Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Анализ выбора среды программирования. Среда программирования Delphi

Анализ выбора среды программирования. Среда программирования Delphi

Ознакомившись с теорией предмета изучения, перейдем к практическому его освоению. В этой главе вы узнаете, из чего состоит Delphi, какие программы с ее помощью можно делать, и, собственно, создадите первую программу в среде Delphi!

Состав Delphi и требования к системе

Прежде, чем приступать к работе с какой-либо программой, было бы полезно ознакомиться с ее требованиями к компьютеру. Разумеется, требования у разных версий Delphi разнятся, постепенно повышаясь от версии к версии. В частности, в рассматриваемой нами Delphi 7 рекомендуется процессор не ниже Pentium II и не менее 256 Мбайт оперативной памяти. Более ранние версии требовали меньший объем памяти, однако для комфортной работы я в любом случае рекомендовал бы не менее 256 Мбайт, а для Delphi 7 и выше, да еще и под управлением ОС Windows XP, не помешало бы иметь 512 Мбайт ОЗУ.

Что касается требований к операционной системе, то хотя формально Delphi может работать на любой 32-разрядной версии Windows, я бы настоятельно рекомендовал использовать Windows из линии NT, т.е. Windows 2000 или XP. Дело в том, что Windows 9x, из-за своего 16-разрядного наследия, имеет серьезные ограничения на количество доступных системных ресурсов, вне зависимости от того, насколько мощный ПК вы используете. Кроме того, Windows 9x не может эффективно задействовать даже относительно большие - свыше 128 Мбайт - объемы оперативной памяти. Я уже не говорю о том, что в Windows 9x не поддерживаются ни многопоточность, ни набирающие в последнее время популярность двуядерные процессоры, а производители аппаратных компонентов ПК давно уже забросили оптимизацию драйверов для данного семейства ОС. Результатом всего этого является низкая производительность на современных компьютерах и вполне ощутимый риск "повесить" систему в процессе работы над сложным и ресурсоемким приложением.

Еще один важный вопрос - это монитор. Опять-таки, формально достаточно любого SVGA-монитора. Но работать в среде Delphi при разрешении экрана ниже, чем 1024 на 768 точек, крайне затруднительно: учтите, что вам постоянно надо видеть как элементы управления самой Delphi, так и собственное (разрабатываемое) приложение. Для комфортной работы я бы рекомендовал качественный 19" монитор с рабочим разрешением 1280 на 1024 точки. Причем, если это будет обычный монитор на ЭЛТ (или даже ЖК, но с аналоговым подключением), то вам понадобится еще и качественная видеокарта, способная обеспечить кристально четкую, без "замыливания" картинку. Для ЭЛТ-мониторов также важно обеспечивать поддержку указанного разрешения при частоте регенерации изображения не ниже 85 Гц.

ПРИМЕЧАНИЕ
Помните, что программирование - это напряженная работа с текстом. И если ваша связка "видеокарта-кабель-монитор" не может выдать четкий текст и (или) отсутствие видимого мерцания в нужном вам разрешении, то со временем вы рискуете испортить себе зрение.

Определившись с компьютером, перейдем к установке. В процессе установки про-грамма спросит вас, для каких версий тех или иных третьесторонних приложений следует устанавливать компоненты. Прежде всего, это версии MS Office, для одной из них вы сможете установить набор компонент, обеспечивающих взаимодействие между приложениями office и Delphi. Если вы устанавливаете старшую версию Del-phi (Client/Server, Enterprise, Architect), то вас спросят еще и о том, для каких версий баз данных следует установить компоненты. Наконец, в процессе установки, помимо самой Delphi будут установлено множество дополнительных программ, в основном, связанных с базами данных. Причем некоторые из них (например, сервер InterBase или виртуальная Java-машина) вообще устанавливаются отдельно, хотя и в процессе общего хода инсталляции.

По завершению процесса установки в программном меню Windows будет сформирована группа Borland Delphi, в которой, помимо самой Delphi, будут находиться ярлыки всех вспомогательных компонент среды. В частности, там будут находиться ярлыки для следующих программ:

  • Image editor - простой графический редактор для рисования иконок и курсоров. За время, прошедшее с момента последнего обновления (в 1996 году), морально устарел, но может пригодиться, если нет ничего другого;
  • WinSight - позволяет просматривать отладочную информацию в любых работающих приложениях;
  • BDE Administrator - позволяет настраивать базы данных;
  • Data Pump - позволяет переносить данных между БД;
  • Database Explorer или SQL Explorer - средство просмотра БД;
  • SQL Monitor (только старшие версии) - позволяет отслеживать обращения приложений к SQL-серверу.

Кроме того, в этой группе будет находиться подгруппа Help, а в ней, среди множества справочных файлов, - еще одна, с еще большим их количеством - MS SDK Help Files. Так вот, все эти файлы вам придется регулярно использовать, причем положение усугубляется не только их количеством и объемами, но и тем, что в русском варианте их не существует. Таким образом, знание английского языка будет вам хорошим подспорьем при изучении как Delphi, так и программирования вообще.

СОВЕТ
Если вы не знаете английского, но владеете немецким или французским, то вы можете установить версию Delphi на том языке, который знаете лучше. Русских версий Delphi, равно как и других серьезных средств разработки, нет, никогда не было, и, увы, даже не предвидится.

Таким образом, мы вкратце ознакомились с составом среды Delphi. Отдельные вспо-могательные приложения, при необходимости, мы еще рассмотрим, ну а сейчас пора приступать к изучению главной составляющей - самой среды Delphi.

Интегрированная среда разработки

Интегрированная среда разработки Delphi (Delphi IDE) является многооконной системой. Она включает в себя все необходимое для быстрой разработки Windows-приложений, и может гибко настраиваться.

Тем не менее, как и всякая другая программа, Delphi имеет некоторый стандартный, предусмотренный разработчиками вид, в котором она предстает вам при первом запуске. В таком "стандартном" варианте среда Delphi имеет 6 окон (рис. 2.1). Это: главное окно (Delphi 7 - Project1), окно дерева объектов (Object TreeView), окно инспектора объектов (Object Inspector), окно конструктора форм (Form1), а так же совмещенное окно редактора кода и проводника кода (на заднем плане, под Form1). При этом окно проводника пристыковано к левому краю окна редактора. Впрочем, ничего не мешает отсоединить проводник от редактора, или, наоборот, состыковать все окна, кроме главного и конструктора форм, в одном окне, или объединить их по какому-либо иному принципу.

Рис. 2.1. Вид Delphi 7 IDE по умолчанию

К вопросу об удобстве следует отметить, что предлагаемая разработчиками компоновка годится, в принципе, для любого экранного разрешения. Но если у вас имеется возможность установить разрешение экрана в значение 1280 на 1024 точки, то вы можете скомпоновать все кнопки главного окна в одной строке, а все освободившееся внизу место выделить для палитры компонентов (рис. 2.2).

Рис. 2.2. "Оптимизированный" вид главного окна Delphi

Такой шаг позволит иметь перед глазами гораздо большее количество категорий компонент, что положительно сказывается на продуктивности работы. В принципе, это можно сделать и при более низком разрешении, однако при этом частью кнопок на панелях инструментов придется пожертвовать.

  • Debug - отладка. Позволяет запустить программу (Run), приостановить ее выполнение (Pause), а так же выполнять построчное выполнение программы;
  • Standard - стандартные. Служит для таких операций, как сохранение, созда-ние, добавление и удаление файлов;
  • View - вид. Используется для быстрого нахождения форм и файлов проекта;
  • Desktops - рабочая среда. С помощью этих инструментов можно переклю-чаться между различными настройками рабочей среды Delphi;
  • Custom - произвольная. Изначально содержит одну-единственную кнопку - для вызова справки;
  • Component palette - палитра компонентов. Содержит все доступные для разработки приложений компоненты.

Отметим, что все инструментальные панели настраиваются: кнопки можно перемещать между панелями, добавлять на них новые, или же удалять. Для обычных панелей (Standard, View, Debug) это делается точно таким же образом, как во многих других современных Windows-приложениях (например, как в Word, т.е. при помощи окна настройки - Customize).

Что касается самой большой панели - палитры компонентов, то для ее настройки следует использовать специальное окном свойств палитры (рис. 2.3). Это окно доступно через пункт Configure Palette из меню Component. Однако учтите, что при настройке важно знать как предназначение компонент, так и понимать принципы их организации, поэтому максимум, что можно себе позволить для начала - это поменять местами группы, перетаскивая их в списке страниц (Pages).


Рис. 2.3. Настройка палитры компонентов требует знания VCL

ПРИМЕЧАНИЕ
Следует учитывать, что поскольку палитра компонентов является ничем иным, как визуальным представлением VCL, то ее вид и состав могут меняться в зависимости от того, какие модули подключены, устанавливались или нет дополнительные компоненты или их наборы, и т.д. В любом случае, в начале изучения Delphi, экспериментов в этой области лучше не производить.

Все компоненты сгруппированы по вкладкам, число и состав которых несколько разнятся в зависимости от версии и варианта поставки. Так, в Delphi 7 Enterprise имеется 33 вкладки, содержащие компоненты, принадлежащие к той или иной группе VCL (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Страницы палитры компонент Delphi 7 Enterprise

Страница

Название

Описание

Стандартные

Основные элементы интерфейса приложений Windows (меню, кнопки, подписи и т.п.)

Дополнительные

Набор улучшенных элементов управления, имеющихся в VCL

32- разрядные Windows

Элементы интерфейса приложений, характерные для Windows 95 и последующих версий этой ОС

Системные

Элементы управления и доступа к системным 16 ункцииям Windows (таймер, OLE , DDE )

Доступ к данным

Стандартный набор компонент для доступа к БД

Элементы данных

Элементы пользовательского интерфейса для доступа к БД

Компоненты для доступа к БД при помощи SQL -драйвера dbExpres

Компоненты для взаимодействия с удаленный web -сервером через SOAP

Компоненты для взаимодействия с сервером через DCOM

Borland Database Engine

Компоненты для доступа к БД посредством BDE (классический вариант для простых БД)

Компоненты для взаимодействия с БД через ADO

Компоненты для прямого взаимодействия с БД InterBase

Администрирование InterBase

Компоненты для взаимодействия и управления сервером БД InterBase

Компоненты для взаимодействия с данными через XML

Компоненты для работы с данными через различные протоколы Интернета

Набор ActiveX -компонент для работы через Интернет

Набор компонент для обработки информации в БД

Стандартные и расширенные диалоговые окна

Компоненты пользовательского интерфейса, характерные для Windows 3.1

Несколько визуальных компонент, не являющихся официально поддерживаемыми

Несколько встраиваемых ActiveX- приложений

Rave Repo rts

Набор компонент для построения отчетов

Клиенты Indy

Набор компонент-клиентов для различных протоколов и служб Интернета

Серверы Indy

Набор компонент-серверов для различных протоколов и служб Интернета

Обработчики Indy

Набор компонент, позволяющих отлавливать сообщения от клиентов и серверов Indy

Indy i/o ha ndlers

Ввод-вывод Indy

Компоненты для отслеживания активности соединений других компонент Indy

Утилиты Indy

Набор вспомогательных компонент, полезных при разработке различных TCP -приложений

Содержит компонент, позволяющий создать управляющий сервер COM +

IW Standard , Data, Client Side, Control

Набор специальных кросс платформенных компонент для создания Web -приложений для любых Web -клиентов, включая КПК и смартфоны

MS Office Servers

Набор ActiveX -компонент для взаимодействия с приложениями Microsoft Office

Суммарно Delphi включает в себя сотни компонент, однако не стоит переживать по поводу огромного их количества: Delphi применяется во многих областях, и вряд ли хоть один разработчик в действительности использовал все доступные компоненты. Так что мы выделим наиболее полезные для нас группы, а именно: стандартные, дополнительные, 32-разрядные Windows, системные и диалоги. Этого набора будет более чем достаточно для начала изучения Delphi. Со временем мы ознакомимся так же с классическими компонентами для доступа к БД (Data Access и Data Controls), а так же с несколькими компонентами из богатой коллекции Indy. На этом введение в палитру компонент можно считать завершенным и перейти к дальнейшему ознакомления со средой, для чего перейдем к детальному исследованию главного окна, начав с его меню, которое состоит из 11 пунктов:

  • File - файл. Операции с файлами, вроде создать, открыть, сохранить;
  • Edit - правка. Операции редактирования, как стандартные для текстового процессора (отмена, копирование-вставка), так и специфические для редактирования разрабатываемых окон приложений (выравнивание, порядок со-здания и т.п.);
  • Search - поиск. Различные варианты поиска и замены;
  • View - вид. Переключение между различными окнами - как относящимися к IDE, так и к разрабатываемому приложению;
  • Project - проект. Все операции по работе с проектом, как то добавление и удаление файлов, настройки, сборка и компиляция;
  • Run - выполнить. Средства для отладки программ;
  • Component - компоненты. Средства для работы с компонентами, включая настройку палитры компонент;
  • Database - Данные. Некоторые средства для работы с БД;
  • Tools - сервис. Настройка параметров IDE, а так же вызов вспомогательных программ (Image editor и др.);
  • Windows - окно. Содержит список всех открытых в текущий момент окон и позволяет переключаться между ними (актуально, когда окон много и одни загораживают другие);
  • Help - справка.

Таким образом, мы уже исследовали все главное окно IDE Delphi. Что касается остальных окон, то их предназначение мы узнаем по ходу дальнейшего ознакомления со средой, а относительно их расположения, да и вообще необходимости в некоторых из них, то это - вопрос личных вкусов и специфики разрабатываемого приложения - общие рекомендации тут были бы неуместны.

Проекты в Delphi

Разработка приложений в Delphi означает работу с проектами. Иначе говоря, когда вы приступаете к разработке собственной программы в Delphi, первым делом создается проект - группа файлов, представляющих исходные данные (прежде всего, код) для приложения. Одни из этих файлов создаются во время разработки приложения (собственно программный код, включая файл проекта, и представленные в виде кода формы), другие же создаются автоматически при запуске программы. Таким образом, все файлы проекта подразделяются на следующие типы:

  • dpr - собственно файл проекта;
  • pas - модули приложения, содержащие код на Object Pascal;
  • dfm - модули приложения, содержащие информацию об окнах приложения;
  • res - файлы со встраиваемыми ресурсами приложения (например, иконками);
  • obj - файлы, содержащие готовый к компиляции объектный код;
  • cfg, dof, dsk - служебные файлы Delphi.

Основными составными частями проекта, помимо самого файла проекта (dpr), являются модули pas и dfm. При этом для каждого модуля окна (dfm) имеется собственный программный модуль (pas).

Чтобы лучше во всем этом разобраться, попробуем создать собственный проект в Delphi. Для этого достаточно запустить Delphi - в том случае, если вы не изменяли настроек, новый проект создастся автоматически. Но на всякий случай, мы все-таки создадим новый проект самостоятельно, для чего следует из меню File зайти в группу New и выбрать в ней пункт Application.

ВНИМАНИЕ
Чтобы постоянно не повторяться, в дальнейшем подобные последовательности действий мы будем обозначать следующим образом: File > New > Application.

В результате мы получим новый проект, полностью готовый к дальнейшему использованию (см. рис. 2.1). Более того, его уже на этом этапе можно выполнить! Для этого достаточно нажать на кнопку Run, находящуюся на панели инструментов отладки, или же выбрать пункт Run из одноименного меню (Run > Run), но лучше всего нажать на клавишу F9: для быстрой разработки приложений в среде Delphi знание хотя бы основных сочетаний "горячих клавиш" просто необходимо.

Итак, мы запустили приложение, правда, выглядеть оно будет довольно скучно: пустое окно с заголовком Form1 и стандартными кнопками управления окном (рис. 2.4). Но, по крайней мере, даже такое приложение обладает всей базовой функциональностью: его можно развернуть на весь экран, или наоборот, свернуть в панель задач, перемещать по экрану, изменять размеры, и, что самое главное - закрыть.


Рис. 2.4. Самое первое приложение в Дельфи

Теперь немного модернизируем свое приложение, заодно изучив еще одно важное окно среды Delphi - Object Inspector. Для этого вернитесь в рабочую среду Delphi, закрыв запущенное приложение, и щелкните по окну Form1, чтобы оно стало актив-ным. Это окно, как и любые другие окна, относящиеся непосредственно к разрабаты-ваемому приложению, называют формой. Теперь обратите внимание на окно инспек-тора объекта (рис. 2.5), по умолчанию оно расположено по левому краю экрана.


Рис. 2.5. Окно инспектора объектов

В его верхней части находится ниспадающий список, содержащий все элементы, интерфейса выбранной формы, в данном случае там будет только сама форма, отмеченная в виде имени объекта (Form1). Далее располагается список всех свойств объекта, доступных для изменения в процессе визуальной разработки.

ПРИМЕЧАНИЕ
Все свойства объектов в Delphi, доступные для изменения, делятся на run-time (времени выполнения) и на design-time (времени разработки). При этом первые можно изменять только во время работы программы, а вторые доступны уже во время визуального редактирования.

Попробуем заменить значение одного из свойств. Наиболее безопасным будет изменение такого свойства, как Caption - оно отвечает за текст, находящийся в заголовке окна. Для изменения значения этого свойства, щелкните по строке с ним и вместо "Form1" введите какой-либо собственный текст, например, "Мое первое приложение в Delphi". В данном случае вы сразу же увидите результат своей работы: заголовок окна формы изменится на новый.

Некоторые свойства меняются не путем непосредственного ввода значений, а путем выбора одного из заранее предусмотренных. В простейшем случае это может быть выбор ложь-истина (False или True), включающим или отключающим ту или иную опцию. Иногда списки бывают гораздо более объемными. Например, для выбора цвета предлагается множество цветов, включая системные. Например, свойство Color имеет в нашем случае значение clBtnFace, что означает цвет кнопки, установленный в настройках Windows. Мы можем изменить его на любой другой цвет, как системный (например, clCaptionText - цвет текста заголовка окна), так и на явный, например, clWhite (белый).

Можно заметить, что некоторые из свойств отмечены значком "+". Это означает, что такое свойство является составным, и если щелкнуть по значку, то раскроются строки, содержащие отдельные параметры. Например, можно раскрыть таким образом свойство BorderIcons и поменять значение параметра biMinimize с True на False. Тем самым мы изменим значение свойства, отвечающего за системные элементы управления окна таким образом, что функция разворачивания окна на весь экран будет недоступной.

Есть и такие свойства, для редактирования которых открывается отдельное окно. Например, тот же цвет можно определить не выбирая его из списка предусмотрен-ных вариантов, а открыв стандартное для Windows окно выбора цвета. Для этого достаточно сделать двойной щелчок мышкой по области списка цвета. В других случаях (например, для выбора свойств шрифта - Font) окно настроек можно вызвать, нажав на имеющуюся напротив таких свойств кнопку с многоточием.

Ну а пока что сведем воедино все измененные нами свойства формы Form1:

Caption: Мое первое приложение в Delphi Color: clWhite BorderIcons:

Последнее свойство - составное и такое его значение получается в результате установки таких его составляющих, как biSystemMenu и biMinimize в True, а biMaximize и biHelp - в False.

Часть из сделанных изменений - цвет окна и его заголовок - видна сразу же, в рабочей среде Delphi, т.е. на этапе разработки. А вот изменения в системных кнопках, хотя и могут быть сделаны на данном этапе, визуально себя не проявляют. Поэтому, чтобы увидеть сразу все произошедшие изменения, запустим приложение на выполнение, нажав клавишу F9, и вы увидите, что не только цвет и заголовок окна изменились, но и кнопка "развернуть" стала неактивной (рис. 2.6).


Рис. 2.6. Первое приложение после небольшой доработки

Таким образом, мы ознакомились с Object Inspector - одним из наиболее важных окон рабочей среды Delphi. Ну а чтобы завершить тему введения в проекты, попробуем сохранить наш проект на диске. Пусть это будет папка Project1, а сам проект мы назовем first. Для этого откройте диалог сохранения проекта (File Save project as) и выберите в нем нужную папку.

СОВЕТ
По умолчанию Delphi предлагает складывать все проекты в недра своей собственно директории в Program Files. Но было бы гораздо лучше, если бы вы создали папку в другом, легко доступном месте, и назвали ее понятным для себя названием. Например, это может быть папка Work на диске C:.

А теперь внимание! Если вы сохраняете проект в первый раз, то Delphi предложит вам сначала сохранить не файл проекта, а все несохраненные рабочие файлы. В данном случае это будет программный файл формы. По умолчанию Delphi предложит назвать его unit1.pas, но лучше сразу взять за правило давать осмысленные имена все рабочим файлам. В частности, раз это окно - главное (и единственное) в нашем приложении, то назовем его файл main.pas. Таким образом будут сохранено сразу 2 файла - программный pas и файл формы dfm.

ВНИМАНИЕ
Имена любых файлов проекта должны состоять только из латинских букв и цифр, при этом начинаться должны с буквы. Также в них недопустимы пробелы и любые специсмволы, кроме знака подчеркивания.

Только после сохранения всех составных частей, будет предложено сохранить собственно файл проекта. Назовем его "first". После сохранения можно, наконец-то скомпилировать исполняемый файл, нажав Ctrl+F9 (или Project Make), закрыть Delphi и посмотреть, что мы имеем в папке Project1. А в ней, как и было обещано, будет файл main.pas - программный код для формы, main.dfm - описание формы, first.dpr - сам проект, first.res - файл ресурсов проекта, main.dcu - подготовленный к компиляции модуль, и, разумеется, first.exe - исполняемый файл готового приложения. Так же вы обнаружите в нем все служебные файлы Delphi, в которых хранится дополнительная информация о проекте и настройках рабочей среды для него - файлы first.cfg, first.dof и first.dsk.

Чтобы теперь вернуться к работе над этим проектом, достаточно дважды щелкнуть по файлу first.dpr, в результате будет загружена и Delphi IDE, и этот проект в нее.

Типы проектов и депозитарий

Только что мы рассмотрели создание наиболее распространенного типа проекта - приложения Windows со стандартным графическим интерфейсом. Но на самом деле, возможности Delphi этим не ограничены, вы можете создавать приложения самого разнообразного характера, включая консольные (для текстового режима Windows), динамически подключаемые библиотеки (DLL), сервисы для Windows NT/2000/XP, межплатформенные приложения CLX (Delphi 6,7) или приложения для платформы Microsoft .NET (Delphi 8, 2005). Чтобы создать приложение определенного типа, следует из подменю File New выбрать пункт Other. Таким образом, откроется окно, позволяющее выбрать тип нового приложения или добавить какой-либо специфический модуль к существующему проекту (рис. 2.7).


Рис. 2.7. Выбор нового приложения или модуля в Delphi 7

Выбор вариантов тут весьма обширен, причем, помимо типовых модулей и классов приложений, присутствуют различные мастера, позволяющие упростить процесс создания того или иного модуля (Wizards), а так же специализированные стандартные формы вроде диалоговых окон или окна "О программе". Рассмотрим некоторые из них подробнее, для чего пройдемся по отдельным закладкам окна New Items.

Начнем с закладки New. На ней представлены наиболее часто востребованные, по мнению разработчиков, варианты. И действительно, тут можно найти стандартное графическое Windows-приложение (Application), форму (Form), программный модуль (Unit), текстовое приложение командной строки (Console Application), и другие варианты, как-то Data Module (полезен для разработки баз данных), DLL Wizard, Component и т.д.

На закладках Forms и Dialogs моно найти ряд стандартных диалоговых окон и даже мастер по разработке диалогового окна.

Закладка Projects дает возможность начать проект того или иного типа, или даже воспользоваться мастером для создания многооконного приложения.

Чтобы создать элемент управления ActiveX или приложение для COM+, следует обратиться к шаблонам на закладке ActiveX. Ну а прочие закладки, в том числе IntraWeb, WebSnap и т.д., позволяют создавать специализированные приложения соответствующего типа или модули к ним. Их количество и названия зависят от версии Delphi и варианта поставки.

Но на самом деле, данное окно, по большому счету, подобно палитре компонент, с тем лишь исключением, что если палитра компонент являет собой представление VCL, то окно New Items - во многом является отображением депозитария (Object Repository). В депозитарии хранятся заготовки форм и иных модулей, которые вы можете многократно использовать в своих проектах. При этом для того, чтобы поместить форму в депозитарий, достаточно воспользоваться ее контекстным меню и выбрать в нем пункт Add to Repository.

Прочие средства IDE

На текущий момент мы уже рассмотрели такие составные части, предоставляемые интегрированной средой разработки Delphi, как главное окно вместе с его меню, окном выбора модулей и палитрой компонентов, и инспектора объектов. Теперь обратимся к такой важной части, как окно редактора кода. Следует отметить, что до появления графических средств разработки, подобных Delphi, еще во времена MS-DOS и ранних версий Windows, IDE для программирования как раз и состояли из редактора кода да самого компилятора. Таким образом, редактор кода - это наиболее характерный и устоявшийся элемент в любой среде разработки приложений.

Применительно ко всем современным версиям Delphi, редактор кода имеет все стандартные возможности редактирования текста (вроде работы с буфером обмена), а так же ряд особенностей, характерных для редакторов кода, а именно:

  1. Редактор всегда работает с моноширинным шрифтом (т.е. все буквы имеют одинаковую ширину). Это необходимо, поскольку в противном случае было бы тяжело ориентироваться в коде программы;
  2. Моноширинный режим позволяет использовать такой метод, как колоночную разбивку. Иначе говоря, копировать и перемещать можно не только отдельные слова или строки, но и вырезать, копировать и вставлять прямоугольные фрагменты текста;
  3. Редактор постоянно отображает позицию курсора, т.е. в какой строке и колонке находится точка ввода;
  4. Отсутствие автоматического переноса строк. Поскольку в программировании каждый символ, включая обрыв строки, что-то значит, то чтобы программисты не гадали, где в коде конец строки, а где автоматический перенос, такого режима правки нет в принципе. К тому же это мешало бы ориентироваться в номерах строк;
  5. Подсветка синтаксиса выделяет ключевые слова и прочие специфические языковые конструкции;
  6. При перемещении по тексту стрелкой вправо по окончании текста в строке, курсор не переносится на сроку вниз, а продолжает перемещаться дальше;
  7. Вы можете устанавливать закладки, т.е. помечать место в тексте при помощи сочетания горячих клавиш и быстро перемещаться между ними;
  8. Также предусмотрены такие функции, как автоподстановка кода по ключевым фразам, автозавершение кода и т.д.

При всем этом следует отметить, что практически все функции редактора, включая правила подсветки, сочетания горячих клавиш, поведение курсора, автоподстановка и т.д., гибко настраиваются. Для этого следует открыть окно свойств редактора (Tools Editor options) и настроить параметры на свое усмотрение. Впрочем, если у вас еще не сложились какие-то предпочтения в работе с подобными редакторами, то можно этого и не делать - предлагаемые изначально настройки вполне удобны.

Что касается внешнего вида окна редактора, то в нем, при стандартных параметрах IDE, помимо области редактора кода имеется еще и проводник кода, упрощающего процесс навигации по файлу (рис. 2.8).


Рис. 2.8. Окно редактора кода с проводником и загруженным файлом новой формы

Обратите внимание на то, что весь программный код файла main.pas, показанный в этом окне, был создан автоматически, равно как и код для файла проекта - first.dpr. Иначе говоря, всю работу по созданию базовых блоков приложения интегрированная среда Delphi делает за вас.

Завершая тему окна редактора, отметим, что для того, чтобы загрузить в него какой-либо произвольный файл, следует воспользоваться главным меню (File Open). При открытии проекта файлы открытых форм загружаются в него автоматически, а чтобы загрузить в него иные файл проекта, используйте кнопку View Unit (сочетание горячих клавиш - Ctrl+F12) на инструментальной панели View. Если же требуется загрузить как исходный код, так и саму форму, то воспользуйтесь находящейся по соседству кнопкой View Form (Shift+F12).

Ну и последнее не рассмотренное нами окно - Object TreeView, или окно дерева объектов, служит для просмотра иерархии элементов управления (кнопок, переключателей и т.п.) относительно формы. Т.е., если проводник кода упрощает процесс поиска того или иного компонента в исходном коде программы, то дерево объектов поможет быстрее сориентироваться в элементах, находящихся на форме.

Создание приложения командной строки

Итак, мы уже ознакомились со всеми основными функциями IDE Delphi, и даже создали простейшее приложение для Windows. Однако целью данной части книги является все-таки изучения основы основ - языка Object Pascal. Поэтому для того, чтобы не отвлекаться по ходу его изучения на второстепенные (по отношению к самим языковым конструкциям) детали, рассмотрим вариант создания консольного приложения, т.е. фактически, программы для DOS. Не стоит думать, что это будет шагом назад, или что это давно морально устарело. На самом деле, абсолютно все правила языка действуют совершенно одинаково для любых программ, будь они под DOS, Windows, .NET, или Linux. Вместе с тем, отсутствие необходимости в параллельном изучении специфических для конкретной платформы особенностей (а уж тем более - в параллельном изучении такой обширной библиотеки, как VCL!) существенно упростит нашу задачу. Более того, консольные приложения в типичном случае могут состоять всего лишь из одного единственного файла, что так же упрощает понимание предмета изучения, коим на настоящий момент является сам язык программирования. Ну а после того, как будет выучен язык, применить его для создания полноценных Windows-приложений не составит труда, да и изучение VCL станет легче ввиду того, что будет ясно, что, как и почему в ней устроено.

После такого небольшого отступления, приступим к созданию первого консольного приложения в среде Delphi. Для этого откройте окно New Items (File New Other) и на закладке New дважды щелкните по значку Console Application. В результате откроется окно редактора с загруженным в него проектом (листинг 2.1).

Листинг 2.1. Заготовка приложения командной строки

Program Project1; {$APPTYPE CONSOLE} uses SysUtils; begin { TODO -oUser -cConsole Main: Insert code here } end.

Первой строкой идет название программы, в данном случае это Project1, затем Delphi вставило для себя указание, что это - приложение для командной строки, после чего следует ключевое слово "uses" и перечисление необходимых дополнительных файлов (sysutils), ну и после этого, со слова begin начинается собственно тело программы. Завершается любая программа в Pascal ключевым словом end с точкой. Между ключевыми словами begin и end, в фигурных скобках, вставлен автоматический комментарий, не влияющий на выполнение программы, так что при желании можно его удалить.

А теперь самостоятельно напишем первую программу в Delphi! По традиции, она у нас будет выводить фразу "Hello, World!". Для этого на том месте, где находился комментарий, напишем одну строчку кода:

Write(Hello, World!);

Все! Теперь можно сохранить и скомпилировать нашу программу. Для этого щелкните по кнопке Save или Save All на стандартной панели инструментов, в качестве пути к файлу укажите какой-либо каталог на вашем жестком диске (например, создайте папку HelloWorld на диске C:), а саму программу можно назвать hello. Таким образом, все наше приложение будет сохранено, а исходный код примет вид, показанный в листинге 2.2.

Листинг 2.2. Программа hello

Program hello; {$APPTYPE CONSOLE} uses SysUtils; begin write(Hello, World!); end.

Обратите внимание, что название изменилось автоматически. Теперь остается получить исполняемый (exe) файл, для чего скомпилируем программу, нажав Ctrl+F9. Теперь запустим программу. Поскольку она у нас рассчитана на режим командной строки, то для начала откроем командную строку (Пуск > Все программы > Стандартные > Командная строка в Windows XP, или Пуск > Программы > Стандартные > Сеанс MS-DOS в Windows 98). В командной строке вызовем нашу программу, не забыв указать полный путь к ней. Например, если вы сохранили проект в C:\HelloWorld, а саму программу назвали Hello, то и путь укажите соответствующий, т.е.:

C:\HelloWorld\hello.exe

Запустив программу (т.е. введя в командной строке путь и нажав Enter), вы сразу же увидите результат ее выполнения - она выведет фразу "Hello, World!", и завершится. Собственно говоря, именно по этой причине мы сначала открыли командную строку, а лишь затем запустили программу, поскольку непосредственный ее запуск (через Проводник Windows, или прямо из Delphi - по F9), привел бы к тому, что на экране просто мелькнул бы автоматически запущенный сеанс MS-DOS и сразу закрылся бы. Это объясняется тем, что программа завершает свою работу сразу после того, как будет достигнут ее конец, обозначенный как "end.", а это в нашем случае произойдет моментально после вывода текста. Но мы можем изменить такое ее поведение, добавив еще одну сроку кода непосредственно после "write(Hello, World!);", которая будет дожидаться момента, пока пользователь не нажмет клавишу Enter. Выглядеть она будет так:

Теперь можно запустить наше приложение прямо из среды Delphi, нажав F9. В результате можно будет наблюдать надпись "Hello, World!" на фоне черного окна автоматически запущенного сеанса консоли командной строки до тех пор, пока вы не нажмете Enter.

Исходный код программы вы найдете в папке Demo\Part1\HelloWorld на прилагаемом компакт-диске (или в архиве

Для подтверждения факта преемственности используемой терминологии на рис 1.2 показан общий вид интегрированной среды разработки (IDE - Integrated Development Environment) Delphi. На этом рисунке отмечены все основные компоненты среды раз работки: главное окно (Main Window), палитра компонентов (Component Palette), пане ли инструментов (toolbars), окно конструктора форм (Form Designer), окно редактора кода (Code Editor), окно инспектора объектов (Object Inspector), дерево объектов (Object TreeView) и проводник структуры кода (Code Explorer).

Главное окно

Главное окно можно представить как центр управления IDE Delphi. Это окно обла дает всеми стандартными функциональными возможностями главного окна любой другой программы Windows. Оно состоит из трех частей: главного меню, панелей ин струментов и палитры компонентов.

Главное меню

Как и в любой программе Windows, к меню обращаются при необходимости от крыть, сохранить или создать новый файл, вызвать мастер, перейти в другое окно, изменить параметры настройки и т.д. Каждый элемент главного меню может быть продублирован соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Панели инструментов Delphi

Панели инструментов предоставляют доступ к различным функциям главного ме ню IDE с помощью единственного щелчка на соответствующей кнопке. Обратите внимание, что для каждой кнопки панели инструментов предусмотрен вывод под сказки, содержащей описание ее назначения. Не считая палитры компонентов, в IDE Delphi имеется пять отдельных панелей инструментов: Debug (Отладка), Desktop (Рабочий стол), Standard (Стандартная), View (Вид) и Custom (Пользовательская). На рис. 1.2 показана конфигурация кнопок этих панелей, принимаемая по умолчанию. Но любую из кнопок можно удалить или добавить, выбрав в меню View пунктыToolbars, Customize. На рис. 1.3 показано диалоговое окно Customize, предназначен ное для настройки панелей инструментов. Чтобы добавить новую кнопку на любую панель инструментов, достаточно просто перетащить ее из этого окна. Для удаления кнопки достаточно перетащить ее за пределы панели инструментов.

Панели инструментов Дерево объектов Главное окно Окно конструктора форм

Палитра компонентов Окно инспектора объектов Проводник структуры кода

Окно редактора кодаРис. 1.2. Общий вид интегрированной среды разработки (IDE) Delphi 6

Рис. 1.4. Плавающие панели инструментов

Палитра компонентов

Палитра компонентов представляет собой панель инструментов удвоенной высо ты, содержащей несколько вкладок, в которых находятся все установленные в среде IDE компоненты VCL и ActiveX. Порядок следования и вид вкладок и компонентов может быть настроен с помощью щелчка правой кнопкой мыши на интересующем объекте или в главном меню (пункты Component, Configure Palette).

Конструктор форм

При запуске конструктор форм (Form Designer) представляет собой пустую панель, готовую к превращению в окно приложения Windows. Его можно рассматривать как холст художника, предназначенный для создания графического интерфейса будущего приложения - здесь определяется, как оно будет выглядеть с точки зрения пользовате ля. Процесс создания заключается в выборе компонентов на палитре и перетаскивании их в форму. Точное размещение и установку размеров компонентов также можно вы полнить с помощью мыши. Кроме того, существует возможность управлять внешним видом и поведением компонентов из окон Object Inspector и Code Editor.

Инспектор объектов

В окне Object Inspector можно изменять свойства компонентов формы или опреде лять события, на которые будет реагировать сама форма или ее компоненты. Свойства (properties) представляют собой данные, определяющие, как объект выглядит на экра не, - размер, цвет, шрифт и т.д. События (events) - это участки кода, выполняемые в от вет на некоторые действия, происходящие в приложении. Примером события может служить поступление сообщения от мыши или передача сообщения окну с требованием его перерисовки. В окне Object Inspector для переключения между работой с событиями и работой со свойствами используется стандартная технология вкладок (notebook tab) - для перехода в ту или иную вкладку достаточно щелкнуть на ее корешке. Инспектор по казывает события и свойства, относящиеся к той форме или компоненту, который ак тивен в конструкторе форм в настоящее время.

Одной из возможностей Delphi является способность упорядочивать содержимое окна Object Inspector либо по категории, либо по именам (в алфавитном порядке). Дляэтого достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши в любом месте окна Object Inspector и выбрать в раскрывшемся контекстном меню пункт Arrange (Выстроить). На рис. 1.5 показаны два расположенных рядом окна Object Inspector. В левом окне объекты упорядочены по категории, а в правом - по именам. Кроме того, с помощью пункта View этого же контекстного меню можно определить, какие именно категории объектов необходимо представить в данный момент.

Одним из наиболее ценных источников знаний, которым должен уметь пользо

ваться любой программист Delphi, является система помощи. Она полностью интег рирована с инспектором объектов, и если когда нибудь возникнут какие либо сложно сти со свойствами или событиями, то достаточно только нажать клавишу - и WinHelp приходит на помощь.

Редактор кода

Рис. 1.5. Представление содержимого

Окно редактора кода Code Editor предназначено для ввода текста программ. Здесь же отображается код, автоматически созданный Delphi для компонентов разработан ной формы. Окно Code Editor использует технологию вкладок, причем отдельная вкладка создается для каждого модуля или файла. При каждом добавлении в приложе ние новой формы создается новый модуль, а в окно Code Editor добавляется соответ ствующая вкладка. Контекстное меню окна Code Editor предоставляет широкий диа пазон команд редактирования, включая команды работы с файлами, создания закла док и поиска символов.

Можно работать сразу с несколькими окнами Code Editor. Чтобы открыть новое окно ре-

дактора кода, необходимо выбрать в главном меню View пункт New Edit Window.

Интегрированная среда разработки Turbо Dеlphi была разработана компанией CоdeGеar, которая ориентирована на студентов, частных пользователей и начинающих программистов. Данная среда основана на языке программирования Dеlphi. Основным отличием данного программного продукта является бесплатная версия Turbо Dеlphi Explоrer. Интерфейс среды разработки Delphi представлен на рисунок 31.

Среда Dеlphi - одна из первых систем, использующих технологию быстрой разработки приложений (Rаpid Applicаtion Dеvelopment - RАD) и технологию визуального конструирования (Visuаl Dеsign). Технология визуального конструирования содержит готовые компоненты, из которых строится интерфейс будущей программы .

Рисунок 31 Интерфейс среды разработки Delphi

Меню предоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому что может управляться по набору «горячих клавиш». Это удобно еще и потому, что здесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные, нежели иконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования.

Среда разработки Delphi является средой программирования, в которой сочетаются простота и удобство с мощью и гибкостью объектно-ориентированного программирования. Она обеспечивает визуальное проектирование пользовательского интерфейса и уникальные по своей простоте и мощи средства доступа к базам данных, например, с легкостью можно организовать доступ к базе данных Paradox, Access.

Pаrаdох - одна из редких программ, которые в одинаковой степени обращены к начинающим, и к квалифицированным пользователям. Своим успехом Paradox отчасти обязан способу представления задач работы с БД. Вместо традиционного изображения отдельных полей и записей (как dBаsе и FоxBаsе) на экране видно таблицу - в виде строк и столбцов.

Несмотря на относительно невысокую общую оценку пользовательских свойств Pаrаdох 7.0, средства помощи в этом пакете реализованы на достаточно хорошем уровне. Новые Эксперты существенно облегчают создание баз данных.

Эксперт по базам данных (Dаtаbаsе Ехреrt) генерирует все приложение, включая таблицы, формы и отчеты. Если не нужно создавать законченное реляционное приложение или необходимо установить собственные связи между таблицами, можно воспользоваться Экспертом по таблицам (Таblе Ехреrt), предлагающим большой набор шаблонов для использования в деловых и личных целях. В числе других новых полезных средств - Эксперт диаграмм (Сhаrt Еxреrt), Эксперт почтовых отправлений (Маil Меrgе Ехреrt), работающий с редакторами Wоrd и WоrdPеrfесt, и Эксперт импортирования текстовых файлов(Теxt Imроrt Ехреrt) .

СУБД Miсrоsоft Ассеss является системой управления реляционной базой данных, включающей все необходимые инструментальные средства для создания локальной базы данных, общей базы данных в локальной сети с файловым сервером или создания приложения пользователя, работающего с базой данных на SQL- сервере. Microsoft Access входит в состав MS Оffiсе, что делает его интерфейс знакомым и привычным, а следовательно облегчает работу .

WinSight и WinSpector интересны преимущественно для опытных программистов в Windows. Это не значит, что начинающий не должен их запускать и экспериментировать с ними по своему усмотрению. Но эти инструменты вторичны и используются для узких технических целей.

Почти все главные и второстепенные события в среде Windows принимают форму сообщений, которые рассылаются с большой интенсивностью среди различными окнами на экране. Delphi дает пользователю полный доступ к сообщениям Windows и позволяет отвечать на них, как только будет нужно. В результате, опытным пользователям WinSight становится просто необходим .

WinSpector сохраняет запись о текущем состоянии машины в текстовый файл; Вы можете просмотреть этот файл для того, чтобы узнать, что неправильно идет в программе. Данный инструмент полезен, когда программа находится в опытной эксплуатации - можно получить важную информацию при крушении системы.

Инспектор Объектов Dеlрhi состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное с определенным компонентом, то необходимо делать это в Инспекторе Объектов. К примеру, можно изменить имя и размер компонента TLabel изменяя свойства Caption, Left, Top, Height, и Width.

К основным особенностям сред разработки Тurbо Dеlрhi относятся: визуальное конструирование программ, использование готовых компонентов-каготовок для будущих программ, поддержка нескольких языков программирования, возможность создания программ под разные платформы, введение множества технологий, ускоряющих и облегчающих написание программ.

Встроенный отладчик, который наиболее важен из пяти других инструментов, работает в том же окне, что и Редактор. Внешний отладчик делает все, что делает встроенный и имеет дополнительные функции. Он более быстр и мощен, чем встроенный. Однако он не так удобен в использовании, главным образом из-за необходимости покидать среду Delphi.

Компоненты Delphi являются, по существу, просто специализированными объектами, и их функционирование определяется объектно - ориентированной архитектурой библиотеки визуальных компонентов (Visual Component Library - VCL).

В настоящее время программирование бурно развивается, как с точки зрения расширения круга решаемых им задач, так и с точки зрения существенного усложнения используемых в программировании технологий. Причем особо необходимо отметить немалые размеры разрабатываемых программных продуктов. Все это требует максимального упрощения и ускорения процесса разработки приложений и использования ранее реализованных программных фрагментов. Такие требования к современному программированию привели к созданию многочисленных RAD-систем (от англ. RAD - Rapid Application Development - быстрая разработка приложений), представляющих собой интегрированные среды разработчика, включающие в себя:

  • - средства быстрого и удобного построения программ, в том числе визуального;
  • - встроенные компиляторы и отладчики;
  • - системы коллективной разработки проектов и т.д. .

Одной из таких RAD-систем является Delphi. Delphi 7 - это объектно-ориентированная среда для визуального проектирования Windows-приложений с развитыми механизмами повторного использования программного кода. Основным конкурентом Delphi является среда разработки Microsoft Visual C++, имеющая свои преимущества и недостатки, однако являющаяся более популярной, в основном, в силу того, что разработана именно фирмой Microsoft.

Существенной чертой Delphi является компонентная модель разработки программных продуктов. Суть модели заключается в поддержке системой постоянно расширяемого набора объектных компонентов, из которых и строится программа. Компоненты в Delphi просты для использования и развития, как результат сокрытия значительной части той структуры программы, которая близка к взаимодействию с операционной системой .

Таким образом, для создания в Delphi несложных программных продуктов совершенно не обязательно понимать внутреннюю структуру Windows-приложения, получаемого после разработки в Delphi. Достаточно просто уметь работать с некоторыми компонентами, поставляемыми вместе со средой разработчика. При этом начать работу со средой можно практически без предварительного ознакомления, а написание первого приложения не потребует углубления в особенности системы. Этому отчасти способствует удобный интерфейс среды разработчика, не перегруженный излишними вопросами к разработчику.

Однако такой подход совершенно неприемлем для серьезного программирования, и, рано или поздно, придется освоить и основы программирования под операционную систему Windows, и серьезно изучить саму среду разработки Delphi, а также возможности, которые она предоставляет. Кроме того, конечно же, для создания качественных программных продуктов необходимо глубокое понимание компонентной модели.

Наиболее существенный отрыв Delphi от ближайших аналогов состоит в действительно быстрой разработке приложений, обладающих сложным пользовательским интерфейсом, особенно имеющим сильные взаимосвязи между элементами управления, расположенными в окнах программы.

Также Delphi предлагает довольно мощный набор компонентов для работы с базами данных. Причем иерархия компонентов для работы с БД организована таким образом, что практически неважно, какой именно базой данных пользуется приложение - это может быть и локальная БД и промышленный сервер, типа Oracle или MS SQL Server .

Концепция объектно-ориентированного программирования подразумевает, что основой управления процессом реализации программы является передача сообщений объектам.

Среда разработки Dеlрhi проста и логична. Основные конструкции языка четко выделяются в программе, что способствует хорошему восприятию написанного кода, в отличие от языка Visuаl Bаsiс, где код

почти невозможно понять, если его количество превышает несколько страниц .

Графический интерфейс Dеlрhi отлично продуман, а среда разработки предоставляет доступ только к тем участкам кода, с которыми необходимо работать, скрывая основную часть программы, которая создается автоматически самой средой разработки.

Среда Dеlрhi легко расширяется установкой дополнительных модулей. Пользовательский интерфейс также хорошо настраиваемый - каждый организует рабочее пространство так, как ему будет удобно.

Dеlрhi расчитан на работу с операционной системой Windоws. Его все шире используют в коммерческих разработках, благодаря большому набору полностью готовых для работы специальных компонентов.

В связи с этим для разработки системы массового обслуживания «Перекресток» была выбрана среда программирования Dеlрhi.

Для полного представления возможностей среды программирования Dеlрhi рассмотрим элементы и функциональные возможности первой страницы Палитры Компонент, рисунок 32.

Рисунок 32 Палитра Компонент Additional

На первой странице Палитры Компонент размещены 14 объектов определенно важных для использования. Мало кто обойдется длительное время без кнопок, списков, окон ввода и т.д. Все эти объекты такая же часть Windows, как мышь или окно.

Набор и порядок компонент на каждой странице являются конфигурируемыми. Так, можно добавить к имеющимся компонентам новые, изменить их количество и порядок. Стандартные компоненты Delphi перечислены ниже с некоторыми комментариями по их применению. При изучении данных компонент было бы полезно иметь под рукой компьютер с тем, чтобы посмотреть, как они работают и как ими манипулировать.

Визуальная среда программирования Delphi . Среда программирования Delphi состоит из множества визуальных и невизуальных стандартных компонент, которые позволяют существенно ускорит процесс разработки программ. Будем рассматривать одну из самых популярных версий Delphi 7. Рабочее окно программы состоит из пяти вспомогательных окон (рис.3.1.): главное окно (1), окно списка модулей (2), окно кода программы (3), окно формы проекта (4), инспектор объектов (5), окно списка объектов (6).

Рис. 3.1. Рабочее окно Delphi7.

Главное окно состоит из строки меню, панели инструментов и палитры компонентов. Палитра компонентов состоит из 14 страниц (Standard, Additional, Win32, System и др.). Для перемещения компонента на форму необходимо сначала щелкнуть по компоненту, а потом по форме.

Окно списка модулей содержит список всех подключенных к программе модулей.

В окне кода программы непосредственно пишется программы на языке Object Pascal. По умолчанию окно кода содержит текст пустой программы, отвечающей всех требованиям программы в Delphi.

Окно формы – это Windows-окно создаваемой программы: меню, размеры окна, заголовки, рамки и любые стандартные компоненты. При работе созданной программы пользователь видит только форму.

Инспектор объектов содержит две страницы: Properties (свойства) и Events (события). На странице свойств отражаются все характеристики выбранного объекта. На странице событий отображаются все возможные действия с объектом.

Окно списка объектов содержит список всех размещенных на форме компонентов.

Структура программы в среде Delphi . Программа на любом языке программирования имеет стандартную структуру: <заголовок программы> <тело программы>. Заголовок программы в среде Delphi содержит имя модуля основной программы и область определения всех стандартных и нестандартных программ-модулей, которые используется средой для организации исполнения программы. Рассмотрим разделы шаблона программы в среде.

Заголовок всегда начинается со слова unit . Стандартное имя программы Unit1. Для изменения имени программы достаточно сохранить программу под новым именем.

Раздел interface начинается с перечисления в предложении uses стандартных модулей. Например, модуль SysUtils разработан для использования в языке всех стандартных функций. Среда Delphi автоматически вставляет в шаблон разрабатываемой программы список необходимых модулей. Но есть модули, которые необходимо пользователю вписать вручную. Далее в разделе interface под заголовком type объявляются все создаваемые в программе типе данных. Здесь под заголовком private объявляются переменные, доступные только в этом модуле, а под заголовком public – доступные во всех модулях программы. Шаблон пустой программы в среде Delphi представлен на рисунке 3.2.

Рис. 3.2. Шаблон пустой программы в Delphi7

Объявление типов заканчивается тогда, когда появляется в программе заголовок следующего раздела. В приведенном примере это ключевое слово var. В этом разделе будут объявлены все переменные по определенным в программе типам данных. В приведенном шаблоне есть только одна переменная Form1, которая является объектом объявленного класса TForm1. Со строки unit до слова implementation находится заголовок программы. После этого слова располагаются описания всех действий в программе. Первое обязательное действие – это директива $R, обеспечивающая объединение модуля формы и модуля программы в один проект – программу. Конец текста программы-модуля определяется словом end с точкой.

Среда Delphi создает программу из нескольких файлов, которые обеспечивают настройку проекта на среду, установку параметров компилятора и другие файлы. Самый большой по размеру файл – это файл с расширением exe, который и является готовой программой. Рабочими файлами являются файлы с расширениями dpr и pas. В файле с расширением cfg обеспечивается настройка опций проекта. Файл с расширением dof обеспечивает установку параметров компилятора. Файл с расширением res определяется как файл ресурсов. Он содержит и стандартную иконку проекта, которую разработчик может заменить. Файл с расширением dcu – это оттранслированный файл модуля. Если модулей несколько, то они будут объединены в единый проект. Файл с расширением dfm содержит характеристики всех стандартных компонент формы.

Типы данных в Delphi 7 . Каждый вариант данных при разработке программы должен быть отнесен к какому-то конкретному типу данных. Для каждого типа есть свой специфический набор операций. Работать с данными определенного типа можно только создания переменных этого типа. Тип данных определяет формат значений, который может принимать переменная этого типа. Типы данных принято разделять на простые, структурированные, динамические, строковые и процедурные. К простым типам относятся вещественные, тип дата-время, целые, логические, символьные, перечислимые. К структурированным типам относятся массивы, записи, множества, файлы, классы.

Для записи целых чисел используются те же (плюс добавляются некоторые свои) типы данных, что и на языке Turbo Pascal 7.0., но только с другими диапазонами значений (табл. 3.29.).

Целый тип данных

Диапазон значений

Размер в байтах

2147483648…2147483647

Соответствует типу integer

2 63 …2 63 – 1

Соответсвует типу cardinal

Таблица 3.29. Целые типы данных в Delphi7.

Часто при создании программ необходимо перевести число в строку или наоборот. Для этого существуют функции: StrToInt(s) и IntToStr(x), первая из которых переводит строку s в число, вторая – число х в строку.

Вещественные (действительные) числа характеризуются наличием десятичной запятой в записи числа. Запись таких чисел обеспечивается с некоторой точностью, определяющей количество разрядов в экспоненциальной записи числа. В Delphi 7 используются 6 вещественных типов (таблица 3.30.).

Вещественный

тип данных

Максимальное значение

Количество цифр

Размер в байтах

9223337203685477.5807

Таблица 3.30. Вещественные типы данных в Delphi7.

Наибольшая производительность обеспеченна для типа real. Для переводов вещественного числа в строку и наоборот существуют функции StrToFloat(s) и FloatToStr(x).

Логический тип данных так же как и в Turbo Pascal 7.0. содержит две переменные: true (истина) и false (ложь). Использование логических переменных позволяет существенно улучшит алгоритм решения задач за счет контроля некоторых особых вариантов решения задачи.

Строковый (string) и символьный (char) типы данных в Delphi 7 аналогичны этим же типам в Turbo Pascal 7.0. Существуют еще 3 строковых типа данных (Shortstring,Ansistring,Widestring), которые отличаются длинной и используются, как правило, для совместимости с другими версиями.

Тип дата-время (TDateTime) введен для удобства пользователя. При этом дата и время могут быть записаны в нескольких формах.

Константы и массивы записываются аналогично записи в Turbo Pascal 7.0.

Применение всех описанных типов данных, функций для работы с ними и процесс создания конкретных программ будут рассмотрены в практикуме.

Вопросы для размышления:

1. На каком языке пишутся программы в среде Delphi 7?

2. Из каких частей состоит рабочее окно программы Delphi 7?

3. Из скольких файлов создается программа в Delphi 7?

4. Какие существуют типы данных в Delphi 7?

5. Чем могут отличаться одноименные типы данных в Turbo Pascal 7.0. и Delphi 7?

Лекция № 2.

Тема: IDE Delphi.

Интегрированная среда разработки Delphi ..........................................................................

Меню Delphi ............................................................................................................................

Раздел меню Project ...................................................................................................................

Раздел меню Run........................................................................................................................

Раздел меню Component............................................................................................................

Раздел меню Database................................................................................................................

Раздел меню Tools .....................................................................................................................

Раздел меню Help.......................................................................................................................

Некоторые настройки компилятора Delphi..........................................................................

Десять важнейших функций графической среды разработки Delphi................................

1. Интегрированная среда разработки Delphi

На рис.1 показан общий вид интегрированной среды разработки (IDE) Delphi. На этом рисунке отмечены все основные компоненты среды разработки: главное окно, палитра компонентов, панели инструментов, окно конструктора форм, окно редактора кода, окно инспектора объектов и окно Code Explorer.

Главное окно

Главное окно можно представить как управляющий центр Delphi IDE. В нем содержатся все стандартные элементы и сохранена функциональность других окон Windows. Оно состоит из трех основных частей: главного меню, панелей инструментов и палитры компонентов (Component Palette).

Главное меню

Как и в любой программе Windows, к меню обращаются при необходимости открыть, сохранить или создать новый файл, вызвать мастер, перейти в другое окно, изменить параметры настройки и т.д. Каждый элемент главного меню может быть продублирован соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Панели инструментов Delphi

Панели инструментов предоставляют доступ к различным функциям главного меню IDE с помощью единственного щелчка на соответствующей кнопке. Обратите внимание, что для каждой кнопки панели инструментов предусмотрен вывод подсказки, содержащей описание ее назначения. Не считая палитры компонентов, в IDE Delphi имеется несколько отдельных панелей инструментов: Debug (Отладка), Desktop (Рабочий стол), Standard (Стандартная), View (Вид) и Custom (Пользовательская). На рис.1 показана конфигурация кнопок этих панелей, принимаемая по умолчанию. Однако любую из кнопок можно удалить или добавить с помощью команды View -> Toolbars - > Customize. Добавление новых кнопок осуществляется путем их перетаскивания из этого окна на любую панель инструментов. Для удаления кнопки достаточно перетащить ее за пределы панели инструментов.

Инспектор объектов Конструктор форм Окно Code Explorer

Редактор кода

Рис.1- Общий вид интегрированной среды разработки (IDE) Delphi

Возможности настройки панелей инструментов не ограничиваются лишь заданием отображаемых на них кнопок. Любую из панелей инструментов, палитру компонентов и панель меню можно перемещать в пределах главного окна ПЖ Для этого достаточно поместить указатель мыши на вертикальную серую полоску в левой части панели и перетащить ее в требуемое положение в окне. Если перетащить панель за пределы главного окна, будет использована еще одна из возможностей настройки - панель инструментов отстыкуется от главного окна и станет плавающей, т.е. расположенной в собственном независимом окне.

Палитра компонентов

Палитра компонентов представляет собой панель инструментов удвоенной высоты, содержащей несколько вкладок, в которых находятся все установленные в среде IDE компоненты VCL и ActiveX. Порядок следования и вид вкладок и компонентов может быть настроен с помощью щелчка правой кнопкой мыши на интересующем объекте или посредством выбора в главном меню команды Component -> Configure Palette.

Конструктор форм Form Designer

При запуске конструктор форм представляет собой пустое окно, готовое к превращению в окно приложения Windows. Его можно рассматривать как холст художника, предназначенный для создания интерфейса будущего приложения - здесь определяется, как оно будет выглядеть с точки зрения пользователя. Процесс создания заключается в выборе компонентов на палитре и перетаскивании их в форму. Точное размещение и установка размеров компонентов также выполняются с помощью мыши. Кроме того, внешним видом и поведением компонентов можно управлять из окон Object Inspector и Code Editor.

Инспектор объектов Object Inspector

В окне Object Inspector можно изменять свойства компонентов формы или определять события, на которые будет реагировать эта форма или ее компоненты. Свойства (properties) представляют собой данные, определяющие, как объект выглядит на экране, - высоту, цвет, шрифт и т.д.События (events) - это подпрограммы, выполняемые в ответ на некоторые происходящие в вашем приложении действия. Примером события может

служить поступление сообщения от мыши или передача сообщения окну с требованием его перерисовки. В окне Object Inspector для переключения между работой с событиями и работой со свойствами используется стандартная технология вкладок - для перехода в ту или иную вкладку достаточно щелкнуть на ее корешке. Инспектор показывает события и свойства, относящиеся к той форме или компоненту, который активен в конструкторе форм в настоящее время.

Cодержимое окна Object Inspector можно упорядочить либо по категории, либо по именам (в алфавитном порядке). Для этого достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши в любом месте окна Object Inspector и выбрать в раскрывшемся контекстном меню команду

Инспектор объектов тесно связан с контекстной справочной системой. Если особенности какого -то события или свойства вам непонятны, поместите на него указатель мыши и нажмите клавишу . На экране раскроется окно справочной системы с соответствующим текстом.

Редактор кода Code Editor

Окно редактора текстов программ Code Editor предназначено для ввода команд, определяющих поведение создаваемой программы. Здесь же отображается текст, сгенерированный Delphi для создания компонентов разработанной формы. Окно Code Editor использует технологию вкладок, причем отдельная вкладка создается для каждого модуля или файла. При каждом добавлении в приложение новой формы создается новый модуль, а в окно Code Editor добавляется соответствующая вкладка. Контекстное меню окна Code Editor предоставляет широкий диапазон команд редактирования, включая команды работы с файлами, создания закладок и поиска символов.

Окно Code Explorer

В окне Code Explorer модули, представленные во вкладках окна Code Editor, можно просматривать в виде древовидной структуры. Подобное представление позволяет легче ориентироваться в модулях, а также добавлять новые или переименовывать уже имеющиеся элементы модулей. Очень важно помнить, что между окнами Code Explorer и Code Editor всегда поддерживается связь типа "один к одному". Щелчок правой кнопкой мыши на любом из элементов в окне Code Explorer позволяет вывести контекстное меню с командами, доступными этому объекту. Кроме того, можно управлять сортировкой и фильтрацией отображаемых в окне Code Explorer объектов. Для этой цели используются параметры, расположенные во вкладке Explorer диалогового окна Environment Options.

Генератор исходного кода

При работе с визуальными компонентами в конструкторе форм Delphi автоматически генерирует соответствующий код на языке Object Pascal. Простейший путь познакомиться с этой особенностью Delphi - начать новый проект. Выберите в главном окне команду File -> New Application. В результате в конструкторе форм будет создана новая форма, а в редакторе кода - заготовка исходного текста, представленная в листинге 1.1.

Листинг 1.1. Заготовка исходного текста программы

unit Unitl;interface uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms; type

TForml = class (TForm)

{ Public declarations } end ;

Forml: TForml; implementation

{ $R *.DFM} end .

Обратите внимание на то, что исходный код, ассоциированный с некоторой формой, всегда сохраняется в отдельном модуле. Однако, хотя каждая форма имеет собственный модуль, не каждый модуль имеет собственную форму.

Рассмотрим код заготовки более подробно. Ниже приведена часть ее текста. type

TForml = class (TForm)private

{ Private declarations } public

{ Public declarations } end ;

Этот фрагмент указывает, что объект TForml порожден от объекта TForm. Тут же комментариями отмечены места, предназначенные для ввода собственного кода - как доступного извне (public), так и скрытого (private) от внешних программ. Не беспокойтесь, если вы пока не знаете точного значения терминов "объект", "скрытый" и т.д. Очень важна следующая строка программы:

В Object Pascal директива $R используется для загрузки внешнего файла ресурсов. Приведенная строка связывает файл с расширением.dfm (расширение файлов форм Delphi) с выполняемым модулем. Файл.dfm содержит текствовое или бинарное представление созданной с помощью Form Designer формы. Символ шаблона "*" в данном случае означает, что имя файла должно быть тем же, что и имя модуля. В нашем примере имя модуля определено как Unitl, следовательно, его исходный текст будет находиться в файле Unitl.pas, а значение *.DFM в директиве соответствует файлу Unitl.dfm.

Файл проекта приложения также заслуживает хотя бы беглого взгляда. Расширение файла проекта - .dpr (отD elphiPR oject). Он представляет собой обычный исходный файл Pascal, но с некоторыми расширениями. В этом файле содержится основная часть (с точки зрения Object Pascal) вашей программы. В отличие от других версий Pascal, которые, возможно, вам знакомы, основная работа программ Delphi проходит в модулях, а не в главном файле программы. Текст файла проекта можно отобразить в окне редактора с помощью

команды Project -> View Source. Вот текст файла нашего нового проекта:program Projectl;

uses Forms,

Unitl in "Unitl.pas" { Forml} ; { $R *.RES}

Application.Initialize; Application.CreateForm (TForml, Forml); Application.Run;

end.

При добавлении модулей и форм в приложение они будут появляться в описании uses файла проекта. Обратите внимание, что в описании uses сгенерированный код содер-

жит указания (в виде комментария) того, какая форма находится в подключаемом модуле. Если у вас когда-либо возникнут сомнения, в каком из модулей содержится та или иная форма, их легко можно будет развеять, воспользовавшись окном Project Manager, которое выводится на экран с помощью команды View-> Project Manager.

2. Меню Delphi

Раздел меню Project

Раздел меню Project содержит команды (рисунок 1), которые используются для компиляции и построения приложения.

Команда Add to Project... открывает диалоговое окно для поиска необходимого проекта и добавления его к уже существующему проекту. Когда вы добавляете модуль в проект, Delphi автоматически добавляет в файл проекта соответствующий оператор uses.

Команда Remove from Project удаляет формы и модули из текущего проекта. Когда вы выбираете данную команду и нажимаете OK, Delphi удаляет избранные форму и модуль текущего проекта, а из файла проекта удаляет соответствующий оператор uses.

Команда Import Type Library... импортирует в проект одну из зарегистрированных в системе библиотек типов.

Команда Add to Repository позволяет добавить ваши собственные проекты и формы в хранилище компонентов. Это позволит использовать ваш проект многократно, не создавая его заново.

Команда View Source позволяет осуществлять просмотр файла проекта в окне Редактора кода.

Команда Languages позволяет добавлять, удалять и обновлять DLL ресурсы, используемые при интернационализации проектов, выбирать язык в процессе отладки приложений.

Команда Add New Project... добавляет в группу проектов новый проект.

Команда Add Existing Project добавляет в группу проектов ранее созданный проект. Команда Compile Project1 осуществляет компиляцию всех тех файлов проекта, ко-

торые были изменены с момента последнего выполнения вашей программы.

Команда Build Project1 компилирует все компоненты, модули, формы вне зависимости от того, изменялось ли в них что-нибудь с момента последней компиляции.

Syntax check Project1 производит синтаксическую проверку программы на наличие ошибок, без генерации исполняемого файла.

Команда Information for показывает информацию о вашей программе: числе строк кода, размер выполняемого модуля, размер стека и т.п.

Команда Compile All Projects компилирует все измененные файлы проектов, которые изменялись с момента последней компиляции.

Команда Build All Projects компилирует все файлы проектов, включенных в групповой проект, независимо от того, изменялись они или нет.

Команда Web Deployment Options позволяет сделать установки для развертывания активной формы или элемента на сервере.

Команда Web Deploy развертывает активную форму ActiveForm или элемент ActiveX на сервере.

Команда Options активизирует диалоговое окно Project Options опций проекта, в котором вы можете устанавливать опции компиляции, редактирования связей и задавать каталоги.

Раздел меню Run

Раздел меню Run содержит команды, обеспечивающие отладку и выполнение приложения.

Команда Run запускает выполнение вашего приложения. Если до этого не была выполнена компиляция программы в ее текущем состоянии, то перед запуском эта компиляция выполняется.

Команда Attach to process отображает окно со списком выполняемых процессов, которые вы можете отлаживать. Для начала отладки надо выделить интересующий вас процесс и сделать на нем двойной щелчок.

Команда Parameters... задает параметры командной строки, необходимые при запуске приложения.

Команда Register ActiveX Server позволяет зарегистрировать в Windows активный сервер ActiveX. Если вы проведете подобную регистрацию, то ваш управляющий активный элемент можно вызывать, применяя программу просмотра Web или другие приложения.

Команда Unregister ActiveX Server позволяет снять с регистрации в Windows активный сервер ActiveX, в результате чего экземпляр вашего активного элемента удаляется из системы.

Команда Install MTS Objects... допускает MTS объекты в ваше приложение, выполняемое в MTS среде, если на вашем компьютере установлена программа Microsoft transaction server.

Команда Step Over производит пошаговое выполнение приложения, по одному оператору за шаг. Любая процедура или функция выполняется, как если бы она была одним оператором программы. Это удобно, если вам необходимо просмотреть поведение программы, не заходя внутрь каждой процедуры или функции.

Команда Trace Into в отладочном режиме выполняет текущую строку кода и прослеживает работу вызываемых подпрограмм.

Команда Trace To Next Source Line позволяет выполнять программу до следующей исполняемой команды. Ее удобно использовать при работе с окном CPU.

Команда Run To Cursor выполняет программу до той точки в исходном тексте, где находится курсор.

Команда Run Until Return позволяет выполнять ваше приложение до тех пор, пока не произойдет возврат из выполняемой функции. Процесс остановится на операторе, следующим за вызовом этой функции.

Команда Show Execution Point показывает точку выполнения. Если вы закрыли окно редактирования и находитесь в процессе пошаговой отладки программы, то эта команда вернет вас в окно редактирования, причем курсор будет расположен на операторе, который будет выполняться следующим.

Команда Program Pause приостанавливает прогон отлаживаемой программы, и вы можете работать с окном Watch.

Команда Program Reset прекращает выполнение приложения и выгружает его из па-

Команда Inspect открывает окно инспектора отладки приложения. Команда доступна только во время выполнения приложения при останове его средствами отладки или вследствие генерации исключения. После останова программы вы можете поставить курсор на имя интересующей вас переменной, или компонента, или функции и выполнить команду Run/Inspect. Инспектор отладки позволяет исследовать различные данные (переменные, массивы, классы, функции, указатели) и изменять значения переменных и свойств

компонентов.

Команда Evaluate/Modify открывает окно оценки и модификации выражений. Опции этого окна позволяют вычислять выражения и изменять значения переменных.

Команда Add Watch добавляет переменную или выражение в окно наблюдения. Команда Add Breakpoint добавляет точку прерывания, которая вызывает выделение

цветом соответствующего оператора в исходном тексте вашей программы.

Раздел меню Component

Раздел меню Component (рисунок 3) содержит команды, позволяющие создавать новые компоненты, изменять палитру компонентов и т.д.

Команда New Component... открывает диалоговое окно эксперта компонентов, помогающее создавать новые компоненты.

Команда Install Component... устанавливает новый визуальный компонент Delphi в новый или уже существующий пакет Delphi.

Команда Import ActiveX Control... позволяет импортировать активный управляющий элемент ActiveX, который уже зарегистрирован в системе, в новый или уже существующий проект Delphi.

Команда Create Component Template... сохраняет компонент с нужным набором свойств как шаблон для создания подобных компонентов. Эта команда становится активной, когда вы выделите на форме один или несколько компонентов.

Команда Install Packages... позволяет просмотреть список всех имеющихся пакетов и указать, какие пакеты должны компилироваться в вашем приложении. Вы можете видеть также текущий список компонентов каждого пакета и редактировать состав пакета.

Команда Configure Palette... вызывает диалоговое окно настройки палитры компонентов.

Раздел меню Database

Раздел меню DataBase (рисунок 4) содержит команды, позволяющие создавать, модифицировать и просматривать ваши базы данных.

Команда Explore вызывает инструмент исследования и редактирования структур баз данных Database Explorer или SQL Explorer (в зависимости от версии Delphi).

Команда SQL Monitor вызывает инструмент запросов к базе данных, позволяет наблюдать прохождение запросов в среде Windows и то, как они обрабатываются в вашем приложении.

Команда Form Wizard... вызывает окно эксперта форм для создания формы, отображающей наборы данных из удаленных или локальных баз данных.

Раздел меню Tools

Этот раздел главного меню Delphi дает возможность просматривать и изменять установки среды Delphi, модифицировать список программ в меню Tools. Нижняя перестраиваемая часть меню отображает разделы программ, установленных в него пользователем или заданных при установке системы.

Команда Environment Options вызывает окно настройки параметров Delphi и ее инструментов - палитры компонентов и окно просмотра объектов.

Команда Editor Options, введенная в Delphi 5, позволяет отображать диалоговое окно настройки Редактора кода. В Delphi 4 страницы настройки Редактора кода включены в окно настройки окружения Enviromental Options.

Команда Debugger Options... вызывает окно отладчика приложения для установки

необходимых опций.

Команда Repository... открывает окно репозитория Delphi, позволяя добавлять и удалять объекты из репозитория.

Команда Translation Repository имеется только в Delphi 5, она вызывает окно репозитория трансляции, которое используется при интернационализации проектов.

Команда Configure Tools... позволяет настроить Delphi, добавляя инструменты отладки приложения в меню Tools.

Команда Database Desktop вызывает инструмент обслуживания баз данных. Команда Package Collection Editor вызывает окно редактора пакетов. Команда Image Editor вызывает окно редактора графики.

Раздел меню Help

Команды этого раздела позволяют работать со справочной системой Delphi. Команда Contents или Delphi Help показывает содержимое справочной системы

3. Некоторые настройки компилятора Delphi

Компилятор может оказать большую помощь при разработке программы. Компилятор Delphi, например, позволяет включить различные режимы диагностики ошибок во вкладке Compiler диалогового окне Project-> Options, показанной на рис.2. Некоторые специальные директивы компилятора можно поместить непосредственно в текст программы. Кроме того, для получения дополнительной информации о коде полезно установить флажки опций Show Hints (Вывод советов) и Show Warnings (Вывод предупреждений), расположенных в той же вкладке диалогового окна свойств проекта. Зачастую программист тратит несколько часов в бесплодных поисках одной-единственной ошибки, которую компилятор, используя эти вспомогательные средства, смог бы найти немедленно.

Рис.2 - Вкладка Compiler диалогового окнаPro ject Options

Таблица 1. Классификация ошибок времени выполнения в Delphi

Проверка

Директива

Позволяет убедиться, что индекс массива,

(Проверка диапазона)

строки или значение скалярной переменной не

вышли за пределы допустимого диапазона

Контролирует ошибки ввода-вывода после ка-

(Контроль ввода-вывода)

ждого вызова функций ввода-вывода, напри

мер, таких как ReadLn() и WriteLn(). Эту

опцию желательно всегда включать

Overflow Checking

Проверяет, не превышает ли результат вычис-

(Контроль переполнения)

лений размер регистра

Нужно иметь в виду, что эти директивы снижают производительность программы, следовательно, когда отладка входит в финальную фазу, можно повысить производительность, отменив некоторые из директив. Чаще всего отключают проверку всех ошибок, кроме ошибок ввода-вывода.

7. Десять важнейших функций графической среды разработки Delphi

1. Функция дополнения класса (Class Completion)

Больше всего времени разработчики затрачивают на ввод текста программ. Как часто мы точно знаем, что именно хотим написать, но недостаточная скорость ввода текста с клавиатуры невыносимо затягивает достижение желаемого результата! В Delphi имеется специальная функция, позволяющая существенно сократить объем рутинной работы.

Безусловно, самым важной особенностью функции дополнения класса является то, что она не имеет собственного интерфейса. Достаточно просто ввести часть объявления класса и нажать комбинацию клавиш , для того чтобы функция дополнения класса предприняла попытку определить, что именно предполагалось ввести, и сгенерировала соответствующий текст. Например, если поместить в класс объявление процедуры Foo, после этого нажать упомянутую выше комбинацию клавиш, то описание этого метода автоматически будет внесено в раздел реализации данного модуля. Если объявить новое свойство, значение которого считывается из поля, а записывается с помощью метода, то после вызова функции дополнения класса будет автоматически создано определение поля, а также текст описания и реализации метода.

2. Функция навигации AppBrowser

Достаточно часто, глядя на некоторую строку текста программы, приходится мучительно вспоминать, где именно объявляется используемый в ней метод. Самый простой способ выяснить это состоит в нажатии клавиши и последующем щелчке мышью на интересующей лексеме. Подпрограммы IDE используют заранее собранную компилятором отладочную информацию для перехода к строке объявления указанной лексемы. Как и в случае обычного Web-броузера, функция ведет свой собственный стек переходов, который можно использовать для перемещения в обоих направлениях. Переходы выполняются посредством щелчков мышью на стрелках, размещенных на правом корешке вкладки окна редактора текстов.

3. Перемещение между разделами объявления и реализации

Для перемещения между объявлением и реализацией метода достаточно поместить на его имя курсор ввода и нажать комбинацию клавиш или

.

4. Состыковка окон

Визуальная среда разработки позволяет организовать на экране единое окно, составленное из нескольких состыкованных окон, каждое из которых будет выглядеть как его отдельная панель. Полученное составное окно можно перемещать по экрану как единое целое. Отличить составное окно от обычного очень просто - при перемещении на экране оно особым образом пульсирует. Окно редактора текста позволяет стыковать другие окна с трех его сторон - слева, снизу и справа. Стыковка окна осуществляется путем перетаскивания одного окна вплотную к границе или в центр другого. Завершив перекомпоновку, не забудьте сохранить результаты с помощью кнопок панели инструментов Desktops. Для предотвращения случайной состыковки окон при их перемещении нажмите

и удерживайте клавишу . Кроме того, можно щелкнуть в окне правой кнопкой мыши

и сбросить в раскрывшемся контекстном меню флажок опции Dockable.

5. Броузер объектов

Выводится на экран с помощью команды View -> Browser. В окне отображается древовидная структура, позволяющая получать доступ к глобальным переменным, классам и модулям, а также контролировать области видимости, цепочки наследования и ссылки на символы.

6. Создание нового GUID

Нажатие комбинации клавиш позволяет поместить в окно редактора кода новое уникальное значение GUID (уникального глобального идентификатора интерфейса). Эта возможность оказывается весьма полезной при создании нового интерфейса.

7. Подсветка синтаксиса С+ +

Если в процессе работы в среде Delphi вам часто приходится просматривать файлы с программами на языке С++ (например, файлы заголовков SDK), то вы сможете по достоинству оценить эту встроенную функцию редактора кодов. Нужно просто загрузить в редактор файл с текстом программы на С++ - все остальное будет сделано автоматически.

8. Список То Do

Используйте список "То Do List" для управления ходом работы над файлами с программами. Вывести содержимое этого списка можно с помощью команды View->To Do List. В этот список автоматически помещаются любые комментарии из создаваемых программ, которые начинаются словом "TODO". Окно То Do Items может использоваться для определения владельца, приоритета и категории каждого из объектов "То Do".

9. Использование менеджера проектов

Окно Project Manager может оказаться очень удобным инструментом при работе над большими проектами - особенно над теми, которые предусматривают создание нескольких файлов ЕХЕ или DLL Вывести это окно на экран можно с помощью команды View -> Project Manager.

10. Использование функции Code Insight для завершения объявлений и параметров

При вводе ключевого слова Identifier после завершающей точки на экран будет автоматически выведено окно со списком свойств, методов, событий и полей, доступных для этого идентификатора. С помощью щелчка правой кнопкой мыши можно отсортировать этот список по именам или по области видимости. Если окно исчезло с экрана до того, как