Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Лекция N2. Клиент – серверные технологии. Обзор современных серверных технологий

Лекция N2. Клиент – серверные технологии. Обзор современных серверных технологий

Web-сервер - это совокупность аппаратно-программных средств, которая принимает HTTP-запросы от клиентов (как правило, web- браузеров) и выдает HTTP-ответы. В простом случае ответ web- сервера - это содержание расположенных на нем файлов: документов, изображений, фильмов и так далее. Такие данные называют статическими: если пользователь запросит несколько раз информацию по одному и тому же адресу, web-сервер выдаст в точности одно и то же содержимое. Для динамического подхода, то есть когда выдаваемая информация будет меняться во времени и/или зависеть от параметров запроса, одного web-сервера недостаточно. В этом случае web-сервер служит переходным звеном между клиентом и некой программной средой, формирующей содержимое HTML-страницы. И здесь напрашивается вопрос: а зачем тогда нужен web-сервер, если динамическую страницу все равно формирует приложение.

При небольшой нагрузке на приложение - несколько одновременно подключенных пользователей (единицы) -web-сервер не является абсолютно необходимым звеном. Практически все существующие на сегодняшний день пакеты разработки web-приложений имеет в своем составе легковесный web-сервер. Достаточно запустить среду разработки на выполнение, и к ней можно подсоединиться браузером и работать с ней по протоколу HTTP.

Проблемы начинаются тогда, когда число одновременно работающих клиентов превышает некоторое критическое значение. И одна из функций web-сервера - это максимально возможное снижение нагрузки за счет ее распределения по разным частям системы. Оптимизация может затрагивать не только работу самого web-сервера, но и начинаться непосредственно с уровня ядра операционной системы. Современные операционные системы могут быть настроены таким образом, что после соединения с клиентом они не будут беспокоить web-сервер до тех пор, пока клиентская сокета не получит данные (с сокеты можно читать входной поток данных), либо пока не придет полный НТТР-запрос.

Такой подход позволяет web-серверу меньше времени простаивать в ожидании получения данных, повышая эффективность системы в целом.

Все современные (полновесные ) web-серверы используют асинхронную обработку поступающих от клиентов запросов. То есть после получения запроса от клиента сервер переадресует этот запрос потоку обработчика (worker). Сам сервер при этом продолжает принимать запросы от клиентов и переадресовывать их обработчикам. Существует несколько стратегий работы с обработчиками.

  • - Количество worker может быть жестко задано. При старте сервера запускается, например, 10 потоков. При получении 11-го запроса сервер выдаст клиенту ответ временно недоступен.
  • - Worker могут порождаться сервером динамически в зависимости от загрузки. При этом оговаривается начальное число worker, максимально допустимое количество, минимальное и максимальное количество свободных worker.
  • - Worker может быть как процессом, так и потоком. Различные процессы не взаимодействуют между собой и не могут разделять данные. В отличие от процессов, потоки имеют общее разделяемое пространство данных и могут обмениваться информацией между собой.
  • - Worker-процессы могут запускаться как внутри родительского серверного процесса, так и снаружи. При последнем варианте worker могут быть распределены по разным компьютерам.
  • - Worker - вне родительского сервера могут представлять собой непосредственно процессы среды web-приложения.
  • - Сервер может отслеживать разные варианты распределения нагрузки между порожденными worker: равномерную или поочередную загрузку.

Комбинируя эти факторы, можно попытаться добиться наилучшей производительности системы в целом.

Для логического разделения, оптимального распределения нагрузки по вычислительным мощностям Worker могут запускаться и на другом (-их) компьютере (-ах), не обязательно на том же самом, где расположен сам принимающий запросы от клиентов сервер. В этом случае общение между сервером и worker происходит по определенному сетевому протоколу. Это уже не может быть HTTP, потому что вместе с полученным запросом worker передается расширенная информация об окружении сервера. В частности, в качестве такого протокола общения может применяться FastCGI.

В современном интернете существует как минимум несколько десятков решений на тему web-серверов, как бесплатных, так и коммерческих. Как правило, коммерческие продукты имеют графический интерфейс управления и настройки сервера, с ними работать гораздо проще. В противоположность этому свободно распространяемые программные продукты обычно конфигурируются при помощи текстовых файлов.

БД, работающие по технологии ФАЙЛ-СЕРВЕР;

БД, работающие по технологии КЛИЕНТ-СЕРВЕР.

Файл-сервер


- Обращение к БД (запрос)
- Перекачка данных с блокировкой доступа других пользователей
- Обработка данных на компьютере пользователя

Для наглядности рассмотрим конкретные примеры. Допустим, Вам необходимо просмотреть отправленные платежные поручения за период с 19 по 25 мая на сумму 5000 рублей. Пользователю необходимо будет запустить на своем компьютере клиентское приложение, работающее в БД с платежными поручениями, и ввести нужные критерии отбора. После чего на Ваш компьютер перекачается с сервера базы данных и загрузится в оперативную память файл, содержащий все документы данного вида за весь период на любые суммы. Запущенное на компьютере пользователя клиентское приложение, работающее с БД, само проведет обработку этой информации (отсортирует их), после чего выдаст ответ (на экране появится список платежных поручений, удовлетворяющих Вашим критериям). После этого Вы выберете нужное платежное поручение и попытаетесь отредактировать (изменить) в нем одно поле - например, дату. Во время редактирования происходит блокировка источника данных, то есть всего файла, содержащего этот документ. Это означает, что файл будет либо совсем не доступен остальным пользователям, либо доступен только в режиме просмотра. Причем подобного рода захват происходит даже не на уровне записи, то есть одного документа, а заблокированным является целый файл - то есть вся таблица, содержащая аналогичные документы. Только после полной обработки этого поля и выхода из режима редактирования данный файл платежных поручений будет разблокирован от захвата пользователем. Если же данные хранятся в более объемных объектах, например, в одном файле содержатся платежные поручения и о поступлении средств, и об отправке, то еще большая часть информации будет не доступна. Вы будете работать с одним полем "дата" в одном документе - остальные сотрудники предприятия будут ждать, пока Вы не закончите.

Недостатки ФАЙЛ-СЕРВЕРНОЙ системы очевидны:

    Очень большая нагрузка на сеть, повышенные требования к пропускной способности. На практике это делает практически невозможной одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.

    Обработка данных осуществляется на компьютере пользователей. Это влечет повышенные требования к аппаратному обеспечению каждого пользователя. Чем больше пользователей, тем больше денег придется потратить на оснащение их компьютеров.

    Блокировка данных при редактировании одним пользователем делает невозможной работу с этими данными других пользователей.

    Безопасность. Для обеспечения возможности работы с такой системой Вам будет необходимо дать каждому пользователю полный доступ к целому файлу, в котором его может интересовать только одно поле.

    Клиент-сервер

    Обработка запроса одного пользователя:
    - Обращение к БД (SQL-запрос)
    - Передача ответа - результата обработки


    При необходимости произвести обработку информации, хранящейся в БД, запущенное на компьютере пользователя клиентское приложение, работающее с БД, формирует запрос на языке SQL (название от начальных букв - Structured Query Language). Сервер базы данных принимает запрос и обрабатывает его самостоятельно. Никакой массив данных (файл) по сети не передается. После обработки запроса на компьютер пользователя передается только результат - то есть, в предыдущем примере, - список платежных поручений, удовлетворяющих нужным критериям. Сам же файл, в котором хранились данные, послужившие источником для обработки, остается незаблокированным для доступа самого сервера по запросам других пользователей.

    В серьезных клиент-серверных СУБД существуют дополнительные механизмы, снижающие нагрузку на сеть, снижающие требования к пользовательским компьютерам. В качестве примера приведем хранимые процедуры - то есть целые программы обработки данных, хранящихся в БД. В этом случае от пользователя к серверу не передается даже SQL выражения - передается вызов функции с параметрами вызова. Таким образом, рабочее место пользователя еще сильнее упрощается, логика работы программы переносится на сервер. Пользовательское место становится всего лишь средством отображения информации. Все это означает дальнейшее снижение нагрузки на сеть и пользовательские рабочие станции.

    Таким образом, все вышеперечисленные недостатки ФАЙЛ-СЕРВЕРНОЙ схемы устраняются в архитектуре КЛИЕНТ-СЕРВЕР:

      Массивы данных не перекачиваются по сети от сервера БД на компьютер пользователя. Требования к пропускной способности сети понижаются. Это делает возможным одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.

      Обработка данных осуществляется на сервере БД, а не в компьютере пользователей. Что позволяет использовать более простые, а значит, дешевые компьютеры на клиентских местах.

      Блокировки (захвата) данных одним пользователем не происходит.

      Обеспечивается доступ пользователя не к целому файлу, а только к тем данным из него, с которыми пользователь имеет право работать.

      Рассмотрев отличие ФАЙЛ-СЕРВЕРА от КЛИЕНТ-СЕРВЕРА, можно завершить рассмотрение понятия "хранилище информации". Важно подчеркнуть, что от вида используемой СУБД во многом зависит работа корпоративной системы. Совершенно очевидно, что для крупных предприятий, с большим количеством пользователей, с огромным числом записей в БД, файл-серверная схема совершенно неприемлема. С другой стороны, отличия в базах данных есть и по другим параметрам и возможностям:

        типам данных, которые могут храниться в БД (числа, даты, текст, рисунки, видео, звук и т.д);

        по организуемым самой БД технологиям доступа к данным в базе и уровню защиты информации от несанкционированного доступа;

        по предоставляемым средствам и методикам разработки, которые могут быть применены для проектирования какой-либо информационной системы на основе данной БД;

        по предоставляемым средствам и методикам анализа информации (данных), которые могут быть применены в информационной системы на основе данной БД;

        по надежности и устойчивости, то есть (грубо) количеству записей (заполненных полей) в БД, при которых обеспечивается надежная и бесперебойная возможность доступа, изменения, анализа информации в БД;

        по быстродействию - времени, затраченному на доступ и обработку информации;

        по возможности организации работы на компьютерах разных производителей, то есть по совместимости с другими платформами и операционными системами;

        по уровню поддержки (сервиса), предоставляемого разработчиком базы данных или его авторизованным дилером;

        по наличию хороших средств создания приложений, использующих данную базу данных и т.д.

        Почему сегодня не выгодно вкладывать деньги в решение файл-сервер? Сегодня уже очевиден дальнейший путь развития баз данных. Появляются многоуровневые клиент-серверные системы, с очень тонкими клиентами, снимающие какие-либо ограничения с клиентских станций, как по производительности, так и по платформе, операционной системе. Если для решения клиент-сервер дальнейшее развитие видится совершенно ясно, и переход с клиент-сервера на многоуровневый клиент-сервер не является проблематичным, то для файл-сервера простой переход в клиент-сервер представляет огромную проблему и колоссальные трудозатраты, если это вдруг окажется возможным вообще.

Клиентские технологии

Представление и отображение данных должно осуществляться в соответствии с определенным набором правил, в качестве которого используют html (Hypertext Markup Language). Html по сути не является языком программирования, поскольку не выполняет никаких функций по обработке материала, только по его оформлению и представлению. Теги этого метаязыка помогают получать в окне браузера информацию именно в том виде, в каком желает вебмастер. Отметим, что гипертекст разработан в 1989 году и изначально создавался с целью обмена различной документацией, позволяя браузерам отличать, например, заголовки и подзаголовки от рисунков и текста.

Интернет технологии развивались, html радикально изменился, с учетом новых возможностей появился "усовершенствованный" xhtml (Extensible Hypertext Markup Language) - язык расширенной разметки гипертекста для веб страниц, по возможностям сопоставимый с html и созданный на базе xml.

Разметка страниц со временем усложнилась, и ее стало трудно поддерживать. В связи с этим потребовалось отделить структуру документа от его визуального представления; появились каскадные таблицы стилей (Cascading Style Sheets - CSS). Впервые таблицы стилей в качестве рекомендаций W3C приняты в 1996 году и с тех пор широко используются для верстки сайтов. CSS верстка веб сайтов позволяет, например, одинаково оформить множество элементов, исправив всего одну строку в таблице стилей.

Конечно, оптимальные результаты верстки web сайта могут быть получены только путем умелого сочетания html-кода и каскадной таблицы стилей.

Обычный интернет-пользователь, заходя на тот или иной веб сайт, конечно, обращает внимание на выпадающие меню, падающий снег, бегущую строку. Подобные эффекты могут быть созданы с помощью технологии JavaScript.

JavaScript - это облегченный, интерпретируемый язык программирования с объектно-ориентированными возможностями. Универсальное ядро языка встроено в различные веб-браузеры. Клиентская версия JavaScript позволяет включать в веб-страницы исполняемое содержимое, то есть web страница не обязаны быть статическим html-кодом, а может включать в себя программы, взаимодействующие с пользователем, управляющие браузером и динамически создающие html.

JavaScript развивался много лет, в течение которых выпущено несколько версий этого языка. Например, Microsoft издала версии под именем Jscript. В свою очередь ассоциация Ecma, деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных технологий, опубликовала три версии, стандартизирующие JavaScript под названием EcmaScript. Последняя и определила стандартную версию базового языка JavaScript, а World Wide Web Consortiums опубликовала рекомендацию DOM, отражающую возможности браузеров по поддержке объектной модели.

Web - браузеры позволяют просматривать страницы сети Интернет.

Как показывает практика, различные браузеры показывают конкретную страницу по-разному. Отображение страниц зависит от работы алгоритмов коррекции, встроенных в браузер, а в разных браузерах эти алгоритмы различны. Internet Explorer и Netscape Navigator, работая под Windows, отображают страницы примерно одинаково, с различиями лишь в таких деталях, как поля и отступы. Однако другие браузеры могут серьезно исказить некоторые страницы. Разработчики с каждой новой версией совершенствуют свои продукты, поэтому чем новее версия браузера, тем меньше он искажает.

Серверные технологии

В области программирования для сети Интернет PHP - один из популярных скриптовых языков (наряду с JSP, Perl и языками, используемыми в ASP.NET) благодаря своей простоте, скорости выполнения, богатой функциональности, кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.

Perl - высокоуровневый интерпретируемый динамический язык программирования общего назначения, созданный Ларри Уоллом, лингвистом по образованию. Основной особенностью языка считаются его богатые возможности для работы с текстом, в том числе работа с регулярными выражениями, встроенная в синтаксис. Перл унаследовал много свойств от языков Си, AWK, скриптовых языков командных оболочек UNIX.

JSP - одна из высокопроизводительных технологий, так как весь код страницы транслируется в java-код сервлета с помощью компилятора JSP страниц Jasper, и затем компилируется в байт-код виртуальной машины java (JVM). Контейнеры сервлетов, способные исполнять JSP страницы, написаны на языке Java, который может работать на различных платформах. JSP страницы загружаются на сервере и управляются из структуры специального Java server packet, который называется Java EE Web Application, в большинстве своём упакованные в файловые архивы.war и.ear. Выгода, которую дает технология JSP в сравнении с другими веб-технологиями заключается в том, что JSP является платформонезависимой, переносимой и легко расширяемой технологией для разработки веб-приложений.

ASP.NET - технология создания веб-приложений и веб-сервисов от компании Майкрософт. Она является составной частью платформы Microsoft .NET и развитием более старой технологии Microsoft ASP. ASP.NET внешне во многом сохраняет схожесть с более старой технологией ASP, что позволяет разработчикам относительно легко перейти на ASP.NET. В то же время внутреннее устройство ASP.NET существенно отличается от ASP, поскольку она основана на платформе.NET и, следовательно, использует все новые возможности, предоставляемые этой платформой.

ASP.NET не является платформой.

IIS - проприетарный набор серверов для нескольких служб Интернета от компании Майкрософт. IIS распространяется с операционными системами семейства Windows NT.

Основным компонентом IIS является веб-сервер, который позволяет размещать в Интернете сайты. IIS поддерживает протоколы HTTP, HTTPS, FTP, POP3, SMTP, NNTP.

Архитектура клиент-сервер применяется в большом числе сетевых технологий, используемых для доступа к различным сетевым сервисам. Кратко рассмотрим некоторые типы таких сервисов (и серверов).

Web-серверы

Изначально представляли доступ к гипертекстовым документам по протоколу HTTP (Huper Text Transfer Protocol). Сейчас поддерживают расширенные возможности, в частности работу с бинарными файлами (изображения, мультимедиа и т.п.).

Серверы приложений

Предназначены для централизованного решения прикладных задач в некоторой предметной области. Для этого пользователи имеют право запускать серверные программы на исполнение. Использование серверов приложений позволяет снизить требования к конфигурации клиентов и упрощает общее управление сетью.

Серверы баз данных

Серверы баз данных используются для обработки пользовательских запросов на языке SQL. При этом СУБД находится на сервере, к которому и подключаются клиентские приложения.

Файл-серверы

Файл-сервер хранит информацию в виде файлов и представляет пользователям доступ к ней. Как правило файл-сервер обеспечивает и определенный уровень защиты от несакционированного доступа.

Прокси-сервер

Во-первых, действует как посредник, помогая пользователям получить информацию из Интернета и при этом обеспечивая защиту сети.

Во-вторых, сохраняет часто запрашиваемую информацию в кэш-памяти на локальном диске, быстро доставляя ее пользователям без повторного обращения к Интернету.

Файрволы (брандмауэры)

Межсетевые экраны, анализирующие и фильтрующие проходящий сетевой трафик, с целью обеспечения безопасности сети.

Почтовые серверы

Представляют услуги по отправке и получению электронных почтовых сообщений.

Серверы удаленного доступа (RAS)

Эти системы обеспечивают связь с сетью по коммутируемым линиям. Удаленный сотрудник может использовать ресурсы корпоративной ЛВС, подключившись к ней с помощью обычного модема.

Это лишь несколько типов из всего многообразия клиент-серверных технологий, используемых как в локальных, так и в глобальных сетях.

Для доступа к тем или иным сетевам сервисам используются клиенты, возможности которых характеризуются понятием «толщины». Оно определяет конфигурацию оборудования и программное обеспечение, имеющиеся у клиента. Рассмотрим возможные граничные значения:

«Тонкий» клиент

Этот термин определяет клиента, вычислительных ресурсов которого достаточно лишь для запуска необходимого сетевого приложения через web-интерфейс. Пользовательский интерфейс такого приложения формируется средствами статического HTML (выполнение JavaScript не предусматривается), вся прикладная логика выполняется на сервере.
Для работы тонкого клиента достаточно лишь обеспечить возможность запуска web-браузера, в окне которого и осуществляются все действия. По этой причине web-браузер часто называют "универсальным клиентом".

«Толстый» клиент

Таковым является рабочая станция или персональный компьютер, работающие под управлением собственной дисковой операционной системы и имеющие необходимый набор программного обеспечения. К сетевым серверам «толстые» клиенты обращаются в основном за дополнительными услугами (например, доступ к web-серверу или корпоративной базе данных).
Так же под «толстым» клиентом подразумевается и клиентское сетевое приложение, запущенное под управлением локальной ОС. Такое приложение совмещает компонент представления данных (графический пользовательский интерфейс ОС) и прикладной компонент (вычислительные мощности клиентского компьютера).

В последнее время все чаще используется еще один термин: «rich»-client. «Rich«-клиент своего рода компромисс между «толстым» и «тонким» клиентом. Как и «тонкий» клиент, «rich»-клиент также представляет графический интерфейс, описываемый уже средствами XML и включающий некоторую функциональность толстых клиентов (например интерфейс drag-and-drop, вкладки, множественные окна, выпадающие меню и т.п.)

Прикладная логика «rich»-клиента также реализована на сервере. Данные отправляются в стандартном формате обмена, на основе того же XML (протоколы SOAP, XML-RPC) и интерпретируются клиентом.

Некоторые основные протоколы «rich»-клиентов на базе XML приведены ниже:

Заключение

Итак, основная идея архитектуры «клиент-сервер» состоит в разделении сетевого приложения на несколько компонентов , каждый из которых реализует специфический набор сервисов. Компоненты такого приложения могут выполняться на разных компьютерах, выполняя серверные и/или клиентские функции. Это позволяет повысить надежность, безопасность и производительность сетевых приложений и сети в целом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Серверы. Основные понятия серверов

Модель клиент-сервер

Классификация стандартных серверов

Список использованной литературы

Серверы. Основные понятия серверов

Сервер (от англ. server, обслуживающий). В зависимости от предназначения существует несколько определений понятия сервер.

1. Сервер (сеть) - логический или физический узел сети, обслуживающий запросы к одному адресу и/или доменному имени (смежным доменным именам), состоящий из одного или системы аппаратных серверов, на котором выполняются один или система серверных программ

2. Сервер (программное обеспечение) - программное обеспечение, принимающее запросы от клиентов (в архитектуре клиент-сервер).

3. Сервер (аппаратное обеспечение) - компьютер (или специальное компьютерное оборудование) выделенный и/или специализированный для выполнения определенных сервисных функций.

3. Сервер в информационных технологиях - программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам.

Взаимосвязь понятий. Серверное приложение (сервер) запускается на компьютере, так же называемом "сервер", при этом при рассмотрении топологии сети, такой узел называют "сервером". В общем случае может быть так, что серверное приложение запущено на обычной рабочей станции, или серверное приложение, запущенное на серверном компьютере в рамках рассматриваемой топологии выступает в роли клиента (т.е. не является сервером с точки зрения сетевой топологии).

Модель клиент-сервер

Понятия сервер и клиент и закрепленные за ними роли образуют программную концепцию «клиент-сервер». Модель клиент-сервер - это еще один подход к структурированию Операционной системы (ОС). В широком смысле модель клиент-сервер предполагает наличие программного компонента - потребителя какого-либо сервиса - клиента, и программного компонента - поставщика этого сервиса - сервера. Взаимодействие между клиентом и сервером стандартизуется, так что сервер может обслуживать клиентов, реализованных различными способами и, может быть, разными производителями. При этом главным требованием является то, чтобы они запрашивали услуги сервера понятным ему способом. Инициатором обмена обычно является клиент, который посылает запрос на обслуживание серверу, находящемуся в состоянии ожидания запроса. Один и тот же программный компонент может быть клиентом по отношению к одному виду услуг, и сервером для другого вида услуг. Модель клиент-сервер является скорее удобным концептуальным средством ясного представления функций того или иного программного элемента в той или иной ситуации, нежели технологией. Эта модель успешно применяется не только при построении ОС, но и на всех уровнях программного обеспечения, и имеет в некоторых случаях более узкий, специфический смысл, сохраняя, естественно, при этом все свои общие черты. Применительно к структурированию ОС идея состоит в разбиении ее на несколько процессов - серверов, каждый из которых выполняет отдельный набор сервисных функций - например, управление памятью, создание или планирование процессов. Каждый сервер выполняется в пользовательском режиме. Клиент, которым может быть либо другой компонент ОС, либо прикладная программа, запрашивает сервис, посылая сообщение на сервер. Ядро ОС (называемое здесь микроядром), работая в привилегированном режиме, доставляет сообщение нужному серверу, сервер выполняет операцию, после чего ядро возвращает результаты клиенту с помощью другого сообщения. Для взаимодействия с клиентом (или клиентами, если поддерживается одновременная работа с несколькими клиентами) сервер выделяет необходимые ресурсы межпроцессного взаимодействия (разделяемая память, пайп, сокет, и т. п.) и ожидает запросы на открытие соединения (или, собственно, запросы на предоставляемый сервис). В зависимости от типа такого ресурса, сервер может обслуживать процессы в пределах одной компьютерной системы или процессы на других машинах через каналы передачи данных (например, COM-порт) или сетевые соединения.

Формат запросов клиента и ответов сервера определяется протоколом. Спецификации открытых протоколов описываются открытыми стандартами, например, протоколы Интернета определяются в документах RFC.

В зависимости от выполняемых задач одни серверы, при отсутствии запросов на обслуживание, могут простаивать в ожидании. Другие могут выполнять какую-то работу (например, работу по сбору информации), у таких серверов работа с клиентами может быть второстепенной задачей.

Классификация стандартных серверов

Как правило, каждый сервер обслуживает один (или несколько схожих) протоколов и серверы можно классифицировать по типу услуг, которые они предоставляют.

Универсальные серверы - особый вид серверной программы, не предоставляющий никаких услуг самостоятельно. Вместо этого универсальные серверы предоставляют серверам услуг упрощенный интерфейс к ресурсам межпроцессного взаимодействия и/или унифицированный доступ клиентов к различным услугам. Существуют несколько видов таких серверов:

inetd от англ. internet super-server daemon демон сервисов IP - стандартное средство UNIX-систем - программа, позволяющая писать серверы TCP/IP (и сетевых протоколов других семейств), работающие с клиентом через перенаправленные inetd потоки стандартного ввода и вывода (stdin и stdout).

RPC от англ. Remote Procedure Call удаленный вызов процедур - система интеграции серверов в виде процедур доступных для вызова удаленным пользователем через унифицированный интерфейс. Интерфейс изобретенный Sun Microsystems для своей операционной системы (SunOS, Solaris; Unix-система), в настоящее время используетстся как в большинстве Unix-систем, так и в Windows.

Прикладные клиент-серверные технологии Windows:

(D-)COM (англ. (Distributed) Component Object Model - модель составных объектов) и др. - Позволяет одним программам выполнять операции над объектами данных используя процедуры других программ. Изначально данная технология предназначена для их «внедрения и связывания объектов» (OLE англ. Object Linking and Embedding), но, в общем, позволяет писать широкий спектр различных прикладных серверов. COM работает только в пределах одного компьютера, DCOM доступна удаленно через RPC.

Active-X - Расширение COM и DCOM для создания мультимедиа-приложений.

Универсальные серверы часто используются для написания всевозможных информационных серверов, серверов, которым не нужна какая-то специфическая работа с сетью, серверов, не имеющих никаких задач, кроме обслуживания клиентов. Например, в роли серверов для inetd могут выступать обычные консольные программы и скрипты.

Большинство внутренних и сетевых специфических серверов Windows работают через универсальные серверы (RPC, (D-)COM).

Сетевые службы обеспечивают функционирование сети, например серверы DHCP и BOOTP обеспечивают стартовую инициализацию серверов и рабочих станций, DNS - трансляцию имен в адреса и наоборот.

Серверы туннелирования (например, различные VPN-серверы) и прокси-серверы обеспечивают связь с сетью, недоступной роутингом.

Серверы AAA и Radius обеспечивают в сети единую аутентификацию, авторизацию и ведение логов доступа.

Информационные службы. К информационным службам можно отнести как простейшие серверы сообщающие информацию о хосте (time, daytime, motd), пользователях (finger, ident), так и серверы для мониторинга, например SNMP. Большинство информационных служб работают через универсальные серверы.

Особым видом информационных служб являются серверы синхронизации времени - NTP кроме информировании клиента о точном времени NTP-сервер периодически опрашивает несколько других серверов на предмет коррекции собственного времени. Кроме коррекции времени анализируется и корректируется скорость хода системных часов. Коррекция времени осуществляется ускорением или замедлением хода системных часов (в зависимости от направления коррекции), чтобы избежать проблем возможных при простой перестановке времени.

Файл-серверы представляют собой серверы для обеспечения доступа к файлам на диске сервера.

Прежде всего, это серверы передачи файлов по заказу, по протоколам FTP, TFTP, SFTP и HTTP. Протокол HTTP ориентирован на передачу текстовых файлов, но серверы могут отдавать в качестве запрошенных файлов и произвольные данные, например, динамически созданные веб-страницы, картинки, музыку и т. п.

Другие серверы позволяют монтировать дисковые разделы сервера в дисковое пространство клиента и полноценно работать с файлами на них. Это позволяют серверы протоколов NFS и SMB. Серверы NFS и SMB работают через интерфейс RPC.

Недостатки файл-серверной системы:

Очень большая нагрузка на сеть, повышенные требования к пропускной способности. На практике это делает практически невозможной одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.

Обработка данных осуществляется на компьютере пользователей. Это влечет повышенные требования к аппаратному обеспечению каждого пользователя. Чем больше пользователей, тем больше денег придется потратить на оснащение их компьютеров.

Блокировка данных при редактировании одним пользователем делает невозможной работу с этими данными других пользователей.

Безопасность. Для обеспечения возможности работы с такой системой Вам будет необходимо дать каждому пользователю полный доступ к целому файлу, в котором его может интересовать только одно поле

Серверы доступа к данным обслуживают базу данных и отдают данные по запросам. Один из самых простых серверов подобного типа - LDAP (англ. Lightweight Directory Access Protocol - облегчённый протокол доступа к спискам).

Для доступа к серверам баз данных единого протокола не существует, однако все серверы баз данных объединяет использование единых правил формирования запросов - язык SQL (англ. Structured Query Language - язык структурированных запросов).

Службы обмена сообщениями позволяют пользователю передавать и получать сообщения (обычно - текстовые).

В первую очередь это серверы электронной почты, работающие по протоколу SMTP. SMTP-сервер принимает сообщение и доставляет его в локальный почтовый ящик пользователя или на другой SMTP-сервер (сервер назначения или промежуточный). На многопользовательских компьютерах, пользователи работают с почтой прямо на терминале (или веб-интерфейсе). Для работы с почтой на персональном компьютере, почта забирается из почтового ящика через серверы, работающие по протоколам POP3 или IMAP.

Для организации конференций существует серверы новостей, работающие по протоколу NNTP.

Для обмена сообщениями в реальном времени существуют серверы чатов, стандартный чат-сервер работает по протоколу IRC - распределенный чат для интернета.

Существует большое количество других чат-протоколов, например ICQ или Jabber.

Серверы удаленного доступа

Серверы удаленного доступа, через соответствующую клиентскую программу, обеспечивают пользователя консольным доступом к удаленной системе.

Для обеспечения доступа к командной строке служат серверы telnet, RSH, SSH.

Графический интерфейс для Unix-систем - X Window System, имеет встроенный сервер удаленного доступа, так как с такой возможностью разрабатывался изначально. Иногда возможность удаленного доступа к интерфейсу Х-Window неправильно называют «X-Server» (этим термином в X-Window называется видеодрайвер).

Стандартный сервер удаленного доступа к графическому интерфейсу Microsoft Windows называется терминальный сервер.

Некоторую разновидность управления (точнее мониторинга и конфигурирования), также, предоставляет протокол SNMP. Компьютер или аппаратное устройство для этого должно иметь SNMP-сервер.

Игровые серверы, служат для одновременной игры нескольких пользователей в единой игровой ситуации. Некоторые игры имеют сервер в основной поставке и позволяют запускать его в невыделенном режиме (то есть позволяют играть на машине, на которой запущен сервер).

Серверные решения - операционные системы и/или пакеты программ, оптимизированные под выполнение компьютером функций сервера и/или содержащие в своем составе комплект программ для реализации типичного сервисов.

Примером серверных решений можно привести Unix-системы, изначально предназначенные для реализации серверной инфраструктуры, или серверные модификации платформы Microsoft Windows.

Также необходимо выделить пакеты серверов и сопутствующих программ (например, комплект веб-сервер/PHP/MySQL для быстрой развертки хостинга) для установки под Windows (для Unix свойственна модульная или «пакетная» установка каждого компонента, поэтому такие решения редки).

В интегрированных серверных решениях установка всех компонентов выполняется единовременно, все компоненты в той или иной мере тесно интегрированы и предварительно настроены друг на друга. Однако в этом случае, замена одного из серверов или вторичных приложений (если их возможности не удовлетворяют потребностям) может представлять проблему.

Серверные решения служат для упрощения организации базовой ИТ-инфраструктуры компаний, то есть для оперативного построения полноценной сети в компании, в том числе и «с нуля». Компоновка отдельных серверных приложений в решение подразумевает, что решение предназначено для выполнения большинства типовых задач; при этом значительно снижается сложность развертывания и общая стоимость владения ИТ-инфраструктурой, построенной на таких решениях.

Прокси-сервер (от англ. proxy - «представитель, уполномоченный») служба в компьютерных сетях, позволяющая клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам. Сначала клиент подключается к прокси-серверу и запрашивает какой-либо ресурс (например, e-mail), расположенный на другом сервере. Затем прокси-сервер либо подключается к указанному серверу и получает ресурс у него, либо возвращает ресурс из собственного кеша (в случаях, если прокси имеет свой кеш). В некоторых случаях запрос клиента или ответ сервера может быть изменён прокси-сервером в определённых целях. Также прокси-сервер позволяет защищать клиентский компьютер от некоторых сетевых атак.

Вывод ы

сервер формат п рокси windows

Таким образом, любая компьютерная сеть, по сути, является сетью клиент-сервер. Пользователь, подключивший свой компьютер к Интернет, будет иметь дело с сетью клиент-сервер, и даже если компьютер не имеет выхода в сеть, его программное обеспечение, да и сам он, скорее всего, организованы по схеме клиент-сервер.

Список использ ованной литературы

1. Дрога А.А., Жукова П.Н., Копонев Д.Н., Лукьянов Д.Б., Прокопенко А.Н. Информатика и математика. - Минск, 2008.

2. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика - 3-е изд. - М.: «Вильямс», 2003.

3. Кузнецов С.Д. Основы баз данных. - 1-е изд. - М.: «Интернет- университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру», 2005.

4. Скотт В. Эмблер, Прамодкумар Дж. Садаладж. Рефакторинг баз данных: эволюционное проектирование - М.: «Вильямс», 2007.

5. А.Н. Морозевич, А.М. Зеневич Информатика. Минск, 2008.

6.Титоренко Г.А. Информационные технологии управления. М., Юнити: 2002.

7. Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. - М.: Финансы и статистика, Электронинформ, 1997.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные понятия серверов. Модель клиент-сервер. Классификация стандартных серверов. Недостатки файл-серверной системы. Криптографические методы защиты информации. Серверы удаленного доступа. Методы и средства обеспечения безопасности информации.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2010

    Общие сведения об операционной системе Linux. Анализ информации о серверах. Основные прикладные клиент-серверные технологии Windows. Сведения о SQL-сервере. Общая информация о MySQL–сервере. Установка и специфика конфигурирования MYSQL-сервера на LINUX.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2015

    Анализ архитектуры информационной системы, в структуру которой входят системы файл-сервер и клиент-сервер. Сравнение языков запросов SQL и QBE. Принципы разработки приложений архитектуры клиент-сервер при помощи структурированного языка запросов SQL.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2010

    Архитектура "клиент-сервер". Системный анализ базы данных "Газета объявлений", ее инфологическое и физическое проектирование. Программирование на стороне SQL-сервера. Разработка клиентской части в Borland C++ Builder 6.0 и с помощью Web-технологий.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2013

    Методика и основные этапы разработки системы тестирования для оценки уровня знаний студентов с применением технологии "Клиент-сервер". Проектирование клиентской, серверной части данной системы тестирования, порядок составления финальных отчетов.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2010

    Проектирование физической и логической моделей удаленной базы данных для АЗС. Разработка базы данных в СУБД Firebird с помощью утилиты IBExpert. Создание клиентского приложения для Windows с использованием клиент-серверной технологии в среде C++ Builder.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2017

    Создание программного продукта на основании клиент-серверной технологии, реализующего отказоустойчивую работу системы, которая способна в случае потери связи с ведущим сервером подключить клиента к альтернативному серверу (на примере сервера погоды).

    курсовая работа , добавлен 24.08.2012

    Проектирование и разработка базы данных в РСУБД Firebird. Последовательность создания приложения, основанного на клиент-серверной технологии и работающего в операционной системе Windows. Хранимые процедуры и триггеры. Доступ к сети и транзакции.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2013

    Реляционные базы данных как часть корпоративных информационных систем, их построение по принципам клиент-серверной технологии. Основные характеристики СУБД Firebird. Проектирование базы данных для информационной системы "Компьютерные комплектующие".

    курсовая работа , добавлен 28.07.2013

    Архитектура "клиент-сервер". Параллельная обработка данных в многопроцессорных системах. Модернизация устаревших информационных систем. Характерные черты современных серверных СУБД. Наиболее популярные серверные СУБД. Распределенные запросы и транзакции.