Исследований на тему влияния компьютеров и телевидения на детей пока что не очень много, зато есть масса мнений, колеблющихся между двумя полюсами: “Пусть торчит в компьютере. Все так делают и ничего!” и другое: “Гаджеты грозят страшными опасностями и разрушают мозг”. Имеет смысл рассмотреть возможные опасности и выяснить, стоит ли волноваться.
Что может быть проблемой?
1. Неподвижность ребенка
Редкие дети бегают по комнате во время просмотра мультфильма, обычно увлеченный малыш терпеливо сидит на одном месте, забыв о том, что ему нравится кататься на ледянке с дивана. Отсюда популярность планшетов в самолетах и в очередях в поликлинику. Но как только вы выходите из самолета, неподвижность перестает быть плюсом, от нее и в самом деле страдает детское развитие. Казалось бы, час просмотра погоды не сделает. Еще как сделает - уверены американские ученые. Они провели исследование с участием 11 тыс. детсадовцев, и ответственно заявили, дети, смотрящие ТВ хотя бы час в день, более склонны к полноте, чем их товарищи, которые проводят у монитора меньше часа .
2. Отсутствие сенсорных стимулов
Обычно мы радуемся развивающим игрушкам на планшете. Малыш бодро перетаскивает красные квадратики в одну сторону, а зеленые кружочки - в другую, рисует, возя пальчиком по стеклу, или делает прически виртуальным куколкам. Казалось бы, торжество логики и креатива. На деле гораздо ценнее для мозга было бы дать ребенку настоящий сортер, пупса со вздыбленными волосами и реальный деревянный карандаш с бумагой. Мозг ребенка нуждается в мультисенсорной среде, с богатством тактильных ощущений: пусть он рисует, но он чувствует структуру бумаги, слышит, как она шуршит, ощущает, что есть нажать на фломастер посильнее, можно продырявить бумагу и рисовать на полу. О том, что ребята, которые собирают “лего” преимущественно в планшете, много теряют в плане развития, аргументированно расуждает нейропсихиатр и доктор медицины Тео Компернолле в книге “Мозг освобожденный”.
3. Торможение в навыках
Уже упомянутый доктор Компернолле, настаивает, что серьезная проблема ребенка с гаджетами не том, что он делает, а в том, чего он не делает: не используют тонкую зрительно-моторную координацию, какая понадобилась бы, завязывай он в этот момент шнурки, не играет, не фантазирует, не учится говорить, выражать эмоции. О связи задержки речевого развития и гаджетов, специалисты говорят давно, а американский исследователь Димитри Кристакис опубликовал неожиданные результаты исследования. Согласно им дети, которые смотрели обучающие программы Baby Einstein, выучили меньше слов за то же время, чем дети, которые не смотрели обучающих передач. Это не удивительно: если мы не применяем какой-то навык, он начинает деградировать. Ребенок, который воспитан мигающими экранами, в способах выражения эмоций будет проигрывать приятелю, который проводил время в компании глухонемой няни.
4. Волевая недостаточность и творческое бездействие
Мультфильмы и забавная игра с прыгающими лягушками не требуют от ребенка никаких усилий по концентрации. Даже наоборот - стоит приложить усилие, чтобы оторваться от экрана. Почти все видеоприемы: громкие звуки, яркие краски, меняющиеся ракурсы, преувеличенные эмоции, - нацелены на удержание внимания. Мы невольно поворачиваем голову в сторону телеящика, и прилипаем к нему взглядом: так срабатывает ориентировочный рефлекс. Нам, родителям, конечно, не очень приятно, что отпрыск сидит привязанный каким-то непонятным рефлексом. Мы хотим, чтобы он занимался созидательным делом, играл, фантазировал, творил. Но и здесь могут быть сложности. Некоторые специалисты, такие, например, как немецкий ученый Райнер Пацлав, полагают, что нашпигованные готовыми образами мультфильмы, мешают малышам создавать свои собственные. Вместо синезубого чешуйчатого рукокрыла ребенок в сотый раз рисует вам Машу и медведя. Ребенку не хочется творить, спасибо, он уже насытился чужим творчеством.
5. Сомнительные эстетические образцы
Большинство родителей вынуждены жить в окружении дьявольских существ: плюшевых “ангри-бердсов”, семейки милых пони оттенка “розовый с вырви-глаз-блестками” и бессчетных копий человека-паука. Детская видеопродукция делается с таким расчетом, чтобы быть понятной, плоской и не в меру яркой, это замечал любой человек, который искал ребенку приложения в планшете. Чтобы обнаружить в куче мусорной продукции жемчужное зерно, нужно потратить уйму времени, а потом махнуть на все рукой и поставить признанный шедевр: “Аленький цветочек” 52 года, “Короля льва” или что-нибудь из Миядзяки.
Что делать?
Советы, которые помогут детям приручить технологии, нам помогла сформулировать психолог и педагог Ирина Беляева
В современном мире дети едва ли не с рождения легко управляются с компьютерами, телефонами, планшетами, часто объясняя родителям, как справиться с той или иной технической новинкой. Вроде бы в такой ситуации есть плюсы, ведь такая сообразительность указывает на то, что ребенок внимателен и легко обучается. Но есть и менее радужная сторона: многочисленные исследования доказали, что активное использование гаджетов пагубно влияет на детей, лишая их множества простых радостей и впечатлений, необходимых для полноценного развития. Как же разрешить это противоречие, ведь полностью отказаться от гаджетов просто невозможно. И каковы плюсы и минусы раннего технического развития?
По данным ЮНЕСКО 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет находятся перед экранами 28 часов в неделю или примерно 4 часа в день. Причем в большинстве случаев общение со взрослыми занимает гораздо меньше времени. Разумеется, отвлечение ребенка мультиками, видеоиграми, передачами высвобождает для родителей несколько часов времени для занятия своими делами, но все это время ребенок практически изолирован от внешнего мира, что чревато неприятными последствиями, которые в дальнейшем скажутся на его психическом здоровье.
Социальные исследования, проведенные среди малышей дошкольного возраста, показали, что дети, у которых есть гаджет-зависимость, существенно отстают в развитии речи от детей, которые почти не пользуются электронными устройствами.
Замена книжек, сказок, общения с родителями просмотром мультиков и играми приводит к тому, что «экранные дети» начинают говорить позже сверстников, их речь скудна, а словарный запас невелик. У таких детей часто ярко выражены дефекты речи.
На сегодня нарушения развития речи наблюдаются у 25% четырехлетних детей. Для сравнения, 40 лет назад такая проблема была только у 4% малышей, то есть, число нарушений увеличилось в 6 раз.
Для полноценного развития ребенку требуется постоянный контакт с миром. Это и живое общение, и игры с разнообразными игрушками и бытовыми вещами, и исследование квартиры, и игры на природе, где есть возможность увидеть и потрогать всевозможные предметы, услышать новые звуки. Все это получает у малыша эмоциональный отклик, поскольку каждое действие ребенок пропускает через свое сознание, обдумывает и складывает на нужную полочку, а влияние каждого фактора усиливает обсуждение с взрослым.
А вот гаджеты дают ребенку только картинку, которая неспособна вступить в диалог. Разумеется, мультики, детские передачи что-то рассказывают юному зрителю, но они не реагируют на конкретного малыша, не отзываются на его действие, а просто завораживают мельканием разноцветных образов.
Более того, до определенного возраста малыша привлекает исключительно яркие картинки, которые, словно в калейдоскопе, сменяются на экране. Ребенок не способен воспринимать сюжет, понимать особенности характера персонажа и оценивать его действия. С таким же интересом малыш будет смотреть и стиральную машинку. При этом попытки отвлечь от экрана приводят к истерикам, ведь для того, чтобы сформировалась зависимость от гаджетов, много времени не нужно, а отказаться от привычного удовольствия ребенок уже сможет с трудом.
Но самый большой минус подобного времяпрепровождения в том, что мультфильмы и игры не способствуют развитию воображения, не формируют моральную базу – они поставляют готовое изображение, которое не требует осмысления, поэтому ребенок ничему не учится.
Такое поверхностное восприятие приводит к нарушению психического здоровья и возникновению болезни, которая в современном мире получила название «дефицит концентрации».
Симптомы «дефицита концентрации»:
У детей развивается клиповое мышление, из которого они быстро переключаются, часто отвлекаются, постоянно ищут новые впечатления, но при этом не способны охватить информацию целиком и связать между собой отдельные факты. Из таких детей вырастают невнимательные взрослые, которые с трудом воспринимают новую информацию на слух, а чтение считают каторгой.
И конечно, постоянно нахождение перед экраном негативно влияет на физическое здоровье детей и подростков: ухудшается зрение, портится осанка, телу не хватает выносливости и силы, ведь на зарядку обычно просто не хватает времени.
А ведь все это можно предотвратить, если вовремя уделить внимание своему ребенку и, изучив тему «дети и гаджеты», найти альтернативу экранным развлечениям.
Конечно, технический прогресс имеет и свои плюсы, поэтому нельзя полностью изолировать ребенка от компьютеров и телефонов. Чтобы сделать устройства другом ребенка и не спровоцировать гаджет-зависимость, важно найти оптимальное время для игр с ними. Врачи рекомендуют придерживаться уже проверенного графика:
Крох до 3 лет лучше не сажать перед экраном вообще. Отвлекайте их книжками, развивающими игрушками, изучением всего, что безопасно. Если ребенку не показывать мультики, он и не будет о них вспоминать, а уж отсутствие компьютерных игр точно не скажется отрицательно на его здоровье.
Разумеется, чем старше ребенок, тем сложнее проконтролировать время его пребывания за компьютером, особенно, если родители постоянно на работе, а школьник предоставлен сам себе. Можно ставить на гаджеты пароли, устанавливать родительский контроль и прочими способами преграждать путь к компьютеру, но будет ли результат?
Важно как можно раньше привить ребенку интерес к «живым» занятиям, пробудить жажду чтения, найти хобби, записать в секции, которые обеспечат общение и развитие, а также минимизируют влияние гаджетов на жизнь подростков.
И главное – объясняйте ребенку, как пользовать гаджетами с максимальной пользой. Зачастую дети бесполезно проводят время за компьютером, потому что просто не знают всех его возможностей. Пусть ребенок ведет электронный дневник, учит язык в игровой форме, читает интерактивные книги и развивает полезные навыки самостоятельности и ответственности.
Только от вас зависит, насколько крепким будет здоровье и острым ум вашего ребенка. Не доверяйте его воспитание гаджетам, если не хотите потом пожинать плоды своего легкомысленного поведения.
Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.
Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.
Плюсы использования гаджетов
Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.
Минусы использования гаджетов
Зависимость от гаджетов и как её избежать
Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил.
Кстати, давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.
Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ГКП
Тема: « Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)»
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны.
Цель: объяснить родителям плюсы и минусы современных гаджетов.
Основные вопросы для обсуждения:
Телевизор, планшет, компьютер, игровая приставка, смартфон - эти гаджеты «украли» у нас детей в свой цифровой мир. Не без нашего содействия.
Последние исследования приводят грустные цифры. 66 % детей до двух лет смотрят телевизор! В среднем эти малыши проводят более 50 минут в день перед экраном. Дети 5-16 лет развлекаются с гаджетами примерно 6-7 часов в день! И чем старше ребенок, тем больше он к ним привязан: так, восьмилетняя девочка в среднем посвящает 3,5 часа гаджетам, а «цифровое время» подростков составляет почти 8 часов.
11 % детей до 8 лет имеют в распоряжении свой собственный смартфон, айпад или планшет (данные исследований доктора Брента Конрада, клинического психолога, и американской фирмы Childwise, ежегодно составляющей отчеты для BBC).
С точки зрения логики, в этом нет ничего удивительного. В цифровой век без гаджетов не обойтись, и чем раньше ребенок освоит электронные приборы, тем лучше он вольется в современный мир - логично? Запретить их - все равно что запретить ребенку развиваться в ногу со временем. Почему же тогда специалисты в один голос кричат, что гаджеты вредны?
Несколько лет назад Американская Академия Педиатрии и Канадское Педиатрическое Сообщество рекомендовали детям до двух лет запретить всякое общение с электроникой, детям от трех до пяти - ограничить электронное время одним часом в день, а детям 6-18 лет - двумя часами. Опираясь на ряд исследований, специалисты назвали причины, почему это стоит сделать.
В теории все ясно: долг родителей - ограничить детское время у экранов. Но как это сделать на практике? Немецкий ученый и медиапедагог профессор Норберт Нойс, сам отец двоих сыновей, разработал ряд практически советов для родителей.
Объясни, что его электронное время включает в себя все гаджеты: и планшет, и компьютер, и телевизор. Профессор Нойс, в отличие от американских педиатров, считает, что малышу 3-6 лет достаточно проводить 20-30 минут в день перед экраном, ребенку 7-10 лет - 30-45минут, подростку 11-13 лет - около часа в день. Четко озвучь выбранное время и следи, чтобы предписания реализовывались. Например, сын или дочь получает планшет после выполнения домашнего задания, при этом мама или папа (а в будущем и сам ребенок) записывает время начала и окончания электронного сеанса.
Если школьник использует компьютер с учебной целью (например, ищет материалы для реферата), то он получает дополнительные минуты. «Переигранное» время вычитается из завтрашнего дня. Если правила не соблюдаются, то ребенок на какой-то период остается без гаджетов. Контролирует выполнение договора родитель!
Профессор советует поощрять любые учебные видеоматериалы. Сейчас есть много сайтов с игровыми заданиями: возможно, твой малыш увлечется ими гораздо больше, чем бессмысленными играми.
В интернете нет цензуры. И многие родители очень удивляются, когда узнают, какие ролики и с какой лексикой смотрят их дети. Стоит потратить время, разобраться в настройках и установить запрет на определенные ключевые слова и сайты. Также есть программное обеспечение с фильтрами, которое можно установить на компьютер. Интересуйся тем, что делает ребенок в интернете, в каких социальных сетях он зарегистрирован. Совет от профессора Нойса - общий семейный компьютер. Не стоит дарить ребенку собственный лэптоп или планшет, тогда риск потерять контроль за контентом выше.
Объяснения подкрепи реальными историями. Если сын или дочь хочет иметь профиль в соцсети, настройте его вместе. Покажи, как сделать профиль видимым только для друзей; объясни, какую инфор- мацию о себе можно выкладывать в Сеть, а какую нет.
К сожалению, односторонние правила не работают. Если мы хотим ограничить электронное время детей, то нам самим придется оторваться от гаджетов и посмотреть... в сторону наших мальчиков и девочек. Профессор советует показать ребенку на собственном примере, чем еще интересно заниматься, кроме гаджетов. По вечерам делайте вместе поделки, играйте в настольные игры,фотографируйте, читайте вслух, готовьте деликатесы. В выходные обязательно выезжайте куда-то, активно познавайте окружающий мир, приглашайте в гости друзей.
И еще очень важное правило: чем меньше свободного времени остается у школьника, тем меньше он будет проводить его с электроникой. Поэтому выберите вдвоем несколько действительно интересных кружков или секций.
Кстати, таким кружком может быть и компьютерная школа. Освоить основы программирования, Photoshop или InDesign - лучшее вложение в будущее, чем просто компьютерные игры. Подростка, интересующегося компьютером, стоит отдать на курсы web-дизайна или полиграфии: тогда к 18 годам у него уже будет профессия, а компьютер он будет рассматривать как рабочий инструмент, а не как средство для развлечения.
Сегодня человек никак не может обойтись без телефона, компьютера или планшета. Гаджеты ныне незаменимы как в работе, так и в получении определенных услуг. С их помощью удается поддерживать связь с близкими людьми, поэтому важность телефонов и прочих технологических инноваций переоценить сложно. Как же быть с детьми, ведь ежедневно в СМИ появляется информация про вред гаджетов?
Прежде всего не следует воспринимать современные электронные устройства как сущее зло, это обычная компьютерная техника, которая значительно упрощает жизнь. Также не стоит забывать и о том, что уже в начальной школе умение работать с компьютером нужно будет обязательно и оно будет влиять на успеваемость малыша. Однако это не значит, что можно разрешать малышу проводить много времени за гаджетами, так как их бесконтрольное использование может привести к достаточно плачевным последствиям. Ниже представлены все преимущества и недостатки использования телефонов и планшетов детьми.
Если ребенка все сложнее отвлечь от игровых электронных устройств, у него начинает формироваться компьютерная зависимость.
Ее признаки проявляются в следующем:
Родителям следует запомнить, что их ребенок будет нормально и всесторонне развиваться, только если будет достаточно общения с близкими и друзьями, потому разрешая малышу пользоваться гаджетами, нужно придерживаться следующих правил:
Без гаджетов в современном мире невозможно и дети должны учиться ими пользоваться, чтобы использовать все предоставленные ими возможности. Однако родителям нужно сделать все возможное, чтобы телефон, планшет и компьютер не стали проблемой для ребенка, не принесли вред его психике и его здоровью. Чтобы этого не допустить использование гаджетов должно быть грамотным и главное умеренным. Только тогда электронные устройства будут способствовать развитию ребенка.