Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Форматы изображений jpeg и tiff. В чем разница между форматами JPEG, GIF, PNG, RAW, BMP, TIFF? Формат TIFF – что за файлы и для чего нужны

Форматы изображений jpeg и tiff. В чем разница между форматами JPEG, GIF, PNG, RAW, BMP, TIFF? Формат TIFF – что за файлы и для чего нужны

Формат TIFF (с англ. Tagged Image File Format) представляет из себя формат, содержащий растровые графические изображения. Применяется такой формат файла в процессе сканирования, а также распознавания текста. Зачастую, данные файлы формата используют при передаче факсов. Файл в формате TIFF поддерживают разнообразные приложения, направленные на работу с графикой.

Разработчики из компании Aldus Corporation, вместе с производителями из Майкрософот, основали такой формат хранения в целях его применения в PostScript. На данный момент, Tagged Image официально принадлежит корпорации Adobe Systems. Стоит отметить, что TIFF файлы применяются при хранении графических форматов изображений, обладающих большими показателями глубины цвета.

Файл TIFF является основным форматом операционной системы под названием NeXTSTEP, именно из неё растровые изображения, имеющие расширение файла TIFF, были перенесены в Mac OS. При создании TIFF, одним из явных преимуществ, являлось его сжатие без потерь, однако, в наше время, расширение.tiff дополнили возможностями сжатия с потерей в формате JPEG. TIFF Tagged Image File Format предполагает использование достаточно распространенных алгоритмов сжатия, таких как JPEG, ZIP, JBIG, LZ77, PackBits и так далее. Обычно файлы формата TIFF, имеют расширение.tiff(.tif).

Файл расширением.tiff создан для хранения изображений с графикой высокого качества, что является его явным преимуществом. Чтобы открыть файл TIFF, не требуется наличие специализированного программного обеспечения, достаточно пользоваться разнообразными графическими приложениями, например Adobe Photoshop или Microsoft Windows Photos, а также CorelDRAW Graphics.

Сегодня мы попробуем ответить на казалось бы простейший вопрос - какой формат выбрать для сканирования: TIFF или JPEG? На эту тему написано множество статей, но даже весьма опытные фотографы не сразу приходят к оптимальному решению. В чем же подвох? Почему напрашивающийся ответ «конечно, TIFF» на самом деле не столь однозначен, как это кажется на первый взгляд? Все просто - любые теоретические соображения необходимо проверять практикой. И вот что мы увидим, если сделаем это.

Для примера возьмем кадр со среднеформатной камеры Hasselblad 503cw, сделанный на пленку Kodak Portra 400. Отсканируем его на Nikon Coolscan 9000 с максимальным разрешением 4000 dpi (~ 8800 x 8800 px) и сохраним в двух форматах - TIFF и JPEG с качеством 100%. Прежде всего сравним размеры этих файлов:

TIFF - 465 Mb
JPEG - 90 Mb

Разница, согласитель, приличная, в 5 раз. Для одной 12-кадровой пленки разница в требуемом объеме дискового пространства составит [(12 х 0,465) = 5,58 Gb] - [(12 х 0,09) = 1,08 Gb] = 4,5 Gb. То есть в одном случае сканы пленки займут 5,58 Gb, а в другом 1,08 Gb. Что мы получаем за эту разницу?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, что кроме большого объема файлов, формат TIFF намного дольше переписывается по локальной сети и открывается в Фотошопе. То есть если, например, вы храните файлы в домашнем сетевом хранилище (крайне распространённая схема в наше время), то просто так «налету» обратиться к архиву вы уже не сможете - прежде чем его посмотреть, файлы нужно будет перекачать на локальный компьютер. Давайте посмотрим, получаем ли что-то взамен этого неудобства.

Итак, в одном углу ринга TIFF весом 465 Mb, в другом JPEG 90 Мб. Кто победит? Что дает нам 5-кратный прирост веса с точки зрения качества картинки? Проведем наглядный эксперимент. Возьмем изначально сканированный TIFF, сохраним его JPEG-версию с качеством 100% (именно так делает софт всех сканеров) и сравним. Важно - при сравнении вся работа ведется в 16-битном растровом файле TIFF, нижеприведенные скриншоты сделаны соответствующим образом. То есть сравнение абсолютно корректно, т.к. ни в коей мере не является сравнением двух jpeg’ов.

Итак, посмотрите на заглавную картинку в этой статье. Слева TIFF, справа JPEG. Видите разницу? Вряд ли, потому что оба файла при публикации в интернете - уже джипеги, к тому же маленького размера. Поэтому теперь посмотрим на сильно увеличенный (до 500%) фрагмент кадра:

Видите ли вы разницу теперь? Очень сомнительно, хотя, конечно, не исключено. И ведь это при 500%-ом увеличении! При таком, при котором никто никогда, включая вас самих, эти файлы смотреть не будет.

И всё же - попробуем найти разницу, пусть глазами ее и не видно. Для этого наложим JPEG на TIFF в Adobe Photoshop двумя слоями в режиме Difference:

Там, где разницы нет, цвет будет черным. Там, где она есть, каким-то, отличным от черного.

Под каким бы углом вы не пытались смотреть на этот «квадрат Малевича», вряд ли вы увидите здесь какие-либо другие цвета, кроме черного. Это означает, что даже на техническом уровне наблюдаемой разницы между форматами TIFF и JPEG не существует.

Но все-таки. Должна же быть хоть какая-то визуальная разница между TIFF и JPEG, спросите вы? Иначе какой вообще смысл в формате TIFF? Да, разница действительно есть. Но она сугубо техническая, настолько несущественная, что в реальных условиях вы с ней никогда не столкнетесь. Чтобы ее увидеть, нужно очень сильно повысить контраст у нашей разницы Difference. Очень сильно - это значит настолько сильно, насколько в реальной практике мы никогда задирать не будем. Но даже при таком невероятно мощном контрасте цвет разницы будет оставаться черным. То есть разница снова не наблюдается:

И только если задрать контраст до такого предела, когда белая и черная точки на инструменте Levels схлопнутся в одну (что абсолютно никогда невозможно в реальной обработке фотографий), только тогда можно увидеть некоторую несущественную разницу, проявляющуюся на уровне естественного шума самого цифрового формата и матрицы сканера.

Ключевой аргумент приверженцев формата TIFF - это мифическая постеризация (эффект «небо ступеньками»), которая якобы может вылезти при обработке 8-битного JPEG файла. В теории это действительно так. Но в реальной практике при грамотном сканировании и сохранении файлов это не подтверждается.

Продемонстрируем гротескный (то есть нарочито усиленный) пример - возьмем два наших файла и применим к ним очень сильную контрастную кривую. Настолько сильную, какую в реальной жизни применять мы вряд ли будем.

Именно после значительного повышения контраста на плавных градиентах (обычно в небе) чаще всего проявляется постеризация, однако в нашем случае этого не произошло. Для уверенности сохраним результат сравнения в виде PNG файла, чтобы исключить вмешательство JPEG при просмотре.

На всякий случай посмотрим на фрагмент скана при 100% увеличении, и снова никакой постеризации.

При работе с цифровыми файлами появление постеризации более вероятно, однако в случае пленки 8-битность сканов (именно сканов) не является проблемой, в частности и потому, что пленочное зерно работает как естественный дитеринг, т.е. сглаживает градации и не дает появиться постеризации. Для цифровых файлов разница между 8 и 16 битами более существенна.

Получается, что формат TIFF довольно бессмысленен для сканирования и хранения сканов. Намного разумнее делать это в JPEG - работать с такими файлами намного быстрее, занимают они на порядок меньше места, а визуальное качество картинки в них не отличается. Однако, тут есть несколько важных нюансов:

1) Качество сохранения такого JPEG файла должно быть 100%. Если же, например, вы сохраните JPEG c качеством даже 95%, то наблюдаемая разница в приведенном примере начнет наблюдаться гораздо быстрее, и такой файл уже будет действительно проигрывать формату TIFF. Поэтому обязательно проверьте в настройках вашей программы сканирования качество JPEG файла. Если же вы сканируете в фотолаборатории, выясните, какое качество JPEG файла они используют. Например, в лаборатории SREDA Film Lab всегда используется только 100% качество JPEG-файлов, на всех сканерах.

2) Файл JPEG подходит только для хранения исходной информации, так называемого «сырого скана». Если вы в дальнейшем планируете обрабатывать снимок, рекомендуется перевести файл в формат TIFF (или PSD) 16 bit и далее работать с ним. Каждое повторное сохранение JPEG файла неизбежно приводит к его деградации и рано или поздно разница становится визуально заметной. Поэтому любое повторное сохранение лучше делать уже в формат TIFF, а вот готовый результат можно снова сохранить в JPEG (и отправить на печать или опубликовать в интернете) - это будет первое пересохранение JPEG’а, деградацию которого глазом увидеть практически невозможно. В принципе разницу вы вряд ли увидите даже при 5-7 кратном пересохранении JPEG’а, но этого, конечно, лучше не делать.

Не забудьте подписаться на аккаунты Творческой лаборатории «СРЕДА» в соцсетях!

Формат TIFF (Tagged Image File Format -формат файлов изображений, снабженных тегами) является одним из наиболее широко распространенных форматов, используемых при подготовке графики. Этот формат является фактически стандартом для подготовки изображений в полиграфии. Файлы этого формата обычно имеют расширение.tif или.tiff.

TIFF является одним из наиболее сложных по своей внутренней структуре форматов. Файлы TIFF начинаются с заголовка файла изображения (IFH – Image File Header) длиной 8 байт. Заголовок файла содержит блок, называемый каталогом файла изображения (IFD – Image File Directory). Этот блок позволяет графическим программам определить внутреннюю структуру файла.

ПРИМЕЧАНИЕ. Файл формата TIFF обычно начинается с символов «II*». Это можно использовать для простого определения формата файла, имеющего нестандартноерасширение.

При помощи IFD из файла можно выделить теги – блоки данных, содержащие информацию о размерах изображения, его цветовой модели, размере палитры (числе используемых цветов), сжатии данных и т. д. Само изображение также содержится в отдельном теге. Всего определено несколько десятков таких блоков. Так как весь TIFF-файл состоит из тегов, этот формат легко поддается модернизации и расширению. В самом деле, для введения дополнительных возможностей достаточно определить новый тег. Однако в этом кроется источник возможных ошибок – если программа не сможет определить значение тега, введенного кем-либо из производителей аналогичного программного обеспечения, файл может быть открыт неправильно или вовсе не прочитан.

В файле формата TIFF изображение может храниться в цветовых моделях CMYK, RGB, Lab, в режиме индексированных цветов, а также в виде оттенков серого (grayscale). Это позволяет применять данный формат для хранения самых разных изображений, используемых как для подготовки веб-графики, так и в полиграфии. Подробнее о цветовых моделях будет рассказано немного позже. Кроме цветовой модели сохраняется и разрешение, с которым следует выводить изображение на печать. Задав высокое разрешение, можно получить качественные распечатки, если, конечно, принтер поддерживает печать с заданными параметрами.

ПРИМЕЧАНИЕ. В веб-дизайне чаще всего используется родная для компьютерных мониторов модель RGB

или режим индексированных цветов (до 256 произвольных цветов или стандартная палитра). Разрешение, задаваемое в файле, чаще всего составляет 72 dpi. Большинство мониторов способно отображать графику с разрешением 72 или 96 dpi. Для высококачественной (в том числе и фото) печати подойдут изображения с разрешением 300 dpi и выше.

Кроме изображения в TIFF-файле могут сохраняться каналы прозрачности (альфа-каналы), позволяющие сохранять прозрачные области изображения или выделения объектов между сеансами работы. Если вы работаете в Photoshop, можно сохранить в формате TIFF файл, содержащий слои, но другие программы смогут прочесть такой файл только как единое изображение. Для указания на необходимость сохранения слоев установите флажок Layers (Слои) в окне выбора имени сохраняемого файла.

ПРИМЕЧАНИЕ. Adobe Photoshop может сохранять в формате TIFF дополнительные элементы изображения, например направляющие линии.

Еще одна особенность формата TIFF -возможность сохранения нескольких изображений, имеющих собственные наборы атрибутов и свойств (тегов), в одном файле. Это делает TIFF похожим на формат GIF, однако в нем отсутствует возможность создания анимированных изображений. Важное свойство формата TIFF – использование сжатия данных. Такое сжатие не является обязательным и может быть включено или выключено пользователем. В большинстве случаев применяется алгоритм сжатия LZW (метод Лемпела-Зива-Уолша, сжатие без потерь информации), но может применяться и сжатие с потерями (например, алгоритм JPEG). Сжатие данных позволяет существенно снизить размер файла. Это особенно заметно для изображений, содержащих большие однотонные пространства, например отсканированных текстов и схем.

Однако сжатие данных можно применять далеко не всегда. Многие программы не предназначены для работы с файлами формата TIFF, использующим и сжатие изображения. Если вы отправляете кому-либо файлы в формате TIFF, лучше воспользуйтесь программой-архиватором(например, WinRAR или WinZip). Это уменьшит вероятность того, что получатель не сможет открыть ваши файлы.


Рис. 4.2. Окно сохранения TIFF-файла в Adobe Photoshop CS 2. Можно задать порядок байтов (для IBM PC или для Macintosh), а также задействовать сжатие изображения.

В зоне Compression (Сжатие) можно выбрать один из четырех доступных алгоритмов. Для алгоритма JPEG можно также указать качество изображения. Установив флажок Save Transparency (Сохранить прозрачность), вы укажете программе на необходимость сохранения прозрачных областей изображения. В противном случае они будут залиты белым цветом.

Нововведение Adobe Photoshop CS 2 – возможность выбрать порядок записи информации о цвете пиксела. Переключатель Pixel Order (Порядок описания пикселов) позволяет выбрать режим записи. В данный момент этот параметр практически не используется.

Формат TIFF широко распространен не только на платформе IBM PC, но и на Apple Macintosh (собственно, Macintosh -родина TIFF). Многие графические редакторы (разумеется, и Adobe Photoshop) поддерживают сохранение и чтение файлов в режимах IBM PC и Apple. Эти режимы различаются порядком записи файлов. Выбрать тот или иной режим можно с помощью переключателя Byte Order (Режим записи байтов).

ПРИМЕЧАНИЕ. Процессоры, на основе которых строятся компьютеры Apple, читают байты двухбайтных чисел слева направо (вначале старший байт, а потом – младший). Процессоры Intel (и другие совместимые с ними) записывают и читают первым младший байт, а потом – старший.

Если изображение содержит слои, после задания описанных параметров на экран будет выведено предупреждение о том, что сохранение изображения с учетом слоев увеличит размер файла. Если вы не хотите, чтобы это предупреждение выводилось снова, установите флажок Don"t show again (Больше не выводить).

ВНИМАНИЕ. Файлы в формате TIFF, сжатые при помощи алгоритмов JPEG и ZIP, не могут быть прочитаны большинством старых программ. Если вы не уверены в том, что получатель ваших файлов сможет с ними работать, избегайте использования этих методов.

Поскольку TIFF прижился и на IBM PC, и на Apple, его можно применять для передачи изображений с одной аппаратной платформы на другую без потери их свойств, атрибутов и, разумеется, содержания. Также этот формат можно использовать для передачи данных между различными приложениями, не понимающими форматы друг друга, но знающими TIFF. При такой передаче будут сохранены многие атрибуты изображения, теряющиеся, например, при передаче данных через буфер обмена Windows.

Для сохранения цветов изображения при передаче с одного компьютера надругой (из-за различий в составе аппаратного обеспечения и его настроек цвета могут отображаться по-разному) в состав файла может быть включен цветовой профиль ICC.

СОВЕТ. Если вы сохранили файл в формате TIFF в одной программе и не можете открыть его в другой, возможно, причина в несовместимости наборов тегов, используемых в этих приложениях. Попробуйте открыть такой файл в другой программе (например, в программе просмотра ACDSee) и сохранить его в TIFF или в другом формате.

Некоторые цифровые камеры могут сохранять файлы в формате TIFF. Этот формат служит для получения качественных изображений, не содержащих следов сжатия алгоритмом JPEG. Такие изображения занимают гораздо больше места, чем изображения, сохраненные в сжатом формате, поэтому применять TIFF в цифровой камере следует только в двух случаях – если вы точно знаете, что использование сжатого формата не позволит вам получить изображение желаемого качества, или же у вас под рукой находится компьютер или достаточное количество запасных карт памяти.

В заключение отметим, что формат TIFF может применяться для сохранения промежуточных результатов работы, не требующих внедрения специфической информации (векторных объектов, направляющих линий, слоев и других объектов). Распространенность этого формата позволяет легко переносить изображения между программами и аппаратными платформами. Использование цветокоррекции (профилей ICC) дает возможность сохранить цвета без изменения (насколько это возможно) при просмотре на разных мониторах и при выводе на печать.

Основное назначение файлов с форматом TIFF. Программы для открытия и конвертации изображений. Главные отличия от форматов JPG и RAW.

Содержание


  • Выбор оптимального формата для графических изображений напрямую связан с назначением фотографий. Если речь идет о любительской съемке и не предвидится серьезной обработки, то можно ограничиться стандартным JPG. Однако, ситуация совершенно другая, если изображения подвергаются профессиональной обработке – в таком случае необходим сырой материал без каких-либо потерь в качестве. В данной ситуации стоит сделать выбор в пользу более надежных форматов: TIFF и RAW.
    В этой статье мы подробно изучим формат TIFF, его свойства, а также какие программы для просмотра и конвертации можно использовать. Формат позволяет сохранять изображения в разных цветовых пространствах, не теряет качество после всех обработок. С этим связан самый большой минус – файлы формата TIFF имеют размер в разы больше файлов JPEG и даже RAW.

    Формат TIFF – что за файлы и для чего нужны

    Так что это такое – формат TIFF и в чем его основные особенности?
    TIFF (Tagged Image File Format) – формат графических изображений, относящийся к группе растровых. Данный формат широко используется в полиграфии, является самым распространенным форматом для печати. TIFF – разработка корпораций Aldus и Microsoft для интеграции с языком программирования издательских систем PostScript. Нынче владельцем лицензии на стандарт является Adobe Systems.
    Главной особенностью формата TIFF является хранение изображений с большой глубиной цвета. По сути, TIFF - это JPEG без сжатия и его основные достоинства могут оценить только опытные графические дизайнеры и фотографы.

    Программы для работы с файлами формата TIFF



    В интернете можно найти огромное множество программ для работы с TIFF – это различные программы для просмотра, редактирования, а также конвертации в другие форматы хранения.
    Условно, список программ можно разделить по операционной системе, на основе которой работает программа:

    Microsoft Windows

    • Microsoft Windows Photos - программа для просмотра, редактирования и тегирования цифровых изображений и видео
    • Microsoft Windows Photo Viewer - компонент Windows, средство просмотра изображений
    • CorelDRAW Graphics Suite - графический редактор
    • ACD Systems ACDSee - коммерческая программа для просмотра и управления коллекцией изображений
    • Nuance OmniPage Ultimate - Мгновенная конвертация документов в редактируемые файлы

    MacOS

    • Apple Preview - программа для просмотра файлов в среде macOS
    • Roxio Toast - это комплекс инструментов для работы с мультимедиа на устройствах Mac

    Кроссплатформенные


    • Adobe Photoshop - многофункциональный графический редактор
    • Adobe Photoshop Elements - это ПО для редактирования фотографий
    • XnView - кроссплатформенная программа для просмотра графических файлов
    Важно. После покупки спецификации формата TIFF корпорацией Adobe Systems, часто звучат прогнозы о постепенном смещении формата PSD, который используется в программе Adobe Photoshop и также является многослойным.

    Конвертация TIFF файлов



    Конвертация файлов TIFF может понадобиться в различных ситуациях – для удобного хранения, отправки и других задач. Существует возможность конвертации TIFF в другие форматы, а также обратная конвертация – в зависимости от первоначальной цели. Самой удобной формой является онлайн-конвертация для различных файлов. Объяснение этому простое – это упрощает сам процесс. Не нужно скачивать специальное программное обеспечение. Однако, это не относится к случаям, когда постоянная конвертация необходима в связи с профессиональной деятельностью – тогда лучше установить необходимое ПО.
    Рассмотрим наиболее популярные онлайн-конвертеры:
    Программы-конвертеры:
    • Фотоконвертер
    • Free Image Converter
    • Универсальный Конвертер Документов

    Как перевести TIFF в JPG

    Самый распространенный запрос в конвертации - перевести tiff в jpg. Стоит отметить, что между файлом TIFF и JPG без сжатия почти не существует никакой разницы в качестве, однако размеры файлов TIFF существенно превышают размеры соответствующих изображений JPG. Напрашивается вопрос: не удобнее ли избегать формата TIFF в принципе? Отсутствие видимой разницы в качестве – только один момент. TIFF – материал, удобный для обработки, из которого можно выжать максимальные возможности редактирования
    Рассмотрим вариант преобразования с помощью онлайн-конвертера Convertio (ссылка). Для данной операции необходимо перейти по ссылке, выбрать источник файла (компьютер, облачное хранилище или url-ссылку на сайт или файл на хостинге), после загрузки файла выбрать формат JPG, нажать кнопку «Преобразовать». Convertio позволяет преобразовать сразу несколько файлов.

    Как преобразовать TIFF в PDF

    Чаще всего преобразовать TIFF в PDF необходимо, когда речь идет о различных текстовых документах, которые были отсканированы в файл TIFF. Поэтому пользователи не всегда доверяют онлайн-конвертерам. Это связано с тем, что онлайн формат предусматривает обработку файла на стороне веб-сервера. Рассмотрим десктопный конвертер TIFF to PDF Converter, который очень прост в установке и пользовании. Скачать программу можно по ссылке . Основной недостаток данной программы – не предусмотрен интерфейс на русском языке.

    Как объединить несколько файлов TIFF в один

    Достоинство формата TIFF - возможность объединения нескольких изображений в один файл. Это очень удобно при отправке и хранении файлов.
    Как объединить TIFF файлы в один за пару кликов?
    Удобная утилита TIFFCombine быстро справится с объединением нескольких страниц в один файл TIFF. Программа очень простая в использовании, имеет интуитивно понятный интерфейс. Все, что нужно – скачать и установить программу. Работа в данной программе не вызывает никаких затруднений.

    Как создать многостраничный файл TIFF: видео

    В дополнение к описанию формата TIFF и его возможностей прикрепляю ссылку на видео, где демонстрируются тонкости работы с файлами TIFF. Также в данном видео есть подробная инструкция по созданию многостраничного TIFF файла.

  • Представляю вашему вниманию фрагмент одной из глав моей будущей книги про фотосъемку пейзажа под рабочим названием «Фотографируем пейзаж»

    Основное правило фотосъемки цифровой камерой гласит: сначала мы стараемся получить хорошие снимки, а обработкой и доведением полученного изображения «до ума» занимаемся уже потом, на работе или дома. Поэтому важно донести вашу самую лучшую в мире фотографию до компьютера в целости и сохранности. Поможет нам в этом знание особенностей различных форматов записи.
    Если вы человек по жизни экономный, перед вами стоит дилемма - какой формат из имеющихся в вашей ненаглядной камере использовать для записи изображений. Цифровые камеры сегодня могут предложить вам форматы TIFF, RAW и несколько градаций формата JPEG. Обсуждение достоинств и недостатков каждого из них начнем с JPEG, как имеющегося сегодня в любой фотокамере и наиболее популярного в фотолюбительской среде.

    Формат JPEG

    JPEG (Joint Photographic Experts Group), как следует из его названия, был создан по инициативе самих фотографов, кажется, еще во времена царя Гороха для передачи отсканированных или созданных на компьютере изображений. В те времена объемы дисковой памяти компьютера были невелики. Для примера, в то время размер памяти моего персонального компьютера составлял всего 20 Мб, то есть в него могла поместиться от силы одна сегодняшняя фотография.
    Информация в те времена передавалась в основном посредством пятидюймовой дискеты, поэтому было важно «утрамбовать» изображение так, чтобы оно сильно не обременяло своим присутствием память компьютера и при этом не особо пострадало качество «картинки». Для этого использовали уже имеющийся алгоритм, который применяли для архивирования машинных файлов, устроенный по принципу объединения схожих последовательностей нулей и единиц машинного кода. Но, в отличие от машинного кода, требующего точного восстановления всех заложенных в него инструкций, решили, что для уменьшения размера файла с изображением можно слегка пожертвовать его качеством, поскольку оно предназначено для просмотра человеческим глазом, прощающим некоторые неточности. В результате разработчики и получили формат JPEG, который позволяет хранить цветные изображения с глубиной до 24 битов, а также изображения в оттенках серого.
    Как следует из биографии этого формата, его основной задачей является минимизация занимаемого изображением пространства на диске. Это сжатие происходит далеко не безвозмездно - страдает качество: теряется деталировка и нарушается цветность. Происходит это в разной мере и зависит от степени сжатия и количества разнородных мелких элементов изображения. Если, к примеру, пейзаж с травой и цветами при сжатии сильно потеряет в качестве, то изображение одного голубого неба можно спокойно сжать до минимального, с почти полным сохранением качества.
    Посмотрите на увеличенные фрагменты трех иллюстраций, снятых в формате JPEG, с различным качеством (Basic, Norm и Fine) на камеру Nikon D70. Хотя по внешнему виду разница в качестве между ними не очень заметна, но при больших увеличениях она проявляется гораздо существеннее, прежде всего в деталях.

    Достоинства
    Минимальное время записи изображения на карту памяти и экономия места.

    Недостатки
    Не подходит для съемки качественных фотографий большого размера с множеством мелких деталей.

    Для кого

    Подойдет начинающим фотолюбителям и всем, кто не собирается печатать потом снимки больше, чем 10х15 см. А в случае нехватки памяти на карте JPEG «спасет» и профессионала, не желающего упустить отличный кадр. Если же ваша камера не имеет другого формата, то во имя качества рекомендую использовать режим с наименьшим сжатием, обычно обозначаемый «fine».

    Два кадра одного и того же вида, снятые в формате JPEG (слева) и TIFF (справа) на камеру LEICA DIGILUX 1. Опятьтаки, разница будет заметна преимущественно в деталях и только при большом увеличении в виде легкого «замыливания» мелких деталей. Формат TIFF (Tagged Image File Format) был создан в качестве универсального формата для цветных изображений. Надо сказать, что этот формат вообще является весьма любопытным изобретением инженеров фирмы Macintosh, поскольку его внутренняя структура может принимать любые причудливые формы. К тегам, содержащим само изображение и описывающим данные по его цветности, сжатии, разрешении и тому подобные, могут быть добавлены любые другие. Таким образом, этот формат имеет наращиваемую структуру. Например, файл может содержать не одно, а несколько изображений (называемых слоями) или какието дополнительные данные. Чтобы графический редактор, читающий этот могучий формат, смог разобраться, где в нем что находится, структуру изображения описывают в так называемом каталоге файла изображения (IFD), расположенном в заголовке того же файла. Подобно рассмотренному ранее JPEG, формат TIFF позволяет нам записывать как цветные изображения с глубиной цвета до 24 битов, так и монохромные изображения. Более того, в файлах этого формата можно хранить изображения и в других цветовых моделях, например в CMYK (используется в основном при печати). Надеюсь, что я не сильно утомил вас техническими подробностями, но давайте всетаки вернемся к нашим баранам, то есть к нуждам фотографалюбителя. Если ваша камера имеет форматы JPEG и TIFF, то рекомендую вам использовать только TIFF, только тогда вы сможете быть уверены, что используете возможности матрицы своего фотоаппарата и его объектива на все сто процентов. Изображение с матрицы, обработанное процессором камеры, записывается на карточку в несжатом виде, то есть целиком и полностью, и поэтому не теряет своих живых свойств. Стоит отметить и недостатки, присущие формату TIFF. Вопервых, неся в себе большой объем информации, такие файлы занимают много места на карточке памяти. Для примера скажу, что в моей камере на карточку объемом 256 Мб помещается 20 снимков в формате TIFF или 128 штук (то есть в шесть раз больше) в формате JPEG. Вовторых, изза большого размера файлов они дольше пишутся на карту памяти - время записи TIFF может составлять несколько десятков секунд, в то время как запись формата JPEG обычно занимает порядка двухтрех секунд.

    Достоинства
    Изображение с матрицы, обработанное процессором камеры, записывается на карточку в несжатом или почти несжатом виде, то есть практически полностью, и поэтому не теряет своих живых свойств.

    Недостатки
    Занимает много места на карте памяти, долгое время записи.

    Для кого
    Для фотолюбителей и профессионалов, желающих печатать фотографии больше, чем 10х15 см, не жалеющих места на карте памяти для качественных снимков, с которыми позже можно поработать в графическом редакторе.

    Эти иллюстрации показывают преимущество формата RAW. Синий снимок был снят навскидку, с неправильно установленным балансом белого (по лампам накаливания). Такой снимок, снятый в формате JPEG или TIFF, можно было бы только выкинуть или пришлось бы перевести в режим оттенков серого. Однако формат RAW позволил избавиться от синюшности и спасти эту фотографию, применив другой баланс белого (в данном случае - «солнечно»).
    Но самые интересные возможности для фотографа предоставляет формат RAW (от англ. «raw» - сырой, необработанный). Замечу, что этот формат поддерживают только дорогие профессиональные и полупрофессиональные цифровые фотоаппараты. Чем же так примечателен этот формат?
    Как мы уже знаем, после того, как изображение получено с матрицы, оно проходит обработку в процессоре камеры, где на него «накладываются» выбранные фотографом установки баланса белого, резкости, контраста, цветовой насыщенности и другие. Результат пишется на карту памяти. Так обстоит дело с форматами JPEG и TIFF. В формате RAW дело обстоит иначе: на карту памяти отдельно пишется само, не обработанное пока еще изображение, а все установки, выбранные фотографом, сохраняются в заголовке файла отдельно, с тем, чтобы быть примененными позже. Затем на компьютере эти файлы формата RAW обрабатываются уже в специальных программах, называемых RAWконвертерами, причем пользователь может решить, применить ли к изображению установки, выбранные во время съемки, либо заменить их на другие, более подходящие.
    Так, если при съемке горного пейзажа вы были уверены, что солнечный баланс белого как нельзя лучше подойдет для этой сцены, а дома вдруг обнаружили, что картинка имеет холодные тона и отталкивает, то вы сможете «отменить» выбранный баланс белого, заменив его, к примеру, на «облачный». То же самое относится ко всем фильтрам, например, чернобелому, сепии и соляризации, цветовому балансу, цифровой резкости и некоторым другим параметрам. К снимку можно даже применять соответствующие установки из других изображений, например, определив раз и навсегда точный баланс белого для одного из кадров, снятых на поляне, можно использовать его для всех остальных снимков этой фотосессии. После того как гармония, наконец, достигнута, мы сохраняем снимок на компьютере в любом формате, но исходный RAWфайл с необработанным изображением при этом не страдает.
    Трудно поверить, но использование формата RAW позволяет даже немного (до / 3EV) скорректировать неверную экспозицию! Это стало возможным благодаря информационной избыточности, предоставляемой двенадцати (в ряде случаев - шестнадцати) битной разрядной сеткой на каждый цветовой канал в формате RAW, против восьмибитной сетки форматов JPEG и TIFF. Поскольку весь процесс работы с RAW очень напоминает корректировки при оптической печати с переэкспонированного или недоэкспонированного негатива с применением тонирующего виража, фильтров и так далее, то формат RAW часто называют цифровым негативом.
    Справедливости ради замечу, что различные производители фотоаппаратуры по разному трактуют понятие «необработанная информация». К примеру, одни из них всетаки применяют функцию шумоподавления к изображению перед записью формата RAW, другие - цифровую резкость, третьи - сжатие, а в устаревших моделях можно найти даже баланс белого. Кроме этого, все фирмы стремятся привнести в этот формат чтото свое, и в результате появились такие форматы, как ORF (фирма Olympus), NEF (Nikon), CRW (Canon) и другие. Все это - разновидности формата RAW, и для работы с каждым из них требуется свой, уникальный RAWконвертер. Замечу, что фирма Adobe выпустила плагин для Adobe Photoshop CS 8.0, читающий все форматы RAW, которые любой фотограф при желании может бесплатно скачать с сайта фирмы.
    Примечательно, что файл в формате RAW занимает существенно меньший размер памяти, чем аналогичный TIFF. Объясняется это тем, что в RAWфайле хранится не само изображение целиком, а только та информация, что получена с трех сенсоров матрицы, отвечающих за красный, зеленый и синий каналы, а интерполяция с построением окончательного изображения осуществляется уже потом, в RAWконвертере на компьютере. Для формата TIFF интерполяция производится непосредственно после съемки, в самой камере, и ее результаты записываются на карту памяти, занимая гораздо большее пространство. Замечу также, что процесс интерполяции сам по себе очень энергоемкий, что сказывается на продолжительности жизни аккумуляторов.
    При всех достоинствах формата RAW у него есть и небольшие недостатки. Основным из них, на мой взгляд, является необходимость обрабатывать изображения на компьютере перед их использованием. Каждый снимок должен быть обработан индивидуально, а на такую усидчивость способны далеко не все. Вторым недостатком, но не столь существенным, о котором я уже говорил, является несовместимость форматов RAW различных производителей, приводящих к необходимости использования фирменных RAWконвертеров или плагинов к графическим редакторам.

    Достоинства
    Огромные возможности по «доводке» фотографий.

    Недостатки
    Занимает меньше места на карте памяти, чем TIFF, но больше, чем JPEG, практически каждый производитель старается иметь «в запасе» свой RAW, для которого необходим отдельный плагин.

    Для кого
    Для профессионалов и очень (даже слишком!) продвинутых фотолюби телей.

    Резюме
    Так что вопрос, каким именно из имеющихся в камере форматов пользоваться, каждый решает сам. Когото, желающего снять сотни гениальных снимков на одну небольшую карточку памяти, вполне устроит имеющийся в любой камере формат JPEG, комуто понравится логическая завершенность формата TIFF, а ктото, наоборот, любящий до самого последнего момента все менять и переиначивать, предпочтет RAW. Впрочем, выбор между TIFF и RAW пока для большинства пользователей не актуален: сегодня редкие камеры имеют и тот и другой форматы.