Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » В Думе уверены, что законопроект не вводит цензуру. Закон коснется только ОРИ

В Думе уверены, что законопроект не вводит цензуру. Закон коснется только ОРИ

Законопроект о запрете в России информационных систем и программ для просмотра заблокированных сайтов внесен в Госдуму. Его авторами стали единоросс Максим Кудрявцев, справедливоросс Николай Рыжак и коммунист Александр Ющенко.

Авторы законопроекта хотят заставить анонимные прокси- и VPN-сервисы блокировать сайты, находящиеся в реестре запрещенных.
В пояснительной записке к документу говорится, что его цель - пресечь распространение информации, запрещенной или незаконно распространяемой на территории России, а также обеспечить исполнение установленных законом требований.

Чтобы заставить анонимайзеры выполнять закон, авторы хотят установить меры административного принуждения. Если в течение 30 дней анонимайзер не заблокирует запрещенные сайты, то Роскомнадзор заблокирует его самого.
Этот механизм не исключает возможность обжалования таких решений в судебном порядке, отмечают авторы законопроекта. Кроме того, в документе устанавливается обязанность для операторов поисковых систем прекращать выдачу ссылок на заблокированные в России сайты.
Одновременно в том же документе содержится предложение отменить закон, согласно которому блогеров, у которых более 3 тысяч подписчиков, начали вносить в специальный реестр и фактически приравнивать к СМИ. По мнению авторов нынешнего законопроекта, тот закон оказался неэффективным.
Собеседник Русской службы Би-би-си, близкий к руководству Госдумы, сообщил, что вероятность принятия законопроекта высока.

"Ведомости" ранее со ссылкой на собственный источник сообщали, что реальным автором законопроекта является Роскомнадзор. Один из названных авторов законопроекта - коммунист Александр Ющенко - ранее вносил другие инициативы по регулированию интернета и СМИ, которые принимала Госдума.
Так, он был соавтором закона о 20-процентном ограничении иностранного участия во владении российскими СМИ. А в мае он внёс поправки о запрете анонимности в мессенджерах, поддержанные "Единой Россией" и Роскомнадзором.

В мае Украина решила заблокировать на своей территории крупнейшие российские сайты, такие как "ВКонтакте", Mail.ru, "Одноклассники" или "1С". После этого канал "Россия 24" рассказал в эфире, как обойти блокировку сайтов.


Интернет-омбудсмен назвал «безумием» предложение запретить анонимайзеры

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете Дмитрий Мариничев в разговоре с РБК назвал «безумием» законопроект о запрете технологий для просмотра заблокированных сайтов.

«Всё это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить», - заявил он.

По его словам, технически запретить использовать VPN на конечных устройствах можно, но «это будет просто преследование собственных граждан в собственной стране». Также Мариничев сравнил введение предлагаемого запрета с запретом российским гражданам «вставлять в двери замки». «Ключи нужно сдать, а с окон снять шторы и занавески, чтобы было видно, как граждане живут», - добавил он.

Представители трех фракций днем 8 июня внесли законопроект, который запрещает использование технологий, позволяющих обойти блокировку запрещенных интернет-сайтов. В документе отмечается, что, если провайдеры в течение 30 дней самостоятельно не ограничат доступ к сайтам, которые позволяют обойти блокировку, то этим займется Роскомнадзор.

В середине апреля «Ведомости» сообщали, что законопроект разрабатывался в Роскомнадзоре по инициативе Совета безопасности. Источники газеты указали, что техническую часть документа создавали юристы Медиа-коммуникационного союза. Их задачей было запретить доступ на сайты с пиратским контентом, на которые пользователи попадали с помощью специальных программ.

Интернет-омбудсмен: запрет анонимайзеров смогут легко обойти

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев в разговоре с RT сообщил, что законопроект о запрете анонимайзеров нанесёт стране большой экономический ущерб. При этом запрет подобных технологий в России можно будет обойти, используя купленный за рубежом за $20 виртуальный компьютер.
«Обойти смогут достаточно простыми способом - покупкой виртуальных машин у любого хостинг-провайдера в любой стране - США, Германии, Франции или другой. Подписка на неё стоит около $20 в месяц. Это обычный персональный компьютер, только виртуальный. Если запретить покупку такого рода устройств, то нужно будет запретить и покупку компьютеров. И такое устройство можно использовать в том числе для обхода блокировок», - сказал Мариничев.

Он также усомнился, что законопроект о запрете анонимайзеров будет принят, поскольку это нанесёт стране большой экономический ущерб.

«Законопроект не примут, поскольку он находится за гранью здравого смысла. Он нанесёт большой экономический удар по бизнесу в России. Поскольку под этот закон, помимо анонимайзеров, попадут все частные виртуальные сети. Предоставление ключей от этих сетей ставит под сомнение секретность передаваемой информации, в частности экономической. Это управление банковскими счетами, взаимоотношениями между хозяйствующими субъектами. Можно сказать, что всё это будет в открытом незашифрованном виде», - пояснил он.

Ранее сообщалось, что на рассмотрение Госдумы внесён законопроект о запрете использования в России технологий для просмотра сайтов, доступ к которым ограничен.

В Госдуму 8 июня был внесен законопроект, ограничивающий возможность легального использования средств обхода блокировок сайтов, включая анонимайзеры и VPN-сервисы, передает "Интерфакс" . Текст законопроекта был опубликован на сайте Госдумы.

Авторами инициативы выступили депутаты Максим Кудрявцев ("Единая Россия"), Николай Рыжак ("Справедливая Россия") и Александр Ющенко (КПРФ). Как следует из пояснительной записки, законопроект призван повысить эффективность ограничения доступа к информационным ресурсам, которые в России заблокированы.

Для этого документ предлагает установить запрет на использование на территории РФ "информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам или страницам сайтов в сети Интернет, доступ к которым на территории РФ ограничен".

Помимо этого, в документе предлагается предоставлять владельцам сервисов и программ для обхода блокировок доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения о запрещенных ресурсах. Наконец, законопроект обязывает интернет-поисковики удалить из выдачи ссылки на заблокированные сайты.

В случае если сервисы, предоставляющие возможность обхода блокировок, не исполнят требование Роскомнадзора об ограничении доступа к запрещенным сайтам в течение 30 дней, то они сами попадут под блокировку.

Сопутствующие поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), внесенные теми же авторами, предусматривают штрафы за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по получению доступа к информационной системе Роскомнадзора, содержащей перечень сведений об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен на территории РФ, а также за выдачу ссылок на запрещенные сайты.

В обоих случаях нарушение грозит штрафами в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 500 до 700 тысяч рублей для юридических лиц.

В Думе уверены, что законопроект не вводит цензуру

Комментируя внесение законопроекта, глава думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин заявил, что предложенные в документе нормы не вводят новых запретов или цензуру, а лишь ограничивают доступ к уже запрещенной законом или решением суда информации.

"Предложенные коллегами законопроекты, вводящие регулирование ранее никак не контролировавшихся государством технологий, соответствуют общей тенденции развития отечественного законодательства - создание в интернете правового пространства", – сказал Левин, отметив, что в законопроекте нет криминализации анонимности или шифрования – документ запрещает только использование средств такого рода в целях получения доступа к противоправному содержанию, а для шифрованных сетей юридических лиц, использующих их в корпоративных целях, сделано исключение.

Кроме того, Левин сообщил, что в разработке законопроекта принимали участие "Ассоциация продюсеров кино и телевидения" и ряд отраслевых экспертов. Также авторы документы учитывали мнение Роскомнадзора.

Законопроект предусматривает отмену регистрации популярных блогеров

Глава думского комитета также заявил, что законопроект предусматривает отмену требования регистрации Роскомнадзором блогеров, суточная аудитория которых составляет более трех тысяч пользователей, передает ТАСС.

"Принятую в 2014 году поправку, которая требовала регистрации блогеров, предлагается отменить. Это своевременная мера, так как в связи с развитием технологий она потеряла свое значение", - приводит слова Левина пресс-служба комитета.

Речь идет о так называемом законе о блогерах, которых вступил в силу 1 августа 2014 года. Закон обязывает популярных блогеров не только регистрироваться в реестре Роскомнадзора, но и указывать информацию о себе на своей странице, не допускать ее использования в преступных целях, избегать непроверенной информации, не вмешиваться в частную жизнь, не порочить честь других граждан, а также не использовать нецензурные слова и выражения. В настоящее время в реестр внесено 2195 записей.

По мнению блогера, Ильи Варламова, отмена реестра блогеров ни на что не повлияет", потому что "его не существует".

"Реестр - совершенно глупая и абсурдная вещь, которая изначально была мертворожденной. Его не существует, он никак функционировать не может. Люди, которые несколько лет назад придумали закон, некомпетентны в вопросах интернета, социальных сетей и сделали глупость, на которую потратили деньги", - сказал Варламов РБК .

Напомним, о разработке законопроекта, предлагающего запретить средства обхода блокировок запрещенных сайтов, в апреле. При этом одни источники сообщали, что законопроект был разработан Роскомнадзором по инициативе Совбеза, а другие утверждали, что текст законопроекта разрабатывали юристы Медиа-коммуникационного союза.

Отметим также, что в России уже заблокирован ряд анонимайзеров и VPN-сервисов. При этом глава возобновившего работу сервиса HideMe.ru Маркус Саар , что, несмотря на выполнение требований Роскомнадзора, ведомство не спешило отзывать блокировку и пыталось добиться от сервиса, чтобы он ограничил доступ к запрещенным ресурсам. Подтверждением его слов стали копии писем Роскомнадзора администрации HideMe.ru, в которых содержалась просьба сообщить, есть ли техническая возможность ограничить доступ пользователям сервисов анонимайзера к страницам и ресурсам, блокируемым на территории России.

О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Этот документ, по сути, предлагает запретить анонимность в мессенджерах, вводя обязательную идентификацию пользователя оператором связи.

Авторами законопроекта стали заместители председателя комитета по информационной политике Марина Мукабенова («Единая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ), а также член комитета Госдумы по экономической политике из «Справедливой России» Олег Николаев.

Запрет на анонимки

Согласно пояснительной записке к документу, этот законопроект призван регулировать деятельность организаторов обмена электронными сообщениями, то есть мессенджеров.

«Законопроект определяет понятие организатора обмена мгновенными сообщениями и возлагает на данного субъекта обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети «Интернет», которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации», — говорится в тексте проекта.

Таким образом, не идентифицированный по всем правилам пользователь не сможет воспользоваться услугами мессенджера и обмениваться сообщениями.

Идентификацию пользователя обязаны проводить операторы связи на основе номера мобильного телефона по договору, заключенному с организатором обмена электронными сообщениями.

Кроме того, мессенджеры должны предоставить пользователю техническую возможность отказаться от получения сообщений другого пользователя, а также быть готовыми обеспечить массовую рассылку по инициативе органов государственной власти. Также в законопроекте отдельно прописана обязанность по обеспечению конфиденциальности передаваемых электронных сообщений.

Организатор обмена электронными сообщениями обязан ограничивать отправку и передачу сообщений, содержащих информацию, распространение которой противоречит законодательству страны. Как рассказал «Интерфаксу» один из авторов проекта, под такую информацию попадает, например, призыв к участию в несанкционированных уличных акциях протеста.

В случае отказа мессенджера исполнять требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти ему может грозить блокировка на территории Российской Федерации. Кроме того, параллельно в Госдуму был внесен законопроект об административных штрафах за неисполнение обязанностей: 3-5 тыс. руб. — для физических лиц, 30-50 тыс. руб. — для должностных лиц и от 800 тыс. до 1 млн руб. — для юридических лиц.

Оба закона должны вступить в силу с 1 января 2018 года — к этому моменту организаторы обмена электронными сообщениями обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями, изложенными в правовом документе.

В пресс-службе Медиа-коммуникационного союза (МКС) «Газете.Ru» рассказали о том, что

необходимость законопроекта о регулировании мессенджеров вызвана наличием правоотношений, находящихся вне рамок российского законодательства, куда относится и общение в мессенджерах.

Для пользователей подобных сервисов нет инструментов защиты своих прав, например, в случае получения в мессенджерах угроз или рассылки, на которую пользователь не подписывался. С введением мессенджеров в правовое поле пользователи могут наконец рассчитывать на то, что их права будут соблюдаться.

Внесенный законопроект в целом опирается на те экспертные наработки, которые предлагал МКС, доработан депутатами с учетом дополнений и рекомендаций отраслевых регуляторов.

«Де факто большинство мессенджеров уже используют абонентский номер при идентификации абонента, и от него не потребуется каких-либо дополнительных действий при вступлении закона в силу», — пояснили в МКС.

PR-директор компании «Мегафон» Петр Лидов также подтвердил «Газете.Ru», что

большая часть мессенджеров и так запрашивает номер телефона при регистрации, так что Госдума по сути дела «формализует то, что уже существует».

«Суть заключается в том, что в стране существует определенное законодательство в сфере связи. Но мир меняется, появляются новые формы связи, которые необходимо подвести под существующие законы», — пояснил Лидов.

Закон коснется только ОРИ

Действие закона, в случае его принятия, распространится только на те мессенджеры, которые находятся в реестре организаторов распространения информации (ОРИ), формируемом Роскомнадзором. На момент выпуска заметки в списке ОРИ находится 81 ресурс, в том числе сервисы Mail.Ru, «Яндекс», «ВКонтакте» и некоторые другие.

Основную часть перечня составляют исключительно российские веб-сайты, но весной 2017 года в нем появился швейцарский мессенджер Threema, который якобы обладает повышенной защищенностью персональных данных благодаря сквозному шифрованию.

В начале мая Роскомнадзор заблокировал на территории России известный китайский мессенджер WeChat, добавив его в реестр запрещенных ресурсов. Спустя несколько дней владельцы мессенджера предоставили данные, запрошенные надзорным ведомством, и доступ к нему был восстановлен.

Популярных в России мессенджеров Viber, WhatsApp, Telegram и Facebook Messenger в этом реестре организаторов распространения информации пока нет. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский ранее отказался сообщать, обращалось ли ведомство в эти компании с запросом предоставить данные для включения в список ОРИ.

Группа депутатов во главе с вице-спикером Госдумы Ириной Яровой, а также сенатор Сергей Лисовский 16 января внесли в Госдуму законопроект, вводящий запрет для ритейлеров на возврат нереализованных продуктов питания. Как сообщает пресс-служба Яровой, инициатива поддержана ФАС, Минсельхозом, Роспотребнадзором, «Опорой России» и ведущими союзами отечественных производителей.

Законопроект предлагает внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», дополнив его нормой, запрещающей возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока. Как говорится в пояснительной записке, такая практика наносит «колоссальный вред экономическим интересам и прямой ущерб сельскохозяйственным предприятиям и отечественным производителям, малому и среднему бизнесу». Авторы указывают, что в последние годы усилилась тенденция к росту возвратов. Например, по отдельным хлебопекарным предприятиям в регионах возврат доходит до 50% от всей поставки, по мясной продукции — до 30%. В результате хлебопекарные предприятия теряют миллиарды рублей. «Фактически уничтожается в среднем около 3 млн т высококачественной пшеницы и ржи ежегодно», — подсчитали парламентарии. При этом они замечают, что сейчас торговым организациям и так запрещено навязывать поставщикам условия возврата продовольственных товаров, однако он не обеспечивается равноправием сторон. «Возврат нереализованной продукции требует доказывания факта навязывания, что с учетом неравного с торговыми сетями экономического положения является заведомо невыполнимым условием для производителя», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, законопроект предлагает внести уточнение в закон «О развитии сельского хозяйства», указав, что расширение доступа российских сельхозпроизводителей на рынки сбыта продукции признается одним из основных направлений государственной аграрной политики.

В то же время отраслевые союзы заявляют, что торговые сети сами постепенно избавляются от системы возвратов, поэтому целесообразнее не вводить запрет законодательно, а развивать саморегулирование в этой сфере. Так, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) полагает, что принятие законодательной инициативы Яровой «не привнесет что-то действительно востребованное рынком». «Избранный подход и инструментарий дублируют существующие запреты, не создавая конструктивной альтернативы механизму саморегулирования», — сказал агентству «Прайм» представитель АКОРТ. С тем, что законодательными запретами проблему не решить, согласен «Руспродсоюз ». «В качестве доказательства данного тезиса можно привести первую редакцию закона о торговле, которая уже содержит подобный запрет. В результате законодательного запрета возвраты ныне оформляются как обратная реализация товара и продолжают существовать на рынке», — прокомментировал агентству Востриков. По мнению ассоциации, решение проблемы — в комплексном подходе, желании всех игроков минимизировать количество возвратов и в тщательном планировании заказов. Все это, по словам Вострикова, детально прописано в Кодексе добросовестных практик, подписанном поставщиками и торговыми сетями.

Сами ритейлеры говорят, что уже отказались от практики возврата продуктов либо минимизировали ее. Так, представитель X5 Retail Group сообщил, что ее сети отказались от возврата хлебобулочной продукции с 1 июня 2017 года, по другим группам товаров возвраты прекращены с начала этого года «за исключением незначительного числа поставщиков, которые сами заинтересованы в выкупе нереализованной продукции в пределах срока годности». В декабре о готовности перейти на технологию безвозвратной работы с поставщиками хлеба объявила группа «О"кей». «После 1 марта 2018 года компания будет придерживаться такой практики со всеми производителями без исключения во всех регионах», — приводятся слова гендиректора группы «О"кей» Миодрага Боройевича на сайте АКОРТ. Пресс-служба Metro Cash & Carry, в свою очередь, сообщила, что торговая сеть стремится сократить процент возврата до минимума и любой возврат «является исключительно добровольным» для поставщиков. При этом запрет на законодательном уровне не скажется позитивно ни на отрасли, ни на конечном потребителе. «Рынок ритейла в данном вопросе концентрирует свои усилия на практике саморегулирования как наиболее эффективного инструмента решения проблем на рыночной основе», — сообщил «Прайм» представитель Metro Cash & Carry.

Осенью 2017 года Российская гильдия пекарей и кондитеров заявляла, что проблема возврата хлеба в отрасли решена. По подсчетам АКОРТ, только за первое полугодие 2017-го эффект от прекращения практики возвратов хлеба дал не менее 5 млрд руб. экономии расходов хлебопеков при снижении объемов возврата более чем в два раза. А летом «Владимирский хлебокомбинат» заявлял, что в результате отказа X5 Retail Group от возврата продукции его продажи выросли на 15%.