Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Смотреть что такое "Командный интерпретатор" в других словарях. Выбор интерпретатора командной строки Linux

Смотреть что такое "Командный интерпретатор" в других словарях. Выбор интерпретатора командной строки Linux

Лекция №1.

Информатика - наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования. Информатика – молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности.

Термин «информатика» был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году. В 1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил переводы на ряд других европейских языков. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Черным и Р. С. Гиляревским в 1968 году.

Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

Лекция №2.

В современной информатике используются в основном три системы счисления (все – позиционные): двоичная, шестнадцатеричная и десятичная.

Двоичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является вычислительная техника. Такое положение дел сложилось исторически, поскольку двоичный сигнал проще представлять на аппаратном уровне. В этой системе счисления для представления числа применяются два знака – 0 и 1.

Шестнадцатеричная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является хорошо подготовленный пользователь – специалист в области информатики. Используемые знаки для представления числа – десятичные цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита – A, B, C, D, E, F.

Десятичная система счисления используется для кодирования дискретного сигнала, потребителем которого является так называемый конечный пользователь – неспециалист в области информатики (очевидно, что и любой человек может выступать в роли такого потребителя). Используемые знаки для представления числа – цифры от 0 до 9.

Прямой код двоичного числа образуется из абсолютного значения этого числа и кода знака (нуль или единица) перед его старшим числовым разрядом.

Обратный код двоичного числа образуется по следующему правилу. Обратный код положительных чисел совпадает с их прямым кодом. Обратный код отрицательного числа содержит единицу в знаковом разряде числа, а значащие разряды числа заменяются на инверсные, т.е. нули заменяются единицами, а единицы - нулями.


Модифицированные обратные и дополнительные коды двоичных чисел отличаются соответственно от обратных и дополнительных кодов удвоением значений знаковых разрядов. Знак “+” в этих кодах кодируется двумя нулевыми знаковыми разрядами, а “-” - двумя единичными разрядами.

Лекция №3.

Алгебра логики – это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности и ложности) и логических операций над ними.

Из элементарных высказываний с помощью логических связок " и", "или", "не", "если: то" и других (логических операций) строятся сложные высказывания - формулы (или функции) алгебры логики.

В алгебре логики основными (элементарными) операциями являются:

отрицание,

логическое сложение (дизъюнкция),

логическое умножение (конъюнкция),

импликация,

эквивалентность.

Способы построения новых высказываний из заданных с помощью логических связок, их преобразования и установления истинности изучаются в логике высказываний с помощью алгебраических методов.

Логической функцией называется функция f (X1,X2,...,Xn) , которая, так же как и ее аргументы, может принимать только два значения (0 и 1).

Так же, как и в алгебре арифметики, в алгебре логики устанавливается приоритет выполнения логических операций. Они упорядочены в следующей последовательности: отрицание; конъюнкция; дизъюнкция; импликация; эквивалентность.

Лекция №4.

При проектировании цифровых логических устройств часто возникает задача по заданной таблице истинности записать выражение для логической функции и реализовать ее в виде логической схемы, состоящей из функционально полного набора логических элементов. Данную задачу называют также задачей синтеза логических схем или логических устройств.

Синтез логических схем на основе функционально полного набора логических элементов состоит из представления логических функций, описывающих данные логические схемы в нормальных формах. Нормальной формой представления считается форма, полученная посредством суперпозиций вспомогательных логических функций – минтермов и макстернов.

Минтермом называют логическую функцию, которая принимает значение логической единицы только при одном значении логических переменных и значение логического нуля при других значениях логических переменных.

Макстерном называют логическую функцию, которая принимает значение логического нуля только при одном значении логических переменных и значение логической единицы при других значениях логических переменных.

Из минтермов и макстернов методом суперпозиции можно составить логические функции, которые называются соответственно логической функцией, представленной посредством совершенных дизъюнктивных нормальных форм (СДНФ), и логической функцией, представленной посредством совершенных конъюнктивных нормальных форм (СКНФ). Полученные таким образом функции СДНФ и СКНФ будут представлять искомую логическую функцию по заданной таблице истинности.

Лекция №5

Программное обеспечение ПО - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Также - совокупность программ, процедур и правил, а также документации, относящихся к функционированию системы обработки данных.

Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется. Стоимость установленных программ на современном ПК зачастую превышает стоимость его технических устройств. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов.

Программное обеспечение является одним из видов обеспечения вычислительной системы, наряду с техническим (аппаратным), математическим, информационным, лингвистическим, организационным и методическим обеспечением.

Программное обеспечение принято по назначению подразделять на системное, прикладное и инструментальное, а по способу распространения и использования на несвободное/закрытое, открытое и свободное. Свободное программное обеспечение может распространяться, устанавливаться и использоваться на любых компьютерах дома, в офисах, школах, вузах, а также коммерческих и государственных учреждениях без ограничений.

Лекция №6

Операционная система - комплекс программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ, осуществляющий ввод и вывод данных.

Общими словами, операционная система - это первый и основной набор программ, загружающийся в компьютер. Помимо вышеуказанных функций ОС может осуществлять и другие, например предоставление общего пользовательского интерфейса и т.п.

Сегодня наиболее известными операционными системами являются ОС семейства Microsoft Windows и UNIX-подобные системы.

Интерфейсные функции:

Управление аппаратными средствами, устройствами ввода- вывода

Файловая система

Поддержка многозадачности (разделение использования памяти, времени выполнения)

Ограничение доступа, многопользовательский режим работы (если взять к примеру ДОС, то он не может быть многопользовательским)

Сеть (взять спектрум в пример...)

Внутренние функции:

Обработка прерываний

Виртуальная память

"Планировщик" задач

Буферы ввода- вывода

Обслуживание драйверов устройств

Лекция №7

Оболочка операционной системы (от англ. shell - оболочка) - интерпретатор команд операционной системы, обеспечивающий интерфейс для взаимодействия пользователя с функциями системы.

В общем случае, различают оболочки с двумя типами интерфейса для взаимодействия с пользователем: текстовый пользовательский интерфейс (TUI) и графический пользовательский интерфейс (GUI).

Командный интерпретатор.

Для обеспечения интерфейса командной строки в операционных системах часто используются командные интерпретаторы, которые могут представлять собой самостоятельные языки программирования, с собственным синтаксисом и отличительными функциональными возможностями.

В операционные системы MS-DOS и Windows 9x включён командный интерпретатор command.com, в Windows NT включён cmd.exe. В большом семействе командных оболочек UNIX наиболее популярны bash, csh, ksh, zsh, в UNIX-подобных системах у пользователя есть возможность менять командный интерпретатор, используемый по умолчанию.

Функции.

Командный интерпретатор исполняет команды своего языка, заданные в командной строке или поступающие из стандартного ввода или указанного файла.

В качестве команд интерпретируются вызовы системных или прикладных утилит, а также управляющие конструкции. Кроме того, оболочка отвечает за раскрытие шаблонов имен файлов и за перенаправление и связывание ввода-вывода утилит.

В совокупности с набором утилит, оболочка представляет собой операционную среду, язык программирования и средство решения как системных, так и некоторых прикладных задач, в особенности, автоматизации часто выполняемых последовательностей команд.

Лекция №8

Текстовый редактор - компьютерная программа, предназначенная для обработки текстовых файлов, такой как создание и внесение изменений.

Условно выделяют два типа редакторов: потоковые текстовые редакторы и интерактивные.

Потоковые текстовые редакторы представляют собой компьютерные программы, которые предназначены для автоматизированной обработки входных текстовых данных, полученных из текстового файла, в соответствии с заранее заданными пользователями правилами. Чаще всего правила представляют собой регулярные выражения, на специфичном для данного конкретного текстового редактора диалекте. Примером такого текстового редактора может служить редактор Sed.

Интерактивные текстовые редакторы - это семейство компьютерных программ предназначенных для внесения изменений в текстовый файл в интерактивном режиме. Такие программы позволяют отображать текущее состояние текстовых данных в файле и производить над ними различные действия.

Строго говоря, текстовый процессор может быть причислен к интерактивным текстовым редакторам, однако для данного класса компьютерных программ их возможность применения в качестве интерактивного текстового редактора не является целевой.

Лекция №9

Табличный процессор - категория программного обеспечения, предназначенного для работы с электронными таблицами. Изначально табличные редакторы позволяли обрабатывать исключительно двухмерные таблицы, прежде всего с числовыми данными, но затем появились продукты, обладавшие помимо этого возможностью включать текстовые, графические и другие мультимедийные элементы. Инструментарий электронных таблиц включает мощные математические функции, позволяющие вести сложные статистические, финансовые и прочие расчеты.

Электронные таблицы (или табличные процессоры) - это прикладные программы, предназначенные для проведения табличных расчетов. Появление электронных таблиц исторически совпадает с началом распространения персональных компьютеров. Первая программа для работы с электронными таблицами - табличный процессор, была создана в 1979 году, предназначалась для компьютеров типа Apple II и называлась VisiCalc. Одним из самых популярных табличных процессоров сегодня является MS Excel, входящий в состав пакета Microsoft Office.

Лекция №10

Компьютерная графика (также машинная графика) - область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.

История

Первые вычислительные машины не имели отдельных средств для работы с графикой, однако уже использовались для получения и обработки изображений. Программируя память первых электронных машин, построенную на основе матрицы ламп, можно было получать узоры.

В 1961 году программист С. Рассел возглавил проект по созданию первой компьютерной игры с графикой. Создание игры («Космические войны») заняло около 200 человеко-часов. Игра была создана на машине PDP-1.

В 1963 году американский учёный Айвен Сазерленд создал программно-аппаратный комплекс Sketchpad, который позволял рисовать точки, линии и окружности на трубке цифровым пером. Поддерживались базовые действия с примитивами: перемещение, копирование и др. По сути, это был первый векторный редактор, реализованный на компьютере. Также программу можно назвать первым графическим интерфейсом, причём она являлась таковой ещё до появления самого термина.

В середине 1960-х гг. появились разработки в промышленных приложениях компьютерной графики. Так, под руководством Т. Мофетта и Н. Тейлора фирма Itek разработала цифровую электронную чертёжную машину. В 1964 году General Motors представила систему автоматизированного проектирования DAC-1, разработанную совместно с IBM.

В 1968 году группой под руководством Н. Н. Константинова была создана компьютерная математическая модель движения кошки. Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения дифференциальных уравнений, рисовала мультфильм «Кошечка», который для своего времени являлся прорывом. Для визуализации использовался алфавитно-цифровой принтер.

Существенный прогресс компьютерная графика испытала с появлением возможности запоминать изображения и выводить их на компьютерном дисплее, электронно-лучевой трубке.

Чтобы обеспечить взаимодействие пользователя с операционной системой и с прикладными программами необходим интерфейс: система передачи команд пользователя операционной системе и ответов системы обратно пользователю. Такое взаимодействие представляет собой «диалог» пользователя с компьютером на специальном языке, будь то язык, использующий знаки, похожие на слова и высказывания естественного языка, или язык изображений. На сегодня известны две принципиальные возможности организации интерфейса: графический интерфейс и командная строка.

Командная строка - приглашение оболочки, обозначающее готовность системы принимать команду пользователя, - в наиболее явной форме демонстрирует идею диалога. На каждую введенную команду пользователь получает ответ от системы: либо очередное приглашение, обозначающее, что команда выполнена и можно вводить следующую, либо сообщение об ошибке, представляющее собой высказывание системы о произошедших в ней событиях, адресованное пользователю. При работе в операционной среде с графическим интерфейсом происходящий диалог пользователя с системой не столь очевиден, хотя с точки зрения системы клик мышью в определенной области на экране аналогичен команде, введенной с клавиатуры, а ответ системы пользователю может быть представлен в виде диалогового окна.

При работе с командной строкой для организации интерфейса используются специальные программы - командные интерпретаторы. Они принимают от пользователя выдаваемые им команды в виде строк текста, содержащих имена программы и параметры, с которыми эти программы следует выполнить, производят разбор полученных строк, запускают необходимые программы и передают пользователю их вывод - также строки текста. Всё взаимодействие пользователя с системой происходит через командный интерпретатор, поэтому его часто называют оболочкой (shell). Для выполнения типовых действий последовательности команд оказываются одинаковыми. Такие последовательности команд можно записать в текстовый файл и далее передать этот текстовый файл командному интерпретатору для выполнения. Такие текстовые файлы называются скриптами. Для запуска они должны иметь соответствующие права (флаг "x"). Командные интерпретаторы поддерживают условное выполнение команд (структуры if-then-else), циклы, создание и вызовы подпрограмм и т.п. Язык командного интерпретатора исключительно мощный и позволяет автоматизировать практически любую задачу в системе. Например, действия при загрузке системы осуществляются скриптами командного интерпретатора - начиная от /etc/rc.d/rc.sysinit, который, в свою очередь, вызывает большое количество других скриптов.

В системах *nix, в соответствии с их модульным построением, доступны несколько командных интерпретаторов. В-основном сейчас используется интерпретатор bash (/bin/bash).

Команды операционной системы представляют из себя небольшие программы, расположенные в каталогах /bin, /usr/bin, /sbin, /usr/sbin. В дальнейшем, говоря о командах, мы будем понимать под этим именно указанные программы.

Общий формат вызова команды выглядит следующим образом:

$ command -f --flag --key=parameter argument1 agrument2 ...

Здесь "$" - это приглашение операционной системы к вводу команды. Для обычных пользователей оно имеет вид "$", для суперпользователя (root) - "#". В дальнейшем для команд, которые требуют привилегий root, будет использоваться запись вида "# command".

command - имя команды. Для часто использующихся команд имена короткие, состоящие из 2-3 букв.

После имени команды, при необходимости, указываются ключи. Ключ - параметр команды, который влияет на результат её выполнения. Часто использующиеся ключи - короткие, односимвольные; для требующихся реже длинных ключей используются слова или сокращения. Короткие ключи начинаются с символа "-", длинные - с двух символов "-". Короткие ключи часто дублируются длинными - для повышения читабельности скриптов. После ключей может допускаться указание дополнительных параметров, для длинных ключей такие параметры принято записывать через знак "=". Несколько односимвольных ключей разрешается объединять вместе: например, вместо "$ ls -l -a" можно записать "$ ls -la".

Порядок ключей, как правило, не важен.

После всех ключей следуют аргументы команды. Аргументы чаще всего представляют из себя пути к файлам или каталогам. Возможно использовать аргументы, начинающиеся со знака "-". В этом случае от ключей они отделяются двумя символами "-":

$ touch -- -file-with-

Команды могут использовать различные ключи и параметры. Запоминать все возможные комбинации формата вызова каждой программы невозможно и бессмысленно. Поэтому в системе доступны описания и подсказки по использованию практически каждой утилиты и программы.

Обычно программы поддерживают несколько стандартных ключей. По ключу "-h" или "--help" выдаётся краткая справка о программе. По ключу "-v" или "--version" - её версия. Если краткой справки не достаточно, то можно вызвать описание программы в справочной системе. Для работы со справкой используется команда man (сокращение от "manual" - руководство). Команда man в качестве аргумента принимает имя команды или файла конфигурации, ищет и выводит на экран страницу справочного руководства. В справке, выдаваемой командой man, содержится информация о формате вызова программы, поддерживаемых ей ключах и параметрах, информация об авторах и лицензии программы, в ряде случаев - примеры использования, ссылки на сайты разработчиков с дополнительной документацией.

Для просмотра страниц руководства, не помещающихся на экране, следует использовать прокрутку клавишами перемещения курсором, "Page Up" и "Page Down". Пробел перемещает руководство на страницу вперёд. Для выхода из man и продолжения работы с системой следует нажать клавишу "q" (quit).

Часть программ, помимо руководств в формате "man", также имеют и более пространную документацию в формате "info" - с вызовом её через одноимённую утилиту.

В отличии от встроенной системы подсказки программ в операционной системе Windows, руководства man и info содержат полную подробную техническую информацию о работе команд.

Из книги Журнал «Компьютерра» N 33 от 12 сентября 2006 года автора Журнал «Компьютерра»

СОФТЕРРА: Высокохудожественный командный интерпретатор Автор: Илья ШпаньковКогда разговор заходит о растровых графических редакторах, абсолютное большинство людей в первую очередь вспоминает Adobe Photoshop. Сторонники свободного софта, конечно, не забудут упомянуть и

Из книги Давайте создадим компилятор! автора Креншоу Джек

Из книги Архитектура операционной системы UNIX автора Бах Морис Дж

Из книги Linux-сервер своими руками автора Колисниченко Денис Николаевич

19.7. Интерпретатор команд bash Интерпретатор команд - это программа, выполняющая команды пользователя. Стандартным интерпретатором (или оболочкой) является bash (Bourne Again Shell). Достаточно распространенными также являются следующие интерпретаторы: sh, ash, bsh, tcsh, csh, zsh. Список

Из книги Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта автора Братко Иван

Из книги Бесплатные разговоры через Интернет автора Фрузоров Сергей

16.2. Простой интерпретатор программ, управляемых образцами Для описания модулей, управляемых образцами, мы применим следующую синтаксическую конструкцию:ЧастьУсловия ---> ЧастьДействияЧасть условия представляет собой список условий:[ Условие1, Условие2, Условие3, ...]где

Из книги Ubuntu 10. Краткое руководство пользователя автора Колисниченко Д. Н.

Глава 4 TeamSpeak - командный разговор через компьютерную сеть Чем TeamSpeak отличается от TeamTalk Программа TeamSpeak очень уж похожа на TeamTalk: те же каналы, та же возможность работать как в Интернете, так и в локальной сети, выбор разнообразных кодеков по сжатию звука, клиент-серверный

Из книги Firebird РУКОВОДСТВО РАЗРАБОТЧИКА БАЗ ДАННЫХ автора Борри Хелен

Глава 22 Командный интерпретатор bash 22.1. Что нужно знать о bash bash - это наиболее часто использующаяся командная оболочка (командный интерпретатор) Linux. Основное предназначение bash - выполнение команд, введенных пользователем. Пользователь вводит команду, bash ищет программу,

Из книги Операционная система UNIX автора Робачевский Андрей М.

Командный режим Хотя isql имеет некоторые удобные интерактивные возможности, она не ограничена только этим режимом. Многие интерактивные команды доступны также в виде переключателей командной строки. Некоторые функции isql, такие как извлечение метаданных, доступны только

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

Командный интерпретатор shell Все современные системы UNIX поставляются по крайней мере с тремя командными интерпретаторами: Bourne shell (/bin/sh), С shell (/bin/csh) и Korn shell (/bin/ksh). Существует еще несколько интерпретаторов, например Bourne-Again shell (bash), со сходными функциями.Командный

Из книги UNIX - универсальная среда программирования автора Пайк Роб

Интерпретатор bourne shell Bourne shell является стандартным интерпретатором команд, который входит в состав всех систем UNIX и совместим с интерпретатором bash в Linux. В книге, посвященной shell–программированию и не привязанной к конкретной операционной системе, в качестве общего

Из книги автора

Интерпретатор shell В первой части книги рассматриваются общие вопросы, связанные с работой в интерпретаторе shell.В главе 1 рассказывается о правах доступа к файлам и каталогам, а также о том, как создавать символические ссылки.Чтобы на поиск созданного вами файла не уходило

Из книги автора

24.1. Полный список команд, встроенных в интерпретатор shell В табл. 24.1 содержится полный перечень стандартных встроенных команд. Таблица 24.1. Стандартные встроенные команды: Нуль, всегда возвращает истинное значение. Считывание файлов из текущего интерпретатора

Драйверы символьных устройств

При вводе команды поток символов в первую очередь интерпретируется драйвером символьного устройства. Какой именно драйвер работает, в каждом случае зависит от используемого оборудования (более подробные сведения см. в «Описании программы. Часть 1. Справочник по утилитам» КПДА.10964-01 13 01).

Примечание . Обработка нажатий некоторых клавиш может отличаться от описанной в этом разделе в зависимости от конфигурации системы.

Режимы ввода

Драйверы устройств символьного ввода/вывода могут функционировать либо в режиме необрабатываемых ("сырых") входных данных (raw input mode), либо в каноническом режиме (canonical mode), или режиме редактируемых входных данных (edited input mode). В режиме "сырых" входных данных все символы передаются приложению по мере их ввода. В режиме редактируемых входных данных приложение получает символы только после завершения ввода всей строки (о чем, как правило, свидетельствует символ возврата каретки).

Поддержка терминалов

Некоторым программам (например, vi) требуется информация о том, какие действия может выполнять ваш терминал (возможно ли перемещение курсора, очистка экрана и т. д.). Переменная окружения TERM указывает на тип используемого терминала, а каталог /usr/lib/terminfo представляет собой базу данных терминалов. В этом каталоге содержится набор подкаталогов (от a до z), в которых хранится информация для соответствующего терминала. Некоторые приложения вместо каталога /usr/lib/terminfo используют каталог /etc/termcap, представляющий собой устаревшую однофайловую модель базы данных.

Терминалом по умолчанию является qansi-m (QNX-версия терминала ANSI). Более подробные сведения об установке типа терминала см. в подразд. "Типы терминалов" раздела 9.

Служба telnet

При использовании сетевой службы telnet для связи между двумя QNX-машинами (под управлением QNX 4 или QNX Neutrino), для активизации восьмибитового тракта данных следует задавать параметр -8. Если вы подключаетесь к машине с QNX Neutrino из машины, управляемой какой-либо другой ОС, и терминал при этом не работает надлежащим образом, завершите telnet и запустите эту утилиту снова с параметром -8.

Примечание . При запуске telnet из ОС Windows пользуйтесь режимом ansi или vt100, в зависимости от типа терминала.

Общие сведения о клавиатуре

В табл. 4.1 указано, как драйверы устройств символьного ввода/вывода интерпретируют нажатия различных клавиш и их сочетаний (т. е. групп одновременно нажатых клавиш). Драйверы обрабатывают нажатия клавиш сразу после их выполнения.

Примечание . Отклик системы на работу пользователя с клавиатурой может отличаться от описанного далее, если:

Командный интерпретатор, интерпретатор командной строки - компьютерная программа, часть операционной системы, обеспечивающая базовые возможности управления компьютером посредством интерактивного ввода команд через интерфейс командной строки или последовательного исполнения пакетных командных файлов.

Как правило его функции сводятся к предоставлению пользователю возможности запускать другие программы, может также содержать некоторые базовые команды ввода-вывода и свой простой скриптовый язык программирования.

@ echo off : begin Cls Title Калькулятор Color 71 Echo Введите уравнение: Set /P exp = Set /A result =% exp % Title Вычислено Echo Ваше уравнение: %exp% Echo Решение: %result% Pause > nul goto begin

Калькулятор, для командной оболочки bash :

#!/usr/bin/env bash echo "Калькулятор" while read -p "Введите выражение: " expr do echo "Результат: $(($expr )) " done

Понятия

Оболочка в своей работе оперирует простыми командами.

Простая команда - это последовательность слов через пробел. Нажатие клавиши Enter при вводе команды или перевод строки при обработке сценария являются для командного интерпретатора признаком завершения команды. Она обрабатывается и выполняется.

Конвейер - это последовательность одной или более команд, разделенных |(& для cmd.exe). Стандартный выходной поток каждой команды, кроме последней, соединяется при помощи программного канала со стандартным входным потоком следующей команды. Каждая команда выполняется как отдельный процесс; интерпретатор ожидает окончания последней команды. Статусом выхода конвейера является статус выхода его последней команды. Вот пример простого конвейера для интерпретатора bash:

$ ls | tee save | wc 15 15 100

Командные интерпретаторы

Data Control Language - язык баз данных для осуществления административных функций

Digital Command Language - интерпретатор командной строки в операционных системах фирмы DEC.

DCL - современная французская тяжёлая бронированная ремонтно-эвакуационная машина

MZ (формат)

MZ - стандартный формат 16-битных исполняемых файлов с расширением.EXE для DOS. Назван так по сигнатуре - ASCII-символам MZ (4D 5A) в первых двух байтах. Эта сигнатура - инициалы Марка Збиковски, одного из создателей MS-DOS.Формат был разработан как замена устаревшему формату.COM. Исполняемые файлы MZ включают метаданные, могут иметь размер больше 64 Кбайт и использовать несколько сегментов памяти различного типа (кода, данных и стека), точка входа в программу также может быть в любом месте (в файлах.COM выполнение команд всегда начинается непосредственно с начала файла). Метод загрузки исполняемого файла определяется по сигнатуре: при её наличии обрабатывается MZ-заголовок, при отсутствии файл запускается как.COM - независимо от расширения файла (например, в последних версиях MS-DOS интерпретатор командной строки COMMAND.COM на самом деле является EXE-файлом).

Исполняемые файлы более поздних форматов для Windows начинаются с MZ-заглушки. Обычно заглушка, добавляемая компиляторами, выводит сообщение наподобие «This program cannot be run in DOS mode» («Эту программу невозможно запустить в режиме DOS»).

В старых компоновщиках для DOS могла применяться сигнатура ZM, которая также распознается MS-DOS и рядом совместимых ОС.

SQL*Plus

SQL*Plus - программа-интерпретатор командной строки для работы с системой управления базами данных Oracle Database, в которой могут выполняться команды SQL и PL/SQL в интерактивном виде или из сценария.

SQL*Plus работает как относительно простой инструмент, с интерфейсом командной строки. Программисты и администраторы СУБД обычно используют его как инструмент по умолчанию, так как интерфейс доступен практически в любой установке программного обеспечения Oracle.

TOPS-20

TOPS-20 (прежде TENEX) - операционная система, разработанная компанией BBN Technologies (Bolt, Beranek and Newman) для компьютеров DEC PDP-10. TENEX включала в себя полную реализацию системы виртуальной памяти, что позволяло программам не только осуществлять доступ ко всем 262 килословам памяти (эквивалент 1152 килобайт), но и делать это одновременно; система страничной организации памяти копировала данные с и на внешние носители по мере необходимости.

Одной из отличительных черт TENEX был её ориентированный на пользователя интерпретатор командной строки. В отличие от типичных систем того времени[каких?], в TENEX для ясности использовались длинные имена команд даже с избыточными словами. К примеру, для печати содержимого каталога в UNIX используется команда ls, а в TENEX - DIRECTORY (OF FILES), где DIRECTORY является ключевым словом, а OF FILES - избыточностью, внесённой для того, чтобы сделать назначение команды более очевидным.Для TENEX была написана самокопирующаяся по локальной сети программа Creeper, которую ошибочно считают одним из первых в мире компьютерных вирусов.

Take Command

Take Command - это имя, которое компания JP Software использовала в своих интерпретаторах командной строки с графическим интерфейсом (GUI) для Windows 3.1 (TC16), 32-разрядных версий Windows (TC32) и позже для OS/2 Presentation Manager (TCOS2). Они выпускались параллельно с версиями 4DOS 5.5, 4NT 2.5 и 4OS2 2.52. Продукты для OS/2 и Windows в 16-разрядных вариантах просуществовали до версии 2.02, их можно загрузить и сейчас с FTP-сайта JP Software.

Take Command сегодня - это интерпретатор командной строки для операционных систем семейства Microsoft Windows. Его преимущества перед стандартной командной оболочкой Windows такие же, как у 4DOS перед COMMAND.COM из поставки MS-DOS.

Начиная с версии 9, название Take Command относится ко всему пакету программ: TCI (командный интерфейс в вкладками) и 4NT. Разработка исходной версии Take Command прекращена. Компонент TCI теперь расширен: он включает диспетчер файлов, настраиваемые панели и ряд других окон, а 4NT переименован в TCC и помимо полной версии доступен в бесплатной «облегчённой» (TCC/LE).

В состав Take Command добавлены встроенные редактор и отладчик пакетных файлов, в командах реализован доступ к файлам по FTP и HTTP, доступ к сетевой файловой системе, интеграция с Active Scripting, команды мониторинга системы и управления службами Windows.

Take Command Console (TCC)

Take Command Console (TCC) (прежние названия - 4DOS for Windows NT и 4NT) - это интерпретатор командной строки, выпускаемый компанией JP Software как более функционально насыщенная замена стандартному интерпретатору командной строки в Microsoft Windows - CMD.EXE. TCC основан на ранее выходивших командных оболочках 4DOS для DOS и 4OS/2 для OS/2.

Начиная с версии 12 у 4NT удалена поддержка Windows 95, 98, ME, NT и 2000. Начиная с версии 16 у TCC удалена поддержка Windows XP, хотя работа в XP по-прежнему возможна. 4NT переименована в Take Command Console (TCC) как часть пакета JP Software Take Command версии 9 и новее.

TCC предоставляет большой набор возможностей для работы с командной строкой и пакетными файлами. Для обеспечения обширного доступа к операционной системе TCC позволяет совместно работать с другими языками сценариев - REXX, Ruby и Perl, или скрипт-языками Windows, в виде движков Active Scripting - VBScript и JScript, а также PerlScript (через ActivePerl), TclScript (через ActiveTcl), PythonScript (через ActivePython), и версией скрипт-движка Object REXX.

Интерфейс командной строки

Интерфейс командной строки (англ. Command line interface, CLI) - разновидность текстового интерфейса (CUI) между человеком и компьютером, в котором инструкции компьютеру даются в основном путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд), в UNIX-системах возможно применение мыши. Также известен под названием консоль.

Интерфейс командной строки противопоставляется системам управления программой на основе меню, а также различным реализациям графического интерфейса.

Формат вывода информации в интерфейсе командной строки не регламентируется; обычно это также простой текстовый вывод, но может быть и графическим, звуковым и т. д.

Консоль восстановления

Консоль восстановления (англ. Recovery Console) - компонент, включенный в состав Windows 2000, Windows XP и Windows Server 2003. Он предоставляет администраторам средства выполнения ограниченного круга задач с использованием интерфейса командной строки. Его основная задача заключается в том, чтобы позволить администраторам восстанавливать ОС в ситуациях, когда Windows не загружается до состояния графического интерфейса пользователя. Консоль восстановления используется для предоставления доступа к жесткому диску в чрезвычайной ситуации через командную строку. Таким образом, к консоли восстановления можно получить доступ либо через исходный установочный носитель, используемый для установки Windows, либо также можно установить на жесткий диск и добавить в меню NTLDR, однако, полагаясь на последнее, это более рискованно, потому что для этого требуется, чтобы компьютер загрузился до NTLDR.

Сравнение языков программирования

В приведённой ниже таблице отмечено наличие или отсутствие тех или иных возможностей в некоторых популярных сегодня языках программирования. Столбцы упорядочены по алфавиту. Если возможность в языке недоступна напрямую, но может быть эмулирована с помощью других средств, то в таблице отмечено, что её нет.

При заполнении таблицы учтены только фактические данные, при том, что наличие возможности не обязательно является преимуществом языка, а отсутствие - недостатком.

Точка соединения NTFS

Точка соединения NTFS (англ. NTFS Junction Point) - нововведение в файловой системе NTFS 3.0 (файловая система по умолчанию в Windows 2000). Суть нововведения заключается в том, что указанный логический диск либо папка будет отображаться как папка на другом логическом диске либо в другой папке. Эта возможность позволяет создавать некоторые эффекты с файловой системой (например, хранить два профиля одного и того же пользователя и переключаться между ними без особых проблем). Точка соединения реализована в NTFS как особый тип точки повторной обработки (англ. reparse point).

Данную функцию можно настроить в оснастке «Управление дисками»: щелчок правой кнопкой на подключаемом диске, пункт «Изменить букву диска или путь к диску…», далее в списке будут отображены все возможные пути к диску, по умолчанию диск доступен по своей букве («Х:» - где Х буква диска). Менять пути к диску можно соответствующими кнопками под списком.

Для создания точки соединения на папку можно воспользоваться утилитой linkd, которая входит в комплект Windows 2000 and Windows XP Resource Kits. В Windows Vista и выше точку соединения или символьную ссылку можно создать с помощью стандартной консольной команды mklink.

Для доступа к такой папке не нужны никакие дополнительные настройки приложений, то есть доступ осуществляется введением адреса папки. Таким образом, исчезает ограничение на 26 локальных томов на одном компьютере (количество букв английского алфавита для именования дисков), так как том может быть доступен без присвоения ему имени.

Шебанг (Unix)

Шебанг (англ. shebang, sha-bang, hashbang, pound-bang, or hash-pling) - в программировании последовательность из двух символов: решётки и восклицательного знака ("#!") в начале файла скрипта.

Когда скрипт с шебангом выполняется как программа в Unix-подобных операционных системах, загрузчик программ рассматривает остаток строки после шебанга как имя файла программы-интерпретатора. Загрузчик запускает эту программу и передаёт ей в качестве параметра имя файла скрипта с шебангом. Например, если полное имя файла скрипта "path/to/script" и первая строка этого файла:

#!/bin/shто загрузчик запускает на выполнение "/bin/sh" (обычно это Bourne shell или совместимый интерпретатор командной строки) и передаёт "path/to/script" как первый параметр.

Строка с шебангом обычно пропускается интерпретатором, так как символ "#" является символом начала комментариев во многих скриптовых языках. Некоторые интерпретаторы, которые не используют символ решётки для обозначения начала комментариев (такие, как Scheme), могут пропустить строку шебанга, определив её назначение. Другие решения полагаются на препроцессор, который обрабатывает и удаляет строку шебанга перед тем, как остальная часть скрипта передаётся компилятору или интерпретатору. Так, например, работает InstantFPC, который позволяет запускать программы, написанные на Free Pascal, как скрипты на некоторых операционных системах.