Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Диско качалка 3.3. Новые продукты. Системные требования для установки «диско качалки»

Диско качалка 3.3. Новые продукты. Системные требования для установки «диско качалки»

Наша методика тестирования экранов смартфонов и планшетов состоит из четырёх сравнительно несложных тестов:

  • Измерение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление контрастности по полученным значениям;
  • Определение цветового охвата и точки белого;
  • Измерение цветовой температуры;
  • Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету.

Результаты каждого из этих тестов характеризуют отдельные особенности экрана, поэтому при окончательной оценке качества дисплея стоит воспринимать все четыре теста сразу, а не какой-либо из них в отдельности.

Для определения каждого параметра используется колориметр X-Rite i1Display Pro и программный комплекс Argyll CMS. В этом материале мы расскажем про каждый тест, а также объясним, как читать и понимать полученные нами графики. Итак, поехали!

⇡ Определение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление статической контрастности

На первый взгляд, этот тест кажется самым простым. Для того чтобы измерить яркость белого цвета, мы выводим на экран абсолютно белую картинку и измеряем яркость при помощи колориметра — полученное значение и будет называться яркостью белого поля. А для того чтобы измерить яркость чёрного, мы проделываем то же самое с абсолютно чёрной картинкой. Яркость белого и чёрного полей измеряется в кд/м 2 (канделах на квадратный метр). Контрастность узнаётся и того проще: поделив яркость белого поля на яркость чёрного, мы получаем искомое значение. Величина статической контрастности у практически идеального экрана смартфона или планшета составляет 1000:1, хотя результаты 700:1 и выше можно также назвать отличными.

К сожалению, простым этот тест можно назвать только с виду. В последние годы производители смартфонов пошли по тому же пути, что и производители телевизоров: они стали добавлять различные «улучшайзеры» изображения в прошивку аппаратов. Это не удивительно, а скорее закономерно, потому что почти все крупнейшие производители смартфонов занимаются разработкой телевизоров и/или мониторов.

В случае жидкокристаллических дисплеев (с OLED все ровно наоборот) эти «улучшайзеры» работают, как правило, следующим образом: чем меньше на дисплее светлых точек, тем ниже яркость подсветки. Сделано это, во-первых, для того, чтобы обеспечить большую глубину чёрного на тех изображениях, в которых много этого цвета. А во-вторых, чтобы не тратить зря электроэнергию: если изображение в основном тё мное, нет смысла светить подсветкой на полную катушку — логично её приглушить.

Проблема в том, что реальная контрастность от этого не повышается: при использовании «улучшайзера» светлые участки на тё мном изображении тоже станут чуточку темнее, так что соотношение яркости белого и чё рного в лучшем случае останется таким же, как и при полной подсветке. То есть если на дисплее, оснащё нном динамической оптимизацией подсветки, измерить светимости белого и чё рного полей, как описано выше, а потом просто поделить одно на другое, то получится не настоящее значение контрастности, а довольно абстрактная цифра. Чаще всего — очень заманчивая (вроде 1500:1), но не имеющая ничего общего с реальной контрастностью.

Для того чтобы обойти эту проблему, мы отказались от картинок, полностью залитых чёрным или белым цветом в пользу изображения, состоящего на 50% из белого и на 50% из чё рного. Таких картинок у нас две (50-50 и 50-50-2 на рисунке ниже), соответственно, мы измеряем значения светимости белого и чё рного полей как в верхней, так и в нижней частях дисплея — а вычисленные после деления этих чисел значения контрастности усредняем.

Полный набор тестовых изображений для измерения характеристик LCD-дисплеев

Оптимизация вносит изрядную погрешность в том числе и в измерение других параметров экрана — цветовой температуры и гамм. Поэтому для получения более корректных результатов мы и для этих тестов используем не полностью залитые цветом картинки, а квадраты, занимающие около 50% от площади экрана. Фон при этом заливается белым или чёрным цветом, чтобы соотношение светлых и тёмных точек на дисплее было более равномерным для всех тестовых изображений и динамическая подстройка подсветки вносила минимальные искажения в результаты.

Такой подход позволяет повысить реалистичность полученных значений контрастности и прочих параметров дисплея.

⇡ Измерение цветового охвата

Наш глаз способен воспринимать огромное количество цветов, тонов, полутонов и оттенков. Вот только самые современные дисплеи мобильных устройств — как и их «большие братья», экраны телевизоров и мониторов — пока ещё не способны воспроизвести всё это буйство цвета. Цветовой охват любого современного дисплея очень сильно уступает части спектра, видимой человеческим глазом.

На графике ниже представлен примерный диапазон видимой (оптической) области спектра, или «цветового охвата человеческого глаза». Белым треугольником на нём выделено цветовое пространство sRGB, которое было определено компаниями Microsoft и HP в не очень далёком 1996 году как стандартное цветовое пространство для всего компьютерного оборудования, предполагающего работу с цветом: мониторов, принтеров и так далее.

По сравнению со всей оптической областью спектра цветовой охват sRGB не так уж и велик. А уж по сравнению с полным спектром электромагнитного излучения (не показанном на графике) — и вовсе песчинка в песочнице

Если честно, в работе с цветом всё далеко не просто, крайне запутанно и не так хорошо стандартизировано, как того хотелось бы. Однако, пусть и с изрядной долей условности, можно сказать, что большая часть цифровых изображений рассчитана на использование цветового пространства sRGB.

Из этого есть такое следствие: в идеальном случае цветовой охват дисплея должен совпадать с цветовым пространством sRGB. Тогда вы будете видеть изображения именно такими, какими их задумали их создатели. Если цветовой охват дисплея меньше, то цвета теряют насыщенность. Если больше — то становятся более насыщенными, чем нужно. «Мультяшная» картинка с перенасыщенными цветами, как правило, выглядит наряднее, но это не всегда уместно.

Хорошими значениями цветового охвата можно считать показатели от 90 до 110% sRGB. Дисплеи, цветовой охват которых уже 90%, выдают слишком блеклую картинку. Экраны с более широким цветовым охватом могут ощутимо перенасыщать цвета и делать картинку излишне красочной.

Не очень удачными следует считать и такие настройки дисплея, когда треугольник цветового охвата по площади близок к sRGB, но сильно искажён: это означает, что, вместо предусмотренного стандартом цвета, на дисплее вы увидите какой-то существенно отличающийся от него цвет. Например, оливковый вместо зелёного или морковный вместо насыщенного красного.

Набор изображений для определения цветового охвата

Также во время измерения цветового охвата мы находим координаты точки белого и указываем её на графике. Более подробно о ней мы поговорим в следующем разделе.

⇡ Определение цветовой температуры

Идеальная цветовая температура белого цвета составляет 6500 кельвин. Это связано с тем, что именно такой цветовой температурой характеризуется солнечный свет. То есть такой белый цвет является наиболее естественным и привычным человеческому глазу. Более «тёплые» оттенки белого имеют температуру ниже 6500 К, например 6000 К. Более «холодные» — выше, то есть 8000 или 10000 К и так далее.

Отклонения как в ту, так и в другую сторону, в принципе, нежелательны. При меньшей цветовой температуре изображение на экране устройства приобретает красноватый или желтоватый оттенок. При более высокой — уходит в голубые и синие тона. Также следует иметь в виду, что точка белого у дисплея может в принципе не попадать на кривую Планка, определяющую именно белый цвет. На таком дисплее белый имеет совсем уж нежелательный зеленоватый (очень характерный недостаток ранних AMOLED-дисплеев) или пурпурный оттенок.

В идеале для всех градаций серого — которые по сути представляют собой тот же белый цвет, но меньшей яркости, — цветовая температура и координаты цвета должны быть одинаковыми. Если они отличаются в незначительных пределах, то ничего страшного в этом нет. Если же они резко меняются от градации к градации, то на таком дисплее разные участки чёрно-белых изображений приобретают разный оттенок и в целом получаются слегка «радужными». Это не очень хорошо.

Тестовые изображения, используемые для измерения цветовой температуры

Мы измеряем цветовую температуру для градаций 10, 20, 30 ... 100% от полностью белого цвета. В результате появляется график следующего вида:

⇡ Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету

Если не вдаваться в глубокую теорию, то графиками гамма-кривых можно назвать отношение входящего сигнала к измеренному сигналу, отображаемому монитором.

Набор изображений для измерения гаммы

К сожалению, идеальных дисплеев не существует, поэтому любой цвет на экране отображается с погрешностью, которую вносит ЖК-матрица. Именно эту погрешность мы и будем измерять. Для того чтобы наши измерения не оказались «сферическими в вакууме», на всех графиках гамма-кривых присутствует эталонная кривая, нарисованная чёрным цветом. За эталон принята гамма 2,2, которая используется в цветовых пространствах sRGB, Adobe RGB.

На примерах графиков видно, что полученные нами кривые далеко не всегда совпадают с эталонными. Если гамма-кривая проходит ниже эталонной, то это значит, что полутона на таком дисплее недосвечиваются, выглядят темнее нужного. При этом особенно могут страдать тёмные участки изображения — детали в них теряются. Если кривая идет выше эталонной — то полутона пересвечиваются и теряются уже детали в светлых частях изображения.

Также встречаются гамма-кривые s-образной и z-образной формы. В первом случае изображение получается более контрастным, при этом детали теряются как в светлых частях, так и в тёмных. Во втором случае — наоборот, контрастность занижается, хоть и с выгодой для детальности. Все случаи несоответствия гамм по-своему плохи, так как из-за них картинка на экране получается изменённой по сравнению с оригиналом.

⇡ Выводы

Для того чтобы отличить хороший экран от плохого, надо смотреть на все диаграммы и графики сразу, одной или пары здесь недостаточно.

С яркостью белого всё просто — чем она больше, чем ярче будет дисплей. Яркость на уровне в 250 кд/м 2 можно считать нормальной, а все значения выше — хорошими. С яркостью чёрного дела обстоят наоборот: чем она ниже, тем лучше. Что же касается контрастности, то про неё можно сказать почти то же, что и про яркость белого: чем выше величина статической контрастности, тем лучше дисплей. Значения около 700:1 можно считать хорошими, а около 1000:1 — и вовсе великолепными. Отметим, что у AMOLED- и OLED-экранов чёрный почти не светится — наш прибор просто не позволяет измерить столь малые значения. Соответственно, мы считаем их контрастность почти бесконечной, а на деле — если вооружиться более точным прибором — можно получить значения вроде 100 000 000:1.

С цветовым охватом дела обстоят немного сложнее. Принцип «чем больше — тем лучше» здесь уже не действует. Следует ориентироваться на то, насколько хорошо совпадает треугольник цветового охвата с цветовым пространством sRGB. Полностью идеальные в этом смысле дисплеи практически не встречаются в мобильных устройствах. Оптимумом же можно считать такой охват, который занимает от 90 до 110% sRGB, при этом очень желательно, чтобы форма треугольника была близка к sRGB. Также на графике цветового охвата стоит посмотреть на расположение точки белого. Чем она ближе к эталонной точке D65, тем лучше баланс белого у дисплея.

Ещё одной мерой баланса белого является цветовая температура. У отличного монитора она составляет 6 500 К у насыщенного белого цвета и почти не изменяется на разных оттенках серого. Если температура ниже, то экран будет «желтить» изображение. Если выше — то «синить».

С гамма-кривыми всё ещё проще: чем ближе измеренная кривая к эталонной, которую мы на графиках рисуем чёрным, тем меньше погрешностей в изображение вносит матрица дисплея. Мы прекрасно понимаем, что всё это так сходу запомнить непросто. Поэтому мы будем ссылаться на данный материал в будущих обзорах. Так что информация о том, как следует читать приводимые нами графики, всегда будет у вас под рукой.

На плоскость, перпендикулярную оси наблюдения.

В определении, данном выше, подразумевается, если рассматривать его как общее, что источник имеет малый размер, точнее малый угловой размер. В случае, когда речь идет о существенно протяженной светящейся поверхности, каждый ее элемент рассматривается как отдельный источник. В общем случае, таким образом, яркость разных точек поверхности может быть разной. И тогда, если говорят о яркости источника в целом, подразумевается вообще говоря усредненная величина. Источник может не иметь определенной излучающей поверхности (светящийся газ, область рассеивающей свет среды, источник сложной структуры - например туманность в астрономии, когда нас интересует его яркость в целом), тогда под поверхностью источника можно иметь в виду условно выбранную ограничивающую его поверхность или просто убрать слово "поверхность" из определения.

I Я́ркость L, световая величина , равная отношению светового потока к фактору геометрическому :

.

Здесь - заполненный излучением телесный угол, - площадь участка, испускающего или принимающего излучение, - угол между перпендикуляром к этому участку и направлением излучения. Из общего определения яркости следуют два практически наиболее интересных частных определения:

1) Яркость , излучаемая поверхностью под углом к нормали этой поверхности, равняется отношению силы света , излучаемого в данном направлении, к площади проекции излучающей поверхности на плоскость, перпендикулярную данному направлению

Яркость

2) Яркость - отношение освещённости в точке плоскости, перпендикулярной направлению на источник, к элементарному телесному углу, в котором заключён поток, создающий эту освещённость:

Яркость измеряется в кд·м −2 . Из всех световых величин яркости наиболее непосредственно связана со зрительными ощущениями, так как освещённости изображений предметов на сетчатке пропорциональны яркостям этих предметов. В системе энергетических фотометрических величин аналогичная яркость величина называется энергетической яркость и измеряется в вт·ср −1 ·м −2 .

II Я́ркость (в астрономии) характеристика излучательной или отражательной способности поверхности небесных тел. Яркость слабых небесных источников выражают звёздной величиной площадки размером в 1 квадратную секунду, 1 квадратную минуту или 1 квадратный градус, то есть сравнивают освещённость от этой площадки с освещённостью, даваемой звездой с известной звёздной величиной. Так, яркость ночного безлунного неба в ясную погоду, равная 2·10 −8 стильб, характеризуется звёздной величиной 22,4 с 1 квадратной секунды или звёздной величиной 4,61 с 1 квадратного градуса. Яркость средней туманности равна 19-20 звёздной величины с 1 квадратной секунды. Яркость Венеры - около 3 звёздных величин с 1 квадратной секунды. Яркость площадки в 1 квадратную секунду, по которой распределён свет звезды нулевой звёздной величины, равна 9,25 стильб. Яркость центра солнечного диска равна 150 000 стильб, а полной Луны 0,25 стильб. Поверхность, у которой яркость не зависит от угла наклона площадки к лучу зрения, называется ортотропной; испускаемый такой поверхностью поток с единицы площади подчиняется закону Ламберта и называется светлостью; её единицей является ламберт, соответствующий полному потоку в 1 лм (люмен) с 1 см².

См. также

  • Цветовые пространства. Авторская научная библиотека УГТУ

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Яркость" в других словарях:

    яркость - яркость, и … Русский орфографический словарь

    яркость - Величина, измеряемая силой света источника в данном направлении, приведенной к единице проекции поверхности источника на плоскость, перпендикулярную данному направлению. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 79. Физическая оптика. Академия наук … Справочник технического переводчика

    ЯРКОСТЬ, яркости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к яркий. Яркость света. Яркость красок. Яркость таланта. 2. Количество световой энергии, испускаемой источником света (физ., астр.). Звезды первой яркости. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    Насыщенность, наглядность, лучистость, интенсивность, густота, рельефность, красноречивость, красочность, светлость, вескость, живописность, экспрессия, эффектность, картинность, светозарность, ослепительность, блистательность, сочность,… … Словарь синонимов

    ЯРКОСТЬ, отношение силы света, распространяющегося в каком либо направлении, к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Измеряется в канделах на м2. Яркость источника, соответствующего порогу… … Современная энциклопедия

    - (L), поверхностно пространственная плотность светового потока, исходящего от поверхности, равна отношению светового потока dФ к геометрическому фактору dWdAcosq: L = dФ/dWdAcosq. Здесь dW заполненный излучением телесный угол, dA площадь участка,… … Физическая энциклопедия

    яркость - ЯРКОСТЬ, ослепительность ЯРКИЙ, ослепительный, сияющий, слепящий ЯРКО, ослепительно, слепяще … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Яркость - ЯРКОСТЬ, отношение силы света, распространяющегося в каком–либо направлении, к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Измеряется в канделах на м2. Яркость источника, соответствующего порогу… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. В системе СИ измеряется в канделах на м² … Большой Энциклопедический словарь

    ЯРКИЙ, ая, ое; ярок, ярка, ярко, ярки и ярки; ярче; ярчайший. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Яркость - Яркость: поток, посылаемый в данном направлении единицей видимой поверхности в единичном телесном угле; отношение силы света в данном направлении к площади проекции излучающей поверхности на плоскость, перпендикулярную к данному направлению,… … Официальная терминология


Этот обзор является дополнением к статье о мониторе .

Яркость и контрастность являются важными критериями при выборе монитора. Пожалуй, это один из немногих моментов в выборе техники, когда есть хотя бы какой-то смысл опираться на сухие цифры.

Яркость измеряется в канделах на квадратный метр. Эта фраза ничего не говорит 99% пользователям, поэтому мы немного расскажем об этом. Лампа накаливания мощностью 100 ватт имеет яркость около 100 кандел. Не стоит думать, что 1 ватт = 1 кандела, просто совпадение. С яркостью 1 канделы светит обычная свеча. Это и есть второе название канделы – свеча, которое уже не используется.

У многих читателей возник вопрос, почему яркость измеряется в кандалах на квадратный метр, а не просто в канделах. Дело в том, что если измерять яркость в обычных единицах, то чем больше будет размер диагонали экрана, тем выше будет яркость. Потребителя же в первую очередь интересует то, насколько будет интенсивно светить каждая точка экрана.

Если у монитора яркость составляет 250 кандел на квадратный метр, то вычислить абсолютное значение не сложно. К примеру, монитор с диагональю размером 23 дюйма имеет площадь поверхности около 0,2 квадратных метров. То есть, всего он будет излучать 75 кандел света. Это очень достойное значение.

Считается, что для работы с офисными приложениям требуется яркость 70-110 кд/м2, что может обеспечить почти любой современный ЖК-монитор. Для просмотра видеофильмов и игры в игры часто требуются большие значения, особенно если в игре вы бродите по подземелью и там темно.

В век ЭЛТ-мониторов многие пользователи страдали в таких ситуациях. Мониторы на основе электронно-лучевой трубки не могли достичь большой яркости, так как возможности люминофорного покрытия были ограничены. Вдобавок ЭЛТ-мониторы быстро выгорали. Сейчас это в прошлом.

С контрастностью все гораздо сложнее. Под контрастностью подразумевается отношение светимости белого пикселя и черного. Конечно, черный пиксель не может светиться, поэтому само название “черный” очень условно.

ЖК-монитор вообще не может дать черного цвета. Для примера, ЭЛТ-дисплеи это могли, так как свет там испускало люминофорное покрытие под действием потока электронов. Нет электронов – нет света, а значит, вы видите черный.

У ЖК-мониторов свет испускается диодами или лампами, а матрица только контролирует его уровень. Жидкие кристаллы не способны заблокировать свет полностью, поэтому настоящего черного цвета в ЖК-дисплеях нет. Контрастность – это отношение светимости пикселя в белом и черном состоянии. 1000:1 означает, что белый пиксель на экране в 1000 раз ярче черного.

Производителя сами не занимаются измерением контрастности, они так экономят. Они просто переписывают паспортные данные матрицы в свои паспорта. Конечно, такой “халтурный” подход не касается профессиональных моделей от NEC.

Увидеть подобные эффекты не сложно. Просто возьмите редактор PAINT, который включен в комплект любой версии операционной системы Windows и нарисуйте большой черный квадрат. Смотрите на него и выключите монитор. Если вы видите разницу, то у этого монитора с контрастностью проблемы.

Стоит отметить, что у современных моделей разницу истинного черного и подсвеченного черного цветов сложно заметить при комнатном освещении. Если вы задались целью проверить эту теорию, то лучше экспериментируйте вечером без света или при задернутых шторах.

Серьезная разница между паспортной и реальной контрастностью заключается в желании производителей поставить в паспорта мониторов как можно большие цифры. Они переписывают их у производителей матриц, так как прекрасно понимают, что реальные значения будут ниже.

На заводах по производству матриц во время тестирования всегда прикладывают к жидким кристаллам максимальные значения напряжения электрического поля, тогда как в реальности электроника мониторов может работать хуже. Не стоит сравнивать дорогое лабораторное оборудование с начинкой дисплеев стоимостью 200 долларов.

Выводы. Не стоит доверять цифрам в паспортах. Яркость можно легко оценить “на глаз”. Находясь в магазине, просто “выкрутите” яркость на максимум и вы поймете, на что способен тот или иной дисплей. Проверить контрастность куда тяжелее. Можно попробовать также “выкрутить” контрастность на максимум, и посмотреть на какую-либо очень пеструю картинку.

В этой статье даётся краткое описание используемой нами методики тестирования ЖК-мониторов: перечень контролируемых параметров, некоторые пояснения об их значении, а также описание используемой измерительной аппаратуры.

Данный материл обновляется по мере развития и совершенствования методики, поэтому некоторые отражённые в ней методы могут не использоваться в наших старых статьях с тестами мониторов - это означает лишь то, что метод был разработан уже после публикации соответствующей статьи. Список внесённых в статью изменений Вы найдёте в её конце.

Дополнительные ссылки

Эта статья представляет собой лишь краткий обзор параметров ЖК-мониторов, призванный помочь читателям легче ориентироваться в результатах проводимых нами тестов. Если же Вы хотите изучить данный вопрос подробнее, то имеет смысл ознакомиться с некоторым нашими полномасштабными статьями:

«Параметры современных ЖК-мониторов »
«ЖК-мониторы с компенсацией времени отклика »
«Параметры современных ЖК-мониторов: объективные и субъективные »

Также, если Вы хотите ознакомиться с результатами тестов какой-то конкретной модели, но не можете её найти, имеет смысл обратиться к каталогу протестированных нами мониторов .

Тестовый стенд

Для тестирования мониторов мы используем компьютеры с видеокартами Sapphire Radeon X1650 (20" и более крупные мониторы; выбор видеокарты был обусловлен необходимостью работать в режиме Dual Link DVI при тестировании 30" мониторов) и Sapphire Radeon X600 (19" мониторы). Подключение осуществляется по цифровому входу (DVI-D), и только если он в мониторе отсутствует - то по аналоговому.

Эргономика

Под эргономикой монитора мы в первую очередь понимаем возможности по регулировке положения корпуса. Определяются они используемой подставкой и могут включать наклон экрана вперёд-назад (обычно максимальный угол составляет порядка 5 градусов вперёд и 10-15 градусов назад), поворот монитора вокруг вертикальной оси, регулировку высоты экрана и разворот в портретный режим.

Поворот вокруг вертикальной оси может выполняться двумя способами - либо с помощью поворотного круга в основании подставки (так сделано, например, у мониторов Samsung), либо с помощью шарнира в вертикальной стойке подставки (скажем, у мониторов Dell). Последнее немного удобнее, так как в этом случае при повороте монитора основание подставки остаётся неподвижным.


Регулировка высоты экрана в большинстве случаев делается простым изменением длины вертикальной стойки подставки, хотя встречаются и более сложные варианты - например, двух- и трёхшарнирные складывающиеся подставки в мониторах Samsung и некоторых других. В любом случае, если мы указываем диапазон изменения высоты экрана - то это расстояние от поверхности стола до нижнего края матрицы, как показано на фотографии.

Полезное свойство подставки - умение фиксироваться в нижнем положении. Дело в том, что на определённой высоте монитор удерживается собственным весом, и когда вы поднимаете его со стола или достаёте из коробки, подставка без фиксатора, освободившись от веса монитора, с грохотом распрямляется на полную длину, что, мягко говоря, не очень удобно при переноске. Фиксатор может быть выполнен как в виде кнопки (Dell, HP), так и в виде проволочной чеки, вставляющейся в отверстие в подставке (Samsung, ViewSonic). Фиксатор предназначен только для переноски монитора, ни в каком другом положении экрана, кроме крайнего нижнего, он не работает.

Возможность разворота в портретный режим присутствует на многих мониторах, однако тут надо сделать одно замечание, часто упускаемое из вида: широко распространённые ныне матрицы TN практически непригодны для портретного использования - их весьма скромные вертикальные углы обзора становятся горизонтальными, что совсем уж неприемлемо с точки зрения качества изображения.

В большинстве мониторов также предусмотрена возможность замены штатной подставки на стандартный VESA-совместимый кронштейн (а последние выпускаются самых разнообразных видов, от простеньких настенных держателей до стоек с массой шарниров, регулировок и всеми возможными степенями свободы). Крепление для кронштейна выглядит как четыре резьбовых отверстия на задней стенке монитора, расположенных по углам квадрата со стороной 75 или 100 мм.

Другой момент, также относящийся к эргономике использования монитора - удобство управления им. Под этим мы понимаем три аспекта: организацию экранного меню, удобство расположения кнопок и наличие быстрого доступа к отдельным функциям. «Быстрый доступ» - это возможность одним нажатием кнопки попасть, скажем, в регулировку яркости или выбор входа, минуя собственно экранное меню. Так как настройка монитора «под себя» обычно выполняется один раз, а в дальнейшем пользователь лишь иногда подстраивает яркость или контрастность (например, при переходе от работы к играм, или при изменении освещения в комнате), то быстрый доступ к таким часто используемым функциям является весьма приятной особенностью.

Отдельно можно упомянуть наличие в некоторых мониторах предустановленных режимов, например, «f-Engine» у LG, «MagicBright» у Samsung и «DV Mode» у NEC. Они переключаются одной кнопкой по кругу, и позволяют почти мгновенно перейти от одних настроек монитора к другим. Как правило, такие режимы имеют одну обычную пользовательскую настройку плюс ряд настроек, прописанных в монитор на заводе - изменить их пользователь не может. Переключение может затрагивать либо только яркость и контрастность, либо же и другие настройки монитора, например, цветовую температуру и насыщенность цветов. В большинстве случае первое удобнее - мониторы же, в которых реализовано комплексное изменение всех настроек при переключении предустановленных режимов, часто во многих из этих режимов сильно искажают цветопередачу.


Например, вот так выглядит переключение режимов в Samsung SyncMaster 215TW. В режиме «Custom» Вы вольны установить любые настройки, а нажатием кнопки на передней панели можете почти мгновенно переключиться на другие, прописанные производителем монитора. Причём переключение не сбрасывает ваших собственных настроек - при возвращении к режиму «Custom» Вы снова получаете их же.

Цветопередача: цветовой охват

Понятие «цветовой охват» определяет, какую часть доступных человеческому глазу цветов способен воспроизводить монитор. Наш глаз способен воспринимать так называемый оптический диапазон - электромагнитное излучение с длинами волн от 380 до 700 нм, что наш мозг воспринимает как диапазон чистых цветов от фиолетового до красного. Остальные цвета образуются смесью излучений разных длин волн, ну а сплошной спектр (то есть такой, в котором присутствуют волны всех длин) воспринимается глазом как белый свет.

Задача реализации устройства, которое могло бы в реальном времени синтезировать спектр произвольного вида для получения нужного цвета технически невыполнима, но, к счастью, для того, чтобы мы увидели тот или иной цвет, совсем не обязательно в точности воспроизводить исходный спектр - наш глаз имеет лишь три типа цветовых рецепторов (красный, зелёный и синий), по сигналам с которых мозг и определяет цвет. А значит, нам надо лишь в нужной пропорции возбудить каждый из этих рецепторов, что можно сделать с помощью трёх источников монохроматического света (красного, зелёного и синего), управляя их интенсивностями.

К сожалению, покрыть диапазон восприятия глаза таким способом удастся хоть и почти целиком, но именно что «почти»: останутся небольшие области цветов, которые глаз может увидеть, но наше устройство не может воспроизвести. К ещё большему сожалению, чем менее монохроматическим является излучение каждого из источников нашего устройства, тем больше недоступная ему область цветов.


Для наглядного описания диапазона воспроизводимых цветов обычно используется так называемая CIE-диаграмма, на которой фигура в форме подковы изображает весь диапазон, доступный человеческому глазу. По краю «подковы» расположены чистые цвета, ближе к центру - смешанные, вплоть до белого. Если на эту диаграмму нанести точки, соответствующие координатам цветов каждого из трёх источников нашего устройства (если переходить к конкретным примерам - каждого из трёх субпикселов RGB-фильтра матрицы нашего монитора), то образуемый ими треугольник укажет область цветов, которую может воспроизвести искомое устройство. Её величина и называется «цветовой охват».

Размер этой области никак не связан с разрядностью представления цвета в мониторе - 18 бит (262 тыс. цветов), 24 бита (16,7 млн. цветов) и так далее. Упомянутые цифры показывают лишь, сколь точно мы можем указать цвет внутри треугольника, но никак не позволяют выйти за его пределы. Чтобы расширить сам треугольник, нам требуется тем или иным способом изменить спектр излучения монитора, сместив тем самым координаты углов треугольника. В современных ЖК-мониторах это достигается за счёт использования разных типов подсветки - обычные CCFL-лампы дают самый маленький цветовой охват, у новых ламп с улучшенным люминофором он заметно больше, ну а максимальный охват обеспечивается заменой в модуле подсветки ламп на светодиоды.

Существует несколько типовых цветовых охватов, наиболее часто упоминаемыми являются sRGB, AdobeRGB и NTSC (количественно они соотносятся так: sRGB < AdobeRGB < NTSC). sRGB - стандартный цветовой охват для ЭЛТ- и ЖК-мониторов, ему соответствует подавляющее большинство моделей (точнее говоря, современные ЖК обычно немного превосходят sRGB в области зелёного цвета - это видно на картинке выше, но в общем-то разница невелика). Охват sRGB составляет 72 % от охвата NTSC, реальный охват большинства ЖК-мониторов - около 75 % NTSC. Мониторы с улучшенными лампами подсветки доходят до охвата 97 % NTSC, а мониторы со светодиодной подсветкой - уже до 114 % NTSC и, вероятно, эта цифра ещё будет расти.

Что нам даёт увеличение цветового охвата? Возможность для монитора воспроизводить более чистые цвета, недоступные модели с меньшим охватом - в «чистом» красном цвете уменьшается доля жёлтого, в «чистом» синем - зелёного, и так далее. Говорить, что увеличение охвата увеличивает точность цветопередачи, неверно - во-первых, последняя определяется многими параметрами, и большой охват служит лишь приятным дополнением к ним, но никак не определяющим фактором, во-вторых, изображения (точнее, файлы с ними) обычно не несут в себе информации о том, под какой цветовой охват они рассчитаны, а значит, a priori в современном мире они оптимизируются под охват sRGB, как самый распространённый. Но так как понятие «чистый зелёный» в мониторе с sRGB-охватом и в мониторе с NTSC-охватом - разные , то второй, на самом деле, будет воспроизводить оптимизированные под первый изображения неправильно. И наоборот.

Впрочем, если говорить о профессиональном использовании, то с расширением цветового охвата возникают и другие, даже менее очевидные проблемы - однако давайте оставим их профессионалам. Для домашнего же использования больший цветовой охват означает более естественные, более чистые цвета на экране вашего монитора - хотя, повторюсь, сам по себе большой охват не гарантирует точности цветопередачи, а лишь является приятным дополнением при условии, что остальные характеристики монитора так же хороши.

Измерение цветового охвата производится при помощи калибратора Datacolor Spyder 3 Elite.

Цветопередача: равномерность градиентов

Одним из параметров, характеризующих качество цветопередачи, является отсутствие на плавных цветовых градиентах поперечных полос. Оценка производится субъективно: на экран монитора выводится ряд горизонтальных градиентов (из чёрного в красный, из чёрного в синий и так далее), после чего остаётся убедиться, что при любых настройках яркости и контрастности монитора на них не появляются поперечные полосы.


Появление же таких полос говорит о недостаточной точности обсчёта данных изображения электроникой монитора; иногда считается, что полосы свидетельствуют об использовании в мониторе 18-битной матрицы, но это не так. Также стоит отметить, что на некоторых мониторах поперечные полосы исчезают при заводских настройках, поэтому важно проверить монитор при различных установках яркости и контрастности.

Цветопередача: гамма-кривые

Так называемые гамма-кривые - это графики, показывающие зависимость между сигналом, приходящим с видеокарты, и яркостью пикселя на экране монитора. Зависимость эта степенная, и показатель степени как раз и называется «гамма» - согласно стандарту sRGB, для современных домашних мониторов он должен быть равен 2,2.

Замеры производятся при помощи калибратора Datacolor Spyder 3 Elite . Гамма-кривые измеряются отдельно для красного, синего и зелёного цветов и отображаются на графике соответствующими цветами. Там же чёрным цветом указывается идеальная кривая для гаммы 2,2.


Выше представлен результат, близкий к идеальному - все кривые лежат одной плотной группой, без каких-либо сильных изгибов. Однако, к сожалению, так бывает не всегда.


Например, на этом графике все три кривые, хотя и расположены близко друг к другу, сильно «просели» вниз относительно идеальной теоретической кривой. На практике это означает, что в соответствующем диапазоне оттенков изображение на мониторе будет заметно темнее (глаз воспринимает его как более контрастное), чем должно быть на самом деле. Встречается, разумеется, и обратная ситуация - когда реальные кривые проходят выше теоретической (это приводит к белёсому, выцветшему изображению), а также и когда все они идут просто вразнобой.

Ещё более критичной проблемой, также наглядно демонстрируемой графиками гамма-кривых, является пропадание в изображении светлых оттенков (или, как говорят фотографы, деталей в светах) или тёмных (деталей в тенях): в первом случае монитор воспроизводит все светлые оттенки как белый цвет, во втором - всё тёмные как чёрный. На графике это выглядит либо как совпадение гамма-кривых с горизонтальной осью, либо, если искажения есть, но не слишком велики, как характерный их изгиб, показанный на рисунке ниже (в правой верхней части):


Как правило, подобные дефекты изображения могут проявляться либо при снижении яркости и контрастности (пропадание деталей в тенях), либо при их повышении (пропадание деталей в светах) над определённым уровнем.

И пара слов о том, почему мы не публикуем столь любимые многими изданиями графики ΔE («дельта-Е»), якобы показывающие точность цветопередачи. Дело в том, что «дельта» - это, по определению, разность между двумя величинами. Одна из них, очевидно, цветопередача имеющегося монитора, а другая - эталона... но какого эталона? По умолчанию в большинстве программ, рассчитывающих ΔE, его роль играет цветовой охват sRGB, с которым многие современные мониторы не совпадают, причём это не недостаток - это достоинство. Ни один монитор с расширенным цветовым охватом никогда в таком тесте не покажет нулевое ΔE просто по определению - так как измеряется не точность цветопередачи как таковая, а её отличие от условного «обычного монитора». Единственным сколь-нибудь разумным вариантом является измерение цветового охвата для данного конкретного монитора с последующим построением графика ΔE относительно идеального монитора с таким же цветовым охватом . Кроме того, как и все упрощённые численные оценки человеческого восприятия, показатель ΔE достаточно условен - то, насколько чётко мы воспринимаем различие между двумя цветами, зависит не только от формальной величины ΔE между ними, но и того, какие именно это цвета.

Цветопередача: цветовая температура

Цветовая температура также измеряется нами при помощи калибратора Spyder. Измерения проводятся при яркости и контрастности, установленных по умолчанию, для четырёх уровней серого, от тёмно-серого до чистого белого.

Связано это с тем, что из-за неаккуратной формы гамма-кривых многие ЖК-мониторы имеют такой дефект, как сильно различающиеся температуры белого и серого цветов. Выглядит это так: стоит вам отстроить монитор, чтобы белый цвет казался действительно белым, как вы обнаруживаете, что серый цвет приобрёл голубоватый оттенок. Вы отстраиваете монитор заново, уже по серому цвету - и обнаруживаете, что теперь у белого цвета появился оттенок красно-желтоватый. Увы, но выправить столь неприятную особенность без аппаратного калибратора, подобного нашему Spyder, Вам не удастся.

Так как гамма-кривые не дают достаточно информации о цветовой температуре (кривые для разных цветов нормируются для отображения на одном графике так, чтобы левая нижняя и правая верхняя точки у них совпадали), то измерения температуры мы проводим отдельно и публикуем их в виде небольшой таблицы, где по вертикали идут уровни серого, на которых мы проводим замеры, а по горизонтали - варианты настройки температуры, предоставляемые данным монитором:


Здесь важны два параметра: во-первых, среднее значение температуры для каждого из вариантов настроек (например, если по умолчанию монитор настроен на температуру порядка 8000 К, то вам изображение на нём покажется, скорее всего, весьма холодным), во-вторых, описанный выше разброс температур между разными уровнями серого.

Если говорить о последнем, то идеальным результатом является разброс менее 100 К, хорошим - в пределах 500 К, приемлемым - в пределах 1000 К и плохим - более 1000 К.

Помимо значений цветовой температуры в кельвинах, важно также отсутствие сдвига тональности в сторону розового или зелёного. Дело в том, что само понятие цветовой температуры имеет смысл лишь при точном балансе зелёного, красного и синего цветов - однако, лишь получив конкретное число в кельвинах, нельзя сказать, соблюдался ли этот баланс. Если у монитора имеется избыток или недостаток зелёного цвета, мы также получим некую цветовую температуру, по которой можем сделать вывод, что с цветопередачей у этого монитора всё хорошо - но на практике мы будем видеть зеленоватый или розоватый оттенок изображения. Почему наш вывод был неверен? Потому, что делать выводы по численному значению температуры можно, только убедившись, что соблюдён правильный баланс всех трёх цветов.

Чтобы прояснить этот вопрос, мы наносим реальные цветовые координаты четырёх уровней серого на описанную выше CIE-диаграмму - точнее, на её центральный участок, и получаем вот такую картинку:


Измерения производятся в двух режимах: при выводе на экран только белого цвета и только чёрного, после чего для полученных массивов данных вычисляются значения отклонений в процентах в каждой точке - для белого цвета отклонения считаются в минус от максимального значения, достигнутого в процессе измерения, а для чёрного - в плюс от минимального. По полученным таблицам отклонений строятся две диаграммы распределения яркости по полю экрана, которые мы накладываем на условное изображение монитора (оно нужно лишь для наглядности) - чтобы Вам было легче представить, как именно неравномерность на данном мониторе выглядит в реальности.




Здесь необходимо понимать, что на диаграммах мы не стремимся представить монитор в точности так, как он выглядит в реальности - это именно диаграммы с некими условными цветами, а не фотографии. Многие издания раскрашивают разные уровни (с шагом 5 % или 10 %) разными цветами - зелёным, жёлтым, оранжевым, красным и так далее, однако мы считаем, что такой вид слишком труден для восприятия, при чтении статьи сложно все время держать в голове условия вида «жёлтый - тёмная область на экране, красный - светлая область на экране». Поэтому в наших диаграммах мы используем представление, приближенное к естественному: светлые области обозначаются светлым цветом, тёмные области - тёмным. Однако, масштаб яркостей ради большей наглядности отличен от реального: если на диаграмме две точки различаются своей яркостью в три раза, это не значит, что в реальности на тестируемом мониторе они также различались по яркости втрое - обратите внимание на шкалу, связывающую проценты отклонения реальной яркости и используемые нами цвета.

Итак, приводимые диаграммы предназначены для качественной оценки неравномерности: как именно она распределена по экрану, что темнее - углы или центр, и так далее. Для количественного же сравнения разных мониторов мы приводим в тексте статьи численные значения неравномерности в процентах: среднее отклонение и максимальное зафиксированное отклонение. Для начала мы считаем среднее арифметическое значение яркости по полю экрана, а уже относительно него - среднее и максимальное отклонения.

Если говорить о конкретных цифрах, то хорошим результатом мы считаем среднее отклонение в пределах 5 %, приемлемым - в пределах 7...8 %, плохим - более 8%. Нормы на максимальное отклонение мягче - хорошо, если оно не превышает 15 %, приемлемо, если не превышает 20 %, и совсем плохо, если оно больше.

Также необходимо отметить, что степень неравномерности может сильно - в большей степени, чем другие параметры - зависеть от конкретного экземпляра монитора. К сожалению, проконтролировать её при покупке не так просто - вряд ли в магазине Вам позволят выключить свет и придирчиво осмотреть монитор.

Время отклика

Традиционно, время отклика является одним из самых известных параметров ЖК-мониторов - однако было бы ошибкой думать, что этот параметр так уж прост.

На настоящий момент время отклика может измеряться по двум различным методикам: ISO 13406-2 и так называемая GtG-методика. В первом случае измеряется суммарное время переключения пикселя с чёрного на белый цвет и обратно - и проблема заключается в том, что для многих существующих технологий изготовления матриц именно такой способ измерения даёт минимальную возможную величину.

GtG-методика заметно честнее: согласно ей, измеряются времена переключения между всеми возможными состояниями пикселя (откуда и название GtG - Gray-to-Gray - с серого на серый), после чего вычисляется среднее арифметическое. Таким образом, если использованная в мониторе матрица даёт очень быстрый переход чёрный-белый-чёрный, но медленные переходы между промежуточными уровнями, то при измерении по GtG-методике немногочисленные быстрые переходы составят лишь незначительную часть общей суммы, а значит, в целом цифра получится достаточно хорошо описывающей реальное быстродействие матрицы.

Несмотря на то, что производители мониторов используют ту методику, которая даёт лучший результат (например, для современных мониторов с TN-матрицами без компенсации времени отклика указывается время отклика 5 мс ISO, а для мониторов с компенсацией - 4 мс GtG, хотя на практике их быстродействие отличается раза в три-четыре, а никак не на 25 %), мы в своих тестах приводим результат измерений только согласно GtG, как наиболее объективную и правдоподобную оценку скорости матрицы.



Для оценки времени отклика на экране монитора закрепляется фотодатчик, фиксирующий любые процессы изменения яркости пикселей.


Технически фотодатчик представляет собой фотодиод Vishay BPW21R и преобразователь ток-напряжение на малошумящем операционном усилителе Analog Devices AD795JR. Фотодатчик линеен в диапазоне яркостей от 0,5 кд/кв.м до 700 кд/кв.м, и имеет «собственное» время отклика около 0,3 мс, что позволяет без малейших проблем тестировать любые современные ЖК-мониторы с хорошей точностью. Для обеспечения возможности работы с меньшими яркостями в схеме фотодатчика предусмотрен переключатель усиления, увеличивающий чувствительность в 10 раз.


Сигнал с датчика поступает на осциллограф (точнее, осциллографическую приставку) Velleman PCSU1000, который и производит запись изменения яркости расположенных под датчиком пикселей в зависимости от времени, с разрешением в сотые доли миллисекунды. Специальная программа обсчитывает полученные осциллограммы и вычисляет на их основе время, которое занял собственно процесс изменения яркости - то есть время отклика.


В статьях результат измерений представляется в виде трёхмерной гистограммы, по одной из горизонтальных осей которой откладывается начальное состояние пикселя, по другой - конечное, а высота соответствующего столбца равна времени переключения между этими состояниями.

Впрочем, в большинстве случаев для оценки быстродействия монитора достаточно среднего арифметического этих времён по всем измеренным переходам (то есть, времени отклика по GtG-методике) - и его мы также обязательно приводим.

Если же говорить о конкретных цифрах, то на данный момент можно считать очень быстрым монитор, имеющий отклик менее 5 мс GtG, просто быстрым - отклик в пределах 10 мс GtG и относительно медленным - отклик более 10 мс GtG. Для сравнения, у старых PVA- и MVA-матриц без компенсации времени отклика его значение по GtG-методике могло легко превышать 15 мс (их паспортное время отклика по ISO-методике составляло 16 или 25 мс, то есть больше, чем время по GtG-методике, но тут надо понимать, что в первом случае считается сумма времён переключения с чёрного на белый и обратно, а в GtG усредняются времена переключения в одну сторону ).

К слову, если возвращаться к началу данного раздела, то мониторы с паспортным откликом 4 мс (GtG) относятся к первой группе, а с паспортным откликом 5 мс (ISO) - к последней.

Ошибки RTC (компенсации времени отклика)

К сожалению, ничто не даётся даром - схема компенсации времени отклика, обеспечивающая великолепное быстродействие современных матриц, обладает и одним недостатком: работает она за счёт подачи на ячейку специального импульса форсажа (подробнее о работе RTC см. по ссылкам, приведённым в начале статьи). Если величина импульса слишком велика, то в изображении может появиться новый тип артефактов, который принципиально отсутствует на матрицах без компенсации отклика: тёмный объект, движущийся по светло-серому фону, оставляет за собой короткую белую тень (в то время как обычное смазывание оставило бы не белую, а тёмную тень).


Мы оцениваем огрехи работы схемы RTC в процентах: скажем, если яркость пикселя должна была измениться от 50 до 150, но из-за промаха RTC сначала «улетела» до 200, а потом вернулась к положенным 150, то величина промаха равна 50 % (100 %*(200-150)/(150-50)). Отображаются проценты на такой же трёхмерной гистограмме, как и время отклика, по отдельности для каждого перехода.


Смысл эти числа имеют сразу двойной: во-первых, чем больше промах, тем сильнее отличается яркость пикселя в пике от той, которая должна была бы быть, и соответственно, тем промах заметнее для глаза. Во-вторых, опять же, чем больше промах, тем дольше будет возвращаться пиксель к нужному значению, что также повлияет на заметность артефакта.

И, разумеется, мы приводим среднюю величину артефактов RTC. Если она составляет менее 5 %, то, скорее всего, Вы их не заметите. От 5 % до 10 % - приемлемый результат, артефакты есть, но в целом на них можно не обращать внимания. Более 10 % - скорее всего, артефакты будут заметны невооружённым глазом. Впрочем, как и во многих случаях, здесь всё зависит от личного восприятия, а также от того, на каких именно переходах наблюдаются большие артефакты, так что без текстового комментария здесь обычно не обходится (кроме того, пару слов об артефактах и времени отклика мы пишем также в разделе, посвящённом субъективной оценке монитора).

Помимо величины промаха, существенное значение имеет также то, за какое время яркость пикселя вернётся к нужной отметке - чем оно больше, тем заметнее артефакты: одно дело, если мелькнула белая полоска и исчезла, и совсем другое, если она провисела в течение нескольких кадров.

В связи с этим, мы приводим ещё одну трёхмерную диаграмму артефактов RTC - но не с процентами, а с миллисекундами:


Просуммировав эту диаграмму с «обычным» временем отклика, вы получите величину, которую можно было бы назвать «настоящим временем отклика» - то есть, за сколько миллисекунд с момента подачи сигнала пиксель действительно перейдёт в нужное состояние, а не просто «проскочит» его на полном ходу. Впрочем, мы такого суммирования не делаем, так как смазывание, обусловленное «обычным» временем отклика, и артефакты, обусловленные недостаточно точной работой схемы компенсации отклика - всё-таки совершенно разные вещи даже по визуальному восприятию.

Ну а чтобы вы лучше представляли взаимосвязь всех описанных величин, приведём снятую с помощью фотодатчика осциллограмму, на которой видно, как переключается пиксель с тёмно-серого на светло-серый цвет в современном мониторе с TN-матрицей и компенсацией времени отклика:


До 40-й миллисекунды диаграммы пиксель показывает нам тёмно-серый цвет, лишь немногим выше нуля яркости. На 40-й миллисекунде на монитор приходит сигнал - «переключиться на уровень 165» (из 255 возможных, причём 255 означает максимальную яркость и белый цвет) - и схема компенсации отклика рассчитывает и подаёт на пиксель такое напряжение, чтобы он закончил это переключение как можно быстрее. Всего за несколько миллисекунд пиксель достигает нужного уровня (этот временной интервал отмечен серыми вертикальными линиями, он и считается временем отклика монитора), но из-за ошибки схемы RTC не останавливается на нём, а «пролетает» дальше, на 50-й миллисекунде достигая яркости аж в районе 210 условных единиц. После этого яркость пикселя медленно спадает, и на искомых 165 единицах оказывается лишь более чем на 90-й миллисекунде. Вот этот совершенно лишний горб, длящийся примерно с 43-й по 93-ю миллисекунды, и является причиной неприятного явления, известного нам как «артефакты схемы компенсации отклика».

Углы обзора

На данный момент мы не проводим измерений углов обзора матриц по техническим причинам, однако мне хотелось бы всё же дать небольшое пояснение.

Как и в случае с временем отклика, существуют две методики измерения углов обзора: по падению контрастности до 10:1 и по падению до 5:1. Очевидно, что вторая даёт значительно большие цифры благодаря более мягкому граничному условию - и применяется она обычно для измерения углов обзора TN-матриц, традиционно страдающих именно из-за их недостаточности. Таким образом, если вы сравниваете монитор на TN с паспортными углами обзора 160 градусов с монитором на *VA- или S-IPS-матрице с паспортными углами 178 градусов - не забывайте, что они измерены по разным методикам. На самом деле, если проводить все измерения по «честной» методике с падением контрастности до 10:1, то углы обзора TN-матриц сократятся до 130-140 градусов.

На практике же плохие вертикальные углы обзора TN-матриц выглядят вот так (на экран выведены горизонтальные полосы градиентов из программы TFTTest):


Вид на экран прямо


Вид на экран немного снизу


Вид на экран немного сверху


Как вы видите, при взгляде снизу (при том, что угол взгляда был не слишком большим, он примерно соответствует изменению положения головы сидящего в 60 см от монитора человека на 10 см вверх-вниз от центральной точки) верхняя часть изображения очень сильно темнеет, это выглядит, как будто отображаемые на экране градиенты сдвинулись вправо, и их тёмная часть стала больше, что, конечно, не так.

Именно по этой причине TN-матрицы плохо подходят для работы в портретном режиме - показанный на фотографиях выше плохой угол обзора снизу при развороте экрана становится плохим углом обзора слева или справа, что совсем неприемлемо.

Столь сильное изменение изображения при изменении угла обзора присуще только TN-матрицам - как S-IPS, так и MVA и PVA-матрицы по данному параметру выглядят намного лучше.

Яркость и контрастность

Замеры яркости и контрастности мониторов также осуществляются при помощи калибратора Datacolor Spyder 3 Elite, при трёх вариантах настроек монитора - максимальные яркость и контрастность, заводские настройки и уровень белого 100 кд/кв.м. Последний вариант не является неким рекомендованным к использованию, хотя мы и указываем, при каких именно настройках он был получен - он лишь позволяет ввести некоторый общий уровень для различных мониторов, а также проверить, насколько изменятся параметры монитора по сравнению с заводскими настройками, уровень белого при которых обычно раза в два выше. На практике яркость 100 кд/кв.м примерно соответствует типичным настройкам монитора для работы с текстом в хорошо освещённом офисном помещении.

Калибратор измеряет уровни чёрного и белого цветов - последний и даёт то, что принято называть яркостью монитора, а их отношение - контрастность монитора. Результаты мы сводим в таблицу:


Если говорить о конкретных цифрах, то для домашнего использования обычно требуется диапазон яркостей 80...150 кд/кв.м, который все современные мониторы перекрывают без проблем. Яркость 200 кд/кв.м и больше может потребоваться, если вы используете монитор для игр или просмотра фильмов в очень ярко освещённой комнате, вплоть до прямого солнечного света.

Контрастность же, в отличие от яркости, не бывает слишком большой - чем она выше, тем чернее выглядит чёрный цвет на экране монитора. Особенно это заметно дома, при просмотре фильмов в вечерней полутьме. Кроме того, высокая контрастность отчасти скрадывает и неравномерность подсветки. Минимально приемлемым значением контрастности, по результатам наших измерений, является 200:1, хорошим - более 400:1.

Также хотелось бы заметить, что не стоит сравнивать результаты измерений с использованием калибраторов с паспортными данными производителей мониторов - дело в том, что калибратор не предназначен для замеров контрастности, а потому его ошибка в данном вопросе может быть достаточно велика. Тем не менее, для сравнительного тестирования эти результаты вполне пригодны.

В последнее время у производителей мониторов приобрела популярность технология динамической контрастности: при её активации монитор начинает подстраивать яркость ламп подсветки в зависимости от текущего изображения, чем оно темнее - тем меньше яркость, и наоборот. Если обычная контрастность вычисляется как отношение уровня белого к уровню чёрного при неизменных параметрах подсветки, то динамическая - как отношение уровня белого при максимальной яркости подсветки к уровню чёрного при минимальной; иначе говоря, она равна контрастности обычной, умноженной на диапазон регулировки яркости ламп.

Для измерения динамической контрастности мы проводим два последовательных замера: уровня чёрного при полностью чёрном экране и уровня белого - при полностью белом. В случае, если первое измерение даёт «0» в качестве результата, в таблице мы указываем величину 0,02 кд/кв.м - это минимальное значение яркости, которое может измерить наш калибратор, согласно его паспортным данным. В таком случае это значение в таблице выделяется курсивом, а итоговый результат - динамическую контрастность - надо читать с приставкой «не менее, чем».

Перечень изменений в методике тестирования


28.05.2007 - первая версия статьи;
02.07.2007 - добавлен раздел «Цветовой охват»;
02.08.2007 - методика измерения неравномерности подсветки;
22.03.2009 - актуализация методики: Spyder 3 Elite, цветовая температура на CIE-диаграмме, артефакты RTC в миллисекундах.