Температурный режим и уровень разгона Force3D Radeon HD 4870 X2
Температура карты, как при разгоне, так и при обычном режиме, оказалась не маленькой – чипы прогревались до 90 градусов Цельсия, контроллер памяти – до 100 °C…
Тестирование проводилось на следующем стенде:
Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1. Для адаптеров на базе чипсетов GeForce использовался драйвер ForceWare 185.85, для Radeon – Catalyst 9.4. Акселерация физических эффектов посредством видеокарты отключалась лишь для тестирования в приложении 3DMark Vantage.
В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark"06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., шедевр игростроения от Crytek – Crysis (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, стандартный уровень), вышедший в прошлом году Far Cry 2 (встроенный бенчмарк), бенчмарк на базе игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (режим Day) и еще один бенчмарк Cryostasis TechDemo, демонстрирующий возможности игры «Анабиоз: Сон разума».
Все измерения проводились при разрешении экрана 1680x1050 (кроме 3DMark"06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, в CrysisBenchmarkTool 1.05 тесты проходили с профилем Very High, для Far Cry 2 использовались максимальные настройки, в бенчмарке S.T.A.L.K.E.R. выставлялось ультра-качество с поддержкой DirectX 10, в Cryostasis TechDemo использовался пресет High. В драйверах сглаживание и анизотропная фильтрация не форсировались, а выбирались в самих приложениях.
На графиках с результатами отмечен как средний fps, так и минимальный.
Видеокарта Radeon HD 4870 X2 стала вторым «двухголовым» флагманом в коллекции видеокарт AMD текущего года, да и вообще за всю историю компании. Все произведённые ранее двухпроцессорные видеокарты, основанные на чипах ATI Radeon, были лишь инициативой компаний-партнёров и не получили массового распространения. Как известно, долгое время компания AMD не могла выпустить настолько быструю однопроцессорную видеокарту, чтобы отнять «пальму первенства» у NVIDIA. Это заставило компанию AMD пересмотреть свои взгляды, и недостаточную производительность одного графического процессора было решено компенсировать их количеством. Первой ласточкой стала видеокарта Radeon HD 3870 X2 , но её триумфу помешали недоработанные драйверы, да и недостатки чипов RV670, на которых она основана, сыграли в этом не последнюю роль. Но недавно вышедший графический процессор AMD RV770 и видеокарты на его основе - Radeon HD 4850 и Radeon HD 4870, получились действительно быстрыми. Причем в отдельных случаях даже быстрее GeForce GTX 280, самой мощной видеокарты от компании NVIDIA на данный момент. Логично предположить, что если Radeon HD 4870 с одним графическим чипом может на равных соперничать с GeForce GTX 280, то Radeon HD 4870 X2 с двумя графическими чипами будет вне конкуренции. Сегодня мы как раз и проверим это предположение. Но это будет не единственным предметом нашего исследования. Также, мы проверим масштабируемость технологии CrossFire X и оценим прирост производительности при использовании видеосистемы, состоящей из четырех графических процессоров, благодаря компании Sapphire, предоставившей нам две видеокарты Radeon HD 4870 X2. Видеокарта Sapphire Radeon HD 4870 X2 поставляется в сравнительно небольшой картонной коробке, оформленной в тёмных тонах. Единственное, что огорчает - отсутствие у неё ручки для переноски. В комплектацию видеокарты Sapphire Radeon HD 4870 X2 входит следующее:
Мост PLX PEX8647 Связь между графическими чипами и шиной PCI-Express реализована при помощи обновлённого моста PLX PEX8647, который поддерживает в сумме 48 линий PCI-Express ver. 2.0 и потребляет всего 3,8 Вт электроэнергии. Данный чип может работать в двух режимах:
В первом случае чип PLX PEX8647 работает как концентратор, позволяя подключить к одному разъёму шины PCI-Express x16 два устройства. Второй режим рассчитан на совместную работу двух GPU, именно он, видимо, и используется в видеокарте Sapphire Radeon HD 4870 X2. В этом режиме графические чипы обмениваются информацией, после чего один из них выводит результат совместного труда на дисплей. Видимо именно поэтому Radeon HD 4870 X2, как и её предшественница Radeon HD 3870 X2, поддерживает только два дисплея, а не четыре, ведь в выводе изображения участвует только один из двух графических чипов. Впрочем, компания NVIDIA и этого не сделала, режим SLI по-прежнему поддерживает только один дисплей. Заметим, что инновацией в Radeon HD 4870 X2 стала специальная шина Sideport, посредством которой графические чипы обмениваются между собой, что ускоряет их совместную работу. Данная шина присуща только Radeon HD 4870 X2 и в случае объединения двух одиночных Radeon HD 4870 не используется. Основная часть системы охлаждения видеокарты состоит из алюминиевого каркаса с вентилятором и двух медных радиаторов. Между радиаторами и каркасом есть люфт, что необходимо для предотвращения перекоса радиатора при контакте с поверхностью GPU. С обратной стороны видеокарта охлаждается алюминиевой пластиной, которая заодно защищает плату от повреждений.
Серьезно повысить производительность видеокарт - архисложная задача. В последний раз качественный скачок мы видели на примере GeForce 8800 GTX. Больше революций пока не намечается. Но кадры в секунду надо повышать, и это понятно каждому. Дабы не з
Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/
Железный цех
Серьезно повысить производительность видеокарт - архисложная задача. В последний раз качественный скачок мы видели на примере GeForce 8800 GTX. Больше революций пока не намечается. Но кадры в секунду надо повышать, и это понятно каждому. Дабы не забивать голову, NVIDIA и AMD пошли по самому простому пути - двойные видеокарты.
Впервые два чипа на один кусок текстолита поставили еще в 90-е годы. Тогда компания Quantum 3D объединила два ядра Voodoo 2. Большой популярностью решение не пользовалось, и о нем быстро забыли. Хотя попытки оживить технологию были. К примеру, в 1999 году ATI выпускала Rage Fury MAXX. Но тогда подкачали драйвера.
«Новая» история двухчиповых решений началась не так давно. В 2006 году NVIDIA выпустила сдвоенную GeForce 7950 GX2. Ничего сложного в ней не было: взяли две GeForce 7900 GT и сделали из них эдакий бутерброд. Но и это все были шутки, пока за дело не взялась AMD.
В начале прошлого года она серьезно проигрывала в борьбе с GeForce 8800 GTX. Делать было нечего, чипы RV670 были не готовы к честному поединку - пришлось вспомнить старые технологии: взять пару процессоров RV670 и поставить их на одну плату. Конечно, выпуск Radeon HD 3870 X2 не пошатнул позиции NVIDIA. Довольно быстро была выпущена сдвоенная GeForce 9800 GX2, которая с легкостью обошла конкурента. Но главное - AMD оставила заявку на победу.
С последним поколением ситуация аналогичная. Топовые GeForce GTX 285 обходят Radeon HD 4890, но при этом уступают сдвоенной Radeon HD 4870 X2. Но зато последняя проигрывает очередному бутерброду GeForce GTX 295.
Как ни печально, но играм мало и этого. Crysis до сих пор с трудом идет в больших разрешениях с включенным сглаживанием. Так что сегодня мы будем искать пути к увеличению производительности, а именно - собирать систему с четырьмя графическими ядрами!
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЯДРО : 2x RV770
КОЛИЧЕСТВО ТРАНЗИСТОРОВ : 2x 956 млн
ТЕХПРОЦЕСС : 55 нм
КОЛИЧЕСТВО ПОТОКОВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ : 2x 800
ЧАСТОТА ЯДРА : 750 МГц
ЧАСТОТА ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОРОВ : 750 МГц
ТИП , ОБЪЕМ ПАМЯТИ : GDDR5, 2x 1024 Мб
ЧАСТОТА ПАМЯТИ : 3600 МГц
ШИНА ДАННЫХ 2x 256 бит
КОЛИЧЕСТВО ТЕКСТУРНЫХ БЛОКОВ : 2x 40
КОЛИЧЕСТВО БЛОКОВ РАСТЕРИЗАЦИИ : 2x 16
ИНТЕРФЕЙС : PCIe x16 (2.0)
ЦЕНА (на март 2009 года) : от 17 000 руб.
Эксперимент мы ставили на базе сдвоенных видеокарт от AMD. Так что на вооружение взяли парочку Sapphire Radeon HD 4870 X2. Штуки, надо сказать, впечатляющие. Каждая карта в длину порядка 26,5 см и весит больше килограмма. Всю лицевую часть закрывает здоровенный кулер. Под ним скрывается пара ядер RV770, изготовленных по 55-нм техпроцессу. Работают они на частоте 700 МГц и несут в общей сложности 1600 потоковых процессоров, 80 текстурных блоков и 32 блока растеризации. Памяти AMD выделила по 1 Гб GDDR5 на каждый кристалл.
Интересно это работает. Оба набора расположены на одном куске текстолита. Соединены они специальным PCIe-мостом на 48 линий. Из них по 16 штук отдано в распоряжение каждого из кристаллов, еще столько же идет на работу с чипсетом.
Охлаждение такого монстра - задача не из простых. Sapphire использовала стандартную турбину от AMD. Вентилятор забирает воздух из корпуса и, прогоняя его через всю плату, выводит наружу. Каждое из ядер накрыто собственным радиатором. Причем на одном процессоре стоит алюминиевая сердцевина, а на другом - медная. Система логичная, ведь к дальнему ядру приходит уже горячий воздух и охлаждение ему нужно эффективнее.
Сегодня перед нами стояла куда более важная задача, чем просто протестировать одну видеокарту: нам нужно было посмотреть, какой же прирост даст CrossFire X.
Чтобы не мучиться с охлаждением, тестовый стенд решили не помещать в корпус и оставили открытым. На стол легла материнская плата на базе чипсета Intel X58. На нее поставили процессор Intel Core i7 920 с крейсерской скоростью в 2,66 ГГц, его накрыли здоровым кулером Cooler Master N520. В поддержку поставили 2 Гб оперативной памяти DDR3 с рабочей частотой в 1800 МГц.
Сложностей с установкой двух Radeon HD 4870 X2 не возникает. Надо просто воткнуть две видеокарты в слоты PCIe x16 и протянуть между ними мостик CrossFire. Единственное, нужен мощный блок питания с необходимым количеством кабелей: для работы понадобятся два 8-pin и столько же 6-pin контактов. Наш тестовый стенд мы подключили к киловаттнику от Floston.
Управлялось это чудо под Windows Vista Ultimate 64-bit. С драйверами проблем не возникло. Программисты AMD исправили большинство ошибок, и единственное, что от нас понадобилось, так это включить в Catalyst 9.3 функцию CrossFire X. Нагрузку на систему мы организовали будь здоров. Видеокарты прошли испытание синтетикой 3DMark06 и играми Crysis на пару с Devil May Cry 4. От низких разрешений вроде 1280х1024 мы отказались и начали сразу с 1680х1050.
Для сравнения мы прогнали тесты на одиночной видеокарте. Результаты нас впечатлили. Devil May Cry 4 буквально «заглотила»: в самом сложном режиме производительность не падала ниже 160 кадров в секунду. Великий Crysis Radeon HD 4870 X2 тоже не остановил, с настройками на High он показывал сумасшедшие 36 кадров в секунду, что нас мало устраивало. Пришлось перейти в режим VeryHigh - показатель сразу упал до 22 кадров в секунду. Вот тут-то мы и добавили еще пару RV770. Результат порадовал: 32 кадра в секунду при самых высоких настройках. Про Devil May Cry 4 даже говорить как-то неудобно - 268 кадров. А вот тест в 3DMark06 провалился, синтетика не увидела вторую видеокарту.
Что касается работы, то за время тестов сбоев не было. Конечно, шумели видеокарты сильно, особенно при запуске системы, но работали стабильно. Отдельно хочется сказать про температуру. Под нагрузкой ядра нагреваются выше 90 градусов. Так что корпус для такой связки нужен будь здоров.
Ну что же, заключение у нас простое. Четыре видеокарты в одной системе - это круто, быстро и очень дорого. Вот только графическая часть в таком компьютере обойдется порядка 34 000 рублей. Но если вы хотите выжать максимум из 24-дюймового монитора, то деваться вам некуда. Что касается прироста производительности, то в Devil May Cry 4 он составил 65%. А вот в Crysis - не больше 30%. Да, к сожалению, вложив в два раза больше денег, 100%-ной прибавки скорости не получить. Но все равно - две Sapphire Radeon HD 4870 X2 в связке CrossFire X - это настоящая мечта заядлого игрока.
Таблица 1 |
Таблица 2 | |||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Современные видеоадаптеры можно условно разбить на три класса, которые будут определять производительность и стоимость видеокарты: бюджетные, бизнес-класс и топовые модели. Бюджетные карты не сильно бьют по карману, но не позволят играть в современные, требовательные к ресурсам игры. Модели бизнес-класса позволят играть во все современные игры, но с ограничением по разрешению изображения, частоте кадров и другим параметрам. Топовые модели дают вам возможность играть в самые передовые игры с максимальным качеством.
игровая Графический процессор 2 x ATI Radeon HD 4870 X2 Интерфейс
Тип слота, в который устанавливается видеокарта. Через слот происходит обмен данными между видеокартой и материнской платой. При выборе видеокарты необходимо исходить из того, какой слот используется в вашей материнской плате. Наиболее распространены два типа подключения видеокарт - AGP, PCI-E 16x и PCI-E 1x.Словарь терминов по категории Видеокарты
PCI-E 16x 2.0 Кодовое название графического процессора RV770 Техпроцесс 55 нм Количество поддерживаемых мониторов 2 Максимальное разрешение 2560x1600
Частота графического процессора во многом определяет производительность видеосистемы. Однако при повышении частоты работы процессора увеличивается и его тепловыделение. Поэтому для современных высокопроизводительных видеосистем приходится устанавливать мощную систему охлаждения, которая занимает дополнительное место и зачастую создает сильный шум при работе.Словарь терминов по категории Видеокарты
750 МГц Объем видеопамяти 2048 МБ Тип видеопамяти GDDR5 Частота видеопамяти 3600 МГц Разрядность шины видеопамяти 512 бит Частота RAMDAC 400 МГц Поддержка режима SLI/CrossFire
Технологии SLI от NVIDIA и CrossFire от ATI позволяют объединить вычислительную мощность двух видеокарт, установленных на одной материнской плате. Одновременное использование двух видеокарт может быть интересно в тех случаях, когда необходимо получить суперпроизводительную видеосистему, превосходящую по быстроте все существующие одиночные видеокарты.Словарь терминов по категории Видеокарты
есть Поддержка CrossFire X есть
Шейдеры - это микропрограммы, которые позволяют воспроизводить такие эффекты как, например, металлический блеск, поверхность воды, реалистичный объемный туман, всевозможные деформации объектов, эффект motion blur (размытие при движении) и т. д. Чем выше версия шейдеров, тем больше у видеокарты возможностей по созданию специальных эффектов.Словарь терминов по категории Видеокарты
4.1 Число текстурных блоков 80 Число блоков растеризации 32 Максимальная степень анизотропной фильтрацииТехнические характеристики Radeon HD 4870 X2 представлены в сравнении с вышерассмотренными видеокартами в следующей таблице:
Наименование технических характеристик | NVIDIA GeForce 8800 GTX |
ATi Radeon HD 4870 |
ATi Radeon HD 4870 X2 |
NVIDIA GeForce GTX 280 |
---|---|---|---|---|
Графический(е) процессор(ы) | G80 (TSMC) | RV770 (TSMC) | 2 x RV770 (TSMC) | GT200 (TSMC) |
Техпроцесс, нм | 90 (low-k) | 55 (low-k) | 55 (low-k) | 65 (low-k) |
Площадь ядра(ер), кв.мм | 484 | 256 | 2 x 256 | 576 |
Число транзисторов, млн. | 681 | 956 | 2 x 956 | 1 400 |
Частота(ы) графического(их) процессора(ов), МГц |
575 (1350 shader) |
750 | 750 | 602 (1 296 shader) |
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц |
1 800 | 3 600 | 3 600 | 2 214 |
Объем памяти, Мбайт | 768 | 512 / 1024 | 2 x 1024 | 1 024 |
Тип поддерживаемой памяти | GDDR3 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR3 |
Разрядность шины обмена с памятью, Бит | 384 | 256 | 256 | 512 |
Интерфейс | PCI-Express x16 (v2.0) |
PCI-Express x16 (v2.0) |
PCI-Express x16 (v2.0) |
PCI-Express x16 (v2.0) |
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт. |
128 | 800 | 2 x 800 | 240 |
Число текстурных блоков, шт. | 32 | 40 | 2 x 40 | 80 |
Число блоков растеризации (ROPs), шт. | 24 | 16 | 2 x 16 | 32 |
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders |
4.0 / 4.0 | 4.1 / 4.1 | 4.1 / 4.1 | 4.0 / 4.0 |
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/сек |
~86.4 | ~115.0 | 2 x 115.0 | ~141.7 |
закраски, Гпикс./сек |
~13.8 | ~12.0 | 2 x 12.0 | ~19.3 |
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс./сек |
~38.7 | ~30.0 | 2 x 30.0 | ~48.2 |
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Ватт |
~177 | ~170 | ~286 | |
Требования к мощности блока питания, Ватт |
~450 | ~500 | ~550 | ~550 |
Размеры видеокарты референсного дизайна, мм (Д х В х Т) |
269 x 99 x 38 | 244 х 99 х 34 | 269 х 99 х 37 | 269 х 99 х 40 |
Выходы | 2 х DVI-I (Dual-Link), TV-Out, HDTV-Out, HDCP | |||
Дополнительно | поддержка SLI | поддержка CrossFireX |
поддержка CrossFireX |
поддержка SLI (3-Way SLI) |
Рекомендованная стоимость, долларов США |
~599* | ~299 | ~549 | ~449 |
* - установлена осенью 2006 года.
Измерение уровня шума систем референсных систем охлаждения видеокарт проводилось электронным шумомером CENTER-321 по хорошо знакомой постоянным посетителям нашего сайта методике с расстояний в 3 см (от турбины), в 1 и в 3 метра от системного блока. Уровень шума, комфортный по субъективным ощущениям, составляет ~34.5 дБА и отмечен на диаграмме голубой штриховой полосой. Фоновый уровень шума системного блока, измеренный с расстояния в 1 метр, не превышал отметку в 33.5 дБА.
Если анализировать результаты измерения уровня шума референсных систем охлаждения видеокарт в самом актуальном, на мой взгляд, режиме с расстояния в 1 метр, то комфортным можно признать только работу кулера видеокарты Radeon HD 4870 и GeForce GTX 280 в автоматическом режиме работы. С большим натягом можно терпеть шум турбины Radeon HD 4870 на ~2280 об/мин. Во всех остальных случаях никакого удовольствия находиться рядом с системных блоком, в котором установлены столь шумно функционирующие видеокарты, нет.
Измерение энергопотребления видеокарт осуществлялось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC2. Данная панель измеряет потребление системы в целом (без учёта монитора), а не отдельного компонента системного блока (подробная конфигурация указана в следующем разделе). Измерение было проведено в 2D-режиме, при обычной работе в Word или Internet-серфинге, а также в 3D-режиме, нагрузка в котором создавалась с помощью пятикратного бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Столь ресурсоемкий для видеокарт графический режим выбран в целях минимизации влияния на результаты измерений прочих компонентов системного блока (в первую очередь, конечно же, центрального процессора).
Результаты измерения энергопотребления рассмотренных видеокарт представлены вашему вниманию на следующей диаграмме:
Безусловно, разогнанная система с Radeon HD 4870 X2 впечатляет уровнем энергопотребления, примерно на 100 Ватт превышающим оный у системы с установленной GeForce GTX 280 и на 160 ватт у системы с одиночной Radeon HD 4870. Однако, качественного блока питания мощностью в 550 Ватт, для такой конфигурации вполне должно хватить. Не будем забывать, что свою лепту здесь вносит и разогнанный с существенным повышением напряжения до 4.33 ГГц центральный процессор и прочие, далеко не рядовые компоненты системного блока. Кроме того, обращает на себя внимание очень низкий уровень энергопотребления GeForce GTX 280 в 2D-режиме. Налицо грамотно реализованные в графическом процессоре G200 системы энергосбережения, чем пока не может похвастаться Radeon HD 4870 X2.
Сначала об аппаратной части. Тестирование всех видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:
В целях снижения процессорозависимости тестируемых сегодня видеокарт, двухъядерный процессор был разогнан до 4.33 ГГц при напряжении в 1.55 В:
Оперативная память во время тестов функционировала на частоте , с пониженными с таймингами 5-4-4-12 (Perfomance Level = 9) при напряжении в 2.10 В.
Теперь о программной части. В связи с тем, что в некоторых играх в Windows Vista x64 SP1 видеокарта Radeon HD 4870 X2 , все тесты были проведены в операционной системе Windows Vista Ultimate Edition x86 SP1 (новая "чистая" установка). Дата начала проведения тестов – 26.08.2008, поэтому были использованы следующие доступные на тот момент драйверы:
Настройки качества графики в драйверах выставлены на "High Quality". Таким образом, все оптимизации, доступные в драйверах ForceWare и Catalyst, были отключены. По многочисленным просьбам, не влияющий на скорость Catalyst A.I. оставлен без изменений в положении "Standart". Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх не реализовано по каким-то причинам, то параметры юстировались в панелях управления драйверов ForceWare и Catalyst. Сглаживание прозрачных поверхностей (текстур) "Adaptive Antialiasing (multi-sampling)" для ATi Catalyst и "Transparency antialiasing (multi-sampling)" для NVIDIA ForceWare активировано.
Производительность видеокарт оценивалась в трёх разрешениях: 1280 x 1024, 1680 х 1050 и 1920/1900 х 1200, в следующем наборе приложений, состоящем из двух синтетических бенчмарков и восьми игр разных жанров:
Наконец, перейдём к результатам тестов и их анализу.