Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Сколько оперативной памяти нужно? (обновлено). Сколько оперативной памяти вам действительно нужно для современных игр

Сколько оперативной памяти нужно? (обновлено). Сколько оперативной памяти вам действительно нужно для современных игр

Многие экономно собирая игровой компьютер, например, на основе Intel Core i3-6100 и NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti, сразу покупают только один модуль оперативной памяти ради перспективы позднее докупить еще один такой же и получить не только в 2 раза больше ОЗУ, но и работу её в двухканальном режиме. Поэтому для многих пользователей будет интересно оценить влияние двухканального режима работы ОЗУ в играх. Что мы и проверим в этом материале.

В роли процессора в нашем случае выступает очень популярный , который по своей игровой вычислительной мощи находится на приблизительно одинаковом уровне с новыми 4-поточными представителями серии Intel Pentium. А в качестве видеокарты использовалась . Оперативная память в обоих системах работала на частоте 2133 МГц, только в первом случае использовалась 8 ГБ в одноканальном режиме, а во втором моделируем результат апгрейда - 16 ГБ в двухканальном.

А теперь переходим к сравнению. Очень высокий профиль графических настроек в DiRT Rally не очень требователен к оперативной памяти - для запуска понадобилось менее 4 ГБ. Но сразу же в глаза бросается чуть большее потребление ОЗУ и в основном более высокая загрузка CPU при работе памяти в одноканальном режиме. На среднем фреймрейте это отобразилось не сильно: разница составила почти 2 FPS или 2%.

Ультра высокий пресет графики в режиме DirectX 12 в бенчмарке Total War WARHAMMER позволил зафиксировать более высокую разницу в среднем уровне FPS: 64 против 69 кадров/с в пользу двухканального режима, что эквивалентно прибавке в 9%. Потребление ОЗУ в одноканальном режиме было чуть выше 3,5 ГБ, а в двухканальном оно достигало 4 ГБ. Нагрузка на процессор в обоих режимах была практически одинаковой.

Первобытный мир Far Cry Primal мы решили изучить при очень высоком профиле графических настроек. Сразу же видно, что ОЗУ в двухканальном режиме используется на 70-150 МБ больше, зато общая нагрузка на процессор существенно ниже. В итоге минимальный FPS в обоих случаях был одинаковым, а средний и максимальный фреймрейт оказался на 1-2 кадра/с выше в системе с двухканальным режимом работы ОЗУ.

Ультра настройки качества в Rainbow Six Siege должны были достаточно хорошо загрузить обе системы, чтобы отчетливее прочувствовать разницу. Потребление ОЗУ в двухканальном режиме было на 300 МБ выше, а нагрузка на процессор местами была ниже на 15%. Однако на скорость видеоряда это особо не повлияло: лишь в начале теста разница почти достигла 1 FPS, а в остальных случаях была еще ниже.

Более требовательный бенчмарк The Division мы запустили с высоким пресетом графики в режиме DirectX 12. Уже с самого начала потребление ОЗУ в двухканальном режиме было выше на 400 МБ, зато использование видеобуфера было чуть ниже. Средняя загрузка CPU также была ниже на 7%. А вот производительность в обоих случаях получилась одинаковой.

HITMAN с высоким уровнем детализации и качеством текстур показал аналогичную тенденцию: потребление ОЗУ в двухканальном режиме выше ориентировочно на 350 МБ, зато CPU местами загружен на 10-15% меньше, поэтому у него остается больше ресурсов для фоновых процессов. Разница же в частоте кадров минимальная. Если точнее, то в среднем менее 1 кадра/с.

Требовательная Rise of the Tomb Raider с высоким профилем графических настроек сразу же показала, что нагрузка на процессор в системе с двухканальным режимом работы ОЗУ может быть даже на 50% ниже, особенно в тяжелых сценах. В то же время потребление оперативной памяти было на 100 МБ выше. В последней же сцене потребление ОЗУ выровнялось, зато наблюдался очень высокий перевес как в загрузке процессора, так и в уровне FPS в пользу системы с двухканальным режимом работы ОЗУ. В числовом эквиваленте разница в скорости составила почти 8 кадров/с или 14%. Но в целом по бенчмарку разница достигла лишь 3 FPS, т.е. только 4%.

Для получения более-менее комфортного фреймрейта Deus Ex Mankind Divided в данном случае лучше запускать со средним профилем настроек графики. Поначалу загрузка процессора была выше в конфигурации с двухканальным режимом работы ОЗУ, но потом ситуация поменялась, поэтому общая тенденция сохранилась. Но поскольку все уперлось в возможности видеокарты, то разницы в частоте кадров не было вовсе.

Живой геймплей в GTA V при включенном сглаживании, но с некоторыми послаблениями в настройках для разгрузки процессора, дал весьма интересный результат. В системе с двухканальным режимом работы ОЗУ частота кадров держалась в районе 50-55 FPS, а при одноканальном - на уровне 40-45 кадров/с. То есть разница достигала 10 FPS или более 20%. Потребление ОЗУ в первом случае было выше на 600 МБ, а загрузка CPU была на несколько % ниже.

При высоких настройках графики Mafia III неиграбельна в такой системе, поэтому параметры были уменьшены до среднего уровня. Сразу же видно, что прирост FPS от двухканального режима работы ОЗУ достигает 4-8 кадров/с, то есть более 10%. В тяжелых сценах это обеспечит некий запас, удерживая скорость выше 30 FPS. Загрузка процессора будет на несколько % ниже, зато оперативной памяти потребуется почти на 700 МБ больше.

Еще одна тяжелая игра - WATCH _ DOGS 2 - при высоких настройках графики частенько загружает CPU на все 100%. При этом скорость видеоряда опять существенно выше в случае двухканального режима работы ОЗУ. В целом частота кадров держалась на уровне 40-50 FPS, а у конкурентной системы - в диапазоне 30-40 кадров/с. То есть разница достигала 10 кадров/с или более 25%.

Высокое качество графики в Battlefield 1 не позволяет прочувствовать разницу между системами: загрузка процессоров практически одинаковая и держится на максимальном уровне, а показатель FPS в обоих случаях находится в пределах 50 кадров/с. Традиционно лишь потребление ОЗУ в двухканальном режиме выше - в данном случае на 400 МБ.

И в завершении несколько более простых онлайн-проектов. World of Tanks при максимальных настройках, но на разных картах, обеспечивал в целом комфортный геймплей при более чем 100 FPS. Конечно, большее количество кустов и деревьев местами просаживало скорость ниже этой отметки в системе с двухканальным режимом работы ОЗУ. Зато в ней было чуть меньше подергиваний, поэтому удобство стрельбы в снайперском режиме было немного выше.

А вот в Dota 2 при игре с ботами на максимальных настройках графики показывает заметный прирост от активации двухканального режима ОЗУ: в одинаковых сценах разница может составлять 10-20 кадров/с или около 15-20%. При этом загрузка процессора была приблизительно на одном уровне.

При ультра настройках качества в Overwatch с двухканальной памятью можно наблюдать в целом более высокий FPS. Разница ориентировочно составляет около 10 FPS, что соответствует 12%. Нагрузка на процессор в обоих случаях держалась возле максимального уровня.

Итог

В итоге использование двухканального режима работы ОЗУ в большинстве случаев дает ощутимый позитивный результат, который выражается как в поднятии уровня FPS, местами даже на более 20%, так и в уменьшении загрузки процессора. А это означает более плавный геймплей, особенно если в фоне запущены дополнительные программы. То есть, если вы ориентируетесь на 8 ГБ, то целесообразнее сразу взять две планки по 4 ГБ - выйдет чуть дороже, но система порадует лучшей отзывчивостью.

С другой стороны, ничего критичного в покупке одной планки на 8 ГБ нет, если в последствии вы планируете докупить еще 8 ГБ и реализовать двухканальный режим. Да, фреймрейт будет ниже, но лишь в особо тяжелых играх типа Mafia III и WATCH_DOGS 2 одноканальный режим может потребовать дополнительного снижения настроек графики для получения более комфортного уровня FPS.

Статья прочитана 18200 раз(а)

Подписаться на наши каналы

Все, кто когда-либо задумывался об апгрейде своего «железного коня», т.е. ПК, неоднократно задавались вопросом о том, сколько нужно оперативной памяти (ОЗУ) для стабильной комфортной работы железа. Беда лишь в том, что вся остальная конфигурация аппаратной части мало кого волнует. Но поскольку вопрос имеет место быть, разберем его.

Что такое ОЗУ?

Оперативная память – неприметные планки текстолита с чипами, которые отвечают за быстродействие ОС и остальных компонентов. Работает в связке с видеокартой и процессором, ну а крепится, соответственно, на материнской плате. Производительность этого элемента определяется по следующим принципам:

  1. стандарт;
  2. частота;
  3. задержки (тайминги);
  4. объем.

Что касается первого пункта. На рынке сейчас широко представлены планки второго и третьего поколения, т.е. DDR2 и DDR3. Обороты также набирает DDR4, но они сейчас слишком дорогие, поэтому рассматривать их не будем. DDR1, в свою очередь, уже давно морально устарели, да и второе поколение ждет та же участь.

Частоты. DDR2 способна работать на частотах от 533 до 800 МГц. Есть вариации на 1066 МГц, но встречаются они крайне редко. DDR3 же расширяет диапазон от 1066 до 2400 МГц. Чем больше показатель, тем скоростнее память. Тайминги – сугубо оверклокерское понятие, и будет интересно лишь для тех, кто занимается разгоном комплектующих. А вот на объеме остановимся подробнее, поскольку это ключевой элемент, который и определяет скорость обработки данных.

Требуемый объем под разные системы

Помните, что у каждой операционной системы есть такой элемент, как разрядность, а именно 32 и 64 бита. В первом случае, система не «увидит» более 4 ГБ ОЗУ, причем пользователю будет доступно не более 3,25 ГБ. 64-битная ОС лишена этих недостатков и способна распознать порядка 192 ГБ памяти. Другое дело, что столь внушительно количество понадобится лишь единицам.

Что касается минимального потребления ресурсов, то для windows xp, к примеру, оно составляет всего 256 МБ. Но эта цифра не означает, что система будет «летать». Для запуска хватит, но не более. Чтобы с комфортом запускать офисные приложения и не ждать по несколько минут, потребуется не менее 1 Гб. Примечательно, что интерфейс ОС не требовательный, так что никаких проблем с отображением появиться не должно.

Для «семерки» нужно гораздо больше памяти, даже если речь идет о 32-разрядной системе. Начнем с того, что эта ОС обладает «прожорливым» интерфейсом Aero, который по умолчанию потребляет половину системной памяти, установленной на ПК. Иными словами, чтобы работать в более-менее комфортных условиях, нужно установить минимум 2 Гб ОЗУ, а лучше все 4. Для Windows 7 64 bit входной порог составляет уже 4 Гб. Комплектовать меньшим количеством памяти крайне не рекомендуется, ведь система будет требовать «для себя» гораздо больше.

Если говорить, о «восьмерке», то она будет комфортно чувствовать себя и с 1 Гб, потому как плиточный интерфейс не требователен в плане ресурсов. А вот для Windows 8 64 bit, по старинке, нужно не менее 4 Гб.

Градация памяти для комфортной работы

За основу возьмем базовую офисную сборку, в которой установлено 2 Гб ОЗУ. С этим объемом памяти вы сможете работать с текстом, серфить интернет, либо смотреть фильмы онлайн. Другое дело, что Full HD картины открыть не удастся, потому как все будет упираться в дешевую видеокарту. Да и столь «бюджетное» количество памяти не позволит воспроизвести внушительный поток данных.

Работа в Photoshop также затруднительна. Более 1 изображения высокого качества вы попросту не откроете, а если и получится, то работа будет осуществляться с огромными задержками. Система будет вынуждена постоянно обращаться к файлу подкачки, расположенном на винчестере, а он крайне медленный в соотношении с оперативной памятью. Если дело касается ноутбуков, то малый объем охарактеризуется стремительной разрядкой батареи. А дело все в том же обращении к файлу подкачки.

Нарастив объем до 4 Гб, можно получить внушительный прирост производительности. Во-первых, это будет полезным для игр с большим количеством текстур. Желательно, чтобы и видеокарта была соответствующая. Обращения к файлу подкачки будут сводиться к минимуму, а это чревато увеличением срока работы ноутбука от батареи. Можно даже активировать различные «красивости» на Windows в виде виджетов и плавных открываний/закрытий окон.

8 Гб будут просто необходимы для тех, кто профессионально занимается видеомонтажом, редактированием, либо созданием графических и 3D-объектов. Более того, можно совершенно безнаказанно активировать сразу несколько ресурсоемких приложений, которые будут задействованы параллельно, а в фоне включить расслабляющую музыку в хорошем качестве.

Но столь большой объем целесообразен лишь в том случае, если общая конфигурация ПК позволяет вместить такое количество памяти. Главный «камень преткновения» — это материнская плата. Во-первых, она должна иметь полную поддержку ОЗУ от 8 Гб и выше. Желательно, чтобы планок было две, и они свободно работали в двухканальном режиме. Это еще сильнее повысит быстродействие и улучшит энергопотребление. В случае «простоя» компьютер вряд ли будет задействовать весь объем.

Процессор обязательно должен быть высокопроизводительным. Желательно, четырехъядерный, либо на 2 ядра, с частотой от 3 ГГц на каждое. Такой «камень» раскроет потенциал всего вашего «железа» полностью, при этом обращений к файлу подкачки практически не будет.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

История оперативной памяти , или ОЗУ , началась в далёком 1834 году, когда Чарльз Беббидж разработал «аналитическую машину» - по сути, прообраз компьютера. Часть этой машины, которая отвечала за хранение промежуточных данных, он назвал «складом». Запоминание информации там было организовано ещё чисто механическим способом, посредством валов и шестерней.

В первых поколениях ЭВМ в качестве ОЗУ использовались электронно-лучевые трубки, магнитные барабаны, позже появились магнитные сердечники, и уже после них, в третьем поколении ЭВМ появилась память на микросхемах.

Сейчас ОЗУ выполняется по технологии DRAM в форм-факторах DIMM и SO-DIMM , это динамическая память, организованная в виде интегральных схем полупроводников. Она энергозависима, то есть данные исчезают при отсутствии питания.

Выбор оперативной памяти не является сложной задачей на сегодняшний день, главное здесь разобраться в типах памяти, её назначении и основных характеристиках.

Типы памяти

SO-DIMM

Память форм-фактора SO-DIMM предназначена для использования в ноутбуках, компактных ITX-системах, моноблоках - словом там, где важен минимальный физический размер модулей памяти. Отличается от форм-фактора DIMM уменьшенной примерно в 2 раза длиной модуля, и меньшим количеством контактов на плате (204 и 360 контактов у SO-DIMM DDR3 и DDR4 против 240 и 288 на платах тех же типов DIMM-памяти).
По остальным характеристикам - частоте, таймингам, объёму, модули SO-DIMM могут быть любыми, и ничем принципиальным от DIMM не отличаются.

DIMM

DIMM - оперативная память для полноразмерных компьютеров.
Тип памяти, который вы выберете, в первую очередь должен быть совместим с разъёмом на материнской плате. ОЗУ для компьютера делится на 4 типа – DDR , DDR2 , DDR3 и DDR4 .

Память типа DDR появилась в 2001 году, и имела 184 контакта. Напряжение питания составляло от 2.2 до 2.4 В. Частота работы – 400МГц . До сих пор встречается в продаже, правда, выбор невелик. На сегодняшний день формат устарел, - подойдёт, только если вы не хотите обновлять систему полностью, а в старой материнской плате разъёмы только под DDR.

Стандарт DDR2 вышел уже в 2003-ем, получил 240 контактов, которые увеличили число потоков, прилично ускорив шину передачи данных процессору. Частота работы DDR2 могла составлять до 800 МГц (в отдельных случаях – до 1066 МГц), а напряжение питания от 1.8 до 2.1 В – чуть меньше, чем у DDR. Следовательно, понизились энергопотребление и тепловыделение памяти.
Отличия DDR2 от DDR:

· 240 контактов против 120
· Новый слот, несовместимый с DDR
· Меньшее энергопотребление
· Улучшенная конструкция, лучшее охлаждение
· Выше максимальная рабочая частота

Также, как и DDR, устаревший тип памяти - сейчас подойдёт разве что под старые материнские платы, в остальных случаях покупать нет смысла, так как новые DDR3 и DDR4 быстрее.

В 2007 году ОЗУ обновились типом DDR3 , который до сих пор массово распространён. Остались всё те же 240 контактов, но слот подключения для DDR3 стал другим – совместимости с DDR2 нет. Частота работы модулей в среднем от 1333 до 1866 МГц . Встречаются также модули с частотой вплоть до 2800 МГц .
DDR3 отличается от DDR2:

· Слоты DDR2 и DDR3 несовместимы.
· Тактовая частота работы DDR3 выше в 2 раза – 1600 МГц против 800 МГц у DDR2.
· Отличается сниженным напряжением питания – порядка 1.5В, и меньшим энергопотреблением (в версии DDR3L это значение в среднем ещё ниже, около 1.35 В).
· Задержки (тайминги) DDR3 больше, чем у DDR2, но рабочая частота выше. В целом скорость работы DDR3 на 20-30% выше.

DDR3 - на сегодня хороший выбор. Во многих материнских платах в продаже разъёмы под память именно DDR3, и в связи с массовой популярностью этого типа, вряд ли он скоро исчезнет. Также он немного дешевле DDR4.

DDR4 – новый тип ОЗУ, разработанный только в 2012 году. Является эволюционным развитием предыдущих типов. Пропускная способность памяти снова повысилась, теперь достигая 25,6 Гб/с. Частота работы также поднялась – в среднем от 2133 МГц до 3600 МГц . Если же сравнивать новый тип с DDR3, который продержался на рынке целых 8 лет и получил массовое распространение, то прирост производительности незначителен, к тому же далеко не все материнские платы и процессоры поддерживают новый тип.
Отличия DDR4:

· Несовместимость с предыдущими типами
· Пониженно напряжение питания – от 1.2 до 1.05 В, энергопотребление тоже снизилось
· Рабочая частота памяти до 3200 МГц (может достигать 4166 МГц в некоторых планках), при этом, конечно, выросшие пропорционально тайминги
· Может незначительно превосходить по скорости работы DDR3

Если у вас уже стоят планки DDR3, то торопиться менять их на DDR4 нет никакого смысла. Когда этот формат распространится массово, и все материнские платы уже будут поддерживать DDR4, переход на новый тип произойдёт сам собой с обновлением всей системы. Таким образом, можно подытожить, что DDR4 – скорее маркетинг, чем реально новый тип ОЗУ.

Какую частоту памяти выбрать?

Выбор частоты нужно начинать с проверки максимально поддерживаемых частот вашим процессором и материнской платой. Частоту выше поддерживаемой процессором имеет смысл брать только при разгоне процессора.

На сегодняшний день не стоит выбирать память с частотой ниже 1600 МГц. Вариант 1333 МГц допустим в случае DDR3, если это не завалявшиеся у продавца древние модули, которые явно будут медленнее новых.

Оптимальный вариант на сегодня - это память с интервалом частот от 1600 до 2400 МГц . Частота выше почти не имеет преимущества, но стоит гораздо дороже, и как правило является разогнанными модулями с поднятыми таймингами. Для примера, разница между модулями в 1600 и 2133 Мгц в ряде рабочих программ будет не более 5-8 %, в играх разница может быть ещё меньше. Частоты в 2133-2400 Мгц стоит брать, если вы занимаетесь кодированием видео/аудио, рендерингом.

Разница же между частотами в 2400 и 3600 Мгц обойдётся вам довольно дорого, при этом не прибавив ощутимо скорости.

Какой объём оперативной памяти брать?

Объём, который вам понадобится, зависит от типа работы, производимой на компьютере, от установленной операционной системы, от используемых программ. Также не стоит упускать из виду максимально поддерживаемый объём памяти вашей материнской платой.

Объём 2 ГБ - на сегодняшний день, может хватить разве что только для просмотра интернета. Больше половину будет съедать операционная система, оставшегося хватит на неторопливую работу нетребовательных программ.

Объём 4 ГБ
– подойдёт для компьютера средней руки, для домашнего пк-медиацентра. Хватит, чтобы смотреть фильмы, и даже поиграть в нетребовательные игры. Современные – увы, с потянет с трудом. (Станет лучшим выбором, если у вас 32-разрядная операционная система Windows, которая видит не больше 3 ГБ оперативной памяти)

Объём 8 ГБ (или комплект 2х4ГБ) – рекомендуемый объём на сегодня для полноценного ПК. Этого хватит для почти любых игр, для работы с любым требовательным к ресурсам софтом. Лучший выбор для универсального компьютера.

Объём 16 ГБ (или наборы 2х8ГБ , 4х4ГБ)- будет оправданным, если вы работаете с графикой, тяжёлыми средами программирования, или постоянно рендерите видео. Также отлично подойдёт для ведения онлайн-стримов – здесь с 8 ГБ могут быть подвисания, особенно при высоком качестве видео-трансляции. Некоторые игры в высоких разрешениях и с HD-текстурами могут лучше себя вести с 16 ГБ оперативной памяти на борту.

Объём 32 ГБ (набор 2х16ГБ , или 4х8ГБ)– пока очень спорный выбор, пригодится для каких-то совсем экстремальных рабочих задач. Лучше будет потратить деньги на другие комплектующие компьютера, это сильнее отразится на его быстродействии.

Режимы работы: лучше 1 планка памяти или 2?

ОЗУ может работать в одно-канальном, двух-, трёх- и четырёх-канальном режимах. Однозначно, если на вашей материнской плате есть достаточное количество слотов, то лучше взять вместо одной планки памяти несколько одинаковых меньшего объёма. Скорость доступа к ним вырастет от 2 до 4 раз.

Чтобы память работала в двухканальном режиме, нужно устанавливать планки в слоты одного цвета на материнской плате. Как правило, цвет повторяется через разъём. Важно при этом, чтобы частота памяти в двух планках была одинаковой.

- Single chanell Mode – одноканальный режим работы. Включается, когда установлена одна планка памяти, или разные модули, работающие на разной частоте. В итоге память работает на частоте самой медленной планки.
- Dual Mode – двухканальный режим. Работает только с модулями памяти одинаковой частоты, увеличивает скорость работы в 2 раза. Производители выпускают специально для этого комплекты модулей памяти , в которых может быть 2 или 4 одинаковых планки.
- Triple Mode – работает по тому же принципу, что и двух-канальный. На практике не всегда быстрее.
- Quad Mode - четырёх-канальный режим, который работает по принципу двухканального, соответственно увеличивая скорость работы в 4 раза. Используется, там где нужна исключительно высокая скорость - например, в серверах.

- Flex Mode – более гибкий вариант двухканального режима работы, когда планки разного объёма, а одинаковая только частота. При этом в двухканальном режиме будут использоваться одинаковые объёмы модулей, а оставшийся объём будет функционировать в одноканальном.

Нужен ли памяти радиатор?

Сейчас уже давно не те времена, когда при напряжении в 2 В достигалась частота работы в 1600 МГц, и в результате выделялось много тепла, которое надо было как-то отводить. Тогда радиатор мог быть критерием выживаемости разогнанного модуля.

В настоящее время же энергопотребление памяти сильно снизилось, и радиатор на модуле может быть оправдан с технической точки зрения, только если вы увлекаетесь оверклокингом, и модуль будет работать у вас на запредельных для него частотах. Во всех остальных случаях радиаторы можно оправдать, разве что, красивым дизайном.

В случае, если радиатор массивный, и заметно увеличивает высоту планки памяти – это уже существенный минус, поскольку он может помешать вам поставить в систему процессорный суперкулер. Существуют, кстати, специальные низкопрофильные модули памяти , предназначенные для установки в компактные корпуса. Они несколько дороже модулей обычного размера.



Что такое тайминги?

Тайминги , или латентность (latency) – одна из самых важных характеристик оперативной памяти, определяющих её быстродействие. Обрисуем общий смысл этого параметра.

Упрощённо оперативную память можно представить, как двумерную таблицу, в которой каждая ячейка несёт информацию. Доступ к ячейкам происходит по указанию номера столбца и строки, и указание это происходит при помощи стробирующего импульса доступа к строке RAS (Row Access Strobe ) и стробирующего импульса доступа к столбцу CAS (Acess Strobe ) путём изменения напряжения. Таким образом, за каждый такт работы происходят обращения RAS и CAS , и между этими обращениями и командами записи/чтения существуют определённые задержки, которые и называются таймингами.

В описании модуля оперативной памяти можно увидеть пять таймингов, которые для удобства записываются последовательностью цифр через дефис, например 8-9-9-20-27 .

· tRCD (time of RAS to CAS Delay) - тайминг, который определяет задержку от импульса RAS до CAS
· CL (timе of CAS Latency) - тайминг, определяющий задержку между командой о записи/чтении и импульсом CAS
· tRP (timе of Row Precharge) - тайминг, определяющий задержку при переходах от одной строки к следующей
· tRAS (time of Active to Precharge Delay) - тайминг, который определяет задержку между активацией строки и окончанием работы с ней; считается основным значением
· Command rate – определяет задержку между командой выбора отдельного чипа на модуле до команды активации строки; этот тайминг указывают не всегда.

Если говорить ещё проще, то о таймингах важно знать только одно – чем их значения меньше, тем лучше. При этом планки могут иметь одинаковую частоту работы, но разные тайминги, и модуль с меньшими значениями всегда будет быстрее. Так что стоит выбирать минимальные тайминги, для DDR4 ориентиром средних значений будут тайминги 15-15-15-36, для DDR3 - 10-10-10-30. Также стоит помнить, что тайминги связаны с частотой памяти, так что при разгоне скорее всего придётся поднять и тайминги, и наоборот - можно вручную опустить частоту, снизив при этом тайминги. Выгоднее всего обращать внимание на совокупность этих параметров, выбирая скорее баланс, и не гнаться за крайними значениями параметров.

Как определиться с бюджетом?

Располагая большей суммой, вы сможете позволить себе больший объём оперативной памяти. Основное отличие дешёвых и дорогих модулей будет в таймингах, частоте работы, и в бренде – известные, разрекламированные могут стоить немного дороже noname модулей непонятного производителя.
Кроме того, дополнительных денег стоит радиатор, установленный на модули. Далеко не всем планкам он нужен, но производители сейчас на них не скупятся.

Цена будет также зависеть от таймингов, чем они ниже- тем выше скорость, и соответственно, цена.

Итак, имея до 2000 рублей , вы сможете приобрести модуль памяти объёмом 4 ГБ, или 2 модуля по 2 ГБ, что предпочтительнее. Выбирайте в зависимости от того, что позволяет конфигурация вашего пк. Модули типа DDR3 обойдутся почти вдвое дешевле чем DDR4. При таком бюджете разумнее брать именно DDR3.

В группу до 4000 рублей входят модули объёмом в 8 ГБ, а также наборы 2х4 ГБ. Это оптимальный выбор для любых задач, кроме профессиональной работы с видео, и в любых других тяжёлых средах.

В сумму до 8000 рублей обойдётся объём памяти в 16 ГБ. Рекомендуется для профессиональных целей, или для заядлых геймеров - хватит даже про запас, в ожидании новых требовательных игр.

Если не проблема потратить до 13000 рублей , то самым лучшим выбором будет вложить их в набор из 4 планок по 4 ГБ. За эти деньги можно выбрать даже радиаторы покрасивее, возможно для последующего разгона.

Больше 16 ГБ без цели работы в профессиональных тяжёлых средах (да и то не во всех) брать не советую, но если очень хочется, то за сумму от 13000 рублей вы сможете залезть на Олимп, приобретя комплект на 32 ГБ или даже 64 ГБ . Правда, смысла для рядового пользователя или геймера в этом будет не много – лучше потратить средства, скажем, на флагманскую видеокарту.

Пользователи, интересующиеся «на что влияет компьютера» и задающие подобные вопросы пришли по правильному адресу. В статье раскрыты все эти темы. Но прежде, чем перейти к решению проблем, давайте разберемся, что такое оперативная память и сколько оперативной памяти нужно. Оперативная память или оперативно-запоминающее устройство ОЗУ (англ. RAM) – энергозависимая (кратковременная, непостоянная) память.

При выключении компьютера она обнуляется, потому и называется энергозависимой. Она нужна для временного хранения промежуточных данных, что обрабатываются процессором, и выполняемого ныне машинного кода. В ОЗУ хранятся запущенные приложения, службы и промежуточный результаты их функционирования.

Оперативная память для компьютера изготавливается в виде так называемых «планок» с неимоверным числом транзисторов (динамическая) или транзисторов и конденсаторов (статическая). Установить оперативную память в соответствующий разъем, коим оснащена материнская плата, сможет любой пользователь.

Неправильно ее не поставишь – различные модели планок оснащаются ключами – пропилами, для которых на материнской плате расположены аналогичные по форме выпуклости. Благодаря такому выполнению пользователь сможет увеличить оперативную память компьютера или заменить неработающую «планку» в считанные секунды.

Сколько нужно оперативной памяти на компьютере

Разберемся, сколько оперативной памяти нужно, чтобы современный компьютер справлялся с поставленными задачами.

Оптимального объема ОЗУ в природе нет, и на это есть две главные причины.

  1. Компьютеры используются для решения различных задач (одному юзеру достаточно запуска проигрывателя, браузера и офисных приложений, другой – работает с ресурсоемкими приложениями для видеомонтажа, трёхмерного и прочего моделирования, третий – играет в новые игры).
  2. Закон Мура. Хоть его работа за последние пару лет подвергается сомнениям (он перестает работать), но необходимый для нормальной работы компьютера объем ОЗУ постоянно возрастает.

Рассмотрим необходимое для 2016 года количество ОЗУ.

2 ГБ

Начнем с того, что инсталляции операционных систем Windows, необходимо 2 Гб оперативной памяти. При меньшем объеме необходимо пользоваться только XP.

Компьютер с 2 ГБ RAM считается офисным – на нем комфортно работать с офисными приложениями, интернетом, смотреть фильмы.

В таком случае используйте файл подкачки или виртуальную память (аналог ОЗУ, в которой неиспользуемые на текущий момент данные записываются на жесткий диск). Она появилась со времен Vista.

4 Гб

Такое количество памяти сейчас– оптимальное. В пользователь Windows 7 -10 сможет без проблем работать в графических и видео редакторах, с веб-приложениями. То, что нужно для нормальной работы, периодического конвертирования файлов и обработки видео.

8 Гб

Почти каждая игра, выпущенная за последние год-полтора, потребляет не менее 4 ГБ ОЗУ. Потому геймерам рекомендуется использовать не менее 8 Гигабайт оперативной памяти. Помните, что скорость игр в первую очередь зависит от производительности видеокарты, а уж потом — оперативной памяти.

В 2017 году объем нужной оперативной памяти можно увеличивать в 1,5 раза. И для последних новинок игр достаточно будет 12 Гб.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Как узнать количество оперативной памяти?

Что собой представляет ОЗУ, разобрались. Теперь перейдем к методам, что помогут определить ее объем на компьютере или ноутбуке. Для этого хватит и средств операционной системы.Но для получения подробных данных (для желающих увеличить оперативную память на компьютере) придётся прибегнуть к использованию сторонних утилит.

Смотрим объем оперативной памяти средствами Windows

Первый способ – простейший и быстрейший. Чтобы увидеть данные про объем ОЗУ, заходим в информационное окно «Система». Делается это нижеприведенными методами:

  • через пункт «Свойства» каталога «Мой компьютер»;
  • заходим в «Мой компьютер» посредством клавиш «Win + E» и жмем «Система» в верхнем меню;
  • идем в «Панель управления», где находим требуемый пункт.
  • При группировке элементов пункт располагается в меню «Система и безопасность».
В открывшемся окошке находим строчку «Установленная память (ОЗУ)»
Аналогичная информация отобразится и после ввода команды «msinfo32» в поисковую строку меню «Пуск» или окошко «Выполнить», вызываемое посредством комбинации «Win + R»
Последний способ узнать количество ОЗУ через графический интерфейс – это команда «dxdiag»,введенная в то же окно «Выполнить» или поисковую строчку

Последний вариант увидеть количество байт RAM вашего компьютера – использование средств командного интерпретатора Windows.

  1. Запускаем командную строку.
  2. Вводим «cmd» в поиск или окошко «Выполнить» и кликаем «Enter».
  3. Вводим команду «winsat mem -v» в текстовой строке.
  4. Жмем «Enter».
Ищем строку «Total physical mem available to the OS»

Узнаем объем RAM посредством сторонних утилит

Увы, разработчики Windows не предусмотрели возможность посмотреть частоту оперативной памяти средствами ОС. Для этого прибегнем к помощи бесплатных утилитSpeccy от Piriform и HWinfo.

Дабы увидеть подробные характеристики оперативной памяти,запускаем утилиту HWinfo.

Она хоть и распространяется на английском языке, но затруднений в эксплуатации не вызовет.

  1. В левом фрейме отображается древовидная структура оборудования ПК.
  2. Переходим в пункт «Memory».
  3. В правом фрейме находятся подробные данные обОЗУ – в первой строчке: «TotalMemorySize» отображается ее суммарный объем.
  4. Чуть ниже, в строке «CurrentMemoryClock»,указана текущая (рабочая) частота ОЗУ.

В бесплатной программе Speccy действия осуществляются схожим образом: запускаем утилиту и переходим в соответствующий раздел.

В правой информационной панели отображена информация про память компьютера

Еще один вариант определить объём ОЗУ – открутить боковую панель компьютера и посмотреть на наклейки на планке или планках RAM. Посмотреть память для ноутбукатаким образом немногим сложнее, потому лучше используйте программные методы.

Виды оперативной памяти

Классифицируется ОЗУ по нескольким показателям. Один мы упомянули ранее – это динамическая DRAM и статическая память SRAM (в зависимости от элементов, на которых выполнены ячейки памяти).

Следующей классификацией RAM является архитектура выполнения и, соответственно, рабочая частота, пропускная способность.Типы оперативной памятив зависимости от архитектуры:

  • DDR – устаревший стандарт ОЗУ, работающей на частотах до 400 МГц.
  • DDR2 – широко используемая, но вытесняемая в последние годы ОЗУ, функционирующая на частотах от 533 до 1066 МГц.
  • DDR3 –набирающий популярность новый стандарт (рабочая частота от 1 до 2 ГГц). Прирост производительности, по сравнению с DDR 2,составляет 5-10%.
  • DDR4 – появившийся в 2014 году образец, рабочая частота которого превышает 2 ГГц.
Популярностью пока не пользуется и предназначена для геймеров, оверклокеров и прочих энтузиастов

Есть и вышедшие из обихода (за редким исключением)виды оперативной памяти: SIMM, DIMM, SDRAM.

Ввиду того, что ОЗУ выполняется в виде быстросъёмных модулей, увеличить оперативную память компьютера не составит труда никому из пользователей. Выбирая оперативную память обязательно обращайте внимание на архитектуру и рабочую частоту.

Теперь вы знаете, сколько оперативной памяти нужно.