Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Азы информатики. Выходим в интернет

Азы информатики. Выходим в интернет

Азы информатики. Работаем с информацией. Книга для учителя. 5 класс. Дуванов А.А.

СПб.: 2004 - 208 с.

Книга продолжает курс "Азы информатики", состоящий из восьми учебно-методических комплектов, и посвящена ключевой теме школьного курса информатики и информационных технологий. Рассматриваются виды информации и формы ее представления, алгоритмы обработки, способы хранения и передачи. Освещены вопросы измерения, структурирования, кодирования и защиты информации, а также поиска и передачи информации в Интернете. Даны необходимые учителю методические рекомендации, описаны современные формы контроля знаний, представлены дополнительные материалы по темам. Книга будет полезна не только учителям, но и всем читателям, самостоятельно осваивающим курс, в том числе учащимся и их родителям. Для учителей и учащихся средних общеобразовательных школ.

Формат: pdf

Размер: 3,3 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com

Содержание
О курсе «Азы информатики» 7
Это практический курс концептуальной информатики для начинающих 7
Тематический план курса 7
«Азы информатики» для школы 10
«Азы информатики» для самообразования 10
Задачи курса 11
Форма изложения 11
Структура книг 12
Электронные учебники 15
Сетевая поддержка 16
Истоки 16
Благодарности 16
Тема 2. Работаем с информацией 18
Введение 18
Краткое содержание уроков 22
Урок 1. Что такое информация 25
Определение информации 25
Клавиатурные навыки 26
Ответы на вопросы 26
Ответы на вопросы «Практикума» 28
Зачётный класс (ответы) 29
Урок 2. Как получить информацию 33
Информатика - абстрактная наука 33
Как получить информацию 33
Ответы на вопросы 35
Ответы на задания «Практикума» 41
Ответы на вопросы «Практикума» 41
Зачётный класс (ответы) 42
Урок 3. Что можно делать с информацией 45
Поход за информацией 45
Ответы на вопросы 51
Ответы на вопросы «Практикума» 54
Зачётный класс (ответы) 59
Урок 4. Хранение информации 63
Информационные компьютерные носители 63
Ответы на вопросы 67
Ответы на вопросы «Практикума» 72
Зачётный класс (ответы) 73
Урок 5. Хранить, чтобы искать 77
Структурирование информации 77
Ответы на вопросы 85
Решение двух задач из домашнего задания варианта 3 90
Ответы на вопросы «Практикума» 92
Зачётный класс (ответы) 92
Урок 6. Передача информации 99
История связи 99
Игры в передачу информации 100
Ответы на вопросы 100
Вопросы и задания «Практикума» 104
Зачётный класс (ответы) 107
Урок 7. Искажения при передаче 113
Испорченный телефон 113
Картинки по телефону 113
Код Листика 114
Игра в кодирование по методу Листика 115
Ответы на вопросы 115
Зачётный класс (ответы) 118
Урок 8. Обработка информации 121
Схема обработки информации 121
Ответы на вопросы 124
Зачётный класс (ответы) 128
Урок 9. Алгоритмы обработки информации 131
Алгоритмы и программы 131
Малыш 133
Работа с буфером обмена 137
Выполнение заданий «Практикума» 138
Ответы на вопросы 140
Зачётный класс (ответы) 144
Урок 10. Кодирование информации 149
Двоичное кодирование и физика ЭВМ 149
Почему четыре знака 150
Нельзя ли уплотнить код Листика 150
Трёхсимвольный код Морзе 151
«Практикум», «Зачётный класс», игры 151
Кодирование и шифрование 152
Ответы на вопросы 152
Зачётный класс (ответы) 154
Урок 11. Шифрованные сообщения 157
Современная криптография 157
Методические замечания 158
Ответы на вопросы 159
Практикум (ответы) 160
Зачётный класс (ответы) 162
Урок 12. Что там у компьютера внутри 167
Первые компьютеры 167
Методические замечания 169
Ответы на вопросы 170
Зачётный класс (ответы) 175
Урок 13. Информационные объекты 177
Методология программирования 177
Структурное программирование 178
Объектное программирование 178
Методические замечания 180
Ответы на вопросы 183
Зачётный класс (ответы) 185
Урок 14. Контрольная работа 191
Заключительный конкурс 191
Перекрёстная проверка 197

О курсе «Азы информатики»
Это практический курс концептуальной информатики для начинающих
«Азы информатики» - это курс информатики для начинающих. Он рассчитан на 5 лет школьного обучения, начиная с пятого класса общеобразовательной школы. Автор курса - А. А. Дуванов.
Сохраняя методические идеи классической «Роботландии», новый курс предлагает школьнику и педагогу современные средства для реализации педагогической задачи, делает обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым.
Основной методический приём курса - формирование концептуальных основ информатики через практические задачи, решаемые на компьютере.
Тематический план курса
Книги курса (отдельно для ученика и отдельно для учителя) объединяют восемь тем.
Подробный тематический план приводится в первой книге «Азы информатики. Знакомимся с компьютером».

Инструкция

Далее овладейте навыками формализации, структурирования и измерения информации. Постарайтесь развивать в себе логический и алгоритмический мышления. Это поможет вам в решении конкретных задач. Операции поиска, хранения и обработки информации крайне необходимы. Постарайтесь изучить закономерности данных процессов и используйте их в дальнейшей работе.

Ознакомьтесь с устройством персонального компьютера (ПК), с теми задачами, которые можно выполнить на компьютере. Освойте простейшие программы для работы с информацией на ПК (Word, Excel и т. п.).

Переходите от большого к малому. Будьте методичны в изучении предмета и начинайте с самых базовых аспектов. Например, изучение любого программирования начинается с понятия «алгоритма» и навыков блок-схемы, а работа с Microsoft Word начинается с редактирования текста и создания заголовков.

Используйте литературу. Правильно выбранная выполнит за вас обе вышеуказанные задачи: материал в ней будет представлен системно и последовательно, согласно возрастанию сложности. При этом, старайтесь подбирать издание, максимально подходящее вашему уровню : в противном случае может оказаться, что весь представленный материал вами уже изучен самостоятельно. Если у вас есть постоянный доступ в интернет, то оптимальным станет сайт, посвященный нужному вам разделу информатики. Там вы наверняка сможете найти массу советов и уроков, в сумме превышающих объем любого печатного издания.

Ставьте себе практические задачи. Материал можно считать выученным только тогда, когда вы смогли сделать что-то полезное на его основе. Поэтому, досконально изучив ту или иную тему, придумайте себе одну-две «лабораторные работы» с использованием нового приема. При этом, старайтесь сформулировать задание максимально нестандартно, чтобы решение не было простым дублированием изученного – например, можете комбинировать несколько последних тем. (Идеальным вариантом будет, опять же, использование -методички с приложенными заданиями на закрепление).

Видео по теме

Популярный ныне термин «информатика» на этапе становления вычислительной техники использовался как синоним словосочетания «наука вычислять». Им обозначали специальную дисциплину, которая была призвана оптимизировать работу с данными, использовавшимися в первых электронно-вычислительных машинах. Со временем информатика превратилась не только в науку, но и стала отраслью экономики.

Что такое информатика

Термин « » имеет французские корни, он происходит от сочетания слов «информация» и «автоматика». Назначение данной дисциплины, таким образом, состоит в совмещении принципов, на основе которых работают информационные системы, с теми преимуществами, которые предоставляют пользователям автоматизированные комплексы, предназначенные для обработки данных. Коротко суть информатики можно выразить так: это автоматизация информационных процессов.

Современная информатика представляет собой отдельную отрасль научного знания, в центре рассмотрения которой находятся вопросы, связанные с получением, сохранением, поиском, переработкой и распространением самой разной информации. Появление информатики прямым образом связано со становлением нового, информационного общества, постепенно приходящего на смену обществу индустриальному.

Решать стоящие перед информатикой задачи помогает современная компьютерная техника. Мощные аппаратно-программные комплексы бытового и производственного назначения широко используются для накопления, обработки и последующего сохранения данных. С помощью вычислительной техники специалисты осуществляют инженерные, конструкторские и экономические расчеты.

Где применяется информатика

Сфера применения информатики необычайно широка. Эта наука востребована в самых разных сферах деятельности: от работы секретаря или библиотекаря, до деятельности крупных проектно-конструкторских организаций. Положенные в основу информатики принципы с успехом применяются в быту и социальной сфере, в фундаментальных и прикладных науках, в промышленном производстве и экономике.

Сбор и анализ информации представляет собой один из этапов любой познавательной деятельности. Нужные сведения требуются при составлении маршрута туристической поездки, при планировании расходов и приготовлении пищи. Не обходятся без информации специалисты в области менеджмента и . Особое значение организованные в систему данные и сведения имеют в научно-практической деятельности.

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в научно обоснованных принципах работы с информационными потоками. Разработками в этой области как раз и занимается информатика. Знание правил и законов информатики облегчает обслуживание вычислительной техники, помогает грамотно выстраивать работу с компьютером, без которого уже не обходятся ни образовательные учреждения, ни промышленные предприятия.

Совет 4: Какие предметы изучают на специальности "Финансы"

Чтобы стать специалистом своего дела, следует иметь необходимый перечень умений и знаний о сущности своей работы. Весь этот конструктивный набор со временем подкрепляется ассортиментом навыков и «шлифуется» полученным опытом. Но перед практическим применением своих способностей, следует процесс теоретического освоения будущей профессии.

Инструкция

Студенты первого курса, поступившие на специальность «Финансы», изучают перечень стандартных, влияющих на всестороннее развитие личности предметов. К таким относятся: концепция современного естествознания, русский язык и культура речи, экономическая математика, информатика, экономическая теория, введение в специальность, математические методы моделирования, иностранный язык, школы экономических учений. Цель этих предметов – подкрепить и пополнить знания, полученные в школе, ввести студента в курс, что из себя представляет экономика, рассказать об экономической истории и главных ее деятелях и подготовить «фундамент» для новых знаний.

Второй курс по своей структуре насыщеннее. Все меньше предметов, напоминающих школьные годы, все больше тех, которые затягивают в самую глубину будущей профессии. Это мировая география, международные экономические отношения, бюджетные отношения, финансовое право, философия, политология, социология, эконометрика. Задача этих предметов – сообщить студентам, что творится в мире, как построена политика, на чем держится власть, расширить границы , информировать о международном положении страны, об основных инструментах экономики на макроуровне, научить рассчитывать базовые экономические задачи.

Следующий курс включает в себя статистику, финансы, финансы предприятий, ДКБ, БЖД, налоги, бухгалтерский учет, основы аудита. Эти дисциплины прививают будущим специалистам необходимые навыки. После их изучения считается, что у студента уже имеется неполное высшее образование, и он вполне пригоден для практического применения полученных знаний. По одному из предметов курсовая работа, для более детального его изучения. Подводя итоги третьего курса, учащийся проходит практику в или коммерческой организации. После прохождения, на основании полученных умений пишет отчет, содержащий информацию о месте прохождения практики, информацию о деятельности, необходимые расчеты. Согласно общепринятым стандартам, оформляет и защищает в открытой форме у своего научного руководителя.

Последние годы обучения - наиболее важные. Дисциплины, изучаемые в этот период, напрямую связаны со специальностью и понадобятся при работе по профессии. Это такие предметы как рынок ценных бумаг, инвестиции, финансовое прогнозирование, международные валютные рынки, страхование, финансы некоммерческих организаций, законодательство, структура центрального банка, фонды денежных средств, финансовый менеджмент.

В современном мире изучение данного предмета в школе является уже необходимостью, ведь компьютеризация проникла уже практически во все сферы жизнедеятельности человека. Вот почему знание хотя бы основ компьютерной грамотности позволит детям чувствовать себя уверенно в наше время.

Изучать информатику онлайн вы можете, зайдя на наш сайт, который содержит практически все темы по информатике, составляющих школьную программу, в видеоформате. Поэтому, располагая достаточным временем, компьютером и доступом в Сеть, вы можете обратиться к видеоурокам и разобрать нужную тему.

Дисциплина строится на принципах и методах обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютера и компьютерных сетей. Одним из приоритетных направлений в современном преподавании информатики в школе является направление «Глобальная сеть Интернет». Данный факт обуславливается популяризацией интернет-коммуникаций и общей информатизацией общества.

Программа по информатике

Уроки информатики в формате видео, представленные на нашем портале, помогут ребенку в освоении школьного курса по данному предмету. Во всех школах изучение начал информатики начинается в 5 классе, где рассказывается, как устроен компьютер, как им пользоваться, ребенок также знакомится с наиболее распространенными компьютерными программами. В разделе информатики 5 класса вы сможете найти интересные видеоуроки по всем этим темам. Информатика 6 класса знакомит школьников с основами программирования, что способствует развитию логического мышления у ребенка, этому также помогает изучение теоретических вопросов о формах мышления. Изучение программирования, в частности, на языке Basic, продолжается также и в следующем классе. На нашем сайте в доступной форме объясняются все нюансы этих непростых вопросов, которые изложены в видеоуроках по информатике 7 класса . В 8 классе школьники узнают о таких понятиях, как информационные модели, изучают архитектуру компьютера, узнают, что такое алгоритмы , знакомятся с их свойствами. Все это вы тоже можете найти на нашем портале в разделе информатике 8 класса .

Далее на уроках информатики начинается детальное изучение компьютерной графики, компьютерной анимации, средств и технологий обработки числовой информации, а также трехмерного моделирования и технологий хранения информации, в том числе баз данных. Эти сложные темы могут быть непонятны школьнику с первого раза, именно поэтому на сайте сайт представлены видеоуроки по информатике 9 класса в простой и наглядной форме изложения. С каждым классом курс становится все сложнее: на уроках по информатике 10 класса школьники будут осваивать понятия моделирования живой и неживой природы, логико-математические модели, а также информационную деятельность человека с использованием в ней компьютерных технологий. На уроках информатики 11 класса школьники продолжают изучение вопросов информационной деятельности человека, а еще повторяют и углубляют свои познания, касающиеся особенностей операционных систем и программного обеспечения..

ГИА по информатике является необязательным экзаменом для учеников 9 класса. Экзамен состоит из трёх частей: части А (подразумевает выбор правильного ответа), части B(подразумевает краткий ответ на вопрос) и части С (подразумевает развёрнутое решение). При сдаче экзамена по данной дисциплине ученик должен сообщить, на каком языке программирования он будет выполнять задание С. Эта часть выполняется при помощи компьютера. Чтобы успешно сдать ГИА по информатике, нужно готовиться систематически и подойти к процессу изучения материала серьёзно, используя учебники, лекции и конспекты, а также проверочные материалы по всем темам курса, решать диагностические и тренировочные контрольные.

В процессе изучения тем в рамках программы по информатике важна не только теоритическая составляющая, но и практический компонент. Потому что информационные технологии и процессы невозможно полностью осмыслить и понять, изучив лишь только теорию - как правило, навык приобретается на практике. Грамотное использование компьютера способно превратить невероятно сложную задачу в простейший алгоритм действий и тем самым упростить имеющуюся задачу.

Курс начальной информатики призван расширить кругозор младшеклассников, развить мыслительный процесс и познакомить с базовыми понятиями предмета.

При преподавании информатики в школе в старших классах должны достигаться следующие цели:

1. Приобретение навыков работы со средствами информационно-коммуникационных технологий.

2. Знакомство с различными видами информации и умение работать с ними при помощи ПК.

3. Выполнение и разработка проектов разной сложности.

4. Получение основополагающих теоретических знаний.

5. Развитие творческих способностей.

Роль компьютерных технологий в жизни человека растет с каждым днем. И на данный момент ПК применяется практически во всех сферах нашей повседневности. XXI век - эпоха глобальной информатизации общества, поэтому залогом успешной профессиональной деятельности любого человека является компьютерная грамотность. Следовательно, важно, чтобы школьник, изучая информатику в школе, в полной мере овладел основами компьютерной грамотности.

Изучать материал и повторять знания вы сможете с помощью нашего ресурса. Здесь содержится большое количество материалов, которые помогут изучить самостоятельно информатику онлайн.

06.11.2010, 13:32

Автор книги — Дуванов Александр Александрович.
Руководитель Роботландского университета, старший научный сотрудник негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования “Роботландия+”. Один из авторов ПМК “Роботландия”.

Это практический курс концептуальной информатики для начинающих

“Азы информатики” — это курс информатики для начинающих. Он рассчитан на 5 лет школьного обучения, начиная с пятого класса общеобразовательной школы (хотя стартовать можно и с 3 класса).

Сохраняя методические идеи классической “Роботландии”, новый курс предлагает школьнику и педагогу современные средства для реализации педагогической задачи, делает обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым. Основной методический приём курса — формирование концептуальных основ информатики через практические задачи, решаемые на компьютере.

В новом курсе познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это — в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере.

Тематический план курса

В курсе представлены 8 тем, каждая из которых поддерживается отдельной гипертекстовой книгой.

  1. Знакомство с компьютером
    Современная информатика немыслима без компьютера, как современное строительство без подъемных кранов и другой мощной техники. Книга знакомит начинающего пользователя с основными приемами работы на компьютере.
  2. В мире информации
    Информация как безбрежное море, окружает нас со всех сторон. Мы об этом не думаем, как о том, что у нас есть нос, и он может чихнуть. Книга расскажет о способах хранения, передачи и обработки информации.
  3. Пишем на компьютере
    Вы уже умеете писать на бумаге записки, письма, стихи, сочинения, диктанты… Книга научит вас делать то же самое на компьютере.
  4. Рисуем на компьютере
    Уметь рисовать — это прекрасно! Даже если я не художник — все равно немного рисую… Хотите научиться рисовать на экране компьютера? Книга поможет освоить основные технические приемы.
  5. Выходим в Интернет
    Где больше всего информации? Конечно, в Интернете! Книга расскажет, как устроена эта глобальная компьютерная сеть и научит основным приемам работы с ней.
  6. Алгоритмические этюды
    Без алгоритмов работать с информацией — это все равно, что носить воду решетом! Книга расскажет о том, как составлять, записывать алгоритмы и передавать их на исполнение.
  7. Черные ящики
    Алгоритмы можно не только составлять, но и отгадывать! Например, многие ученые только и делают, что отгадывают алгоритмы, по которым “работает” природа, и получают закон всемирного тяготения или закон плавания тел. Оказывается, у отгадывания есть свои правила и приемы! О них-то и рассказано в этой книге.
  8. Исполнители
    Исполнитель — это тот, кто исполняет алгоритмы. Устройство, среда обитания, аварийные сообщения, система команд исполнителя — обо всем этом рассказано в книге и еще о том, как правильно управлять исполнителем.

Азы информатики для школы

Материал “Азов информатики” рассчитан на 5 лет обучения.

Минимальный возраст, с которого можно приступать к изучению информатики на базе предложенного курса, — 3 класс общеобразовательной школы. Но более правильным представляется старт с 5 класса.

Классы Темы
1-4 классы Пропедевтическое введение в информатику на базе курса “Роботландия”, “Зимние Вечера” или других подобных курсов.
5 класс Знакомимся с компьютером. Работаем с информацией.
6 класс Пишем на компьютере.
7 класс Рисуем на компьютере.
8 класс Выходим в Интернет.
9 класс Составляем алгоритмы. Программируем исполнитель. Конструируем черный ящик.
10-11 классы Профильное обучение на базе книг автора серии “Web-конструирование” или других учебников (работа с базами данных, электронными таблицами, производственное программирование).

Азы информатики для самообразования

Предлагаемый курс подходит для самостоятельных занятий людей (в том числе и взрослых), которые решили освоить азы информатики для пополнения общего образования.

Курс будет полезен и тем, кому предстоит изучение профессиональных пособий, связанных с обработкой информации на компьютере. Алгоритмическая привычка, сформированная курсом, идейные основы компьютерных интерфейсов, многочисленные фактические материалы, разносторонние навыки оптимальной работы, помогут быстро погрузиться в любую профессиональную область, будь то вёрстка текстов, обработка графики, работа в Интернет или ведение бухгалтерской документации.

Истоки

Книга базируется на материалах курса информатики для младших школьников под названием “Роботландия”, основными авторами которого были:

  • Гольцман Михаил Александрович
  • Дроздов Николай Борисович
  • Зайдельман Яков Наумович
  • Первин Юрий Абрамович
  • Русс Александр Артурович (художник)

Тексты старого роботландского курса использованы с модификациями и дополнениями в Читальных залах первой, второй и двух уроках третьей темы “Азов информатики”. Эти истоковые тексты были написаны в начале 90-х следующими “роботландцами” (определить авторство до абзаца порой просто невозможно):

  • Зайдельман Яков Наумович,
  • Первин Юрий Абрамович.

Инструментальное обеспечение

Для работы с гипертекстовой книгой должны быть доступны компьютеры с Windows-95/98/2000 и браузером Internet Explorer версии не ниже четвертой. Эта конфигурация определяет мощность компьютера — не ниже процессора 486/66. Однако, для более комфортной работы, рекомендуется компьютеры на базе Pentium (или их аналогов).

При изучении темы 5 “Выходим в Интернет” требуется:

  • Доступ к электронной почте для отправления и получения учебных писем.
  • Доступ к Web-пространству для проведения ознакомительной (демонстрационной) экскурсии по детским сайтам.

Бумажные версии

Бумажные версии электронных книг публикует газета “Информатика”:

  • “Знакомство с компьютером”: №№ 1, 2/2002
  • “В мире информации”: №№ 5-9, 11, 12, 14-20/2002
  • “Пишем на компьютере”: №№ 31, 35, 36, 38, 41, 42, 44-47/2002
  • “Рисуем на компьютере”: №№ 31/2003, 1, 2, 26, 27/2004

Демо-версия

Демо-версию электронного учебника (6,3 Мб) можно скопировать с адреса:

Покупка курса

В настоящий момент (июнь, 2004 год) готовы первые четыре книги.

Заявки принимаются по адресу: [email protected]

Вы можете отправить заявку прямо сейчас. Заполните форму и нажмите кнопку Послать . Вам будет выслан счет и лицензионное соглашение. После выполнения оплаты продукт высылается бандеролью по почте или копируется покупателем с ftp.

По лицензионному соглашению продукт можно копировать на любое число машин организации-покупателя. Если продукт предназначен для домашнего использования (вариант «для ребенка»), то он устанавливается только на один домашний компьютер.

В зависимости от вариантов установки позиций таблицы, цены автоматически пересчитываются с учетом скидок и оплаты доставки.

Заявка
Знакомство с компьютером (Азы 1) 2.3 MБ
В мире информации (Азы 2) 5 MБ
Пишем на компьютере (Азы 3) 6 MБ
Рисуем на компьютере (Азы 4) 40 MБ
Итого (с доставкой):
Покупатель
E-mail
Покупается для учреждения ребенка
Способ доставки копирование по сети CD-диск 3.5" дискеты
Подписчик «Информатики»
Название учреждения, почтовый адрес
Руководитель учреждения

Другие продукты Роботландии

Информация по другим продуктам и бланк заказа расположены на сайте.

Роботландский университет, г. Переславль-Залесский

«Азы информатики» - это новый гипертекстовый интерактивный курс информатики для детей. Он рассчитан на 5-6 лет школьного обучения, стартовый возраст: третий, четвертый или пятый класс (зависит от уровня развития детей). Автор курса - А.А. Дуванов. Автор надеется, что новый курс в ближайшие годы станет одним из самых востребованных в сфере общего и дополнительного образования детей информатике.

«Азы информатики» - это новый гипертекстовый интерактивный курс информатики для детей. Он рассчитан на 5-6 лет школьного обучения, стартовый возраст: третий, четвертый или пятый класс (зависит от уровня развития детей). Автор курса - А.А. Дуванов.

Сохраняя методические идеи курса «Роботландия» (разработчики: М.А. Гольцман, Н.Б. Дроздов, А.А. Дуванов, Я.Н. Зайдельман, Ю.А. Первин, А.А. Русс.), новый курс предлагает школьнику и педагогу современные средства для реализации педагогической задачи, делает обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым.

В новом курсе познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это - в рамках гипертекстового продукта, работающего в браузере IE-4 (или старше).

Демо-версию курса можно скопировать с адреса:

Кроме того, можно скопировать описания правил построения ребусов и исполнитель с 23 ребусами по информатике (из урока 11 второй книги), оформленные в виде независимого гипертекстового приложения:

Показывая инструменты информатики, надо не забывать про саму информатику.

Вооружась этим тезисом, а также добрыми роботландскими традициями, по возможности говорить просто о сложном, сопровождая короткий разговор длинной детской практикой, автор строит новый гипертекстовый интерактивный курс. В настоящее время его создание перевалило за половину задуманных тем.

Если посмотреть на заголовки содержания курса, то можно подумать, что в нем изучается компьютер и компьютерные программы.

Но эти заголовки для детей. Они отражают то, что первоначально лежит для них на поверхности. А за поверхностью открывается мир концептуальной информатики.

Тематический план курса

Книга 1. Знакомство с компьютером (книга готова)

Книга 2. В мире информации (книга готова)

Книга 3. Пишем на компьютере (книга готова)

Книга 4. Рисуем на компьютере (книга завершается)

Книга 5. Выходим в Интернет

Книга 6. Алгоритмические этюды

Книга 7. Черные ящики

Книга 8. Исполнители

Устройство книг

Каждая книга содержат два «слоя»: основной и дополнительный.

Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого. Дополнительный слой - на учителя, который сопровождает ученика в работе и помогает ему.

Основной слой имеет следующую структуру:

  • Читальный зал. Раздел содержит фактический материал урока, вопросы и домашние задания.
  • Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
  • Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
  • Практикум. Работа с исполнителями и испытателями по теме урока.
  • Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.

Школы пробуют «Азы информатики»

Гипертекстовые книги легли в основу дистанционных курсов Роботландского сетевого университета (РУ).

Под руководством школьных учителей дети работали с книгами два года, а в конце каждого семестра принимали участие в конкурсах: сначала выполняли задания, потом знакомились с решениями и, наконец, проверяли работы других «команд», выставляя оценки по заранее предложенным критериям.

Учебные циклы РУ показали, что новый курс информатики принят доброжелательно, и основная установка автора на построение концептуального, но доступного учебника, в котором каждое новое понятие поддерживается активной практикой и интерактивным контролем, нашла поддержку среди учителей и детей - прямых пользователей продукта.

Болгарина Елена Викторовна, Харичева Ольга Сергеевна,Екатеринбург:

Распаковали новую книгу «Азы информатики». Полный восторг! «Большие» мальчики с курса «Web-программирование» с упоением пощёлкали. Мы сами с интересом читали и говорили: «Да, да, это то самое, что надо». Очень понравилось. Красочно, доступно, интересно. Видно, что работа проделана большая, но и результат получился отличный.

Чернова Светлана Александровна, Новороссийск:

Книги очень удобные, яркие и красивые. Для учителя это просто клад. Используя гипертекстовый учебник, можно по-разному построить урок, приводя его в соответствие со своими педагогическими задачами и конкретными детьми в классе.

Танова Элеонора Владимировна, Челябинск:

Когда увидела учебник, была просто в восторге. Книги легко воспринимаются, рисунки помогают понять материал. От учебников в восторге не только дети, но и взрослые. По-моему они подходят для обучения и взрослых людей, не знающих компьютера. Все понятно и доступно, а главное, интересно!

Инструментальные навыки и концептуальная информатика

Солодкова Лена, ученица Бродской Натальи Ивановны из Сургута, написала: «Текст в учебнике слишком простой, но и сложный!»

Ребенок догадался, что, несмотря на внешне легкий стиль изложения и большое количества компьютерных упражнений, книги «Азов» повествуют о сложных вещах и не поощряют взгляд на школьную информатику, как на источник бездумных компьютерных баталий.

В самом деле, информатика в школе не должна отличаться, скажем, от физики. Игровой элемент может присутствовать, но он должен моделировать изучаемые темы, а не отвлекать от них.