Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Идеальный инструмент. Компьютер в школе: за и против

Идеальный инструмент. Компьютер в школе: за и против

Компьютер детям не игрушка.

А учебник и тренажер - примерно так можно продолжить написанную в заголовке фразу. В самом деле – не собираетесь же вы, уважаемые мамы и папы, китайской стеной отгородить свое чадо от достижений современной цивилизации, к коим относится и компьютер. Только использовать это достижение надо исключительно в педагогических целях, то есть с умом и под строгим родительским контролем. Иначе компьютер ребенку будет во вред.

Речь, кстати, идет и о компьютерных играх . Ребенок познает окружающий его мир в игре. Потому нет ничего удивительного и страшного в том, что его так и тянет поиграть на компьютере. Задача родителей – использовать эту тягу во благо интеллектуальному развитию своего чада и не при этом не нанести непоправимый вред его здоровью и психике. Так давайте же взвесим все «за» и «против».

Аргументы против компьютерных игр просты . Во-первых , они отнимают драгоценное время, которое лучше провести с книжкой в руках или на свежем воздухе. Во-вторых, разные стрелялки и пугалки развивают агрессивность. Увлекшийся ими подросток часто проявляет немотивированную жестокость, перестает различать грань добра и зла, ну, а уж о психологической зависимости от компьютера, когда за ним проводят день и ночь – сутки прочь – писано-переписано, а число таких зависимых не уменьшается. В-третьих, сидение за компьютером прибавляет работы офтальмологам. И не только им – о вреде компьютерных бдений твердят педиатры, психиатры и невропатологи.

Аргументы за . Вред получается, если не соблюдать меру. Если же работать за компьютером по правилам, польза будет громадная. Компьютерные «игрушки» развивают логику, находчивость, нестандартное мышление. Благодаря компьютеру ребенок открывает в себе новые качества, учится творчески мыслить. Компьютер сейчас все активнее используется для подготовки ребенка к школе. Он развивает способность к анализу, внимание, зрительную память, с его помощью можно научить ребенка читать и писать, рисовать, считать и т.д.

Компьютерные игры и программы устроены так, что ребенок поневоле вынужден корректировать свои действия в зависимости от ситуации . Благодаря компьютерным играм ребенок получает обобщенное представление о похожих ситуациях или предметах. Таким образом, он учится обобщать и классифицировать, начинает мыслить без опоры на внешние предметы. А это уже умение читать «про себя» и считать в уме. Достижения же детей в компьютерных играх тут же оцениваются сверстниками, что повышает самооценку и прибавляет уверенности.

И, наконец, упражняясь с клавиатурой и мышкой, ребенок развивают мелкую моторику и координирует деятельность глаз и рук. Одновременно развивается усидчивость. На компьютере малыш занимается с удовольствием, ведь компьютерные игры ни один ребенок не будет воспринимать как занятие.

Но, как мы уже сказали, здесь важно не переборщить . Прислушайтесь к советам врачей, и вы сразу поймете, как играть на компьютере. 5-6-летний малыш может провести за компьютером не более 10-15 минут. После чего надо отдохнуть. Если у ребенка проблемы со зрением, работать на компьютере он должен только в очках. Позаботьтесь о хорошем освещении рабочего места. Свет не должен падать на экран и светить прямо в глаза. Расстояние от детских глаз до монитора должно составлять не менее 50-70 см.

Кисти рук должны быть на уровне локтей, а запястья – на краю стола (на опорной планке). Не забывайте о прогулках, занятиях спортом. Ни в коем случае не разрешайте ребенку есть и пить за компьютером. После занятий умойте ребенка прохладной водой или протрите ему лицо влажной салфеткой.

Во что играть. Игры надо выбирать с поправкой на детское восприятие. Легче всего дети воспринимают крупное цветное неподвижное изображение со звуком. С самыми маленькими можно спокойно рассматривать на компьютере фотографии и картинки в сопровождении дикторского текста. При рисовании на компьютере ребенок очень сильно напрягает зрение. А значит, напрягается и сам. То же самое можно сказать и о чтении с экрана текста. Вредны: движущееся на высокой скорости изображение и мелкие детали.

Ну, а чтобы не попасть впросак, правильно выбрать игру и не ударить перед детьми в грязь лицом , родителям не худо бы разбираться в том, какие бывают компьютерные игры и что обозначает название их жанра. Адвентурные (приключенческие) обычно оформляются как мультфильм, сидящий за компьютером может управлять действием. Возникающие проблемы решаются при помощи находок – предметов, которые находит персонаж, преодолевая разные уровни игры. Здесь важен баланс между сложностью возникающих задач и возможностями ребенка. Если задачи будут слишком простыми – игра слишком быстро закончится, ребенок не получит удовлетворения от преодоления препятствий. Если, наоборот, все слишком сложно – малыш потеряет к игре интерес.

Стратегия предполагает управление . Войсками, заводами, полезными ископаемыми – не так важно, важно, что одновременно надо что-то планировать и следить за текущей ситуацией. Цель – набрать очки или что-то завоевать. Эти достаточно сложные игры развивают усидчивость, тренируют мышление на перспективу.

Аркадные игры дробятся по уровням , наградой и целью является переход к следующему эпизоду или миссии. Здесь игрок набирает очки и бонусы (например, жизни) за нахождение секретных дверей, быстроту прохождения и т.д. В подобных играх тренируется глазомер, внимание, скорость реакции. Но дошкольникам их можно порекомендовать только в том случае, если родители будут следить за временем. Ролевые игры предполагают множество персонажей, у каждого из которых – своя роль. Совместными усилиями герои должны отыскать клад, сокровище или узнать заклинание. А по пути к цели надо одолеть вредителей и преодолеть массу препятствий. Ребенок должен научиться правильно использовать персонажей.

3D-Action – это затюканные и заигранные всеми вопилки-стрелялки-убивалки . Спецэффекты, трехмерная графика создают эффект присутствия, что в принципе для неокрепшей детской психики опасно. Ничего нового ребенок из них не узнает, разве что разовьет моторику рук. Но, честное слово, развивать моторику можно и менее затратными для психики и здоровья методами. В общем, пользы от них немного, зато вред очевиден. В том числе и с точки зрения морали.

Логические игры – это головоломки . Главное, чтобы они были доступны для ребенка. Здесь вам и задачки на перестановку фигур, и составление рисунка, и решение каких-то несложных головоломок по типу «найди лишнего». С их помощью и обучают детей счету, чтению, письму и другим премудростям. А заодно и тренируют логическое мышление, память, моторику и прочие качества, необходимые в этой жизни.

Симуляторы обычно поясняют , что же такое они симулируют, или имитируют. Это могут быть имитаторы парусных или современных кораблей, машин, космических кораблей, самолетов, вертолетов, да чего пожелаете. Желание ребенка самому посидеть за рулем и поуправлять сложным механизмом компании-производители научились учитывать на «отлично». Что хорошо, ответные реакции получаются практически такими же, как и в реальности. Соблюдаются даже мельчайшие детали. И ребенок мало-помалу начинает понимать: резко крутанул руль – машина завертелась на месте, если хочешь повернуть вправо, то туда же и руль крути, но не забудь вовремя его вернуть в прежнее положение. Быстрота реакции – вот что такие игры воспитывают. Неплохо, правда?

Выводы? Простые . Жанр игры надо выбирать в соответствии с темпераментом и возможностями ребенка. Кому-то подходят спокойные игры, кому-то – динамические. Делайте упор на исследовательское содержание, развивающую составляющую. В ходе игры малыш должен проявлять инициативу, пытаться разрешить возникающие проблемы, анализировать ситуацию, делать выводы. Строго следите за временем. Регламент прежде всего! И учтите: чем активней и напряженней ритм игры, тем меньше времени она должна длиться. Но нельзя прерывать игру до того, как ребенок завершит эпизод. Пословицу «кончил дело – гуляй смело» еще никто не отменял. Кроме того, ребенок должен встать из-за компьютера с сознанием успешно выполненного задания.

Ненавязчиво, но упорно доводите до сведения и сознания малыша: компьютер – это хорошо, но не в ущерб другим занятиям: сну, еде, прогулкам, спорту , чтению книг и т.д. Чем тверже это будет усвоено, тем спокойнее вы будете, когда ребенок вырастет и взрослые уже не смогут его контролировать от и до. И – самое главное: компьютер и общение с его помощью играют только вспомогательную роль. Реальный мир куда сложнее виртуальной реальности. Поэтому не забывайте знакомить малыша с реальным миром, пусть малыш активно общается со сверстниками, а компьютер будет лишь одним из его увлечений.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.

В работах Л.А. Венгера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация , которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания , то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или "про себя". Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет

Однако чудо совершаемое, компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер , так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала , что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов .

Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные . Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке , но и надеяться, что они пройдут сами собой тоже не следует.

Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание . Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе .

И так компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка , но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье . При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе.Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие от компьютера.

И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления , помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Т.Козак

статья взята с сайта http://baby.com.ua

Классный час: "Компьютер в жизни школьника: «за» и «против»"

Цели:

1. Познакомить с историей появления компьютеров.

2. Обсудить с ребятами пользу от использования компьютеров в жизни людей и вред, наносимый здоровью.

3. Познакомить с приёмами, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

4. Развитие мышления, памяти, внимания.

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Презентация.

3. Памятки для детей "Берегите зрение", "Гимнастика для глаз", подготовленные с помощью компьютера.

Структура урока здоровья:

1. Организационный момент.

2. История происхождения компьютера.

3. "Дискуссионные качели".

6. Оборудование рабочего места.

7. Знакомство с «золотыми правилами» работы с компьютером.

8. Выводы.

Используемая литература:

1. Жуйков Е. А. , Леонова Л. Н. «Школьник за компьютером» Москва 2007 г;

2. ;

3. ;

5. .

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель: Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные "трубят" о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на уроке здоровья мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг?

2. "История происхождения компьютера".

Во время рассказа учитель демонстрирует слайды.

Слайд 2: С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

Слайд 3: Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе "пыль" или "мелкий песок".

На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

Слайд 4: Постепенно "вычислительные машины" усовершенствовались.

Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся "бусы" натянули на рамку. Получились счёты. Только на современных счётах, которыми иногда пользуются и сейчас, металлические спицы.

Слайд 5: В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Она выполняла любые арифметические действия. Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру Первому великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

Слайд 6: В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ. Слово "компьютер" произошло от латинского слова, означающего "считать, вычислять". Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

Слайд 7: Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.

Учитель: Несомненно, компьютер значительно облегчил жизнь людей. Вот и сейчас во время

рассказа ребят мы пользовались компьютером. Было очень удобно и зрелищно. Но

послушайте ребят, которые просто заболели благодаря компьютеру.

3. "Дискуссионные качели".

Класс делится на две команды. Капитанам команд выдаются карточки со словами: "за" или "против".

Участники команд становятся друг против друга, перекидывают большой надувной мяч, изображая "качели" и называют слова "за" и "против". Два подготовленных ученика вписывают в таблицу на компьютере, а результаты демонстрируются на экране.

Аргументы "За" использование компьютера:

Материал при подготовке к урокам

Полезная информация

Обучающие программы

Сочинение музыки, стихов

Почта, общение по Интернету

Библиотека на дому

Медицинское обследование

Игры

Покупки, информация по Интернету

Игры в шахматы

Рисование, т.д.

"Против"

Ухудшение зрения

Искривление осанки

Избегание живого общения

Не знаком с настоящей библиотекой

Вредное излучение

Множество агрессивных игр

Ошибочная информация

Ошибки в вычислениях

Сбой машины, т.д.

Учитель: Какие выводы можно сделать по этой таблице?

Выслушивается мнение детей.

Учитель: Верно, нашу жизнь невозможно представить без компьютера.

Сегодня на уроке здоровья мы подробнее обсудим три строчки таблицы: вред зрению, искривление осанки и боязнь живого общения.

4. Знакомство с упражнениями для зрения.

Детям раздают Памятку "Гимнастика для глаз".

а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (Повторить 4–5 раз).

в) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. (4–5 раз)

г) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1–6. (1–2 раза)

д) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

е) Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. (3 раза)

5. Знакомство с упражнениями для осанки.

Упражнения за компьютером

а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.

б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.

в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.

г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.

д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.

е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.

ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны.

6. Оборудование рабочего места.

    Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

    Стул обязательно должен быть с твёрдой спинкой.

    Сидеть за монитором ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см.

    Стол, на котором стоит монитор, следует поставить в хорошо освещённое место, но так, чтоб на экране не было бликов.

    Для увлажнения воздуха в комнате рекомендовано ставить аквариум.

7. «Золотые правила» при работе за компьютером.

Итак, мы сели работать за компьютер. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья. Но… даже самое современное оборудование не поможет избежать заболеваний, если использовать его неправильно.

Но есть неформальный «Свод золотых правил», который поможет предотвратить заболевания, а от работы за компьютером получить максимум удовольствия.

Сразу нужно оговориться, что эти правила не помогут, если не выполнять их в системе всем членам семьи.

Следуя простым советам инструкции правильной посадки за компьютером можно предотвратить появление и развитие нарушений здоровья.

    Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть общая, танцевальная, для глаз. Выучить разминки несложно, сложнее контролировать их самостоятельное применение.

    Правило второе: когда работаешь – сиди расслабленно.

    Правило третье: чаще меняй позу, делай перерыв в работе. Временные рамки работы за компьютером колеблются в зависимости от возраста ребенка. Кроме того, от долгого сидения за компьютером возникает так называемый грудной синдром.

    Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к появлению заболевания, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации рабочего места и режима работы, в частности делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для рук.

    Правило пятое: заботься о зрении при работе за компьютером. Ухудшение зрения у детей нарастает от 4% в 1 классе до 25% на выходе из школы. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Рабочее место должно быть достаточно освещено. Нужен хороший монитор, правильная его настройка и использование качественных программ. Специальное питание для глаз. Гимнастика, разминки для глаз.

    Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку.

8. Выводы.

Учитель: Урок здоровья подходит к концу. Наши "Дискуссионные качели" скоро остановятся. Какие выводы вы сделали для себя, ребята?

Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу и произносят по одному короткому предложению:

Компьютер – необходим в современной жизни.

Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.

Обязательно позаботься о своём зрении.

Нужно "дружить" с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.

Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Учитель: Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Самоанализ воспитательного мероприятия

    Тема воспитательного мероприятия была выбрана и предложена студенткой-практиканткой и согласованна с классным руководителем в период прохождения практики с 11.02.2013. по 6.04.2013. в МОУ СОШ № 4 г. Ртищево. Именно эта тема показалась нам наиболее подходящей для учащихся 5 класса, потому как она более полно показывает место компьютера в жизни школьника. Данная тема полностью соответствует интересам и уровню развития классного коллектива, а также возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

    Цели воспитательного мероприятия сформулированы четко и лаконично. Они полностью соответствуют общей концепции, целям и задачам плана воспитательной работы школы и плана воспитательной работы классных руководителей, ввиду того, что в данной школе и в данном классе.

2.1. Реализация воспитательных целей мероприятия прошла успешно. Воспитательная ценность мероприятия несомненна. В ходе мероприятия формируются такие компоненты личностной культуры личности как: развитие личности, культура поведения, культура общения, тактичность, культура выражения мыслей и эмоций, уважение к труду, коллективизм.

2.2.Реализация развивающих целей мероприятия прошла успешно. Было обеспечено развитие мышления, внимания, памяти, восприятия учащихся, обеспечены речевая активность и развитие творческих сил и способностей личности.

2.3.Реализация образовательных целей мероприятия прошла успешно. Происходили систематизация и обобщение уже известных учащимся знаний. Ими были получены новые знания о вреде и пользе использования компьютера в повседневной жизни.

    Выбор содержания воспитательного мероприятия был вполне обоснован. Считаю, что степень новизны материала находилась на приемлемом уровне. И хотя нового материала было не совсем много, его актуальность и привлекательность для школьников несомненна. Студентка-практикантка использовала дополнительную методическую литературу при подготовке, а также использовала сеть интернет.

    В рамках подготовительного этапа деятельность организатора была эффективной и упорядоченной. В подготовке к уроку была задействована только студентка-практикантка, которой, однако, удалось в подготовительный период вызвать у учащихся интерес, понимание значимости предстоящей работы, а также сформировать к ней положительное отношение.

    Практическая реализация урока прошла успешно. Было обеспечено своевременное (запланированное) начало всех этапов данного мероприятия. Время, отведенное на его проведение было использовано максимально рационально.

    Методика проведения традиционна. Коллективная работа сочеталась с индивидуальной (хотя индивидуальной было сравнительно меньше), учащиеся проявляли активность и эмоциональность в ходе данного урока, ребята работали очень слаженно, взаимодействие между ними проходило успешно.

    Результативность данного урока находится, на мой взгляд, на высоком уровне. Поставленные цели были решены довольно успешно. Взаимоотношения учащихся и студентки-практикантки, возникшие в ходе урока можно считать доверительными.

    Думаю, что коммуникативная и организаторская грамотность студентки проявились на высоком уровне в ходе данного мероприятия. Мне удалось организовать и настроить на активную работу и открытое общение всех учащихся. Ребята активно отвечали на вопросы учителя,каждому хотелось внести личное мнение при ответе на заданные вопросы.

    В ходе урока значительных недостатков выявлено не было.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияние компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье - сберегающих технологий.

С тех пор, как ребенок впервые сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течении длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно - эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен.

Так вопрос: компьютер: вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997года выпуска, что соответствует уровню Pentium 2. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10 - 15минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2раза в неделю.(Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)