шри Ланке!

На этом все, друзья! Думаю, ваш голод по теме «хочу научиться делать сайты» мне утолить удалось. Поделитесь в комментариях, пожалуйста: кем бы Вы хотели работать удаленно? А то мне часто пишут вопросы именно по профессиям в онлайн-заработке, поэтому эту нишу я решил потихоньку заполнять.

Добавляйтесь в друзья, подписывайтесь на обновления блога и будьте счастливы. А если статья Вам показалась интересной, поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях с друзьями.

Красивых Вам сайтов и платежеспособных заказчиков!