Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Сабвуфер — блажь молодежи или незаменимая вещь в автомобиле? Всё о сабвуферах. Советы начинающим и имеющим саб

Сабвуфер — блажь молодежи или незаменимая вещь в автомобиле? Всё о сабвуферах. Советы начинающим и имеющим саб

Желание создать в автомобиле мощную аудиосистему, способную воспроизводить весь частотный диапазон, привело к использованию акустики, содержащий высокочастотные (твитеры), среднечастотные и низкочастотные (сабвуферы) компоненты. Здесь поговорим об НЧ-звене аудиосистеме — сабвуферах, их типах, характеристиках, конструкциях и особенностях установки.

Назначение сабвуфера

  • Бесконечный акустический экран (открытое оформление, free air);
  • Закрытый ящик (ЗЯ, closed box);
  • Фазоинвертор (ФИ, vented box);
  • Полосовой ящик (bandpass);
  • Пассивный излучатель (пассивный радиатор, passive radiator, radpass).

Каждый тип сабвуфера имеет свои преимущества и недостатки.

Бесконечный акустический экран. Наиболее простой тип акустического оформления, в «исконном» варианте динамик помещается в центр большой доски. Однако чаще используется другой вариант динамика — ящик большого размера. В случае автомобиля таким ящиком служит багажник. Данную схему можно реализовать только в автомобилях в кузове седан, однако она позволяет добиться отличных результатов — очень глубокий и мощный бас.

Закрытый ящик. Эта схема проста (а поэтому дешева), так как динамик просто помещается в герметичный ящик того или иного объема. Чем объем больше — тем лучше, однако всегда есть ограничение. Недостатком схемы ЗЯ является низкая эффективность — она не позволяет воспроизводить самые низкие частоты, поэтому сейчас используется редко и только в недорогих аудиосистемах.

Фазоинвертор. Самая распространенная на сегодняшний день схема, она позволяет добиться воспроизведения самых низких частот. Фазоинвертор представляет собой ящик, в котором предусмотрен канал определенной площади и длины — это и есть фазоинвертор. Параметры фазоинвертора подбираются таким образом, чтобы проходящие через него волны от обратной стороны диффузора динамика встречались с волнами от передней стороны диффузора в одной фазе.

Полосовой ящик. Это разновидность фазоинвертора, сегодня она получила широчайшее распространение. Представляет собой ящик с перегородкой и фазоинвертором (иногда с двумя и более), динамик установлен внутри ящика, в перегородке, а звук излучается через порт фазоинвертора. Полосовой ящик позволяет создать сабвуфер малых габаритов, но с отличной способностью воспроизводить даже самые низкие частоты.

Пассивный излучатель. Интересное решение, эффективность которого в ряде случаев превышает эффективность ФИ и бандпасса. Представляет собой закрытый ящик, в котором установлена активная головка и идентичная ей по характеристикам пассивная (так называемый радиатор). При работе активного динамика диффузор радиатора движется в такт, но в противофазе, и при определенном соотношении расстояний между динамиками и их размерами достигается высококачественное воспроизведение самого глубокого и насыщенного баса. Однако данная конструкция имеет существенный недостаток — она сложна в настройке и характеристики воспроизведения звука зависят от очень многих параметров.

Также в отдельную категорию можно выделить компактные сабвуферы (compact sub), обустроенные в передней панели автомобиля или под пассажирским сиденьем. Однако это в любом случае будет либо закрытый ящик, либо фазоинвертор, но более дешевый и с несколько заниженными характеристиками.

Пассивные и активные сабвуферы

Все обычные акустические системы для автомобиля пассивные, то есть они подключаются к автомагнитоле или к отдельному усилителю. Однако сабвуферы могут быть как пассивными, так и активными, причем активные сейчас получили наибольшее распространение, что, в общем-то, и неудивительно.

Низкочастотные динамики всегда имеют более высокую мощность, чем среднечастотные и высокочастотные, поэтому для их питания необходимы мощные усилители. Оптимальное решение — предусмотреть в сабвуфере собственный усилитель, вход которого просто подключается к линейному выходу магнитолы или к соответствующим выходам кроссовера.

Активные сабвуферы безразличны к мощности головного устройства автомобильной аудиосистемы, однако они более сложные и дорогие. Пассивные сабвуферы более простые и дешевые, но подключить их можно только к магнитоле, у которой есть отдельный усилитель и специальный выход на сабвуфер.

Выбор типа сабвуфера зависит от типа аудиосистемы, и этот выбор необходимо сделать так, чтобы по максимуму реализовать возможности системы.

Характеристики сабвуферов

Сабвуферы обладают теми же характеристиками, что и другие акустические системы, хотя здесь есть свои особенности. Наибольшее значение имеют следующие характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых частот;
  • Мощность;
  • Калибр;
  • Чувствительность;
  • Импеданс (номинальное сопротивление);
  • Резонансная частота;
  • Эквивалентный объем.

Диапазон частот. Показывает, какие частоты способен воспроизводить сабвуфер, сегодня чаще всего встречаются сабвуферы с воспроизводимым диапазоном частот от 20 до 200 Гц, однако верхняя граница может быть намного ниже — 150 или даже 100 Гц.

Мощность. Сабвуферы — это мощные акустические системы, в автомобили редко ставят сабвуферы мощностью менее 100 Вт, чаще всего мощность лежит в пределах 150-250 Вт (этого в большинстве случаев достаточно). Но в продаже есть и изделия мощностью до 1000 Вт и более.

Калибр. Здесь речь идет о диаметре НЧ-динамика. Наибольшее распространение получили динамики диаметром 8, 10, 12 и 15 дюймов (20, 25, 30 и 38 см). Чаще всего находят применение НЧ-головки калибра 10 и 12 дюймов.

Чувствительность. Этот параметр важен для пассивных сабвуферов и отдельных НЧ-динамиков. Чувствительность невысока (в пределах 90 дБ), хотя это и неудивительно — диффузор большого диаметра «раскачать» очень непросто. Отсюда и такая высокая мощность НЧ-динамиков.

Импеданс. Эта характеристика тоже важна для пассивных сабвуферов и отдельных НЧ-динамиков. Оптимально импеданс сабвуфера должен совпадать с выходным сопротивлением усилителя магнитолы.

Резонансная частота и эквивалентный объем — характеристики, важные для отдельных НЧ-динамиков, на основе которых планируется собрать сабвуфер. Они определяют, какое акустическое оформление будет лучшим для данного динамика. Для готовых корпусных сабвуферов эти параметры вторичны (точнее — они вторичны для покупателя).

Особенности установки и подключения сабвуфера

Способ установки сабвуфера зависит от типа кузова автомобиля и типа сабвуфера. Чаще всего используются следующие схемы.

Седан. Сабвуфер устанавливается в багажнике, динамик и фазоинвертор (или фазоинвертор в случае бандпасса) направляются в сторону спинки сиденья, либо непосредственно под сиденье в центре. При этом между стенкой и сабвуфером должно быть расстояние 8-10 см.

Хэтчбек (короткое багажное отделение). Сабвуфер располагается таким образом, чтобы динамик и порт фазоинвертора были направлены либо вверх (лучше даже под некоторым углом, то есть — вверх и назад), либо вдоль длинной стороны багажника. Направив динамик в сиденье, вы рискуете значительно потерять в мощности и качестве звука.

Универсал (большое багажное отделение). Лучшее решение — установить сабвуфер динамиком и портом фазоинвертора назад.

При установке сабвуфера сразу необходимо подумать о его подключении к аудиосистеме и (в случае активного сабвуфера) к электропроводке автомобиля. Этому необходимо уделить самое серьезное внимание, ведь сабвуфер потребляет большую мощность, а значит, при работе аудиосистемы на высоких уровнях громкости по автомобильной проводке будут протекать значительные токи (десятки ампер) — это грозит чрезмерным нагревом и даже пожаром.

Поэтому подключать активный сабвуфер к проводке необходимо с применением проводов большого сечения (для этого продаются специальные провода) с установкой соответствующих предохранителей. Причем подключение производится одним проводом, а второй подключается к «массе», то есть — непосредственно к кузову автомобиля.

Провода большого сечения необходимо использовать и для подключения НЧ-динамика или пассивного сабвуфера — по ним, особенно на больших уровнях громкости, тоже протекают немалые токи, да и в проводах малого сечения значительны потери мощности.

Правильно установленный сабвуфер — это и глубокий бас, и пожарная безопасность. Поэтому данной операции необходимо уделять самое серьезное внимание.

Выбор сабвуфера зависит от многих факторов, и очень часто этот выбор сводится к череде вопросов и ответов.

Самостоятельная сборка или готовый корпусный сабвуфер? Если вы самостоятельно хотите изготовить сабвуфер, то выбор нужно делать в пользу отдельных НЧ-динамиков, если же вы хотите без лишних забот получить бас в машине, то берите готовый (корпусный) сабвуфер.

Активный или пассивный? Здесь все зависит от того, какая магнитола установлена в машине: если в ней предусмотрен отдельный усилитель для сабвуфера, то выбор очевиден — недорогой пассивный сабвуфер. Если же такого усилителя в магнитоле нет, то решением станет активный сабвуфер. В последнем случае можно приобрести сабвуфер практически любой мощности.

Большой или маленький? Выбор калибра динамика и размера корпуса зависит от габаритов автомобиля — в компактную машину просто не влезет большой сабвуфер, а маленький не обеспечит достаточного количества баса в большом автомобиле. На практике чаще выбирают сабвуферы с головками калибра 10 и 12 дюймов.

Остальные характеристики сабвуферов — материал диффузора, магнит, внешнее оформление — играют уже не такую важную роль (конечно, профессионалы это утверждение оспорят, но для автовладельца неважно, из чего сделан диффузор, или из какого металла выполнена катушка — для непрофессионала все НЧ-динамики издают одинаковый звук).

Эксплуатация сабвуферов мало чем отличается от эксплуатации обычных акустических систем , хотя здесь и есть некоторые особенности. Для обеспечения долгой и надежной работы можно следовать нескольким простым рекомендациям.

Прогрев нового сабвуфера. Новый динамик не всегда обладает заявленными характеристиками, так как его подвес еще не приобрел необходимую эластичность, а движущиеся детали не притерты. Решает эту проблему так называемый прогрев — работа акустики со все возрастающим уровнем громкости в течение 20-30 часов (конечно, с перерывами). Чтобы прогреть динамики, рекомендуется прослушивать самую разную музыку, и лучше такую, в которой присутствует достаточно количество басов. Еще лучше использовать диски со специальными треками.

Включение и выключение аудиосистемы. Включать и выключать акустику лучше на небольших уровнях громкости — подача сигнала слишком высокого уровня чревата выходом акустики из строя. Современные системы обычно имеют защиту от подобных ситуаций, но лучше не рисковать.

Защита сабвуфера от пыли, грязи и механических повреждений. Располагаясь в багажнике, сабвуфер подвергается негативным воздействиям — пыль, грязь, наличие инструментов, багажа и т.д. Все это может отрицательно сказываться на динамике (особенно, если он выведен наружу, в этом отношении бандпасс очень привлекателен, так как динамик спрятан внутри ящика), корпусе и проводах. Предотвратить неприятные ситуации можно только аккуратностью и защитой багажника от грязи.

При правильной эксплуатации сабвуфер, как и вся аудиосистема, будет работать долго и надежно, обеспечивая музыку качественным, содержательным, глубоким и насыщенным басом.

Акустика компьютера или музыкального центра не способна полностью погрузить своего владельца в звуковое окружение, буквально заставляя чувствовать музыкальный концерт или спецэффекты фильма кожей? Проблему можно решить, если правильно выбрать сабвуфер. Сегодня такие устройства предлагают многие производители. Главное — при покупке знать, на какие параметры нужно обращать внимание.

Сабвуфер — это специально разработанное устройство, которое решает одну простую задачу: воспроизведение низких частот. Человеческое ухо начинает воспринимать вибрации от 20 Гц. У особо чувствительных личностей этот показатель может быть ниже.

Проблема обычных колонок в том, что они технически не способны качественно воспроизводить низкие частоты. Несмотря на то, что указанные в документации параметры гласят, что рабочий диапазон составляет, например, 20-45000 Гц, на практике двухполосная акустика звучит несколько плоско. Происходит это по следующим причинам:

  1. Ни одно устройство не способно показывать одинаковую эффективность на всем диапазоне возможных частот. По краям обязательно происходит провал АЧХ. Большинство современных устройств не способны качественно воспроизводить частоты до 400 Гц.
  2. Диаметр динамиков двухполосных колонок недостаточен для резких бросков давления. Этот параметр и формирует сочный и густой бас.
  3. При работе широкополосного динамика резко сужается частотный диапазон. Сигнал усредняется из-за инерции мембраны, недостаточно быстрой реакции катушки. В результате добиться сочных басов просто нереально.

Характеристики сабвуфера четко показывают, чем он отличается от динамика. Во-первых, у устройства принудительно обрезан рабочий частотный диапазон. У среднестатистической модели сабвуфера он находится в пределах 40-200 Гц. Во-вторых, изделие оснащается действительно большим звукоизлучателем. Диаметр мембраны может составлять 30-50 см для моделей для домашнего пользования и доходить до метра у сценичных сабвуферов.

Виды сабвуферов

Первое, что нужно знать о сабвуфере — модели могут иметь различные типы получения и обработки сигнала.

  1. Пассивный сабвуфер — достаточно простое устройство. Он оснащается фильтром низкий частот, габаритным динамиком. Для раскачки пассивной модели понадобится усилитель, мощность которого превышает показатели аккустического громкоговорителя как минимум в полтора раза (рекомендуемое значение). Никаких обработок и преобразований сигнала, кроме фильтрации частоты в сабвуферах такого типа не предусмотрено.
  2. Активные марки сабвуферов для своей работы не требуют внешнего усилителя. Вся электроника уже есть в инженерном решении модели. В корпус устанавливается динамик, схемы управления, частотной фильтрации, предварительного и окончательного усиления сигнала. Главное преимущество активного саба — его можно легко интегрировать у уже существующую акустическую систему.

Выбор сабвуфера того или иного типа зависит, прежде всего, от возможностей звуковоспроизводящего устройства и условий охлаждения в месте размещения модели. К примеру, для авто не подойдет активный саб. Такое изделие выделяет достаточно много тепла при работе, его нельзя устанавливать в ограниченном, замкнутом пространстве.

А вот для квартиры или в роли дополнения к уже существующей акустике пассивный саб не подойдет. В большинстве случаев для него нет в наличии мощного усилителя, а покупать его отдельно весьма дорого. Поэтому домашние пользователи отдают предпочтение активным сабвуферам.

Конструкционные решения и их особенности

Подобрать сабвуфер можно и по конструкционным особенностям той или иной модели. У всех предлагаемых технических решений есть разница в звучании. Прежде всего, это происходит из-за отличий в схеме движения воздуха.

Закрытый сабвуфер полностью герметичен. У него прочный корпус с установленным динамиком. Обычно это модели пассивного типа. Звучание закрытого саба считается классическим, устройства не страдают реверберацией, не входят в резонанс. Звук минимально искажается.

Но есть у закрытых сабов одна неприятная для пользователя особенность: чем больше динамик, тем значительнее нужна мощность для движения его мембраны с полной амплитудой. На практике это означает, что с ростом диаметра звукоизлучателя — требования к внешнему усилителю растут в геометрической прогрессии.

Сабвуферы с фазоинвертором — оптимальный выбор для дома. Эти устройства звучат сочно и ярко. Они бывают как активными, так и пассивными. Механика их работы основана на обратном движении воздуха через фазоинвертор при колебании мембраны. В результате не создается обратное давление и не требуется резкого скачка требований к усилителю с ростом диаметра динамика.


Фазоинверторные модели предлагают многочисленные фирмы. Они действительно популярны. Но главного недостатка не лишено ни одно изделие такого типа. При мощном гармоническом сигнале могут возникать резонансные явления. Фирма, производящая действительно хорошие фазоинверторные модели предусматривает либо электронные схемы гашения растущей амплитуды колебаний, либо возможность регулирования длины трубки обратного хода воздуха.

Сабвуферы бандпас — наиболее технически совершенные устройства. Они дороги, однако звучат действительно качественно. Кроме этого, только такие модели способны действительно качать воздух, создавая мощные, интенсивные колебания. Конструкция бандпас саба представляет собой комбинацию закрытой и фазоинверторной системы. Корпус устройства разделен на две зоны. В герметичной части устанавливается динамик. Вторая камера работает как объемный фазоинвертор с выходной трубкой резонатора.


Есть у бандпас моделей и недостатки. Во-первых, они габаритные, что понятно по описанию особенностей конструкции. Во-вторых, они, как и закрытые системы, выдвигают растущие в геометрической прогрессии требования к внешнему усилителю при увеличении диаметра динамика. Идеальное решение при покупке бандпас сабвуфера — рассматривать активные типы устройств.

Если нужно выбрать сабвуфер в машину — рекомендуется выбирать так называемые FreeAir устройства. Они реализуют схему работы закрытой системы с воздушной камерой. Эти виды сабвуферов хорошо звучат при установке в багажник, могут использовать пространство салона для формирования глубоких басов. Машина при этом не испытывает никаких вибраций, способных повлиять на долговечность конструкции или функционирование важных систем.


Технические характеристики

При выборе модели сабвуфера в магазине можно как довериться среднестатистическим рекомендациям, так и ориентироваться на любимую музыку или привычное звуковое окружение в фильмах. Выбор делается по следующим параметрам:

  • частотный диапазон должен заявляться не выше 160 Гц. На практике верхняя граница частот будет выше. Однако, среднестатистический показатель при заявленном значении не превышает 200 Гц, что считается нормальным показателем;
  • параметр частоты среза задает границу диапазона, выше которой сигнал будет принудительно подавляться. Идеальным будет подбор модели с регулировкой этого показателя. Изделия с жестко заданной границей, настройка которой не предусмотрена, должны характеризоваться заявленной частотой среза в 160-200 Гц;
  • звуковое давление — этот параметр хорошо характеризует ход мембраны динамика. Он характеризует максимальную громкость, однако не обязательно напрямую коррелирует с мощностью сабвуфера;
  • чувствительность отвечает за скорость реакции системы на колебания сигнала. Чем выше этот параметр — тем легче работать усилителю. Есть и обратное правило: высокое значение чувствительности означает, что динамик будет реагировать на шумы, помехи. Особенно резко падает качество звука, если в роли источника сигнала выступает плеер, декодирующий MP3 или другие компрессированные файлы. Нормальный параметр, если рассматривается автомобильный тип саба — 90 Дб, для домашней системы — от 100 до 150 Дб.
  • оставшиеся важные параметры — диаметр динамика в миллиметрах и электрическое сопротивление системы. С первым все понятно: чем больше мембрана, тем интенсивнее толчки воздуха при ее работе. На электрическое сопротивление саба нужно обращать внимание, если его нужно подобрать к колонкам. Желательно, чтобы параметрика существующей акустики и выбираемого изделия были одинаковыми.

Последним делается выбор конструкционного решения. Стоит помнить, что фазоинверторные сабы относительно недороги и нетребовательны. А вот закрытые и бандпас системы нужно выбирать с умом, ориентируясь на результат и вооружившись большим объемом знаний. Или — воспользовавшись помощью специалистов.

Лучшие фирмы производители

Назвать лучших фирм производителей сабвуферов достаточно сложно. Эти устройства, из-за своих особенностей, разрабатываютя для определенных сфер применения. Поэтому компания, выпускающая сценические сабы или модели для концертов на стадионах может даже не предлагать изделия для домашнего пользователя. Однако назвать интересных фаворитов достаточно просто.

  1. Cabasse — компания, выпускающая как сценические устройства, так и сабы для домашнего пользователя. Яркий пример изделий последней категории — модель Saturn 55. Это настоящий монстр. Корпус весит почти 200 кг, имеет рабочий объем в 500 литров, масса динамика — 27 кг. При всей своей монструозности (включая стильные декоративные стяжки металлическим прутом на передней панели) устройство отлично сбалансировано. При воспроизведении на максимальной громкости установленная на верх корпуса легкая стальная шпилька даже не шевелится.
  2. Yamaha. Изделия этой компании дорогие. Однако производитель является мировым лидером по разработке систем с идеальным звучанием. В ассортименте как активные, так и пассивные сабы. Электронные схемы компании — это эталон качества и минимальных искажений сигнала.
  3. Pioneer. Бренд с долгой историей падения и роста популярности. Однако одно остается неизменным: компания имеет огромный опыт в разработке систем преобразования звукового сигнала. В ассортименте предложений найдется любая разновидность саба, как для домашнего, так и профессионального использования.
  4. Последний участник списка лучших — бренд JBL компании HARMAN. Он уже более 70 лет занимается разработкой акустики и аудиоэлектроники. Сегодня в производимой линейке моделей можно отыскать любой вид сабвуфера.

Как выбрать девайс

Это может показаться странным, но больше всего сложностей с выбором сабвуфера испытывают люди, покупающие устройство для домашнего пользования. Причин этому множество:

  • нужно учесть ограниченный объем комнаты, отражения от стен и малое расстояние до слушателя;
  • необходимо рассчитать мощность, чтобы идеально вписать саб в уже существующую акустическую систему;
  • для аудиофилов, в дополнение к перечисленному, важно согласовать фазировку сигнала и другую параметрику для действительно идеального звучания.

Чтобы упростить выбор лучшей модели, можно привести несколько советов.

  1. Для небольшой комнаты до 20 кв.м рекомендуется покупать закрытый сабвуфер. Он минимально искажает звук и не формирует резких бросков воздуха. В комнате среднего размера хорошо звучит фазоинверторный саб. Вдобавок, он доступнее по цене, в отличие от других решений. А для большого помещения, при определенной толщине кошелька — рекомендуется приобрести бандпас или полосовую модель.
  2. Мощность сабвуфера должна минимум в полтора раза превышать суммарную мощность фронтальных колонок домашнего кинотеатра. Желательно иметь двухкратный запас. Это позволит динамику не работать на пределе, обеспечивая передачу звука без искажений. Так, для колонок в 50 Вт — желательно покупать сабвуфер мощностью от 150 Вт.
  3. Располагать саб нужно так, чтобы минимизировать наложение волны после отражения от стен. Идеальное место для него в углу. В этом случае отраженная от стен волна будет иметь минимальное запаздывание от основного фронта колебаний, формируемых устройством.
  4. Импенданс, или электрическое сопротивление саба — важный параметр при покупке пассивной модели. Он должен совпадать с соответствующей характеристикой остальных колонок для нормальной работы усилителя и предсказуемых регулировок.
  5. Сабвуфер обязан иметь собственный регулятор громкости. Без этого элемента конструкционного решения — рассчитать работу всей системы в целом очень трудно.

Аудиофилам рекомендуется покупать сложные устройства. Сабвуфер обязательно должен иметь регулировку частоты среза. Идеально, если устройство позволяет настраивать смещение фазы. С помощью таких функций можно подобрать параметрику сабвуфера для идеального звучания всей системы.

В качестве заключения

Сабвуфер — очень функциональное и важное дополнение любой акустической системы. Экономить на его покупке попросту нерационально. Малый ценник всегда означает разочарование в звуке. Саб в пластиковом корпусе просто не способен звучать сочно и яро. А оснащенный плохим усилителем и фильтрами — испортит всю звуковую картину. Поэтому к вопросу выбора модели стоит подходить со всей ответственность, тщательно изучая отзывы, анализируя параметры комнаты и существующих колонок.

Сабвуфер – это автомобильная акустическая система, воспроизводящая низкие частоты в пределах 5-200 Гц. Она необходима для того, чтобы обеспечить мощные басы, передающие специальные эффекты современной музыки. В том, как выбрать сабвуфер в машину, кроется несколько проблем. Во-первых, местонахождение водителя смещено относительно центра машины, поэтому звук различных частот воспроизводится неодинаково. Во-вторых, конструкционные особенности автомобиля (металл, пластик) значительно ухудшают качество музыки и не должны входить в резонанс с проигрываемой композицией. Однако грамотный выбор и расположение устройства позволяют справиться с этими трудностями.

Виды сабвуферов:

1. Активный

Данный прибор обладает собственным звукоусилителем, что позволяет выставить его мощность на необходимый уровень. По сути, такой сабвуфер решает проблему слабой акустической системы, установленной производителем. Но это справедливо лишь для тех автомобилей, магнитола которых оставляет желать лучшего.

Плюсы. Глубокий, громкий и качественный звук, возможность его тонкой настройки, быстрая и легкая установка.

Минусы. Относительно высокая стоимость, большой объем, необходимость поиска оптимального местоположения.

2. Пассивный

Этот сабвуфер поставляется без звукоусилителя, поэтому обладает значительно меньшими возможностями. Однако многим любителям музыки нравится именно такой вариант, поскольку под него можно приобрести другой усилитель, а при необходимости – заменить его, разместить так, как это удобно.

Плюсы. Доступная стоимость, простой монтаж.

Минусы. Необходимость доработки собственными силами.

Основные типы сабвуферов:

1. Открытый

Устройство представляет собой динамик без деревянной коробки, который устанавливается в панель автомобиля (например, на тыльной стороне). Это самый доступный вариант, однако качество музыки в его исполнении оставляет желать лучшего. Вибрация не погашается, поэтому динамик сам по себе создает вибрацию, а отделочные материалы входят в резонанс.

Плюсы. Низкая цена, простой монтаж, занимает минимум места.

Минусы. Отсутствие баса ниже 100 Гц, высокий уровень вибрации, собственный резонанс.

2. Корпусный (закрытый)

Такие приборы поставляются в коробке, что существенно улучшает звуковые качества. Оптимальное расположение динамика относительно всех краев корпуса позволяет избежать появления «обратной звуковой волны». Таким образом, коробка не будет вибрировать, добавляя в музыкальную композицию «лишние» акценты.

Плюсы. Хороший, качественный звук, мощный глубокий бас, музыкальные эффекты.

Минусы. Дороговизна, занимает много пространства, требует выбора определенного расположения.

3. Компактный сабвуфер

Данный прибор устанавливается под сиденье водителя и занимает минимум места (решения есть у таких производителей, как Hertz, Vibe, Focal, Mystery). Несмотря на компактные размеры, он может быть и пассивным, и активным, обеспечивая четкий и мощный бас. Класть его под сиденье необязательно: можно установить в багажнике, под диваном в задней части машины либо в другом доступном месте.

Плюсы. Компактность, проецирование низких частот на водителя, полное сохранение интерьера автомобиля.

Минусы. Дороговизна, низкая мощность, подверженность негативным воздействиям при отдельных вариантах установки (под сиденье или в багажник может попасть вода).

Виды корпусных сабвуферов:

1. Герметичный ящик

Самая простая и удобная конструкция корпуса является наиболее распространенной. Ее особенность заключается в том, что динамик находится в герметичном пространстве, что защищает его от внешних воздействий. Таким образом, самое важное – рассчитать оптимальный объем ящика под конкретный динамик. На практике зачастую сначала обмеряется потенциальный корпус (исходя из объема свободного пространства), а затем под него подбирается подходящий вариант из числа предложенных решений.

Плюсы. Невысокая цена, глубокий чистый бас, малая нагрузка на динамик, что позволяет продлить срок его службы, широкий выбор моделей необходимого объема.

Минусы. Большой объем (сложно подобрать под него место в багажнике), появление гулкого баса при неправильном расчете объема.

2. Корпус типа «фазоинвертор»

Ящик сабвуфера напоминает закрытый вариант, однако обладает вентиляционным каналом (фазоинвертором), который усиливает воспроизведение самых низких слышимых частот диапазона. Уровень искажений значительно уменьшается, что оценят водители с абсолютным музыкальным слухом. Однако сложность такой системы делает ее исполнение достаточно трудным, поэтому продукция должна производиться в специальных условиях.

Плюсы. Чистый, глубокий бас, широкий диапазон звучания, высокий КПД сабвуфера.

Минусы. Сложная система, ошибки в проектировании которой приведут к появлению негативных звуковых эффектов (бас «бубнит»), некорректное воспроизведение звуковых частот, ниже расчетного диапазона, большой объем коробки.

3. Изобарический корпус

Данная модель обладает особым исполнением: внутри корпуса установлены два динамика, один из которых – на передней поверхности, а другой – внутри. Постоянное давление позволяет повысить КПД и объединить их звучание, тем самым сэкономив пространство.

Плюсы. Малый объем (примерно в два раза меньше, чем у герметичного короба), чистый бас при грамотной настройке и отсутствии ошибок в проектировании.

Минусы. Отдача динамика минимум на 3 децибела ниже, чем у других типов корпусов, при этом стоимость модели выше.

4. Бандпасс

Данный тип сабвуферов является самым сложным, так как он представляет собой корпус, разделенный на две камеры, между которыми находится динамик. Задняя площадка – герметична, а на передней располагается фазоинвертор. Устройство создает самый низкий бас, плотный и мощный звук, что очень ценят автолюбители. Но есть и ложка дегтя: главным образом, увеличенный объем устройства, вследствие которого подыскать площадку для его монтажа становится сложнее.

Плюсы. Чистый, глубокий и насыщенный звук, очень низкий бас, воспроизведение любых музыкальных эффектов, очень низкий резонанс и отсутствие эффекта обратной волны.

Минусы. Большой объем сабвуфера (занимает много пространства), сложное техническое устройство, необходимость держать звук в установленных производителем рамках (без перегрузок).

Выбирая сабвуфер в машину, поинтересуйтесь, на основе какого материала изготовлена его коробка. Если ящик будет располагаться в багажнике, нельзя исключать попадание влаги на его корпус, а это станет причиной непродолжительного срока эксплуатации.

Разновидности материалов для изготовления корпуса:

  1. Фанера. Плита на основе разнонаправленных древесных листов применяется для создания профессиональных акустических систем, так как обладает высокой прочностью, относительно низким уровнем впитывания влаги и малым весом. Для выпуска сабвуферов используется плита толщиной 18-22 миллиметра. Более тонкие стенки подвержены вибрации, поэтому бас будет «звенеть».
  2. ДСП (древесно-стружечная плита). Материал обладает высокой плотностью, а также не вступает в резонанс с воспроизводимыми звуками. Однако он нуждается в дополнительной обработке и сложен в нарезке, что делает изделия на его основе более дорогими. ДСП толще 16 мм идеально подходит для сабвуфера, ориентированного на воспроизведение звуков низких частот.
  3. ДВП (древесно-волокнистая плита). Материал обладает средней плотностью и малым весом. Стоит ДВП значительно дешевле ДСП, поэтому используется для создания бюджетных сабвуферов. Главный недостаток такого материала – потеря свойств и практически полное разрушение при контакте с избыточной влагой.

Характеристики сабвуферов:

  1. Количество звуковых полос. Значение, как правило, равно единице, ведь аппарат и не предназначен для проигрыша всей глубины музыкальной композиции, а лишь для заполнения низких частот.
  2. Диапазон частот. Чем шире данное значение, тем более глубокий бас способен воспроизвести динамик.
  3. Предельная мощность. Чем выше данный параметр, тем более глубокие и раскатистые басы он воспроизводит и тем больше агрегат. Мощность в 150-250 Вт является оптимальной как по цене, так и по размерам устройства.
  4. Габариты прибора. В зависимости от типа корпуса, мощности динамика, вида материалов размеры прибора могут существенно отличаться друг от друга. Если в машине мало места, то придется ориентироваться именно на данный параметр.

сайт знает, как выбрать сабвуфер для автомобиля:

  1. Определитесь с видом сабвуфера. Активное устройство подходит для тех, кто хочет купить готовый прибор и наслаждаться музыкой сразу после установки. Пассивный сабвуфер требует поиска подходящей пары, а также значительно сложнее в установке. В результате стоимость улучшения будет несколько выше.
  2. Замерьте предельный объем коробки. Сабвуфер – довольно большое устройство, поэтому не в каждой машине оно поместится без труда. Если свободного пространства немного, нужны плоские решения. Владельцы кроссоверов и джипов не испытывают особых проблем с размещением коробки, поэтому могут выбирать из широкого спектра альтернатив.
  3. Выберите подходящее по типу корпуса устройство. Исходя из пожеланий по качеству звука и имеющегося пространства, можно остановиться на бандпассе, изобарическом корпусе, фазоинверторе или герметичном ящике. Они различаются между собой как по диапазону частот, так и по габаритам.
  4. Подумайте над необходимой мощностью. Есть автолюбители, которым очень нравится глубокий, раскатистый бас, который слышно за пределами машины. Однако это очень сильно отвлекает от езды и усложняет движение. К тому же мощные сабвуферы не могут быть дешевыми и компактными. Большинству водителей подходит устройство средней мощности, вполне достаточной для прослушивания любимой музыки.


Сабвуфер
- это устройство, которое предназначено для воспроизведения низких частот звука. Сабвуфер рассчитан на воспроизведение звуковых волн с частотой от 10 до 150 Гц. Нужно иметь в виду, что это устройство является дополнением к акустической системе и нельзя подключить только его. Самым оптимальным вариантом будет подключить впереди две колонки, сзади две колонки и сабвуфер. Если поставить в автомобиль только один сабвуфер, этого вполне хватит. Хорошо будет, если впереди будут высокочастотные динамики.

Автомобильные сабвуферы бывают двух типов: открытые и корпусные. Как несложно догадаться, корпусные сабвуферы находятся в специальном корпусе, а открытые - без него. Открытые сабвуферы вставляются под полку сзади или под заднее сидение автомобиля. Корпусные сабвуферы бывают активными и пассивными. Их разница в том, что в активные встроен усилитель, а в пассивные - нет. Различия между ними есть и в цене. Пассивные усилители в 2-3 раза дешевле. При выборе активных сабвуферов, нужно быть внимательней, так как для снижения стоимости в них часто встраивают некачественные динамики. Если у вас нет отдельного усилителя, а тип кузова вашего автомобиля универсал или хэтчбек, то лучше всего выбрать активный сабвуфер и не переживать, что полка багажника не будет пропускать звук. В седанах же, лучше всего установить сабвуфер открытого типа в заднее сидение. Такие сабвуферы нуждаются в отдельном источнике питания.

Сабвуферы с корпусом бывают трех видов:

1. Ящик с динамиком . В такой сабвуфер не входит воздух. Этому типу сабвуферов характерны небольшие размеры четкий бас, но не очень сильный звук.

2. Фазоинвертор . В такое устройство попадает воздух. При создании сабвуфера величина, форма и местоположение отверстие с точностью рассчитываются. Если этого не сделать, то сабвуфер будет издавать непонятные звуки и хрипы. При выборе сабвуфера остановитесь на самой известной фирме, тогда не прогадаете. Сабвуферы с фазоинвертором являются самыми распространенными.

3. Банд-пасс ящик . В таком сабвуфере динамики расположены в ящике, а звук выходит из специального отверстия. Высокочастотные звуки четкие, но негромкие. В них большое внимание уделяется красоте. Делается прозрачный корпус и устанавливается красивая подсветка.

В сабвуферах обычно используются динамики диаметром от 8 до 15 дюймов. Чем больше величина динамика, тем громче он играет. Лучшим вариантом для автомобиля будет сабвуфер с динамиком диаметром 10-12 дюймов.

Большинство автовладельцев любят слушать музыку в дороге: это могут быть радио или собственно избранные музыкальные композиции. Этому вопросу обычно уделяется главное внимание. Известно, что качественный звук полностью зависит от магнитолы и колонок. Такие комплекты продаются в магазине, но как выбрать сабвуфер в автомобиль? Попробуем разобраться.

Сабвуфер представляет собой специальную колонку, которая правильно воспроизводит звучание в диапазоне 10-150 Гц. Главной отличительной особенностью является достаточно внушительный размер диффузора. Такие устройства являются дополнением акустической системы в целом, превращая звук в наиболее глубоким и мощный.

Виды сабвуферов

Автомобильные сабвуферы подразделяются на активные и пассивные, они отличаются по параметрам и характеристикам. Среди их разновидностей выделяют открытые и закрытые. В них установлен усилитель и конденсатор. Активный монтируется в панель авто и не встроен в корпус. Открытый тип не дает баса с меньшей частотой.

А вот закрытые активные сабвуферы являются наиболее распространенными, они устанавливаются в корпус. Главными преимуществами активных считаются простая конструкция, низкая вероятность перегрузки динамика, конденсатор и качественный звук. Закрытые сабвуферы бывают следующих видов:

  • Герметичные. Устанавливаются в закрытый корпус. Они отличаются надежностью и простотой конструкции, но сравнительно низким КПД, поэтому используются довольно редко.
  • Фазоинверторные. Устройства в корпусе с тоннелем для авто, который выдает высококачественное звуковое сопровождение. Тоннель правильно распределяет частотные характеристики и уменьшает давление на диффузор. Это, в свою очередь, повышает КПД саба.
  • Полосовые. Включают в себя герметичный и фазоинверторный короб. В качестве основы полосовых сабов предусмотрен короб с тоннелем, а также усилитель, который разделен на два выходе стенкой. Задняя часть замкнута, что увеличивает жесткость диффузора, а в передней звук выводится через фазоинвертор и она открыта.

Отличие сабвуфера от динамика

Перед тем как выбрать сабвуфер в машину, необходимо помнить, что он значительно отличается от динамика, в том числе и внешним видом. Усилитель рассчитан на воспроизведение музыки в низкочастотном диапазоне. Короб следует правильно устанавливать уже тогда, когда в авто имеются динамики.

При установке сабвуфера звук в машине становится более качественным и объемным. Некоторые ошибочно думают, что если установить ни один короб, то эффект усилится. Это не так, потому что человеческое ухо не может воспринимать такие низкочастотные звуки.

Перед покупкой посмотрите на дополнительно установленные «пищалки». Они представляют собой автомобильные диффузоры маленького диаметра и высокой мощности, преобразуют звук и превращают звучание в максимально комфортное.

Конструкции сабвуферов

Всего существует пять разновидностей конструкций сабвуферов:

Недостаточно выбрать акустические составляющие сабвуфера, здесь важно учитывать разновидность кузова автомобиля.

Приведем несколько правил:

  1. В универсальных кузовах авто звук саба направляется фазоинвертором и динамиком по ходу движения.
  2. В хетчбеках не рекомендуется направлять активный динамик на сиденье. Лучше это сделать вверх или против хода.
  3. В седанах лучше направлять короб на заднее сиденье, так как звук получается наиболее качественным.

Зачем нужен конденсатор для сабвуфера

Конденсаторы в последнее время встречаются не только в дорогих моделях, но и в классических. Конденсатор – это специальный компонент, который служит в качестве дополнительного источника питания для усилителя. Этот элемент очень важен и имеет следующие особенности:

  • Конденсатор дает необходимую энергию усилителю. Бывают ситуации, когда нагрузки на короб саба и усилитель недостаточно, то есть аккумулятор не способен обеспечить их энергией. В этом случае и нужен конденсатор.
  • Почти все модели сабвуферов потребляют ток. Каким бы мощным не был аккумулятор, он не может обеспечить достаточную силу энергии.
  • Кроме того, аккумулятор и генератор обесточивают кондиционер, что негативно сказывается на эффективности.

Установка и зарядка

Конденсатор следует правильно устанавливать на расстоянии около 0,5 метров от усилителя. Это позволяет снизить нагрузку тока при сопротивлении проводов. На нем нельзя экономить, так как некачественный повышает риск перегорания предохранителя.

Если в конденсаторе не предусмотрена электронная схема, то рекомендуется подзаряжать лампочкой. Конденсатор устанавливается в системах любой мощности и не зависит от количества усилителей.

Что касается зарядки, то конденсатор полезно заряжать лампочкой 12 В, которая дает возможность пользователю понять, как происходит основной процесс. Он подразумевает следующее:


Разъемы всех конденсаторов оснащены позолотой, которая снижает сопротивление тока, а рабочее напряжение может достигать 24 Вольт. Таким образом, чем большую будет иметь мощность усилитель, тем большей емкости нужно покупать конденсатор.

Производители и стоимость сабвуферов

С концентраторами и разновидностями сабвуферов для авто разобрались. Теперь обратим внимание на стоимость и производителей. Цена различных производителей может существенно отличаться. Стоимость в этом случае зависит от компании, мощности, диаметра диффузора и других характеристик.

Среди автовладельцев огромной популярностью пользуются сабы компаний ALPINE, Pioneer, MYSTERY, Prology. Стоимость бюджетных моделей варьируется от 2 тысяч рублей. Среди них:

  • PROLOGY WOWBOX1200 (3000 рублей).
  • PROLOGY WOWBOX1000 (2500 рублей).
  • DRAGSTER DER210 (4000 рублей).
  • CADENCE MBX-12A (7500 рублей).
  • CADENCE XBP-122 (10 000 рублей).
  • ESX SXB-302 (12 000 рублей).

Существуют и более дорогие, мощные, высококачественные и надежные сабвуферы для авто. Их стоимость рассчитывается от 15 тысяч рублей. Это модели ALPINE SWD3000 и FOCAL BOMBA27V1.

В заключение еще несколько советов, к которым следует прислушаться, чтобы выбрать хороший сабвуфер для авто:

  • Не стоит первым делом учитывать мощность, так как у разных производителей она может быть занижена или завышена.
  • Универсальным размером динамика считается 30 сантиметров или 12 дюймов.
  • Рекомендуется приобретать проверенные фирмы-производители.
  • Настоящую мощность саба можно определить по высоте и размерам звуковой катушки.
  • Сабвуфер для авто должен быть немного мощнее, чем усилитель.
  • Хорошо, если верхний подвес будет выполнен из резины, а основной короб алюминиевый.
  • Если сабвуфер предполагается устанавливать в багажник седана, то необходим дополнительный запас мощности, который обеспечивает усилитель. Иначе звук будет искаженным и не качественным.

Выбор хорошего и качественного сабвуфера зависит от множества факторов, например, финансовых возможностей владельца авто, времени или внутреннего пространства в машине. Создать идеальную аудиосистему будет довольно легко, если приложить к выбору максимум сил и терпения.