Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Amd athlon x4 950 bristol ridge тесты. ⇡ Athlon X4 для Socket AM4: что нового. Команды, инструкции, технологии

Amd athlon x4 950 bristol ridge тесты. ⇡ Athlon X4 для Socket AM4: что нового. Команды, инструкции, технологии

С появлением микроархитектуры Zen стратегия AMD на процессорном рынке стала базироваться на очень простом принципе: компания старается обеспечивать лучшие характеристики (в первую очередь по числу ядер и поддерживаемых потоков) по более выгодной цене. Семейства Ryzen 7, Ryzen 5 и Ryzen 3 при таком подходе оказались более дешёвыми альтернативами для Core i7, i5 и i3, и именно это во многом обеспечивает их популярность у покупателей. Но несмотря на то, что цена – это один из самых важных аргументов в продвижении процессоров AMD, совсем дешёвых Socket AM4-процессоров в ассортименте у этого производителя до не давних пор не существовало. Для тех покупателей, которые не располагали как минимум 100-долларовым бюджетом, выделенным на покупку CPU, AMD могла лишь предложить старые процессоры для Socket FM2+ семейств и либо ещё более старые процессоры AMD FX класса Piledriver. Но привлекательность таких предложений в современных условиях вызывает обоснованные сомнения, и это стало заметной проблемой.

Данная проблема дополнительно усугубилась тем, что компания Intel с внедрением дизайна Kaby Lake начала выпускать очень привлекательные процессоры начального уровня – двухъядерные . Такие недорогие четырёхпоточные CPU быстро завоевали признание и стали очень популярным вариантом для недорогих конфигураций.

Тем не менее оставлять Pentium c Hyper-Threading совсем без конкуренции в начальном рыночном сегменте AMD всё же не стала. Спустя примерно полгода после их появления в продаже «красный чипмейкер» принял решение создать свою альтернативу «гиперпням» и пустить для этого в дело имевшиеся в его распоряжении четырёхъядерные чипы Bristol Ridge. Такие процессоры поставлялись AMD по OEM-каналам примерно с середины прошлого года, но летом было объявлено, что теперь для исправления ситуации в нижнем ценовом сегменте Bristol Ridge станут доступны и для розничных покупателей.

Вообще, семейство Bristol Ridge в первую очередь включает в себя гибридные процессоры A-серии с интегрированным графическим ядром Radeon (поколения Volcanic Islands). Однако для конкуренции с Pentium были спроектированы специальные модели с отключенной графикой – такие процессоры AMD отнесла к отдельному модельному ряду Athlon X4. В результате покупатели бюджетных систем с дискретными видеокартами получили выбор между двухъядерными Kaby Lake с Hyper-Threading и четырёхъядерными процессорами Bristol Ridge, которые базируются на микроархитектуре Excavator. Какой вариант лучше – мы и решили выяснить в нашем очередном материале.

Для проведения тестирования нам пришлось взять модель Athlon X4 950. Несмотря на то, что в серии Bristol Ridge компания AMD запланировала три модификации процессоров без интегрированной графики, в продаже реально доступна только эта, средняя модель. Тем не менее благодаря наличию даже одного такого процессора экосистема Socket AM4 приобрела необходимую полноту. Сегодня для этой платформы можно приобрести процессор с ценой от $51 до $499, и доступный Athlon X4 950 может стать отличным вариантом начального уровня, который со временем можно будет заметить одним из существующих Ryzen серии Summit Ridge или даже перспективным Ryzen серии Pinnacle Ridge.

⇡ Athlon X4 для Socket AM4: что нового

В теории всё выглядит достаточно неплохо. Новая версия Athlon X4 представляет собой производную от наиболее современных APU компании AMD, относящихся к поколению Bristol Ridge. Такие APU пришли на рынок мобильных решений ещё в 2016 году, а в этом году семейство расширилось за счёт чипов для настольных систем. Конструктивно Bristol Ridge можно охарактеризовать как перенос в современную экосистему. В процессе этого переноса в APU сохранились вычислительные ядра Excavator и графическое ядро класса Volcanic Islands (дискретный аналог архитектуры R9 Fury с меньшим количеством потоковых процессоров), но добавился более новый контроллер памяти, поддерживающий DDR4 SDRAM. Кроме того, архитектурно Bristol Ridge больше напоминают системы-на-чипе (SoC), что позволило вписать их в экосистему Socket AM4.

Интересующие нас представители серии Athlon X4, как и раньше, интегрированной графики лишены. Графический процессор, естественно, присутствует на полупроводниковом кристалле, но он аппаратно заблокирован, что позволяет AMD задействовать при производстве Athlon X4 кремниевую отбраковку, которая не смогла попасть в полноценные гибридные процессоры A-серии. В результате Athlon X4 представляют собой недорогие четырёхъядерники для платформы Socket AM4, которые кардинально отличаются от схожих по количеству ядер чипов Ryzen 3 своей базовой микроархитектурой. Процессорные ядра в Bristol Ridge были спроектированы в эпоху, предшествовавшую появлению архитектуры Zen, а значит, Athlon X4 для Socket AM4, как и их Socket FM2+-собратья, относятся к прямым потомкам Bulldozer.

Если конкретнее, то лежащие в основе актуального поколения APU вычислительные ядра Excavator представляют собой эволюционное развитие ядер Steamroller, которые, в свою очередь, появились в результате оптимизации Piledriver. Как говорит сама AMD, по показателю IPC (по числу выполняемых за такт инструкций) Excavator превосходит предшествующее ядро Steamroller примерно на 5-15 процентов. Прогресс достигается за счёт увеличения объёма кеш-памяти данных первого уровня до 32 Кбайт на ядро , а также благодаря полуторакратному расширению буфера адресов ветвлений, что улучшает результативность работы алгоритмов предсказания переходов. Кроме того, в Excavator добавлена поддержка 256-битных векторных инструкций из набора AVX2.

Однако не стоит переоценивать все такие дополнения, ведь они сделаны на откровенно устаревшем фундаменте. Ждать каких-то чудес производительности от Excavator явно не следует, и хорошей иллюстрацией слабости данной микроархитектуры может послужить тот факт, что во время представления первых процессоров серии Ryzen представители AMD говорили о 52-процентном превосходстве Zen над Excavator по показателю IPC. То есть при прочих равных четырёхъядерные Ryzen 3 способны обеспечить как минимум в полтора раза более высокую производительность, чем современные Athlon X4. А это значит, что между Athlon X4 для Socket AM4-систем и «полноценными» процессорами Ryzen существует колоссальный разрыв хотя бы с точки зрения эффективности базовой микроархитектуры. И этим дело не ограничивается. В бюджетных CPU компания AMD заложила ещё несколько дополнительных «ухудшений».

Одна из основных потерь, которую понёс современный Athlon X4, касается системы кеширования. В отличие от представителей серий FX или Ryzen, в процессорах этого семейства вообще нет кеш-памяти третьего уровня. Кроме того, в ядрах Excavator сократился и объём L2-кеша. Раньше в CPU такого класса на каждый двухъядерный модуль Bulldozer приходился кеш второго уровня объёмом по 2 Мбайт. Теперь он стал вдвое меньше, и четырёхъядерные Athlon X4 для Socket AM4 располагают лишь небольшим L2-кешем ёмкостью 2 Мбайт суммарно.

Серьёзные претензии вызывает и встроенный в Bristol Ridge двухканальный контроллер памяти. AMD реализовала в этих процессорах поддержку DDR4, но она совсем не такая, как в Ryzen. Bristol Ridge проектировался заметно раньше, и контроллер памяти в них оказался намного хуже. В частности, максимальная частота поддерживаемой памяти ограничена режимом DDR4-2400, причём более высокие скорости недоступны и через разгон – для них банально не предусмотрены делители. Не впечатляет и эффективность этого контроллера. Bristol Ridge ощутимо проигрывает Ryzen в латентности подсистемы памяти и катастрофически уступает в реальной пропускной способности. Таким образом, переход на использование DDR4 производительность представителей семейства Athlon X4 только ухудшил.

Athlon X4 950 Ryzen 3 1200

Что касается встроенных в процессор элементов SoC, то и они у новых Athlon X4 тоже сильно отличаются от того, что предлагает AMD в процессорах семейства Ryzen. Самая серьёзная потеря затронула шину для взаимодействия с дискретными графическими ускорителями: для этой цели Athlon X4 предлагает лишь восемь линий PCI Express 3.0. То есть видеокарты в Socket AM4-платформах, построенных на базе таких бюджетных процессоров, будут работать «не в полную силу».

В дополнение к урезанной графической шине процессорная SoC в Bristol Ridge поддерживает две дополнительные линии PCI Express 3.0, которые могут быть конвертированы в два порта SATA, а также четыре порта USB 3.0. Расширить этот набор можно за счёт подключения внешнего южного моста, для соединения с которым в процессоре зарезервировано ещё четыре линии PCI Express 3.0. Поскольку способ взаимодействия с набором системной логики у Athlon X4 точно такой же, как и у Ryzen, процессоры поколения Bristol Ridge полностью совместимы с любыми Socket AM4-материнскими платами, включая модели, построенные на чипсетах A320, B350 и даже X370.

Скудные характеристики Athlon X4 объясняются его происхождением. Изначально дизайн Bristol Ridge был нацелен на применение в мобильных системах, поэтому многое из того, в чём нет острой необходимости в ноутбуках, пошло под нож ради оптимизации энергопотребления. И в этом есть некоторая положительная сторона: энергосберегающие технологии в Bristol Ridge сделали большой шаг вперёд, позволяя соблюдать тонкий баланс между производительностью и энергопотреблением.

Но самое важное заключается в том, что, несмотря на использование при производстве Bristol Ridge полупроводниковой технологии с разрешением 28 нм, данный процессорный дизайн получился вполне энергоэффективным. В частности, все представители десктопного семейства Bristol Ridge вписываются в 65-ваттный тепловой пакет, в том числе даже модели с графическим ядром и рабочими частотами порядка 4 ГГц. Достигается это во многом благодаря тому, что производственный партнёр AMD, компаний TSMC, внедрил специальную «высокоплотную» разновидность 28-нм техпроцесса, похожую на технологию, которая применяется при выпуске GPU. В результате современные Athlon X4 смогли получить не только сравнительно невысокое тепловыделение и энергопотребление, но и конфигурируемый TDP. Номинальный тепловой пакет этих процессоров, как и у полноценных APU, установлен на уровне 65 Вт, но в случае необходимости его рамки могут быть ужесточены до 35 Вт.

⇡ Athlon X4 950 в подробностях

Когда AMD объявляла о начале розничных продаж десктопных процессоров семейства Bristol Ridge, она говорила о модельном ряде, состоящем из восьми APU A-серии и трёх процессоров Athlon X4 без встроенной графики. Новые модификации Athlon X4 должны были получить модельные номера 940, 950 и 970 и, согласно спецификации, различались бы тактовыми частотами, установленными на уровне 3,2, 3,5 и 3,8 ГГц соответственно. Однако впоследствии AMD решила отказаться от розничной реализации бюджетных Socket AM4-процессоров «широким фронтом» и ограничилась поставками лишь единичной четырёхъядерной модели Athlon X4 950.

Стоит напомнить, что в экосистеме Socket FM2+ модельный ряд процессоров Athlon X4 был весьма представителен. Он формировался из многочисленных четырёхъядерных чипов Kaveri с частотами от 3,0 до 4,0 ГГц и впоследствии получил дополнение в виде Carrizo с частотой 3,5 ГГц. При переносе Athlon X4 в более актуальную платформу Socket AM4 от былого изобилия не осталось и следа. Причём единственный Athlon X4 для Socket AM4 – это ещё к тому же и сильно «зарезанный» по характеристикам процессор. Если пытаться провести параллели между Athlon X4 950 и предшественниками для Socket FM2+, то наиболее близкой по характеристикам моделью окажется Athlon X4 845, в то время как популярные Athlon X4 860K (и более быстрые модели) родом из 2015 года новинку заметно превосходят.

Зато это позволило компании AMD установить на Athlon X4 950 очень привлекательную цену. Его официальная стоимость составляет $51, что делает данный процессор самым доступным четырёхъядерником, который вдвое дешевле младшего представителя в серии Ryzen 3. Благодаря такому предложению AMD надеется привлечь на свою сторону покупателей бюджетных систем, которые до настоящего момента ориентировались на Intel Pentium поколения Kaby Lake с поддержкой Hyper-Threading.

При этом характеристики Athlon X4 950 на фоне прочих дешёвых процессоров с возможностью исполнения четырёх потоков выглядят достаточно многообещающе:

AMD Athlon X4 950 AMD Ryzen 3 1200 Intel Pentium G4560
Кодовое имя Bristol Ridge Summit Ridge Kaby Lake
Технология производства, нм 28 14 14+
Ядра/потоки 4/4 4/4 2/4
Базовая частота, ГГц 3,5 3,1 3,5
Частота в турборежиме, ГГц 3,8 3,4
Технология XFR Нет +50 МГц Нет
Разгон Поддерживается Поддерживается Не поддерживается
L2-кеш 2 × 1 Кбайт 4 × 512 Кбайт 2 × 256 Кбайт
L3-кеш Нет 2× 4 Мбайт 3 Мбайт
Поддержка памяти DDR4-2400 DDR4-2666 DDR4-2400
Линии PCI Express 3.0 для GPU 8 16 16
TDP, Вт 65 65 54
Разъём Socket AM4 Socket AM4 LGA 1151 v1
Официальная цена $51 $109 $64

Основная проблема Athlon X4 950 – устаревшая микроархитектура с низкой удельной производительностью, в остальном же никаких очевидных изъянов в приведённом списке спецификаций не видно.

В диагностической программе CPU-Z характеристики Athlon X4 950 выглядят следующим образом.

Реальные рабочие частоты Athlon X4 950 оказываются немного выше номинала. В Bristol Ridge работа технологии Turbo Core привязана исключительно к показаниям встроенных в ядро датчиков температуры и потребляемой мощности и никак не зависит от того, какое количество ядер процессора реально работает, а какое находится в состоянии простоя. Поэтому, несмотря на то, что номинальная частота Athlon X4 950 – 3,5 ГГц, в большинстве случаев он работает на 3,7-3,8 ГГц. Причём активация турборежима нередко происходит даже при исполнении ресурсоёмких многопоточных программ.

В таком состоянии расчётное тепловыделение Athlon X4 950 остаётся в 65-ваттных рамках. Однако имеется возможность снизить TDP через настройки UEFI BIOS материнской платы. Минимальный уровень потребления составляет 35 Вт, что в теории может быть востребовано в случае использования такого CPU в компактных системах. В таком экономичном режиме реальная частота Athlon X4 950 оказываются ниже номинала и в ресурсоёмких приложениях плавает в интервале от 3,0 до 3,4 ГГц.

⇡ Разгон

Хотя в названии Athlon X4 950 нет литеры K, коэффициент умножения у этого процессора не зафиксирован, что открывает путь к сравнительно простому разгону. Впрочем, не стоит забывать, что процессорный дизайн Bristol Ridge пришёл в десктопы из мобильной среды, а это значит, что основанные на нём чипы оптимизированы скорее под низкое энергопотребление, чем под высокие частоты.

Поэтому вполне закономерно, что на практике разгонный потенциал Athlon X4 950 оказался достаточно скудным, и с повышением напряжения питания до 1,5 В нам удалось добиться устойчивой работы нашего экземпляра всего лишь на частоте 4,2 ГГц.

Хотя 28-нм Athlon X4 с ядрами Excavator по оверклокерскому потенциалу немного превосходит 14-нм Ryzen, которые обычно удаётся разогнать до частот порядка 4,0 ГГц, хорошим результатом такой разгон всё равно назвать невозможно. Более ранние потомки Bulldozer были способны работать на значительно более высоких частотах. Например, предшествующие Athlon X4 950 процессоры той же серии с модельными номерами из девятой сотни, предназначенные для платформы Socket FM2+ и базирующиеся на дизайне Kaveri, без особого труда брали частоты в диапазоне от 4,5 до 4,8 ГГц.

При этом максимально доступные для представителей поколения Bristol Ridge частоты ограничиваются отнюдь не тепловыделением. Температура Athlon X4 950 в разгоне остаётся сравнительно невысокой. Повышение же частоты стопорится из-за каких-то глубинных ограничений в полупроводниковой структуре, которые препятствуют безошибочной работе CPU на скоростях сильно выше номинальной.

Все еще самые доступные решения компании

C процессорами AMD Ryzen мы уже успели познакомиться близко и подробно. В том, что это лучшие продукты компании за последнее время, убедились. Однако единственное, что все еще смущает — лучшие они исключительно в тех нишах, где присутствуют, а их не так и много. В самом деле, даже самый дешевый Ryzen 3 стоит дороже ста долларов: вполне mainstream, но несколько выше его «начального уровня». Да еще и в обязательном порядке требуется дискретная видеокарта, поскольку платформа АМ4 никакой гибкости в этом плане не предлагает: либо графика есть в процессоре, либо ее нет вообще. В случае АМ3+ есть хоть какая-то возможность для маневра (пусть и потенциальная), а новое предложение компании ее не оставляет вовсе.

Правда, можно вспомнить, что первыми моделями APU и процессоров для АМ4 стали устройства на ядре Carrizo, являющемся развитием старого доброго Kaveri. Они и сейчас есть, только вот в розничные сети производитель их отгружает крайне неохотно. А между тем желающие приобрести недорогую «затычку для сокета» вполне могли бы найтись: кто-то приобрел бы A6-9500 (младший одномодульный APU с интегрированным Radeon R5) в ожидании более мощных моделей на базе Ryzen. А кто-то — и Athlon X4 950 для «ползучего апгрейда» с какого-нибудь старого игрового компьютера: до сих пор же встречаются владельцы Athlon II, которым сложно найти достаточное количество средств на замену «всего и сразу». В общем, наличие в продаже не просто недорогих, а «совсем дешевых» процессоров для АМ4 привлекательность платформы повысило бы, однако пока таких предложений у AMD нет. У Intel же, напротив, в начале года появился «гиперпень» (модели Pentium под LGA1151 с поддержкой технологии Hyper-Threading), так что компании в каком-то смысле поменялись местами: теперь у AMD самые быстрые на рынке процессоры, а у Intel — «затодешевые» .

Впрочем, никто пока не отменял старые платформы AMD, хотя поставки процессоров для них и прекратились: складских запасов еще может хватить всем желающим. А Athlon X4 для FM2+ стоят очень дешево, напрямую конкурируя не только с «обновленными» Pentium, но и с Celeron. При этом никуда не делось такое их преимущество в сравнении с процессорами Celeron, как поддержка четырех потоков вычисления. Ну а если вслед за AMD считать эти процессоры «четырехъядерными», то идея приобрести такой всего за две-три тысячи рублей вообще начинает выглядеть крайне соблазнительной. Ничего, что платформа старая и развиваться не будет — зато она совместима даже с Windows XP, да и нужное количество памяти типа DDR3 может найтись «под рукой», что еще сильнее снизит стоимость перехода на нее.

Вот только есть ли в этом смысл сейчас? Тестируя год назад Athlon X4 845 и 880K , мы пришли к выводу, что, несмотря на не слишком уже высокую производительность при слишком высоком энергопотреблении, Athlon X4 свою жизненную нишу все еще имеет. Сегодня. А завтра будут уже совсем другие платформы и процессоры . Это самое «завтра» настало, другие процессоры и платформы появляются. Но прямых конкурентов Athlon X4 все еще не так много, а в ассортименте AMD замена им так и вовсе не появилась. Значит, надо посмотреть, как эти процессоры выглядят «сегодня». Чем мы и займемся.

Конфигурация тестовых стендов

Процессор AMD Athlon X4 845 AMD Athlon X4 880K
Название ядра Carrizo Godavari
Технология пр-ва 28 нм 28 нм
Частота ядра std/max, ГГц 3,5/3,8 4,0/4,2
Кол-во ядер(модулей)/потоков вычисления 2/4 2/4
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 192/128 192/64
Кэш L2, КБ 2×1024 2×2048
Оперативная память 2×DDR3-2133 2×DDR3-2133
TDP, Вт 65 95
Количество линий PCIe 3.0 8 16
Цена T-13586420 T-13582517

C главными героями все просто: ими опять будут модели с индексами 845 и 880K. Второй — лучший Athlon в истории. По крайней мере, в нынешней — будет ли компания в дальнейшем использовать эту торговую марку, пока не ясно. Мы бы хотели, конечно, чтоб она не пропадала — все-таки живая легенда:) Достаточно вспомнить и первые Athlon 64, и Athlon 64 X2, и первые доступные многоядерные процессоры семейства Athlon II — словом, многое с ней связано. Но тут уже все зависит от AMD — может быть, останутся только Ryzen, а старые страницы истории будут перевернуты навсегда.

Что же касается Athlon X4 845, то это первая настольная модель на базе Carrizo — аналогичном используемому ОЕМ-бюджеткой под АМ4. Да и вообще, упомянутый выше Athlon X4 950 и Athlon X4 845 — практически близнецы-братья, только первый поддерживает DDR4-2400, а не DDR3-2133. Плюс, он способен задействовать все свои периферийные возможности, к FM2+ их «прикрутить» было невозможно. Кроме того, он поддерживает лишь PCIe x8, а не x16, что может сказаться в играх. Впрочем, процессор изначально не слишком производительный (даже в рамках семейства), так что вряд ли мешать ему будет именно это, но проверить можно.

Процессор AMD Ryzen 3 1200 Intel Core i3-4170
Название ядра Ryzen Haswell
Технология пр-ва 14 нм 22 нм
Частота ядра, ГГц 3,1/3,4 3,7
Кол-во ядер/потоков 4/4 2/4
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 256/128 64/64
Кэш L2, КБ 4×512 2×256
Кэш L3, МиБ 8 3
Оперативная память 2×DDR4-2667 2×DDR3-1600
TDP, Вт 65 53
Количество линий PCIe 3.0 20 16
Цена T-1730917824 T-12515768

Для сравнения мы возьмем Ryzen 3 1200 и Core i3-4170. C первым все просто: как уже было сказано выше, AMD ранее позиционировала двухмодульные процессоры как четырехъядерные, так что формально это устройства пересекающихся напрямую классов. Просто Athlon — дешевле, а Ryzen — дороже. Но вести себя они должны сходным образом, если, конечно, верить в тождество ядер и «ядер». Мы лично никогда в это не верили, но для сравнения — поверим на минуточку:) А вот линейка Core i3 — технически как раз ближайшие родственники. То же справедливо и для новых Pentium, но их мы пока не протестировали, а вот относительно старый Core i3 с тем же внутренним устройством — успели. Впрочем, процессоры Athlon X4 ведь тоже далеко не новинки, так что относительно старый процессор Intel для ушедшей «на покой» платформы LGA1150 вполне подойдет нам для сравнения. Да и с Ryzen его сравнить интересно, а в следующий раз он нам поможет при изучении новых Pentium.

Методика тестирования

Методика . Здесь же вкратце напомним, что базируется она на следующих четырех китах:

  • Методика измерения энергопотребления при тестировании процессоров
  • Методика мониторинга мощности, температуры и загрузки процессора в процессе тестирования
  • Методика измерения производительности в играх образца 2017 года

Подробные результаты всех тестов доступны в виде полной таблицы с результатами (в формате Microsoft Excel 97—2003) . Непосредственно же в статьях мы используем уже обработанные данные. В особенности это относится к тестам приложений, где все нормируется относительно референсной системы (AMD FX-8350 с 16 ГБ памяти, видеокартой GeForce GTX 1070 и SSD Corsair Force LE 960 ГБ) и группируется по сферам применения компьютера.

iXBT Application Benchmark 2017

Разница между четырехъядерным и «четырехъядерными» процессорами видна невооруженным глазом. Впрочем, можно найти и более медленные процессоры и среди тех, кто без кавычек, конечно, но будут они очень старыми — например, практически все Core 2 Quad для LGA775 в штатном режиме отстанут и от Athlon X4 880К. А если сравнивать не столь отдаленные исторически модели, то заранее понятно, что любые SMT-технологии ни в коей мере не замена «настоящим» ядрам во всех случаях, когда их задействует ПО.

Впрочем, оно может нормально задействовать не только количество, но и «качество» ядер. Как в этой группе — которая в итоге начала еще хуже относиться к Athlon: тут уже и паритета с относительно старым Core i3 тоже нет. А вот последний свое положение относительно Ryzen 3 1200 немного улучшил.

Причем это не какое-то разовое отклонение от нормы — таковым, скорее, следовало считать именно видеокодирование. А еще любопытно сокращение отставания 845 от 880К несмотря на разницу в тактовой частоте — все-таки в Carrizo кое-что архитектурно улучшилось, а не только «под нож» пошли некоторые блоки.

Обработка фото относится к Athlon также. А вот в паре Ryzen 3 1200 / Core i3-4170 разница стала практически номинальной, но причину этого мы давно знаем: «торможение» последней версии Adobe Photoshop на процессорах без поддержки SMT — независимо от количества физических ядер. Прошлые и настоящие Core i3 от этого не страдают, а вот будущие (если верить утечкам) могут и начать. Пока же «под ударом» в основном Ryzen 3 и Core i5.

В данном же случае количество поддерживаемых потоков вычисления является чуть ли не главным требованием к процессору, однако, как давно известно, «полное» ядро всегда лучше «виртуального», а «ядромодули» «строительной техники» это далеко не лучшее решение на рынке. Когда их много, впрочем, с работой справятся, но всего два — это уже мало. Хотя программа, вообще говоря, к процессорам AMD предыдущих поколений крайне лояльна, так что это лучший для них результат.

Потому что при архивации данных отставание Athlon X4 от Core i3 (даже старого) только увеличивается. Последний же начинает наступать на пятки Ryzen 3, что нормально — преимущество за счет системы памяти есть. Вот когда его нет — совсем другое дело, но пока такое бывает лишь с топовыми процессорами семейства Skylake-X, а не с массовыми изделиями.

Программы (как уже не раз было сказано) сильно тяготеют к «настоящим» ядрам, а также к «качеству» их реализации. И наиболее интересна тут разница между двумя семействами процессоров AMD, позиционируемых как четырехъядерные, да и не слишком отдаленных друг от друга по времени выпуска. После чего становится понятно — почему компания перестала что-то придумывать с терминологией: уже не нужно. Можно вернуться к общепринятой:)

Все, что мы уже видели выше, но в сжатой форме. Процессоры можно считать сопоставимыми с Core i3, хотя от моделей образца трехлетней давности они уже заметно отстают. Впрочем, если взять еще более старые, то не отстанут. А вот разница между ними и даже самым дешевым и урезанным Ryzen вообще принципиальная. Справедливости ради, в цене она тоже присутствует, но новые процессоры, вообще говоря, тоже недорого стоят. Так что прямой аналог и не требуется — тем более, что процессоры различаются не только ценой и производительностью.

Энергопотребление и энергоэффективность

Как уже не раз было сказано, процессоры Ryzen по экономичности вполне могут поспорить если не со Skylake и Kaby Lake, то уж с Haswell точно.

Причем если оценивать только потребление самих процессоров, то оно еще ближе. В общем, это один уровень. А вот «строительная техника» — совсем другой. Мы специально привели на диаграммах и FX-8350, чтобы показать, что «урезаниями» сильно сэкономить не выходит. Это было видно и по Ryzen или Core, но тут еще нагляднее:) Carrizo компания долго и упорно оптимизировала, так что смогла загнать в более жесткие рамки, но на фоне современных устройств это улучшение все равно теряется.

Производительность — невысокая, энергопотребление — наоборот, так что итог закономерный. В этом плане Athlon даже хуже, чем FX. Хотя, казалось бы, куда уж хуже.

iXBT Game Benchmark 2017

Понятно, что разницы между 60 и 100 кадрами на практике не будет, но, в общем и целом, для этой игры Athlon — плохой выбор. Хотя многие надеялись на частичную реализацию многопоточности — на деле она лишь позволила старшим FX не слишком отставать от нормальных процессоров. Младшим моделям в какой-то степени тоже помогла, но этого мало.

С другой стороны, «плясать» все равно приходится от видеокарты, так что если последняя работой загружена полностью, разница между процессорами становится малозаметной. Ничего нового мы тут не открыли — все как всегда.

Но бывает и хуже. Ashes of the Singularity на GTX 1070 может выдавать и более 50 кадров в секунду даже на максималках, но, как и все стратегии, очень процессорозависима. Можно, даже сказать, что про запас — ей для такой частоты кадров еле хватает Ryzen 5, а младших Core i5 даже и маловато. Разумеется, к Ryzen 3, Core i3 и старшим FX это относится в еще большей степени, а про Athlon и говорить нечего — еле-еле на нижнем пороге играбельности.

Можно сказать, что Far Cry тормозит на всех участниках тестирования и привлеченном для массовости FX-8350 — все-таки на других конфигурациях и 80 FPS получалось. Но работают они все по-разному: одно дело 70 кадров в секунду и другое — около 60.

Очередная интерпретация Tomb Raider «потяжелела» в плане графики, однако очень похоже предъявляет все те же скромные требования к процессорам. Впрочем, от окончательно вердикта мы воздержимся до тестирования Celeron — вдруг и его опять хватит:) А в применении к сегодняшней теме просто отметим, что для некоторых игр достаточно любой «затычки для сокета»: главное видеокарту помощнее подобрать.

Иногда, впрочем, все наоборот. И тут уже и Core i3 явно «не тянут». Однако Athlon X4 от этого точно не легче.

Новая версия Hitman требовательна к процессору — когда видеокарта не слишком мешает. Приложению явно удается «утилизировать» более четырех потоков вычислений — к радости тех, кто приобретал FX-6000/8000 в надежде на перспективу. Athlon X4... от этого по-прежнему не легче.

Равно как и здесь. Для игры явно желательны четыре ядра. Или модуля, но тоже четыре. Больше уже особо и незачем, но двух — уже маловато. Особенно не очень быстрых.

Итого

С точки зрения конспирологии, понятно, почему AMD не слишком продвигает процессоры и APU Bristol Ridge для новой платформы: слишком уж невыразительно они там будут смотреться. Отгружать их для ОЕМ-сегмента, просто заменяя поставки аналогичных моделей под FM2+ — одно дело: старые были не лучше, но надо постепенно упрощать ассортимент, отказываясь от исторического наследия. А как отдельный массовый продукт они могут только навредить продажам АМ4, позиционируемой как современная высокопроизводительная эффективная платформа. В результате, правда, для нее все еще нет пока ни массовых процессоров, ни бюджетных. По сути, это отличное решение для игровых компьютеров — но большинство продаж приходится вовсе не на игровые. Впрочем, AMD об этой проблеме, естественно, знает лучше всех — только вот разработка APU, содержащих в себе и новые х86-ядра, и GPU Vega, похоже, оказалась более сложной задачей, чем планировалось. Компания обещает решить все проблемы максимум до конца года, хотя изначально речь шла о лете (которое, напомним, недавно закончилось). Да и начнется выпуск, естественно, с сегмента процессоров для ноутбуков, а первые настольные модели, скорее всего, окажутся еще и не слишком дешевыми.

В итоге шансы на появление Bristol Ridge в широкой продаже сохраняются, но пока в сегменте решений AMD с интегрированной графикой, равно как и самых дешевых процессоров, широко представлена только устаревшая платформа, а не просто устаревшая микроархитектура процессоров. Зато и стоят такие процессоры от 2000 рублей (это заметно дешевле, чем любой «четырехпоточный» процессор Intel, не говоря уже про любой Ryzen), и платы для них от 2500 рублей на каждом углу лежат (как правило, в любом магазине оказываясь самыми дешевыми вообще), да и прочие комплектующие широко распространены. Если получившуюся сборку укомплектовать недорогой видеокартой, получится неплохой бюджетный компьютер с возможностью запускать современные игры («игровой без оговорок» не получится, но среди бюджетных таких и не бывает). А вот стоит ли сейчас идти на такую экономию — каждому придется решать самостоятельно.

Доброго всем времени суток. Я приветствую всех на очередной странице своего блога.

Вступление

Сегодня рассмотрим процессор из малобюджетной ценовой ниши.

В данном обзоре не будет производиться его сравнение с другими процессорами. Предваряя вопрос, почему так, отвечу:
Во первых - на данное время других ПК, а следовательно и процессоров, в наличии нет.
Во вторых - и это главное, цель обзора не сравнение его с каким то другим процессором, а рассмотрение возможностей его разгона.

Процессор разгонялся:
1. С повышением напряжения и множителя до максимального, когда процессор оставался стабильным, прошёл как стресс - тесты, так и тесты в комплексных и игровых приложениях.
2. С понижением напряжения и повышением множителя на небольшую величину.

В конечном итоге выясним, какой же разгон даст наибольшую прибавку в производительности, будет более стабильным по частотам и будет наиболее подходящим для данного процессора.

Технические характеристики процессора Athlon X4 950


Общие параметры

Модель - AMD Athlon X4 950.
Сокет - AM4.
Система охлаждения в комплекте - для OEM - нет, BOX - есть.

Ядро и архитектура

Ядро - Bristol Ridge.
Техпроцесс - 28 нм.
Количество ядер - 4.
Максимальное число потоков - 4.
Кэш L1 (инструкции) - 192 КБ.
Кэш L1 (данные) - 128 КБ.
Объем кэша L2 - 2 МБ.
Объем кэша L3 - нет.

Частота и возможность разгона

Базовая частота процессора (МГц) - 3500 МГц.
Максимальная частота в турбо режиме (МГц) - 3800 МГц.
Свободный множитель - есть.

Параметры оперативной памяти

Тип памяти - DDR4.
Максимально поддерживаемый объем памяти - 64 ГБ.
Количество каналов - два.
Минимальная частота оперативной памяти - 1866 МГц.
Максимальная частота оперативной памяти - 2400 МГц.

Тепловые характеристики

Тепловыделение (TDP) - 65 Вт.
Максимальная температура корпуса - 90 °C.

Графическое ядро

Интегрированное графическое ядро - нет.
Модель графического процессора - нет.

Шина и контроллеры

Встроенный контроллер PCI Express - есть.
Версия PCI Express - 3.0
Количество линий PCI Express - восемь.

Команды, инструкции, технологии

Поддержка 64-битного набора команд - AMD64.
Многопоточность - нет .
Технология виртуализации - есть.
Технология повышения частоты процессора - CPB (Core Performance Boost) Mode.
Технология энергосбережения - PowerNow!
Набор инструкций и команд - MMX, SSE, SSE2, SSE3, SSSE3, SSE4, SSE4.1, SSE4.2, AES, AVX, AVX2, BMI1, BMI2, F16C, FMA3, FMA4, TBM, EVP, XOP, SSE4a, EMMX

Архитектура Athlon 950


Процессор основан на архитектуре EXCAVATOR и относится к семейству Bristol Ridge. По сути это перенос Carrizo на новую платформу. В результате были сохранены вычислительные ядра Excavator, но к ним добавили новый контроллер ОЗУ, поддерживающий память стандарта DDR4.

Ядра в Bristol Ridge были спроектированы до выхода архитектуры Zen, то есть являются по сути потомками архитектуры Bulldozer. Если быть более конкретным, то вычислительные ядра Excavator есть не что иное, как эволюция архитектуры Steamroller, которая является оптимизацией Bulldozer.По сведениям, представляемым AMD, Excavator по показателю IPC (по числу выполняемых за такт инструкций) превосходит Steamroller на 5-15%. Превосходство достигается за счёт увеличения кэша данных, Кэш L1 (данные), до 32 Кбайт на ядро и увеличению ассоциативности до восьмикратной, что должно снизить доли промахов. Это привело к улучшению результативности работы алгоритмов предсказания переходов. Также добавлена поддержка 256-битных векторных инструкций из набора AVX2.

Но не надо переоценивать эти улучшения, сделанные на устаревшей основе, так как AMD заложила в данную архитектуру и ухудшения.
Во первых - это коснулось линий PCIe, их всего восемь.

Во вторых - значительно обрезана система кэширования, объём L2-кеша сокращён до 2 МБ суммарно.

Встроенный в Bristol Ridge контроллер ОЗУ поддерживает максимальную частоту памяти в 2400 МГц. Более высоки скорости недоступны даже через разгон. Для этого банально отсутствуют делители.

Тепловой пакет Athlon 950 составляет 65 Вт. Это и несомненный плюс, но и так же несомненный минус, почему минус? А вот это и будет рассмотрено в ходе обзора.

Рассмотрим стоковые рабочие частоты.

Как видим из скриншота, процессор, находясь в стоковых значениях, постоянно держит частоту выше минимальной. Это связано с тем, что технология CPB (Core Performance Boost) Mode привязана исключительно к показаниям датчиков температуры и потребляемой мощности и ни как не зависит от того, какое количество ядер процессора задействовано в данный период времени. Причём активация CPB (Core Performance Boost) Mode происходит даже в ресурсоёмких приложениях использующих многопоточность.

Именно это и позволяет процессору укладываться в рамки теплопакета, ограниченного 65 ваттами.
И именно ограничение в 65 Вт является препятствием для полноценного разгона, при котором процессор будет постоянно держать частоту согласно выставленному множителю.

Разгон Athlon X4 950


Разгон с максимально возможным множителем, на котором процессор оставался стабильным, составил для данного экземпляра процессора 4300 МГц. То есть множитель был увеличен до 43. Для достижения стабильности в BIOS материнской платы были выставлены следующие значения напряжений.

Разгон с понижением напряжения и выставлением множителя на 39. Стабильность бала достигнута при следующих значениях.
Стоковые значения.

Значения для разгона 4300 МГц. Значения для разгона 3900 МГц.




На первый взгляд очень неплохо, но давайте посмотрим, что происходит если процессор нагружен, что называется, по полной.



Как видим в тесте LINPAC OCCT, при 100% загрузке процессора частота составила 3692 МГц.
Это можно было бы списать на то, что LINPAC является очень тяжёлым приложением, использующим все ресурсы процессора. Но давайте посмотрим на частоты в менее требовательных бенчмарках, в игровых тестах.

4300 МГц. 3900 МГц.




Как видим и здесь частота не была постоянно максимальной. И связано это именно с тем, что процессор во что бы то ни стало, стремится уложиться в отведённый теплопакет.

Давайте рассмотрим нагрузку на элементы материнской платы, VRM, чипсет, северный и южный мосты.

4300 МГц. 3900 МГц.




Как и следовало ожидать, температуры при разгоне с повышением напряжения будут выше. Следовательно, и нагрузка на основные элементы материнской платы тоже будет повышенной. Да, не критично. Но главное, есть ли смысл в разгоне, который даёт большую нагрузку и приводит к большему энергопотреблению? Вот это нам и предстоит выяснить.

Тестирование


Тестовая конфигурация.
Процессор - AMD Athlon X4 950.
Материнская плата - Biostar Racing B350GTN.
Оперативная память - Crucial 8 ГБ.
Кулер для процессора - Xilence M403.
1 ТБ Жесткий диск WD Blue .
Блок питания - Chieftec Task series 400W .
Корпус - Thermaltake Suppressor F1.
Видеокарта - Palit GeForce GTX 970.
Вывод изображения - Телевизор LCD 32" (81 см) LG 32CS560

Синтетические тесты


Fritz Chess benchmark.


С помощью данного теста определяем производительность CPU в обработке алгоритмов в шахматных партиях.
Значения: больше=лучше
4300 МГц. 3900 МГц.

В этом бенчмарке, повышенный разгон (4300) принес меньше дивидендов, чем разгон с меньшим множителем и энергопотреблением.

PCmark 8.


В данном бенчмарке использовались тесты для определения производительности в обработке фото и работе в офисных приложениях.

Photoshop


Оценивается в потраченном на обработку времени (секунды).
Значения: меньше=лучше.

Неоднозначный результат, и сказать в данном случае какой именно разгон больше подходит для более быстрой обработки изображения невозможно. Если при 4300 МГц выигрываем в пакетной обработке, то при 3900 в обработке фото по одному.

Microsoft Office


В этом тесте кроме оценки времени, затраченного на работу с офисными приложениями, оценивается и полученный общий балл.
Значения: время - меньше=лучше, общий балл - больше=лучше

В этом же тесте всё предельно ясно. Разгон процессора до 4300 МГц себя не оправдал. И к тому же на скриншоте хорошо видно, что при разгоне 3900 МГц процессор стабильнее держал частоту.

PCmark10.


Extended. Оценивается в полученных за тест баллах.
Значения: больше=лучше.
В этом бенчмарке рассмотрим производительность процессора в повседневных задачах, таких как просмотр веб-страниц, оценка видеоконференции и запуск приложений, редеринга и визуализации, редактирование видео.

4300 МГц. 3900 МГц.






Поскольку процессор рассматривается и как бюджетное решение для игровых ПК, следовательно, стоит рассмотреть его производительность в игровых бенчмарках.

3DMark.


Fire Strike.

4300 МГц. 3900 МГц.


Ни для кого не секрет, что данный бенчмарк положительно реагирует на повышение частоты. И поэтому разгон до 4300 МГц даёт здесь более высокий результат.

4300 Мгц. 3900 МГц




А вот тут более высокий разгон процессора уступил разгону с меньшим множителем и энергопотреблением.

Тестирование в комплексных бенчмарках.


RealBench 2.43

В этом бенчмарке разгон процессора до 4300 МГц дал прирост производительности только в тесте обработке изображений. В остальных тестах он уступает разгону процессора до 3900 МГц.

Тестирование в рабочих приложениях.


CINEBENCH R15

4300 МГц. 3900 МГц.

Результаты говорят сами за себя.

Архивация: 7zip

MIPS. Значение: больше=лучше.

Встроенный бенчмарк утилиты True Crypt

.
Значение: больше=лучше.

Да, разгон процессора до 4300 МГц дал лучше результат, но и его преимущество по сравнению с 3900 МГц является очень и очень небольшим.

Игровые тесты


Тестирование проводилось с применением максимальных, высоких в разрешении 1920х1080, и минимальных настроек в разрешении 1366х768.

Бенчмарк "World of Tanks enCore"

4300 МГц. 3900 МГц.






Far Cry Primal


Настройки графики.
1920x1080
1. Quality of graphics - very high, Textures - very high, Shadouw - very high, Geometry - very high, Post FX - high, Anti-Aliasing - SMAA, Volumetric Fog - very high.
2. Quality of graphics - high, Textures - very high, Shadow -high, Geometry - high, Post FX - high, Anti-Aliasing - SMAA, Volumetric Fog - high.
1366x768
Quality of graphics - Custom, Textures - very high, Shadow - low, Geometry - low, Post FX - low, Anti-Aliasing - Off, Volumetric Fog - normal


.

Watch Dogs2


Настройки графики.
1920x1080
1. Quality of graphics - ultra, Geometry - Ultra, Terrain - ultra, Vegatation - ultra, Texture Resolution - ultra, Shandow - ultra, Multisample Anti-Aliasing - MSAAx2, Post-process Anti-Aliasing - SMAA.
2. Quality of graphics - very high, Geometry - very high, Terrain - very high, Vegatation - very high, Texture Resolution - high, Shandow - very high, Multisample Anti-Aliasing - MSAAx2, Post-process Anti-Aliasing - SMAA.
1366x768
Quality of graphics - low, Geometry -low, Terrain - low, Vegatation - low, Texture Resolution - low, Shandow - low, Multisample Anti-Aliasing - off, Post-process Anti-Aliasing - off.


Sniper Elite 4 DX11


Настройки графики.
1920x1080
1. Texture detail - ultra, Detailing the shadows - ultra, Quality of reflection - ultra, Anti-aliasing level - high, AF - 16, Distance of drawing - ultra.
2. Texture detail - high, Detailing the shadows - high, Quality of reflection - high, Anti-aliasing level - medium, AF - 8, Distance of drawing - high.
1366x768
Texture detail - low, Detailing the shadows - low, Quality of reflection - low, Anti-aliasing level - low, AF - off, Distance of drawing - low.


Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands


Настройки графики.
1920x1080
1. Presetting - custom, Smoothing - SMAA+FXAA, Flowing shading - HBAO+, Distance of drawing - very high, Level of detail - ultra, Quality of textures - ultra, AF - 16, Quality of shadows - ultra, Volumetric Beams - improved.
2. Presetting - custom, Smoothing - SMAA+FXAA, Flowing shading - HBAO+, Distance of drawing - high, Level of detail - high, Quality of textures - medium, AF - 4, Quality of shadows - high, Volumetric Beams - improved.
1366x78
Presetting - low, Smoothing - off, Flowing shading - off, Distance of drawing - low, Level of detail - high, Quality of textures - low, AF - off Quality of shadows - off, Volumetric Beams - improved.


Grand Theft Auto V


Настройки графики.
1920x1080
1. Anti-aliasing FXAA - on, Antialiasing MSAA - x4, VSinc - off, Quality of textures - very high, Quality of shredders - very high, Reflection quality - very high, MSAA for reflections - х2, Water quality - very high, Setting of special effects - very high, Soft Shadows - as soft as possible, AF - x4.
2. Anti-aliasing FXAA - On, Antialiasing MSAA - x2, VSinc - Off, Quality of textures - High, Quality of shredders - High, Reflection quality - High, MSAA for reflections - х2, Water quality - High, Setting of special effects - High, Soft Shadows - Vzurj, AF - x2
1366x768
Anti-aliasing FXAA - of, Antialiasing MSAA - off, VSinc - off, Quality of textures - standard, Quality of shredders - standard, Reflection quality - standard, MSAA for reflections - off, Water quality - standard, Setting of special effects - high, Soft Shadows - sharp, AF - off.


DOOM


Настройки графики.
1920x1080
1. Overall quality - consumer, Anti-aliasing SMAA - 8TX, QUALITY LIGHTING - ultra, Quality of shadows - ultra, Quality of decals - ultra, Filtering decals - anisotropic 4x, Reflection quality - ultra, Particle quality - ultra.
2. Overall quality - consumer, Anti-aliasing SMAA - 1TX, QUALITY LIGHTING - high, Quality of shadows - high, Quality of decals - high, Filtering decals - anisotropic 2x, Reflection quality - high, Particle quality - high.
1366x768
Overall quality - consumer, Anti-aliasing SMAA - trilinear, QUALITY LIGHTING - low, Quality of shadows - high, Quality of decals - off, Filtering decals - off, Reflection quality - off, Particle quality - low.


Call of Duty: Infinite Warfare


Настройки графики.
1920x1080
1. Resolution of textures - very high, Anizotropic filtering of textures - very high, Decision cards shadow - extra, Levels of shadow sources - high, Particle illumination - maximum,
Tessellation - all, Particle quality - high, Detailing - high, Anti-aliasing FXAA.
2. Resolution of textures - high, Anizotropic filtering of textures - high, Decision cards shadow - high, Levels of shadow sources - high, Particle illumination - medium,
Tessellation - high, Particle quality - high, Detailing - standart, Anti-aliasing - FXAA.
1366x768
Resolution of textures - medium, Anizotropic filtering of textures - low, Decision cards shadow - low, Levels of shadow sources - low, Particle illumination - off,
Tessellation - low, Particle quality - low, Detailing - standart, Anti-aliasing - off.


Call of Duty: WWII


Настройки графики.
1920x1080
1. Resurrection of textures - extra, Resolving Normal Maps - extra, Resolving maps of highlights - extra, Resurrecting the sky - normal, AF - normal, SSAO - HBAO+.
2. Resurrection of textures - high, Resolving Normal Maps - high, Resolving maps of highlights - high, Resurrecting the sky - normal, AF - high, SSAO - Hemi AO.
1366x768
Resurrection of textures - low, Resolving Normal Maps - low, Resolving maps of highlights - low, Resurrecting the sky - low, AF - low, SSAO - off.


Battlefield 1


Настройки графики.
1920x1080
1. Quality graphics - ultra, Quality of textures - ultra, Filtration of textures - ultra, Quality of effects - ultra, Postprocessing quality - ultra, The quality of the Landsandspift - ultra, Anti-aliasing processing - TAA, Volumetric light - HBAO.
2. Quality graphics - high, Quality of textures - high, Filtration of textures - high, Quality of effects - high, Postprocessing quality - high, The quality of the Landsandspift - high, Anti-aliasing processing - TAA, Volumetric light - HBAO.
1355x768
Quality graphics - low, Quality of textures - low, Filtration of textures - low, Quality of effects - low, Postprocessing quality - low, The quality of the Landsandspift - low, Anti-aliasing processing - off, Volumetric light - off.


Resident Evil 7: Biohazard


Настройки графики.
1920x1080
1. Method of drawing - alternation, The quality of textures - very strong, Filtration of textures - very strong, Anti-aliasing - FXAA, Drawing effects - very strong, Diffuse blackout - SSAO (variable), Color Space - SRBG.
2. Method of drawing - alternation, The quality of textures - strong, Filtration of textures - strong, Anti-aliasing - SMAA, Drawing effects - strong, Diffuse blackout - SSAO (variable), Color Space - SRBG.
1366x768
Method of drawing - of, The quality of textures - very weakly, Filtration of textures - very weakly, Anti-aliasing - off, Drawing effects - weakly, Diffuse blackout - off, Color Space - 91.709.


Mass Effect: Andromeda


Настройки графики.
1920x1080
1. Overall quality - ultra, Quality of textures - ultra, Smoothing - temporary smoothing, Scattered blackout - HBAO, Postprocessing quality - ultra, texture filtering - ultra, The quality of lighting is - high, The quality of shadows - ultra.
2. Overall quality - high, Quality of textures - high, Smoothing - temporary smoothing, Scattered blackout - HBAO, Postprocessing quality - high, texture filtering - high, The quality of lighting is - high, The quality of shadows - high.
1366x768
Overall quality - low, Quality of textures - low, Smoothing - temporary smoothing, Scattered blackout - off, Postprocessing quality - low, texture filtering - low, The quality of lighting is - low, The quality of shadows - low.


Assassin’s Creed Syndicate


Настройки графики.
1920x1080
1. Preinstall graphics - very high, The quality of the environment - very high, Quality of textures - high, Quality of shadows - PCSS, Volumetric light - HBAO +, Anti-aliasing - MSAA2x + FXAA.
2. Preinstall graphics - very high, The quality of the environment - high, Quality of textures - high, Quality of shadows - PCSS, Volumetric light - SSAO, Anti-aliasing - FXAA.
1366x768
Preinstall graphics - low, The quality of the environment - low, Quality of textures - low, Quality of shadows - low, Volumetric light - off, Anti-aliasing - FXAA.


Dead Rising 4


Настройки графики.
1920x1080
1. The quality of graphics - very high, Degree of detail - very high, Anti-aliasing - TAA, The quality of drawing zombies - very high, Quality of textures - high, Filtration of textures - anisotropic 16x.
2. The quality of graphics - high, Degree of detail - high, Anti-aliasing - TAA, The quality of drawing zombies - high, Quality of textures - high, Filtration of textures - anisotropic 4x.
1366x768
The quality of graphics - low, Degree of detail - low, Anti-aliasing - trilinear, The quality of drawing zombies - low, Quality of textures - low, Filtration of textures - off.


В игровых тестах, на первый взгляд, более высокий разгон даёт, пусть и небольшое, преимущество. Но давайте рассмотрим стабильность частот. Для этого были проведено дополнительное тестирование в трёх играх, с длительностью от 30 минут.
Для мониторинга использовалась программа HWiNFO.

Assassin’s Creed Syndicate
4300 МГц. 3900 МГц

Battlefield 1
4300 МГц. 3900 МГц.


Sniper Elite 4 DX11
4300 МГц. 3900 МГц.

И как видим, уже в первой же игре процессор в разгоне до 4300 МГц сбрасывал частоту и причём очень сильно. И виной тому не перегрев, а обрезанный теплопкет. Именно из-за ограничения теплопакета в 65 ватт процессор и сбрасывает частоту, чтобы уложиться в отведённые рамки. И совсем иная ситуация если просто немного поднять множитель и снизить напряжение. Как видим на примере двух игр, процессор давал очень сильный буст, почти 6 ГГц.

С появлением микроархитектуры Zen стратегия AMD на процессорном рынке стала базироваться на очень простом принципе: компания старается обеспечивать лучшие характеристики (в первую очередь по числу ядер и поддерживаемых потоков) по более выгодной цене. Семейства Ryzen 7, Ryzen 5 и Ryzen 3 при таком подходе оказались более дешёвыми альтернативами для Core i7, i5 и i3, и именно это во многом обеспечивает их популярность у покупателей. Но несмотря на то, что цена - это один из самых важных аргументов в продвижении процессоров AMD, совсем дешёвых Socket AM4-процессоров в ассортименте у этого производителя до недавних пор не существовало. Для тех покупателей, которые не располагали как минимум 100-долларовым бюджетом, выделенным на покупку CPU, AMD могла лишь предложить старые процессоры для Socket FM2+ семейств и либо ещё более старые процессоры AMD FX класса Piledriver. Но привлекательность таких предложений в современных условиях вызывает обоснованные сомнения, и это стало заметной проблемой.

Данная проблема дополнительно усугубилась тем, что компания Intel с внедрением дизайна Kaby Lake начала выпускать очень привлекательные процессоры начального уровня - двухъядерные . Такие недорогие четырёхпоточные CPU быстро завоевали признание и стали очень популярным вариантом для бюджетных конфигураций.

Тем не менее оставлять Pentium c Hyper-Threading совсем без конкуренции в начальном рыночном сегменте AMD всё же не стала. Спустя примерно полгода после их появления в продаже «красный чипмейкер» принял решение создать свою альтернативу «гиперпням» и пустить для этого в дело имевшиеся в его распоряжении четырёхъядерные чипы Bristol Ridge. Такие процессоры поставлялись AMD по OEM-каналам примерно с середины прошлого года, но летом было объявлено, что теперь для исправления ситуации в нижнем ценовом сегменте Bristol Ridge станут доступны и для розничных покупателей.

Вообще, семейство Bristol Ridge в первую очередь включает в себя гибридные процессоры A-серии с интегрированным графическим ядром Radeon (поколения Volcanic Islands). Однако для конкуренции с Pentium были спроектированы специальные модели с отключённой графикой - такие процессоры AMD отнесла к отдельному модельному ряду Athlon X4. В результате покупатели бюджетных систем с дискретными видеокартами получили выбор между двухъядерными Kaby Lake с Hyper-Threading и четырёхъядерными процессорами Bristol Ridge, которые базируются на микроархитектуре Excavator. Какой вариант лучше - мы и решили выяснить в нашем очередном материале.

Для проведения тестирования нам пришлось взять модель Athlon X4 950. Несмотря на то, что в серии Bristol Ridge компания AMD запланировала три модификации процессоров без интегрированной графики, в продаже реально доступна только эта, средняя модель. Тем не менее благодаря наличию даже одного такого процессора экосистема Socket AM4 приобрела необходимую полноту. Сегодня для этой платформы можно приобрести процессор с ценой от $51 до $499, и доступный Athlon X4 950 может стать отличным вариантом начального уровня, который со временем можно будет заметить одним из существующих Ryzen серии Summit Ridge или даже перспективным Ryzen серии Pinnacle Ridge.

⇡ Athlon X4 для Socket AM4: что нового

В теории всё выглядит достаточно неплохо. Новая версия Athlon X4 представляет собой производную от наиболее современных APU компании AMD, относящихся к поколению Bristol Ridge. Такие APU пришли на рынок мобильных решений ещё в 2016 году, а в этом году семейство расширилось за счёт чипов для настольных систем. Конструктивно Bristol Ridge можно охарактеризовать как перенос в современную экосистему. В процессе этого переноса в APU сохранились вычислительные ядра Excavator и графическое ядро класса Volcanic Islands (дискретный аналог архитектуры R9 Fury с меньшим количеством потоковых процессоров), но добавился более новый контроллер памяти, поддерживающий DDR4 SDRAM. Кроме того, архитектурно Bristol Ridge больше напоминают системы-на-чипе (SoC), что позволило вписать их в экосистему Socket AM4.

Интересующие нас представители серии Athlon X4, как и раньше, интегрированной графики лишены. Графический процессор, естественно, присутствует на полупроводниковом кристалле, но он аппаратно заблокирован, что позволяет AMD задействовать при производстве Athlon X4 кремниевую отбраковку, которая не смогла попасть в полноценные гибридные процессоры A-серии. В результате Athlon X4 представляют собой недорогие четырёхъядерники для платформы Socket AM4, которые кардинально отличаются от схожих по количеству ядер чипов Ryzen 3 своей базовой микроархитектурой. Процессорные ядра в Bristol Ridge были спроектированы в эпоху, предшествовавшую появлению архитектуры Zen, а значит, Athlon X4 для Socket AM4, как и их Socket FM2+-собратья, относятся к прямым потомкам Bulldozer.

Если конкретнее, то лежащие в основе актуального поколения APU вычислительные ядра Excavator представляют собой эволюционное развитие ядер Steamroller, которые, в свою очередь, появились в результате оптимизации Piledriver. Как говорит сама AMD, по показателю IPC (по числу выполняемых за такт инструкций) Excavator превосходит предшествующее ядро Steamroller примерно на 5-15 процентов. Прогресс достигается за счёт увеличения объёма кеш-памяти данных первого уровня до 32 Кбайт на ядро , а также благодаря полуторакратному расширению буфера адресов ветвлений, что улучшает результативность работы алгоритмов предсказания переходов. Кроме того, в Excavator добавлена поддержка 256-битных векторных инструкций из набора AVX2.

Однако не стоит переоценивать все такие дополнения, ведь они сделаны на откровенно устаревшем фундаменте. Ждать каких-то чудес производительности от Excavator явно не следует, и хорошей иллюстрацией слабости данной микроархитектуры может послужить тот факт, что во время представления первых процессоров серии Ryzen представители AMD говорили о 52-процентном превосходстве Zen над Excavator по показателю IPC. То есть при прочих равных четырёхъядерные Ryzen 3 способны обеспечить как минимум в полтора раза более высокую производительность, чем современные Athlon X4. А это значит, что между Athlon X4 для Socket AM4-систем и «полноценными» процессорами Ryzen существует колоссальный разрыв хотя бы с точки зрения эффективности базовой микроархитектуры. И этим дело не ограничивается. В бюджетных CPU компания AMD заложила ещё несколько дополнительных «ухудшений».

Одна из основных потерь, которую понёс современный Athlon X4, касается системы кеширования. В отличие от представителей серий FX или Ryzen, в процессорах этого семейства вообще нет кеш-памяти третьего уровня. Кроме того, в ядрах Excavator сократился и объём L2-кеша. Раньше в CPU такого класса на каждый двухъядерный модуль Bulldozer приходился кеш второго уровня объёмом по 2 Мбайт. Теперь он стал вдвое меньше, и четырёхъядерные Athlon X4 для Socket AM4 располагают лишь небольшим L2-кешем ёмкостью 2 Мбайт суммарно.

Серьёзные претензии вызывает и встроенный в Bristol Ridge двухканальный контроллер памяти. AMD реализовала в этих процессорах поддержку DDR4, но она совсем не такая, как в Ryzen. Bristol Ridge проектировался заметно раньше, и контроллер памяти в нём оказался намного хуже. В частности, максимальная частота поддерживаемой памяти ограничена режимом DDR4-2400, причём более высокие скорости недоступны и через разгон - для них банально не предусмотрены делители. Не впечатляет и эффективность этого контроллера. Bristol Ridge ощутимо проигрывает Ryzen в латентности подсистемы памяти и катастрофически уступает в реальной пропускной способности. Таким образом, переход на использование DDR4 производительность представителей семейства Athlon X4 только ухудшил.

Athlon X4 950 Ryzen 3 1200

Что касается встроенных в процессор элементов SoC, то и они у новых Athlon X4 тоже сильно отличаются от того, что предлагает AMD в процессорах семейства Ryzen. Самая серьёзная потеря затронула шину для взаимодействия с дискретными графическими ускорителями: для этой цели Athlon X4 предлагает лишь восемь линий PCI Express 3.0. То есть видеокарты в Socket AM4-платформах, построенных на базе таких бюджетных процессоров, будут работать «не в полную силу».

В дополнение к урезанной графической шине процессорная SoC в Bristol Ridge поддерживает две дополнительные линии PCI Express 3.0, которые могут быть конвертированы в два порта SATA, а также четыре порта USB 3.0. Расширить этот набор можно за счёт подключения внешнего южного моста, для соединения с которым в процессоре зарезервировано ещё четыре линии PCI Express 3.0. Поскольку способ взаимодействия с набором системной логики у Athlon X4 точно такой же, как и у Ryzen, процессоры поколения Bristol Ridge полностью совместимы с любыми Socket AM4-материнскими платами, включая модели, построенные на чипсетах A320, B350 и даже X370.

Скудные характеристики Athlon X4 объясняются его происхождением. Изначально дизайн Bristol Ridge был нацелен на применение в мобильных системах, поэтому многое из того, в чём нет острой необходимости в ноутбуках, пошло под нож ради оптимизации энергопотребления. И в этом есть некоторая положительная сторона: энергосберегающие технологии в Bristol Ridge сделали большой шаг вперёд, позволяя соблюдать тонкий баланс между производительностью и энергопотреблением.

Но самое важное заключается в том, что, несмотря на использование при производстве Bristol Ridge полупроводниковой технологии с разрешением 28 нм, данный процессорный дизайн получился вполне энергоэффективным. В частности, все представители десктопного семейства Bristol Ridge вписываются в 65-ваттный тепловой пакет, в том числе даже модели с графическим ядром и рабочими частотами порядка 4 ГГц. Достигается это во многом благодаря тому, что производственный партнёр AMD, компания TSMC, внедрил специальную «высокоплотную» разновидность 28-нм техпроцесса, похожую на технологию, которая применяется при выпуске GPU. В результате современные Athlon X4 смогли получить не только сравнительно невысокое тепловыделение и энергопотребление, но и конфигурируемый TDP. Номинальный тепловой пакет этих процессоров, как и у полноценных APU, установлен на уровне 65 Вт, но в случае необходимости его рамки могут быть ужесточены до 35 Вт.

⇡ Athlon X4 950 в подробностях

Когда AMD объявляла о начале розничных продаж десктопных процессоров семейства Bristol Ridge, она говорила о модельном ряде, состоящем из восьми APU A-серии и трёх процессоров Athlon X4 без встроенной графики. Новые модификации Athlon X4 должны были получить модельные номера 940, 950 и 970 и, согласно спецификации, различались бы тактовыми частотами, установленными на уровне 3,2, 3,5 и 3,8 ГГц соответственно. Однако впоследствии AMD решила отказаться от розничной реализации бюджетных Socket AM4-процессоров «широким фронтом» и ограничилась поставками лишь единичной четырёхъядерной модели Athlon X4 950.

Стоит напомнить, что в экосистеме Socket FM2+ модельный ряд процессоров Athlon X4 был весьма представителен. Он формировался из многочисленных четырёхъядерных чипов Kaveri с частотами от 3,0 до 4,0 ГГц и впоследствии получил дополнение в виде Carrizo с частотой 3,5 ГГц. При переносе Athlon X4 в более актуальную платформу Socket AM4 от былого изобилия не осталось и следа. Причём единственный Athlon X4 для Socket AM4 - это ещё и сильно «зарезанный» по характеристикам процессор. Если пытаться провести параллели между Athlon X4 950 и предшественниками для Socket FM2+, то наиболее близкой по характеристикам моделью окажется Athlon X4 845, в то время как популярные Athlon X4 860K (и более быстрые модели) родом из 2015 года новинку заметно превосходят.

Зато это позволило компании AMD установить на Athlon X4 950 очень привлекательную цену. Его официальная стоимость составляет $51, что делает данный процессор самым доступным четырёхъядерником, который вдвое дешевле младшего представителя в серии Ryzen 3. Благодаря такому предложению AMD надеется привлечь на свою сторону покупателей бюджетных систем, которые до настоящего момента ориентировались на Intel Pentium поколения Kaby Lake с поддержкой Hyper-Threading.

При этом характеристики Athlon X4 950 на фоне прочих дешёвых процессоров с возможностью исполнения четырёх потоков выглядят достаточно многообещающе:

AMD Athlon X4 950 AMD Ryzen 3 1200 Intel Pentium G4560
Кодовое имя Bristol Ridge Summit Ridge Kaby Lake
Технология производства, нм 28 14 14+
Ядра/потоки 4/4 4/4 2/4
Базовая частота, ГГц 3,5 3,1 3,5
Частота в турборежиме, ГГц 3,8 3,4 -
Технология XFR Нет +50 МГц Нет
Разгон Поддерживается Поддерживается Не поддерживается
L2-кеш 2 × 1 Мбайт 4 × 512 Кбайт 2 × 256 Кбайт
L3-кеш Нет 2 × 4 Мбайт 3 Мбайт
Поддержка памяти DDR4-2400 DDR4-2666 DDR4-2400
Линии PCI Express 3.0 для GPU 8 16 16
TDP, Вт 65 65 54
Разъём Socket AM4 Socket AM4 LGA1151 v1
Официальная цена $51 $109 $64

Основная проблема Athlon X4 950 - устаревшая микроархитектура с низкой удельной производительностью, в остальном же никаких очевидных изъянов в приведённом списке спецификаций не видно.

В диагностической программе CPU-Z характеристики Athlon X4 950 выглядят следующим образом.

Реальные рабочие частоты Athlon X4 950 оказываются немного выше номинала. В Bristol Ridge работа технологии Turbo Core привязана исключительно к показаниям встроенных в ядро датчиков температуры и потребляемой мощности и никак не зависит от того, какое количество ядер процессора реально работает, а какое находится в состоянии простоя. Поэтому, несмотря на то, что номинальная частота Athlon X4 950 - 3,5 ГГц, в большинстве случаев он работает на 3,7-3,8 ГГц. Причём активация турборежима нередко происходит даже при исполнении ресурсоёмких многопоточных программ.

В таком состоянии расчётное тепловыделение Athlon X4 950 остаётся в 65-ваттных рамках. Однако имеется возможность снизить TDP через настройки UEFI BIOS материнской платы. Минимальный уровень потребления составляет 35 Вт, что в теории может быть востребовано в случае использования такого CPU в компактных системах. В таком экономичном режиме реальная частота Athlon X4 950 оказывается ниже номинала и в ресурсоёмких приложениях плавает в интервале от 3,0 до 3,4 ГГц.

⇡ Разгон

Хотя в названии Athlon X4 950 нет литеры K, коэффициент умножения у этого процессора не зафиксирован, что открывает путь к сравнительно простому разгону. Впрочем, не стоит забывать, что процессорный дизайн Bristol Ridge пришёл в десктопы из мобильной среды, а это значит, что основанные на нём чипы оптимизированы скорее под низкое энергопотребление, чем под высокие частоты.

Поэтому вполне закономерно, что на практике разгонный потенциал Athlon X4 950 оказался достаточно скудным, и с повышением напряжения питания до 1,5 В нам удалось добиться устойчивой работы нашего экземпляра всего лишь на частоте 4,2 ГГц.

Хотя 28-нм Athlon X4 с ядрами Excavator по оверклокерскому потенциалу немного превосходит 14-нм Ryzen, которые обычно удаётся разогнать до частот порядка 4,0 ГГц, хорошим результатом такой разгон всё равно назвать невозможно. Более ранние потомки Bulldozer были способны работать на значительно более высоких частотах. Например, предшествующие Athlon X4 950 процессоры той же серии с модельными номерами из девятой сотни, предназначенные для платформы Socket FM2+ и базирующиеся на дизайне Kaveri, без особого труда брали частоты в диапазоне от 4,5 до 4,8 ГГц.

При этом максимально доступные для представителей поколения Bristol Ridge частоты ограничиваются отнюдь не тепловыделением. Температура Athlon X4 950 в разгоне остаётся сравнительно невысокой. Повышение же частоты стопорится из-за каких-то глубинных ограничений в полупроводниковой структуре, которые препятствуют безошибочной работе CPU на скоростях сильно выше номинальной.