Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Командная строка windows команды. Основы командной строки Windows

Командная строка windows команды. Основы командной строки Windows

Недавно я вырос из лютого эникея в очень большой компании, до скромного сисадмина надзирающего за сетью в 10 ПК. И, как очень ленивый сисадмин, столкнулся с задачами по автоматизации своей деятельности. Полгода назад я еще не знал, что в командной строке Windows есть конвейеры. Это стало первым шокирующим открытием. И я пошел дальше, и выяснилось, что там, где я раньше писал утилитки на C#, Delphi или громоздкие скрипты с вложенными циклами, можно было обойтись парой команд forfiles или robocopy .
Не буду рассказывать о банальностях, типа о перечислении файлов и папок клавишей Tab . Под хабракатом расскажу о том, что может быть полезно начинающим админам и эникеям.

Горячие клавиши
Начнем с горячих клавиш, ведь сначала необходимо изучить, что нам может дать рабочая среда.

F1 - В консоли эта клавиша работает в точности как и стрелка вправо, т.е. выводит по одному символу из последней введенной (либо выбранной в истории) команды.
F2 + <символ> - Выводит последнюю введенную команду до указанного символа. Например, если последняя введенная вами команда выглядела вот так:
ping 192.168.25.1
то после нажатия комбинации клавиш F2 + 5 вы получите:
ping 192.168.2
F3 - Выводит последнюю, и только последнюю, в истории команду целиком.
F5 - Выводит последние введенные команды по порядку, также как и стрелка вверх.
F6 - Вставляет символ EOF на текущую позицию командной строки, что аналогично нажатию комбинации Ctrl + Z.
F7 - Диалоговое окно, содержащее историю команд.

Alt + F7 - Очищает историю команд.
<символ(ы)> + F8 - Перебирает команды, которые начинаются с символов уже введенных в командную строку.
Если перед нажатием F8 ничего не вводить, то эта клавиша будет работать как и стрелка вверх, но с небольшим отличием - перебор строк будет осуществляться циклично, т.е. после первой команды из списка будет выведена последняя.
F9 + <число> - Вставляет команду из истории под соответствующим номером. К примеру, в ситуации приведенной на скрине выше при нажатии комбинации F9 + 4 в консоли появится:
ipconfig

Операторы командной строки
Я, давным-давно, когда был маленький, даже не представлял как можно работать в консоли без графического интерфейса. Ведь вывод команд порой занимает десятки страниц, а если надо выбрать оттуда какие-то данные, то и постраничный вывод не спасет. Но однажды я поставил на старый комп FreeBSD, открыл хандбук и просто голова кругом пошла от открывшихся возможностей. Там можно перенаправить вывод команды на вход другой команды и это называется конвейером.

Оператором конвейера в *nix и cmd, является символ вертикальной черты.
Например, вывод всех текстовых файлов в текущей папке покажет команда
dir | find ".txt"

Оператор объединения команд
&
Пример: Команда1 & Команда2 – сначала выполнятся Команда1, а уже потом Команда2
Оператор И
&&
Пример: Команда1 && Команда2 - Команда2 будет выполняться только в том случае, если произошло успешное выполнение Команды1
Оператор ИЛИ
||
Пример: Команда1 || Команда2 - Команда2 будет выполняться только в том случае, если Команда1 не смогла выполниться.

Для группирования команд используются круглые скобки, примеры:

  • (Команда1 & Команда2) && Команда3 – Если Команды1 и Команды2, выполнятся успешно, произойдет выполнение Команды3.
  • (Команда1 & Команда2) || Команда3 - Если Команды1 и Команды2, не выполнятся, произойдет выполнение Команды3.

Спасибо за внимание! Жду критики и предложений…

UPD1
Для тех, кто не в теме, циркумфлекс(вот этот знак "^") означает нажатие клавиши с Ctrl (^C = Ctrl +C).

^C - Прерывает команду, ну это все знают.
^S - Приостанавливает выполнение команды, а потом запускает.
^I - Аналог Tab, перебирает папки и файлы.
^M - Аналог Enter.
^H - Аналог Backspace.
^G - Написав в пакетном файле команду echo ^G можно пикать системным динамиком(спикером).
(Команды ^I и ^H , получены мной методом «научного тыка», еще есть ^J но не знаю, что она делает)

P.S. Другие тонкости командной строки Windows, уже неоднократно освещались на Хабре. И не вижу смысла копи-пастить.
P.P.S. Ссылки на интересные посты и статьи по другим возможностям командной строки Windows.

Не переживайте, если никогда не пользовались командной строкой раньше. Это довольно просто. Мы расскажем вам обо всём, что необходимо для того, чтобы приступить к её использованию. Ниже вы найдёте несколько наиболее важных команд для настройки вашей домашней сети.

1. PING

PING - одна из базовых и самых полезных CMD-команд. Она отображает качество связи, показывает, может ли ваш компьютер высылать данные по целевому IP-адресу, и если может, то с какой скоростью.

Вот пример использования команды:

Команда действует по следующему принципу: она высылает определённое количество пакетов данных и определяет, сколько из них вернулось обратно. Если некоторые из них не вернулись, она сообщает о потере. Потеря пакетов ведёт к низкой производительности в играх и интернет-трансляциях. Это отличный способ протестировать ваше интернет-соединение.

По умолчанию команда высылает четыре пакета с тайм-аутом для каждого в четыре секунды. Вы можете увеличить количество пакетов следующим образом: ping www.google.com -n 10

Вы можете также увеличить длительность тайм-аута (значение отображается в миллисекундах): ping www.google.com -w 6000

2. TRACERT

TRACERT означает Trace Route. Как и PING, команда высылает пакет данных для решения сетевых проблем. Однако она определяет не скорость отправки и возврата пакета, а его маршрут.

Пример использования:

Команда отображает список всех маршрутизаторов, через которые проходят данные на пути к конечному узлу. Почему мы видим три показателя длительности для каждого маршрутизатора? Потому что TRACERT высылает три пакета данных на случай, если один из маршрутизаторов потеряется или по какой-то причине потребует слишком много времени.

3. PATHPING

Команда PATHPING аналогична TRACERT, однако она более информативна, а потому требует больше времени для исполнения. Она анализирует маршрут пакетов данных и определяет, на каких промежуточных узлах произошла потеря.

Пример использования:

4. IPCONFIG

Эта команда наиболее часто используется для отладки сетей в Windows. И дело не только в объёме информации, которую она предоставляет, но и в том, что она комбинируется с несколькими ключами для выполнения определённых команд.

Пример использования:

При вводе без ключей IPCONFIG отражает все сетевые адаптеры на вашем компьютере, а также то, как они работают. IPv4 Addres и Default Gateway содержат наиболее важную информацию.

Чтобы очистить DNS-кеш, используйте следующий ключ: ipconfig /flushdns

Эта операция может помочь, если интернет работает, однако вы не можете попасть на некоторые сайты или сервера.

5. GETMAC

Каждое совместимое со стандартами IEEE 802 устройство имеет уникальный MAC-адрес (Media Access Control). Производитель присваивает каждой единице оборудования свой собственный адрес, который прописан в самом устройстве.

Пример использования:

Вы можете увидеть несколько MAC-адресов, в зависимости от того, сколько сетевых адаптеров установлено на вашем компьютере. Например, интернет-соединения Wi-Fi и Ethernet будут иметь отдельные MAC-адреса.

6. NSLOOKUP

NSLOOKUP означает Name Server Lookup. Потенциал этой утилиты огромен, но большинству людей он не нужен. Для рядовых пользователей важна лишь возможность определить IP-адрес какого-либо доменного имени.

Пример использования:

Имейте в виду, что некоторые домены не привязаны к одному IP-адресу, что означает, что вы будете получать разные адреса при каждом новом вводе команды. Это вполне нормально для больших сайтов, потому что они загружаются с огромного количества компьютеров.

Если вы хотите преобразовать IP-адрес в доменное имя, просто введите его в строку браузера и вы увидите, куда он ведёт. Однако не все IP-адреса ведут к доменным именам. Многие из них нельзя достичь через веб-браузер.

7. NETSTAT

Эта утилита является средством для сбора статистики, анализа и диагностики. Она довольна сложна, если использовать весь её потенциал (например, настраивать локальную сеть предприятия).

Пример использования:

По умолчанию команда показывает все активные подключения в вашей системе. Активное подключение не означает, что идёт обмен данными. Оно указывает лишь на то, что где-то открыт порт, а устройство готово к подключению.

У команды также есть несколько ключей, которые меняют тип отображаемой информации. Например, ключ -r выведет таблицы маршрутизации.

8. NETSH

NETSH означает Network Shell (сетевая оболочка). Эта команда позволяет настроить почти любой сетевой адаптер на вашем компьютере более детально.

При вводе NETSH командная строка переходит в режим оболочки. Внутри неё есть несколько контекстов (маршрутизация, связанные с DHCP команды, диагностика).

Увидеть все контексты можно следующим образом:

А увидеть все команды в рамках одного контекста можно так:

Вы можете копнуть глубже и увидеть список всех подкоманд в рамках одной команды:

Например, вы можете ввести следующую команду, чтобы увидеть все сетевые драйвера и их характеристики в вашей системе: netsh wlan show drivers

Имейте в виду, что если вы действительно хотите достичь серьёзных успехов в настройке вашей сети посредством командной строки, вам придётся освоить эту команду.

Командная строка представляет собой программное средство ввода команд пользователем и получения результатов их выполнения на экране. В современных операционных системах семейства Windows, командную строку обеспечивает стандартное приложение cmd.exe , так же называемое командным процессором, интерпретатором команд и консолью. Приложение ”Командная строка” предоставляет пользователю текстовый интерфейс для ввода команд и получения результатов их выполнения. Фактически, командная строка является программным эмулятором классической консоли первых компьютерных систем, представляющей собой терминал с клавиатурой, используемый оператором в качестве средства общения с компьютером. Как и во времена первых компьютеров, командная строка поддерживает стандартное устройство ввода – клавиатуру, и стандартное устройство вывода – дисплей. Пользователь вводит команды с клавиатуры и получает результаты их выполнения на экране дисплея.

Запуск командной строки.

Для запуска командной строки можно воспользоваться одним из следующих способов:

Пуск - Выполнить (или клавиши Win+R) введите cmd и нажмите клавишу Enter;

Пуск - Все программы - Стандартные - Командная строка»;

Пуск - Поиск - Командная строка . Также, для запуска командной строки можно использовать заранее подготовленный ярлык, ссылающийся на исполняемый файл %SystemRoot%\system32\cmd.exe (обычно – C:\Windows\system32\cmd.exe). Выполнение некоторых команд требует повышенных привилегий, поэтому, приложение командной строки должно быть запущено с использованием пункта контекстного меню ”Запуск от имени администратора”, вызываемого правой кнопкой мышки.

Настройка командной строки.

Стандартное окно командной строки – это окно с символами белого цвета на черном фоне. Параметры шрифтов, цвет и фон символов, использование буфера обмена и прочие свойства командной строки можно изменить в соответствии со своими предпочтениями. Настройки можно выполнить изменяя свойства ярлыка, с помощью которого выполняется запуск приложения командной строки, либо правкой параметров реестра, относящихся к командному процессору.

Работа в командной строке предполагает ввод данных с клавиатуры, при чем, иногда довольно большого объема. Этот объем можно значительно сократить, используя некоторые приемы:

Использование буфера обмена.

Текст, выделенный в окне приложения, можно скопировать в буфер обмена, а также вставить его из буфера обмена в поле ввода. При стандартных настройках командной строки для выделения текста используется пункт ”Пометить” контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мышки. При желании, в свойствах ярлыка, с помощью которого выполняется запуск можно включить режим выделения мышью:

В режиме выделения мышью, контекстное меню не используется, а текст выделяется с использованием левой кнопки мышки. Копирование и вставка выполняется при нажатии правой кнопки мышки. При включенном режиме ”Разрешить сочетания клавиш с CONTROL”, можно использовать стандартные сочетания клавиш:

CTRL+C (CTRL+Insert) – скопировать выделенный текст.

CTRL+V (Shift+Insert) – вставить выделенный текст.

Использование истории команд и горячих клавиш.

Для вызова ранее введенных команд используются клавиши со стрелками Стрелка Вверх - на одну команду назад и Стрелка Вниз - на одну команду вперед. Кроме того, можно использовать функциональные клавиши:

F1 - посимвольный вызов последней введенной команды. Каждое нажатие F1 приводит к последовательной подстановке в поле ввода одного символа из предыдущей команды.

F2 - копирование до символа. После нажатия на F2 на экране отображается запрос символа, до которого будет скопирована предыдущая команда. Например, если предыдущая команда была ping yandex.ru , и в качестве символа задана точка, то в строку ввода команды будет занесено ping yandex , если задан пробел, то - ping .

F3 - вызов предыдущей команды.

F4 - удалить до символа. Выполняется удаление текста от текущей позиции курсора до заданного символа.

F5 и F8 - вызов буфера ранее введенных команд. Вывод по нажатию клавиши F5 прекращается когда будет отображена первая введенная команда текущей сессии.

F7 - отображение ранее введенных команд в отдельном окне в виде списка. Для выполнения нужной команды нужно выбрать ее, используя клавиши со стрелками, и нажать ENTER

F9 - выполнить команду, номер которой запрашивается. Номер команды в списке истории можно получить при использовании F7 .

В Windows 10 / Windows Server 2016 появились возможности, отсутствующие в предыдущих реализациях командной строки:

Изменение прозрачности окна консоли при нажатии комбинаций CTRL +Shift +- или CTRL +Shift ++ .

Включение / выключение полноэкранного режима при нажатии CTRL+Enter .

Расширение возможностей выделения текста и редактирования:

Shift+Home – выделить текст от текущего положения курсора до начала строки.

Shift+End – выделить текст от текущего положения курсора до конца строки.

Быстрое перемещение по буферу экрана и поиск по контексту:

CTRL+Home – перейти в начало буфера экрана

CTRL+End – перейти в конец буфера экрана.

CTRL+Стрелка Вверх - перемещение на 1 строку вверх.

CTRL+Стрелка Вниз - перемещение на 1 строку вниз.

CTRL+F - открыть диалог поиска текста в буфере экрана.

Окно командной строки в Windows 10 можно закрыть с помощию стандартной комбинации клавиш - ALT+F4 .

Для отключения новых возможностей CMD, необходимо в свойствах приложения установить галочку ”Использовать прежнюю версию консоли (требуется перезапуск)”

Автодополнение путей файлов

В командной строке Windows можно выполнять подстановку имен файлов и каталогов при нажатии клавиши Tab . Например, для перехода, в каталог с длинным именем Program Files наберите начальную часть имени каталога

CD Pro и нажмите Tab . В строке ввода должна появиться команда:

CD "Program Files"

Как видим, выполняется подстановка недостающей части имени каталога, а в тех случаях, когда в нем имеется символ пробела, добавляются еще и двойные кавычки.

Если имеется несколько совпадающих начальных частей имен файлов или каталогов, при каждом нажатии клавиши Tab будет подставляться следующее по алфавитному порядку имя. Для возврата на предыдущее - используется комбинация Shift+Tab

Перенаправление данных стандартного ввода /вывода консоли.

Как уже упоминалось, в качестве стандартного устройства ввода командной строки используется клавиатура, а в качестве устройства вывода – дисплей. Однако, существует возможность перенаправления ввода-вывода на другие устройства c использованием операторов перенаправления:

  • > - перенаправление вывода. Выходные данные записываются в файл или передаются на указанное устройство.

    ping –n 5 localhost > nul - выполнить пинг петлевого интерфейса 5 раз с перенаправлением вывода в фиктивное устройство nul . Вывод результатов выполнения команды подавляется. Подобный прием используется для организации задержки в командных файлах, поскольку пинг петлевого интерфейса выполняется почти мгновенно, а интервал между пингами равен одной секунде, время выполнения данной команды определяется значением параметра -n

    ping –n 100 yandex.ru > C:\ping-ya.txt - выполнить 100 раз пинг узла yandex.ru c записью результатов выполнения команды в файл C:\ping-ya.txt. Если файл не существует, он будет создан, а если существует, его содержимое будет затерто.

  • >> - то же, что и в предыдущем случае, но данные записываются в конец файла.

    ping –n 100 yandex.ru >> C:\ping-ya.txt - то же, что и в предыдущем примере, но, если файл не существует, то он будет создан, а если существует, то запись результатов будет выполняться в конец файла.

  • - перенаправление ввода. Данные считываются не с клавиатуры, а из файла или другого устройства.

    cmd - запустить командный процессор CMD и выполнить ввод данных из файла 1.txt. Если в файле поместить строку ping –n 100 yandex.ru , то выполнится команда, рассмотренная выше.

  • | - вывод первой команды перенаправить на вход следующей за ней.

    Нередко, вывод одной команды нужно передать в качестве вводимых данных для другой, т.е. объединить команды в последовательную цепочку:

    ping -n 100 microsoft.com | find "Превышен интервал" - результат выполнения команды ping -n 100 microsoft.com передается в виде входных данных для команды поиска строк (find ), содержащих текст "Превышен интервал".

    ping -n 100 microsoft.com | find "Превышен интервал" > C:\ping-ya.txt - то же, что и в предыдущем примере, но с перенаправлением выводимых результатов выполнения команды в текстовый файл.

  • Использование дескрипторов ввода-вывода консоли.

    Каждому открытому файлу или устройству соответствует свой дескриптор (handle ) который представляет собой неотрицательное число, значение которого используется породившим поток ввода-вывода процессом. По умолчанию, для всех процессов, в том числе и для командного интерпретатора cmd.exe :

    0 (STDIN) – дескриптор стандартного ввода (ввод с клавиатуры).

    1 (STDOUT) – дескриптор стандартного вывода (вывод на экран).

    2 (STDERR) – дескриптор вывода диагностических сообщений (сообщений об ошибках на экран).

    Дескрипторы можно использовать в тех случаях, когда требуется перенаправить (изменить) источники и приемники данных в стандартных потоках ввода-вывода. Например:

    ping.exe –n 100 yandex.ru 2> C:\pinglog.txt - стандартный поток сообщений программы ping.exe будет выводиться на экран, а ошибки (стандартный вывод с дескриптором = 2) будут записаны в файл C:\pinglog.txt . В реальном случае для программы ping.exe приведенная конструкция значения не имеет, поскольку она выводит и диагностику, и результаты на экран.

    Для задания перенаправления в существующие дескрипторы используется амперсанд (&), затем номер требуемого дескриптора (например, &1):

    ping –n 100 yandex.ru >log.txt 2>&1 - стандартный поток сообщений об ошибках (дескриптор=2) перенаправляется в стандартный поток вывода (дескриптор = 1) и все это перенаправляется в файл log.txt текущего каталога.

    ping –n 100 yandex.ru >log.txt 1>&2 - стандартный вывод (дескриптор = 1) перенаправляется в вывод сообщений об ошибках (дескриптор=2) и все это записывается в текстовый файл.

    Если дескриптор не определен, то по умолчанию оператором перенаправления ввода будет ноль (0), а оператором перенаправления вывода > будет единица.

    Объединение нескольких команд в цепочку

    В командной строке Windows существует возможность последовательного выполнения нескольких команд в зависимости от результатов их выполнения. Для чего используются символы объединения команд - & (амперсанд) и | (вертикальная черта)

    & - одиночный амперсанд используется для разделения нескольких команд в одной командной строке. Например:

    echo ping ya.ru - вывод на экран строки ping ya.ru

    echo &ping ya.ru - последовательное выполнение команды echo без параметров и команды ping ya.ru

    && - условное выполнение второй команды. Она будет выполнена, если код завершения (значение которого передается в стандартную переменную ERRORLEVEL) первой команды равен нулю, т.е. команда выполнена успешно.

    команда1 && команда2 - выполняется команда1 , а команда2 выполняется, только если первая была выполнена успешно. Например:

    ping ya.ru -err & ping –n 2 ya.ru - при использовании единичного амперсанда, первая команда ping ya.ru –err -err , а вторая, ping –n 2 ya.ru выполнит двукратный пинг узла ya.ru

    ping ya.ru -err && ping –n 2 ya.ru - при использовании двойного амперсанда, первая команда ping ya.ru –err выдаст сообщение о неверном параметре -err и соответственно, сформирует код завершения не равный нулю (ошибка), что приведет к тому, что вторая команда ( ping ya.ru -n 2 ) выполнена не будет.

    Двойная вертикальная черта || - условное выполнение второй команды. Если первая команда завершилась с кодом возврата не равным нулю (неуспешно), то выполняется команда, следующая за двойной вертикальной чертой.

    команда1 || команда2 - если команда1 выполнена неуспешно, то запускается на выполнение команда2

    ping –n 1 ya.ru && ping –n2 ya.ru || ping –n 3 ya.ru - сначала выполнится 1-я команда ping ya.ru –n 1 - однократный пинг узла ya.ru , затем выполнится команда ping ya.ru -n 2 - двукратный пинг узла ya.ru . Третья команда ping ya.ru -n 3 , трехкратный пинг узла ya.ru выполнена не будет.

    ping –n 1 –err ya.ru && ping ya.ru -n 2 || ping ya.ru -n 3 - первая команда ping ya.ru –n 1 –err выполнится с ошибкой из-за неверного параметра -err , вторая команда ping –n 2 ya.ru - двукратный пинг узла ya.ru не будет выполнена из-за условия двойного амперсанда, и в результате выполнится третья команда ping –n 3 ya.ru , трехкратный пинг узла ya.ru .

    В некоторых случаях может возникнуть необходимость запрета обработки служебных символов и трактовки их в качестве простого текста. Например, если ввести в командной строке

    ECHO

    То вместо текста ping -n 1 ya.ru & ping -n 2 ya.ru будет выведена его часть до символа амперсанда ping -n 1 ya.ru и затем выполнена команда после амперсанда - ping -n 2 ya.ru . Проблему решает использование специального экранирующего символа ^ , который позволяет использовать служебные символы как текст:

    ECHO ping -n 1 ya.ru ^& ping -n 2 ya.ru - вывод на экран текста ping -n 1 ya.ru & ping -n 2 ya.ru

    Логика условной обработки команд, реализуемая с помощью конструкций && и || действует только на ближайшую команду, то есть, при вводе команды

    Команда COPY /? запустится в любом случае, независимо от результата выполнения команды TYPE C:\plan.txt . Но, несколько команд можно сгруппировать с помощью скобок. Например, есть 2 командные строки:

    TYPE C:\plan.txt && DIR & COPY /?

    TYPE C:\plan.txt && (DIR & COPY /?)

    В первой из них символ условной обработки && действует только на команду DIR, во второй - одновременно на две команды: DIR и COPY. В качестве наглядного эксперимента, попробуйте выполнить вторую команду при условиях наличия и отсутствия файла C:\plan.txt . Для создания пустого файла можно воспользоваться копированием из фиктивного устройства nul :

    copy nul C:\plan.txt

    Для удаления файла используется команда erase c:\plan.txt или del C:\plan.txt

    Командные файлы

    Командные файлы (сценарии, скрипты) – это обычные текстовые файлы с заранее подготовленным набором команд для их выполнения командным процессором cmd.exe . Стандартно, такие файлы имеют расширение .bat или .cmd . Строки командных файлов могут содержать специфические команды самого процессора команд, например - FOR, ECHO, REM и т.п. или имена исполняемых модулей – reg.exe, sc.exe, auditpol.exe., которые можно использовать без расширения – reg, sc, auditpol. Пример простого командного файла:

    REM Создается текстовый файл со списком каталога Windows
    dir C:\Windows > %TEMP%\winlist.txt
    REM выполняется задержка на 5 секунд
    ping -n 5 localhost > nul
    REM Файл открывается в редакторе WordPad
    write %TEMP%\winlist.txt
    REM После завершения работы Wordpad, текстовый файл удаляется.
    erase C:\winlist.txt

    Строки, начинающиеся с REM являются комментариями. В качестве примера, используются команды для работы с файловой системой и выполняется запуск приложения графической среды – текстового редактора Wordpad (write.exe) с передачей ему параметра командной строки (имя файла). Язык командных файлов довольно примитивен и не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня, однако, он является самым простым средством автоматизации рутинных действий и используется большинством системных администраторов и грамотных пользователей. Работа с командными файлами – это отдельная тема, более подробно изложенная на странице

  • Наиболее часто встречающиеся рекомендации по запуску звучат так: Пуск, выполнить, cmd . В меню пуск присутствует пункт Выполнить. Он запускает программу, которая позволяет передавать единичные команды системе Windows. В данном случае команда cmd запускает исполняемый файл cmd.exe , находящийся в папке system32 .

    C:\WINDOWS\system32\cmd.exe

    На некоторых версиях Windows пункт меню выполнить по умолчанию убран. В этом случае жмёте + R , вводите cmd , далее Enter . Также можно запустить командную строку непосредственно из папки system32, сделав ярлык для запуска на рабочем столе (кликаем на cmd.exe правой клавишей мыши и в меню выбираем пункт Отправить/Рабочий стол) или же через диспетчер задач (кнопка новая задача - cmd).

    По умолчанию в командной строке нельзя работать мышью (перемещать курсор или выделять текст). Это неудобно вообще и новичкам в особенности. К тому же чёрный экран выглядит как-то слишком мрачно и уныло. Поэтому после запуска командной строки

    нужно будет изменить её настройки. Жмём правой клавишей на окне cmd и выбираем умолчания. Стоит сразу отметить, что настройки умолчаний относятся к cmd.exe в целом, а свойства - к конкретному открытому окну.

    В появившемся окне свойств командной строки видим четыре вкладки:

    На вкладке Параметры стоит отметить пункты отбрасывать повторения (чтобы снизить заполнение буфера команд) и выделение мышью (чтобы можно было использовать мышь в работе).

    На вкладках Шрифты и Цвета всё просто: выбираете размер, тип и цвет шрифта, а также фоновый цвет окна. Отмечу только, что размер шрифта влияет на размеры окна командной строки, поэтому его надо выставлять до размеров окна, а не после.

    Во вкладке Расположение задаются размеры окна и его начальное расположение при запуске. Я так до конца и не понял в каких единицах представлены величины, поэтому размер советую выставлять, руководствуясь окном предпросмотра слева.

    Стоит отметить, что размер буфера влияет на вместимость окна, т.е. на количество информации, которое без проблем можно будет просмотреть после вывода на экран результатов выполнения команды (горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки). Если задать равные размеры для окна и буфера, то в окне будет отображаться только хвост выводимой информации, который туда вместится.

    Также если строка не впишется в ширину окна это приведёт к её переносу. Воспринимать представленную таким образом информацию менее удобно. Поэтому буфер я ставлю всегда намного больше размеров окна. Это позволяет просмотреть большие объёмы информации, воспользовавшись полосами прокрутки справа и снизу. Картинка ниже кликабельна. На превью показано начало вывода команды dir для папки system32, а нажав на превью можно увидеть хвост вывода (обратите внимание на полосу прокрутки справа - данных очень много).

    Команды командной строки

    Консоль настроена, теперь осталось ознакомить вас с командами командной строки. Для вывода их полного списка достаточно набрать команду help .

    help - вывод справки по командам help CD или CD /? - вывод справки по одной команде (для команды CD ) cd - переход в корневой каталог cd .. - переход в родительский каталог D: - переход на диск D . dir - вывод всего содержимого папки dir *.exe - вывод списка exe -файлов папки cls - очистить экран командной строки

    Командная строка запоминает команды, которые вы вводите. Листать их можно клавишами ⇑ и ⇓ . Можно просматривать содержимое папки при помощи клавиши Tab (Shift +Tab листает в обратном порядке). Можно пролистать файлы на конкретную букву или буквы. Например, напечатав букву s и нажимая Tab , можно пролистать только файлы и папки, начинающиеся на эту букву (s ystem, s ystem32, s ystem.ini и т.д.) . Как это можно использовать:

    Например, вам надо перейти из корня диска C в папку system32, найти и запустить в ней контрольную панель. Можно просто напечатать:

    C:\windows\ system32\ control.exe

    Но это не всегда быстро и удобно, к тому же не всегда знаешь - что конкретно надо набирать. Поэтому можно набрать команду cd , затем после пробела набрать wi Windows, поставить после неё слэш, набрать буквы sy , пролистать клавишей Tab до папки sy stem32, затем опять слэш и то же самое с control.exe.

    C: cd wi ndows\sy stem32\co ntrol.exe

    Этот способ с табом куда быстрее в большинстве случаев, чем простой набор, так как названия файлов и папок могут быть длинными.

    При включении поддержки мыши копировать информацию из командной строки можно выделив участок текста мышью и нажав Enter . Правая клавиша мыши, напротив, вставляет информацию из буфера обмена в командную строку.

    В заключение статьи скажу, что cmd.exe - это просто программа ввода-вывода, такая же, как и блокнот. Разумеется, есть более продвинутые аналоги, которыми тоже можно пользоваться. Одна из таких программ - Console Portable

    Кстати, в операционной системе GNU Linux командную строку можно вызывать прямо из папки. При этом строка откроется сразу с адресом папки и его не надо будет набивать вручную. В Windows для того, чтобы открыть командную строку непосредственно в папке, необходимо, зажав Shift , нажать правую клавишу мыши и выбрать в меню пункт "Открыть окно команд".

    Также можно добавить эту возможность (и целый ряд других) с помощью программы расширения контекстного меню FileMenu Tools :