Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » “копирастный рэкет” (или о том, как работает рапо и другие “антипиратские” организации). Международное сотрудничество в борьбе с пиратством на море. Байты в помощь

“копирастный рэкет” (или о том, как работает рапо и другие “антипиратские” организации). Международное сотрудничество в борьбе с пиратством на море. Байты в помощь

ВСТУПЛЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СВОДКА

ГЕОГРАФИЯ РАСПОСТРАНЕНИЯ ПИРАТСТВА

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ


ВСТУПЛЕНИЕ

Морской разбой жив и развивается. Нападения на судна стали уже ежедневным событием, которые держат в страхе экипажи суден и изо дня в день уносят человеческие жизни.

Обеспечение безопасности транспортных средств, пассажиров и грузов является необходимым условием деятельности всех видов транспорта. Применительно к морскому транспорту имеется в виду безопасность не только движения транспортных средств, но и навигационная. В настоящее время особую актуальность представляет обеспечение безопасности от международного терроризма. Для морского судоходства с момента его возникновения все формы терроризма объединяются термином «пиратство».

Меры, принимаемые международной общественностью по предупреждению морского пиратства и по борьбе с ним, необходимы и своевременны.

Необходимость создания Межправительственной организации по борьбе с морским пиратством продиктовано сложившейся суровой ситуацией в мире, подвержением морских суден к нападению со стороны пиратов, необходимостью обеспечения более эффективной защиты судов.


АКТУАЛЬНОСТЬ

По статистике почти 2/3 морских преступлений происходит в наиболее неблагополучных странах Азии, часто при попустительстве или даже участии силовых государственных структур. В то тоже время сознательное сокрытие информации со стороны судоходного бизнеса о случаях нападения мешает осознанию истинного масштаба морского разбоя, таящего опасность экономического, гуманитарного и экологического свойства. В настоящее время просматриваются признаки того, что пиратский бизнес в ближайшие годы будет продолжать развиваться в связи с мировым кризисом и бедностью народов разных стран мира.

В течение последнего десятилетия число разбойных нападений на торговые суда утроилось, причем, в 1999 году было зарегистрировано на 40% больше случаев, чем в предыдущем году.

Нижеприведенная диаграмма является наглядным доказательством актуальности создания Межправительственной организации по борьбе с морским пиратством.

Следует учесть, что только за первые три месяца текущего года было зафиксировано 102 случая атак пиратских группировок, что превышает их количество за первый квартал 2008 в два раза.

По максимальной оценке, финансовый урон от морского разбоя не превышает $16 млрд в год. При всей значительности этой цифры, она составляет лишь 0,8% от $2 трлн мирового объема морских перевозок. Тем не менее, учитывая, что 90% грузовых перевозок идет морским путем и 45% из них проходит через воды азиатских стран, пиратство становится серьезной угрозой мировой торговли.

Неосознанность угрозы мирового пиратства может означать приостановление развития мореходства, а соответственно, поставить под удар мировую торговлю в целом. Развитие пиратства в одном регионе может подтолкнуть к росту пиратства в другом. Именно поэтому Межправительственная организация по борьбе с морским пиратством должна носить глобальный характер, с целью уничтожения пиратства в целом, а не подавления его очагов в конкретных регионах.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СВОДКА

Пираты появились одновременно с выходом в море первых судов. Действовали они в Тихом океане вдоль Китайского побережья, среди островов Южно-Китайского моря и несколько позднее финикийские пираты разбойничали в Средиземном море. В IX в. н.э. в Северной Атлантике пиратство было распространено среди викингов. На протяжении тысячелетий было признано, что уничтожить пиратство, несмотря на усилия правительств многих стран, крайне трудно. Ценой неимоверных стараний это удалось в Средиземном море. После распада Римской империи пиратство возобновилось.

Расцвет морского разбоя относят к XVII-XVIII вв. как следствие борьбы между Великобританией и Испанией за серебро и золото, транспортируемые из Нового Света в Старый. Многочисленные пиратские суда базировались на Карибском море и в Мексиканском заливе.

«Золотая эра» морского пиратства формально завершилась в 1856 г. после подписания в Париже договора об окончании Крымской войны. Одновременно была подписана Парижская декларация к мирному договору, к которой присоединились практически все морские державы. В этой декларации зафиксировано запрещение каперства (корсарства). К началу XIX в. сложилось твердое мнение, что пиратство является международным преступлением, а каждый пират - врагом рода человеческого.

Однако в середине XX и в начале XXI веков наблюдается новая волна морского пиратства, которую смело можно признать одним из направлений мирового терроризма. Этому предшествовали массовые акты государственного пиратства, которые осуществлялись военными кораблями кайзеровской Германии, объявившей неограниченную подводную войну в период первой мировой войны. В преддверии второй мировой войны и в течение всех лет ее ведения фашистские агрессивные государства Германия, Италия, Япония запятнали себя массовыми пиратскими действиями, в которых участвовали подводные лодки («тактика волчьей стаи») и крупные надводные корабли (рейдеры).

В настоящее время наблюдаются увеличение числа случаев морского пиратства и его распространение во всем мире. До сих пор ни в одной стране нет организованного на официальном уровне статистического учета актов пиратства. Существует только частное бюро International Maritime Bureau (IBM) Международной торговой палаты в Лондоне, которое фиксирует данные по морскому пиратству, если такие случаи становятся известными.

ГЕОГРАФИЯ РАСПОСТРАНЕНИЯ ПИРАТСТВА

География действия пиратов XXI века охватывает прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Наиболее опасными регионами являются прибрежные воды Сомали и Нигерии в Африки, а так же Индонезии в Африки. Именно в этих регионах происходит основная масса пиратских нападений (более 50%), но далеко не все пиратство распространенно в ряде других не благополучных стран, таких как Индия, Танзания, Бангладеш.

Почти 2/3 морских преступлений происходит в Азии, преимущественно в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах, в Малайзии и Бирме. Конкретно на нефтяные танкеры большинство нападений происходит в Малаккском проливе, который отделяет Малайзию от индонезийского острова Суматра, а также в проливе между архипелагом Риау и Сингапуром. Эти проливы представляют собой весьма оживленные морские пути, по которым курсируют супертанкеры в обоих направлениях между Ближним Востоком и Японией, Кореей и Китаем. Предполагается, что архипелаг Риау, в лучших традициях классического пиратства, используется в качестве оперативной базы. Последний всплеск волны преступлений на море связывают с азиатским кризисом 1997 года, выбросившим на улицу толпы безработных, а также с политической нестабильностью в Индонезии. В 1999 году из 290-ти зарегистрированных случаев 113 произошло в водах и портах Индонезии.

Приведем карту морских пиратских нападений в мире за 2007 и 2008 годы, которые наглядно иллюстрируют ситуацию с развитием пиратства в мире.


Отличительной особенностью современного пиратства является то, что чаще всего, фактически в 72% случаев, нападения на суда происходят во время их нахождения в территориальных водах или акватории порта. На этом факте основываются подозрения, что портовые служащие, морская охранная и патрульная служба часто связаны с преступным бизнесом.

Характерно, что в относительно благополучных азиатских странах, таких как Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур, где закон работает, а береговая охрана профессионально тренирована и относительно хорошо оплачивается, случаев пиратства значительно меньше. От пиратства особенно страдает Сингапур, с его крупнейшим портом в мире, находящимся на полпути с Ближнего Востока в Северную Азию.

Случается, что суда предпочитают миновать Индонезию, обходя ее с юга, и Сингапур на этом теряет большие доходы. Окольные пути обходятся дороже и транспортникам, но не столь значительно, как потеря груза. Поэтому Сингапур вкладывает огромные ресурсы в поддержание порядка в своих водах силами хорошо оснащенной и тренированной береговой службы.

Традиционное пиратство, т.е. в открытом море, занимает в общей статистике небольшое место, но случается. Правда, выходя на дело, нынешние флибустьеры не поднимают паруса, а заводят моторы современных быстроходных катеров. По сообщениям, нападающие бывают обычно в масках, обмундированы в военную форму и оснащены современным оружием регулярной армии. Так сказать "социальный состав" современных пиратов очень разнообразен - от азиатской мафии и различного рода преступников до просто рыбаков, промышляющих браконьерством, и иногда береговой охраны, ответственной за безопасность судов. Нередко пиратские группировки владеют небольшим флотом, куда в различных портах мира набирают команду из порой ничего не подозревающих безработных матросов. Как правило, небольшие пиратские команды являются составной частью организованных синдикатов, заправилы которых находятся в Сингапуре, Индонезии, Гонконге и Китае.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Объединение усилий международного сообщества с целью сдерживания и пресечения пиратства и вооруженного разбоя, а также предотвращение загрязнения окружающей среды;

Координация усилий международного сообщества с целью лишения пиратов ресурсов, а также обеспечения более эффективной защиты судов;

§ 15. Правовые средства борьбы с морским пиратством

Захват и потопление судов, грабеж грузов, уничтожение людей пиратами снискали им мрачную славу и вынудили государства принимать против них меры. Еще в римском праве пираты были определены как «враги человечества». Однако в полной мере пиратов поставили вне закона лишь в период перехода от феодализма к капитализму, когда пиратство оказалось противопоставленным принципам свободной торговли и свободы морей, столь необходимым для развивающегося капитализма. Почти все морские государства внесли в свои уголовные кодексы статьи, предусматривающие тяжкие наказания за пиратство.

Определение пиратства содержится в ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г. Еще более развернутое определение пиратства и связанных с ним проблем содержится в ряде статей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в ст. 101 указывается, что пиратством является любое из перечисленных действий:

«а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

– в открытом море против другого судна или летального аппарата или против лиц и имущества, находящихся на борту;

– против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц, или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летального аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действий, предусмотренных в пунктах “а” и “б” статьи 101».

Согласно ст. 100 Конвенции государства взяли на себя обязанность сотрудничать в борьбе с пиратством. Если действия, предусмотренные статьей 101 Конвенции, совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, то они приравниваются к действиям, совершенным частновладельческим судном или частновладельческим аппаратом, т. е. к пиратским действиям (ст. 102). Судно или летательный аппарат считаются пиратскими, если они предназначаются лицам, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, предусмотренных статьей 101 (ст. 103 Конвенции). Судно или летальный аппарат сохраняют свою национальность, даже став пиратскими, если такое сохранение предусмотрено национальным законом того государства, под флагом которого они плавали до того, как стали пиратскими (ст. 104). Следует отметить, что сохранение национальности не означает, что судно (пиратское) должно нести свой прежний флаг. Оно сохраняет национальность, даже если поднимет на мачте «Веселого Роджера» (черный флаг с нанесенным на нем черепом и скрещенными костями), хотя современные пираты стараются «Веселого Роджера» не поднимать, маскируясь под безобидные яхты и прочие суда.

В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства (например, на необитаемом и никому не принадлежащем острове) любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, либо судно или летательный аппарат, захваченные пиратами во время их разбойного промысла и находящиеся в их власти, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся там имущество. Самосуд над пиратами запрещен, хотя в прошлом их, обычно, вешали без суда и следствия. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказания и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц (ст. 105 Конвенции). Захваченные пиратами суда и самолеты, а также прочее имущество возвращаются бывшим владельцам за вознаграждение. Например, в Великобритании уплачивается 1/8 стоимости, а в США – 1/6 стоимости возвращенного имущества тому, кто его возвращает. Захват пиратских судов могут осуществлять лишь военные и иные государственные корабли, суда и самолеты, кроме торговых.

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, то государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за любой ущерб или любые убытки, причиненные захватом (ст. 106). Даже в случаях так называемого государственного пиратства преступление всегда совершают отдельные лица, которые должны нести индивидуальную уголовную ответственность, независимо от ответственности государств. Примером государственного пиратства можно считать действия подводных лодок Италии и Германии во время войны в Испании, для пресечения которых государства заключили Нионские соглашения 1937 г., в которых насильственные действия, совершенные на море, квалифицировали как акты пиратства.

Одним из элементов борьбы с пиратством является своевременное оповещение ИМО, властей государства флага, властей прибрежного государства и судовладельца о всех случаях нападения пиратов или угрозы такого нападения. ИМО рекомендовала государствам при таком оповещении использовать системы связи, предусмотренные Международной конвенцией по поиску и спасанию на море, систему ИНМАРСАТ и другие коммуникационные системы, предусмотренные Глобальной морской системой связи при бедствии и для обеспечения безопасности, в том числе аварийные буи.

Деятельность ИМО в сфере борьбы с пиратством, выработки рекомендаций по защите судов и летательных аппаратов от вооруженных нападений на море, в расследовании случаев пиратства, в организации регионального сотрудничества государств в антипиратских мероприятиях получила одобрение в Резолюции 54/31 Генеральной Ассамблеи ООН.

Борьба с пиратством осуществляется в той или иной мере и целым рядом других международных организаций. К их числу можно отнести Интерпол и Европол, различные региональные международные организации, в том числе Ассоциацию Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лигу арабских государств (ЛАГ), Организацию американских государств (ОАГ), Организацию африканского единства (ОАЕ), объединенное сотрудничество ИМО с МСФ (Международной судоходной федерацией, объединяющей судовладельцев 32 государств). МСФ выпустила пособие для моряков с рекомендациями по их поведению в случае нападения на судно вооруженных преступников. Борьбой с пиратством занимаются также Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Совет таможенного сотрудничества (СТС) и др., среди которых особое место занимает Международное морское бюро (ММБ), учрежденное Международной палатой судоходства, которая основывалась на Резолюции Ассамблеи ИМО А.504(II) от 20 декабря 1981 г. «Баратрия, незаконный захват судов и их грузов и другие формы морского мошенничества». C тех пор ММБ занимается различными аспектами предупреждения и расследования незаконных актов, включая пиратские, совершенных в отношении судов. ММБ подготовило и опубликовало ряд исследований по вопросам борьбы с пиратством и баратрией. Столь тесное переплетение проблем пиратства и баратрии связано с тем, что пираты иногда находятся в сговоре с членами экипажей судов, особенно в случаях, когда целью такой совместной деятельности является захват ценного груза, а затем потопление судна и получение страхового возмещения.

Для борьбы с актами баратрии и пиратства ММБ провело в конце февраля 1992 г. в Куала-Лумпуре семинар представителей правоохранительных органов и морских транспортных организаций Сингапура, Индонезии, Таиланда, Китая, Филиппин, Гонконга, Нидерландов, Австралии, Норвегии, Великобритании, Японии и Малайзии, а также Ассоциации азиатских государств по судоходству, Ассоциации судовладельцев Сингапура и Международной морской организации. Основным вопросом повестки дня семинара была борьба с пиратством и мошенничеством на морях Дальнего Востока. На основе принятых решений и проводимой государствами политики в этой области 1 октября 1992 г. в рамках ММБ при финансовой поддержке Международной торговой палаты и участии морских транспортных организаций АСЕАН в Куала-Лумпуре (Малайзия) был создан первый региональный центр по борьбе с вооруженным грабежом и пиратством.

Центр укомплектован в основном местными кадрами, в том числе представителями правоохранительных органов, адвокатами и другими специалистами. Помимо предотвращения фактов мошенничества, пиратства, вооруженного грабежа против судов, их обнаружения и расследования, в задачи центра входит выявление случаев сброса в море токсичных веществ, угона морских судов, актов терроризма в отношении крупных пассажирских судов и других видов преступлений. Для выполнения этих задач центр оснащен средствами связи, компьютерами, подробными картами региона.

Центр в Куала-Лумпуре тесно взаимодействует с береговой охраной региона и полицейскими службами. Центр работает круглосуточно и осуществляет сбор сообщений о местонахождении и передвижении всех подозрительных и неопознанных судов, прием докладов о пиратских нападениях, информирует по данным фактам береговую охрану и находящиеся в районе суда. Центр осуществляет передачу сводок о действиях пиратов по различным каналам связи, в том числе по телефону, составляет обобщенные доклады для заинтересованных организаций и служб, объявляет отдельные районы опасными для судоходства в связи с деятельностью пиратов, оказывает помощь потерпевшим в подготовке заявлений об актах пиратства и других преступлениях и т. д.

Малазийские морские организации, поддержавшие идею создания данного центра, считают, что лучшим и наиболее эффективным способом борьбы с актами пиратства и вооруженного грабежа против судов будет привлечение полицейских и военно-морских сил прибрежных государств для регулярного патрулирования наиболее опасных районов моря. Эти планы реализуются на практике. На основе соглашения Индонезии, Малайзии и Сингапура были созданы совместные патрульные службы в Малаккском и Сингапурском проливах для защиты торговых судов от пиратов. Достигнуты договоренности о выделении единых радиочастот полицейским патрульным катерам данных государств для более оперативного получения информации об актах пиратства непосредственно от капитанов судов, а также при поиске и преследовании пиратов. Такие силы являются прообразом будущих региональных сил по борьбе с морскими преступлениями. Правительства Индонезии и Малайзии предложили ввести оплату за проход судов через Малаккский пролив, с тем чтобы часть такой оплаты использовалась для финансирования операций полицейских органов и военно-морских сил этих государств для борьбы с пиратами.

ММБ с момента своего создания проделало большую работу по организации борьбы с пиратством в различных районах Мирового океана. Помимо создания региональных центров и специализированных антипиратских организаций, ММБ активно расследует конкретные случаи пиратства, хотя успех при этом не всегда достигается. Например, безрезультатными оказались поиски судна «Линг стар», которое исчезло в июне 1995 г., выполняя рейс в Сингапур. Его экипаж был полностью укомплектован моряками Амурского пароходства. В последний раз «Линг стар», принадлежащий российско-корейскому предприятию, дал о себе знать за четыре недели до исчезновения. Его поиски вели ММБ, Ассоциация по поиску погибших и пропавших без вести судов, Международный комитет борьбы против пиратства. Версия о возможной гибели судна была отвергнута. Высказывалось предположение, что судно вместе с грузом и экипажем захвачено пиратами.

Тем не менее, несмотря на отдельные неудачи, если сопоставить информацию ММБ по борьбе с пиратством за 15 лет (с 1988 по 2003 г.), то видны успехи такой борьбы в отдельных регионах мира.

Так, в начале 1988 г. в Лондоне были опубликованы некоторые данные расквартированного здесь ММБ. В своем обзоре ММБ вновь предупредило о росте пиратства, вследствие чего, по оценке ММБ, в 1987 г. добыча пиратов составила 7 млрд долл. США. Чтобы должным образом оценить эту цифру, следует напомнить, что общий фрахт судовладельцев всего мира в последние годы составлял сумму порядка 100 млрд. долл. США в год.

Серьезным препятствием для борьбы с «тихими» пиратами (пиратами-мошенниками) является утаивание информации, связанной с мошенничеством пиратов, в том числе пострадавшей стороной. Считают, что властям становятся известными не более 5 % случаев преступлений. Только 2 % случаев на сумму 157 млн долл. были действительно заявлены в ММБ. Среди известных 93 случаев пиратства 30 были связаны с подделкой документов (105 млн долл.), 11 – с подделкой чартера (16 млн долл.), 15 – со страхованием (6 млн долл.), 3 – с потоплением (3 млн долл.).

В январе 2003 г. ММБ опубликовало в Куала-Лумпуре, где находится региональное представительство данной организации, очередной доклад о положении в сфере борьбы с пиратством. Из доклада явствует, что излюбленными районами действий пиратов остаются воды у берегов Индонезии, Бангладеш и Нигерии, а всего в 2003 г. было зарегистрировано 445 нападений пиратов на морские суда, что на 20,3 % больше, чем в 2002 г.

Помимо вод у берегов Индонезии, Бангладеш и Нигерии, большое количество пиратских актов отмечено в Малаккском проливе, у Индии, в Аденском заливе, а также в районах, прилегающих к Вьетнаму, Венесуэле и Филиппинам. В отличие от прошлых годов в этом списке ММБ не присутствует Сомали, хотя ранее ситуация у ее берегов считалась самой опасной в мире. Однако такое «улучшение» связано лишь с тем, что в водах этой страны на северо-востоке Африки из-за постоянных нападений пиратов практически прекратилось судоходство.

В результате нападений морских пиратов в 2002 г. погибли, только по данным ММБ, десятки человек, а сотни были ранены, не говоря о многих сотнях взятых в заложники или исчезнувших бесследно. ММБ отмечает увеличение числа хорошо спланированных нападений пиратов на крупные танкеры, особенно в оживленном Малаккском проливе – главной трассе доставки нефти с Ближнего Востока в зону Тихого океана. По данным экспертов, пираты нападают на эти гигантские суда с разных направлений на скоростных катерах, активно используют автоматическое оружие. На фоне общего роста пиратских вылазок ситуация, по мнению ММБ, существенно улучшилась в водах Таиланда, Сингапура и Малайзии, а также у Эквадора, Камеруна, Габона и Гайаны, где власти в прошлом году вели активную борьбу с морскими пиратами.

Ряд международных организаций, в том числе Международная торговая палата, Международное морское бюро, ЮНКТАД и другие разработали совместную программу борьбы с преступностью на морском транспорте, включая борьбу с пиратством. В качестве условий и направлений сотрудничества были названы:

– международный и национальный контроль за выполнением международных договоров о безопасности мореплавания;

– слежение за судами преступников;

– освобождение судов и людей от захвата;

– использование конвоев при плавании торговых судов в опасных районах, организация самообороны на судах;

– ликвидация последствий нападения и поиск пиратов и иных преступников;

– создание безопасных условий для судов и принятие мер в порту и вблизи него по предотвращению и защите от нападений.

Реализуя принятые решения, власти ряда портов стран, где пиратство – явление обычное (порт Сингапур, порты Индии, Бразилии и других стран), приняли на вооружение специальные антипиратские корабли, которые осуществляют постоянный контроль за ситуацией на море и готовы в любой момент оказать помощь.

Вместе с тем некоторые страны, например, США, создали специальные антипиратские структуры еще раньше. Так, в 1982 г. в США была проведена реорганизация штаб-квартиры береговой охраны с пересмотром функций ее подразделений и сокращением численности аппарата. Функции региональных служб были переданы вновь созданному Центру морской безопасности, который вошел в состав штаб-квартиры береговой охраны и был дополнительно наделен функциями борьбы с пиратством на море.

Региональные центры борьбы с пиратством были созданы в последние годы и с помощью договоров между соответствующими ведомствами соседних государств. Так, 7 июля 2001 г. пограничники России, США, Канады, Японии и Южной Кореи в лице руководителей пограничных служб подписали в Москве соглашение о многостороннем сотрудничестве в борьбе с оборотом наркотиков и пиратством.

В сентябре 2002 г. боевые самолеты и корабли Индии и Индонезии впервые приступили к совместному патрулированию в Андаманском море в рамках крупной операции по искоренению пиратства. Обе страны, располагающие значительными военно-морскими силами, приняли решение координировать усилия в борьбе с пиратами, связанными с контрабандной торговлей, похищением людей и другой преступной деятельностью в регионе, где проходят важные морские транспортные пути.

Финансовые потери от пиратства в 2001 г. по всему миру составили около 16 млрд долл. Самой опасной морской зоной считается Малаккский пролив. Неспокойными остаются воды Индонезии, на которые приходится около четверти всех пиратских нападений. За ней следуют Индия и Бангладеш.

В борьбе с пиратством есть страны, например, входящие в Международную организацию АСЕАН, которые считают, что наиболее целесообразно было бы использовать против пиратов особую морскую полицию на быстроходных катерах и при поддержке вертолетов. По мнению Национального агентства по сбору информации Филиппин, помимо морской полиции необходимо также принятие ряда мер на борту морских судов.

Одним из последних международных документов, имеющих прямое отношение к терроризму и пиратству на море, является принятый в декабре 2002 г. Комитетом по безопасности на море ИМО Кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), который вступил в силу с 1 июля 2004 г. Кодекс принят как дополнение к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. в виде дополнительной главы XI-2 («Особые меры по повышению уровня морской безопасности»). Кодекс ОСПС распространяется на пассажирские и грузовые суда вместимостью более 500 т, включая скоростные суда, самоходные плавучие буровые установки, портовые установки, обслуживающие такие суда.

Кодекс ОСПС состоит из двух разделов. Раздел А носит обязательный характер, а Раздел В – рекомендательный.

Цель Кодекса – обеспечить последовательный стандартизированный подход к оценке опасности, что позволит уравновесить возможные риски за счет усиления безопасности судов и портовых объектов. На Правительство каждой страны, подписавшей Конвенцию СОЛАС-74, возлагается ответственность за проведение трехступенчатой оценки рисков:

1) определение ключевых объектов, повреждение или выход из строя которых может пагубно сказаться на безопасности жизни, экономике и окружающей среде;

2) определение реальных рисков, угрожающих этим ключевым объектам, для обеспечения безопасности в порядке их приоритетности;

3) выявление слабых мест каждого ключевого объекта с точки зрения физической безопасности, структурной целостности, систем защиты и связи, транспортной инфраструктуры и т. д.

Кодекс установил: 1) минимальные требования функциональной безопасности (план безопасности судна, ответственное лицо на борту судна, ответственное лицо в штате судовладельца); 2) минимальные требования к функциональной безопасности для портовых объектов (план безопасности объекта, ответственное лицо, обеспечивающее безопасность оборудования объекта); 3) мониторинг и контроль доступа на суда, контроль за действиями людей, состоянием груза и обеспечением доступности средств связи при возникновении опасности.

Суда подлежат проверкам, сертификации (регулярным ее подтверждением) и контролем за соответствием безопасности судов требованиям Кодекса ОСПС. Контроль и проверки будут осуществляться по нормам СОЛАС-74.

Для достижения указанных целей государства – участники Кодекса (и СОЛАС-74) учреждают «назначенную власть» из числа государственных служащих, а также разрешают признанным в области охранной деятельности организациям выполнение определенной работы в отношении судов и портовых средств. Морская администрация может поручить соответствующим организациям охрану судов во время их пребывания в порту.

Несомненно, что поправки к СОЛАС-74 открывают путь к созданию единого правового поля в борьбе с терроризмом и пиратством и дают возможность унифицировать требования национального законодательства к безопасности судов и портовых средств. Основные обязанности по выполнению поправок к СОЛАС-74 в России мог бы взять на себя Российский морской регистр судоходства.

Международная палата судоходства совместно с ИМО разработала в 1997–1999 гг. Инструкцию по использованию радиосигналов судами при нападении на них или при угрозе нападения пиратов или вооруженных разбойников, а также Инструкция для судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов по предотвращению и отражению нападений пиратов и вооруженных разбойников против судна.

Указанные инструкции предусматривают ряд мер и вариантов действий экипажа судна и других лиц в зависимости от того, в каком положении и где находится судно при возникновении реальной угрозы пиратских или разбойничьих нападений. В частности, предусмотрены конкретные действия экипажа в следующих случаях: пираты обнаружены до высадки на судно; пираты нападают на судно, стоящее на якоре; нападение на судно во время движения; действия малочисленного экипажа; план безопасности судна; предосторожности при стоянке на якоре или у причала; особенности несения вахт; передача радиосообщений; средства самообороны экипажа; установление безопасных зон на судне; сигналы тревоги и бедствия; предотвращение захвата членов экипажа; маневры судна по уклонению от нападающих пиратских судов и т. д.

В морских учебных заведениях России в настоящее время все студенты и курсанты обязаны проходить специальную подготовку для осуществления чрезвычайных мероприятий на судне в случае нападения пиратов. В связи с этим для учебных целей разработаны специальные методические материалы.

Особое место занимают захваты судов и самолетов по политическим соображениям. Еще в прошлом веке ряд государств не считали пиратскими суда, захваченные повстанцами. Так, во время восстания в Испании в 1873 г. Великобритания, Франция и Германия дали указания своим военным судам на Средиземном море не предпринимать никаких действий против повстанческих кораблей. В то же время, когда в 1887 г. в Перу вспыхнуло восстание и перуанский броненосец «Уаскар», захваченный посланцами, задерживал в открытом море британские суда (у одного из них забрали груз угля без оплаты, с другого высадили двух перуанских чиновников), броненосец был признан Великобританией пиратским и атакован крейсером, который повредил его. После передачи «Уаскара» перуанским властям правительство Перу потребовало от Великобритании возмещения ущерба за причиненные кораблю повреждения, однако ему было в этом отказано. В 1929 г. государства не признали пиратским германское судно «Фальке», захваченное венесуэльскими повстанцами. По тем же основаниям не был признан пиратским венесуэльский правительственный корабль, захваченный повстанцами. Правительство Венесуэлы обратилось к ряду стран с просьбой захватить и вернуть корабль «Ансоастеки», однако, когда повстанцы привели его в Бразилию, последняя; отказалась считать действия повстанцев пиратскими и предоставила им политическое убежище.

Примерно так же поступило правительство Бразилии и в отношении португальского лайнера «Санта-Мария», захваченного группой повстанцев во главе с капитаном Энрике Гальвао, боровшимися против фашистского режима в Португалии. Во время захвата судна на его борту было свыше 600 пассажиров и 350 человек команды. Захват произошел в основном мирно, не считая перестрелки в штурманской рубке, во время которой один офицер судна был убит и ранен один человек. Правительство Португалии объявило, что «Санта-Мария» захвачена пиратами и обратилось к Великобритании и США с просьбой помочь в захвате или потоплении судна. Длительное время лайнеру, несмотря на усиленные поиски его кораблями и самолетами США, Великобритании и Португалии, удавалось скрывать свое местонахождение, поскольку судно, следуя вдоль берегов Африки, постоянно меняло курс, направляясь то к берегам Гвинеи, то к островам Зеленого Мыса. Иностранные туристы на борту судна и члены экипажа относились к повстанцам с симпатией и не чинили им никаких помех. В свою очередь, повстанцы не взяли у них ни единого цента, хотя на судне были сосредоточены значительные богатства. В погоню за лайнером вышла даже американская атомная лодка «Си вулф». В конечном итоге повстанцы направили судно в бразильский порт Ресифи, на рейд которого судно прибыло 1 февраля 1961 г., а 2 февраля вошло в порт. Правительство Бразилии предоставило повстанцам права политических эмигрантов.

От захватов морских судов и самолетов по политическим соображениям, когда основная цель захвата – привлечение внимания мировой общественности к бедственному положению народа той или иной страны, следует отличать захваты, осуществляемые террористами, которые обычно требуют освобождения своих сообщников и прибегают к методу захвата заложников, грозя уничтожить судно (самолет) и людей, если их требования не будут приняты. Например, 7 октября 1985 г. группа экстремистов захватила в Средиземном море итальянский круизный теплоход «Акилле лауро» с 400 пассажирами на борту, которые были объявлены заложниками. Этот акт был «характеризован как пиратский и осужден, в том числе в ООН. Не добившись своих целей, преступники сдались египетским властям 9 октября. Однако когда египетский гражданский самолет с лицами, участвовавшими в захвате судна, вылетел из Каира в Ливан, где угонщиков должны были судить, по заявлению Организации освобождения Палестины, его перехватили над открытым морем четыре американских истребителя с авианосца «Саратога» и вынудили приземлиться в Италии. США тем самым как нарушили свободу полетов над открытым морем, так и вторглись в воздушное пространство Италии, не поставив ее в известность, что вызвало разногласия между Египтом, Италией и США.

Захват «Акилле лауро» и ряд других захватов торговых судов, например израильскими катерами пассажирского судна, следовавшего с Кипра в порт Хальде (Ливан), когда судно находилось в территориальных водах Ливана, вызвали широкое обсуждение вопроса о борьбе с морскими экстремистами в ООН и других международных организациях. В конечном итоге это обсуждение привело к принятию 10 марта 1988 г. в Риме Международной конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, а также Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Конвенция 1988 г. построена на тех же принципах, что и Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. Суть этих принципов следующая: террористы на море должны быть осуждены тем государством, в руках которого они оказались, или должны быть выданы другому государству для предания суду. Запрещено выдавать их государству, которое собирается их укрывать, а не судить, и запрещено содержать их на своей территории и не подвергать судебному преследованию.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона Правовые средства реагирования прокурора -это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Все цивилизованные государства стараются координировать свои действия в борьбе с преступностью. Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Из книги Обвиняется терроризм автора Устинов Владимир Васильевич

Рычаги борьбы с терроризмом Как говорил М. Салтыков-Щедрин, в России обилие дурных законов компенсируется необязательностью их исполнения. Иными словами, с уверенностью можно утверждать, что даже самые лучшие законы при неэффективности их исполнения бессильны в борьбе

Из книги Необходимое руководство для Агентов Чрезвычайных Комиссий автора Крылов В В

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

Статья 5. Цели борьбы с терроризмом Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:1) защиты личности, общества и государства от терроризма;2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;3)

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

189. Претензионный порядок разрешения споров в связи с перевозками грузов морским транспортом В соответствии со ст. 403 КТМ претензии предъявляются: к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора Полномочия прокурора – это права и обязанности прокурора, необходимые для реализации им предписанных ему надзор ных функций; основной ряд прокурорских полномочий регламентирован ФЗ «О прокуратуре РФ».

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах Полномочия прокурора при участии в уголовном судопроизводстве таковы:1. Проверка законности решений судьи в стадии подготовки уголовного дела к

Из книги автора

Из книги автора

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью Советская уголовно-правовая политика призвана определять конечные цели, к достижению которых стремится Коммунистическая партия Советского Союза в области борьбы с преступностью в конкретных исторических

Пиратство (от греч. «пейратес» – разбойник, пират) в современном международном праве считается преступлением международного характера.

В Конвенции ООН об открытом море от 29 апреля 1958 года (ст. 15‑23) действия пиратов определялись как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого‑либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". Согласно Конвенции, все государства обязаны содействовать уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

Одним из основных международных нормативных актов в области безопасности мореплавания является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛОС‑74), принятая в рамках Международной морской организации (ИМО). Изначально СОЛАС‑74 была направлена на организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное сотрудничество и взаимодействие.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу с 16 ноября 1994 года) подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст. 101‑107, 110‑111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15‑23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море.

Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие‑либо меры против пиратов. Это касается и международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств: право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.

На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г. под эгидой Международной морской организации (ИМО), была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно‑вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации.


В отличие от Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств. Во-первых, предметом регулирования в ней названа борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве. Во‑вторых, существенное отличие заключается в сфере применения: Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств - во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море. В‑третьих, действие Конвенции не распространяется летательные аппараты. В‑четвертых, в Конвенции 1988 г. иначе, чем в предыдущих международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств. Так, при пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдикция) актов насилия.

С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) Международной морской организации, вошедший составной частью (гл.XI‑2) в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС‑74). Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС ‑ не допустить пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.

Международной морской организацией также был разработан ряд рекомендаций с целью предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов:

‑ инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (2002 г.);

‑ директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) (2000 г.);

‑ временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия (2000 г.);

‑ резолюция А. 922 (22) ‑ кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов;

‑ Резолюция А. 923 (22) ‑ суда‑"призраки" и процесс регистрации.

В принятом на днях законопроекте, направленном на борьбу с пиратством, были проигнорированы экспертные мнения и поправки крупных интернет-компаний (в частности, «Яндекса»), вследствие чего закон представляет собой потенциальную угрозу интернету в России. Look At Me суммирует международный опыт борьбы с пиратством - от SOPA и HADOPI до жёстких японских законов.

Законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», направленный на борьбу с интернет-пиратством, был принят Госдумой 21 июня без поправок со стороны интернет-отрасли, представители которой сочли законопроект неудовлетворительным и даже потенциально опасным.

Одно из главных положений обновлённой версии законопроекта - возможность досудебной блокировки сайтов, на которых найден пиратский контент. Всё, что нужно сделать правообладателю, - передать судебный акт в Роскомнадзор; дальше ведомство должно сообщить о жалобе провайдеру и владельцу сайта, который должен удалить спорные материалы в течение суток. Если требование не будет выполнено, провайдер или оператор связи обязаны заблокировать доступ ко всему сайту. Оспорить это решение владелец ресурса может только через 15 дней после блокировки. Пока решение касается только фильмов, но осенью к ним добавятся музыка, книги и другие объекты интеллектуальной собственности.

Лина Багаутдинова

Бороться с пиратством можно и нужно. И наше законодательство о защите прав на интеллектуальную собственность давно нуждается в обновлении. В нынешней редакции 4-й части гражданского кодекса слово "Интернет" употребляется всего 2 раза и то в контексте доменных имен. А развитие отрасли во многом определяется развитием законодательства, эту отрасль регулирующего.

НО Такие законопроекты обязательно должны приниматься с учетом мнения интернет-индустрии - собственно тех, кому с этим работать. У ведущих интернет-компаний нет цели поддерживать пиратство, но есть опыт практической деятельности в этой сфере. Здесь же закон принимался в спешке, без каких-либо обсуждений/консультаций.

«Яндекс» , предлагавший поправки в законопроект в своём блоге , подробно разъясняет, что эта модель может быть использована для быстрого закрытия любых ресурсов - достаточно загрузить материал, нарушающий авторские права, на сайт и подать жалобу. Отследить и найти материал бывает технически сложно, а порой почти невозможно. Кроме того, нынешняя формулировка закона запрещает и ссылки на сайты с авторским контентом, что теоретически ставит под угрозу закрытия и поисковые системы, и добросовестные ресурсы.

Очир Манджиков

директор по связям с общественностью, «Яндекс»

Законопроект о произвольной блокировке сайтов увидел свет 7 июня и спустя ровно 2 недели он уже был одобрен Госдумой в третьем чтении. Поразительная скорость. Теперь для сравнения. Законопроект о запрете курения в общественных местах (при очевидном вреде курения для здоровья, в том числе, детей. Как вы помните, курение является одной из причин рака легких) начали разрабатывать в августе 2011 года, были долгие общественные обсуждения, и только в феврале 2013 он был принят Госдумой.

Мы постарались написать поправки , которые могли бы добавить в механизм регулирования хоть немного здравого смысла. Наши юристы и GR-специалисты проделали титаническую работу в максимально сжатые сроки: разослали поправки в разные инстанции, провели множество встреч, в том числе, с депутатами. Нас выслушали, но, к большому сожалению, не услышали. Все поправки были полностью проигнорированы.

Очень грустно, что в своем законотворчестве депутаты предпочитают защищать коммерческие интересы группы правообладателей и не интересуются проблемами, с которыми столкнутся и интернет-компании, и пользователи интернета.

Поправки «Яндекса»

Предпочтение должно отдаваться блокировке по прямой ссылке на сайт, а не по IP-адресу.

Сайты должны блокироваться только в том случае, если затруднено исполнение решения суда.

Необходимо разработать быструю процедуру автоматической разблокировки сайтов.

Уведомление правообладателя должно содержать, помимо прочего, указание и прямую ссылку на нарушающий авторские права материал и обоснование нарушения.

Должна быть предусмотрена специальная подведомственность арбитражных судов.

Лина Багаутдинова

юрист издательского дома Look At Media

Дела о защите исключительных прав на фильмы, согласно законопроекту, рассматривает Московский городской суд. Совершенно непонятно, по какой причине и без того загруженной судебной инстанции решили добавить полномочий. Если представить хотя бы примерный объем возможных дел, то можно сделать выводы о том, какие будут очереди.

Теперь об информационных посредниках. Хотелось бы привести в пример США, где по действующему с 1998 года DMCA провайдер не несет ответственности в том случае, если он незамедлительно удаляет нелегальный контент при получении takedown notice. Система прозрачна - "правообладатель-посредник-нарушитель". У нас же сейчас будет так: "правообладатель-мосгорсуд-роскомнадзор-провайдер хостинга-владелец информационного ресурса". При этом сроки на этапе "роскомнадзор-посредник" крайне жесткие - 1 рабочий день. Проблема и в неясности терминов - "провайдер хостинга", "информационный посредник", "иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет»

Мировой опыт

Франция

В 2009 году во Франции был принят закон АДОПИ, названный так по имени структуры, которая должна была следить за его выполнением, - Высшего органа по распространению произведений и защите авторских прав в интернете. АДОПИ подразумевает трёхступенчатую систему штрафов. При первом нарушении

300 тысяч евро и три года тюремного заключения

авторского права пользователь получает письмо с предупреждением, при втором - e-mail и заказное письмо для подтверждения получения, а третье нарушение грозит отключением от интернета на срок до года. Если и этого недостаточно, начинает работать закон

о борьбе с контрафактом - что в теории означает штраф до 300 тысяч евро и три года тюремного заключения. Кроме того, АДОПИ заставляет владельцев сайтов самостоятельно отслеживать пиратский контент.

АДОПИ был первым законом, предполагавшим отключение пользователя от интернета, и вызвал много упрёков в излишней суровости и неэффективности - первый пользователь был отключён от интернета только две недели назад , хотя АДОПИ действует с 2010 года. Кроме того, кажется, АДОПИ не помог увеличить продажи музыки - наоборот, по данным на 1 июня, они падают на 6.5%.

США

Рассмотрение законопроектов SOPA (Stop Online Piracy Act) и PIPA (Protect Intellectual Property Act) началось в декабре 2011 года. SOPA требует всяческое прекращение взаимодействия с пиратскими ресурсами по первой просьбе правообладателя и запрещает распространение пиратских материалов с угрозой тюремного заключения на срок до 5 лет (например, за раздачу 10 треков за полгода) , а PIPA наказывает за распространение контрафактных материалов.

Законопроекты были признаны неудачными; их рассмотрение отложили

Обсуждение SOPA и PIPA вызвало протесты не только со стороны рядовых пользователей, но и крупных интернет-игроков ранга Google, Wikipedia, Wordpress и многих других. Кроме того, представители интернет-отрасли предложили свой вариант закона OPEN (Online

Protection and Enforcement of Digital Trade Act) . Всё это привело к тому, что законопроекты были признаны неудачными, а их рассмотрение отложили на неопределённый срок.

Нидерланды

Антипиратский закон в Нидерландах - один из самых лояльных по отношению к пользователям интернета, но при этом один из самых запутанных. Так, загрузка фильмов, музыки или книг в некоммерческих целях признаётся домашним копированием и остаётся в рамках закона, однако за загрузку программного обеспечения полагается наказание. Кроме того, загружать пиратские материалы можно, а распространять их нельзя - следовательно, все торрент-трекеры признаны незаконными, а их пользователи могут понести наказание.

За соблюдение закона в Нидерландах отвечает организация BREIN («мозг» в переводе с голландского) ; их лозунг - «Искусство защиты творчества». BREIN включает в себя представителей записывающей индустрии и кинематографистов. Одно их последних выступлений организации - дело против The Pirate Bay; суд обязал интернет-провайдеров страны закрыть доступ к крупнейшему торрент-трекеру мира, однако крупнейшие игроки на рынке XS4ALL и Ziggo подали апелляцию. BREIN часто подвергается критике и обвинениям в нарушениях частной жизни, так как является частной организацией и не может принимать участие в расследованиях случаев пиратства.

Япония

В октябре 2012 года в Японии вступил в силу антипиратский закон, который почти сразу и заслуженно окрестили драконовским, - за загрузку или распространение пиратских материалов пользователи могли получить до двух лет тюрьмы или 1 млн иен штрафа (или и то и другое) . Закон вступает в силу в том случае, если пользователь знал, что контент нелегальный, и загрузил его намеренно. Из-за того, что в законопроекте были прописаны не все детали, под наказание попадал даже просмотр видео на YouTube.

2 года тюремного заключения или штраф до 1 млн иен

Закон был принят крайне неодобрительно (вплоть до ставших традиционными хакерских атак на правительственные сайты) , вследствие чего правительство Японии поспешило выступить с заявлением, что

применяться закон будет крайне осторожно, как и любые уголовные наказания в адрес простых граждан. Это оказалось правдой: за три месяца действия закона по нему не был осуждён ни один человек, а к марту 2013 года их было 27. Что касается продаж музыки, то, согласно данным ассоциации звукозаписывающей индустрии Японии, их показатели упали на 30% по сравнению с прошлым годом.

Неправомерные действия на море носят характер пиратства, морского разбоя или морского терроризма. Пиратство относится к числу самых древних видов преступлений, по¬сягающих на интересы всех государств при использовании ими морских пространств. В соответствии со ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый в личных целях экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого лета¬тельного аппарата, направленный в открытом море или в ином месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства против другого судна или летательного аппарата, а также против лиц или имущества, находящихся на борту. Пиратством является также любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата в целях пират-ства, а также подстрекательство и пособничество в совершении указанных действий.
Современное международное право рассматривает пиратство в качестве уголовного преступления международного характера, направленного против осуществления свободы судоходства как составной части свободы открытого моря.
Помимо пиратства (морского разбоя) серьезную угрозу безопасности мо¬реплавания представляет также морской терроризм. По методикам и спо-собам осуществления эти преступления похожи. Разница в целях нападения для пиратов (морских грабителей) главное — личная нажива, а целью морских террористов является захват судна и заложников с последующим шантажом запугиванием властей и попытками принуждения их к выполнению своих, как правило, политических целей.
Террористические акции на море могут быть проведены с целью:
— подрыва морского туристического бизнеса, одного из самых прибыльных для высокоразвитых стран;
— нанесения ущерба международным перевозкам сырья;
— нападения на нефтяные платформы для воздействия на общественное мнение угрозой экологической катастрофы;
— вывода из строя важнейших судоходных путей, имеющих международное значение — Суэцкий, Панамский, Кильский каналы, Гибралтарский пролив, Босфор и т.д.).
Очевидно, что эффективная борьба с пиратством (морским разбоем) возможна только на основе тесного международного сотрудничества. В соответствии с Конвенцией ООН, все государства в максимально возможной степени обязаны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны. В октябре 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты был создан Региональный центр по проблеме пиратства, ко¬торый затем переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства (морского разбоя). Он осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания пре¬ступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о фактах нападений и занимается организацией помощи потерпевшим судам.
В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти страны постоянно проводят морские учения по борьбе с морскими грабителями.
В конце 2005 года представители Японии, Сингапура, Камбоджи и Ла-оса подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии». Вскоре к нему присоединятся Китай, Южная Корея, Индия, Шри-Ланка и Бангладеш.
Наиболее эффективным средством борьбы с пиратством служат Военно-Морские силы. Однако за последнее пятнадцать лет российский ВМФ практически свернул свое присутствие в районе Юго-Восточной Азии и не участвует в борьбе с пиратством. При этом ВМС США и Великобритании сократили количество своих боевых походов в этот регион на 50%.
Российские военные корабли прекратили выполнять и традиционную задачу по охране наших рыболовных траулеров в районах их традиционных промыслов. Неоднократно обсуждались проекты формирования международных антипиратских военно-морских отрядов. Но все эти планы сталкивались с негативным отношением большинства прибрежных государств, которые опасаются появления иностранных военных кораблей в своих территориальных водах на постоянной основе больше, чем пиратских набегов. По мнению экспертов, другим вариантом решения проблемы могло бы стать вооружение команд коммерческих судов. Но сегодня к такой мере прибегли только немногие судовладельцы.
Считается, что если на борту гражданского транспорта будет даже только небольшое количество автоматического стрелкового оружия, то на пиратских катерах немедленно появятся еще более мощные противокорабельные ракетные комплексы. И это приведет лишь к обострению и без того сложной ситуации на морских путях.