Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий. Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»

Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий. Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»

Исследований на тему влияния компьютеров и телевидения на детей пока что не очень много, зато есть масса мнений, колеблющихся между двумя полюсами: “Пусть торчит в компьютере. Все так делают и ничего!” и другое: “Гаджеты грозят страшными опасностями и разрушают мозг”. Имеет смысл рассмотреть возможные опасности и выяснить, стоит ли волноваться.

Что может быть проблемой?

1. Неподвижность ребенка

Редкие дети бегают по комнате во время просмотра мультфильма, обычно увлеченный малыш терпеливо сидит на одном месте, забыв о том, что ему нравится кататься на ледянке с дивана. Отсюда популярность планшетов в самолетах и в очередях в поликлинику. Но как только вы выходите из самолета, неподвижность перестает быть плюсом, от нее и в самом деле страдает детское развитие. Казалось бы, час просмотра погоды не сделает. Еще как сделает - уверены американские ученые. Они провели исследование с участием 11 тыс. детсадовцев, и ответственно заявили, дети, смотрящие ТВ хотя бы час в день, более склонны к полноте, чем их товарищи, которые проводят у монитора меньше часа .

2. Отсутствие сенсорных стимулов

Обычно мы радуемся развивающим игрушкам на планшете. Малыш бодро перетаскивает красные квадратики в одну сторону, а зеленые кружочки - в другую, рисует, возя пальчиком по стеклу, или делает прически виртуальным куколкам. Казалось бы, торжество логики и креатива. На деле гораздо ценнее для мозга было бы дать ребенку настоящий сортер, пупса со вздыбленными волосами и реальный деревянный карандаш с бумагой. Мозг ребенка нуждается в мультисенсорной среде, с богатством тактильных ощущений: пусть он рисует, но он чувствует структуру бумаги, слышит, как она шуршит, ощущает, что есть нажать на фломастер посильнее, можно продырявить бумагу и рисовать на полу. О том, что ребята, которые собирают “лего” преимущественно в планшете, много теряют в плане развития, аргументированно расуждает нейропсихиатр и доктор медицины Тео Компернолле в книге “Мозг освобожденный”.

3. Торможение в навыках

Уже упомянутый доктор Компернолле, настаивает, что серьезная проблема ребенка с гаджетами не том, что он делает, а в том, чего он не делает: не используют тонкую зрительно-моторную координацию, какая понадобилась бы, завязывай он в этот момент шнурки, не играет, не фантазирует, не учится говорить, выражать эмоции. О связи задержки речевого развития и гаджетов, специалисты говорят давно, а американский исследователь Димитри Кристакис опубликовал неожиданные результаты исследования. Согласно им дети, которые смотрели обучающие программы Baby Einstein, выучили меньше слов за то же время, чем дети, которые не смотрели обучающих передач. Это не удивительно: если мы не применяем какой-то навык, он начинает деградировать. Ребенок, который воспитан мигающими экранами, в способах выражения эмоций будет проигрывать приятелю, который проводил время в компании глухонемой няни.

4. Волевая недостаточность и творческое бездействие

Мультфильмы и забавная игра с прыгающими лягушками не требуют от ребенка никаких усилий по концентрации. Даже наоборот - стоит приложить усилие, чтобы оторваться от экрана. Почти все видеоприемы: громкие звуки, яркие краски, меняющиеся ракурсы, преувеличенные эмоции, - нацелены на удержание внимания. Мы невольно поворачиваем голову в сторону телеящика, и прилипаем к нему взглядом: так срабатывает ориентировочный рефлекс. Нам, родителям, конечно, не очень приятно, что отпрыск сидит привязанный каким-то непонятным рефлексом. Мы хотим, чтобы он занимался созидательным делом, играл, фантазировал, творил. Но и здесь могут быть сложности. Некоторые специалисты, такие, например, как немецкий ученый Райнер Пацлав, полагают, что нашпигованные готовыми образами мультфильмы, мешают малышам создавать свои собственные. Вместо синезубого чешуйчатого рукокрыла ребенок в сотый раз рисует вам Машу и медведя. Ребенку не хочется творить, спасибо, он уже насытился чужим творчеством.

5. Сомнительные эстетические образцы

Большинство родителей вынуждены жить в окружении дьявольских существ: плюшевых “ангри-бердсов”, семейки милых пони оттенка “розовый с вырви-глаз-блестками” и бессчетных копий человека-паука. Детская видеопродукция делается с таким расчетом, чтобы быть понятной, плоской и не в меру яркой, это замечал любой человек, который искал ребенку приложения в планшете. Чтобы обнаружить в куче мусорной продукции жемчужное зерно, нужно потратить уйму времени, а потом махнуть на все рукой и поставить признанный шедевр: “Аленький цветочек” 52 года, “Короля льва” или что-нибудь из Миядзяки.

Что делать?

Советы, которые помогут детям приручить технологии, нам помогла сформулировать психолог и педагог Ирина Беляева

  1. В отношения гаджетов и детей, важна и мера, и возраст ребенка. Есть рекомендованные нормы, ВОЗ, в частности, предлагает ребят до трех лет вообще не подпускать к экранам, с трех до семи лет - смотреть до получаса в день, а в младшем школьном возрасте не утыкаться в планшеты больше чем на 50 минут. Пусть для многих эти нормы окажутся не очень реальными, но все же к ним надо стремиться.
  2. До дошкольного возраста гаджеты лучше всего вообще убрать на верхнюю полку. Потом нужно ставить ограничения, контролировать их использование и договариваться о правилах. Порассуждайте с ребенком о том, что именно он делает в компьютере: использует его для саморазвития или бездумно следует за рекламой и развлечениями.
  3. Не всегда книга все, а компьютерная игра - ничего. Следите за контентом: он может быть разным, но всегда качественным.
  4. Поиграйте сами в игру ребенка, вникните, почитайте обзоры или обсудите на форуме, “почему паладины отхиливаются на фул хп”. Это сблизит вас с ребенком, вы поймете, что он в этом подземелье нашел, кроме волшебной мантии, а он в свою очередь перестанет смотреть на вас, как на не в меру бодрого динозавра.
  5. Учите детей мыслить последовательно и фокусировать внимание. Опасные покемоны не должны отвлекать малыша от сборки башенки из кубиков. Три горящих экрана в той же комнате, собьют с толку и помешают доделать верхнюю площадку для вертолета. Многозадачный режим - это никакой не плюс новой цивилизации, а всего лишь состояние рассеянного внимания, в котором домашнее задание по чтению, скорее всего, выполнить не получится.

В современном мире дети едва ли не с рождения легко управляются с компьютерами, телефонами, планшетами, часто объясняя родителям, как справиться с той или иной технической новинкой. Вроде бы в такой ситуации есть плюсы, ведь такая сообразительность указывает на то, что ребенок внимателен и легко обучается. Но есть и менее радужная сторона: многочисленные исследования доказали, что активное использование гаджетов пагубно влияет на детей, лишая их множества простых радостей и впечатлений, необходимых для полноценного развития. Как же разрешить это противоречие, ведь полностью отказаться от гаджетов просто невозможно. И каковы плюсы и минусы раннего технического развития?

Немного статистики

По данным ЮНЕСКО 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет находятся перед экранами 28 часов в неделю или примерно 4 часа в день. Причем в большинстве случаев общение со взрослыми занимает гораздо меньше времени. Разумеется, отвлечение ребенка мультиками, видеоиграми, передачами высвобождает для родителей несколько часов времени для занятия своими делами, но все это время ребенок практически изолирован от внешнего мира, что чревато неприятными последствиями, которые в дальнейшем скажутся на его психическом здоровье.

Социальные исследования, проведенные среди малышей дошкольного возраста, показали, что дети, у которых есть гаджет-зависимость, существенно отстают в развитии речи от детей, которые почти не пользуются электронными устройствами.

Замена книжек, сказок, общения с родителями просмотром мультиков и играми приводит к тому, что «экранные дети» начинают говорить позже сверстников, их речь скудна, а словарный запас невелик. У таких детей часто ярко выражены дефекты речи.

На сегодня нарушения развития речи наблюдаются у 25% четырехлетних детей. Для сравнения, 40 лет назад такая проблема была только у 4% малышей, то есть, число нарушений увеличилось в 6 раз.

В чем же заключается вред гаджетов?

Для полноценного развития ребенку требуется постоянный контакт с миром. Это и живое общение, и игры с разнообразными игрушками и бытовыми вещами, и исследование квартиры, и игры на природе, где есть возможность увидеть и потрогать всевозможные предметы, услышать новые звуки. Все это получает у малыша эмоциональный отклик, поскольку каждое действие ребенок пропускает через свое сознание, обдумывает и складывает на нужную полочку, а влияние каждого фактора усиливает обсуждение с взрослым.

А вот гаджеты дают ребенку только картинку, которая неспособна вступить в диалог. Разумеется, мультики, детские передачи что-то рассказывают юному зрителю, но они не реагируют на конкретного малыша, не отзываются на его действие, а просто завораживают мельканием разноцветных образов.

Более того, до определенного возраста малыша привлекает исключительно яркие картинки, которые, словно в калейдоскопе, сменяются на экране. Ребенок не способен воспринимать сюжет, понимать особенности характера персонажа и оценивать его действия. С таким же интересом малыш будет смотреть и стиральную машинку. При этом попытки отвлечь от экрана приводят к истерикам, ведь для того, чтобы сформировалась зависимость от гаджетов, много времени не нужно, а отказаться от привычного удовольствия ребенок уже сможет с трудом.

Но самый большой минус подобного времяпрепровождения в том, что мультфильмы и игры не способствуют развитию воображения, не формируют моральную базу – они поставляют готовое изображение, которое не требует осмысления, поэтому ребенок ничему не учится.

Такое поверхностное восприятие приводит к нарушению психического здоровья и возникновению болезни, которая в современном мире получила название «дефицит концентрации».

Симптомы «дефицита концентрации»:

  • Неспособность ребенка сосредоточиться на одном занятии;
  • Отсутствие длительного интереса к одному делу;
  • Повышенная рассеянность;
  • Гиперактивность.

У детей развивается клиповое мышление, из которого они быстро переключаются, часто отвлекаются, постоянно ищут новые впечатления, но при этом не способны охватить информацию целиком и связать между собой отдельные факты. Из таких детей вырастают невнимательные взрослые, которые с трудом воспринимают новую информацию на слух, а чтение считают каторгой.

И конечно, постоянно нахождение перед экраном негативно влияет на физическое здоровье детей и подростков: ухудшается зрение, портится осанка, телу не хватает выносливости и силы, ведь на зарядку обычно просто не хватает времени.

А ведь все это можно предотвратить, если вовремя уделить внимание своему ребенку и, изучив тему «дети и гаджеты», найти альтернативу экранным развлечениям.

Как извлечь из гаджетов пользу

Конечно, технический прогресс имеет и свои плюсы, поэтому нельзя полностью изолировать ребенка от компьютеров и телефонов. Чтобы сделать устройства другом ребенка и не спровоцировать гаджет-зависимость, важно найти оптимальное время для игр с ними. Врачи рекомендуют придерживаться уже проверенного графика:

Крох до 3 лет лучше не сажать перед экраном вообще. Отвлекайте их книжками, развивающими игрушками, изучением всего, что безопасно. Если ребенку не показывать мультики, он и не будет о них вспоминать, а уж отсутствие компьютерных игр точно не скажется отрицательно на его здоровье.

  1. 15 минут достаточно для детей 3-5 лет;
  2. 20 минут — для 6 лет;
  3. полчаса допустимы для семи- восьмилеток;
  4. 40 минут — оптимальное время для 10-12 лет;
  5. Время для подростков 13-14 лет – 50 минут.

Разумеется, чем старше ребенок, тем сложнее проконтролировать время его пребывания за компьютером, особенно, если родители постоянно на работе, а школьник предоставлен сам себе. Можно ставить на гаджеты пароли, устанавливать родительский контроль и прочими способами преграждать путь к компьютеру, но будет ли результат?

Важно как можно раньше привить ребенку интерес к «живым» занятиям, пробудить жажду чтения, найти хобби, записать в секции, которые обеспечат общение и развитие, а также минимизируют влияние гаджетов на жизнь подростков.

И главное – объясняйте ребенку, как пользовать гаджетами с максимальной пользой. Зачастую дети бесполезно проводят время за компьютером, потому что просто не знают всех его возможностей. Пусть ребенок ведет электронный дневник, учит язык в игровой форме, читает интерактивные книги и развивает полезные навыки самостоятельности и ответственности.

Только от вас зависит, насколько крепким будет здоровье и острым ум вашего ребенка. Не доверяйте его воспитание гаджетам, если не хотите потом пожинать плоды своего легкомысленного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.

Плюсы использования гаджетов

  1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
  2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.

Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям до 3-х лет заниматься с устройствам не более часа в день, каждые 20 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.

Минусы использования гаджетов

  1. «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
  2. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят часто сутулясь, а это это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.
  3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
  4. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.
  5. Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры где много крови и ужасов.

Зависимость от гаджетов и как её избежать

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

  • Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.
  • Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
  • Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил.

  1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас.
  2. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.
  3. Не используйте гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик.

Кстати, давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ГКП

Тема: « Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)»

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны.

Цель: объяснить родителям плюсы и минусы современных гаджетов.

Основные вопросы для обсуждения:

  • Плюсы гаджетов. Какие причины мешают родителям пожалеть ребенка.
  • Минусы гаджетов. Крайности в воспитании ребенка.
  • Время «работы» с гаджетов.
  • Зависимость от гаджетов.

Телевизор, планшет, компьютер, игровая приставка, смартфон - эти гаджеты «украли» у нас детей в свой цифровой мир. Не без нашего содействия.

Последние исследования приводят грустные цифры. 66 % детей до двух лет смотрят телевизор! В среднем эти малыши проводят более 50 минут в день перед экраном. Дети 5-16 лет развлекаются с гаджетами примерно 6-7 часов в день! И чем старше ребенок, тем больше он к ним привязан: так, восьмилетняя девочка в среднем посвящает 3,5 часа гаджетам, а «цифровое время» подростков составляет почти 8 часов.

11 % детей до 8 лет имеют в распоряжении свой собственный смартфон, айпад или планшет (данные исследований доктора Брента Конрада, клинического психолога, и американской фирмы Childwise, ежегодно составляющей отчеты для BBC).

С точки зрения логики, в этом нет ничего удивительного. В цифровой век без гаджетов не обойтись, и чем раньше ребенок освоит электронные приборы, тем лучше он вольется в современный мир - логично? Запретить их - все равно что запретить ребенку развиваться в ногу со временем. Почему же тогда специалисты в один голос кричат, что гаджеты вредны?

7 причин ограничить электронное время

Несколько лет назад Американская Академия Педиатрии и Канадское Педиатрическое Сообщество рекомендовали детям до двух лет запретить всякое общение с электроникой, детям от трех до пяти - ограничить электронное время одним часом в день, а детям 6-18 лет - двумя часами. Опираясь на ряд исследований, специалисты назвали причины, почему это стоит сделать.


Правила, которые работают

  • Не просматривай планшет или телефон во время еды или во время разговора с ребенком - он будет стараться делать аналогично.
  • Если родителям приходится дома работать на компьютере, они должны четко объяснить ребенку: «Сейчас мне необходимо доделать отчет. Это займет полтора часа». Желательно при этом отправиться в свою комнату.
  • Телефон - приватная вещь, это же касается и смартфона ребенка: не просматривай его без разрешения.
  • Для подростка смартфон - прежде всего средство коммуникации со сверстниками. Ограничивать необходимо «игровое» время.
  • Полный запрет на гаджеты не сработает, он вызовет лишь ожесточение. Нужно договариваться.

Правила профессора Нойса

В теории все ясно: долг родителей - ограничить детское время у экранов. Но как это сделать на практике? Немецкий ученый и медиапедагог профессор Норберт Нойс, сам отец двоих сыновей, разработал ряд практически советов для родителей.

  • Установи строгие правила. Например, подпиши с ребенком договор.

Объясни, что его электронное время включает в себя все гаджеты: и планшет, и компьютер, и телевизор. Профессор Нойс, в отличие от американских педиатров, считает, что малышу 3-6 лет достаточно проводить 20-30 минут в день перед экраном, ребенку 7-10 лет - 30-45минут, подростку 11-13 лет - около часа в день. Четко озвучь выбранное время и следи, чтобы предписания реализовывались. Например, сын или дочь получает планшет после выполнения домашнего задания, при этом мама или папа (а в будущем и сам ребенок) записывает время начала и окончания электронного сеанса.

Если школьник использует компьютер с учебной целью (например, ищет материалы для реферата), то он получает дополнительные минуты. «Переигранное» время вычитается из завтрашнего дня. Если правила не соблюдаются, то ребенок на какой-то период остается без гаджетов. Контролирует выполнение договора родитель!

  • Применяй гаджеты с пользой. Есть разница, что делает ребенок за компьютером или планшетом: смотрит развивающие передачи либо видео, как играть в «Майнкрафт», учится английскому или выпускает пар в «стрелялках».

Профессор советует поощрять любые учебные видеоматериалы. Сейчас есть много сайтов с игровыми заданиями: возможно, твой малыш увлечется ими гораздо больше, чем бессмысленными играми.

  • Контролируй контент. Очень важно следить за содержанием передач, которые смотрит ребенок.

В интернете нет цензуры. И многие родители очень удивляются, когда узнают, какие ролики и с какой лексикой смотрят их дети. Стоит потратить время, разобраться в настройках и установить запрет на определенные ключевые слова и сайты. Также есть программное обеспечение с фильтрами, которое можно установить на компьютер. Интересуйся тем, что делает ребенок в интернете, в каких социальных сетях он зарегистрирован. Совет от профессора Нойса - общий семейный компьютер. Не стоит дарить ребенку собственный лэптоп или планшет, тогда риск потерять контроль за контентом выше.

  • Озвучь правила безопасности в Сети. Тинэйджеру расскажи о правилах онлайн-общения: не сообщать в переписке подробности о себе и своей семье, никому не давать адрес и телефон, не встречаться в реальности.

Объяснения подкрепи реальными историями. Если сын или дочь хочет иметь профиль в соцсети, настройте его вместе. Покажи, как сделать профиль видимым только для друзей; объясни, какую инфор- мацию о себе можно выкладывать в Сеть, а какую нет.

  • Подавай пример. Если сами родители все вечера проводят у телевизора или не отрывают взгляд от смартфона, они не смогут убедить детей в том, что это нездорово.

К сожалению, односторонние правила не работают. Если мы хотим ограничить электронное время детей, то нам самим придется оторваться от гаджетов и посмотреть... в сторону наших мальчиков и девочек. Профессор советует показать ребенку на собственном примере, чем еще интересно заниматься, кроме гаджетов. По вечерам делайте вместе поделки, играйте в настольные игры,фотографируйте, читайте вслух, готовьте деликатесы. В выходные обязательно выезжайте куда-то, активно познавайте окружающий мир, приглашайте в гости друзей.

И еще очень важное правило: чем меньше свободного времени остается у школьника, тем меньше он будет проводить его с электроникой. Поэтому выберите вдвоем несколько действительно интересных кружков или секций.

Кстати, таким кружком может быть и компьютерная школа. Освоить основы программирования, Photoshop или InDesign - лучшее вложение в будущее, чем просто компьютерные игры. Подростка, интересующегося компьютером, стоит отдать на курсы web-дизайна или полиграфии: тогда к 18 годам у него уже будет профессия, а компьютер он будет рассматривать как рабочий инструмент, а не как средство для развлечения.

Сегодня человек никак не может обойтись без телефона, компьютера или планшета. Гаджеты ныне незаменимы как в работе, так и в получении определенных услуг. С их помощью удается поддерживать связь с близкими людьми, поэтому важность телефонов и прочих технологических инноваций переоценить сложно. Как же быть с детьми, ведь ежедневно в СМИ появляется информация про вред гаджетов?

Прежде всего не следует воспринимать современные электронные устройства как сущее зло, это обычная компьютерная техника, которая значительно упрощает жизнь. Также не стоит забывать и о том, что уже в начальной школе умение работать с компьютером нужно будет обязательно и оно будет влиять на успеваемость малыша. Однако это не значит, что можно разрешать малышу проводить много времени за гаджетами, так как их бесконтрольное использование может привести к достаточно плачевным последствиям. Ниже представлены все преимущества и недостатки использования телефонов и планшетов детьми.

Плюсы использования гаджетов

  • Развлечение в минуты ожидания. Мало кому нравятся очереди или долгая дорога, а если еще и ребенок капризничает, то и без того стрессовая ситуация ухудшается в разы. А вот если ему дать в руки телефон с любимой игрой или включить мультик, ожидание не будет таким мучительным.
  • Познание в развлекательной форме. Не обязательно смотреть на планшете только мультики, можно предложить малышу и различные познавательные передачи для детей. Есть специальные игры, которые помогают детям быстрее выучить цифры и буквы. Такие развивающие программы можно включать уже с двух лет, но не стоит забывать, у каждой игры или приложения есть возрастное ограничение. Также нужно следить и за тем, сколько времени малыш провел за компьютером. Так, если это трехлетний кроха, его лимит – час перед компьютером каждый день. Также важно каждые 20 минут делать отдых для глаз, можно ребенка попросить погулять или же сделать вместе с ним специальную гимнастику для глаз. Ребенку чуть старше можно разрешать сидеть перед компьютером чуть больше, однако перерывы каждые 20-30 минут не отменяются.

Минусы использования гаджетов

  • Развивающий эффект имеет односторонний характер. Имеется в виду то, что для маленького ребенка недостаточно только видеть изучаемый предмет, из-за этого информация становится недостаточной и однобокой. К примеру, для того, чтобы осознать, что мяч круглый, недостаточно видеть его изображение, так как должны быть задействованы все органы восприятия, в том числе и органы осязания. Мяч нужно не только видеть, но и трогать, ощущая руками все его грани. Именно тогда малыш запомнит форму предмета и информация будет освоена в полной мере.
  • Вред для здоровья организма. Длительное времяпровождение возле гаджетов приводит к тому, что у него уже через месяц начинает слабеть зрение. То есть если малыш больше 20 минут в день смотрит мультики или играет в игры, это негативно сказывается на остроту его зрения. Негативное влияние гаджетов на здоровье проявляется и в том, что проводя много времени перед компьютером или планшетом дети меньше двигаются и как следствие, у них может появиться лишний вес. Проблемы с осанкой, в том числе искривление позвоночника становятся последствием того, что ребенок, пользуясь электронными устройствами, часто сутулится.
  • Отсутствие творческого развития. Игры в гаджетах кажутся очень яркими, но на самом деле они снижают творческую активность, так как возможности малыша ограничены установленными опциями. Для полноценного развития ребенок должен работать с настоящими материалами — клеить, рисовать и комбинировать.
  • Сосредоточение на виртуальном мире. Такая губительная для психики ребенка трансформация происходит в случае, если малыш очень много времени проводит за гаджетами. Он отдает преимущество яркому виртуальному миру, в котором он может играть любую роль и практически выпадает из реального мира, ограничивая свое общение и взаимодействие с близкими людьми.
  • Развитие психических расстройств. Если ребенок отдает преимущество играм, в которых много крови или смотрит по гаджетам фильмы ужасов, могут начаться проблемы с психикой.

Если ребенка все сложнее отвлечь от игровых электронных устройств, у него начинает формироваться компьютерная зависимость.

Ее признаки проявляются в следующем:

  • Реальная жизнь не представляет интереса для малыша, он не хочет играть в игрушки и избегает игр с другими детьми.
  • Отношения с отцом и матерью становятся для ребенка второстепенными, совместного времяпровождения становится все меньше, вместо этого малыш пользуется планшетом и компьютером.
  • Запрет или ограничение пользования гаджетами приводят к истерике или бурным эмоциям.

Правила пользования гаджетами ребенком

Родителям следует запомнить, что их ребенок будет нормально и всесторонне развиваться, только если будет достаточно общения с близкими и друзьями, потому разрешая малышу пользоваться гаджетами, нужно придерживаться следующих правил:

  • Пользоваться электронными устройствами малышу можно только в пределах 20 минут. Превышать норму не следует, даже если ребенок будет сильно протестовать. Родителям следует запомнить, что именно на них возлагается ответственность за здоровье их ребенка, потому в таких важных вопросах нужно проявить твердость и непоколебимость.
  • У каждого фильма и игры есть возрастные ограничения, поэтому не стоит показывать шестилетнему ребенку боевики, даже если их главный герой – супергерой, которого малыш очень любит. Если по возрасту игра, кино или мультик подходят ребенку, не лишним будет просмотреть ее вместе с ним, так как производители порой умышленно занижают возрастные критерии, чтобы увеличить число потенциальных пользователей продукта.
  • Гаджет не должен становится вещью, с помощью которой можно «избавиться» от внимания ребенка. Да, если нужно просидеть в очереди час, гаджет можно использовать, чтобы развлечь малыша, но пользоваться этим приемом всякий раз, когда чадо стремиться получить родительское внимание, не стоит. К примеру, если маме нужно приготовить обед, то почему бы не попросить кроху помочь. Пока мама делает печенье, пусть он повозится с тестом.
  • Играть в электронные игры перед сном категорически нельзя, так как это может негативно повлиять на здоровый и крепкий сон малыша. Перевозбудившись, ребенок может не уснуть или же может беспокойно спать целую ночь.

Без гаджетов в современном мире невозможно и дети должны учиться ими пользоваться, чтобы использовать все предоставленные ими возможности. Однако родителям нужно сделать все возможное, чтобы телефон, планшет и компьютер не стали проблемой для ребенка, не принесли вред его психике и его здоровью. Чтобы этого не допустить использование гаджетов должно быть грамотным и главное умеренным. Только тогда электронные устройства будут способствовать развитию ребенка.

Дети и гаджеты: влияние на психику ребенка в разном возрасте (видео)