Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Программирование на айпад. Создаем связь между графическими элементами и кодом. Нативные iOS приложения

Программирование на айпад. Создаем связь между графическими элементами и кодом. Нативные iOS приложения

Эта статья открывает цикл, предназначенный для новичков. Смею надеяться, что уровень подачи материала позволит разобраться в нем даже людям не знакомым с программированием. Начнем наше повествование с небольшого лирического отступления. Приложения для iPhone и iPad пишутся на языке Objective-C. Этот язык широко использовался в компании NeXT и пришел в Apple после возвращения Стива Джобса. В настоящее время Objective-C является основным языком разработки OS X и iOS приложений.

Для того, чтобы начать программировать под iOS, Вам понадобится компьютер Mac на базе процессора Intel и среда разработки XCode. Если у Вас нет Mac-а - не беда. Возможно Вам подойдет один из описанных методов решения этой проблемы. Мы будем ориентироваться на XCode 4 и iOS5.

Установка XCode

Для начала нам придется зарегистрироваться наApple-овском dev сайте. Перейдите по ссылке и нажмите на register. Щелкните кнопку Get Started и пройдите процесс регистрации. Там все довольно просто, поэтому я не буду останавливаться на этом моменте. После регистрации Вам пришлют письмо с вашим Apple ID. Вернитесь на страницу Apple Developers и используйте его для входа в защищенную зону. В разделе DevCenters щелкните по ссылке iOS. Как видите, Apple предлагает вам кучу документации, исходников и уроков. На этой странице есть все, что нужно для начала разработки под iOS. В самом низу есть кнопка Download Xcode, которую нужно нажать. После загрузки установите Xcode на свой Mac.

Знакомство с интерфейсом XCode 4

Для запуска Xcode перейдите на свой главный диск и щелкнете по developer>Applications.

После того, как Xcode запустится, выберите пункт меню File>New Project, затем "Single View Application" и введите в качестве имени проекта (Product Name) HelloWorld. В результате у вас должно отображаться что-то вроде этого

Весь Ваш код и ресурсы разложены по специальным папкам, которые располагаются в левой части окна Xcode. Панель называется "Project Navigator" и содержит все элементы Вашей программы. Файлы с исходным кодом имеют расширение ".h" и ".m". Если вы щелкните по такому файлу, то в правой части Xcode откроется редактор с кодом.

Не будем пока останавливаться на коде. Мы вернемся к этому вопросу чуть позже. Если Вы посмотрите на верхнюю часть экрана, то увидите несколько кнопок, связанных с Вашим проектом. Изучим эту панель подробнее.

Кнопка "Run" запускает ваш проект. Вы можете протестировать свое приложение и убедиться, что оно ведет себя действительно так, как вы того ожидаете. Кнопка "Tasks" останавливает запущенное приложение.

С помощью кнопки Schemr можно выбрать целевую платформу, где будет запускаться ваше приложение. Здесь вы можете выбрать какой-нибудь simulator, и отлаживать программу на компьютере, или запустить ее на своем iPhone (iOS Device), если Вы заплатили сбор в $99. Единственное преимущество, которое дает этот платеж - возможность запускать программу на реальном устройстве и размещать ее в App Store. Я бы не рекомендовал Вам тратиться до того момента, пока у Вас не будет готова нормальная программа.

Breakpoints (точки остановки) - очень полезная штука. С помощью этой кнопки вы можете отметить в исходном коде строки, и когда в ходе выполнения программы дело дойдет до помеченной строки, программа приостановится, и вы сможете посмотреть состояние переменных. Это очень мощный и повсеместно используемый инструмент.

Нажмите кнопку "Run". Вы увидите окно эмулятора со своим проектом. Как видите, пока он не блещет функциональностью - это просто заготовка.

Программирование для iPhone -Первый шаг

Довольно ходить вокруг да около, давайте что-нибудь закодим. В окне Project Navigator содержатся файлы с исходным кодом. Щелкните по какому-нибудь.m файлу. Обратите внимание, некоторые строки окрашены в зеленый цвет - это комментарии, которые выполняют роль шпаргалок. Чтобы не запутаться в коде, программист может оставлять себе подсказки и пояснения. Для обозначения комментариев в языке C используется сочетание слешей //. Все, что находится в строке правее этих знаков, считается комментарием. Если Вы хотите написать многострочный комментарий, то можете использовать сочетания /* и */ для обозначения начала и конца многострочного комментария.

Прежде чем приступить к написанию кода приложения, я должен а пальцах объяснить вам несколько концепций: ООП (объектно-ориентированное программирование), MVC (Modal View Controller), ".h" и ".m" файлы. Итак... объектно-ориентированное программирование предполагает разделение всего кода на так называемые объекты, внутри которых хранятся данные и обрабатывающие их команды. Объект в Objective-C состоит из двух файлов.h и.m. Файл.h называется заголовком (header) в нем содержится "набросок" объекта - перечисляются все данные и названия блоков команд (методов), содержащихся в объекте. Файл.m называется файлом реализации (implementation) и в нем подробно расписывается все то, что указано в заголовке именно здесь программируется вся логика программы.

MVC (Model View Controller) - это нечто, разделяющее код и интерфейс, который видит пользователь. Model - это данные пользователя и данные, которые вы показываете пользователю. View - это пользовательский интерфейс и код, который обеспечивает связь между View и Model. Концепция MVC может сейчас показаться Вам слишком заумной, однако со временем Вы увидите, что этот подход действительно упрощает жизнь программиста. Эта концепция подразумевает следующий порядок работы: программист отдельно создает шаблон дизайна приложения, где размещает все кнопки, текстовые поля и прочую важную ерунду, и отдельно пишет программ. Потом он показывает XCode какой метод(блок кода) должен вызываться в ответ на то или иное действие пользователя и какое название имеет тот или иной элемент управления в тексте программе.

Разрабатываем дизайн программы для iPhone

Давайте начнем создание нашего приложения с разработки дизайна. Щелкните в окне Project Navigator по строке MainStoryboard_iPhone.storyboard. В результате XCode запустит редактор интерфейса.

В правом нижнем углу Вы видите список объектов (Library), которые можно использовать в своем интерфейсе, в центральной части отображается окно View, которое и представляет макет интерфейса вашей программы. Правое верхнее окно имеет несколько режимов, которые переключаются с помощью расположенных над окном иконок. На рисунке показан режим Atribute Inspector. Здесь можно изменять различные атрибуты объектов, составляющих ваш интерфейс.

Перетащим из окна Library объект Label на наш макет окна. С помощью мышки изменим размер объекта, как показано на экране ниже. В инспекторе отображаются свойства объекта Label. Давайте отцентрируем текст, щелкнув по соответствующей иконке в строке Layout.

Удалим текст в поле Text (там было написано слово Label) и введем там “Some String”.

Аналогичным образом добавьте на макет кнопку (объект Button)

Итак, мы разработали дизайн нашего приложения. Ничего сложного можете щелкнуть кнопку Run и посмотреть на работу своей программы в окне эмулятора.

Начинаем кодить

Итак, у нас есть два визуальных компонента размещенных на макете. Мы хотим чтобы при нажатии на кнопку менялся текст в строке. Чтобы реализовать эту задумку нам понадобится из кода программы обращаться к стороке (объект Label) и вызывать метод(блок кода) при нажатии на кнопку.

Щелкните по файлу "ViewController.h" в панели слева. Мы собираемся описать IBOutlet. IBOutlet соединяет наш код с визуальным объектом, например с надписью (label) или кнопкой (button). Приведите код в файле ViewController.h к виду

#import @ interface ViewController: UIViewController{ IBOutlet UILabel* label; //присвоим нашей строке имя Label } //это заголовок метода, который будет //вызываться в ответ на нажатие кнопки - (IBAction) buttonClick: (id) sender; @ end

Это все, что нам требуется прописать в заголовочном файле. IBAction позволяет соединить какой-нибудь метод с элементом пользовательского интерфейса, например, в ответ на нажатие кнопки будет вызван написанный нами программный код.

Итак, мы сказали, что будем называть строку с текстом label и что в ответ на действие пользователя будет вызываться метод buttonClick. Давайте напишем код этого метода. Переключимся на файл ViewController.m в дереве проектов. После строки@implementation... добавим код

- (IBAction) buttonClick: (id) sender{ label. text= @ ”Hello from Mobilab. ru”; }

Примечание, если Вы скопировали этот код, то вероятно при запуске программы у Вас возникнет ошибка, скорее всего проблема в ковычках. Удалите их и введите с клавиатуры.

Давайте разберемся, что мы тут видим. Мы обращаемся к объекту label - строке текста на экране. Поскольку это объект, у него внутри есть разные данные (которые в ООП также называют свойствами объекта) и методы к которым можно обратиться, поставив точку после имени объекта. Свойство text отвечает за содержащийся внутри строки текст..

Мы завершили кодирование, осталось связать label и buttonClick с элементами внутри макета дизайна. Щелкните в окне Project Navigator по строке MainStoryboard_iPhone.storyboard, чтобы переключиться в конструктор интерфейса. Зетем щелкните по иконке “View controller”. Переключитесь на режим connections в инспекторе (последняя иконка). Посмотрите, в инспекторе в области Outlets появилась строка label. Это то название, которое мы указали в файле ViewController.h. Щелкните по кружочку в правой части строки label и перетащите его на строку с текстом Some Text в макете дизайна.

Аналогичную операцию проделайте с кнопкой. Щелкните по кнопке с кружочком в группе “Received Actions”, потом по buttonClick и перетащите ее на кнопку в макете. В результате раскроется контекстное меню, с помощью которого можно выбрать момент вызова метода. Можно, например, вызывать код, когда пользователь нажмет кнопку, можно когда отпустит. Там много вариантов. Выберите "Touch up Inside".

Вот и все! Сохраняйте проект и щелкайте по кнопке "Run" на панели сверху. Если Вы Все сделали правильно, то должен запуститься эмулятор с Вашей программой. Щелкните по кнопке. Текст в строке должен измениться. Вот и все. С первым уроком покончено

Программирование - процесс творческий и часто желание написать кусок кода или сиюминутно исправить ошибку становится просто невыносимым. Иногда написания кода требуют внешние обстоятельства, как то критичная ошибка в коде, которая валит проект. Для сотрудников, занимающих руководящие позиции в команде, нужна возможность провести code review и поправить проблемные участки кода.

Хорошо когда в пределах досягаемости есть стационарный компьютер или ноутбук на котором развернута привычная среда разработки. Но что делать если вы находитесь за пределами рабочего места? Таскать с собой постоянно ноутбук? Но во первых большой 13-15 дюймовый ноутбук не везде развернешь (например общественный транспорт), а во вторых таскать его постоянно с собой - еще то занятие. Можно конечно купить 11 дюймовый MacBook Air (или его аналог), но все равно он будет не настолько компактен и не так часто используем, чтобы оправдать покупку.

Чтож, обратим свой взор на устройства, которые сейчас практически всегда с нами - это телефон и планшет. Телефон - это конечно вариант экстремальный, хотя сейчас, с появлением 6 - 6,5 дюймовых моделей, грань между телефоном и планшетом стирается. У меня есть опыт успешного восстановления удаленного сервера по ssh с телефона iPhone 4s с 3.5 дюймовым экраном. Но мы все таки говорим о процессе полноценной работы с кодом, поэтому, на мой взгляд, минимальным является планшет с диагональю от 7 дюймов, экран которого вмещает сопоставимое с экраном большого компьютера, информации. Я покажу на примере iPad Mini возможные варианты его использования для решения повседневных задач разработчика.

Если вас заинтересовала тема - читаем дальше (осторожно, большое количество картинок).

Условно, есть три направления, по способу взаимодействия с кодом:

Использование текстового терминала, удаленного SSH-соединения и консольного редактора типа Vim, настроенного на сервере. Яркие представители - это Prompt (от известной компании Panic) и vSSH
- использование нативных iOS приложений-текстовых редакторов: Textastic, Coda, GoCoEdit
- использование средств удаленного доступа на основную машину: RDP, VNC, TeamViewer, Parallels Access

Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, которые мы рассмотрим ниже.

Использование текстового терминала

Предположим, у вас есть удаленный сервер и на нем настроен Vim. Vim по своей природе предполагает работу только с клавиатурой, поэтому идеально ложится на паттерн использования внешней клавиатуры. Про гибкость настройки Vim можно найти тысячи статей в интернете - скажу лишь, что немного допиленный Vim по удобству не уступает редакторам от JetBrains, продуктами которой я так же активно пользуюсь. Если Вы разрабатываете только backend приложения и тестирование результатов можете проводить из консоли - я советую остановиться на этом варианте (еще желательно настроить Tmux).

В качестве терминала можно либо использовать навороченный vSSH , в котором можно настроить вообще все, либо более хипстерский Prompt . У Prompt плохо то, что у него часть экрана отдана под разные вспомогательные элементы, что уменьшает рабочую область, зато более приятная цветовая гамма и разные «фишечки».

Prompt:

Настройки vSSH

У настроенного VIM есть автокомплит как по ключевым словам

так и по проекту в целом (названия функций в классах)

а также навигация по проекту

Prompt - 7.99$
vSSH - 279 руб.

Нативные iOS приложения

Если суммировать способы работы с файлами (зависит от редактора):

SFTP
- WebDAV
- iCloud
- Dropbox
- встроенный web-сервер
- синхронизация через iTunes
- интеграция через GitHub / Bitbucket
- интеграция с Amazon S3, DreamObjects

Все редакторы позволяют работать с несколькими одновременно открытыми файлами.

У всех редакторов очень ограничена поддержка горячих клавиш при работе с клавиатурой. В интервью создатель GoCoEdit говорил что сама Apple сильно ограничивает разработчиков в этих вопросах. Т.е. забудьте о биндингах на каждое действие - в лучшем случае это Cmd-C / Cmd-V

Ни у одного редактора нет встроенной поддержки git, но есть возможность интеграции со сторонними приложениями, реализующими эту функциональность.

Coda

Все эти приложения позволяют подключать как самостоятельные git-репозитории, так и интегрироваться с GitHub и BitBucket. Поддерживают ветки, просмотр коммитов, diff-ов и т.д. Как правило все эти программы имеют бесплатную функциональность на работу с репозиториями в режиме просмотра. Если вы хотите комитить свои изменения - придется выложить от 7 до 10 долларов.

Добавляем репозиторий

Окно работы с репозиторием

Просмотр файла

Как я писал выше - есть полноценная интеграция с редактором Textastic.

Стоимость - бесплатно, но для полноценной работы необходимо разблокировать функции.

GoCoEdit

Видно, что редактор GoCoEdit писал программист для программистов. Дизайн приложения довольно своеобразный, зато есть ряд фич, отсутствующих в других редакторах.

Общий вид редактора. Обратите внимание на дополнительную строку с символами в верхней части клавиатуры. Принцип работы как у Textastic, описанного выше. Отличие в том, что если у Textastic кнопка пятипозиционная, то здесь только трех: центр, право, лево.

Окно работы с файлами

Есть поиск как по словарю

так и по функциям в классе. Подчеркну, что поиск идет только по текущему файлу, а не по всему проекту, что сильно сужает области применения и полезность.

Поиск

Есть специальный командный режим. Поскольку, как я говорил выше, нормальные горячие клавиши в iOS не реализуемы (или плохо реализуемы) - здесь используется следующий хак: при нажатии на кнопку CMD появляется окно ввода, куда можно ввести сочетания клавиш, реализующих то или иное действие. Сами сочетания очень напоминают сочетания клавиш из VIM.

Во встроенном броузере есть возможность подключить FireBug Lite.

Стоит 349 рублей в российском AppStore.

Использование удаленного доступа к стационарному компьютеру / ноутбуку.

Я пробовал TeamViewer и какой-то из VNC клиентов с пробросом VPN в домашнюю сеть. В целом мне показалось, что они не особо учитывают реали того, что работа идет под iPad и, как следствие, удобство работы оставляет желать лучшего.

Когда несколько лет назад вышел Parallels Access - у меня оказалась в руках бесплатная годовая лицензия, которая шла в комплекте с Parallels Desktop. Из того что я пробовал - это наиболее вменяемый продукт, но который тоже не лишен недостатков. Самый большой недостаток - это переодические сообщения «Slow internet connection» и «залипания» интерфейса, хотя и iPad и ноутбук находятся в сети 70 Мбит/с. К счастью происходит это не так часто и с этим можно жить. Сейчас годовая подписка стоит 649 руб / год.

PHPStorm, запущенный на ноутбуке

Лаунчер приложений

Google Chrome с открытой консолью

В целом, можно сказать что это рабочий вариант, при условии что вы сидите на быстром интернет-канале. Из плюсов - полное рабочее окружение на iPad.

Заключение

iPad можно использовать для полноценной разработки. Я использую внешнюю клавиатуру, если есть возможность ее куда-то поставить и экранную клавиатуру если надо сделать что-то на бегу. Экранная клавиатура не увеличивает габариты устройства и позволяет использовать его на ходу, но закрывает половину и так маленького экрана. Кроме того - набор текста с большим количества спецсимволов, расположенных на разных «экранах» клавиатуры, делает ввод текста медленным. Внешняя клавиатура требует размещения, зато оставляет свободным экран и позволяет набирать со скоростью настольного компьютера.



Если вы разрабатываете только backend-приложение, не требующее тестирования в броузере - я бы рекомендовал связку SSH-клиент + VIM + tmux на сервере.

Если вы разрабатываете что-то на frontend и у вас достаточный интернет-канал - рекомендую связку Parallels Access + редактор + полноценный Google Chrome с консолью.

Нативные редакторы находятся в довольно зачаточном состоянии. До прихода серьезных игроков на этот рынок и шагов со стороны Apple по более продвинутому использованию внешней клавиатуры - это не более чем резервный вариант на случай если у вас нет интернета. Все редакторы заточены на работу с одним файлов, а не проектом целиком. Надеюсь, что с появлением iPad Pro ситуация улучшится и мы получим полноценные редакторы. Если совсем фантазировать - хотелось чтобы Apple разрешила подключать MagicPad и показывать курсор на экране, чтобы не приходилось постоянно «тыкать» в экран.

habrahabr.ru

При всей моей любви к iPad, я долгое время считал, что это в первую очередь гаджет для потребления контента, и для моей основной работы, программирования, он не очень-то и подходит. Но последнее время в App Store стали появляться приложения, опровергающие мое мнение. Одной из первых ласточек стал программистский редактор Textastic, о котором я и расскажу.

Вообще, идея похожих приложений уже давно витала в воздухе: разнообразные редакторы с поддержкой появились уже давно. Добавить в редактор подсветку синтаксиса и дополнительные плюшки - было уже просто вопросом времени. Что же полезного предлагает Textastic?

В первую очередь, написанный с нуля текстовый редактор с подсветкой синтаксиса 80 разных языков и автодополнением для HTML и CSS. Поскольку автор подошел к написанию с умом - редактор получился быстрый, даже при работе с большими файлами.

Имеется в наличии работа с проектами: группой файлов и папок, содержащих все ваши исходные коды. Поддерживаются и изображения, так как сложно себе представить веб-сайт (а Textastic в первую очередь именно web-редактор) без них.

Как и в настольных редакторах, есть функции поиска и замены (с поддержкой регулярных выражений), управления табуляцией, переносами и кодировкой, поддерживается внешняя клавиатура. Есть много тем оформления и выбор разных шрифтов и их размеров. Хотя, разумеется, для полноценной работы с кодом на планшете этого мало. Давайте посмотрим, как разработчик обходит основные проблемы планшета.

В первую очередь полноценному программированию на планшете мешает малое количество клавиш на встроенной клавиатуре: для полноценного кодинга хочется иметь под рукой цифры и ряд символов, для доступа к которым на iPad нужно переключать клавиатуру, зачастую даже не один раз. Это очень мешает полноценной работе. Во многих редакторах разработчики добавляют дополнительный ряд клавиш над основной клавиатурой, но для девелоперских целей - их тоже мало. Эту проблему можно решить использованием внешней клавиатуры, но это явно снижает мобильность пользователя. Разработчики Textastic решили эту проблему необычно: дополнительный ряд кнопок в этом приложении также присутствует, но они все - пятипозиционные и служат для ввода одного из пяти символов. Простое нажатие вводит тот символ, что написан в центре, для ввода одного из четырех символов по краям необходимо сдвинуть палец в его сторону и отпустить. После привыкания к такой системе «росчерков» ввод становится очень быстрым и весьма удобным.

Вторая проблема в разработке на iPad - не самая удобная система выделения текста и управления курсором. В Textastic для решения этой проблемы есть специальный блок навигации и выделения текста, для активации которого нужно тапнуть по экрану двумя пальцами одновременно. Этот блок можно двигать по экрану, выбирая место, где он не мешает работе.

Третья проблема - изолированность iOS и невозможность работы с файловой системой. Для преодоления этой трудности в Textastic есть поддержка WebDAV, FTP и даже Dropbox. Поддерживается работа с сайтами по FTP с одновременным просмотром результатов как локально, так и на сервере. Для управления локальными и удаленными файлами есть удобный встроенный файл-менеджер. Кроме того, можно синхронизировать файлы по iTunes и e-mail, а также подключаться к планшету по WebDAV, используя встроенный в программу сервер.

В качестве приятного бонуса - Textastic умеет работать с Markdown файлами, поэтому его можно использовать в качестве инструмента для заметок или ведения блога с использованием сервиса типа http://calepin.co/. Еще одна приятная мелочь - в программе имеется поддержка русского языка.

P.S. Продолжение о других программах для программирования на iPad - следует.

Профессия программиста - одна из самых престижных и востребованных, это факт. В отрасли разработки программного обеспечения есть свои ниши. Из них самая быстроразвивающаяся, а вместе с тем наиболее высокооплачиваемая - это разработка ПО для мобильных устройств. Как тебе известно, так уж сложилось, что, оставив конкурентов далеко позади, вперед вырвались три постоянных соперника. Фишка легла таким образом, что кто-то из этих трех безоговорочный лидер, кто-то всегда догоняет.

В сегменте мобильных технологий, без сомнения, лидирует Apple со своим смартфоном iPhone. На прошедшей в сентябре презентации компания из Купертино продемонстрировала уже 7-ю версию мобильного девайса. Вместе с ней Apple представила новую версию мобильной операционной системы iOS 10. Теперь это самая значимая операционка в мире, как и ее предшественницы. Из этого следует, что изучение разработки для iOS - самое выгодное вложение времени и средств.

«Яблочная» экосистема

Сегодня мы займемся разработкой простого мобильного приложения для iOS. Конечно, лучше всего для этого подходит родной Mac. Но если ты сторонник Windows или у тебя просто нет Мака, можно установить операционную систему macOS под виртуальную машину в Windows. На просторах Сети тебе не составит большого труда найти специально заточенную под PC версию macOS, в народе называемую Хакинтош. Смело ставь ее на виртуалку VMware, VirtualBox - на твой выбор. Сразу предупрежу, что на PC-клавиатуре нет части клавиш, которые есть на Mac-клаве, и многие их сочетания нажать в Хакинтоше невозможно. Это изрядно портит настроение. В остальном все описанные ниже операции можно успешно выполнить на Хакинтоше.

Необходимые знания

Чтобы программировать вообще и для iOS в частности, надо довольно много знать. Математика и логика, может, и не понадобятся вначале, но будут востребованы потом. Современные технологии избавили программиста от необходимости досконально знать архитектуру компьютера, однако понимать базовые механизмы, такие как системы счисления, их преобразование, скорость работы подпрограмм или эффективность алгоритмов (большое O), необходимо.

На более высоком уровне iOS-разработчику надо глубоко знать операционную систему macOS и собственно саму iOS. Также тебе обязательно надо освоить «яблочный» язык программирования. Знание Delphi, C++, C# или VB.NET тебе не сильно поможет. У Apple своя экосистема со своими языками: Objective-C и Swift. Конечно, знание C++ еще никому не навредило, программы и вставки на нем встречаются везде, даже у Apple. Но самый используемый по определению Objective-C, просто потому, что появился гораздо раньше (в середине восьмидесятых годов прошлого века), тогда как Swift лишь два года назад (в 2014-м). Apple возлагает большие надежды на новый язык и много инвестирует в него. Для поддержки старого софта используется Objective-C, а новый пишется на Swift. Поэтому тебе неплохо знать оба.

Чтобы не тратить время зря, все эти языки программирования можно изучить под чутким контролем преподавателей на сайте .

Инструменты для разработки

Как ты знаешь, главный инструмент разработчика под macOS и вместе с ней iOS - среда программирования Xcode . Она включает средства для создания приложений для Mac, iPhone, iPad, Apple TV, Apple Watch. Все платформы Apple. Xcode содержит средство построения интерфейса (Interface Builder), редактор кода, поддерживающего все современные средства работы с кодом. Кроме того, не выходя из Xcode, можно протестировать приложение; если оно разрабатывается для внешнего устройства, то его можно запустить в эмуляторе.

В систему включены эмуляторы всех устройств, новые версии которых можно докачать. В дополнение Xcode содержит графические инструменты для анализа производительности приложения, включая средства диагностирования загруженности CPU, использования накопителя (HDD, SDD и другие), нагрузки на графический адаптер (со стороны OpenGL).

13 сентября вышла новая, горячо ожидаемая версия среды разработки 8.0. Стабильные версии можно бесплатно скачать в App Store. Альфы и беты распространяются по подписке разработчика. Восьмая версия вобрала в себя: новую версию языка Swift 3, средство изучения Swift Playground для iPad, новую версию Interface Builder, которая стала быстрее работать и позволяет просматривать макет приложения на разных платформах, без необходимости развертывать на симуляторе само приложение.

На Xcode 8 можно разрабатывать приложения для macOS Sierra, iOS 10, watchOS 3 и tvOS 10. Имеются все SDK. Новые версии операционок стали последовательно появляться аккурат после презентации Apple, состоявшейся в начале сентября.

Язык Objective-C

Кратко вспомним основные сведения о языке. Objective-C - компилируемый объектно ориентированный язык программирования, используемый для написания приложений под «яблочные» системы. Представляет собой надмножество или, другими словами, надстройку над C, унаследовав от последнего синтаксис, типы данных, способы контроля за ходом выполнения программы и добавив к нему возможности объектно ориентированного программирования - описание классов и методов.

Как в C++, в Objective-C центральную роль играют объекты, с которыми связаны четыре парадигмы: абстракция, инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Язык C++ является строго типизированным, тогда как Objective-C - слабо типизированный или обладает динамической системой типов данных. Подобно Smalltalk, в Objective-C объектам посылаются сообщения. Это исключительная возможность динамических языков, так как тип объектов проверяется во время исполнения программы, а не во время компиляции.

Описание языка Objective-C занимает не один объемистый томик. Поэтому, чтобы получить объективные знания, удобно пройти курс « ». Целый раздел курса посвящен этому языку.

Разработка приложения для iOS

В качестве семпла мы разработаем весьма простое приложение. Не будем отступать от священной традиции, поприветствуем мир. Однако с учетом того, что у нас графическое приложение, мы немного разнообразим его: добавим кнопку, нажимая которую будем отображать или скрывать надпись «Hello, World».

Запусти Xcode, в появившемся окне выбери Create new project или в главном меню File -> New -> Project. В следующем окне будет предложено выбрать целевую платформу и тип приложения.


В данном случае нас интересует платформа iOS. На выбор представлено семь типов приложений. Шесть из них - заготовки типичных приложений операционной системы iOS, по умолчанию содержащие разный набор компонентов. Седьмой тип - игра.

Типы приложений

  • Заготовка Single View Application предназначена для простого приложения с одним экраном. Заготовка включает компонент View Controller, который позволяет настроить вид приложения с помощью конструктора форм Interface Builder.
  • Master Detail Application создает приложение, где в табличном представлении отображается коллекция объектов. После выбора одного из них показываются подробные сведения об этом объекте. Первый вид - мастер, второй - детализация.
  • С помощью Page-Based Application создаются приложения, имеющие несколько экранов, как страницы в книге. Следовательно, из этой заготовки создаются, например, читалки.
  • Tabbed application позволяет создавать приложения, где на каждый экран можно переключиться в любой момент, то есть у каждого экрана есть своя кнопка для его активации, на которой отображается заголовок. В качестве примера можно привести iTunes.
  • Game служит для создания заготовки игры. На выбор предлагаются четыре фреймворка для создания игры: SpriteKit, SceneKit, OpenGL ES, Metal. Вкратце рассмотрим их.
    SpriteKit представляет собой систему для двумерной визуализации и анимации текстурированных прямоугольников - спрайтов. При отображении кадров используется стандартный цикл, кадр выводится после того, как обработку пройдет все содержимое сцены.
    SceneKit - высокоуровневый фреймворк для визуализации трехмерной графики без помощи OpenGL. Он поддерживает загрузку, манипуляцию трехмерными объектами. В него включены: физический движок, генератор частиц и легкий способ скриптования.
    OpenGL ES - стандарт в области компьютерной графики. Позволяет визуализировать 2D- и 3D-сцены. Позволяет описать пайплайн для видеокарты: вершины проходят преобразование, собираются в примитивы, которые растеризуются в двумерное изображение и выводятся на экран. В пайплайн можно включить программируемые шейдеры.
    Metal - представляет собой низкоуровневый API, который позволит тебе выжать все мощности из твоего видеоадаптера. Отлаженные API вместе с предкомпилированными шейдерами и многопоточностью позволяют твоей игре подняться на новый уровень производительности и качества.
  • Sticker Pack Application - новый вид приложений, появившийся в iOS 10 и Xcode 8. Представляет собой набор простых или анимированных изображений, используемых в новом iMessage. Для своего создания не требует кодирования.
  • iMessage Application - новый вид приложений, появившийся в iOS 10 и Xcode 8. Позволяет создавать дополнения для iMessage, например для покупки и загрузки твоего пакета стикеров. Также можно, воспользовавшись API iMessage, создать свой аналог данного приложения, включая проигрывание аудио, видео, использование стикеров и другое.

Создание первого проекта

В качестве заготовки для нашего приложения выберем Single View Application. Поскольку мы не будем разрабатывать большую программу, нам хватит предоставляемой этой заготовкой средств. Нажимаем Next. На следующей странице мастера надо ввести имя проекта, к примеру ShowLab. В ниспадающем списке Language оставим выбранный по умолчанию язык - Objective-C. Далее в ниспадающем списке Devices оставим выбор Universal. Здесь определяется, для какого устройства (iPhone или iPad) создается приложение. Пункт Universal означает для обоих. Снимем флажки Include Unit Tests и Include UI Tests, нам никакие тесты не нужны. Next. Выберем папку для сохранения проекта. Теперь жми кнопку Create.

В результате откроется окно со списком всех примененных к проекту параметров. В этом окне можно изменить установленные ранее в мастере параметры: ориентацию, целевой девайс и прочее.


Сначала нам надо создать интерфейс приложения. Для этого одним кликом выбери файл Main.storyboard в списке слева (если этот файл не видно, разверни содержимое папки ShowLab). Правее списка все окно займет Interface Builder. В центре отобразится макет устройства. В правом нижнем углу окна находится панель компонентов. Перетащи оттуда на макет компоненты Label и Button. Выше панели компонентов находится список свойств. Если у тебя он отсутствует, нажми кнопку Show the Attributes Inspector, находящуюся под заголовком окна в правой части интерфейса.

Выдели в макете компонент Label и настрой его свойство Text: в ниспадающем списке оставь выбор Plain, в строку ниже введи нужную надпись, в нашем случае «Hello, World». Если текст не помещается в границы надписи, измени их, перетаскивая маркеры на краях компонента. Чтобы централизовать его по горизонтали, перейди на страницу Size Inspector, нажав на кнопку Show the Size Inspector (справа от Show the Attributes Inspector). На этой странице из ниспадающего списка Arrange выбери пункт Center Horizontally in Container.

Теперь выбери компонент Button, измени его свойство Text на желаемую метку - Switch. Отцентрировать можешь так же, как описано выше.

Создаем связь между графическими элементами и кодом

В Visual Studio (или Delphi) объект в коде создается автоматически в тот момент, когда кладешь визуальный компонент на форму. В Xcode этого не происходит, но это не создает проблем.

Открой содержимое заголовочного файла ViewController.h в отдельном окне, дважды щелкнув на нем. В этом файле находится объявление расширения класса UIViewController, помечается ключевым словом @interface. Такая возможность была добавлена во вторую версию Objective-C. Теперь выполни такой трюк: перемести курсор мыши на компонент - текстовую метку, зажми клавишу Ctrl и левую кнопку мыши. Перемести курсор в окно с кодом (файл ViewController.h), за курсором потянется синяя линия. Отпусти мышь и клавишу внутри описания интерфейса ViewController.

Появится окно создания Outlet’а.


Это свойство объекта, которое ссылается на другой объект (в данном случае визуальный компонент). Тебе надо ввести имя объекта Outlet, по нему ты будешь обращаться к визуальному компоненту, пускай будет lab. Далее выбирается тип объекта, он выбран правильно: UILabel.

Еще ниже в списке Storage выбирается тип ссылки на объект: weak или strong. Если выбрать strong, то объект, на который указывает свойство, будет существовать до тех пор, пока свойство указывает на него, в таком случае он не сможет автоматически удалиться, когда перестанет использоваться. С другой стороны, когда действует слабая ссылка (weak), объект может самоуничтожиться. Итак, выбираем тип ссылки weak и жмем кнопку Connect. В итоге в код добавится такая строка:

@property (weak, nonatomic) IBOutlet UILabel *lab;

Убеждаемся, что Outlet - это свойство.

Теперь создадим Outlet для кнопки. Алгоритм остался прежним. Только для свойства Name надо ввести другое имя, например but. В код будет добавлена строка:

@property (weak, nonatomic) IBOutlet UIButton *but;

В результате имеем два указателя на визуальные компоненты: lab и but - соответственно, надпись и кнопку. Теперь, используя указатели, мы можем манипулировать компонентами в коде.

Затем надо создать обработчик события нажатия кнопки. Для этого в отдельном окне открой файл реализации ViewController.m. Точно таким же образом, как ты перетаскивал линию в заголовочный файл для создания аутлета, от кнопки перетащи линию в файл реализации и отпусти до закрывающей командной скобки - @end. Появится окно для создания события, подобное окну создания аутлета. Видишь разницу: в заголовочном файле создается ссылка на объект, в файле реализации - метод.


Заполни поле Name, его значение представляет имя свойства - метода. Пусть будет onClick. Значение поля Type оставь по умолчанию - id. В языке Objective-C данный тип является предком для всех остальных. В ниспадающем списке Event выбрано по умолчанию событие Touch Up Inside, которое происходит в момент отпускания указателя (мыши, пальца…) над кнопкой, то есть заключительная стадия нажатия кнопки. Это то, что нам нужно. В списке Arguments оставим значение по умолчанию: Sender - это объект, отправивший данный сигнал, в нашем случае им всегда будет кнопка. Жмем кнопку Connect. В итоге будет добавлен следующий код:

- (IBAction)onClick:(id)sender { }

Минус в начале означает закрытый метод (private). Ключевым словом IBAction помечаются события (методы) визуальных компонентов из Interface Builder.

Между командными скобками напишем выполняемый при нажатии кнопки код:

Lab.hidden = !_lab.hidden;

В этой строчке кода мы инвертируем значение свойства hidden. Оно имеет тип BOOL, который располагает двумя значениями: YES - истина и NO - ложь (несколько непривычно Windows-программерам, где true и false).

Обрати внимание на символ подчеркивания, стоящий перед именем объекта - надписи (_lab). Без него компиляция завершится с ошибкой. Символ подчеркивания добавляется автоматически для объектов, содержащихся в других объектах; то есть в данном случае объект lab содержится в объекте ViewController. Раньше это было условное правило, используемое для различия объектов, объявленных в качестве членов класса, и локальных объектов. А теперь это строгое правило, реализованное в компиляторе языка.

Сейчас можно скомпилировать приложение и запустить его на симуляторе. Мы выбрали симулятор для iPhone 7, входящий в Xcode 8. Кнопка компиляции и запуска представляет собой черный прямоугольник и находится на панели вверху интерфейса.

После компиляции приложения, запуска симулятора и загрузки нашего приложения на экране симулятора отобразится его интерфейс: надпись «Hello, World» и кнопка Switch. Если нажать последнюю, надпись исчезнет, при повторном нажатии она появится вновь.

Мы сделали очень простое приложение для понимания сути разработки под iOS. Более подробные сведения о создании приложений для iOS на языке Objective-C ты можешь узнать из курса наших друзей из GeekBrains « ». В курсе два месяца отдается на изучение этого языка. Во время первого месяца - вводные темы, а на втором - реальный кодинг профессиональных приложений.

Язык Swift

В 2014 году Apple представила новый язык программирования - Swift. Он быстро стал самым обсуждаемым и наиболее динамично развивающимся языком в мире. Это надежный, безопасный, интуитивно понятный язык для разработки приложений под операционные системы macOS, iOS, tvOS и watchOS для всего парка устройств от Apple. Swift - эффективный язык программирования. Его легче изучать, чем его предшественника - Objective-C, в то же время Swift позаимствовал из него самые удачные идеи. Вместе с тем разработчики сделали языки совместимыми, то есть в одной программе может быть код как на Swift, так и на Objective-C. В мире имеются миллиарды строк кода и сотни тысяч унаследованных программ, написанные на Objective-C, поэтому от его поддержки точно не будут отказываться.

При разработке Swift ставилась цель создать самый удобный язык системного программирования - быстрый, безопасный и выразительный.

Алгоритм на языке Swift работает в 2,6 раза быстрее, чем такой же алгоритм на Objective-C, и в 8,4 раза быстрее, чем на Python. Использование Swift делает процесс разработки программ более гибким и удобным.

Благодаря своему экспоненциальному развитию, 3 декабря 2015 года язык Swift был передан в сообщество открытых исходников. При этом Apple строго следит за его развитием, организовав комитет для его разработки. Теперь Swift доступен не только в системах Apple, но также в Linux. Все дополнительные инструменты для работы с языком, включая отладчик, стандартную библиотеку, менеджер пакет, тоже свободные и открытые.

За этим языком будущее. Более подробные сведения о нем ты сможешь узнать из упомянутого курса от GeekBrains « », в нем целый месяц отведен на изучение данного языка программирования.

App Store

Попросту говоря, App Store - это магазин контента для всего спектра Apple-девайсов. Здесь можно купить игры и приложения как от больших компаний, так и от независимых разработчиков. Каждый разработчик, в какой бы стране он ни жил, может продавать или распространять бесплатно свои программы на этой площадке цифровой дистрибуции. Чтобы начать это делать, надо зарегистрироваться как разработчик и купить лицензию для продажи своих приложений. Это плата за предоставляемый сервис и развитие магазина App Store.

Итоги

Мы разработали простое приложение для мобильной операционной системы iOS, используя для этого систему программирования Xcode вместе с языком Objective-C. Протестировали готовое приложение на симуляторе iPhone 7. Мы узнали, как построить пользовательский интерфейс с помощью Interface Builder, как связать графические элементы с кодом приложения, как создать обработчики событий. Познакомились с основами Objective-C. Кроме того, мы обратили внимание на перспективный язык Swift, используемый для разработки мощных и безопасных приложений для «яблочной» экосистемы.

Однако изученный материал - это только начало. Чтобы интенсивно прокачаться в направлении мобильного кодинга и разработки реально продаваемых приложений, мы рекомендуем пройти курс « » на сайте наших друзей .

Это достойный курс: пройдя его, ты точно не потратишь время зря. Он начинается с двух подробных курсов по языку Java, затем следует изучение базового программирования под мобильную операционную систему Android. Далее курс по базам данных в общем и языку SQL в частности. Затем углубленный курс по разработке профессиональных приложений для Android. После этого вектор изучения перейдет в сторону Apple-систем: два подробных курса по языку Objective-C и полезный курс по Swift.


Лекции курса ведут профессиональные преподаватели, имеющие большой опыт в разработке программного обеспечения. Если что-то непонятно, можно, не откладывая, задать вопрос. Вообще, обучение на GeekBrains - живой процесс, можно общаться, задавать вопросы, помогать с ответами. Для проверки полученных знаний преподаватели выдают домашнее задание, которое затем проверяется. После прохождения обучения тебя ждет гарантированная стажировка в IT-компании. А дальше все зависит от тебя, если ты покажешь себя как грамотный специалист, тебя пригласят на работу.

Специальный проект с компанией

Знали ли вы что на iPad можно писать программы на COBOL и тут же их запускать? А про то что для iOS есть среда разработки для кодинга на Coffee Script? А с помощью какого приложения можно работать с текстом, используя команды vim? Вот 10 программ для работы с кодом на любой вкус.

Textastic Code Editor

Поддерживает интеграцию с основными облачными сервисами и протоколы для передачи данных на сервер. Удобен в использовании и сложно найти язык программирования с которым Textastic не умеет работать. Для звания идеального редактора кода ему не хватает возможности публиковать файлы на Github.

Достоинства:

  • подсветка синтаксиса 80 языков программирования. Даже для такой экзотики как BibTex, Clojure, Dylan, Fountain, LilyPond, OCaml, Stata и Prolog;
  • можно добавлять собственные правила подсветки кода;
  • совместимость с TextMate;
  • поддержка FFT и SSH;
  • интеграция с iCloud и Dropbox;
  • автодополнение кода для Java Script, HTML и PHP;
  • клавиатура с дополнительными символами для набора кода;
  • поддержка шорткатов;
  • поддержка большинства современных кодировок;
  • возможность изменить тип и размер шрифта;
  • счетчик символов;
  • предпросмотр для HTML и Markdown файлов;
  • поддержка TextEspander;
  • отправка файлов по email;
  • есть кнопки «Undo» и «Redo»;
  • есть отображение списка последних открытых файлов;
  • поддержка iTunes FileSharing (можно обмениваться файлами с компьютером через USB);
  • поддержка WebDav;
  • отличный дизайн, благодаря которому код легко читается.

Недостатки:

  • нет поддержки SVN;
  • нет поддержки Git.

Цена: 479 рублей

Koder

По удобству и количеству поддерживаемых языков почти не уступает предыдущему конкуренту. Но стоит дешевле и чуть более приспособлен для веб-разработчиков. К примеру, в нем можно отлаживать веб-приложения с помощью FireBug.

Достоинства:

  • поддержка почти сотни языков программирования. У Koder даже для ActionScript и ActionScript 3 разная подсветка;
  • автозаполнение кода;
  • справочники функций для самых популярных языков;
  • встроенный SSH-клиент;
  • система управления отступами;
  • можно включить клавиатуру с дополнительными символами;
  • поддержка Document Picker в iOS 8;
  • функции поиска и замены;
  • превью HTML файлов в браузере;
  • поддержка FireBug;
  • можно создавать собственные темы оформления;
  • блокировка приложения паролем;
  • поддержка iTunes File Sharing;
  • поддержка FTP;
  • открытие и сохранение файлов во всех популярных кодировках;
  • поддержка Zip-архивов;
  • улучшенный файловый менеджер.

Недостатки:

  • нет поддержки Golang;
  • нет поддержки SVN;
  • нет поддержки Git.

Цена: 349 рублей.

Этот текстовый редактор можно скорее назвать универсальным, чем предназначенным для кодинга. Помимо HTML-файлов, bash-скриптов, исходников на C или Java в iEditor можно редактировать файлы Word, таблицы Excel и презентации.

Достоинства:

  • возможность экспорта текстовых файлов в PDF и JPEG;
  • отправка файлов на печать;
  • отправка файлов по email;
  • возможность добавлять в текст фотографии;
  • поддержка файлов Microsoft Office;
  • удобный файловый менеджер;
  • работа с Zip-архивами.

Недостатки:

  • может работать с довольно узким кругом языков программирования;

Цена: 169 рублей.

Еще один отличный редактор кода, стоящий в одном ряду с Textastic и Koder. Есть все удобства для написания кода, поддержка малопопулярных языков и фичи для работы в облаке.

Достоинства:

  • поддержка FTP и SFTP;
  • поддержка Dropbox;
  • работа с SSH;
  • есть версия для iPod Touch;
  • автоматическая синхронизация с сервером;
  • поддержка 4 десятков языков программирования. В том числе Ada, Go, INI и Lua;
  • расширенная клавиатура;
  • поддержка шорткатов;
  • есть кнопки «Undo» и «Redo»;
  • функции поиска и замены;
  • превью для HTML-файлов;
  • большой выбор тем оформления;
  • отправка файлов по email;
  • поддержка vim команд.

Недостатки:

  • нет поддержки систем контроля версий.

Цена: 179 рублей.

Gusto

Это редактор заточен специально для веб-разработки. Исходники вместе с картинками группируются в проекты. Каждый проект соответствует отдельному сайту, для которого можно индивидуально настраивать синхронизацию с FTP-сервером.

Достоинства:

  • все файлы (исходники, графика, видео) разделены по проектам-сайтам;
  • нумерация строк;
  • подсветка синтаксиса для основных языков программирования для веба;
  • можно создавать пользовательские схемы подсветки синтаксиса;
  • панель инструментов с наиболее часто используемыми командами;
  • поддержка FTP и SFTP;
  • поддержка FTPS;
  • интеграция с Dropbox;
  • есть версия для iPod Touch.

Недостатки:

  • нет интеграции с системами контроля версий;
  • при передаче файлов случаются глюки.


Цена: 599 рублей.

Code Master

Эргономика хуже, чем у вышеприведенных редакторов. Языков поддерживает мало. Но некоторых может порадовать возможность делиться свеженаписанным кодом в соцсетях.

Достоинства:

Недостатки:

  • очень много языков программирования не поддерживаются;
  • нет интеграции с системами контроля версий.

Цена: бесплатно

Одна из старейших сред разработки под iOS. Заточена под создание веб-приложений на JavaScript.

Достоинства:

  • поддержка CSS, HTML и JavaScript;
  • встроенный браузер для предпросмотра файлов;
  • все файлы организованы в проекты;
  • можно сохранять картинки в проект напрямую из интернета;
  • гибкая настройка темы оформления;
  • защита приложения паролем;
  • интеграция с Dropbox.

Недостатки: не обнаружено.

Цена: бесплатно.

For i

Это приложение выделяется среди других возможностью экспорта кода на Github или в Xcode. Оно не такое красивое и удобное как Textastic, но негативных эмоций во время работы не вызывает.

Достоинства:

  • подсветка синтаксиса для основных языков программирования;
  • настройка персональных тем оформления;
  • расширенная клавиатура;
  • поддержка шорткатов;
  • автосохранения файлов;
  • поиск по тексту с поддержкой регулярных выражений;
  • интеграция с Github;
  • интеграция с XCode;
  • поддержка бандлов TextMate.

Недостатки: не обнаружено.

Цена: 599 рублей.

Это приложение нельзя назвать полноценной средой разработки. Это скорее игрушка для любителей непопулярных языков программирования. Для тех кто давно мечтает написать «Hello World» на Pike и убедиться, что он работает.

Достоинства:

  • есть возможность не только редактировать файлы исходников, но и запускать их на удаленном сервере;
  • поддержка iTunes Files Sharing;
  • интеграция с Dropbox;
  • расширенная клавиатура;
  • нумерация строк и функция «Goto Line»;
  • встроенный браузер для просмотра HTML-документов;
  • отправка файлов по email;
  • поддержка нескольких десятков языков программирования. В том числе Factor, COBOL, Unlambd и Smalltalk.

Недостатки:

  • не всегда срабатывает выполнение исходников на удаленном сервере.

Цена: 169 рублей.

CoffeeScript At Once

Еще одно приложение для веб-разработчиков. Для тех кому нативный Java Script по каким-либо причинам не подходит и он использует CoffeeScript.

Достоинства: