Друзья! Выкладываю последний из тестов пилотного выпуска журнала «Райдер». А заодно с несколько омраченной долгим ожиданием радостью сообщаю о том, что оба пилотных приложения - Журнал «Райдер» и Мастерская райдера - теперь доступны для iPad и iPhone соответственно! А мы готовим следующий выпуск. Скоро будут новости. Итак, напоследок из пилотника - испытания 12 велокомпьютеров.
В многочисленных функциях современных «велосчетчиков» впору запутаться. А вертикальный метраж они теперь измеряют и по барометру, и по GPS. «Райдер» испытал для Вас двенадцать новейших моделей велокомпьютеров.
Будь Вы КК-профи с индивидуальным планом тренировок и счетчиком расхода калорий или же турист-любитель с картами в рюкзачке – Вам в любом случае не помешает информация о пройденном расстоянии и вертикальном метраже. Точные сведения пригодятся и для планирования тренировок, и для ориентирования на местности. Однако блуждание по невероятно разросшимся в последнее время джунглям функций велокомпьютеров в поиске подходящей модели может просто завести Вас в тупик. Этот микромозг в компактной упаковке может обрабатывать свыше 50 функций, которые подчас лишь поверхностно описаны на упаковке или даже на сайте производителя.
И, ведь, это еще и вопрос цены – диапазон цен велокомпьютеров с важной для маунтин-байкеров функцией альтиметрии простирается от 80 до 200 евро (цены приведены на момент начала подготовки материала). При этом модели различаются между собой как наборами функций, так и операционными системами, и не всегда высокая цена служит гарантией универсальности устройства и простоты работы с ним.
Поэтому, чтобы избавить Вас от лишних терзаний и сомнений при покупке свежего велокомпьютера, мы разложили все по полочкам, проведя сравнительные испытания двенадцати новых моделей. Предварительным условием было наличие у модели функции измерения вертикального метража – так называемой «альтиметрии».
Гонки по вертикали: барометр или GPS
Большинство присутствующих сегодня на рынке велокомпьютеров с альтиметрией оснащены одной из двух наиболее распространенных измерительных систем. В устройствах нижнего ценового сегмента от 80 евро преобладает классическое сочетание магнита на спицу и барометра. Покупатели более дорогих моделей – примерно от 130 евро – получают уже систему с определением местоположения по спутникам GPS. В последнем случае бонусом становится избавление от необходимости измерять окружность колеса и устанавливать (и спаривать) датчики. Однако, спутниковый вариант определяет как высоту, так и скорость с большей погрешностью. Хотите узнать о преимуществах и недостатках велокомпьютеров с барометром и GPS подробнее – читайте врезку ниже.
Чтобы проверить работу барометрических альтиметров, мы установили их все на одном байке и откатали его по проверенному маршруту. Результат: на участке с вертикальным метражом всего 160 м расхождения в показаниях разных моделей достигали 15%. И, надо сказать, даже после нескольких прогонов нам так и не удалось выявить среднюю погрешность, равно как и победителя в этой номинации, поскольку показания барометрических альтиметров заметно реагировали на текущие изменения погодных условий.
Иными словами, ждать от барометрических систем аптекарской точности измерений не стоит. В особенности там, где и полагается кататься на горном велосипеде – в горах – быстро меняющиеся погодные условия, а, следовательно, и давление в шинах, существенно искажают показания приборов. Если же, все-таки, стоит задача добиться от барометра максимально точных цифр, то его нужно регулярно калибровать, например, по иногда встречающимся на трассах указателям высоты.
При помощи программного обеспечения – такого как, например, Sigma Data Center – можно просматривать данные тренировок и корректировать записанные по GPS маршруты.
Впрочем, и у систем с GPS также обнаружилась большая склонность к «вранью». После поездки в компании с эталонной моделью (Garmin Oregon 650t) разброс показаний велокомпов с GPS составлял от 401 до 562 вертикальных метров. Очевидное преимущество моделей с GPS состоит, конечно, в возможности навигации по маршруту/трекинга (за исключением Polar). В то же время им недостает гибкости настроек журнала (Roadbook).
С точки зрения реального регулярного пользования велокомпьютера важно также, чтобы до наиболее востребованных функций можно было запросто добраться за пару кликов. Иначе рука к нему иной раз просто не потянется. В таких дорогих моделях, как, например, O-Synce, отображение данных можно настраивать. Совет: перед покупкой велокомпьютера постарайтесь продумать, какими именно его функциями Вы собираетесь пользоваться, и попробуйте отыскать их в нем без инструкции.
Тем, для кого байк – это, прежде всего, спортивный снаряд, рекомендуется перед покупкой проверить наличие всех необходимых функций, поскольку не все модели ориентированы на такие тренировочные измерения, как частота пульса и педалирования («каденс») или же расход калорий.
В нелегкой конкурентной борьбе вперед вырвался велокомпьютер Sigma Rox 10.0 GPS, проявивший себя как предельно универсальное устройство с простой навигацией, многочисленными данными о состоянии организма и наименьшим числом прочерков в перечне функций.
Плюсы и минусы GPS в велокомпьютере
Какую модель выбрать? Классическую или со спутником? Каковы преимущества каждого из этих вариантов, и какой больше подойдет для Ваших задач?
Велокомпьютер с GPS
1. Простота использования: для измерения скорости и пробега устройствам с GPS не требуется никаких магнитов и датчиков, и поэтому такой велокомпьютер очень просто перебросить с одного байка на другой.
2. Точность: в расчетах с использованием GPS не нужна длина окружности колеса – существенный источник погрешности. Чем длиннее маршрут, тем точнее GPS-измерения.
3. Начальная высота: что особенно приятно в путешествиях, велокомпьютер с GPS избавляет от затруднительных поисков точной высоты. Если начальная высота не введена вручную, GPS подставляет ее автоматически.
4. Дисплей: у большинства моделей с GPS большие экраны, что, вообще говоря, удобно. Но за это приходится расплачиваться быстрой разрядкой аккумулятора, да и снижением его емкости тоже.
5. Путешествия: у большинства велокомпов с GPS есть функции маршрутной навигации, что очень пригождается при катании по незнакомой местности.
Велокомпьютер без GPS
1. Никакой зарядки: в отличие от устройств с GPS большинство «обычных» велокомпьютеров работают на батарейках, которых хватает в среднем на год. А аккумуляторы моделей с GPS разряжаются за 10 или максимум 20 часов. Это важно, когда катаешься целыми днями напролет и нет желания или возможности каждый раз перед выездом заряжать устройство.
2. Размер/вес: у «обычных» велокомпьютеров дисплей маленький, их размер меньше и они гораздо легче моделей с GPS.
3. Точность: на малых скоростях (например, при подъеме в гору) магнитный датчик определяет скорость точнее, чем спутник. Кроме того, с «обычным» велокомпьютером не придется опасаться, что, например, в узком ущелье или в какой-нибудь глуши пропадет сигнал спутника. Он в данном случае не понадобится.
Под давлением атмосферы
Как велокомпьютер определяет высоту? В чем причины погрешности измерений, и как с этим бороться?
Вот тут расчетам высоты верить нельзя: гроза изменяет атмосферное давление
Для определения высоты велокомпьютеры используют известное физическое явление: атмосферное давление уменьшается на 1 гектопаскаль (0,75 мм рт. ст.) с подъемом над уровнем моря на каждые 8 метров. Таким образом, встроенный во многие велокомпьютеры барометр позволяет рассчитывать высоту по изменению атмосферного давления.
Однако, чтобы измерения были достоверными, сначала нужно откалибровать барометр по начальной высоте. Кроме того, измерения будут более-менее точными, только если погода фактически не меняется. Но атмосферное давление может измениться вследствие движения атмосферного фронта или даже колебания температуры, и велокомпьютер никак не поймет, с чем были связаны эти изменения. Отсюда и берется погрешность.
Естественно, за целый день катания ошибки неизбежно накапливаются. Бороться с этим можно периодической калибровкой системы по знакомым точкам на маршруте – например, по стоянкам в горах.
В этом смысле преимущество устройств с GPS состоит в возможности приблизительного определения высоты (с погрешностью 16-25 м) по спутниковому сигналу. Впрочем, даже такая точность не гарантирована – например, при катании вдоль обрывистых склонов GPS может настроиться на какую- нибудь вышележащую точку на склоне.
Еще одна возможность: некоторые производители в прида чу к велокомпьютеру предлага ют специальный софт, в котором можно постафактум откорректировать запись высоты по маршруту.
В ДВУХ СЛОВАХ:
Если Вы можете легко обойтись без функции навигатора в велокомпьютере, смело берите модель с барометрической альтиметрией. Модели с GPS – это «умная» альтернатива громоздкому навигатору, но вот цена совсем не прельщает, а расход энергии так и просто расстраивает.
Велоспорт в мире цифровых технологий – нечто большее, чем просто кручение педалей. Велосипедисту важно знать не только расстояние, которое он проехал, но и с какой средней скоростью он ехал, какой у него был каденс и пульс, какой общий пробег за сезон… Почти всю эту информацию может выдать и смартфон, если поставить на него соответствующее приложение, но специальное устройство способно справиться с этой задачей намного лучше. Вопрос только в том, как выбрать велокомпьютер, чтобы он полностью соответствовал вашим возможностям.
Перед покупкой сами для себя ответьте на несколько вопросов:
Ответив на вопросы, вы получите субъективные характеристики вашего будущего велокомпьютера. Теперь пора заняться объективными, и тут важное значение имеет то, к какому типу велосипедистов вы себя относите.
Получать данные о своих велопутешествиях можно тремя способами:
Если вы остановились на специальном девайсе для велосипеда, то тут тоже не все так просто. Есть несколько типов велокомпьютеров, каждый из которых предназначен для разных задач.
Магнитный – самый простой тип велоспидометра. На спицу крепится магнит, а на вилку – датчик с герконом, реагирующий на магнитное поле. Все параметры велокомпьютер считает, исходя из частоты «пролета» магнита мимо датчика. Как правило, это маленькие устройства, которые очень медленно расходуют заряд батареи, но обладают высокой ударопрочностью и водонепроницаемостью. Магнитные велоспидометры делятся на два типа:
1) Проводной
. Платформа устройства соединена с датчиком длинными проводами, которые при неправильной установке могут запутаться или зацепиться за кусты.
2) Беспроводной . И платформа, и датчик имеют собственные батарейки, а потому не нуждаются в дополнительном соединении проводами. Такой велокомпьютер проще установить, да и велосипед смотрится намного аккуратнее.
Для определения расстояния, скорости и других параметров использует сигнал со спутника. Это более дорогие и тяжелые устройства, требующие постоянной подзарядки. Но зато их можно переносить с одного велосипеда на другой, а также использовать как навигатор и карту.
На выбор велокомпьютера могут повлиять также дополнительные характеристики, за которые придется немного доплатить:
Сравнительная стоимость некоторых велокомпьютеров:
Стоимость | Функциональность |
До $50 | Простые магнитные проводные модели. Замеряют время, скорость и дистанцию. |
От $50 до $125 | Магнитные проводные или беспроводные модели с дополнительными функциями (счетчик каденса). |
От $125 до $200 | Продвинутые магнитные модели или простые GPS-устройства. Могут отображать дополнительную информацию (пульсометр, альтиметр, термометр, психрометр и т.п.) |
От $200 | Продвинутые GPS-устройства с максимальной функциональностью. |
Начинающему спортсмену сложно выбрать велокомпьютер – в интернете слишком много информации от производителей. Поэтому ориентироваться лучше на отзывы пользователей, обратить внимание на достоинства и недостатки подходящих моделей, а затем провести их сравнение – свести все данные в таблицу и посмотреть, какое устройство полностью отвечает вашим требованиям.
В открывшемся сезоне многие велосипедисты уже успели задуматься, стоит ли покупать велокомпьютер, какой лучше выбрать и как определиться с функционалом. В статье пойдет речь обо всех нюансах в подборе такого важного устройства, раскроется его назначение и польза для велосипедиста.
Велокомпьютер внешне схож с электронными наручными часами. К слову, он также способен отображать время. Однако его главное предназначение кроется в подсчете пройденного расстояния и отслеживании скорости движения.
Он устанавливается на руль. При чем это можно делать с любой стороны от рулевой стойки, чтобы управление прибором было максимально удобным для всех людей.
Главная задача устройства - подсчитывать частоту вращения колеса. Чтобы показания были верными, в велокомпьютер вносится точная длина его окружности.
Подсчет частоты вращения осуществляется специальным датчиком с герконом. Он крепится на велосипедной вилке. Параллельно ему на спице колеса устанавливается магнитный замыкатель.
Каждый раз, когда он будет проходить напротив датчика, велокомпьютер зафиксирует один оборот колеса. Далее такие параметры как скорость, средняя скорость и пройденная дистанция рассчитываются программно, основываясь на длине окружности колеса и частоте его вращения в единицу времени.
Существует несколько видов велокомпьютеров. Они отличаются функциональной составляющей, а также типом определения пройденного километража. На рынке представлено несколько видов велокомпьютеров.
Устройства с герконом и магнитным замыкателем делятся на 2 подвида:
Неоспоримое преимущество состоит и в батарее питания. Она сменная, поэтому устройству не требуется постоянная подзарядка, в следствие чего его не нужно отсоединять от места крепления.
Стоимость таких устройств очень низкая в сравнении с другими типами. Это также относится к преимуществам. Дисплеи этих велокомпьютеров аналоговые, с подсветкой или без нее. Если устройство не снабжено подсветкой, то информацию с дисплея может быть трудно считывать при очень ярком свете. С подсветкой дело будет обстоять куда лучше.
К недостаткам относится проводное соединение. Оно не очень эстетично выглядит. Длинный и достаточно толстый провод может испортить вид дорогого велосипеда.
Не очень надежно и само крепление. В процессе езды по лесным дорожкам велика вероятность зацепить провод за ветку и вырвать его с места соединения. Устройство от этого не сломается, потому как кабель можно зачистить и присоединить вновь. Однако проблему не всегда возможно решить на месте. Нужного инструмента под рукой может попросту не оказаться.
Решением является крепление провода вплотную к вилке. Для этого его можно обмотать вокруг рулевой стойки. Места соединения желательно аккуратно обмотать изолентой, чтобы они не гнили от влаги по прошествии нескольких сезонов.
Преимущества кроются и в том, что на время экстремальных поездок по пересеченной местности, где порой бывает не до считывания показаний, устройство можно снять и положить в карман. Это предотвратит поломку прибора в случае падения велосипеда. При этом результаты пробега будут все равно передаваться на велокомпьютер.
К недостаткам относится прерывание сигнала. В итоге показания могут незначительно отличаться от действительных. Однако это касается самых дешевых моделей от неизвестных производителей. Они вблизи линий электропередач могут на некоторое мгновение зависать.
У качественных моделей главный недостаток кроется в автономности работы. Из-за того, что сигнал передается постоянно, требуется больше энергозатрат. Поэтому батарейки придется менять чаще.
Важно! Существуют GPS велокомпьютеры, которые отслеживают скорость и пройденную дистанцию по спутникам. Они могут пригодиться любителям путешествий на дальние дистанции, так как показывают маршрут на дисплее как у смартфона.
Компьютеры для велосипедов делятся на классы. Это создано для удобства потребителей, ведь принадлежность к определенному из них выражает те или иные функциональные особенности прибора.
Классы велокомпьютеров:
Если велосипед эксплуатируется в узкой среде, то велокомпьютер необходимо выбирать непосредственно по классу байка:
Функционал таких устройств не ограничивается отображением скорости и расстояния. В них может быть множество дополнительных опций.
Базовый набор, как правило, складывается из следующих опций:
Дополнительных функций много, поэтому они сложены в отдельные блоки.
Скоростные функции:
Функции отображения времени:
Альтиметр и каденс
Датчик каденса поможет измерить количество оборотов педалей в минуту. Это способствует развитию выносливости. Также это поможет подобрать оптимальный скоростной режим с минимальными затратами физической силы. С помощью датчика каденса определяется количество сожженных калорий.
Альтиметр необходим в экстремальных видах спорта для контроля высоты и фиксации этих показателей для подтверждения личных рекордов.
Показатели, связанные с работой сердца:
Технические возможности:
Изначально пользователи уделяют внимание цене, а уж затем функционалу. Здесь не стоит чрезмерно экономить. Обязательно нужно выбирать модель с корпусом, защищенным от проникновения влаги. Это продлит срок службы.
Популярные производители, которые давно представляют свою продукцию на рынке:
Размер становится важен тогда, когда требуется максимально защитить устройство от механических повреждений. Если этот нюанс крайне важен, то обязательно стоит поразмыслить о покупке прибора с ударопрочным корпусом.
Являетесь поклонником велосипедной езды и хотите знать все о своих заездах? Тогда Вам нужен этот велоспидометр: он не только покажет текущую, максимальную и среднюю скорость, но еще и посчитает каденс - количество оборотов педалей в минуту. Такое решение очень важно для движения по пересеченной местности с многочисленными спусками и подъемами. В результате вы сможете следить за собственной нагрузкой и ни в коем случае не сбавлять темп на протяжении всей тренировки.
Большой и достаточно информативный трехстрочный экран оснащен LED-подсветкой, а цифры отображаются довольно крупным шрифтом, так что вам не придется подолгу всматриваться в экран и отвлекаться от дорожной обстановки. И это еще не все: тем людям, которые стремятся избавиться от лишнего веса при помощи велосипедной езды, будет полезна функция подсчета сожженных калорий. Приобретайте данную модель, и вы получите персонального ассистента, который поможет вам знать все о своих заездах и выжимать максимум из тренировок.
Некоторые спортсмены имеют в своем арсенале два и более велосипеда, предназначенных для различных условий катания. Тем не менее, они желают вести статистику своих заездов и хранить ее в одном устройстве. И сделать это стало реально - достаточно купить велокомпьютер от XQJ. Он измеряет пройденное расстояние на двух велосипедах и суммирует эти значения, чтоб вы могли знать общую дистанцию.
Отличительной характеристикой данного набора является легкость и простота его установки: беспроводной сенсор выполнен таким образом, чтоб одновременно определять скорость вашей езды и считать обороты педалей. Крепить сам сенсор нужно на задний треугольник, а два магнитных датчика - на внутреннюю часть педалей и колесные спицы. В комплекте также есть крепежные хомуты, поэтому они максимально упрощают задачу.
Если вы передвигаетесь по автомобильным дорогам на достаточно высокой скорости, то неотъемлемой частью экипировки должен быть велосипедный шлем. Его изготавливают из невероятно прочных материалов, чтобы в случае падения уберечь голову от серьезных травм и даже спасти вашу жизнь. К тому же качественно исполненный шлем способен обеспечить хорошую вентиляцию, что защищает от перегрева даже в летний зной.
Говоря об этом велокомпьютере, хотим сразу отметить его поразительно малые размеры - всего 4.2 х 4.8 сантиметров, поэтому ему точно найдется место на руле рядом с остальными приборами. Экран может похвастать приятной мягкой подсветкой, которая обеспечивает отличную читабельность цифр в темное время суток. Верхняя часть предназначена для отображения скорости, а на нижней вы можете прочесть описание функции и ее значение.
Встроенная функция автосканирования позволяет следить за всеми данными без нажатия кнопок: например, с определенным промежутком на экран будут выводиться значения средней скорости, максимальной скорости, пройденной дистанции и времени в пути. Невероятно удобно, не правда ли? Ну и это еще не все достоинства: возможность ведения статистики для двух велосипедов одновременно является плюсом для спортсменов, владеющих несколькими двухколесными транспортными средствами.
Еще одной приятной и полезной функцией здесь является встроенный термометр: он подскажет вам текущую температуру воздуха. И хотя многие спортсмены не уделяют этому значению достаточно внимания, тем не менее оно непосредственно влияет на потоотделение и общее самочувствие, а также позволяет избежать обезвоживания. Может производить измерения в Цельсиях или Фаренгейтах, что тоже является немаловажной деталью.
Залогом высоких достижений в любом деле служит анализ собственных данных, и велоспорт не исключение. И здесь важно, чтоб статистика велась продолжительное время, ведь она дает возможность грамотно составить план тренировок. И, в отличие от большинства других моделей на рынке, велокомпьютер Sigma имеет встроенную память, которая запоминает весь ваш прогресс, даже если батарейка в устройстве полностью разряжается. А еще данное устройство совместимо с док-станциями для удобной синхронизации его с персональным компьютером. При помощи специальной программы вы можете скопировать все данные в свой ПК и, более того, просматривать их в виде графиков и диаграмм для лучшей визуализации.
Если вы используете велосипед в качестве повседневного транспорта, то наверняка знакомы с ситуацией, когда нужно отлучиться по делам и оставить велосипед на парковке. Тем не менее, кража велосипеда является довольно распространенной проблемой, особенно в крупных городах. Однако можно избежать этого досадного инцидента - нужно лишь приобрести качественный велосипедный замок.
Однозначно данную модель можно назвать одной из самых стильных на сегодня: строгие очертания корпуса позволяют велокомпьютеру удачно вписаться в дизайн горного, дорожного или даже шоссейного велосипеда. На выбор представлено несколько цветов, так что у вас имеется возможность подобрать оттенок под цвет рамы. Из удобств необходимо отметить высокоточный термометр, помогающий следить за температурой, а также индикатор низкого заряда, который напомнит о необходимости замены батареек.
Обратите внимание, что при тряске устройства можно услышать некий звук, однако не стоит паниковать - это специальный активный механизм, отвечающий за выход велокомпьютера из спящего режима. Ввиду того, что эта модель беспроводная, то и монтаж не займет много времени и сил, а наличие фиксирующих стяжек избавит от необходимости приобретать их дополнительно.
Особенностью этой модели является большой информативный LCD дисплей с хорошей контрастностью, которая позволяет комфортно читать данные о заезде даже при ярком солнечном свете. Также он четырехстрочный, поэтому на экране отображается максимум информации. При этом шрифт довольно крупный и заметен даже издалека. Наличие подсветки помогает сориентироваться в темное время суток, но вместе с тем она не слепит велосипедиста, что тоже можно смело отнести к достоинствам. Источником питания здесь выступают сразу 3 батарейки типа CR2032 (2 для устройства и 1 для сенсора), однако их хватает на достаточно продолжительный период.
На устройстве имеются кнопки для настройки и управления велокомпьютером, а спереди красуется клавиша Mode для смены режимов и просмотра различной информации о своем заезде. Кроме того производитель предусмотрел наличие специальной выносной кнопки: она фиксируется недалеко от ручки руля (грипса) и таким образом позволяет комфортно нажимать на нее, не убирая руку с руля. Вдобавок отметим, что кнопка механическая, поэтому не требует батареек для своего функционирования.
Планируете выезды вечером или ночью? Тогда вам обязательно нужно обозначить себя на дороге, чтоб быть заметным другим участникам движения. Приобретайте надежный велосипедный фонарь: с ним вы будете четко видеть дорогу перед собой и сможете избежать наезда на ямы или препятствия. Ведь безопасность велосипедиста - превыше всего!
В современную эру высоких технологий велосипедный спидометр уже не вызывает восторга, в отличие от, например, подсчета сожженных калорий или ведения иной важной статистики при поездках на велосипеде. Поэтому многие производители стремятся оснастить свои продукты множеством полезных функций.
При удивительно малых габаритах (всего 4.5 x 4.5 см) велокомпьютер Inbike может похвастать возможностью вести учет более 20 показателей. Он учитывает и выводит на экран такие показатели как скорость, общая дистанция и расстояние, преодоленное при конкретной поездке, время, таймер обратного отсчета, подсчет потраченных во время езды калорий и их конвертация в утраченный вес, а также многое другое.
Еще благодаря функции сравнения скорости вы можете видеть, движетесь ли вы с опережением средней скорости, или напротив, с отставанием. Данное решение весьма важно в тренировках и во время соревнований, так как оно поможет подкорректировать при необходимости темп движения.
Особого внимания здесь заслуживает реализация подсветки: чтоб продлить срок службы батарейки CR2032 как можно дольше, она включается лишь в промежуток времени между 18:00 и 6:00. Активируется она нажатием любой клавиши и горит 4 секунды. Но если, пока горит подсветка, нажать и удерживать две кнопки в течение 3 секунд - она будет работать беспрерывно до тех пор, пока Вы не отключите ее самостоятельно.
Ввиду того, что этот велокомпьютер является проводным, помимо фиксации самого устройства и датчика очень важно грамотно провести кабель во избежание его запутывания. Крепление для головного блока можно размещать как на руле, так и на выносе руля, причем оба способа изображены графически в инструкции. Если говорить о датчике, то тут тоже нет особых сложностей, главное, чтоб расстояние между сенсором и магнитом не превышало 1.5 мм. Для фиксации кабеля воспользуйтесь пластиковыми стяжками: они не портят внешний вид вашего байка и вместе с тем невероятно надежны.
Что делать в случаях, когда вы хотите покататься на своем любимом велосипеде по живописным местам, но находятся они весьма далеко? Ответ прост - добраться туда на автомобиле, зафиксировав двухколесный транспорт при помощи специального крепления. Оно позволяет безопасно доставить один или несколько велосипедов для катания или участия в соревнованиях. Сегодня есть модели, совместимые с различными типами кузовов: от седанов и хетчбеков до внедорожников и минивэнов. Совет: во время транспортировки снимите велокомпьютер с крепления или полностью отключите его, иначе при любой тряске он может выходить из спящего режима и тем самым быстро разрядить батарею.
Современный байк – сложное техническое устройство, но многие данные, нужные велосипедисту, без велокомпьютера недоступны. Если речь идет о поездке дачника за хлебом, то можно обойтись и без них. А велотуристу, спортсмену подобное устройство более чем необходимо.
Велокомпьютер - электронное устройство с автономным питанием, отображающее на экране (дисплее) показатели движения велосипеда, состояние организма велосипедиста, местонахождение велосипеда в пространстве и другие.
Всем, кто передвигается на местности, независимо от типа транспортного средства, желательно знать хотя бы, сколько пути пройдено. Конечно, в автомобиле есть счетчик пройденного пути. Пешеход знает длину своего шага. А велосипедиста долгое время выручали карта местности и наручные часы. Затем где-то в 80-е годы появился велосчетчик. Он крепился к оси на переднее колесо, а на спицы крепилась лапка. Она при движении «цепляла» за счетчик. В итоге прибор считал только пройденный путь.
Классификаций существует множество. Разберем те, которые могут помочь в выборе.
По типу передачи сигнала велокомпьютеры бывают проводные и беспроводные.
Проводной компьютер для велосипеда имеет считывающий датчик, он крепится (как и беспроводной). На спицу колеса (переднего) устанавливается магнит, на вилку закрепляется геркон, прямо напротив магнита. От геркона до компьютера проходит провод. Когда колесо начинает вращаться, геркон получает импульсы от магнита, на которые реагирует: один оборот колеса – один сигнал. На основании частоты этих импульсов и длины окружности колеса компьютер по введенным в память формулам и рассчитывает производные показатели.
Проводной компьютер компании «Sigma»
У беспроводных компьютеров функцию провода выполняет радиочастотный сигнал.
Беспроводной велокомпьютер той же компании «Sigma»
Достоинствами беспроводных устройств (и недостатками проводных, соответственно) является:
Достоинствами проводных компьютеров (и, соответственно, недостатками беспроводных) будут:
Беспроводные устройства могут крепиться на браслете или на запястье в виде обычных часов, но это не совсем удобно вследствие того, что приходится снимать руку с руля и отвлекаться.
Для удобства можно разделить все велосипедные цифровые устройства на три группы. К первой относятся «базовые» устройства для начинающих, ко второй – более продвинутые устройства, и к третьей – самые «навороченные». Проведем обзор характерных представителей этих групп.
1. К первой группе относятся недорогие устройства, в пределах 500-1500 руб., способные показывать только самые основные функции, которые можно вывести из длины окружности колеса, скорости его вращения и анализа отрезков времени. Это:
По большому счету, это наиболее оптимальный базовый набор для 70% всех велосипедистов.
Примером такого устройства является велосипедный компьютер «Ventura X»
Это устройство годится на велосипеды с любой окружностью колеса. Погрешность составляет не более 1%, существует режим сна. Во время длительного простоя он отключается. Может показывать данные как в милях, так и в километрах. Имеется возможность работать в режиме «сканера», то есть поочередного показа всех параметров по 6 секунд. Корпус водонепроницаемый. Стоимость около 800 рублей. Производитель китайский, но так как фабричные модели приличны, можно их рекомендовать.
2. К средней группе относятся более продвинутые модели, к которым предъявляются повышенные требования.
Примером этой группы является популярный беспроводной велокомпьютер Sigma 1609 STS.
Его стоимость составляет в среднем 2500 рублей, и у него существуют все перечисленные функции.
Кроме того, он обладает следующими удобными опциями:
Кроме того, у велокомпьютера есть важная для спортсмена функция управления каденсом, или частотой вращения педалей.
3. Велокомпьютеры этой «элитной» группы – настоящие «мозги», которые вычисляют почти все, что угодно. К показателям добавляются многочисленные производные. Например, при введенной массе тела прибор может показать количество «сгоревших калорий» на пройденном участке пути или сколько нужно еще проехать, чтобы «сжечь» 300 кКал по плану тренировок, с учетом частоты сердечных сокращений. Кроме того, существует встроенная система GPS, которая позволяет использовать компьютер вместо карты.
Ярким представителем такого высокопрофессионального устройства является Sigma ROX 10.0.
Его стоимость сравнима со стоимостью велосипеда – около 23 тысяч рублей. Можно с уверенностью сказать, что это полноценный спортивный врач, метеостанция и навигатор «в одном лице», пожалуй, лучший из подобных устройств. Кроме всех перечисленных функций, он позволяет:
Как видно, выбор более чем широкий.
Для того чтобы хорошо ориентироваться в международных сокращениях, принятых в велокомпьютерах, нужно их знать.
Аббревиатуры и основные понятия, появляющиеся на дисплее велокомпьютера:
Несмотря на обилие функций, можно четко сформулировать требования, чтобы легко выбрать прибор из любой ценовой категории. Вот они:
Вместе с цифровым устройством (компьютером) обычно поставляются:
В комплекте обязательно находится руководство, гарантийный талон, может быть запасной элемент питания.
Последовательность действий при установке компьютера на велосипед должна быть такова:
После установки необходима калибровка, или настройка, устройства. В зависимости от существующих размеров колес и длин окружностей, в компьютер «зашиты» разные формулы, поэтому нужно измерить длину окружности и установить соответствующий размер. Таблица размеров и маркировок покрышек приведена ниже.
Теперь вы знаете достаточно для того, чтобы установить велокомпьютер на свой байк. Дерзайте, неизведанные маршруты и спортивные рекорды ждут вас!