Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Информационное общество, его ценности и способы функционирования. Трансформация ценностных ориентаций личности в период становления информационно общества: философский аспект

Информационное общество, его ценности и способы функционирования. Трансформация ценностных ориентаций личности в период становления информационно общества: философский аспект

Информационное общество (постиндустриальное общество) ­­ общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Отличительные черты:
1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
3. возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
4. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 5. cоздание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей,
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам,
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное общество в трудах философов XX века:
Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Традиционно считается, что это понятие было введено в научный оборот американском социологом Д.Рисменом, который в 1958 году применил его в заглавии одной из своих статей. Между тем, пусть и не так широко, известно, что еще в 1917 году А.Пенти, один из теоретиков английского либерального социализма, использовал это понятие, вынеся его даже в заглавие одной из своих книг. И совсем забытым остается тот факт, что сам А.Пенти отдавал приоритет в применении данного термина А.Кумарасвами, автору ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. (из Иноземцева “Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире”)
В XX в. у философов и социологов появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации (Шпенглер).
В 40­е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями.
В 50­е гг. экономист Фриц Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром. В дальнейшем - развито в работах Ёнэдзи Масуды (японский социолог, 1905­1995), американского социолога Дэниэла Белла.
К концу 60­х годов данная проблематика стала одной из наиболее актуально обсуждавшихся западными социологами. Приблизительно с 70­х годов в западной литературе знание и информация воспринимались не как некая субстанция, воплощённая в средствах производства, а как самостоятельная производственная сила. Таким образом, новое информационное или постиндустриальное общество (в котором информация и знание являются основной производственной силой) противопоставляется обществу индустриальному и доиндустриальному. В экономической сфере информация превращается в самостоятельную производственную силу, значит, часть населения оказывается задействованной в сфере получения и передачи информации. Новый этап в развитии теории был открыт выходом в 1973 году книги Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вызвавшей взрыв интереса. В течение этого и следующего десятилетий появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. (из Иноземцева)
Идея постиндустриального общества остается сегодня весьма популярной, а соответствующий термин широко применяется в философских, социологических и экономических работах. Между тем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры. (из
Иноземцева)
Д. Белл пишет: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». (из Иноземцева)
Естественно, что определить хронологические рамки подобного социума оказывается достаточно сложно. Обычно утверждается, что новые тенденции стали нарастать после второй мировой войны, хотя зачастую это происходило в формах, дававших, казалось бы, возможность говорить об экспансии индустриализма. В случае применения в качестве критерия степени развитости третичного сектора (сферы услуг, остальные 2 ­­ первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность) своеобразной критической точкой считается середина 50­х годов, когда в США количество работников сферы услуг превысило количество занятых в материальном производстве. Однако реальные изменения, заставившие подавляющее большинство западных футурологов говорить о современных развитых обществах как о постиндустриальных, относятся к середине и концу 70­х годов и включают радикальное ускорение технического прогресса, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения, а также возникновение ряда ситуаций, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической науки. (из Иноземцева)
Постиндустриалисты разграничивают этапы общественной эволюции
революционными переходами; подобная периодизация осуществляется ими на основании трёх критериев. Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим важнейшим направлениям: основному производственному ресурсу, которым выступает информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе таковым являлись, соответственно, сырье и энергия; характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. (из Иноземцева)

В информационном обществе возникает и развивается информационно-электронная экономика: информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование экономики определяется развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Главная сфера экономической деятельности – сфера услуг, наука. Образование; форма социальной организации – университеты; доминирующее сословие – ученые и профессиональные специалисты. В этом обществе информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье; массовое стандартное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супер-технологии.

В информационном обществе происходит глобальная экономическая интеграция, переход от самодостаточной и изолированной экономики к мировой экономике. Нарастающей тенденцией такого общества является массовая миграция населения (в поисках интересной и перспективной работы).

Еще одна тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.

Информационное общество – это общество с развитой системой надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество - это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций.

Характеризую информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.


В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»

Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования. Наибольшего внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, стоящая в центре всех педагогических концепций последнего времени. Ее качественные изменения, ответственность и готовность к самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстроменяющемуся миру – все это требует особой заботы и обусловливает специфику современного образования. Это означает, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в системе образования. Требуется действительная и действенная модернизация образования: модернизация приоритетов, ценностей, отношений, взаимодействий и т.д.

Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений приводит к ускорению процесса старения знаний от 5-7 лет в наиболее быстроразвивающихся научных направлениях, до 10-12 лет во многих областях науки и техники и до 15 лет в некоторых научно-прикладных отраслях знания и инженерно-технических специальностях. Отсюда насущной потребностью становится воспитание и поощрение работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни.

Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:

1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).

2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.

Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с невиданной динамичностью развития этого общества.

Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.

Таким образом, специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.

В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:

1. Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.

2. Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.

3. Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.

4. Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.

5. Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.

6. Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.

7. Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.

8. Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.

9. Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.

Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов.

Таким образом, эти задачи являются приоритетными и первостепенными для разработки программы информатизации СОПШДО № 17 и организации мероприятий для ее реализации.

2. Информационные технологии в образовании

Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

Техническая среда (вид используемых технических средств);

Программная среда (набор программных средств);

Предметная среда (содержание конкретной предметной области);

Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования

В.Н. Кукьян, Н. А. Швецова

Современный период развития в России характеризуется переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному, информационному, базирующемуся на информации, знаниях и инновационных технологиях как основных социально-культурных ценностях. Рост объема информации, внедрение информационных технологий в разные сферы общественной жизни влечет за собой стремительное нарастание информатизации образования, что меняет среду образования, методы, модели специалиста, социализацию личности.

Модернизация - это основное направление развития российского образования, процесс синтеза традиций и инноваций. В условиях развития информационного общества человек должен быстро адаптироваться к новым условиям и отражать их в своей деятельности: скорость изменений такова, что нередко системность уступает место асистемности, через которую формируются новые системные признаки. А значит, невозможно в системе образования подготовить личность к самореализации во всех формах ее проявления. Поэтому необходимо приобщить студентов, учащихся к таким ценностям, которые позволяют быстро адаптироваться к изменению форм, технологий, стратегий, приоритетов достижения успеха, с учетом происходящих радикальных изменений в мировой экономике и рынке рабочей силы. В информационном обществе назрела необходимость «опережающего» формата подготовки современных специалистов. Информационная революция приводит к невиданным темпам и срокам накопления информации. Информация становится важнейшей социокультурной ценностью, а это требует решения ряда проблем, в частности, соотношения знаний и информации, знаний и компетенций, развития сетей и виртуальных направлений формирования профильной коммуникации и оперативности ее поиска, необходимости новых технологий.

На сегодняшний день образование ориентировано не столько на передачу знаний, как прежде, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Фундаментальность - это основа для использования инноваций, без которой российское образование может потерять самобытность. Готовящаяся реформа «старшей школы» с планируемым количеством часов на воспитание за счет сокращения общеобразовательных дисциплин вызывает сомнение в её эффективности и целесообразности. Воспитание и обучение - неразрывный процесс. Любая школьная дисциплина, в особенности гуманитарно-социальная, отношение учитель - ученик - вот основа воспитательного потенциала. Актуализировать его, создать необходимые условия для сотрудничества, нравственной атмосферы школы - эта нравственно-духовная составляющая должна быть в основе реформирования современной школы, дезориентированной коммерциализацией социальных связей и прагматикой рыночных отношений.

Нет сомнений в том, что высокая квалификация (профессионализм) - главное требование к работнику в современной экономике, которое становится «во главу угла» теории человеческого капитала. Образование занимает ведущую роль в формировании квалификации работника (общих и специальных способностей к труду). В информационном обществе происходит парадигмальный сдвиг в сфере образования, набирает силу знаниевая парадигма и ориентация на углубленную профессионализацию образования.

Однако знаниевая парадигма образования противоречит некоторым ценностным установкам, порождаемым обществом рыночной экономики. Прагматические ценности становятся приоритетными в обществе и в образовательной сфере. Определяющей тенденцией развития образования становится его ориентация на потребителя. Образование трансформируется из акта безвозмездной трансляции накопленного культурного опыта от поколения к поколению людей в возмездную потребительскую услугу. Будучи втянутым в орбиту тотального потребления, образование вынуждено практиковать однобокие, партикулярные формы воспроизводства субъектно- сти, ограничиваясь профессиональными навыками индивида, востребованного на рынке труда. Именно партикулярность представляет одну из главных целей глобализации образования, которая является приспособлением последнего к запросу основных субъектов глобальной капиталистической экономики в лице транснациональных корпораций и международных банковско-финансовых структур. Это запрос на частичного индивида - квалифицированного работника-исполнителя, узкого специалиста, функционера. Напротив, культурная роль образования как механизма становления целостного человека утрачивается. Из его содержания вымывается наиболее значимая компонента - общее образование. А именно он - общее образование - развивает человеческие способности, востребованные в любой деятельности, транслирует базовые ценности бытия, способствует укоренению человека в мире.

Современная экономика требует от выпускников вузов все более углубленной профессиональной специализации, зачастую в достаточно узкой области. Профессиональная подготовка становится ведущим направлением в образовании, поэтому вузы уделяют больше внимания «полезному знанию», которое требует от выпускников рынок труда. Однако не следует забывать в увлечении узкоспециализированными технологиями в образовательном деле о традиции фундаментальности и широком гуманитарном поле российской системы образования, обеспечившей высокий рейтинг российского образования и успех на международных соревнованиях учащихся российских школ в недалеком прошлом. Поэтому многие ученые сходятся во мнении о том, что основополагающими признаками новой образовательной системы должны остаться традиции гуманитаризации, фундаментализации и новой ориентации - информатизации обучения. Информатизация будучи новым качеством системы образования, новой социокультурной ценностью, способствует синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга.

Главное предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении человеком своего места в мире - в противовес технократическому мышлению, узкопрагматичной ориентации, которые привели к обеднению эмоционального мира человека. Итак, гуманитаризация направлена на то, чтобы закладывать основы широкого мировоззрения, не ограниченного естественнонаучной картиной мира, формировать инновационное мышление. Гуманитаризация вузовского образования предполагает, что в условиях изменяющегося общества вуз любого профиля готовит не просто специалиста, овладевшего определенным объемом научнотехнических знаний и умений, но носителя гуманитарной культуры. Речь идет о человеке, способном занять осознанную позицию в рамках своей профессии, умеющем профессионально работать с информацией, используя гуманитарные способы ее получения и интерпретации. Таким образом, гуманитаризация образования преследует две основные и взимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью можно преодолеть чрезмерно узкую специализацию; во-вторых, с помощью гуманитаризации появляется возможность сформировать у молодого специалиста основы гуманистического мировоззрения. Гуманитаризация образования рассматривается как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира.

В современных исследованиях акцентируется внимание на двух взаимосвязанных проблемах: образование как ценность и ценности в образовании, которые составляют ядро аксиологической проблематики философии образования и требуют методологического обоснования теории и практики системы образования. Образование как ценность и социальный институт выполняет ряд необходимых социальных функций. Самой главной функцией образования является социализация личности в развивающемся обществе, которая связана с формированием социальной структуры общества (с социальной мобильностью, престижем и др.). Например, сегодня роль образования как фактора социальной мобильности и повышения социального престижа человека возросла, поскольку образование стало одновременно фундаментом и средством продвижения по социальной лестнице. В развитых странах уровень и качество образования входят в число наиболее существенных критериев, определяющих социальный статус индивида. Большое значение имеет инструментальная ценность образования: повышение заработной платы, более высокая должность, более широкие возможности в выборе видов и сфер профессиональной деятельности. Статусно-престижная ценность образования оказывается сегодня наиболее привлекательной и значимой в нашей стране.

Ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственноэтическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности. Сегодня они крайне недооцениваются. Нравственный компонент характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Конфликтность, коррупция, падение престижа профессии педагога и другие негативные проявления показывают, что образование в нашей стране все больше утрачивает духовнонравственные ценности и традиции.

Развитие системы образования невозможно без опоры на позитивные традиции и культурные достижения, уже имеющиеся в системе отечественного образования. Необходима осознанная ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, создание культурной среды для саморазвития личности. Для сознательного и свободного самоопределения человека в современном мире образование должно приобщать к миру национальных и общечеловеческих ценностей. Ментальные ценности общества (включающие такие понятия, как добро, красота, польза, справедливость, свобода, социальное равенство) играют важную роль для социализации личности. Именно эти ценности лежат в основе аксиологического обеспечения образовательно-воспитательной системы, где главными должны быть вопросы формирования человека как гармоничной личности.

Надо отметить, что сегодня остро стоит вопрос: насколько совместимы и совместно достижимы две целевые установки в реформировании современного отечественного образования: нравственное и духовное развитие личности, с одной стороны; обеспечение конкурентоспособности на рынке труда и социализации в современном мире, переходящем к рынку. В современном образовательном пространстве цели высшего образования разобщены. Как и в старшей школе, преобладает функциональный подход к образовательному процессу, поскольку студентов обучают так и для того, чтобы они могли после вуза занять место в каком-то сегменте рынка труда. Это определяет отношение обучающихся к образованию как информативному процессу, который сегодня все более формализуется, контролируется тестами, решением задач. Такой подход не согласуется с инновационной стратегией развития системы образования и модернизации общества. Выпускники вузов просто научаются быть исполнителями, но не инициаторами, с трудом приспосабливаются к научно-теоретическим, технологическим, структурным переменам, без которых немыслимы современная экономика и вся общественная жизнь. Усугубляет ситуацию неразвитость российского рынка. Специалисты часто не находят себе достойного применения, устраиваются не по специальности, многие покидают страну. Согласно статистическим данным, Россию покидают высококвалифицированные специалисты, ученые и академики. По некоторым оценкам, за период с 1999 по 2004 г. Россию покинули 25000 ученых, а 30000 ежегодно работают по системе контрактов за рубежом, что составляет примерно 5-6 % от общего научного потенциала страны. Традиционно в России высшее образование возвышает человека, поднимает его не только до определенного уровня профессиональной готовности, но приобщает к культурному творчеству. У молодого специалиста должно присутствовать осознание своей причастности к культуре, у него должно быть воспитано чувство неотделимости от духовной жизни общества. Сегодня в России резко изменилась ценностно-ориентационная ситуация. Жизненные идеалы стали качественно иными: на первый план выступил такой фактор, как экономический индивидуализм. Основная его составляющая - стремление человека к предприимчивости. В деятельности людей часто все измеряется рыночными критериями.

Новые ценности образования, в частности информатизация, приобретают глобальный характер в современном мире. Однако информатизация образования, информационная насыщенность субъект - субъектных отношений в образовательном пространстве существенно обновляют и обогащают ценностный мир человека.

Важнейшим механизмом приобщения к культурным ценностям, ставшим доступным благодаря внедрению информационных технологий в образовательный процесс, является мотивационная сфера личности. Развитие мотивации личностного выбора - важнейшая задача педагогического воздействия на личность. Образование как ценность культуры в современной России не может полностью адаптироваться к рынку в силу специфики своей природы, общественного предназначения. Оно по природе своей - творческая сторона духовного производства, не только транслирующая знания, но развивающая и сохраняющая интеллектуальный, культурный потенциал общества. Конечно, образование зависит от рыночных отношений, и его конечный продукт - специалисты - субъекты рыночной экономики и других сфер постиндустриального общества, зависящие от рынка труда и участвующие в его динамике. Многие продукты их труда включаются в рынок. Однако продукты духовного производства, в частности, система образования, не полностью охватываются рыночными отношениями, так как не могут быть оценены в экономических категориях (цена, стоимость, прибыль и т. п.). Например, талант педагога, моральная устойчивость, гуманизм, гуманитарная среда, национальные святыни, гениальные мыслители как философы, ученые, педагоги.).

В процессе реформирования образования важно актуализировать механизм наследования ценностного его смысла для личности и общества, сохранить высокий научный и гуманистический потенциал российского образования, накопленный традицией в течение нескольких веков. При этом следует учитывать возможности проявления субъективизма в формировании программ дисциплин и их преподавании, в особенности характерного для учебных курсов и трактовок содержания гуманитарных дисциплин ценностный смысл, мировоззренческий потенциал которых существенно изменился за последние 20 лет. Пример тому новые мифологемы истории, тенденции к «свертыванию» гуманитарных дисциплин в технологических, технических вузах, акцентирование приоритетов формализованных методов контроля знаний студентов и пр. Однако наблюдается противоположная тенденция - активное движение философов по приобщению школьников к изучению философии, подготовке школьных учителей к работе с детьми по развитию интереса к философскому знанию и философской культуре. Создана детская организация «Философы - детям», а в крупных городах России сложились центры со своими направлениями, программами, практиками. Так что механизм наследования обновляется вхождением в культуру и освоением ценностей образования новыми поколениями.

Достаточно сложным в современный кризисный период является механизм социализации, в котором происходит творчество и освоение новыми поколениями ценностей образования. Сложность его в неопределенности и несформированности идеалов демократии, недостаточная осознанность его стороны государства и общества, статуса и ценностей института образования в информационном обществе, агрессивном наступлении «массовой культуры», блокирование ею и «рынком» общечеловеческих ценностей.модернизация образование инновация

Какие механизмы могут противостоять разрушительным тенденциям? На наш взгляд, это социально-психологические механизмы как мощные детерминанты ценностного плана личности. Из психологии известно, что жизненные достижения человека на 70-80 % достигаются благодаря мотивам, которые побуждают человека к определенным действиям. Поэтому мотивационная сфера - важнейшая проблема воспитания. Мотивация ориентирует на качество профессиональной деятельности, на отношение к труду, окружающим людям, семье, Родине и т. п. Поэтому педагогическое внимание сегодня во всех учреждениях образования должно быть заострено на использовании мотивационных механизмов для развития личности, мобилизацию её способностей, стремления к активной деятельности. Из традиционных механизмов известна своей эффективностью привычка. Но сформировать привычку к самостоятельной работе с книгой в век компьютерных технологий очень нелегко. А издержки с убытком перекрывают достижения технологий - косноязычие учеников (и увы! учителей), подмена знаний информацией, неумение общаться «вживую».

В системе образования новые технологии должны быть вспомогательным средством в субъект - субъектном диалоге учитель - ученик и не подменять живой передачи знаний от учителя к ученику. Требует больших усилий развитие этической мотивации в обществе с резким падением нравов, кризисом семьи, интервенции пошлости в повседневный мир человека. Неразвитую нравственную мотивацию подавляет корпоративная, директивная, экономическая, прагматическая, предпринимательская и другие. Без нравственных критериев эти мотивации могут соответствовать только «дикому» рынку, проявления которого у всех на виду. Однако предпринимательская мотивация необходима для цивилизованных рыночных отношений. Не случаен интерес студентов к спецкурсам «Философия и этика бизнеса», «Корпоративная культура». Социологические исследования выявляют растущее стремление у некоторой части студентов кратической мотивации - стремление к власти, участие в ней - экономической, политической, общественной. Нагляден пример эффективности молодежного парламента, возрождение студенческих стройотрядов, в которых набирается профессиональный, организационный опыт, ускоряется социализация.

Есть удачные начала предпринимательской деятельности в студенческие годы.

Эгоистическая, персонифицированная кратическая мотивация не столь явная в процессе образования становится серьезным барьером на пути общества к гуманистическим целям и ценностям.

Но тем не менее активность субъектов вузовского образования должна реализовываться во всей цепочке образовательного процесса цели - средства - результат. Если первое и второе звенья более или менее осознанны в системе субъектных отношений, то результат

куда устроиться работать выпускнику вуза, каков рынок труда, каковы взаимоотношения производителя (вуза, готовящего специалистов) и потребителя (предприятий, организаций, учреждений) - здесь больше вопросов, чем ответов. Анализ показывает, что системного взаимодействия в этой сфере пока не создано, есть фрагментарные, неполные, противоречивые отношения. Существующая договорная практика «вуз - предприятие» дает позитивные результаты. Предприятия, заинтересованные в соответствующих кадрах, обеспечивают практику и дальнейшее трудоустройство выпускников, поддерживают вузовскую науку, выделяют средства на ремонт, оборудование, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, стажировку молодых специалистов, обеспечивают внедрение научных результатов в производство.

Немало примеров тесного сотрудничества крупных отраслей материального производства и вузов (нефтепроизводство, газпром и др.).

Этот опыт нуждается в научном и философском осмыслении. Однако в отношениях вуз - производство на современном этапе много сложностей, обусловленных их разобщенностью, недостаточностью осознанности общности задач субъектов образования и материальной практики.

Выработка субъектами общих целей, средств, результатов образовательной деятельности и их применение в производстве тем более важна в условиях перехода системы подготовки специалиста - бакалавров (четыре года) и магистров (плюс еще два года обучения). При уже начатом процессе подготовки специалистов по новым стандартам не хватает информированности, четких представлений о том, где и как смогут приложить свои знания бакалавры, только ли путь в науку уготован будущим магистрам? Каковы ожидания работодателей в отношении будущих претендентов на рабочие места и каковы будут конкретные условия работы новых выпускников? В этой связи необходима большая вузовская исследовательская работа, просветительская, информационная. Необходима профессиональная модель специалиста, подготовленного по новым критериям вузовского образовательного процесса. Моделирование образовательной системы как целостность пока охватывает лишь часть этой системы. Так, моделирование информационных процессов в образовании выявило противоречия информации и ценности. В частности, выявлено, что наращивание объема информации после определенной границы не приводит к адекватному росту ее ценности. Следовательно, информатизация образования должна осуществляться через призму системы мер и границ, охватывающих наиболее важные затрагиваемые системой образования аспекты жизни общества.

Современные подходы к моделированию образовательного процесса определены в Федеральной целевой программе Министерства образования и науки «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., в которой значительное место отводится вопросам управления образованием, моделирования внешней и внутренней среды образовательного процесса.

Реализация Федеральной целевой программы на уровне конкретных проектов и моделей актуализирует проблему синтеза информационного и ценностного подходов в разработке конкретных моделей образовательного процесса10.

В заключение следует отметить, что новые ценности образования в настоящее время находятся в стадии формирования. Их неразвитость связана с недостаточностью материальной базы системы образования с жесткой ориентацией рыночной экономики на узкопрагматические ценности, со стремлением субъектов деятельности к достижению быстрого экономического эффекта.

В целях оптимизации процесса формирования новых ценностей, необходимых для развития инновационных процессов в сфере образования, требуются системные исследования единства и противоречий внешней и внутренней среды образовательного процесса.

На наш взгляд, перспективна модель внешней среды образовательного процесса, представленная в наработках ученых московских вузов, которая, с одной стороны, учитывает условия рыночного общества и перспективу развития инновационного образования в целях модернизации российского общества. Эта модель должна быть дополнена разработкой модели внутренней среды образовательного процесса, сущностной стороной которой должна стать модель молодого специалиста, деятельность которого будет эффективной в условиях информационного общества.

Примечания

Гриценко, С. В. Информационная культура личности и ее роль в современном обществе. Пермь: ПГСХА, 2005. С. 4.

Жук, М. В. Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний / М. В. Жук,

Н. В. Наливайко // Философия образования. 2010. № 2. С. 253.

Круглов, Ю. Г. Вопросы инноваций в системе образования современной России // Образоват. политика. 2008. № 9. С. 2-11.

Патырбаева, К. В. Особенности современной формы труда и работник нового типа: авто- реф. дис. . канд. филос. наук. Пермь, 2009.

Гусев, Ю. В. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей / Ю. В. Гусев, Т. А. Половова // Философия образования. 2010. № 2. С. 192-199.

Наливайко, Н. В. Проблемы ценностей в современной теории образования // Философия образования. 2008. № 1. С. 112-119.

Наливайко, Н. В. О взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании: через развитие к социализации / Н. В. Наливайко, Т. С. Косенко // Философия образования.

Талалаева, Г. В. Демография: учеб.-метод пособие. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2007.

Наливайко, Н. В. О взаимодействии. С. 254-265.

Иванова, С. В. Основы для разработки модели внешней среды образовательного процесса // Вестн. рос. филос. о-ва. 2010. № 2 С.71-78.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

Вконтакте

Одноклассники

В статье мы кратко рассмотрим процесс формирования и развития современного информационного общества и возникающие на этой почве проблемы современной культуры.

Информационное общество — это общество, в котором информация приобретает новое значение. Она всегда играла в жизни человека огромную роль, но в современном обществе значимость информации принципиально иная.

Вторая половина XX века выдвинула и разрабатывает идеи:

  • целостности мира и отражающего научного знания;
  • общности закономерностей развития всех уровней мировой культуры;
  • признание средств массовой коммуникации основным мировым ресурсом.

В связи с этим информация становится основной нематериальной ценностью и предметом серьезного научного анализа. Канадский философ и социолог Мак-Люэн в 60-е годы XX века сформировал культурологическую концепцию, которая предполагает, что решающую роль в культуре играют коммуникационные связи. Так, для увеличения объема материального производства нужно в четыре раза увеличить объем соответствующей ему информации. Если раньше объем научной информации удваивался каждые семь-десять лет, то к концу XX века — каждые один-два года. Освоить такой возросший объем информации обычным способом невозможно.

Согласно теории Мак-Люэн, процесс развития информации включает в себя четыре исторических этапа :

  • эпоха дописьменного варварства ( , всеобщее единение и братство);
  • эпоха фонетического письма (передача накопленных знаний следующим поколениям в письменной, визуальной форме);
  • эпоха типографического станка Гуттенберга, породившая информационный взрыв в Европе в XVI в. (открыт путь к механизации ремесел, но и рост отчуждения и индивидуализма в европейской культуре);
  • аудиовизуальная эпоха (телефон, телеграф, радио, кино, телевидение, компьютер), которая восстанавливает цельное восприятие мира, делает каждого человека непосредственным участником любого информационного события.

С точки зрения этого ученого, вся планета превращается в мировую глобальную деревню , в новое информационное сообщество. Это будет рай, сошедший на землю, благодаря средствам массовой коммуникации. Наступит совершенно новая эпоха в развитии человеческого общества, который американский футуролог Тоффлер («Раса, власть и культура») называет термином «постин дустриальное» или «супериидустриальное общество» .

Уже сейчас информация превратилась в важнейший и ценнейший товар. Развитие материального производства требует прироста знаний, новых информационных технологий, распространения образцов научно-технической информации. Раньше все это достигалось с помощью речи, письма, телефона, телевидения. Теперь этого недостаточно. Современные технологии, безотходные технологии невозможны без применения компьютеризированных информационных систем.

Постиндустриальное общество — это прежде всего ин­ формационное общество . Информация обуславливает новое качество жизни, перспективы развития экономики, изменение социальной структуры. Информационные технологии оказывают все возрастающее влияние на формирование личности, семьи, досуга, образа жизни, т. е. формируют суть человека. Информационные технологии изменяют систему образования, которая в свою очередь, формирует сознание новых поколений, живущих в информационных обществах.

Человек информационного общества, по словам Тоффлера, становится «одноразовым человеком» . Он характеризуется повышенной любознательностью, не нуждается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Человек в супериндустриальном обществе как бы отрывается от земли, лишается культурной и исторической индивиду альности . Само информационное общество называется переходным, т. к. супериндустриальная революция и дальше будет продвигать человеческое общество к следующей, более высокой стадии его развития.

Известный специалист в области философии компьютерной революции Ракитов А. И. выделил следующие отличительные черты информационного общества :

  • любой человек в любой точке страны в любое время может на основе компьютерного доступа и систем связи получить любую информацию, необходимую для решения технических, социальных и личных проблем;
  • современные информационные технологии производятся и функционируют в доступном для человека режиме;
  • информационные ресурсы производятся в том объеме, который мог бы поддерживать развитие науки и производства на современном уровне. Как известно, некоторые страны южно-азиатского региона, успешно создающие различные компьютерные системы, сами научную информацию не производят, а получают ее из США, Западной Европы и Японии, Они не являются полностью информационными;
  • в различных сферах производства и управления в ин­формационном обществе происходит усиленная компьютеризация и автоматизация;
  • меняются социальные структуры, количество работающего населения составляет не менее 50% от общего количества занятых, уменьшается число работающих в традиционных сферах.

Информационная культура как будущее человечества

Исследователи современного состояния общества сходятся во мнении, что в историческом соревновании различных социально-экономических систем выживет и победит в глобальном масштабе та, которая быстрее и энергичнее осуществит информатизацию общества, вступит на путь новой информационной цивилизации, культуры и создаст благодаря этому, принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида.

В наше время существует понятие «информационного взрыва» , т. е. роста информации в социальной сфере. Уже сейчас в США 80% работающих имеют дело с информацией, а не с материальными, вещественными элементами производства. Эта тенденция будет нарастать.

В работах Ракитова А. И. («Философия компьютерной ре­волюции», М., 1991), Урсула А. Д. («Путь в ноосферу», М., 1993), Джона Несбита («Что нас ждет в 90-е годы», США, 1982) дается примерно одинаковый прогноз социально-экономических и культурных перемен на последние десятилетие XX века и начало XXI века:

  • человечество будет динамично переходить к информационному обществу;
  • информационная деятельность будет являться главной для большинства населения;
  • возникнет глобальное единство человечества на инфор­мационной основе;
  • информационное общество будет основано на гуманистических принципах, обеспечит бескризисное развитие общества и решение современных экологических проблем;
  • информационная насыщенность будет являться экономической основой и главной формой социально-экологического развития общества.

Японский специалист Масуда выдвинул идею появления нового человека в этом обществе — человека «интеллигентного» . Это понятие близко к понятию «гомо эколектроникус». Иными словами, роботизация и автоматизация освобождают человека от физического труда, а новые информационные технологии позволят улучшить биоантропологические показатели человека, увеличить продолжительность жизни, сохранить творческую активность. Новые желания нового человека будут зависеть не от его физических способностей, а от уровня информированности, умения овладеть новыми информационными технологиями. Доступ к информационным ресурсам должен быть всеобщим и массовым. Только при этом условии возможно устойчивое развитие общества и различных фаз интеллектуального процесса человеческой деятельности.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.