Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что такое HTC Vive – Обзор системы виртуальной реальности по-новому. HTC Vive обзор шлема виртуальной реальности от Valve

Что такое HTC Vive – Обзор системы виртуальной реальности по-новому. HTC Vive обзор шлема виртуальной реальности от Valve

Систему виртуальной реальности HTC Vive я приобрел 2,5 месяца назад, поэтому успел её протестировать при повседневном использовании, когда проходил первоначальная эйфория от покупки и можно объективней оценить достоинства и недостатки.

На данный момент основная конкуренция идет между устройством Oculus Rift и HTC Vive. Я выбрал последний, т. к., в отличии от Окулуса, Vive позволяет использовать шлем не только сидя, но и стоя, передвигаясь по игровой зоне у себя дома. И по отзывам у его гораздо лучше реализовано отслеживание позиционирования (и у меня действительно никаких нареканий к тому, насколько точно совпадает положение моей головы и рук в реальности в в виртуальности). Не последнюю роль сыграло и то, что HTC Vive можно купить в России официально, а при покупке в Онлайнтрейд доставка до моего города и квартиры обошлась мне совсем недорого, по сравнению с официальным сайтом.

Немного спецификаций :

  • Amoled дисплей с разрешением 2160x1200 (1080 x 1200 для каждого глаза)
  • частота обновления 90 Гц (т. е. 90 кадров в секунду, если ваш компьютер достаточно мощный)
  • угол обзора 110°
  • разъем 3.5 мм для подключения наушников
Помимо шлема в комплект поставки входят :
  • 2 базовые станции (они отслеживают положение шлема и контроллеров в пространстве)
  • 2 беспроводных контроллера (аккумулятор емкостью 960 мАч)
  • Коммуникационный модуль
  • Наушники (маленькие, вставные, которые можно заменить на свои, если не понравятся)
  • Куча проводов, зарядок, креплений, шнурков и даже саморезы.

Все это пришло в коробке 58×38×26 весом 6,5 кг. Упаковано все отлично, много защитного поролона, свободных пространств внутри коробки нет. К сожалению, обзор я решил написать недавно, поэтому фотографий процесса распаковки не будет.


Процесс установки

Подключается всё достаточно просто, но повозиться придётся. Сначала необходимо выбрать подходящее место в комнате: минимум 1,5×2 м, максимум - пространство с диагональю 5 м (у меня получилось выделить 2×4 м. После подключения шлема и первоначальной настройки границы игровой зоны будут видны в виде решетки из квадратов, причем плотность решетки и цвет можно задать, впрочем иногда все равно её не замечаешь и то в стену врезаешься, то по этой стене контроллером ударяешь).

Далее необходимо каким-нибудь образом закрепить базовые станции в противоположных углах пространства на высоте от 2 м - удобней и надежней всего это сделать с использованием саморезов и креплений из комплекта поставки, но можно использовать и штативы, лишь бы станции были неподвижны). Станции подключать к компьютеру не нужно, а вот к электрической сети - необходимо. Так что поблизости должны быть розетки, либо необходимы удлинители).


Коммутационный модель подключается к компьютеру (HDMI + USB2) и к сети, а сам шлем, в свою очередь, к коммутационному модулю (в комплекте идут двухсторонний скотч, позволяющий этот модуль куда-нибудь наклеить, я его сверху корпуса закрепил).


Ах да, компьютер тоже должен быть неплохим, особенно графическая карта. Минимальные требования NVIDIA GeForce GTX970 или AMD Radeon R9 290 или выше; процессор Intel Core i5-4590 или AMD FX 8360 или выше; RAM 4 Гб. Однако, у меня процессор чуть похуже (i5-4570), и все работает.

Перейдем, наконец, к самому интересному: к опыту использования.

Шлем : лично для меня он оказался удобным, не давит и не болтается, вес комфортен, внутри немного жарковато, если проводить в виртуальности больше часа. Гости, которым давал пользоваться тоже не жаловались. Расстояние от линз до глаз и между линзами регулируется, причем если отодвинуть линзы на максимум, то можно пользоваться шлемом даже в очках, но тогда появляется опасность, что бы все таки поцарапаете или линзы или в шлеме, или в очках). Крепление регулируется качественными липучками.


Графика : разрешение достаточно высокое, с ощущениями от использования Google cardboard с 5-ти дюймовым смартфоном не сравнить, но если пиксельная сетка всё же видна, ощущение такое, что смотришь сквозь мелкий тюль. Для того, чтобы превратить плоский дисплей в сферический используются линзы Френеля, их ребристость тоже заметна, особенно по краям угла обзора, однако при погружении в игру/программу всё это просто перестаешь замечать.


Задержка между поворотом головы (даже резким) и изображением не замечается (по крайней мере мной). В целом ощущение реальности происходящего достаточно высокое, запускать игры-ужастики я даже пробовать не хочу, а в играх связанных с залезанием на высокие здания, если посмотреть вниз, то действительно есть некоторый страх высоты. Сам я переношу почти всё внутри виртуальности хорошо, спокойно могу находиться в шлеме несколько часов, однако среди гостей, которые пробовали у меня во что-то поиграть, некоторые говорили о легком ощущении головокружения и/или тошноты, особенно в игры связанных с активным передвижениям или полётами.

Контроллеры : в руку легки прекрасно, к управлению привык быстро за исключением боковых кнопок для нажатия на которые нужно сжать контроллер в руки - сделать это быстро довольно сложно, к счастью, разработчики игр тоже это понимают, поэтому это не очень мешает. Пластик используется довольно прочный, несильные удары по стене (а ни разу случайно этого не сделать во время активных игр почти невозможно) выдерживает. Т одного более сильного удара, у меня контроллер все же сломался (сам пластик остался цел, а вот внутри выпал из гнезда один из шлейфов), но в интернете нашелся способ починки без обращения в сервисный центр. В связи с этим обнаружился и основной недостаток системы: комплектующие (тот же контроллер на замену) покупать очень дорого, ремонт тоже дорогой, а поломка от физического воздействия, естественно, гарантией не покрывается. И уберите ценные и хрупкие предметы подальше от вашей игровой зоны (монитор, например).

Игры и приложения : игр для шлема существует уже очень много и постоянно появляются новые. С более серьезными приложениями пока сложнее: есть Google Tilt Brush для рисования, Kodon и Masterpice VR для скульптурной лепки, виртуальная музыкальная студия, несколько программ для подбора мебели и несколько сред для разработки собственных приложений. Но количество пользователей шлемов ВР увеличивается, так что скоро должны и программы новые появиться, я надеюсь. Кроме того можно смотреть 360°/3D фильмы и фото, и выводить в шлем рабочий стол с любым количеством виртуальных мониторов, впрочем текст читаться будет плохо и я на данный момент не вижу возможности использования шлема вместо монитора для работы.

Резюме : я покупкой остался очень доволен, несмотря на довольно высокую цену (особенно если учесть, что компьютер тоже пришлось чуть обновить) и на то, что через год-два наверняка появятся более совершенные устройства (или такие же, но дешевле).

Вот уже много лет магазины цифровой техники завлекают покупателей всевозможными интерактивными развлечениями. Начиналось все с подключенных к большому телевизору игровых консолей с двумя джойстиками для парной игры в FIFA или Mortal Kombat. Продолжилось контроллером движений Microsoft Kinect, а после спада его популярности трансформировалось в гоночные симуляторы с рулем, педалями, автомобильным креслом и несколькими телевизорами, объединенными в большущую мультипанель. В этом же году главным писком моды стали шлемы виртуальной реальности – и именно демо-стенд с HTC Vive (он же Steam VR) меня любезно пригласил протестировать интернет-магазин КТС .

Ремарка: была возможность взять HTC Vive домой для более тщательного изучения, но, к сожалению, ни одна из комнат моей квартиры по площади и особенностям расстановки мебели не подошла для установки и последующий эксплуатации устройства (о требованиях к игровой зоне ниже по тексту).

Что в коробке?

В США шлем HTC Vive стоит $800, но с доставкой в наши края обошелся в чуть больше чем $1000. Полученная по почте коробень оказалась немаленькой: помимо самого шлема в ней нашлись два беспроводных контроллера движений для левой и правой руки, два датчика считывания положения игрока в пространстве (вешаются на стены), а также связка длиннющих проводов (к примеру, длина спаренного кабеля подключения шлема к компьютеру HDMI+USB составляет 5 метров).

Насколько мощный ПК и насколько большая комната нужны?

Выложить тысячу долларов за шлем HTC Vive – это еще только полдела. Для его работы требуется компьютер примерно такой же стоимости. В минимальных системных требованиях указан процессор Intel Core i5 (хватает и Core i3, проверено) или AMD FX 8000, 4 ГБ оперативной памяти (это зависит от конкретной запускаемой игры, для ААА-проектов нужно все 8 ГБ) и видеокарта NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 (казуальные игры, которых в каталоге Steam VR большинство, без проблем запустятся и на более слабой видеокарте).

Если несоответствующий системным требованиям ПК можно проапгрейдить, то требованиями к площади игровой зоны все сложнее (не съезжать же ради HTC Vive на новую квартиру). Минимальная игровая площадь составляет 1,5х2 метра. Казалось бы, не так уж и много, но на деле в эту зону не должны попадать ни стол, ни диван, ни прочая мебель. Иначе рискуете попасть впросак: не сможете взаимодействовать с игровым объектом, который находится внутри, к примеру, дивана. Максимальная же площадь игровой зоны может достигать 4,5х4,5 метра.

Сложен ли первый запуск?

Основная трудность – развесить по противоположным углам комнаты, причем желательно под самым потолком, пару датчиков позиционирования. В офисе с этим проблем не возникло (воспользовались крюками крепления проектора и камеры видеонаблюдения), но дома, скорее всего, пришлось бы сверлить стены. Программная же настройка занимает минут десять-пятнадцать: нужно установить конфигурационное приложение HTC Vive, дополнительное приложение Steam VR, обновить драйвер видеокарты (если вы этого не делаете регулярно) и откалибровать шлем и беспроводные контроллеры движений.

Удобно ли сидит на голове и сочетается ли с диоприйными очками?

Многочисленные жалобы хиляков, что HTC Vive якобы тяжелый (целых 400 грамм!) и из-за него быстро устает шея, лично я подтвердить не могу. За полный рабочий день (с 9 до 18), проведенных за тестированием шлема, ни шея, ни глаза нисколечко не устали. Все благодаря широким эластичным ремням крепления. Хотя один раз я ошибочно испугался за зрение: сняв шлем, стал плохо видеть, но, как оказалось, банально запотели мои диоприйные очки. В шлеме действительно жарковато: он очень плотно прилегает к лицу, свет и воздух просачивается лишь через тонюсенькую щель вокруг носа. К тому же, во время работы шлем немного греется (с лицом нагретые поверхности не контактируют). В комплекте поставляется сменный поролоновый ободок, контактирующий с лицом.

С диоприйными очками HTC Vive совмещается без проблем: по бокам сделаны вырезы для дужек, а в придачу можно отодвинуть родные линзы шлема подальше вперед. Но, конечно, все зависит от конкретной оправы: элегантные тонкие очечки поместятся, а толстенные хипстерские на пол-лица – нет. Пользователи же с небольшими проблемами зрения говорят, что им вполне комфортно играть в шлеме и без своих очков.

Помимо расстояния от глаз до линз шлема, отрегулировать можно и расстояние между глазами (межцентровое расстояние). К тому же, к Vive можно подключить любые наушники, будь-то большущие накладные с эффектом объемного звука или легкие вкладыши, в которых кажется, что ты вообще без наушников.

Зернистая ли картинка и чувствительные ли контроллеры движений?

Внутри HTC Vive установлены два OLED-дисплея с разрешением 1080х1200 точек (суммарное разрешение 2160х1200), частотой обновления 90 Гц и углом обзора 110 градусов. В итоге изображение хоть и зернистое, но зато плавное при вращении головой (в Google Cardboard движения рваные). Но зернистость – понятие относительное: в играх с гладкими одноцветными текстурами она сильно бросается в глаза, тогда как, например, в виртуальном лесу или в ночных локациях почти не заметна.

Движения что головы, что рук отслеживаются отлично: задержек при перемещении нет, прицеливание из виртуального оружия точное. Контроллеры ложатся в руки как влитые и, порой, возникает странное, почти что материальное ощущение, что берешь в руку предмет из игры (пистолет или меч, пусть даже они нарисованы ничуть не лучше, чем в Minecraft). Помимо настенных датчиков движения на шлеме установлена камера, которая снимает комнату и в критических ситуациях сообщает игроку, что он подходит слишком близко к стенам или мебели.

С какой игры начать?

Де-юре HTC Vive поддерживает не только любые игры из библиотеки Steam, но и любые игры вообще. Но де-факто преобладающее большинство из них запускаются только в режиме Desktop Theatre – эффект присутствия в комнате с огромным телевизором, на котором транслируется игра. Неплохо, но не впечатляет.

Совсем другие эмоции дарят игры, созданные специально для шлемов виртуальной реальности. Ознакомившись с несколькими десятками игрулек, посоветовать для первого знакомства могу две: VRMultigames и Spell Fighter VR (обе бесплатные). Первая представляет собой набор казуальных забав, самой зрелищной из которых является бой с дронами (отлично ощущается масштабность игрового уровня). Вторая же порадует достойной по меркам VR графикой (немного напоминает Skyrim) и глубоким эффектом погружения – временами я по-настоящему терялся в пространстве, аж ноги подкашивались.

Лучше или хуже, чем Oculus Rift?

По сравнению с HTC Vive, конкурирующий шлем Oculus Rift имеет ряд недостатков. Во-первых, он менее тонко настраивается под конкретного человека (нельзя регулировать расстояние от глаз до линз), а вместо личных диоприйных очков человека предлагается использовать комплектные диоприйные линзы. Во-вторых, шлем менее плотно прилегает к лицу, заметны просветы почти по всему периметру. В-третьих, из-за отсутствия контроллеров движения (в комплекте поставляется обычный геймпад от Xbox One) шлем несовместим c играми, где задействованы руки. Но есть у Oculus Rift и преимущества. Это в первую очередь более доступная стоимость ($600 в США), а во вторую – минимальные требования к игровой площади (играть можно, сидя за компьютерным столом). Разрешение экрана у обоих шлемов одинаковое.

В сухом остатке

Если вас не впечатлила мобильная виртуальная реальность (Google Cardboard или Samsung Gear VR), обязательно дайте этой, бесспорно, сверхперспективной технологии второй шанс уже с компьютерным устройством HTC Vive. Качество экрана и уровень прорисовки графики в играх у компьютерной виртуальной реальности примерно на том же уровне, что и у мобильной. Но когда в виртуальный мир попадают не только глаза, но и руки, и все это в высокой динамике, начинаешь периодически теряться, где ты – все еще в комнате или уже в игровом мире. Рекомендовать к покупке абсолютно всем HTC Vive я, конечно же, не могу – ассортимент игр пока что берет больше количеством, нежели качеством. Но вот лично опробовать HTC Vive должен каждый. Тем более, что вскоре это устройство, вероятно, будет установлено в развлекательных целях во многих магазинах электроники и торговых центрах.

Виртуальная реальность – это когда целая комната вдруг оживает на Ваших глазах, превращаясь в иной магический мир. И сегодня погрузится в этот мир с головой можно с помощью систем виртуальной реальности, например, такой как HTC Vive.

Виртуальная реальность HTC Vive — Отзывы

Подобно Oculus Rift — самой известной системе виртуальной реальности — HTC Vive работает на высокопроизводительных игровых ПК. Она соединяется с компьютером с помощью длинных кабелей. Кроме гарнитуры виртуальной реальности, система Vive также оснащена специальными устройствами, которые крепятся на руками и на ноги. Пара контроллеров движения и два светоизлучающих блока переносят Вас из реального пространства в виртуальное.

В виртуальную реальность попадаете не только Вы, но и часть Вашего дома.

Что предлагает HTC Vive чего нет в Oculus Rift

Эти две системы очень похожи. Недостатком является то, что для обеспечения работы Вам понадобится большой, довольно мощный ПК с Windows, к которому система должна быть подключена с помощью проводов.

В Vive была добавлена возможность, находясь в виртуальной реальности, использовать не только свои глаза и голову, но также руки и тело.

HTC Vive предлагает комплексную гарнитуру для отслеживания движения, два беспроводных контроллера движения и две маленькие, жужжащие, лазерные светоизлучающие коробочки, которые сканируют комнату, создавая в рамках вашего движения пространство виртуальной игры. Плюс, наушники, крепежные скобки для лазерных коробочек, адаптеры питания, а также большое количество проводов.

Oculus Rift стоит меньше, но и поставляется только с гарнитурой, одним датчиком движения, пультом дистанционного управления и игровым контроллером Xbox One. Компания Oculus разработала свои собственные контроллеры движения, получившие название Oculus Touch, но в продаже они появятся только в следующем году, и пока не известно по какой цене.

Система Vive представляет собой результат сотрудничества между компанией электроники HTC и PC игр, издающей программное обеспечение Valve. Именно поэтому Valve предлагает своим пользователям на старте приличную горсть SteamVR игр, многие из которых ещё не доступны на других системах (но будут доступны в этом году). Кроме того, Vive поставляется с несколькими бесплатными играми, причем отличными: Job Simulator, The Lab и Fantastic Contraption.

Подготовка к работе

По своим возможностям эта система не имеет себе равных. Она подарит Вам самые лучшие впечатления от виртуальной реальности, по крайней мере на сегодняшний день.

В HTC Vive много приспособлений

При тестировании я подключил Vive к солидному ноутбуку Clevo под управлением видеокарты, рассчитанной на уровень настольного компьютера. И тут же почувствовал себя как киберпанк из романа 90-х годов.

Гарнитура Vive огромная и выпуклая, она напоминает по очертанием голову паука. Её легко можно надеть на обычные очки. На голове удерживается с помощью толстых ремней и липучек. От гарнитуры вдоль спины спускаются провода: толстый трос из трех шнуров, которые подключаются к коробочке. Разъем для наушников свисает сзади, и к нему Вы можете подключить или свои собственные наушники, или использовать те, которые идут в комплекте. Трос системы Vive имеет длину около 15 футов (4,5 метра), благодаря чему Вы можете свободно блуждать в ней по комнате.

В системе HTC Vive очень хорошие джойстики-контроллеры, хотя и немного странной формы: кольцевой диск из пластика, переходящий в рукоятку, на которой расположены несколько кнопок спереди и сбоку, триггеры и большой вогнутый интерактивный диск, который похож на огромный трекпад. В контроллерах есть тактильная вибрация и аккумуляторные батареи.

При сжимании палочек и нажатии на спусковые крючки, возникает ощущение, что Вы хватаете вещи и поднимаете их. Во время игры, в системе VR Вы не видите контроллеры, поскольку они превращаются в другие вещи. Так, в приложениях для рисования, таких как Google, Tilt Brush, они превращаются в крутящуюся палитру и кисти. В игре Job Simulator, они становятся бестелесными мультяшными белыми рукам в перчатках. Во многих других играх, они становятся оружием.

Хитрым трюком Vive – это пространственное распознавание магии, которое происходит посредствам двух световых коробочек, которые подключаются к розетке, но не к вашему компьютеру. Они излучают свет, чтобы помочь правильно расположить голову, руки и ноги.

Масштабная комната VR и клетка в реальности

Систему Vive можно использовать не только стоя неподвижно или сидя, как Oculus Rift, но и двигаясь, благодаря масштабной комнате VR. Кстати, «масштабируема комната VR» основная причина из-за которой Вы захотите купить HTC Vive. Но для того чтобы воспользоваться данной опцией, Вам понадобится по крайней мере 6,5 на 5 футов (2 на 1,5 метра) свободного пространства, а расстояние между световыми коробочками должно составлять 16 футов (4,9 метра) по диагонали, причем они должны быть установлены в пределах прямой видимости друг от друга, предпочтительно высоко в воздухе.

Инструкция по установке Vive относительно проста. Вам нужно скачать программное обеспечение, откалибровать пол и подключить световые коробы и гарнитуру. На все эти манипуляции уйдет около получаса.

После того, как Vive отсканирует комнату, нужно надеть гарнитуру, и следовать указаниям Valve инструкций. Ощущения необычные… Пол под ногами растекается, а Vive контроллеры парят в воздухе.

Плавающий вокруг вас роботизированный глаз говорит, какие кнопки нужно нажимать на контроллерах, чтобы управлять объектами в виртуальной реальности. Когда перемещаясь по виртуальному миру, перед Вами возникает сетка, светящаяся синими линиями, это значит, что Вы достигли края вашего (реального) мира. Это может быть стена, шкаф или любой другой объект, находящийся в комнате.

Каждый шаг, который Вы делаете в реальном мире, становится шагом в виртуальном. Поэтому чем больше Ваша виртуальная комната, тем лучше. В реальном мире может казаться, что места много, но в VR возникает ощущение, что клетка реальности ограничивает свободу.

Chaperone: Ваше всевидящее око

Блуждание по комнатам в непрозрачной гарнитуре, ослепляющей в реальном мире, заставляет Вас нервничать? В шлеме HTC Vive есть камера, которая помогает видеть, и она активируется каждый раз, когда Вы оказываетесь рядом с границей виртуальной комнаты. Неожиданно перед глазами появляются очертание мебели, рук и ног, как в рентгеновском излучении, в виде «тепловой карты».

Но Vive не чувствует мебель, домашних животных или детей, которые могут оказаться на Вашем пути. Но, если Вы выключите Chaperone, то словно прозреете, поэтому данная функция единственная возможность следить за реальным миром.

Глюки в матрице

Периодически из-за первоначально неправильно отрегулированных настроек, контролеры ускользают из поля зрения системы. Так, если один из беспроводных контроллеров или один из двух световых коробов выпадет из диапазона датчика, виртуальный мир в играх смещается, в результате может казаться, что пол у Вас над головой, а небо под ногами. Чтобы исправить это, придется перезапустить систему заново.

Энтузиазм HTC Vive, и то, что впереди

Во время тестирования системы, было опробовано более 100 игры для Vive. Некоторые работали просто потрясающе, например, ультрареалистичная игра Cloudlands VR Minigolf. Другие, такие как TheBlu, напоминали расширенные демо версии игр. В одни играть было удобно, в другие, нет. Ряд из них, например, SteamVR, не работали с включенными контроллерами устройства: для их запуска требовались игровой контроллер Xbox One или мышь и клавиатура.

Вот что действительно интересно, так это поход в магазин приложений Valve для VR. В нем, в отличие от Oculus, Вы найдете не только специализированное аппаратное обеспечение для Vive.

Больше всего Вы найдете, конечно же, игр, но кроме них есть ещё полномасштабные приложения рисования (Tilt Brush) и лепки (SculptrVR). Кроме того, интерактивный документальный фильм об Apollo 11.

Итог

Вы быстро привыкните к настройке VR, а также к её оборудованию. Вы точно полюбите эту систему. Правда, возможно, не захотите вкладывать деньги во всё это оборудование прямо сейчас. Это вполне понятно, учитывая цену, а также то, что оказаться в виртуальной реальности можно используя более дешевые Google Cardboard и Samsung Gear VR, работающие на смартфонах.

Но система HTC Vive это совершенно иной уровень. Это предмет научной фантастики; чистая магия. Магия с продолжением. Данная технология будет продолжать развиваться, станет со временем беспроводной и легкой. Vive конечно не единственная подобная система на рынке, но на сегодняшний день, она Ваш лучший билет в виртуальный мир. Она предлагает контроллеры движения и всю систему слежения за комнатой в комплекте, но систему нельзя назвать компактной, для создание клетки реальности нужно пространство.

Если Вас не смущает громоздкость, большое количество проводов и деталей для синхронизации, и конечно же, цена 800 $, то Вам непременно стоит купить HTC Vive.

Система виртуальной реальности HTC Vive – видео обзор

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Война на фронтах виртуальной реальности разгорелась официально. На прошлой неделе началась отгрузка Oculus Rift, а теперь к бою готов и шлем HTC Vive за $800. Это результат сотрудничества HTC и Valve, а также витрина для демонстрации платформы SteamVR. В комплекте с Vive идут контроллеры движений, и вы можете сделать игровой площадкой всю свою комнату. Vive нагляднее, чем Rift демонстрирует, насколько .

Виртуальная реальность по версии HTC Vive – лучшее, что могут предложить домашние VR-системы, но шлем чересчур громоздкий, чтобы наслаждаться ей подолгу.

Дизайн и эргономика

Стоит оглянуться назад и посмотреть, какой путь проделала HTC. 13 месяцев назад, на Mobile World Congress мы видели первую версию шлема, и она была огромной, с кучей сенсоров, как у диковинного насекомого, и вереницей проводов для подключения к PC. Впрочем, ощущения от VR были впечатляющими уже тогда. Vive Pre, дебютировавший на CES, был доработан и уменьшен, его эргономика и внешний вид тоже изменились к лучшему. Pre начали отправлять разработчикам несколько недель назад, и вообще-то, он стал моим первым опытом виртуальной реальности на дому. Результат меня поразил, но я надеялся, что конечные потребители получат нечто поудобнее.

В целом, финальная версия Vive мало чем отличается от Pre. У них одно и то же железо, включая два OLED-дисплея разрешением по 1080×1200, множество сенсоров спереди и встроенная веб-камера. Впрочем, кое-что HTC изменила – крепления на голову стали качественнее и приятнее на ощупь. Это может показаться мелочью, но при долгом использовании эта мелочь окажется весьма полезной.

Несмотря на некий прогресс в дизайне, на мой взгляд Vive по-прежнему великоват. Шлем заметно тяжелее Oculus Rift, и у вас на голове покоятся три провода – это не считая наушников. Oculus предусмотрительно встроили наушники в шлем, а Vive предлагает лишь капельки, которые нужно подключать самому. Конечно, вы можете пользоваться привычными наушниками с чашками, но я бы не стал надевать их поверх и без того увесистого Vive. Проблему с весом можно было бы частично решить использованием тряпичных материалов для корпуса, как это сделали у Oculus.

Если Oculus Rift выглядит скорее улучшенной версией наработок из 90-х, популяризированных фильмами «Газонокосильщик» и «За гранью возможного», то Vive – это их прямой потомок. Гики увидят в его дизайне нечто прекрасное – с надетым Vive вы похожи на фантастическое существо из работ Гигера – но обычных пользователей такой внешний вид может и оттолкнуть.

Вместе с Vive поставляются два контроллера движений, выглядят они большими и нескладными, но на самом деле лёгкие и удобные. Сверху на них выделяется круглый датчик движения, под большим пальцем расположена кнопка-тачпад, есть триггер под указательным пальцем и ещё несколько кнопок на рукоятке. Контроллеры отлично сидят в руках, что хорошо, поскольку временами вы будете использовать сразу оба; заряжаются они через micro-USB. Ещё на этот раз HTC выбрала менее скользящий материал для рукояток. Контроллеры для Vive Pre были полностью гладкими, что не очень удобно, когда руки начинают потеть.

В коробке вы также найдёте две базовые станции (подробнее чуть ниже) и «link box» – переходник, соединяющий шлем с компьютером.

Первичная настройка

По словам HTC, на подготовку Vive к работе должно уйти около получаса, и как по мне, это очень неплохо. Открыв коробку, вы увидите, что всё оборудование надёжно упаковано в отдельные ячейки. Кроме мини-постера с комплектацией вы не найдёте никаких инструкций – вместо этого требуется скачать специальное приложение, которое проведёт вас по всем шагам настройки.

Для большинства сложнее всего будет разобраться с базовыми станциями, которые нужно расположить повыше и наклонить в сторону игровой области. И да, их нужно включать в сеть. С ними Vive взаимодействует для определения вашего положения в пространстве, так что их следует закреплять как можно надёжнее. У меня получилось поставить их на полку, но при желании можно повесить и на стену с помощью прилагающегося крепления. На станциях предусмотрены гнёзда под стандартные штативы, так что есть масса способов их размещения (у меня даже были мысли использовать для этого гибкие крепления для камеры).

Когда базовые станции стоят на своих местах, приложение просит убедиться, что они работают в должном режиме (его можно сменить кнопкой на их задней стороне) и нормально синхронизировались. Если по какой-то причине сенсоры друг друга не видят, можно соединить их вручную через идущий в комплекте длинный кабель. Хотя я бы всерьёз рекомендовал делать всё возможное. чтобы заставить их работать без провода. Стоит отметить, что сенсоры снабжены кулерами и во время работы заметно шумят. Я подключил их через удлинитель, который могу выключить, когда не пользуюсь Vive, но вы можете и просто отключать их для экономии электричества.

Программа настройки автоматически скачала приложение Vive и обнаружила установленное приложение Steam. Если у вас его нет (что было бы странно), программа сама его установит.

По завершении установки всего софта, программа спрашивает, как я буду использовать Vive – сидя/стоя или по всей комнате (для этого требуется пространство минимум 2х1,5 м). Я выбрал последний вариант и программа попросила очертить границы свободного места с помощью одного из контроллеров. И снова у меня не сразу получилось доказать, что места достаточно (такая же проблема возникала с Vive Pre), но небольшая перестановка помогла справиться с задачей. Предупреждение: если вы хотите сделать игровой площадкой большую комнату, учтите, что разделять базовые станции можно максимум на 5 метров, хоть я и видел, как некоторые разработчики демонстрировали настройку Vive для больших помещений.

Теперь скажу пару слов о том, как лучше надевать шлем. Я применял тот же метод, что и с Oculus Rift: сначала аккуратно надевал поверх своих очков и уже потом на всю голову – в целом всё получалось хорошо. Подгонять крепления после этого очень просто. Также вы можете настроить позиционирование линз с помощью регуляторов по бокам. Oculus Rift вообще не позволяет менять расстояние до линз: чтобы освободить больше места под очки, приходится снимать поролоновую прокладку.

Конечно, чтобы насладиться всей прелестью виртуальной реальности, для Vive потребуется мощный компьютер. Производитель рекомендует как минимум процессор Intel Core i5 4590 (или аналогичный, по ощущениям нагрузка на процессор процентов на 5 выше, чем при использовании Oculus), видеокарту NVIDIA GTX 970 или AMD Radeon R9 290 и 4 ГБ оперативной памяти. Того же требует и Oculus.

Софт

Как и следовало ожидать, в работе со шлемом придётся нередко обращаться к Steam, это всё-таки устройство на SteamVR. Если вы привыкли к играм на PC, ничему новому учиться не предстоит. В ином случае разобраться будет не так просто, как в приложении Oculus, на которое полагается Rift. HTC приготовила приложение Vive, ведущее учёт вашей VR-библиотеки, но именно в Steam вы будете искать и покупать игры.

Надев Vive, вы попадёте в белую комнату с интерфейсом, похожим на режим Big Picture. Здесь вы будете проводить большую часть неигрового времени. И, как и в большинстве случаев общения с Vive, для навигации вам понадобятся контроллеры движений.

Отсюда же вам будут доступны наиболее интригующие функции от HTC и Valve. Режим Desktop theater позволяет перейти на рабочий стол, где можно проверять сообщения и почту и даже запускать обычные игры. Режим не столь впечатляет, как стороннее приложение Virtual Desktop, натягивающее рабочий стол поверх виртуальной среды, но он бесплатен, так что всё равно пригодится. Также можно включить веб-камеру и наблюдать, что происходит в комнате – очень полезно, если домашняя живность любит играть с проводами (коты, я за вами слежу).

В работе

Когда дело доходит до эффекта присутствия – новомодные слова, подразумевающие убедительность виртуальной реальности – Vive во многом превосходит Oculus Rift. Детализация дисплеев чуть получше, с контроллерами играть повеселее, чем с геймпадом Xbox One, а режим во всю комнату может и вовсе изменить всю вашу жизнь. Тем не менее, HTC предстоит ещё немного поработать, чтобы я горячо рекомендовал Vive к покупке.

Когда всё работает хорошо, Vive действительно заставляет поверить, что виртуальная реальность – не просто распиаренная забава, которая окажется не тем, чего от неё ждёшь. У шлема получается перенести вас в самое сердце виртуальных миров, и благодаря базовым станциям вероятность рассинхронизации и заикающейся картинки очень мала. Производительность на моей системе не вызывала нареканий, тошноты не возникало. Контроллеры быстро станут продолжением ваших рук. Большинство игр даже не говорят вам тянуться к объектам и хватать их – это становится естественным процессом.

Ещё я очень ценю функцию Chaperone, рисующую виртуальные стены на границах вашего игрового пространства. Это несколько раз спасало меня от втыкания в стол. Можно даже сделать, чтобы включалась камера и вы видели контуры объекта, в который чуть не врезались.

Но вот ведь какое дело… сам шлем. Эта штука помощнее Rift, но при этом и потяжелее, так что возникают проблемы, когда вы носите её несколько часов. Нередко мне приходится туже затягивать крепления для нормальной фиксации, из-за чего по лицу струится пот уже через полчаса. Через час уже начинает болеть шея. Пользуясь Rift, я мог играть больше часа, но Vive попросту не даёт мне этого делать, надо подкачаться.

Игры и приложения

HTC благоразумно снабдила свой шлем несколькими достойными тайтлами: Fantastic Contraption – виртуальная головоломка со строительством причудливых конструкций, Job Simulator – смешная игра про рабочую рутину, и Tilt Brush – программа для 3D-рисования, которой сейчас пользуются такие легенды, как Глен Кин (Glen Keane) из Disney. Все они отлично подходят для виртуальной реальности, хоть и не являются играми в привычном понимании, как Lucky’s Tale и Eve: Valkyrie, идущие вместе с Oculus Rift.

Valve в свою очередь приготовила The Lab, и это, наверное, лучший способ продемонстрировать потенциал Vive. Действие происходит в Aperture Science, лаборатории, которую прославили игры Portal. По сути, это коллекция мини-игр, выигрывающая от способности Vive в точности отслеживать ваше положение в пространстве. В одном демо можно исследовать живописные места со всего света, а в другом вы разрушаете склад с помощью роботов Aperture Science.

Лучшая часть The Lab для меня – это Longbow, в ней надо защищать замок от захватчиков, используя имитированные лук и стрелы. Придётся немного привыкнуть к системе жестов, но потом вы с лёгкостью будете раздавать хедшоты (чувствуя себя мегакрутым в процессе). Longbow очень проста, но зато демонстрирует, чего вы можете добиться с помощью точного отслеживания движений в трёхмерном пространстве.

Играть в космосим Elite: Dangerous вместе с Vive – одно удовольствие. Может, это просто моя любовь к космосу, но иногда я чувствовал себя настоящим галактическим исследователем. Поддержка VR появилась не так давно, но над самой игрой разработчики трудились много лет, и она это доказывает. В прошлом году я заходил в Elite лишь время от времени, но Vive стал для меня убедительной причиной делать это чаще.

Ещё я утолял свою ломку по Mad Max в Hover Junkers, где можно летать на разных причудливых аппаратах по постапокалиптическим пустошам и вступать в перестрелки. Механика стрельбы получилась идеальной, и учиться перезаряжать оружие жестами на удивление увлекательно. Например, револьвер заряжается круговыми движениями на тачпаде против часовой стрелки, при этом патронник захлопывается легким движением контроллера. Конечно, такие вещи можно считать лишним способом напрячь запястье, но они усиливают погружение, так что им должен отдаваться приоритет в любой VR-игре.

И кто же не любит опустевшие стоянки и ужасных монстров, выискивающих вас в виртуальной реальности? Я всё это пережил в The Brookhaven Experiment, шутере, который стал моим самым пугающим опытом в VR. Геймплей отличается эффективным минимализмом. Вы стоите на одном месте, и слышите, как к вам подбираются монстры. У вас есть фонарик и ограниченный запас патронов. Вперёд.

Перекрестья здесь нет, так что прицеливаться нужно, как и в жизни. Хорошо, что контроллер Vive прекрасно отлеживает положение руки, так что промахи быстро сменяются точными попаданиями. Я смог поиграть только в демо, и теперь мне интересно, что в итоге получится у разработчиков Phosphor Games – релиз игры намечен на этот месяц.

Конкуренты

Тут начинается сложный выбор. Жаждущие прикоснуться к VR и готовые за это заплатить должны принять непростое решение: потратить $800 на Vive, взять чуть более или подождать, чем обернётся PlayStation VR (релиз в октябре, цена $400, но это без аксессуаров). В плане эффекта погружения несомненно лидирует Vive, но его вес и эргономика мешают оценивать технические возможности по заслугам.

В общем, спросите себя, что важнее именно для вас. Если комфорт и продолжительность игровых сессий, то ваш выбор – Oculus Rift. Если на первом месте качество изображения и эффектность виртуальной реальности, то берите Vive.

Ну и да, в плане управления у Oculus пока только геймпад Xbox One. Хотя, мне довелось опробовать контроллеры Oculus, и они не так уж плохи. Стоить они будут, наверное, порядка $100, но зато у Rift будет, что противопоставить Vive в плане отслеживания движений.

Вообще, если всё это кажется вам слишком сложным, подождите немного. Я серьёзно. Речь идёт о первом поколении VR-устройств, и новинки следующего года в любом случае будут удобнее и предоставят более качественную виртуальную реальность. Если у вас есть смартфон Samsung, за $100 на примере Gear VR можно приблизительно понять, что вас ожидает.

Заключение

Плюсы:

  • Невероятно сильный эффект погружения
  • Движения головы отслеживаются лучше, чем у Oculus Rift
  • Виртуальное пространство во всю комнату впечатляет
  • Контроллеры движений работают на ура

Минусы:

  • Большой вес, дискомфорт при долгом использовании

Vive на данный момент – самая технологичная штука в моём доме, а это о чём-то да говорит. Это внушительная работа, проделанная Valve и HTC, переживающей не самые простые годы на мобильном рынке. Vive мог бы стать Святым Граалем виртуальной реальности. Жаль только, что эргономика мешает по полной наслаждаться VR-развлечениями.

В то же время, я убеждён, что рынок для Vive есть и в его текущей инкарнации. Гикам не привыкать чем-то жертвовать во славу технологий, так что для них боль и дискомфорт не станут преградой на пути к восхитительному эффекту погружения.