Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Звуковые аудио форматы файлов без сжатия. Цифровые аудиоформаты или как хранится звук на компьютере

Звуковые аудио форматы файлов без сжатия. Цифровые аудиоформаты или как хранится звук на компьютере

Существует множество различных аудио-форматов. Вы даже не можете себе представить, насколько много аудио-форматов существует. Сейчас мы рассмотрим только наиболее популярные из них, а если вам нужна исчерпывающая информация, то ее вы можете найти в Википедии.

Аудио форматы

Звук - само по себе явление аналоговое. Чтобы его можно было записать в компьютер, его нужно оцифровать. Оцифрованный звук занимает очень и очень много пространства. Поэтому используют специальные алгоритмы кодирования и сжатия данных - кодеки. Кодеки обеспечивают кодирование/декодирование аудио-/видеоданных, а также сжатие/распаковку таких данных. Скачать набор кодеков для Windows:

Тип формата медиафайла (аудио или видео - без разницы) определяется его расширением. Например, у файлов в формате MP3 расширение.mp3. Кодек для этого формата всегда одинаковый - MPEG Layer-З. А вот для формата MP4 кодеки могут быть разными.

Некоторые форматы, например MP4 и FLV, могут содержать в себе как видео-, так и аудиопотоки. Поэтому если вы видите файл с расширением.mp4, то однозначно нельзя сказать, что в нем - только музыка или только видео, или же фильм - аудио и видео. Ведь изначально в таких форматах заложена возможность передачи как аудио, так и видео.

Все мы знаем, что раз информация сжимается, то возможны ее потери. Поэтому все кодеки можно разделить на две группы: с потерей качества и без потери качества. Пусть вас не пугает слово «с потерей» - как правило, кодеки отсекают «лишнюю» информацию, которая не различима для нашего глаза и уха (практически не различима).

К кодекам, обеспечивающим сжатие без потери качества, относят:

  • FLAC (Free Lossless Audio Codec);
  • APE (Monkey’s Audio);
  • ALAC (Apple Lossless Audio Codec).

А вот кодеки с потерей качества:

Если вы - фанат звука, то есть смысл поискать музыку в формате FLAG. Для обычного же бытового прослушивания вполне хватит самого распространенного формата MP3. К тому же, чтобы ощутить всю разницу между форматами MP3 и FLAC, нужно профессиональное оборудование для воспроизведения звука, к сожалению, планшет к такому оборудованию не относится. Поэтому не вижу смысла загружать музыку в формате FLAC на планшет.

Теперь вкратце рассмотрим сами аудио форматы:

  • WAV - самый первый (или один из первых) аудиоформатов. Используется для хранения несжатых аудиозаписей. Одна минута записи в формате WAV занимает 10 Мб. Обычно в этот формат копируют Audio CD, а потом получившиеся WAV-файлы сжимают МРЗ-кодеком для экономии пространства.
  • MP3 (MPEG Layer-3) - самый распространенный звуковой формат. Он урезает звук с потерей качества, но вырезается лишь звук, который не слышится человеческим ухом. В результате человек не слышит разницы, а места звук занимает меньше. Основная характеристика этого формата - битрейт (bitrate). Чем выше битрейт, тем лучше качество звука. Несжатый Audio CD имеет битрейт 1411,2 Кбит/с. Максимальное качество звучания в случае с форматом MP3 достигается при битрейте 320 Кбит/с. Все, что ниже 320 Кбит/с, -хуже качеством. Разница между 128 Кбит/с и 320 Кбит/с уже ощущается на слух, поэтому, если есть возможность скачать записи с более высоким битрейтом, сделайте это.
  • WMA (Windows Media Audio) - формат, разработанный компанией Microsoft для ОС Windows. Компания Microsoft пыталась создать замену для MP3, но, как показало время, у нее ничего не вышло.
  • OGG - открытый формат, поддерживающий кодирование аудио различными кодеками. Наиболее часто в OGG используется кодек Vorbis. По качеству сжатия формат сопоставим с MP3, но при этом менее распространен с точки зрения поддержки в аудиопроигрывателях и плеерах. Если есть возможность скачать музыку в формате MP3 и OGG, следует выбрать MP3, потому что ваш аудио-проигрыватель может не поддерживать формат OGG.
  • ААС - запатентованный аудиоформат, обеспечивающий лучшее качество звучания, чем MP3. На данный момент это лучший алгоритм кодирования звука с потерями. Файл этого формата может иметь расширения аас, mp4, m4a, m4b, т4р, т4г.
  • FLAC - формат сжатия без потерь. Он не вносит изменений в аудиопоток, поэтому закодированный с его помощью звук идентичен оригиналу. Используется для прослушивания звука на звуковых системах высокого уровня.

Видео форматы

Всевозможных форматов и стандартов видеоконтента не меньше, чем аудиоформатов. Начнем с международных стандартов, определяющих кодирование и формат хранения данных медиафайла:

  • MPEG-1 (Moving Picture Experts Group 1) - это стандарт сжатия видео и аудио. Для видео используется формат Video CD, а для аудио формат MPEG audio layer 3, или сокращенно всем известный формат MP3.
  • MPEG-2 (Moving Picture Experts Group 2) - этот стандарт используется в DVD и цифровом телевидении DBV. В этом формате снимают видео в различных устройствах для съемки видео.
  • MPEG-3 (Moving Picture Experts Group 3) - этот стандарт был разработан для телевидения высокой четкости HDTV, теперь стал частью стандарта MPEG-2.
  • MPEG-4 (Moving Picture Experts Group 4) - этот стандарт используется для сжатия цифрового видео и аудио. Состоит из нескольких стандартов, включает в себя многие возможности MPEG-1 и MPEG-2. В этом стандарте используются различные кодеки: DivX, Xvid, Н.264 (AVC) и другие. Формат MP4 является одной из спецификаций этого стандарта.

Медиафайл (правильнее именно медиафайл, а не видеофайл, поскольку в файле, который мы привыкли считать видеофайлом, есть потоки аудио и видео) имеет две ключевые характеристики: кодек и тип контейнера. Кодек, как мы уже знаем, определяет алгоритм кодирования и сжатия данных. Тип контейнера определяет формат записи с использованием различной информации: видео- и аудиоданные, субтитры и прочая информация, помещенная в контейнер. Примеры кодеков видео - DivX, Xvid, Н.264, Theora. Примеры контейнеров - AVI, QuickTime, 3GP, Ogg, MKV (Matroska).

Наиболее популярные форматы медиафайлов:

  • 3GP - разработан для использования на мобильных телефонах, в ЗС-сетях. Гарантирует мощное сжатие, что позволяет использовать формат на слабых мобильных телефонах.
  • AVI (Audio/Video Interleaved) - разработка Microsoft, один из самых распространенных в мире форматов. В этом формате можно использовать разные кодеки.
  • FLV (Flash Video) - создан для передачи видео через Интернет. Самый распространенный формат в Интернете, часто используется на разных видеохостингах, предназначенных для хранения видео. Обеспечивает хорошее качество картинки при низком битрейте.
  • M2TS - видеофайл формата Blu-Ray.
  • MKV (Matroska) - контейнер, который может содержать видео, аудио, субтитры и прочее. Этот формат может содержать различные типы субтитров и поддерживает добавление нескольких звуковых дорожек в видео файл.
  • OGG - бесплатный, открытый формат, разработанный для хранения медиаконтента, закодированного разными кодеками.
  • ReadMedia - формат, созданный компанией RealNetworks. Используется в основном для трансляции телевидения и потокового видео в Интернете. Низкий битрейт и низкое качество картинки.
  • MOV - контейнер, разработанный корпорацией Apple для QuickTime. Это формат операционной системы Mac OS X.
  • MP4 - формат одной из спецификаций стандарта MPEG-4. Может содержать несколько видео- и аудиопотоков, субтитры, анимацию, панорамные изображения.
  • SWF (Shockwave Flash или Small Web Format) - видеоформат для флеш-анимации, векторной графики, видео и аудио в сети Интернет.
  • WMV (Windows Media Video) - разработка Microsoft. Попытка создать аналог MP4, которая тоже не увенчалась успехом.
  • WebM - открытый формат, предложенный корпорацией Google в качестве замены стандарта H.264/MPEG4.

Зачастую является мерилом качества трека. Много споров ведется о том, какой же самый лучший формат музыки. Вот и я на днях стал свидетелем подобного спора. Не виртуального, а реального.В общем, решил я написать статью про аудиоформаты и человеческим языком попытаться объяснить какой самый лучший формат аудио. Постараюсь избежать заумных терминов и описания характеристик, чтобы лишний раз не травмировать мозг читающих.

Сразу же признаюсь, что не буду петь дифирамбы в честь какого-то конкретного аудиоформата, равно как и «опускать» никого не собираюсь. Пускай каждый сам решает. Не буду залезать в «дебри» и пробегусь по наиболее известным форматам музыки высокого качества.

Я считаю, что споры эти ведут люди, мягко говоря, не сведущие в этой теме. Так как профессионалы (то есть люди, которые знают, что они делают и зачем они это делают) не будут заниматься подобным. При нынешнем изобилии аудио форматов любой нуждающийся найдет то, что ему нужно. Согласитесь, глупо будет выглядеть спор тракториста и шофера, на тему что лучше — трактор или машина. Для одних целей — трактор, для других — машина. Вот и здесь так же.

WAV — справедливо считается самым качественным форматом музыки. Этот формат аудио без сжатия и без потери качества. Используется при записи и обработке звука, это самый качественный звук, так как запись в WAV происходит без сжатия. Кодируется в любой другой аудиоформат. Ну и как результат — довольно много «весит», поэтому используется преимущественно при звукозаписи.

Сжатие звука с потерями

Начну со всем известного и всеми применяемого (хоть и не всегда любимого) формата MP3. Этот аудиоформат активно используется везде и всюду, где надо и где не надо. Но это не значит, что он недостоин места, которое занимает в своей нише. Очень даже достоин. Хоть «сидит» он в своей нише уже около двух десятков лет, никто его пока оттуда не «вышиб». А желающих было много надо сказать. И главный фаворит из них WMA (Windows Media ), который задуман был Microsoft, как альтернативаMP3. В итоге он альтернативой и является, не смотря на старания разработчиков. Следующий персонаж — OGG . Несмотря на более широкие возможности, чем MP3 , например, так и не получил массового признания. Хоть и поддерживается многими операционными системами. Пожалуй, стоит упомянуть еще аудиоформат AAC, который должен был в эстафете сменить . В нем улучшено качество кодирования и уменьшены потери при сжатии. Но… увы.

Главным преимуществом этих форматов является небольшой размер. Из минусов — потеря качества.

Сжатие звука без потерь

FLAC — пожалуй, самый популярный кодек кодирования и формат звука без потери качества. Меломаны постепенно переходят на этот формат. WavPack составляет ему достойную конкуренцию, но не так популярен. Такая же история и с Apple Lossless , в котором размер сжимается до 60%.

Здесь история с точностью до наоборот: качество лучше, а размер больше.

Скептики утверждают, что на слух практически невозможно отличить MP3 (320 кбит/c) от Losless . «А если разницы нет, зачем платить больше?». Действительно, на обычной аппаратуре почувствовать разницу аудиоформатов достаточно сложно, даже меломанам. Но есть и такие, которые эту разницу сразу чувствуют (лично присутствовал на эксперименте). А вот при прослушивании на хорошем аппарате разница огромная. Вся беда в том, что хороший аппарат далеко не все себе могут позволить.

Какие существуют форматы аудио без потерь качества (lossless)

Настоящего меломана вряд ли удовлетворит качество звука, представленного в сжатых форматах MP3 или Ogg Vorbis. Безусловно, при прослушивании на бытовых аудиоустройствах нюансы качества неуловимы на слух, но любая попытка воспроизвести сжатый формат на Hi-Fi-аппаратуре сразу выявит недостатки источника. Конечно, не всем доступна возможность составить коллекцию на компакт-дисках или виниловых пластинках, но это не повод отказываться от качественного звука – тем более что аппаратура для прослушивания (усилители, колонки или наушники) вполне доступна по цене. Существуют форматы, позволяющие сохранить исходные характеристики даже при сжатии: таким образом решаются проблемы и качества, и хранения музыки – для нее можно найти место на жестком диске ПК.

Наиболее распространенный формат – (Free Lossless Audio Codec). В отличие от кодеков с потерями, он не удаляет никакой информации из аудиопотока, что делает его пригодным не только для прослушивания музыки на высококачественной Hi-Fi- и Hi-End-аппаратуре, но и для архивирования аудиоколлекции. Еще одна особенность – он свободно распространяется, а это большое преимущество для тех, кто самостоятельно пишет музыку. В силу популярности данный формат поддерживается множеством программных и аппаратных медиапроигрывателей.

Владельцы Apple-совместимых компьютеров могут попробовать две очень неплохие программы Cog и Vox , которые поддерживают не только Apple Lossless, но и другие форматы сжатия без потерь: FLAC, Monkeys Audio и Wavpack. Помимо этого, предусмотрено множество удобных функций, в том числе поддержка сервисов Last.fm (это позволяет собирать статистику о прослушанных композициях). Первый для этого требует уже установленного клиента Last.fm, а второй не требует.

Пользователям Windows подойдет любое приложение, совместимое с этим форматом: тот же Foobar2000 или WinAmp с дополнительными плагинами (нужен стандартный плагин in_mp4.dll (в папке Winamp\Plugins) и файл alac.w5s (в папке Winamp\System) справятся с воспроизведением. Но лучше всего прибегнуть к помощи iTunes, а в качестве альтернативы установить KMPlayer. Главное преимущество iTunes – корректная поддержка тегов, что редко встречается в других плеерах.

Какие еще устройства способны проигрывать форматы lossless

Владельцу фонотеки, скорее всего, не захочется тратить время на конвертирование из FLAC в MP3 для того, чтобы прослушивать записи на мобильном устройстве. Конечно, возможности звуковой подсистемы смартфона или планшета ограничены, но это еще не причина не проигрывать на них lossless-форматы.

В частности, пользователи Android-устройств могут установить программу-проигрыватель andLess : она воспроизводит lossless-файлы в форматах FLAC, APE, несжатый WAV, а также другие аудиоформаты, которые поддерживаются Android.

У пользователей платформы Blackberry проблем больше: далеко не все модели справляются с такими форматами. Впрочем, обладатели моделей 8900 и Bold 9000, а также более поздних версий, утверждают, что не имеют никаких проблем с воспроизведением.

Поклонники продукции Apple могут без проблем воспользоваться преимуществами кодека ALAC: его «понимают» iPod (все модели, кроме shuffle), iPhone и iPad. При желании не трудно воспроизводить и формат FLAC – в App Store доступен проигрыватель FLAC Player.

Формат FLAC также поддерживает семейство устройств Samsung Galaxy, смартфон Sony Ericsson W20i Zylo, смартфоны Nokia (C6-01, C7, E7, N8) и плееры iriver (E30, E40, E300, P8).

Многие производители интегрируют поддержку FLAC в стационарные решения – медиацентры и медиаплееры, так что для домашнего прослушивания музыкальных композиций не обязательно пользоваться персональным компьютером.

Естественно, ожидать полной поддержки всех без исключения lossless-форматов не стоит, да и не надо. Вполне достаточно, если медиапроигрыватель распознает FLAC.

Большой список совместимых устройств доступен на официальном , среди них встречаются разработки как крупных вендоров, так и менее известных компаний. Свое внимание формату lossless уделили Philips (Streamium NP2500/NP2900/MCi900), Pioneer (VSX-LX70), Netgear (EVA8000) и другие. Впрочем, на сайте представлены не все вендоры и модели (нет BBK, хотя практически у всей линейки есть поддержка FLAC), поэтому, если вы предпочитаете медиапроигрыватели других компаний, поинтересуйтесь, – скорее всего, в ассортименте имеются соответствующие устройства.

Что важно, кроме устройства воспроизведения

Для того чтобы в полной мере насладиться качественным звуком, понадобится и соответствующая аппаратура – усилители, колонки или наушники. С наушниками, пожалуй, проще всего, особенно если вы настроены слушать музыку, сидя за компьютером. Советовать что-то конкретное в этой области невозможно: уши у всех разные, предпочтения – тоже, кому-то по нраву открытая схема, кто-то не переносит посторонних звуков. Все же я рекомендую присмотреться к изделиям компаний AKG и Sennheiser, причем в первую очередь следует обратить внимание на размер мембраны: чем она больше, тем качественнее звучание. Примечательно, что даже среди продукции известных компаний встречаются попытки продавать «уши» с массивными амбюшурами, в центр которых встроен маленький динамик, скрытый за пластиковой решеткой. На это и покупаются: большие, красивые, солидно выглядящие, они обладают к тому же очень притягательной ценой. Не обманывайтесь: качество таких наушников пригодно максимум для MP3. Если вы не знаете, с чего начать, – попробуйте модели Sennheiser HD 380 Pro или AKG K450 . Только учтите: в полной мере их преимущества «из коробки» не раскроются, некоторое время потребуется на приработку и «прогрев».

Любителям систем качественного звучания (Hi-Fi или Hi-End) рекомендации давать не буду, выбор здесь ограничен только бюджетом и предпочтениями. Усилитель, эквалайзер, акустические системы – очень индивидуальное решение, к тому же имеющее много вариантов и схем построения (от 2.0 до 8.1). А вот владельцам ПК, присматривающим себе акустику для получения качественного звука с компьютера, посоветую выбирать из бюджетных мониторных колонок любой известной компании. Хорошо себя зарекомендовала акустика Sven (например, Royal 2R ) и Microlab (серия SOLO). Очень желательно приобрести акустическую систему с сабвуфером: двухполосная акустика плохо справляется с воспроизведением низких частот.

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Как правило, сегодня термином «аудио» обозначается все, что связано со звуком, будь то воспроизведение, обработка, сведение, мастеринг или прослушивание записей. Но мало кто знает, что аудио-форматы со времени своего возникновения постоянно претерпевали множество существенных изменений то в лучшую, то в худшую сторону. Беда в том, что по сравнению с начальными форматами, создатели новых форматов пытались улучшить качество звука, а это неизменно сказывалось на размере воспроизводимого файла. Уменьшение размера, наоборот, приводило к потере качества. Но так было не всегда.

Первый формат аудио в компьютерных играх

Самое первое упоминание о компьютерном звуке пошло от создания примитивных на тот момент игр, в которых саунд воспроизводился посредством системного динамика. Но как ни старались разработчики такого ПО (программного обеспечения), нужного качества, совместимого с бобинными или кассетными магнитофонами или пластинок, добиться так и не удалось.

Именно поэтому многие производители занялись поиском решения, как поменять формат аудио, чтобы звук был натуральным. Откровенно говоря, это и привело к дальнейшей конкуренции, которую мы имеем сейчас. Это касается не только воспроизводимого материала, но также и студийного звука, «живых» выступлений, качества или настройки основных параметров с точки зрения знаний физики, акустики и т. д.

Появление формата WAV

Считается, что первое полноценное качество аудио-форматов было связано с появлением стандарта и расширения файлов.wav (такое сокращение было образовано от английского слова «волна» или wave). Как раз-таки он и стал тем первенцем, который мог обрабатываться в компьютерных программах на профессиональном уровне.

Такие файлы уже имели свои характеристики: частоту дискретизации, глубину звука, битрейт и многое другое. Такой звук был совместим даже с тем, что можно было получить после обработки обычного звукового CD с помощью определенных инструментов типа обычного эквалайзера. Но размер был явно неоправданным. К примеру, трехминутный трек мог занимать от 20 до 50 Мб.

CD-диски

Формат аудио CD, точнее, расширение.cda, появилось практически в то же время.

В отличие от «волновых» файлов, сохраненных на винчестере, редактированию он не поддается. Его сегодня можно открыть в программе обработки звука, изменить формат аудио-перекодированием и сохранить в любом другом месте, кроме CD-диска.

Кодек MP3

С появлением кодека LAME MP3 Encoder музыкальная индустрия пережила настоящий шок, ведь «весили» такие файлы в десятки раз меньше, чем тот же файл WAV. Даже пятиминутная композиция при максимальном сжатии редко превышает размер в 5-7 Мб. Согласитесь, существенный прорыв, не говоря уже о том, позволяли не только корректировать вышеуказанные характеристики, но и некоторые дополнительные параметры в виде ID3-тегов, в которых содержалась информация, скажем, об исполнителе, названии альбома и треков, дате выпуска.

Такого типа стали наиболее популярными. Посмотрите, практически весь интернет заполнен именно этим универсальным форматом. В целом же, можно сказать, что формат аудио в MP3 стал настоящей революцией в звуке. Он остается одним из самых популярных и наиболее востребованных до сих пор, несмотря на то, что ему на смену идут и другие разновидности аудио. Но об этом несколько позже.

Файлы AIFF

Аудио-форматы имеют еще одну разновидность. Так называемый формат.aiff изначально был создан для применения на компьютерных системах Macintosh.

Только намного позднее произошла трансформация, которая предопределила совместимость звуковых форматов с их использование на платформах, различающихся между собой операционных систем.

Формат OGG

Музыка в формате аудио.ogg тоже встречается достаточно часто. Этот стандарт был разработан компанией Vorbis. Однако стоит заметить, что он имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, это неоправданная нагрузка на системные ресурсы компьютера, несмотря на минимальный размер. Во-вторых, использование собственных кодеков и декодеров, которые система автоматически может и не устанавливать. К примеру, при работе в программе FL Studio Producer Edition (или XXL) в версиях ниже 9.x.x имелась папка с установочным файлом в формате.inf, который нужно было активировать для инсталляции после установки основного приложения вручную (иначе пресеты в таком формате просто не проигрывались).

Тем не менее сейчас аудио-форматы такого типа встречаются, а сам звук выглядит очень неплохим.

Стандарт AMR

Что касается этого формата, он, пожалуй, относится к самым низкопробным. Его возникновение связано с появлением первых неуклюжих мобильных телефонов, которые все еще не могли устанавливать на звонок мелодии в формате.mp3.

AMR тогда еще мог заменить натуральный звук с известной долей потери качества. Но это качество не идет ни в какое сравнение с тем, что предлагается более «продвинутыми» форматами.

MIDI

Как ни странно, MIDI тоже можно отнести к тому, что принято называть «аудио-форматы». Хоть и принято считать (а многие, собственно, так и думают до сих пор), что система MIDI это всего лишь набор команд, с этим можно поспорить. Расшифровка аббревиатуры MIDI - это Собственно, это система записи и редактирования неких нажатия клавиш, высоты тона, темпа, тональности, эффектов и т. д.

Тем не менее существуют файлы с расширением.mid или.midi, которые совершенно просто воспроизводятся в современных секвенсорах или студийных программах звукозаписи, используя стандартный набор звуков формата GM (General MIDI), GS (что то же самое) от компании Roland или XG (Extended MIDI) от корпорации Yamaha. В первых двух наборах присутствует 128 стандартных звуков, не считая эффектов, в третьем - почти втрое больше.

FLAC

Теперь мы подходим к одному из самых современных и уникальных форматов современности. Музыка в формате аудио FLAC сегодня получает все большее распространение. Связано это с качеством, на которое истинные меломаны обращают внимание, прежде всего.

Если разобраться, этот формат был создан на основе уже известного MP3. Вот только если ранее использовалось распределение на отдельные треки, в этом формате такого нет (до поры, до времени). Структура представляет собой один или два файла, один из которых является информационным. Воспроизвести такой формат могут только специализированные программные аудиоплееры. Самым известным можно назвать AIMP. Только в том случае, когда открывается основной файл, возникает и список дорожек, записанных в основном контейнере. В таком проигрывателе переключение между треками производится точно так же, как и в любом другом. Зато нет вероятности случайного удаления той или иной композиции (как уже говорилось, информация о них содержится в едином файле).

Совместимость форматов

Естественно, все форматы аудио сегодня совместимы между собой. Иными словами, любой стандартный домашний DVD-плеер или программный проигрыватель справится с этим без труда. То же самое относится и к программам обработки звука. Полупрофессиональные и профессиональные программы распознают все форматы, известные на сегодняшний день (даже несмотря на специфику операционных систем). Аудиоредакторы, секвенсоры, дополнительные модули типа VST, RTAS (для систем Windows) или AU (для Mac OS X) способны работать с такими форматами в так называемом кросс-платформенном режиме.

Преобразование форматов

Изменить аудио можно несколькими способами. К примеру, можно открыть «родной» формат, а сохранить файл в другом. Можно поступить еще проще. Для этого существуют специальные конверторы. В них можно просто загрузить из списка желаемый файл начального формата, а затем просто выбрать конечный. Как говорится, всего-то ничего.

Обработка качества звука

Другое дело, когда вопрос касается изменения некоторых частотных исходного файла. Тут без специализированных программных пакетов не обойтись. Именно с их помощью и можно изменить качество аудиофайлов. При этом можно поменять не только стандартную частоту дискретизации 44100 Гц, увеличив ее, скажем, до 96000 Гц, но и произвести настройку глубины от тех же 16 до 24 или 32 бит. И это мы уже не говорим о том, что можно настроить еще и битрейт, то есть, пропускную воспроизводимую способность, выраженную в килобитах в секунду. Стандартным значением считается 128 кбит/сек. Битрейт можно менять по своему усмотрению, однако наилучшее качество звука достигается на отметке 320 кбит/сек. Конечно, не каждый человек способен уловить разницу между стандартным звучанием и максимально выставленными характеристиками. Тем не менее, стоит один раз попробовать воспроизвести аудиотрек с разными данными на хорошей аппаратуре. Вот тут разница себя не заставит ждать.

Более того, кроме всех этих параметров, можно редактировать и многое другое. Чего только стоит использование программных эквалайзеров, лимитеров, компрессоров, кроссоверов, нормалайзеров, де-эссеров и т. д. и т. п. Каждый такой модуль позволяет настроить звук, как говорится, «под себя». И абсолютно все форматы, известные на сегодняшний день, программами такого типа и можно обрабатывать.

Итоговое сравнение

Попробуем сделать некое сравнение между используемыми форматами (хотя это еще далеко не все, что есть в мире звука).

Итак! Формат WAV хоть и «тяжеловесен», все равно может использоваться в качестве промежуточных файлов при последующем конвертировании в некоторых аудиореакторах. Форматы аудио-файлов такого типа чаще всего присутствуют при сохранении открытых проектов или при записи живых инструментов в студии. Понятно, что секвенсор потом обработает входящую информацию в виде звукового потока. А потом поменять формат аудио-файла или сохранить его в виде пресета или дорожки можно будет как угодно.

Форматы типа аудиодисков сегодня тоже неактуальны. Если взять в расчет AIFF или OGG, их лучше использовать в виртуальных студиях. О формате AMR вообще говорить не приходится. MIDI пригодится только музыкантам, знающим в этом толк.

Как считается, сегодня лучший аудио-формат - это все-таки FLAC. По мнению многих специалистов и музыкантов, он является не просто самым «продвинутым», но и даже революционным по сравнению с тем, что существовало или существует на сегодняшний день.

Однако стоит отметить, что и MP3 со счетов сбрасывать нельзя, ведь практически весь кодированный звук на тех же DVD-дисках или в MKV-файлах имеет именно этот формат. Разница только в версии кодека и декодера. Но и индустрия звука и видео в своем развитии на месте не стоит. Весьма вероятно, что мы скоро увидим и еще что-то новое.

Практически любой пользователь компьютера периодически слушает на нем музыку, которая хранится в электронном виде. Форматов для хранения музыки существует достаточно много, каждый из них был разработан для конкретных задач:

  • Воспроизведение с CD диска;
  • Звуковое сопровождение компьютерной игры;
  • Аудиодорожка в ;
  • Потоковое воспроизведение через Интернет;
  • Рингтоны для мобильных телефонов.

Попробуем разобраться в некоторых из них, также как и в …
Основные определения

  • Битрейт – объем информации, используемый при кодировании для воспроизведения 1 секунды. Чем он выше – тем меньше искажений, и звук максимально соответствует оригиналу.
  • Lossless – кодирование звука без потерь качества. При конвертировании в lossless-форматы и обратно получаем абсолютно одинаковый звук.
  • Lossy – форматы сжатия, рассчитанные на то, что человек просто физически не может слышать определенные частоты, которые пропускаются в процессе конвертации. При этом можно значительно сэкономить на объеме дискового пространства.

Audio-CD

Формат, положивший начало эпохе цифрового звука после перехода с виниловых пластинок. Был принят за стандарт в 1979 году компаниями Philips и Sony. В формате audio-CD физически музыка может храниться только на оптическом носителе, при записи на жесткий диск звуковая дорожка должна быть переконвертирована.

Благодаря высочайшему качеству звука и возможности воспроизведения на любом проигрывателе формат остается очень популярным, несмотря на то, что он достаточно устарел.

Flac

Пожалуй, самый распространенный формат для хранения музыки в losseless. По сравнению с остальными кодеками, обеспечивающими сжатие аудио без потерь, flac, разработанный компанией xiph.org , абсолютно бесплатен и дает минимальный размер выходного файла.

Mp3

Самый массовый музыкальный формат, принятый в качестве неофициального стандарта для любого устройства воспроизведения. Его популярность основана на том, что благодаря срезанию неслышимых ухом частот при практически том же качестве звука mp3 файл составляет 30% от оригинального losseless-файла.

Первая звуковая дорожка в mp3-формате появилась еще в 1994 году. Одна из причин популярности – возможность хранения разнообразной дополнительной информации в тегах аудиофайлов и удобство организации музыкальной библиотеки.

Ogg

Новый lossy-формат, увидевший свет в 2002 году как бесплатная альтернатива платным форматам. В отличие от своих предшественником, в частности mp3, допускает возможность многоканального кодирования и хранения многоканального аудио. Получил наибольшее распространение в видеоиграх.