Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Excel превратить умную таблицу в обычную. Изменение расположения и удаление ячеек. Вычисляемые поля и объекты

Excel превратить умную таблицу в обычную. Изменение расположения и удаление ячеек. Вычисляемые поля и объекты

Понятие мониторинга образования сейчас широко используется в педагогическом лексиконе, хотя не всегда соответствует его содержанию. Но педагогическое чутье учителей заставило многих коснуться этой проблемы и приобрести опыт мониторинговых исследований. Оценка качества образования является необходимым условием совершенствования учебно-воспитательного процесса. Один из важнейших критериев качества образования является уровень подготовки учащихся. Основными способами измерения качества знаний учащихся являются тесты и рейтинговые диагностические работы. Главной целью мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Основными задачами мониторинга могут быть:

  • определение достижений учащихся по основным дисциплинам;
  • определение причин различий учебных достижений различных категорий учащихся;
  • коррегирование учебно-воспитательного процесса и его учебно-методического обеспечения;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результативности физического воспитания и состояния здоровья учащихся;
  • подготовка учителей и учащихся к применению различных способов диагностики;
  • определение качества преподавания и организации процесса обучения.

Для качественного проведения мониторинга необходимо проведение не менее трех измерений знаний учащихся на протяжении учебного года (начало, середина и конец года). Учитель должен владеть технологией измерений уровня знаний, обработки и анализа результата. Необходимым условием является сбор информации о факторах, которые влияют на успеваемость обучения. Анализ и обобщение такой информации поможет в организации коррекционной работы, собранная информация должна быть точная, достоверная и своевременная. Необходимым является и создание учебно-методических материалов для коррекционной работы по улучшению базовой подготовки учащихся. Учет этих требований требует высокоуровневой координации деятельности всех участников.

Условием проведения мониторинговых исследований является:

  • регулярность измерений;
  • долгосрочность;
  • массовость;
  • самостоятельность выполнений заданий;
  • объективность оценивания.

Независимо от способов диагностики, необходима тщательная подготовка как психологическая, так и по предмету (это повторения учебного материала, его систематизация и т.д.). Подготовка к измерениям должна включать в себя несколько этапов:

  • инструктаж учащихся о способах выполнения работы;
  • проведение тренировочных работ;
  • анализ результатов для проведения коррекционной работы как в количественном, так и в качественном видах.

Такую подготовку желательно провести за одну-две недели до оценивания.

Результаты мониторинговых исследований заносятся в таблицу:

Мониторинг результата учебной деятельности учащихся

Результаты контроля
№ п/п Фамилия, имя учащегося Стартовый контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Выводы
1 Иванов Сергей 3 4 5
2 Петров Иван
3 Сидоров Николай
4
5

На основе данных этой таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменений успешности каждого ученика, класса и параллели. Изображение результатов в графическом виде облегчает его восприятие и дает возможность быстрого сравнивания итогов.

  • Начальный
  • Средний
  • Достаточный
  • Высокий

Сведение результатов диагностики позволяет сделать выводы об усвоении учащимися тех или иных видов деятельности на базовом или более высоком уровне. Глубокий анализ этих результатов позволяет разработать рекомендации по совершенствованию обучения.

Цели проведения исследований определяются в зависимости от этапов мониторинга:

1. Подготовительный этап:

  • изучение теоретических и методических основ отслеживания и коррекции результатов учебно-воспитательного процесса;
  • определение системы использования форм, методов и способов сбора информации;
  • разработка инструментария для проведения исследований и организации коррекционной работы.

2. Диагностический этап:

  • создание системы внутришкольного контроля, накопление результатов;
  • определение видов учебной деятельности, которые не сформированы на должном уровне;
  • определение причин отличия учебных достижений различных категорий учащихся.

3. Коррекционный этап.

  • корректирование элементов учебно-воспитательного процесса, систематизация и повторение учебного материала;
  • промежуточный контроль состояния учебно-воспитательного процесса;
  • коррекция знаний, умений и навыков учащихся на основе полученных результатов.

4. Аналитический этап.

  • итоговый контроль учебно-воспитательного процесса;
  • определение тенденций и обоснование результатов проведенной работы;
  • принятие итоговых решений.

Основными принципами мониторинга качества образования являются системность в проведении исследований и наблюдений, научность, доступность и открытость полученной информации.

Модель мониторинга качества образования в школе

Алгоритм процесса отслеживания учебных достижений учащихся

Результаты учебных достижений учащихся можно оформить в виде графиков или диаграмм.

Сентябрь

Проводя мониторинговые исследования необходимо помнить, что главная цель - помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Общая информация должна быть открытой, а личная – конфиденциальной.

Существует необходимость проведения обсуждения результатов мониторинга в школе и принятия управленческих решений.

С этой целью возможно проведение заседания круглого стола


Система контроля и мониторинга качества знаний

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass - это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных дости­жений обучающихся. Представлен программно-аппаратным ком­плексом, включающим в себя программное обеспечение, устанав­ливаемое на персональный компьютер, и комплектом оборудова­ния, состоящим из приемника сигналов и беспроводных пультов для ответа на вопросы педагога.

PROClass���������������������������������������������������может быть успешно использован в начальной, основ­ной и старшей общеобразовательной школе, в учреждениях на­чального, среднего и высшего профессионального образования. В аудитории, где проводятся занятия, необходимо наличие одно­го компьютера (для учителя) и проектора. К компьютеру подклю­чается приемник сигналов, мультимедийный проектор и устанав­ливается программное обеспечение. Учащимся раздаются беспро­водные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия пе­дагог задает вопросы, которые отображаются на экране при помо­щи мультимедийного проектора, и учащиеся отвечают на них про­стым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

4 Подробнее о модульной системе экспериментов см.: Модульная система эксперимен­тов PROLog. Инструктивно-методические материалы для педагога. - М.: Просвещение- регион, 2011.

Педагогические преимущества PROClass

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого ма­териала обучающимися при индивидуальной и групповой рабо­те, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. После каждого блока изложенного учебного материала обучаю­щихся, отвечая на вопросы при помощи пультов, могут продемон­стрировать свои знания и умения. По окончании занятия можно экспортировать результаты опроса в любое приложение для рабо­ты с таблицами (например, в Excel), провести анализ результатов. Программное обеспечение, поставляемое с системой контроля и мониторинга качества знаний, содержит наборы готовых тестов, позволяет педагогу создавать собственные тесты.

Программное обеспечение PROClass «Система контроля и мо­ниторинга качества знаний» – современное средство оценки зна­ний обучающихся. Система позволяет быстро и эффективно про­вести текущий, урочный и итоговый контроль знаний, не нарушая целостности образовательного процесса. Программное обеспе­чение позволяет в удобной форме осуществлять контроль присут­ствия обучающихся. База данных сохраняется в памяти компью­тера, наполняет портфолио учебных достижений ученика, позво­ляет проводить мониторинг качества знаний обучающегося в те­чение всего периода обучения. 48

Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это наи­более общий термин, объединяющий средства обучения, раз­работанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представля­ется принципиальной, поскольку цифровые технологии - все­го лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая, в настоящее время активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы - на­звание более общее, характеризующее целую область техноло­гии, а не ее часть.

Чаще всего электронные пособия рассматривают лишь как аль­тернативный носитель информации, удобство которого заключено лишь в увеличении объема хранимых данных. Однако подобный подход абсолютно не реализует возможности современных инфор­мационных технологий, не учитывает их специфические функции. Напомним, что среди перспективных достижений средств обуче­ния, реализуемых при помощи СНИТ (средства новых информа­ционных технологий) - не только предъявление огромных объ­емов информации на одном носителе, но и возможность изме­нять вид и структуру материала, выбор самостоятельной траекто­рии изучения темы, интерактивность как возможность « диалого­вых » режимов взаимодействия с информацией. 49

Революция в технологии записи, воспроизведения, возмож­ностей использования информации далеко не всегда ведет к кар­динальным изменениям характера учебного процесса. Для это­го нужны изменения в самой структуре знаний, умений, навыков работы с информацией в образовании, изменение требований к выпускникам, иная структура стандартов образования, реальная интеграция предметных областей. Иными словами, для револю­ции в образовании прежде всего необходим переход от школы знаний к школе умений.

Роль средств обучения в учебном процессе меняется в зависи­мости от возможностей, предоставляемых данными средствами. Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и уча­щегося, обучающего и обучающегося. Педагогика и методика обра­зования накопили значительный багаж форм и методов обучения (способов передачи знаний). Задача учителя - найти такие сред­ства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и пси­хологических особенностей и возможностей каждого учащегося.

Появление таких средств обучения, где заложены широкие воз­можности использования новых технологий (мультимедиа), при­водит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон применения средств обучения, что дикту­ет многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий.

Развитие средств в современной школе определяется общим развитием информационных технологий. Появление компьютер­ной техники, интерактивных средств обучения, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет, в том числе наличие прямого доступа к Интернет в образователь­ных учреждениях изменило и требования к разработке современ­ных средств обучения.

В частности, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет в 2006 – 2007 годах в рамках Приоритетного на­ционального проекта « Образование » потребовало ускорить по­полнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. 50

Оценка уровня качества ЭОР

Для оценки уровня качества ЭОР следует предложить систему показателей качества, которая не входит в противоречие с приро­дой образной системы, определяющей форму представления ин­формации, т.е. мультимедийным экранным образом .

Оптимальным предполагается сочетание научно-педагогических, эргономических и конструктивно-технических показателей каче­ства ЭОР.

Научно-педагогические показатели - показатели соответ­ствия ЭОР современному уровню развития образования пример­ной образовательной программе:

соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся, контекстным знаниям;

пригодность данного ЭОР к использованию в современных фор­мах обучения, методических комплексах;

наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики рабо­ты с учебным материалом;

воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов.

В группу эргономических показателей качества ЭОР следу­ет включить:

показатель соответствия итогового продукта возможностям ор­ганов зрения человека;

показатель соответствия итогового продукта возможностям ор­ганов слуха человека;

показатель соответствия способа кодирования информативных элементов (языка экранной образности и его составляющих - изображения предметов, соотношение статических и динамиче­ских элементов образа, цифры, надписи, рамки, их цвет, коло­рит, форма, последовательность и т.д.) возможностям восприя­тия учащегося, понимания и переработки им информации;

показатель оптимальности количества заложенной в ЭОР ин­формации.

В группу показателей соответствия формируемым умени­ям и навыкам могут быть включены такие показатели, как: 51

соответствие образовательным задачам;

наличие методической модели (моделей) обучения либо са­мообразования;

эргономика гипертекстовой структуры;

насыщенность медиатекста графическими элементами, звука­ми, анимацией, видеорядом, другими объектами;

соответствие конкретных приемов формирования умений и на­выков педагогическим технологиям;

вариативность использования ЭОР в условиях применения раз­личных педагогических методик.

Конструктивно-технические показатели качества ЭОР в на­стоящее время определяются возможностями программных обо­лочек и программного обеспечения оборудования. Поскольку эта область факторов является переменной, здесь следует рассмотреть периодичность, с которой необходимо возвращаться к пересмотру данных показателей. Для ситуации, сложившейся в первом деся­тилетии XXI века, можно предложить периодичность в два года, поскольку именно этот срок определяет границы технологическо­го поиска, обновления и широкого внедрения новых информаци­онных технологий в образование.

Использование в современном учебном процессе инноваци­онных средств обучения способствует:

интеграции ресурсов в единой информационно-образовательной среде;

освоению новых областей знания, обретению новых умений и навыков;

интенсификации процесса обучения за счет расширения ди­дактических функций инновационных средств обучения.

Выбор инновационных средств обучения, используемых на уроке, зависит от следующих факторов:

от целей (ожидаемых / формируемых компетенций);

от возрастных и интеллектуальных особенностей учебной группы;

от используемых методов (исследовательский, демонстраци­онный, работа с живым объектом и др.);

от уровня развития учебно-материальной базы образователь­ного учреждения.

Проанализировать правильность выбора можно по эффективно­сти учебного процесса, что проявляется в следующих показателях:

интерес учащихся к теме (активность на уроке, дополнитель­ные вопросы и др.);

достижение поставленных целей и задач урока (степень усвое­ния материала каждым учащимся; формирование ожидаемых компетенций, умений и навыков).

Характеризуя современную систему средств обучения, отметим возникновение новых компонентов, связанных с развитием инфор­мационных технологий. Это электронные образовательные ресур­сы (комплексы) так называемой модульной архитектуры - систе­ма взаимосвязанных модулей-уроков по разным предметам, объ­единяемая единым информационно-программным обеспечени­ем (мультимедиаплеер - « проигрыватель ресурсов »).

Коллекции ЦОР - цифровых образовательных ресурсов - представлены к настоящему времени на различных сайтах.

Коллекция Федерального центра информационно- образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

В коллекции Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлены локальные разработки циклов занятий практически по всем предметам. Сайт ФЦИОР предоставляет доступ к перечню (каталогу) электронных образовательных ресурсов различного типа, объединяемых за счет использования единой информационной модели метадан­ных, основанной на стандарте LOM. 53

Поддержка данной коллекции ЭОР направлена на распростра­нение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На сайте представлены:

По основному общему образованию - 10 040 ЭОР.

По среднему (полному) общему образованию - 5 938 ЭОР.

Представленные на сайте ФЦИОР средства обучения делятся на следующие типы:

Электронные учебные модули открытых мультимедиасистем.

Электронные учебные модули виртуальных коллективных сред.

ЭОР на локальных носителях.

Сетевые текстографические ЭОР.

ЭОР на базе динамических электронных технологий.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

В последнее время получили также распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объ­единяющие электронные учебные модули трех типов: информа­ционные, практические и контрольные.

Проект « Развитие и поддержка Единой коллекции цифровых об­разовательных ресурсов » в системе ОМС реализован на базе На­ционального фонда подготовки кадров (НФПК). Работы по фор­мированию Единой коллекции цифровых образовательных ресур­сов осуществлялись с марта 2005 года.

Создание коллекции в настоящее время ведется в двух направ­лениях:

создание хранилища коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

Целью создания электронных образовательных ресурсов мо­дульной архитектуры по различным предметам было обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ 54

основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего и среднего профессионального образова­ния. Однако коллекция решала поставленную цель лишь частич­но. Основными проблемами, не позволившими создать систему средств обучения, стали: несогласованность учебных программ, фрагментарность разработанных ЭОР, несоответствие отдельных модулей требованиям дидактики и педагогической эргономики.

Электронные учебные модули были созданы по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный мо­дуль автономен и представляет собой законченный интерактив­ный мультимедиа-продукт, нацеленный на решение определен­ной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

При разработке данных ЭОР решались следующие предмет­ные задачи:

1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на материале данного учебного предмета;

2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, спо­собности определять собственную позицию по отношению к реальности, осмысленно формулировать собственные сужде­ния и самостоятельно делать выводы;

3) формирование целостного представления о сущности, харак­терных чертах и особенностях области предметного изучения;

4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа предметной информации;

5) формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопостав­лять различные версии и оценки явлений и событий, опреде­лять собственное отношение к дискуссионным проблемам про­шлого и современности.

Помимо перечисленных общепредметных задач, электронные образовательные ресурсы (модули) позволяли решить следую­щие задачи, связанные с повышением эффективности образова­тельного процесса: 55

1) способствовать решению проблемы активизации познаватель­ной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально-насыщенную познавательную деятельность, ор­ганизуемую на базе мультимедиатехнологий;

2) дать возможность изучать материал по индивидуальным об­разовательным траекториям, с учетом личных склонностей и уровня интеллектуального развития обучающихся;

3) в значительной мере решить проблему обеспечения наглядно­сти в преподавании конкретного учебного предмета;

4) дать школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки;

5) открыть новые возможности для использования проверки зна­ний, мониторинга образовательных процессов, реализации дистанционных форм обучения.

Сетевые социально-педагогические сообщества

Параллельно происходило создание и развитие социально- педагогических сообществ в сети Интернет, которые объедини­ли учителей, социальных педагогов, психологов, социальных ра­ботников, методистов, преподавателей системы дополнительно­го образования и родителей. Эта работа была направлена на ре­шение следующего комплекса задач:

поддержка процессов информатизации школ;

профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ;

широкое распространение электронных образовательных ре­сурсов и внедрение методик использования;

модернизация системы методической поддержки информати­зации образования.

Можно отметить следующие сетевые сообщества:

Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network)

http://www.it-n.ru/

Свыше 80 % активной аудитории портала - учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя- методисты. Качественные ресурсы отмечены знаком « Логотип пор­тала ». На сайте существует открытая общественная экспертиза ав­торских разработок участников портала « Сеть творческих учите­ 56

лей », которая заканчивается регистрацией и присвоением лого­типа в случае успешно прохождения. Экспертиза координируется Институтом научной информации и мониторинга РАО. Все это га­рантирует высокое качество представленных работ.

Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет

http://pedsovet.org/

В разделе « Медиатека » ресурсы сайта классифицированы по образовательным областям, в которых можно ознакомиться с ме­тодикой и опытом преподавания школьных дисциплин, в том чис­ле с использованием ИКТ.

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества:

http://www.openclass.ru/

Сайт содержит разделы « Цифровые образовательные ресурсы по предметам », « Элементы единой коллекции ЦОР », « Планы- конспекты уроков », « Мастер-классы », « Все материалы сайта », « Комментарии к материалам сайта ». Несмотря на то, что админи­страторы сайта упоминают о суровой экспертизе, поскольку ресур­сы сайта разрабатываются самими участниками Открытого класса, « у которых тоже есть, что сказать » (цитата с главной страницы сай­та ), при использовании ресурсов рекомендуется применять кри­терии оценки качества (см. выше).

Существенным дополнением современной системы средств об­учения становятся также разрозненные электронные образователь­ные ресурсы, представленные в различных коллекциях методиче­ских разработок учителей, на личных сайтах, а также на сайтах учеб­ных учреждений, медиаконкурсов и медиафестивалей, где пред­ставлены разработки современных средств обучения. Например:

Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»

фестиваль работы размещаются на сайте без рецензирования, что сказывается на качестве материалов. При использовании ресурсов рекомендуется применять критерии оценки качества (см. выше).

Полная информация о Федеральных образовательных ресур­сах для общего образования представлена на странице сайта Минобрнауки РФ по адресу

http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm

Электронные таблицы

Происходит также развитие традиционных средств обучения, их синтез с новыми информационными технологиями. Так, напри­мер, в последнее время получил развитие новый вид средств об­учения - электронные таблицы.

При разработке таблиц учитываются следующие требования к электронным образовательным ресурсам:

Соответствие содержания утвержденным Примерным образо­вательным программам по данному предмету.

Изложение учебного материала в последовательности, определя­емой методикой его изучения (учитывая, что функции электрон­ных таблиц предполагают создание не отдельных разрозненных средств обучения, но некоторого педагогического комплекса).

Соответствие принципам педагогической эргономики визуально- наглядных пособий.

Соответствие принципам доступности, научности, наглядности.

Учет принципов: целесообразности, мотивационной стиму­ляции, системно-структурного, системно-функционального, системно-коммуникативного.

Включение дополнительных элементов занимательности с це­лью обеспечения вариативности содержания и возможностей методической обработки таблицы.

Возможность проведения кратких виртуальных экспериментов.

Возможность включения элементов проверки знаний, тестиро­вания, формирования ассоциативных связей.

Доминирующей организационной формой использования элек­тронных таблиц является фронтальная работа во время урока, 58

однако возможны и другие варианты использования подобных средств обучения. А при размещении подобных информацион­ных ресурсов в открытом информационном пространстве (в рам­ках дистанционных курсов, научно-популярных сайтов и.т.п.) воз­можно использовать их для повторения пройденного, самостоя­тельной работы учащихся.

Функционал электронных таблиц и сравнение их с разработ­кой и областью применения традиционных печатных таблиц по­казывает, что происходит расширение возможностей разработки и применения традиционных средств обучения за счет внедрения современных информационных технологий.

Основные требования к разработке ЭОР

Основные требования к разработке электронных образователь­ных ресурсов компаниями, специализирующимися на разработке средств обучения, и отделами разработки электронных пособий крупных издательств следующие:

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных методов и спосо­бов обучения; (традиционных и инновационных) для комплекс­ного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестети­ческую системы восприятия мира в образовательных целях;

учет дидактических целей и принципов дидактики (принципов наглядности, доступности, научности, связи обучения с жизнью и т. д.);

ориентация на индивидуальную образовательную траекторию;

расчет на совместное творчество педагога и обучающегося;

приоритет безопасности в использовании средств обучения.

Скорость представления различных элементов учебной инфор­мации (звука, изображения) должна соответствовать скоростным возможностям слухового и зрительного восприятия обучающихся.

Компоновка каждого отдельного изображения, способы выде­ления объектов, выбранный шрифт надписей и стиль живописных образов должны соответствовать существующим эргономическим требованиям. Условные обозначения должны соответствовать при­нятым (используемым в учебном процессе).

Благодаря широким динамическим и художественным возмож­ностям современных ЭОР в них широко используют фотоматериа­лы, слайды, архивные материалы, доступные сканированию, на­туральные съемки различных явлений или процессов. Известные факты (эксперименты, исследования) могут быть иллюстрирова­ны при помощи рисунков, комиккса, анимации.

Методика использования ЭОР в процессе обучения

Сбор инновационного опыта разработки и внедрения прие­мов, методов и методик использования ЭОР в процессе обучения определила в первую очередь реальная педагогическая практи­ка. Были отмечены следующие факторы отбора ЭОР и методов их использования:

стимулирующие критическое и творческое мышление;

формирующие компетентностный подход к решению проблем;

использующие новые сведения о механизмах мышления, за­поминания и анализа;

использующие информационные и коммуникативные техноло­гии в качестве вспомогательных педагогических инструментов;

применяющие мультимедийные средства для интенсификации запоминания, структурирования и преобразования поступаю­щей информации; 60

использующие эмоционально-окрашенные элементы экранно­го (аудиовизуального) образа в мультимедийных технологиях;

формирующие навыки коллективной работы;

обучающие навыкам самостоятельного мышления;

прививающие приемы самостоятельного обучения для фор­мирования перехода от парадигмы « знания - на всю жизнь » к парадигме « учиться - всю жизнь ».

Современная система образования должна с опережением го­товить новое поколение к условиям существования и профессио­нальной деятельности в глобальном информационном обществе. Приоритетным становится переход к открытому образовательно­му пространству и всемерное развитие системы непрерывного об­разования на базе электронных средств и новых форм обучения.

Принципиальное отличие современной системы образования заключается в специфике ее технологического обеспечения: в со­временном образовании используется богатый арсенал инфор­мационных компьютерных технологий.

В настоящее время в педагогической практике можно выделить некоторые подходы к использованию компьютерных технологий.

Программированное обучение. Направлено на усвоение (за­поминание) хорошо структурированных и последовательно выстро­енных фрагментов, сопровождающихся пошаговым контролем и подкреплением. В ее рамках создавались специальные програм­мированные учебники, машины и целые классы, оснащенные ав­томатизированными рабочими местами педагога и обучающего­ся. Стоит отметить, что данный подход не оправдал возложенных на него надежд, поскольку человеческий мозг оказался не таким дискретно мыслящим и обрабатывающим информацию органом, как изначально предполагал Берт Скиннер (классик бихевиориз­ма и создатель программированного обучения). Сейчас в чистом виде программированное обучение практически не применяется.

Группа базовых технологий, основанная на применении компьютеров. В рамках данного подхода предполагается исполь­зование педагогом компьютерных средств обучения на некоторых этапах занятия (представление информации сообщающего, спра­ 61

вочного и иллюстративного плана, динамическая визуализация содержания, представление упражнений и тестов и т.д.), но при этом общий контроль за образовательным процессом осущест­вляет сам педагог.

Педагогические технологии, основанные на комплексном применении современных мультимедийных средств обуче­ния. Следует отметить, что в рамках данного подхода много препо­давательских функций берет на себя компьютер. Учащимся пред­лагаются готовые обучающие компьютерные модули с контроль­ными заданиями, анализом эффективности выполненных зада­ний, выставлением оценки и т.д.

На современном этапе развития образования происходит транс­формация методов обучения за счет использования новых инфор­мационных технологий и программных мультимедийных средств.

Так, в режиме словесных методов обучения использование ком­пьютерных средств позволяет осуществлять как подачу текстовой информации с экрана (текст, речь диктора), так и возможность мно­гократно повторить такое же содержание в различных режимах.

В режиме наглядных методов появляется возможность демон­страции не только статичной информации (натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстра­ции и т.д.), но и виртуального преобразования предметов в про­странстве и на плоскости, а также визуализации процессов, невоз­можных для рассмотрения в реальных условиях.

С точки зрения методов, ориентированных на практические действия учащихся (упражнения, практические и лабораторные работы), становится возможным предлагать не только учебные задания, упражнения и лабораторные работы, но и все перечис­ленное в режиме виртуального практического действия с пошаго­вым объяснением и автоматизированной демонстрацией отдель­ных операций.

Прежде чем вводить новые средства обучения, педагог должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке (или во внеучебной деятельно­сти). Кроме того, ему необходимо иметь представление о том, ка­ 62

кие образовательные задачи можно реализовать, если применить новые средства обучения. Для этого учитель должен обладать спе­циальными знаниями: об образовательных функциях и дидактиче­ских возможностях информационных технологий; о новой струк­туре учебной деятельности; об условиях организации и проведе­ния уроков с компьютерной поддержкой. Используемые ЭОР (или их медиаприложения) должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержа­нием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

Сегодня можно выделить следующие основные виды электрон­ных учебных материалов:

наглядная презентация учебного материала;

электронный справочник;

электронный лабораторный практикум;

компьютерная тестирующая система;

электронное учебное пособие (интегрирует элементы электрон­ного справочника, электронного лабораторного практикума, компьютерной тестирующей системы);

образовательный комплекс (содержит все вышеуказанные виды учебных материалов).

Необходимо отметить, что названные электронные средства обучения представляют из себя достаточно большие по объему и информационной насыщенности комплексы. Они, как прави­ло, реализуются в специальных профессиональных лаборатори­ях или мастерских и предоставляются практикующим педагогам уже в готовом виде.

Сегодня многие педагоги самостоятельно готовят медиапод­держку для своих занятий. Причин этому много, но основной при­чиной можно назвать желание педагогов работать в режиме соб­ственного авторского подхода к процессу обучения. Для того, что­бы обеспечить максимальный эффект обучения, педагоги готовят и используют не только уже созданные электронные средства обу­чения, но и авторские медиаприложения. Как правило, авторские медиаприложения представляют из себя объединение нескольких средств представления информации в одной системе. 63

По итогам самостоятельных разработок были выдвинуты сле­дующие критерии оценки самостоятельно разработанных учите­лем электронных образовательных ресурсов:

1) Соответствие требованиям к подготовке выпускников по учеб­ным предметам и утвержденным ФГОС (стандартам образова­ния).

2) Направленность материалов на реализацию целей обучения и повышение эффективности освоения содержания примерных образовательных программ.

a) на повышение уровня знаний учащихся;

б) на развитие личностного роста учащихся, на повышение вос­питанности учащихся.

4) Направленность разработанной методики на стимулирование самостоятельной активности учащихся.

5) Оригинальность методической идеи, использование новых форм, приемов, содержания, которые являются средством по­вышения учебной мотивации учащихся;

6) Доступность применения в массовой школе (наличие всех не­обходимых технических возможностей). Возможность исполь­зования другими педагогами.

7) Наглядность. Соответствие эргономики и дизайна назначению ресурса, в частности: удобство структуры и организации вза­имодействия отдельных модулей и экранов, достаточность и удобство навигации, единство стиля, информационная насы­щенность экранов, графика, планировка, цветовой баланс, ка­чество изобразительных материалов. Соответствие эргономики и дизайна возрасту аудитории, для которой этот ресурс пред­назначен. Эстетичность.

8) Достоверность представленной в материалах информации, отсутствие фактических и теоретических ошибок, логичность представления информации, грамотность.

9) Оптимальность технологических решений, оправданность ис­пользования данного средства на уроке, в частности: оптималь­ность размеров файлов, целесообразность и полнота исполь­

зования возможностей выбранных форматов файлов и про­граммных решений

11) Реализация системного подхода. Комплект из локальных ЭОР по теме, разделу, курсу. Соответствие другим средствам обучения.5

В системе современных средств обучения, помимо специальных, разработанных профессионалами ресурсов, методические разра­ботки самих учителей и их учеников обретают все большее значе­ние. Информационно-образовательная среда становится во всех смыслах интерактивной. Эта тенденция будет усиливаться; однако для ее реализации необходимо активное использование иннова­ционных технологий, реализуемых через АРМ ученика и учителя.

5 Подробнее об использовании ЭОР в учебном процессе см.: Информационно- образовательные ресурсы. Инструктивно-методические указания по использованию в учебном процессе. - М.: Просвещение-регион, 2011. 65

Интернет-ресурсы в школе

В качестве важнейшей цели современного образования опреде­лено воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России1.

В этой связи главной задачей школьного образования стано­вится формирование у обучающихся потребности в непрерыв­ном образовании, приобретение ими навыков, позволяющих со­временному человеку успешно адаптироваться к динамично ме­няющемуся миру. Ключевой характеристикой образования ста­новится « формирование общего деятельностного базиса как си­стемы универсальных учебных действий, определяющих способ­ность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании пре­образовании окружающего мира »2. Приоритетным направлени­ем развития личности становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присво­ение нового социального опыта.

Такой подход к содержанию образования требует существенной организационной перестройки образовательного процесса, внедре­ния педагогических технологий, обеспечивающих формирование универсальных действий познавательной направленности, в число которых входят, в частности, поиск и выделение необходимой ин­формации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств3.

1 См.: Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.:Просвещение, 2009. С. 9.

2 Там же. С. 4.

3 Там же. С. 56.

66

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности школьного курса, нацеленность его на метапредметные результа­ты обучения - важнейшие условия для формирования способ­ности человека максимально быстро адаптироваться в меняю­щейся внешней среде и эффективно действовать в новых усло­виях. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются универсальные по­знавательные способности, позволяющие работать с различны­ми источниками (включая компакт-диски учебного назначения и ресурсы Интернета): осуществлять библиографический поиск, применять методы информационного поиска (в том числе с по­мощью компьютерных средств), извлекать и перерабатывать не­обходимую информацию.

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его по­знавательных, интеллектуальных и творческих способностей опре­деляет и роль технического оснащения в системе преподавания. Со­временное оборудование должно не только обеспечивать нагляд­ность процесса обучения, но и создавать - с помощью мультиме­дийных средств, аудио- и видеоматериалов – новую образователь­ную среду, направленную на развитие речемыслительных способ­ностей учащихся и обеспечивающую не только формирование си­стемы предметных навыков и умений, но и на отработку общеучеб­ных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуни­кативную компетенции4.

Использование современных материально-технических средств обучения позволяет перейти от репродуктивных форм учебной деятельности работы к поисково-исследовательским видам де­ятельности, усилить аналитический компонент изучения пред­мета, формировать коммуникативную культуру учащихся и уме­ние работать с различными типами информации и с ее источни­ками. Одним из существенных условий реализации государствен­ного образовательного стандарта по всем предметам является ис­пользование в школьной практике информационных и коммуни­

4 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. - 2 е изд. М.: просвещение, 2010. С.52.

67

кационных технологий, в частности разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения.

В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают информационно-коммунникационные средства обучения. Мультимедийные обучающие программы, инте­рактивные школьные доски и электронные учебники (электронные приложения к учебникмм на бумажных носителях) по основным раз­делам школьного курса, мультимедийные тренинговые, контрольные и диагностические программы, электронные библиотеки по пред­мету, игровые компьютерные программы и т.п. информационные и коммуникационные технологии должны войти в повседневную систему контроля, оценки и мониторинга учебно-образовательных достижений школьника.

Для получения учащимися качественного образования в Феде­ральном государственном образовательном стандарте общего обра­зования второго поколения прописаны требования к материальному оснащению образовательного процесса5. Государство должно гаран­тировать каждому обучающемуся школы возможность использова­ния в школе необходимого оборудования и интернет-ресурсов. Это позволит обеспечить реализацию таких целей в начальной, основ­ной и средней школе, как проведение проектной и исследователь­ской деятельности и овладение учащимися общеучебными уме­ниями и универсальными действиями при работе с информацией, в частности: проводить библиографический поиск и пользоваться словарями и справочниками различных типов; извлекать и преоб­разовывать необходимую информацию из различных источников на бумажных и электронных носителях, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.6.

Электронные пособия дают возможность усилить самостоя­тельность учащихся при изучении нового материала и при систе­матизации изученного, оценить свой уровень подготовки по кон­кретной теме на данный момент времени. Использование средств мультимедиапроекции позволяет проводить автоматизированный

5 Там же, с. 48.

6 Там же, с.5 68

контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применять особые формы подачи информации, доступной дан­ному ученику или группе учащихся, строить индивидуальную тра­екторию обучения.

Современные средства обучения призваны содействовать соз­данию деятельностной учебно-образовательной среды, способ­ствующей:

1) использованию в образовательном процессе современных об­разовательных технологий деятельностного типа;

2) достижению планируемых результатов освоения предмета все­ми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными воз­можностями здоровья;

3) эффективной самостоятельной работе обучающихся;

4) выявлению и развитию индивидуальных способностей обуча­ющихся;

5) работе с талантливыми и одаренными детьми;

Данное пособие для учителя посвящено актуальному вопро­су использования современного интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков окружа­ющего мира в 1–4 классах начальной школы. Использование ин­терактивного оборудования и Интернет-ресурсов при изучении предмета « Окружающий мир» направлено на:

активизацию познавательной деятельности обучающихся и по­вышение интереса к окружающему миру;

формирование навыков анализа, в том числе умений класси­фицировать явления и факты окружающего мира;

воспитание речевой культуры и повышение общекультурно­го уровня;

формирование разных видов информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и ее передачи в соответствии с поставлеными задачами;

обеспечение дифференциации и индивидуализации в обучении;

использование предметных знаний в практической деятельности.

В примерном тематическом планировании уроков указаны лучшие, по мнению авторов, на сегодняшний день интернет- ресурсы - с точки зрения их эффективности для решения кон­

кретной образовательной задачи, простоты в использовании, со­держательности.

Представленное тематическое планирование носит рекомен­дательный характер. При его составлении автор исходил из прин­ципа избыточности материала для изучаемых тем. Это позволит учителям использовать данные материалы при работе с любым учебно-методическим комплектом по окружающему миру, реко­мендованным Федеральными перечнями.

Технологию проведения занятия учитель определяет с уче­том как индивидуальных возможностей обучающихся, так и кон­кретного детского коллектива, в том числе и в плане владения информационно-коммуникационными технологиями, а также с учетом технических возможностей имеющегося в школе интерак­тивного оборудования. 70

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе с указанием электронных образовательных ресурсов

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области «РСТ»

Доклад

Тема:

« Образовательный мониторинг - как средство

управления качеством образования»

Преподавателя математики

Шевцовой Н.Н.

Г.Россошь

2016-2017 учебный год

Оглавление:

I .Введение.

II .Основная часть

1.Актуальность, практическая ценность

2. Мониторинг - ди­намичная система отслеживания результативности и

про­гнозирования деятельности ученика и учителя.

3. Индивидуальные образовательные карты

4 . П сопровождение образовательного процесса в

целом по группе.

5. Механизм реализации.

III .Заключение

I . Введение.

1.Актуальность. Мониторинг является важнейшим проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для своевременного устранения недостатков учебного процесса. Практическая ценность – накопление в режиме мониторинга комплекса показателей, объективных, понятных, прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволяет не только оценивать эффективность, но и принимать верные решения по ее повышению.

В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, образования следует направить на решение проблемы ─ повышение качества образования. В современных условиях в первую очередь это необходимо для совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано, в конечном счете, с повышением эффективности всего образовательного процесса.

Важную роль в эффективности управления учебнымпроцессом играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. «Мониторинг - это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека (Большой энциклопедический словарь, с.831» Термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились в сфере образования сравнительно недавно. Существует несколько определений термина «педагогический мониторинг» «Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. «Педагогический мониторинг»- это организованное целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения. Каждый автор даёт определение педагогическому мониторингу и подразумевает конкретный вид деятельности (управленческий, педагогический, методический). Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители и сам педагогический процесс).

Созданию обновленной системы мониторинга придается большое значение, так как без отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися и овладения базовыми компетенциями.

2. Мониторинг - ди­намичная система отслеживания результативности и про­гнозирования деятельности ученика и учителя.

Именно мониторинговые исследования:

- помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;

- дают возможность определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, исполь­зуемые в процессе ;

- позволяют выявить, насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особеннос­тям учащихся.

Очевидно, для того, чтобы получить требуемый результат, следует определять, отслеживать и контролировать, в первую очередь, качество учебного процесса, ключевые компетентности, уровень знаний, умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете учебного цикла. Для этого необходимо проводить мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по всем предметам в виде тестовых приближенных к ЕГЭ: стартовый (входной), промежуточный (полугодовой), итоговый (годовой).

Для подготовки такого мониторинга учителям-предметникам требуется:- составить или подобрать тестовые задания или задания в виде контрольной работы, которые позволят выявить не только степень, но и уровень усвоения материала: репродуктивный (запоминание и воспроизводство); репродуктивно-преобразующий (логическое, выводное, понятийное мышление: перенос усвоенных образцов в нестандартные ситуации); исследовательский (продуктивный) – проблем, формулировка анализ причин, построение гипотезы, выбор адекватных способов решения проблем;

Подготовить КИМы приближенные к ЕГЭ

Подготовить спецификации к заданиям

Разработать критерии оценивания контрольных работ

Проанализировать и обобщить полученные результаты

Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Современная система образования в школе переходит на данный вид контроля: как в рамках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, так и рамках аттестации школы. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

· позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов,

· подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ,

· обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений,

· исключает субъективизм в оценивании результатов,

· облегчает труд учителя,

· дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.

В результате этой работы создается тестовый банк по всем предметам в виде, и все должны проводится при помощи компьютера.

Статистическая обработка данных дает возможность:

· определять относительное место учащегося в классе и параллели,

· проводить ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру,

· выделять группы учащихся с высокими и низкими показателями,

· отследить динамику изменений результатов от года к году,

· проводить сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам,

· получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Методические объединения разрабатывают разноуровневые тесты, инструкции, критерии оценок контрольных работ. Мониторинговая служба готовит бланки ответов к контрольной работе.

Проверочные работы по всем предметам разрабатываются на основе спецификаций, утвержденных Министерством образования Р. Ф., в формате ЕГЭ. Результаты выполнения проверочных работ анализируются по отдельным заданиям, вариантам работ и объединяются по обобщенным показателям, на основе которых можно судить об уровне общеобразовательной подготовки учащихся. По итогам тестирования ведется учет выполненных заданий по каждому ученику; создается ясная картина учебных достижений и пробелов, как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения.

Педагоги фиксируют ошибки индивидуально каждого ученика, отмечают слабоусвоенные темы. Организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Со слабоуспевающими проводится индивидуальная работа.

Главное в работе сравнивать полученные результаты со стартовыми результатами.

На основании проведенного Мониторинга качества обученности по предметам, составляются индивидуальные образовательные траектории, которые способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение вперед и успешное о бучение, пробуждают учащихся .

Индивидуальная образовательная траектория - это программа действий ученика, построенная с учетом индивидуальных потребностей и возможностей и позволяющая продвигаться в том направлении, которое соответствует его индивидуальным способностям.

В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения также планируется на будущий год использовать индивидуальные учебные планы, которые позволят реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей в профессиональном самоопределении.

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана. Обучающемуся будет предоставляться право самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определение сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального учебного плана.

Основной формой работы над индивидуальными планами и образовательными траекториями является самостоятельная деятельность, сопровождающаяся индивидуальными консультациями, беседами с учителем. Методика занятий при индивидуальном обучении предусматривает следующие формы работы: диалог, практикум, самостоятельная работа, тестирование, контрольные срезы.

3. Индивидуальные образовательные карты

При использовании этих форм индивидуализации составляются индивидуальные образовательные карты, в которых указывается темы, цели, задания. Учащиеся должны уметь выполнять их и отвечать на заданные вопросы. Приложением к данной карте является мониторинг качества обученности учащегося по данной теме или курса с выводами и рекомендациями учителя.

Цели составления индивидуальной образовательной карты:

Повышение интереса к предмету, развитие творческих способностей, самореализация и саморазвитие учащегося. Организация работы в зоне ближайшего развития.

Кроме этого в мониторинг качества включаются:

· мониторинг результатов участия учеников в школьном интеллектуальном марафоне;

· мониторинг итоговой аттестации выпускников, в том числе ЕГЭ;

· мониторинг контроля результатов учащихся и выпускников.

· мониторинг результатов участия обучающихся в городских, республиканских и региональных турах предметных олимпиад и конференций;

· мониторинг обученности студентов по итогам полугодия и учебного года.

Так же внедряя новый проект образовательного мониторинга мы внесли коррективы в пакет документов для классных руководителей.

4. сопровожд ение образовательного процесса.

Эта деятельность предполагает организацию совместной работы психолога и классного руководителя, направленную на диагностику личностных качеств школьников. Это склонности, способности учащихся, особенности восприятия учебного материала, мотивация и тд. А так же выявление причин, затрудняющих учение и общение, и далее – решение выявленных проблем. Кроме этого внимание также может уделяться в зависимости от возраста, сопровождению профессионального самоопределения, социализации, адаптации ребёнка, сохранению и укреплению здоровья школьников, диагностике учебных достижений учащихся.

Исследования показали, что успешность обучения существенно зависит от особенностей мотивации ученика, общего мироощущения. На учебные результаты также влияют такие социально-психологические факторы, как взаимодействие со сверстниками, родителями и учителями. Нарушения в какой-либо из указанных сфер негативно отражаются на успеваемости ребенка, несмотря на возможное наличие хорошего интеллектуального потенциала.

В результате параллельного использования диагностирования и педагогического мониторинга мы получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления. Это значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика же личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

По результатам педагогического и психологического мониторингов мы получаем данные, характеризующие ученика. Именно здесь наиболее полно реализуются преимущества компьютерного варианта. Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и с высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных, представлять их в форме, удобной для пользователей.

Каждую четверть, анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.

Для получения информации о проведенном мониторинге в школе предусмотрены формы отчетных и аналитических материалов, позволяющие отслеживать динамику результатов, накопительные данные об образовательных достижениях учащихся и профессиональных достижениях педагогов.

Такие формы отчетности образовательного учреждения позволяющие получить кроме результатов уровня обученности и качества обучения в целом, данные:

О движении учащихся, пропусках уроках без уважительных причин и по уважительным причинам;

О количестве учащихся (в % - м отношении), закончивших год на «4» и «5»;

О количестве учащихся, имеющих одну двойку, тройку, четверку, по предметам;

- число учащихся повысивших и понизивших успеваемость;

Учет учащихся снизивших и повысивших успеваемость даёт возможность оценить продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач. Побуждать учащихся к приложению усилий, мотивировать на достижение успеха. Фиксируемые достижения и неудачи должны ориентировать учащихся как можно их избежать, улучшить.

О предметах, по которым учащиеся имеют неудовлетворительные отметки;

Такой подход к проведению мониторинга качества позволит:

· оперативно корректировать деятельность участников образовательного процесса.

· определить уровень обученности учащихся по предметам;

· выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на качество обучения;

При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков , диаграмм. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. Мониторинг предполагает широкое использование современных на всех этапах. Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Накопление , педагогических и административных рекомендаций обеспечивает саморазвитие системы, переводя работу на качественно новый уровень. С течением времени накапливаются и систематизируются описания типичных проблем и способов их разрешения, выделяются наиболее эффективные педагогические приёмы, появляется возможность прогнозирования направления развития образовательной системы.

Таким образом, сегодня перед школой поставлены принципиально новые задачи, открылись широкие твор­ческие возможности. Получают широкое распространение многообразные эксперименты, используются новые мо­дели учебных планов, программ, перестраиваются в духе демократизации и , приоритета общечелове­ческих ценностей содержание и технология целостного педагогического процесса. Одним из шагов в этом направ­лении является использование в школьной практике сис­темы мониторинга и управление качеством образования учащихся. С ее внедрением по­является возможность объективно оценивать результаты ученической деятельности, проводить сво­евременный анализ и корректировку образовательного процесса.

5. Механизм реализации.

Проведение мониторинговых исследований возможно в три этапа: I этап. Подготовительный 1. Постановка цели.

2. Определение объекта.

3. Установка сроков проведения.

4. Изучение соответствующей литературы.

5. Разработка инструментария для проведения педагогического мониторинга.

II этап. Практический Сбор информации: -наблюдение -собеседование -тестирование -анкетирование -выход на уроки-контрольные работы

III этап. Аналитический 1.Систематизация полученной информации.

2.Анализ полученных данных.

При проведении анализа возможно сочетание текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. На заключительном аналитическом этапе необходимо сделать вывод, разработать рекомендации. Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет. Насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности. То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности. Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся на данный момент времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Такой анализ требует рассмотрения в единстве следующих компонентов мониторинга: «условия», «процесс», «результат».

Требования к организации и проведению педагогического мониторинга

1. Наличие программы мониторинговых исследований 2. Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени. 3. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования. 4. Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями

5. При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать следующие условия:

Системность -продолжительность во времени

Сравнимость -объективность -комфортность

1. Необходимо определить направления деятельности по организации и проведению мониторинга:

В соответствии с функциональными обязанностями

В соответствии с инновационной, экспериментальной деятельностью данного образовательного учреждения

В соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения

2. При организации и проведении мониторинга необходимо учитывать, что основной целью является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося

3. В начале учебного года необходимо провести вводные (нулевые)срезы по определению качества знаний обучающихся по предметам и другим направлениям.

4. Целью среза можно считать определение уровня качества знаний обучающихся в начале цикла обучения

5. Составляется график проведения среза, который утверждается директором образовательного учреждения

6. Срез проводится и проверяется ассистентом, результаты анализируются, выводы и предложения обсуждаются с педагогами и учениками

7. Анализ результатов срезов необходимо использовать при выборе адекватной методики обучения, формировании мотивации обучающихся, коррекции учебного процесса

8. В планах внутришкольного контроля необходимо запланировать время проведения промежуточных и итоговых срезов.

Проведение промежуточного среза необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании данных срезов учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения. Итоговый срез проводится по результатам обучения за две недели до окончания учебного года. Результаты итогового среза анализируются в соответствии с результатами текущих срезов.

9. Для успешного отслеживания уровня обученности, качества формирования общеучебных навыков, общеучебных мыслительных умений необходимо формировать содержание образования таким образом, чтобы на каждом этапе обучения выделялись общеучебные, специальные умения и навыки обучающихся

10. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоениение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения

11. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний), степень обученности класса

12. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней

Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников.

По мнению А.К. Марковой, обученность - это те характеристики психического развития, которые сложились в результате предыдущего года обучения, т.е. запас знаний сегодня.

Л.Н. Засорина считает, что обученность - это глубинная характеристика личности обучающегося и одновременно показатель успешности усвоения ЗУН, готовности к продолжению образования.

В.Н. Максимова утверждает, что обученность - это владение учеником системой знаний и умений за определенный период обучения. Все функции и этапы процесса мониторинга, т.е. все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагогов или делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным, или разрушает всю систему. Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием. Осуществление полного цикла педагогического мониторинга способствует повышению эффективности педагогического процесса в системе «учитель-ученик».

Результативность.

Такой подход к проведению мониторинга качества позволит нам:

· получить достаточно полную информацию о результатах учебной деятельности учащихся с учетом показателей динамики;

· получить объективную картину пробелов в знаниях и умениях учащихся по проверяемым учебным элементам;

· оперативно корректировать деятельность участников образовательного процесса

· и индивидуально подходить к учащимся с разным уровнем обученности и обучаемости на уроках. Отработать с потенциальными отличниками и хорошистами в течение четверти

· оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач.

· отслеживать индивидуальное развитие учащихся, разрабатывать индивидуальные траектории.

III .Заключение . Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Однако избыток информации о мелких второстепенных деталях также не способствует принятию правильных решений. Динамика результатов обучения положительная. Динамика результативности обучения на «4» и «5» достаточно стабильная.

Список использованной литературы

1. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н., Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 199с.

2. Поташник М. М. Качество образования //Качество образования в современной школе (сборник статей под редакцией А. П. Тряпициной). Санкт-Пеиербург.2000.

3. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качество образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.- С.10.

4. Школьная система мониторинга как фактор влияния на ее эффективность, с.57-74 Научно-практический журнал. «Завуч управление современной школой», №7 2007

5. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. Санкт-Петербург, 2006.

6. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольного управления. Москва. Центр «Педагогический поиск», 2000.

7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М, «Владос» 2001

8. Тебякина А. И., Клемешова И. В. Внутришкольный контроль от «А» до «Я» М., «Аркти» 2007

Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформирова­нием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.

Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor ^ (мо­нитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.

Мониторинг качества образования - понятие емкое и много­гранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга:

систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки
качества образовательных услуг
дошкольных учреждений на нацио­
нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные
образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно­
го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или
критических, недопустимых ситуаций
в данной сфере;

Относительно самостоятельное звено в управленческом цикле,
обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, ме-


роприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;

возможность правильно оценить степень, направление и причи­
ны отклонений.

В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:

Разработка государственных (региональных) стандартов до­
школьного образования;

Операционализация стандартов в индикаторах (показателях,
измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож­
но судить о достижении стандартов;

Проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),
сбор данных и оценка результативности и качества образователь­
ных услуг ДОУ;

Принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное
развитие системы дошкольного образования, оценку результатов
принятых мер в соответствии со стандартами;

Возможность изменения, корректировки самого стандарта.

Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, нор­ме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и осно­ваний мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты кор­ректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогиче­ских наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, пока­затели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обус­ловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.


Существуют количественные и качественные способы (методы) оценки. Однако результаты качества образования, особенно на эта­пе дошкольного периода, трудно измеримы количественно. Боль­шинство результатов образования, связанных с оценкой личност­ного развития, воспитанностью ребенка, можно определить толь­ко квалиметрически - качественно, описательно или в виде балль­ной шкалы, показателей уровней развития. Определение таких показателей осуществляется в исследовательско-эксперименталь-ном режиме, а оценка результатов требует экспертной оценки.

Весьма важно также, чтобы стандарт был оптимальным. Его за­вышение вызывает чрезмерную напряженность, тревогу, неуверен­ность у всех участников образовательного процесса. Заниженный стандарт расхолаживает, парализует активность, провоцирует со­стояние благодушия и безделья.


Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мо­ниторинг не может повысить качества образования - он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппара­та мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров обра­зования) или коллективного органа, реализующего механизм мо­ниторинга.

В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного об­разования.

По утверждению В. А. Левина , школа представляет собой сложную социальную систему, требующую осознанного управления и целенаправленного, продуманного развития. Важно подчеркнуть, что школа до сих пор остается достаточно закрытым социальным институтом. Происходящие в ней перманентные изменения, заданные как извне, так и изнутри, не всегда полностью осознаются школьным сообществом, сосредоточенным в целом на формировании знаниевого компонента образования, что предопределено существованием ЕГЭ и ГИА. Поэтому в качестве источника получения объективной информации о качестве своего функционирования педагогические коллективы зачастую используют только формальные количественные показатели.

В свою очередь, исследование процессов развития требует соответствующего методического, диагностического инструментария, адекватного тем целям, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Внедрение в систему управления школы разумной и эффективной психолого-педагогической экспертной деятельности является сегодня одной из перспективных и ключевых задач развития всей образовательной системы. Экспертная деятельность в образовательном учреждении, по мнению В. А. Левина - особый вид исследовательской деятельности, объектом которой является педагогическая практика . Главный смысл экспертизы состоит в прояснении той реальности, которая существует в стенах конкретного образовательного учреждения, при этом экспертиза основывается на субъективные мнения экспертов. Экспертиза предполагает осмысление всей совокупности полученных в процессе диагностических данных, получаемых из разных источников. Одним из перспективных направлений в экспертной деятельности, по мнению С. Л. Братченко (2004), является гуманитарная экспертиза, которая может ответить на вопрос: в какой мере в исследуемом воспитательном пространстве созданы условия для полноценного развития всех его субъектов. Инструментом экспертизы является внутренний мониторинг качества образования, который представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, включающее систему сбора, обработки, и распространение информации, отражающей количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Несомненно, что современное управление образовательным учреждением возможно на основе системной аналитической деятельности по отношению к получаемым результатам. Внутренний мониторинг качества образования является одним из самых важных элементов системы управления инновационным образовательным учреждением, устраняющий эффект неполноты и неточности информации о качестве образования и позволяющий принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.

Система внутреннего мониторинга качества образования представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Основными пользователями результатов внутреннего мониторинга качества образования школы являются педагогический совет школы, учителя, обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур фронтальных проверок, лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, муниципальные органы управления образованием. Система внутреннего мониторинга качества распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. Система внутреннего мониторинга качества использует следующие понятия:

  • - качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам;
  • - качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в образовательном процессе;
  • - Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса;
  • - критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг выполняет функции обратной связи (управление образовательным процессом), оценки результативности педагогической деятельности (соотнесение достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности), воспитательно-побуждающую функцию (активное включение коллектива, его субъектов в воспитательную деятельность), коммуникативную, функцию информирования участников образовательного процесса о результатах диагностики и прогностическую (определение перспективы развития диагностируемого объекта).

В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы; посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Основными пользователями результатов мониторинга в первую очередь является администрация и педагогический совет школы, которые обеспечивают разработку и внедрение модели системы мониторинга, проведение необходимых оценочных процедур, их количественный и качественный анализ и дальнейшее использование полученных результатов.

Внутренний мониторинг качества образования является одним из компонентов научно-методического сопровождения управления инновационной деятельностью коллектива, однако не ограничивается изучением содержания деятельности, связанной с инновациями.

Целями системы внутреннего мониторинга качества образования являются:

  • - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • - предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • - прогнозирование развития образовательной системы школы.

В качестве критериев оценки качества образования были выбраны следующие:

  • - критерий здоровья;
  • - образовательный критерий: достижение заданного качества образования;
  • - критерий продуктивного развития воспитательного пространства школа-вуз;
  • - критерий эффективности управления образованием (системность, активность и продуктивность управления ОУ);
  • - критерий индивидуально-личностного развития;
  • - критерий профессиональной компетентности.

Мониторинг качества образования осуществляется по следующим

трем направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:

  • 1. Качество образовательных результатов.
  • 2. Качество реализации образовательного и воспитательного процесса.
  • 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс. Наиболее важным, определяющим исход всей образовательной деятельности учреждения, по нашему мнению, является критерий профессиональной компетентности педагогического коллектива. Новый стандарт профессионального образования неразрывно идеологически связан с ФГОС нового поколения и предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности учителя. Процесс повышения квалификации учителя современной школы должен быть ориентирован на освоение путей профессионального развития и участие в инновационной деятельности. Образовательные инновации характеризуют антропологический аспект, личностное приращение, «перезагрузку» профессиональной деятельности, постижение новых смыслов образования, обретение личностно значимых качеств педагога, как безусловного субъекта. Важнейшими критериями в этом являются определение ценностей собственной профессиональной позиции в инновационной деятельности (например, разработка проекта, публикации), выход педагога за пределы собственного опыта.

В Приложении 8 представлена модель внутреннего мониторинга качества образования, разработанная в процессе инновационной деятельности коллективом МБОУ «СОШ» № 15 г. Владимира. Модель содержит критерии и индикаторы, позволяющие получать полную информацию о качестве образовательных результатов, качестве реализации образовательного и воспитательного процессов и условий, обеспечивающих эти процессы. В Приложениях 2, 3 представлены диагностические методики, которые апробированы в мониторинге качества образования на базе МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира.