Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Сведения являются конфиденциальными. Перечень конфиденциальной информации

Сведения являются конфиденциальными. Перечень конфиденциальной информации

В организациях всегда имеются управленческие документы, утечка содержания которых нежелательна или просто вредна, так как может быть использована прямо или опосредственно во вред ее авторам.

Такая информация и соответственно документы, содержащие ее, считаются конфиденциальными (закрытыми, защищаемыми) .

Документированная информация ограниченного доступа всегда принадлежит к одному из видов тайны - государственной или негосударственной.

В соответствии с этим документы делятся на секретные и несекретные .

Обязательным признаком (критерием принадлежности) секретного документа является наличие в нем сведений, составляющих в соответствии с законодательством государственную тайну.

Несекретные документы , включающие сведения, относимые к негосударственной тайне (служебной, коммерческой, банковской, профессиональной, производственной и др.), или содержащие персональные данные граждан, именуются конфиденциальными.

Законодательством РФ установлено, что документированная информация (документы) является общедоступной, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа .

При этом документированная информация с ограниченным доступом подразделяется:

1) на информацию, отнесенную к государственной тайне,

2) конфиденциальную информацию.

Оба указанных вида информации подлежат защите от незаконного распространения (разглашения) и относятся к охраняемой законодательством тайне.

Обязательным признаком конфиденциального документа является наличие в нем информации, подлежащей защите.

То есть, конфиденциальна, прежде всего, информация, а уж затем становятся конфиденциальными и документы, в которых эта информация зафиксирована.

К категории конфиденциальной информации относятся все виды информации ограниченного доступа, защищаемой законом - коммерческая, служебная, личная. За исключением государственных секретов.

Информация может быть разделена на три категории.

1. Несекретная (или открытая) , которая предназначена для использования как внутри фирмы, так и вне нее.

2. Для служебного пользования , которая предназначена только для использования внутри фирмы. Она подразделяется, в свою очередь, на две подкатегории:

Доступную для всех сотрудников фирмы;

Доступную для определенных категорий сотрудников, но могущую быть переданной в полном объеме другому сотруднику для производства необходимой работы.

3. Секретная информация (или информация ограниченного доступа), которая предназначена для использования только специально уполномоченными сотрудниками фирмы и не предназначена для передачи иным сотрудникам в полном объеме или по частям.



Информацию второй и третьей категории обычно называют конфиденциальной.

Таким образом, конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством и уровнем доступа к информационному ресурсу.

Конфиденциальная информация становится доступной или раскрытой только санкционированным лицам, объектам или процессам.

Российское законодательство выделяет несколько видов конфиденциальной информации.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 23.09.2005) утвержден Перечень сведений конфиденциального характера:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения , доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью , доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью , доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).



6. Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Конфиденциальность информации предполагает защиту ее от несанкционированного доступа.

Конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством страны и уровнем доступа к информационному ресурсу. Конфиденциальная информация становится доступной или раскрытой только санкционированным лицам, объектам или процессам.

Российское законодательство выделяет несколько видов конфиденциальной информации – государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, врачебная (медицинская) тайна, нотариальная тайна, аудиторская тайна, адвокатская тайна, банковская тайна, налоговая тайна, личная и семейная тайна, тайна усыновления, тайна совещания судей, тайна следствия и судопроизводства, тайна страхования и т. д. По мнению В. А. Коломийца, в настоящее время в нормативных правовых актах различных уровней упоминается около 50 видов конфиденциальной информации.

Значение информации в жизни и деятельности каждого современного человека общеизвестно. Также известно, насколько велика роль информации для успешного решения конкретной задачи, для достижения поставленных целей. Найти точный ответ на решаемый вопрос, избежать ошибок в принятии решений лучше удается тому, кто четко ориентируется в информационном пространстве, кто при необходимости имеет возможность легко и своевременно получить интересующие его сведения.

44. Становление и современное определение понятия «государственная тайна»

Понятие государственной тайны является одним из важней­ших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От ее правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов.

Определение этого понятия дано в Законе РФ «О государст­венной тайне»: «Государственная тайна - защищаемые государ­ством сведения в области его военной, внешнеполитической, эко­номической, разведывательной, контрразведывательной и опера­тивно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

В этом определении указываются категории сведений, которые защищаются государством, и что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Модель определения государственных секретов включает обычно в себя следующие существенные признаки:

1. Предметы, явления, события, области деятельности, состав­ляющие государственную тайну.

2. Противник (данный или потенциальный), от которого в ос­новном осуществляется защита государственной тайны.

3. Указание в законе, перечне, инструкции сведений, состав­ляющих государственную тайну.

4. Наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглаше­ния (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.

Для сравнения приведем краткие определения понятия госу­дарственной тайны, даваемые специалистами других стран.

В Уголовном кодексе ФРГ зафиксировано, что государствен­ной тайной являются факты, предметы или познания, которые доступны лишь ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от иностранного правительства, чтобы предотвратить опасность наступления тяжкого ущерба для внешней безопаснос­ти ФРГ.

В Исполнительном Указе Президента США от 2 апреля 1982 года говорится, что к информации по национальной безопасности относится определенная информация по национальной обороне и международным вопросам, которая защищается от несанкцио­нированного раскрытия.

В некоторых странах это понятие выражается в других терми­нах, например, в Японии - «Оборонный секрет».

Какие сведения могут быть отнесены к государственной тайне, определено в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203. К ним отнесены сведения (указаны лишь разделы): в воен­ной области; о внешнеполитической и внешнеэкономической де­ятельности; в области экономики, науки и техники; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыск­ной деятельности.

Нельзя засекречивать информацию в качестве государствен­ной тайны:

Если ее утечка (разглашение и т.п.) не влечет ущерба национальной безопасности страны;

В нарушение действующих законов;

Если сокрытие информации будет нарушать конституционные и законодательные права граждан;

Для сокрытия деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, угрожающей жизни и здоровью граждан. Подробнее этот перечень содержится в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне».

Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней. В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих госу­дарственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Эти грифы проставляются на документах или издели­ях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержа­щиеся под этими грифами сведения, являются государственной тайной.

Какие же используются критерии для отнесения сведений, во-первых, к государственной тайне, во-вторых, к той или иной сте­пени секретности?

Ответ на этот вопрос дают Правила отнесения сведений, со­ставляющих государственную тайну, к различным степеням сек­ретности, указанные в постановлении Правительства РФ № 870 от 4 сентября 1995 г.

К сведениям особой важности следует относить сведения, рас­пространение которых может нанести ущерб интересам Россий­ской Федерации в одной или нескольких областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведе­ния, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики РФ в одной или нескольких областях.

К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организа­ции.

Из этих определений можно видеть сравнительно высокую степень неопределенности признаков, характеризующих ту или иную степень секретности сведений, составляющих государствен­ную тайну.

Предпринимались попытки приравнять степень секретности информации к размеру ущерба (например, в денежном исчисле­нии), который может наступить в случае утечки информации. Од­нако они не получили сколько-нибудь широкого распростране­ния и одобрения.

Нет четкости в этом вопросе и в Указе Президента США «Ин­формация по национальной безопасности». В нем в частности го­ворится:

1. Гриф «совершенно секретно» должен применяться по отно­шению к информации, несанкционированное раскрытие которой могло бы нанести, в разумных пределах, исключительно серьез­ный ущерб национальной безопасности.

2. Гриф «секретно» должен применяться по отношению к ин­формации, несанкционированное раскрытие которой могло бы нанести, в разумных пределах, серьезный ущерб национальной безопасности.

3. Гриф «конфиденциально» - то же самое, только размер ущерба указывается, как «ущерб национальной безопасности».

Как видно из изложенного, разница между тремя степенями секретности зависит от величины ущерба, который обозначается как «исключительно серьезный», «серьезный» или просто «ущерб».

Эти качественные признаки - критерии степени секретности сведений, содержащих государственную тайну, всегда оставляют место для вольного или невольного привнесения субъективного фактора в процессе засекречивания информации.

Понятие, виды и размер ущерба разработаны пока еще недо­статочно и, видимо, будут отличны для каждого конкретного объ­екта защиты - содержания сведений, составляющих государст­венную тайну, сущности отраженных в ней фактов, событий, яв­лений действительности. В зависимости от вида, содержания и

размеров ущерба можно выделить группы некоторых видов ущер­ба при утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих государственную тайну.

Политический ущерб может наступить при утечке сведений политического и внешнеполитического характера, о разведыва­тельной деятельности спецслужб государства и др. Политический ущерб может выражаться в том, что в результате утечки информа­ции могут произойти серьезные изменения в международной об­становке не в пользу Российской Федерации, утрата страной по­литических приоритетов в каких-то областях, ухудшение отноше­ний с какой-либо страной или группой стран и т.д.

Экономический ущерб может наступить при утечке сведений любого содержания: политического, экономического, военного, научно-технического и т.д. Экономический ущерб может быть выражен прежде всего в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямые и косвенные.

Так, прямые потери могут наступить в результате утечки сек­ретной информации о системах вооружения, обороны страны, ко­торые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффективность и требуют крупных затрат на их замену или пере­наладку. Например, А.Толкачев, агент ЦРУ США, ведущий инже­нер НИИ радиотехнической промышленности выдал американ­цам много важной и ценной информации. Американцы оценили стоимость полученной от него информации примерно в шесть миллиардов долларов.

Косвенные потери чаще всего выражаются в виде размера упу­щенной выгоды: срыв переговоров с иностранными фирмами, о выгодных сделках с которыми ранее была договоренность; утрата приоритета в научном исследовании, в результате соперник бы­стрее довел свои исследования до завершения и запатентовал их и т.д.

Моральный ущерб, как правило, неимущественного характера наступает от утечки информации, вызвавшей или инициировав­шей противоправную государству пропагандистскую кампанию, подрывающую репутацию страны, приведшую к выдворению из каких-то государств наших дипломатов, разведчиков, действовав­ших под дипломатическим прикрытием и т.п.

Понятие "конфиденциальная информация" очень часто встречается в юридической практике. Что оно означает, и какие виды существуют? Рассмотрим это далее.

Общее понятие

Прежде чем рассматривать то, какие существуют виды конфиденциальной информации, следует детально разобраться в общих особенностях самого понятия.

Итак, если говорить очень простым языком, то к категории конфиденциальной информации относятся все те задокументированные сведения, которые хранятся на определенном предприятии или в организации любой формы собственности, распространение которых является нежелательным для самого лица. Это связано с тем, что такие сведения, как правило, представляют собой данные относительно определенных особенностей деятельности компании или фирмы, разглашение которых может нанести вред их обладателю.

Если говорить юридическими терминами, то в первых статьях Закона "Об информации" говорится о том, что рассматриваемое понятие подразумевает под собой документированные сведения, доступ к которым охраняется от всестороннего вмешательства законодательством России, действующим в настоящее время.

Законодательное регулирование

Понятие конфиденциальной информации, ее виды и характеристика закреплены в определенных нормативных актах, которые в настоящее время действуют на территории России. Какие относятся к их числу?

Главную роль в определении такого понятия играет Закон "Об информации", который закрепляет само понятие как в общем, так и в узком смыслах. Что касается видов конфиденциальной информации по законам РФ, то их полный перечень детальным образом представлен в положениях, прописанных в Указе Президента №188.

Кроме всего прочего, конфиденциальную информацию могут составлять сведения относительно конкретного лица - такие данные именуются персональными данными. Регулирование данного понятия производится на основании статей Закона "О персональных данных".

Обеспечение сохранности конфиденциальной информации, полученной в результате ведения деятельности определенного характера, в России происходит на основании актов отраслевого законодательства. В частности, к таким относятся законы "О нотариате", Об адвокатской деятельности", "О врачебной тайне" и т. п.

Кроме всего этого, отдельное внимание следует уделять сохранности информации, которая представляет собой тайну деятельности предприятия. Данные положения отлично регулирует Закон "О коммерческой тайне".

Методы регулирования конфиденциальной информации

Для того чтобы обеспечить надлежащую сохранность информации, составляющей конфиденциальные сведения, законодатель предусмотрел определенный перечень мер и методов, которые позволяют делать это.

Так, законодатель отмечает то, что для того, чтобы обеспечить сохранность конфиденциальных сведений, необходимо четко определиться, какие данные подходят к их числу. С такой целью предусматривается установление самого понятия "конфиденциальная информация", виды ее, а также определенный перечень сведений, которые могут составлять ее.

Кроме этого, для обеспечения сохранности сведений, представляющих собой тайну, законодатель предусматривает определенный порядок выдачи фактов, отнесенных к данной категории, а также определенные запреты на действия, наличие которых может привести к нарушению установленного режима безопасности информации, отведенной под группу секретной.

Виды

Что касается основных видов конфиденциальной информации, то на практике можно встретить небольшое их количество. Все они перечислены в содержании Указа Президента №188, который был издан в 1997 году.

Персональные данные

Если говорить кратко, вид конфиденциальной информации, представляющий собой персональные данные, подразумевает под своим понятием определенный спектр данных, которые касаются непосредственно определенного лица, именуемого в юридической практике субъектом персональных данных. Какие сведения относятся к этой группе данных? В первую очередь, под ними подразумеваются личные сведения - фамилия, имя, а также отчество. Кроме этого, в числе сведений, составляющих персональную информацию, законодатель определяет адрес, по которому лицо прописано или совершает свое проживание, место рождения и дату, место фактического пребывания в определенный момент. К списку данных, представляющих собой конфиденциальную информацию, также относят и сведения, имеющиеся в документах, удостоверяющих личность человека (дату и место его выдачи, серию, номер и т. п.)

Кроме всего прочего, к перечню сведений, составляющих персональные данные, законодатель также определяет и ту информацию, которая известна сотрудникам органов ЗАГС в результате совершения ими своих профессиональных обязанностей.

Законодатель определяет особенные принципы произведения обработки данных, которые представляют собой персональную информацию. Безусловно, все они должны быть соблюдены надлежащим образом. Практика показывает, что именно это позволяет точно обеспечить сохранность данных.

Работа с конфиденциальной информации в российском законодательстве предусматривает соблюдение соответствия всех целей, для которых осуществляется обработка предоставленных лицом сведений, тем, что были заявлены в качестве тех, для которых истребовались данные. Кроме этого, их объем должен полностью соответствовать тому, который необходим для реализации заявленной цели.

Законодатель предусматривает то, что все данные, которые были отведены под группу сведений, составляющих персональную информацию, должны быть исключительно достоверными. Что касается органов и специалистов, которые производят их обработку, то они не должны использовать те сведения, которые не нужны для достижения поставленной цели.

Что касается процесса хранения данных, то оно должно осуществляться лишь таким образом, чтобы по предоставленным сведениям можно было определить их владельца. Если говорить о сроках, в течение которых должен производиться процесс хранения данный вид конфиденциальной информации из классификации, рассматриваемой в этой статье, то он не должен превышать то время, которое необходимо для реализации поставленной цели. По истечении отведенного периода все данные должны быть уничтожены в установленном порядке. То же самое следует сделать тогда, когда отсутствует необходимость использования сведений.

Обработка персональных данных

Существуют определенные правила обработки персональных данных, которые обязательно следует учитывать в процессе работы с ними. Так, данный процесс осуществляется исключительно в соответствии со всеми требованиями, которые представлены в статьях ФЗ "Об информации". В соответствии предписанными в нем положениями, обработку данных может осуществлять исключительно оператор и только по согласию самого лица.

В определенных случаях данное согласие не требуется. В частности, это касается того момента, когда обработка персональных данных производится для получения статистических данных или для изучения, подтверждения научных утверждений. В некоторых случаях, это требуется для того, чтобы произвести защиту жизни и здоровья людей, а также некоторых других интересов, отнесенных к группе жизненно важных. В том случае, если журналист занимается осуществлением своей профессиональной деятельности, тогда когда факт заполучения им информации не принесет существенного ущерба лицу, являющемуся владельцем данных, он также может использовать сведения в своей работе.

В юридической практике нередко случаются такие ситуации, когда использование персональных данных лица без его согласия на то, производится в целях обеспечения соблюдения требований, предписанных договором, исполнения его положений. Однако, это возможно лишь в том случае, когда одной из его сторон является субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью.

Коммерческая тайна

Это особый вид конфиденциальной информации. Правовой способ ее защиты и хранения также отличается своими определенными особенностями. В чем они состоят?

В первую очередь, следует понимать то, что коммерческая тайна - это информация, которая представляет собой особенности производства товаров, а также ведения бизнеса, при раскрытии которой предприятие или организация попросту перестанет получать доход.

Следует понимать еще и то, что наряду с коммерческой тайной в юридической практике существует и служебная. Данное понятие может быть использовано только в определенных государственных службах. Она представляет собой секретную информацию, охраняемую законом в особенном порядке. Что касается ее содержания, то оно, как правило, касается особенностей несения государственной службы, которые скрыты от всеобщего обозрения и имеют режим закрытого или ограниченного доступа.

Основные положения, которые касаются коммерческой и служебной тайны регулируются нормами, прописанными в статьях Законов "О коммерческой тайне" и "О служебной тайне".

За разглашение лицами, которые являются носителями информации, представляющей собой служебную или коммерческую тайну, вверенных им сведений, они могут быть подвержены ответственности, различных видов: уголовной, гражданско-правовой, административной, а также дисциплинарной, что особенно часто применяется на различных предприятиях.

Документированные информационные ресурсы

Это один из основных видов конфиденциальной информации, который очень часто используется как среди юридических, так и среди физических лиц. Она имеет особенный режим обеспечения сохранности представленных данных, а ее оформление представлено в особой форме.

Так, документированным информационным ресурсом признаются сведения определенного характера, которые зафиксированы на носителе материального типа с указанием отдельных реквизитов, перечень которых для каждого варианта документа представлен в законодательстве отдельно.

Что касается вида носителя конфиденциальной информации, то в качестве него, как правило, используется бумага. Вся фиксация сведений на носителе должна осуществляться в строгом соответствии с указанными в документе требованиями. На эти материальные носители может быть установлено право собственности, что осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Профессиональная и следственная тайна

В России, как и в других государствах, имеется определенный перечень профессий, которые, в силу своих особенностей, предусматривают обработку лицами определенных данных, которые составляют собой информацию, запрещенную для разглашения. К таким группам лиц, в первую очередь относятся адвокаты, нотариусы, специалисты в области медицины и т. п. Доступ к данным, полученным ими в ходе выполнения трудовых обязанностей, ограничивается на основании положений, представленных в отдельных нормативных актах, а также в Конституции государства. Так, например, в силу особенностей своей деятельности, нотариус знает об особенностях заключения каких-либо сделок, а также об их содержании. Однако лицо, которое занимается осуществлением нотариальной деятельности, не может никоим образом разглашать третьи лицам полученные им сведения.

Какие виды ценной конфиденциальной информации относятся к данной группе? В первую очередь, законодатель определяет таковой сведения, имеющиеся в личной переписке, телефонных переговорах, письмах и в иных отправлениях, которые совершаются через почтовые отделения, телеграфы, а также другие сообщения, взятые из иных источников. В таком случае лишь пользователь почтовых или, например, телеграфных услуг имеет право дать согласие на разглашение данных, составляющих На деле существуют определенные виды конфиденциальной информации в школе, обеспечивать сохранность которой обязаны сотрудники учреждения. К числу таковых могут быть отнесены данные, представленные в медицинских карточках, сведения о факте удочерения или усыновления, о безопасности здания школы, под чем подразумевается ее антитеррористическая защищенность и т. п.

Отдельное внимание следует уделить еще одному существующему в юридической практике понятию - такому, как следственная тайна. Сведения, которые были получены в ходе проведения расследований, а также ведения оперативной деятельности, также не подлежат разглашению, в особенности, лицами, которые имеют к ним прямой или косвенный доступ. Еще один вид охраняемой законом информации - судопроизводства. Обеспечивать надлежащую сохранность сведений, отнесенных к данной группе, обязаны все сотрудники аппарата суда, а, в особенности, те, которые имеют прямое отношение к рассмотрению дела. В том случае, если лицо нарушает установленный режим, в результате чего происходит утечка секретных сведений, оно может понести ответственность - дисциплинарную или уголовную, в зависимости от того, насколько серьезные последствия повлекло за собой деяние и какую форму вины имеет совершенное действие.

Сведения о сущности изобретения

Отдельное внимание законодатель уделяет вопросу, связанному с обеспечением сохранности сведений, которые составляют собой сущность изобретений или каких-либо полезных моделей. Сохранность сведений должна охраняться до того момента, пока оно не будет заявлено в свет официально, а также не будет опубликована информация об объектах.

Каким именно образом обеспечивается защита представленных объектов? Все меры, которые принимает для этого государство, предписаны статьями Гражданского кодекса, в части 4.

Данное понятие и вид конфиденциальной информации предусматривает особенный характер ее защиты. В частности, она может быть представлена в юрисдикционной форме, которая производится с участием специализированных государственных органов, а также созданием патента на это особенное изобретение.

Нередко защита новых изобретений осуществляется в гражданско-правовой форме. Специалисты в области юриспруденции отмечают, что она применяется, как правило, в том случае, когда лицензиат осознанно или случайным образом нарушает прописанные в договоре права и сознательно уклоняется от предусмотренных его содержанием обязанностей. Как правило, по результатам проведения такой формы защиты потерпевшая сторона получает компенсационную выплату, размер которой равен сумме понесенных убытков.

Кроме представленных выше форм защиты этого вида конфиденциальной информации, существует также и административный порядок. Он предусматривает письменное обращение стороны, чьи законные интересы были ущемлены, в специальный орган - Палату патентного ведомства, которая относится к группе апелляционных органов. Законодатель предусматривает довольно длительный процесс рассмотрения поданной заявки, который может длиться до 4 месяцев. По результатам процедуры, как правило, орган принимает свое решение в пользу пострадавшей стороны. На деле такая практика особенно пользуется популярностью среди обладателей патента, который признается недействительным.

Защита засекреченных сведений

Виды конфиденциальной информации и их защита прописаны в положениях различных законов, в числе которых имеется немалое количество отраслевых. Что касается защиты сведений, то она предусматривает комплекс определенных мер, которые создают препятствия к доступу к данным. К ним может быть отнесена необходимость произведения хранения документов-носителей секретных сведений в специальных сейфах, передачу электронных данных по локальной сети, ограничение списка лиц к данным и т. п.

Кроме всего этого, при нарушении установленных требований, виновное лицо обязано понести наказание, соразмерное причиненном им ущербу.

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях Иванов Дмитрий Викторович

1.1. Понятие конфиденциальной информации

В условиях рынка и конкуренции возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и информации, имеющей коммерческое значение, иных сведений, в частности, о результатах интеллектуальной деятельности: секретах производства, служебных секретах производства и др.

Информация обладает рядом присущих ей свойств.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.

В свою очередь, полезность информации (особенно коммерческой) зависит от своевременного ее доведения до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку. Результат – время упущено, информация теряет свою полезность.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и кажущуюся их полезность для субъекта предпринимательства.

Ценность информации – это комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной сфере. Отсюда коммерческая ценность информации – это показатель ее пригодности (полезности) для принятия решений в коммерческой деятельности. Ценность информации складывается из достоверности, актуальности, полноты, полезности и своевременности информации.

Для предпринимательской деятельности, а значит, и для трудовых отношений (т. е. предпринимателя – работодателя), особое значение имеет коммерческая информация. В зарубежной экономической литературе предпринимательская информация рассматривается не в качестве средства достижения положительного результата (прибыли), а, прежде всего, как условие, способствующее или препятствующее его наступлению (например, в законодательстве Великобритании иностранные юристы выделяют такое понятие, как «бизнес-информация»).

По мнению английских правоведов (Ли, Мартина, Хейда), в рыночной экономике информация также является товаром, и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. Главное назначение бизнес-информации – обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

Информация как понятие имеет различные аспекты изучения. В переводе с латинского «informatio» – разъяснение, изложение, уведомление, истолкование, представление, иначе говоря, сведения о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения и переработки. Такое определение дается в экономическом словаре.

В конце 50-х годов один из основоположников кибернетики – Норберт Винер определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде». В данном определении ученый впервые затрагивает проблему неполноты получаемой индивидом информации, с одной стороны, и необходимость защиты сведений от «случайностей внешней среды» – с другой.

Правовое понятие информации дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее – Закон об информации): информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В п. 1 ст. 5 указанного Закона говорится о том, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Надо сказать, что предполагаются некоторые изменения терминологии, предусмотренные проектом Федерального закона № 404643–5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“, рассмотренного в первом чтении Государственной Думой РФ 6 октября 2010 г., а именно слова „конфиденциальная информация“ заменить словами „информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности,“ либо словами „информация ограниченного доступа“.

Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Таким образом, термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой – быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей.

Кроме того, при взаимодействии информации и общества происходит изменение социальных регуляторов (морали, права), а также структурное изменение всего общества под воздействием технических и технологических процессов. Повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них информационных телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства, в котором информация вращается в непривычной для традиционного права электронной форме.

Таким образом, усиление информационной зависимости человека от растущего объема потребляемой информации требует упорядочения и системной организации самой информации, в том числе с помощью норм права.

Родоначальником отдельного информационно-правового направления сначала советского, а ныне российского правоведения стал А. Б. Венгеров. Он выделил определенные признаки (свойства) информации, принципиально значимые для правового опосредования отношений по поводу информации (информационных отношений). К ним, в частности, относятся известная самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (этим признаком информация принципиально отличается от вещных материальных объектов); способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию»; количественная определенность; системность.

Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом определяется степенью учета законодателем этих признаков (свойств).

Первое российское легальное определение понятия «информация» было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, в ст. 2 которого говорилось, что информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В действующем Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ определение информации, как выше говорилось, представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.

Пункт 3 ст. 5 Закона об информации содержит классификацию информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. Так, по этому основанию информация подразделяется на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается, например, информация, составляющая государственную или коммерческую тайну. В п. 2 этой статьи приводится разделение информации в зависимости от категории доступа к ней. По этому основанию информация может быть общедоступной; ограниченного доступа.

Основы правового режима информации ограниченного доступа были установлены в ст. 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Часть 2 ст. 10 определяла два базовых типа информации ограниченного доступа: информация, отнесенная к государственной тайне (т. е. секретная), и конфиденциальная информация.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Закона об информации). Таким образом, конфиденциальной может быть любая информация, могущая повлечь указанные последствия. Конфиденциальная информация может выражаться не только в секретах производства, сведениях, недоступных для других, но и быть тайной. Российское законодательство устанавливает различные виды тайны: государственную, коммерческую, служебную, профессиональную, иную, а также персональные данные. Регулированию отношений, связанных с персональными данными, посвящен специальный Федеральный закон «О персональных данных», принятый 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (далее – Закон о персональных данных).

Конфиденциальная информация определена в п. 7 ст. 2 Закона об информации через требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Надо сказать, что ее режим довольно резко критикуется в литературе как весьма неопределенный. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использует лишь самые общие нормативные установки, например: «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (ч. 4 ст. 9).

Само слово «конфиденциальность» в переводе с латинского означает «доверие» (т. е. передавая такую информацию, мы надеемся на ее сохранность и нераспространение, так как ее разглашение может нанести сторонам определенный ущерб). Это определение небезупречно. Вряд ли можно согласиться с определением конфиденциальной информации опять-таки через информацию с ограниченным доступом, не содержащую государственную тайну, во-первых, потому, что такое определение оказывается в замкнутом круге: нельзя определять подобное подобным; во-вторых, государственная тайна – это тоже конфиденциальная информация.

Возникает вопрос и о соотношении конфиденциальной информации и информации ограниченного доступа. Понятие информации, находящейся в ограниченном обороте, очень «молодое» даже по меркам российского информационного права, пишет С. В. Комлев. Впервые это понятие было введено в Федеральный закон «О кредитных историях». Несмотря на то что смысловое содержание понятия информации, находящейся в ограниченном обороте, активно использовалось и ранее, законодатель официально ввел его в российскую правовую систему только в начале 2005 г. Согласно ч. 4 ст. 7 указанного законодательного акта совокупность информации, содержащейся в титульной, основной и дополнительной (закрытой) частях кредитных историй, является ограниченно оборотоспособным объектом. Представляется не только достаточно удобным, но и обоснованным и возможным распространить этот термин на весь спектр информации, хоть и не относящейся к государственной тайне, но свободное распространение которой нанесет существенный вред общественным отношениям. Под информацией, находящейся в ограниченном обороте, следует понимать информацию, обладатель которой принимает меры к ее охране и защите и свободное распространение которой может нарушить права и свободы человека или затронуть его законные интересы, а также может нанести вред экономическим интересам организации.

К информации, находящейся в ограниченном обороте, относятся сведения, составляющие:

1) коммерческую тайну; 2) аудиторскую тайну; 3) банковскую тайну; 4) налоговую тайну; 5) тайну страхования; 6) тайну связи; 7) тайну завещания; 8) адвокатскую тайну; 9) врачебную тайну; 10) тайну усыновления ребенка; 11) содержание кредитных историй физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из приведенного перечня видно, что информация, находящаяся в ограниченном обороте, встречается во многих сферах общественной жизни. Информация, находящаяся в ограниченном обороте, характеризуется следующими признаками: она не является государственной тайной; в информации содержатся сведения, свободный оборот которых может нанести ущерб обладателю данных сведений или лицу, сведения о котором содержатся в информации. Собственник или законный обладатель принимает меры по охране и защите информации.

Надо сказать, что действующее законодательство, точно не определяя конфиденциальную информацию, тем самым затрудняет и понимание соотношения безусловно близких и взаимозависимых категорий, в том числе конфиденциальной информации и информации ограниченного доступа, коммерческой, служебной, профессиональной, иной тайны, секретов производства, служебных произведений. Этому препятствует разнобой терминологии различных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а в некоторых случаях и коллизия некоторых норм законов, о чем более подробно ниже, когда речь пойдет о конкретных видах конфиденциальной информации. Анализируя нормативные правовые акты, имеющие прямое отношение к рассматриваемому вопросу, можно констатировать, что информация разделяется на 1) общедоступную; 2) информацию ограниченного доступа (терминология ст. 7 и 9 Закона, которая, как можно судить по тексту, тождественна сведениям конфиденциального характера (терминология Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г.). В свою очередь, информация ограниченного доступа (сведения конфиденциального характера) подразделяется на персональные данные, коммерческую, служебную, профессиональную и иные тайны. Особняком стоит государственная тайна, хотя она, разумеется, представляет собой конфиденциальные сведения.

Заслуживает внимания мнение Е. К. Волчинской, которая полагает, что можно выделить несколько условий, необходимых и достаточных для установления режимов конфиденциальности:

– заинтересованность субъекта в ограничении доступа к информации, свидетельствующая о том, что конкретная информация представляет для него ценность (в моральном, материальном или ином аспекте);

– наличие интереса (права) других субъектов на получение и/или использование этой информации, т. е. обладатель, реализуя свой интерес, не должен нарушать законные права других субъектов на получение информации;

– право ограничивать доступ к информации может распространяться только на информацию, полученную законным путем, в том числе самостоятельно, по договору, в дар и т. д.;

– информация, доступ к которой ограничивается, не должна быть общеизвестной;

– обладатель информации, к которой он хочет ограничить доступ, должен обеспечить необходимые меры защиты этой информации – установить режим тайны.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111 установлен перечень сведений конфиденциального характера:.

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Согласно ст. 5 Закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся перечисленные в п. 1–11:

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно ст. 9 Закона об информации. В соответствии с ним «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну служебную тайну и иную тайну обязанность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (п. 4). Понятие конфиденциальной информации достаточно широкое, поскольку к этой категории, надо полагать, относятся все виды информации ограниченного доступа, защищаемой законом, – коммерческая, профессиональная и другие тайны, а также некоторые иные сведения, в отношении которых установлен режим конфиденциальности.

Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, не подлежит расширенному толкованию. Поэтому произвольное отнесение кем-либо к разряду конфиденциальной другой, не предусмотренной перечнем информации не влечет за собой правовых последствий. Общедоступной информацией являются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Установлению правового режима общедоступной информации посвящена ст. 7 Закона об информации. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать свое имя в качестве источника такой информации.

В п. 1 ст. 6 Закона об информации дано понятие «обладатель информации», под которым понимается физическое, юридическое лицо, Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование, которые либо своими силами создали информацию, либо приобрели на основании закона или договора право предоставлять или ограничивать возможность других лиц получать и использовать определенную информацию. Обращает на себя внимание, однако, что из этого перечисления выпадают организации без образования юридического лица, что отнюдь небезразлично для трудовых отношений, т. к. эти организации могут быть работодателями (ст. 20 ТК РФ).

Предметом обладания являются сведения независимо от формы их предоставления.

В прежнем законодательстве субъект, осуществляющий права собственности в отношении информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения лишь в части владения и пользования ими, а также реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом, именовался владельцем указанных объектов.

С точки зрения трудового права небезынтересно определить, при каких обстоятельствах как та, так и другая сторона трудового договора может обладать конфиденциальной информацией, и какого именно вида.

Исходя из содержания ст. 6 Закона об информации, работодатель – безусловный обладатель как производственной, технической, экономической, организационной и другой конфиденциальной информации, так и информации, касающейся работника, необходимой работодателю в силу исполнения работником своей трудовой функции (ст. 65, 88 ТК РФ). Работник также может быть обладателем производственной и прочей информации, во-первых, потому, что она может быть доверена ему работодателем как необходимая для выполнения трудовой функции, во-вторых, работнику могут принадлежать результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе трудовой деятельности, как-то: изобретения; полезные модели; промышленные образцы и т. п. (ст. 1225 ГК РФ). Кроме того, в силу главы 14 ТК РФ и Закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ работник – физическое лицо является субъектом персональных данных (п. 1 ст. 3).

Однако при этом надо иметь в виду следующее.

Согласно главе 70 части четвертой ГК РФ, в отличие от недействующего ныне Закона об авторских правах 1993 г., по-иному решаются вопросы авторских прав на служебные произведения. В свое время в ст. 14 Закона об авторском праве служебные произведения делились на произведения, созданные «в порядке выполнения служебных обязанностей» и «в порядке служебного задания» работодателя. Эти два положения отличаются друг от друга тем, что при выполнении служебного задания работнику дается прямое указание о создании определенного произведения, причем такое указание может не вытекать из его служебных обязанностей и находиться за рамками таких обязанностей. В п. 1 ст. 1295 ГК РФ понятие служебного произведения сужено таким образом, что под него подпадают лишь произведения, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей, и взаимоотношения работника и работодателя по поводу служебного задания должны регулироваться дополнительным соглашением.

Любые условия, касающиеся взаимоотношений между работником (автором) и работодателем по поводу служебного произведения, могут быть согласованы как в трудовом, так и в ином договоре (абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Хотя служебные произведения создаются в рамках трудовых отношений, следует согласиться с мнением В. А. Дозорцева, что трудовой договор в этом случае является основанием заключения гражданско-правового договора, поскольку субъективные гражданские права, включая право на получение автором вознаграждения от работодателя, могут предоставляться только по гражданско-правовому договору.

Если продолжать рассматривать фигуру обладателя информации, то необходимо сказать, что в Законе об информации появляется особый субъект правоотношений в сфере информации – оператор информационной системы. Определение его понятия впервые дано в Законе «О персональных данных», в п. 2 ст. 3 которого сказано, что оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. По общему правилу, оператором считается собственник используемых при этом технических средств, хотя в ч. 5 ст. 14 Закона об информации содержится исключение из этого правила, сделанное в отношении государственных информационных систем: при создании такой системы ее оператором может быть и лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. Если информационная система не является государственной или муниципальной, то порядок ее создания и эксплуатации определяется ее оператором (ч. 6 ст. 13 Закона об информации). Поэтому прежде чем привлечь оператора к оказанию услуг по эксплуатации информационной системы и заключить с ним соответствующий договор, важно ознакомиться с его внутренними правилами или положениями (которые обычно включаются в условия договора и поэтому имеют юридическую силу для сторон).

С учетом высказанных соображений можно предложить для обсуждения следующее определение понятия конфиденциальной информации.

Под конфиденциальной информацией следует понимать легально полученную информацию, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определенному кругу лиц и в отношении которой установлен режим определенного рода секретности.

Из книги Федеральный Закон о саморегулируемых организациях автора Дума Государственная

Статья 7. Раскрытие саморегулируемой организацией информации и защита саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования 1. Саморегулируемая организация обязана раскрывать путем ее опубликования в средствах массовой информации и в

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках 1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 15.12. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 361-2. Несанкционированные сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, хранящейся в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или на носителях такой информации 1. Несанкционированные сбыт

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ Существуют различные подходы к пониманию информации.С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение,

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 75. Разглашение конфиденциальной информации о медицинском осмотре по выявлению инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающего заболевание СПИДом Разглашение конфиденциальной информации о медицинском осмотре по выявлению инфицирования

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс автора Царева Нина Павловна

§ 1. Понятие доказательств, средств доказывания и отграничение их от оперативно-розыскной информации Развитие правовой теории невозможно без разработки методологии. Это относится к любой отрасли права, в том числе к уголовному процессу и оперативно-розыскному

Из книги Религиозная тайна автора Андреев К. М.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (Извлечение) ‹…›Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе‹…›7) конфиденциальность информации – обязательное для

Из книги Конфиденциальная информация в трудовых отношениях автора Иванов Дмитрий Викторович

Глава 1 Понятие, виды и источники правового регулирования конфиденциальной

Из книги Врачебная тайна. Вопросы и ответы автора Аргунова Юлия Николаевна

1.2. Виды и основные источники правового регулирования конфиденциальной

Из книги автора

2.3. Ответственность сторон трудового договора за невыполнение обязанностей по сохранению (неразглашению) конфиденциальной информации В современном обществе информация является одним из наиболее значимых элементов бизнеса, да и любой продуктивной деятельности.

Из книги автора

Как соотносится право на информацию и право на неразглашение конфиденциальной информации? Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», развивая положения Конституции РФ, к числу принципов правового

Из книги автора

К какому виду конфиденциальной информации относится врачебная тайна? Тайна в общем понимании – это «то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет». Этические нормы общества предполагают, что каждый человек должен сохранять тайну, доверенную ему другим

Определение понятия

Конфиденциальность - это комплекс мер по предотвращению утечки и разглашения той или иной информации. Сущность данного понятия также можно уяснить, ознакомившись с его переводом с разных языков. Это звучит примерно, как "тайна" или "доверие". С каждым годом эта категория становится все более значимой в разных сферах. Конфиденциальность можно считать необходимым условием для многих видов деятельности, среди которых медицинская, адвокатская, аудиторская и прочие.

Законодательное регулирование

Конфиденциальность - это достаточно серьезная тема, которая затрагивает практически все сферы общественной жизни. Именно поэтому регулирование данного вопроса уже давно происходит на законодательном уровне. Так, в соответствии со специальным Указом президента Российской Федерации конфиденциальными считаются следующие виды информации :

  • вся личная информация, идентифицирующая человека, а также факты, касающиеся его частной жизни (исключения составляют сведения, предоставленные в средства массовой информации, а также подписание документов, разрешающих распространение данных);
  • данные о ведении расследования и судебные документы, а также информация о лицах, которым обеспечивается защита в рамках государственных программ;
  • служебная тайна, к которой относятся данные о работе государственных органов, научных лабораторий, а также предприятий оборонного сектора;
  • сведения о таких видах деятельности, как медицинская, адвокатская, аудиторская, судебная, следственная и так далее;
  • коммерческая тайна, заключающаяся в подробностях о производственном и технологическом процессе, а также организации работы предприятия в целом;
  • сведения о научных разработках до момента получения патентной документации или же до внедрения в эксплуатацию.

Где нужна конфиденциальность информации

Любая сфера деятельности требует сохранения в тайне определенного объема информации. Примером может послужить коммерческое предприятие. Его работники не имеют права разглашать сведения о технологии производства, организационной структуре и прочих моментах, что закрепляется в соответствующих пунктах трудового договора. Нарушение данного правила грозит штрафом или увольнением.

Наверное, все слышали такое словосочетание, как государственная тайна. Это целый ряд сведений, которые находятся под защитой властных институтов и правоохранительных органов. Речь идет о научной, военной, политической, разведывательной и прочих видах деятельности. Предавая данные факты огласке, индивид не только может нанести государству экономический ущерб, но еще и поставить под угрозу его безопасность. За подобные правонарушения предусматривается серьезная ответственность.

В медицинских и прочих заведениях подобного рода также необходимо соблюдать конфиденциальность. Персонал не имеет права разглашать информацию о клиентах. Это же касается и аудиторских фирм. В противном случае потерпевшая сторона может инициировать судебное разбирательство.

Что не может быть конфиденциальной информацией

Рамки политики конфиденциальности не распространяются на следующие виды информации:

  • информация, указанная в учредительных документах;
  • данные свидетельства о регистрации предприятия;
  • сведения об имуществе организации;
  • информация о соблюдении правил безопасности и норм экологической ответственности;
  • о кадровом составе, а также системе вознаграждения за проделанную работу;
  • факты установленного нарушения норм закона;
  • сведения о проведении конкурсов, тендеров и прочих мероприятий, в которых решается судьба объектов государственной собственности;
  • финансовая отчетность некоммерческих организаций.

Охрана конфиденциальности

Конфиденциальность данных может быть защищена их владельцем следующим образом:

  • для начала стоит составить перечень сведений, которые попадают в категорию "коммерческая тайна" в соответствии с законодательством;
  • установление внутреннего порядка охраны информации путем ограничения круга лиц, имеющих к ней доступ, а также внедрение ответственности за несоблюдение правил;
  • ведение учета лиц, которые допущены к конфиденциальным данным;
  • внесение пункта об ответственности за распространение секретной информации в трудовой договор, а также коммерческие контракты с контрагентами;
  • четкая фиксация на цифровых и бумажных носителях всей информации с целью доказательства ее подлинности и правообладания;
  • незамедлительная регистрация в соответствующих органах тех сведений, которые должны находиться под защитой.

Данный перечень мероприятий может быть дополнен на усмотрение предпринимателя. Главное условие - это соответствие их законодательным нормам.

Выводы

Конфиденциальность - это объективная необходимость в современных условиях. Каждый человек, а также организация имеет право на сохранение в тайне определенной информации. Нарушение данной нормы влечет за собой наступление административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Условия конфиденциальности во многом зависят от того, о какой сфере деятельности идет речь. Данного правила стоит придерживаться во всем, что касается коммерческой или государственной тайны, а также частной жизни индивида, независимо от его социального статуса и рода деятельности.