Главные герои рассказа Н.Носова «Телефон» — двое друзей. Однажды они в магазине увидели замечательную техническую игрушку – набор из двух телефонных аппаратов, которые можно было соединить проводом и разговаривать друг с другом, как по настоящему телефону. Две недели приятели, отказывая себе во всем, копили деньги на это чудо техники. И, наконец, они набрали нужную сумму и купили игрушку.
Целый день ребята не могли оторваться от нового развлечения. Они протянули провод между своими квартирами и подключили к проводу телефонные аппараты. Слышимость была замечательная. Сначала друзья просто разговаривали по телефону. Но потом один из друзей, Мишка, стал придумывать разные розыгрыши. Он включил музыку на патефоне и положил рядом с ним трубку, а затем пришел к другу и они вместе слушали, как звучит песня.
В другой раз Мишка притащил к телефону собаку и его другу пришлось слушать собачий лай. А через какое-то время Мишка догадался поймать муху и поднести ее к трубке. Его друг долго не мог понять, что это жужжит в телефоне.
Но через какое то время Мишка затих. Как оказалось, ему стало любопытно, как устроен телефон, и Мишка его начал разбирать. Разобрав телефон и удовлетворив свое любопытство, Мишка собрал телефон обратно, вот только при этом лишние детали у него остались. И телефон после этого стал работать неправильно – в трубке вместо голоса хрюканье слышалось. Чтобы починить Мишкин телефон, ребята решили разобрать второй аппарат. И, в итоге, испортили его тоже. Разговаривать по телефону стало невозможно, но Мишка придумал, что, используя телефонный звонок, можно общаться с помощью азбуки Морзе. Ребята выучили азбуку Морзе, и какое то время общались таким необычным способом.
Но Мишке и этого оказалось мало. Он разобрал свой телефон и стал использовать звонок от телефона в качестве дверного звонка. В результате ребята поссорились, потому что телефон был общим, а Мишка его разобрал, не спросив друга. Три дня ребята не разговаривали, но потом Мишкин друг решил узнать, как у того дела.
Мишкин звонок не работал. Оказалось, что Мишка уже и батарейку разобрал, чтобы узнать, как она устроена. И его друг тоже не удержался и вечером разобрал свою батарейку, пытаясь понять, откуда в батарейке берется электричество. На этом история с игрушечным телефоном и закончилась.
Таково краткое содержание рассказа.
Главный смысл рассказа Н.Носова «Телефон» состоит в том, что стремление детей к познанию окружающих их вещей невозможно ничем остановить. Подобное стремление заложено в самом характере ребенка. Мишка недолго пользовался своим телефоном по назначению и при первой возможности его разобрал, чтобы узнать, как он устроен. Своим стремлением к познанию и тягой к творчеству он «заразил» и друга. В результате, друзья превратили свои телефоны сначала в телеграфные аппараты, а потом – в дверные звонки.
Конечно, тяга к знаниям и творческие наклонности – это хорошо, но, одновременно с тем рассказ «Телефон» учит нас бережно относиться к вещам, особенно к совместной собственности. Ребята в какой-то момент даже поссорились, когда Мишка, не спросив друга, разобрал свой телефон.
И хотя в конце рассказа ребята остались без игрушки, на которую они так долго собирали деньги, мне понравился Мишка, который обладает неуемным любопытством и жаждой познания. Кто знает, может из него получится ученый или конструктор?
Любопытство – не порок.
Вещь хороша, когда новая, а друг — когда старый.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
Название произведения: "Телефон"
Число страниц: 10
Жанр: рассказ
Главные герои: мальчики Коля и Миша
Коля и Миша решили купить игрушечный телефон и две недели копили на него деньги, во всем себе отказывая.
Наконец, они купили телефон, и поставили аппараты в своих квартирах.
Начали мальчики друг другу по делу и без дела названивать. Все им было в диковинку.
Мишка, вон придумал даже собаку к телефону позвать, да пластинку включить, чтобы пение слышалось.
Но вот как-то раз, перестал Мишка отвечать. Коля побежал к нему и в ужасе увидел, что Мишка разобрал свой телефон.
Мальчику просто было интересно. Когда телефон снова собрали, в трубке стали слышны хрюкающие звуки.
Мишка понял, что он что-то неправильно собрал и разобрал Колин телефон.
После починки в телефонах вообще ничего не стало слышно.
Тогда мальчики придумали звонить друг другу азбукой Морзе, но и это продолжалось недолго.
Мишка разобрал звонок и сделал звонок в квартиру.
Коля из вредности тоже сделал себе такой звонок.
Но и звонок недолго у Мишки не проработал он и батарею от него разобрал.
Такой вот он нескладный, Мишка.
1. Желанная игрушка
2. Покупка
3. Первое применение
4. Размышления
5. Ненужные детали
8. Батарея разобрана
Любопытство вещь конечно полезная, но игрушки и тем более приборы лучше не разбирать, если точно не знаешь, как они работают и как устроены.
Чему учит рассказ
Рассказ "Телефон" учит нас бережно относится к своим вещам, не ломать их и не разбирать просто ради интереса.
Маленькие, любопытные.
Экономят, покупают, разбирают.
Сломали обожаемую игрушку.
Глупость.
Рассказ "Телефон" мне очень понравился и я долго смеялась над приключениями Мишки и Коли.
Коля в этом рассказе предстает рассудительным мальчиком, но Мишка сущей егозой, неугомонным сорванцом, которому все на свете интересно.
Наверное, из таких как он и вырастают потом Тесла и Эйнштейны.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Гляди глазами, да не тронь руками.
Телефон (иллюстрации Г.Огородникова)
Рассказ Н.Носова для детей дошкольного возраста, c цветными рисунками Г.Огородникова.
Николай Николаевич Носов
Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку - телефон. В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки. Продавщица объяснила нам, что если один телефон поставить в одной квартире, а другой - у соседей и соединить оба аппарата проволокой, то можно переговариваться.
Вот нам бы купить! Мы как раз соседи,- сказал Мишка.- Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!
Да,- говорю я,- очень полезная штука! Захотел поговорить, взял трубку - поговорил, и ходить никуда не надо.
Удобство!- восторгался Мишка.- Сидишь дома и разговариваешь. Замечательно!
Мы с Мишкой решили собирать деньги, чтобы купить телефон. Две недели подряд мы не ели мороженого, не ходили в кино - всё деньги копили. Наконец насобирали, сколько было нужно, и купили телефон.
Примчались из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой - у Мишки и от моего телефона протянули проволоку через форточку вниз, прямо к Мишкиному телефону.
Ну,- говорит Мишка,- попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай.
Я помчался к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:
Алло! Алло!
Я тоже как закричу:
Слышно что-нибудь?- кричит Мишка.
Слышно. А тебе слышно?
Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Хорошо. А тебе?
И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?
Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?
Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду.
Мишка прибежал ко мне, и мы принялись обниматься от радости.
Хорошо, что купили телефон! Правда?- говорит Мишка.
Конечно,- говорю,- хорошо.
Слушай, сейчас я пойду обратно и позвоню тебе.
Он убежал и позвонил снова. Я взял трубку:
И у меня хорошо. Давай разговаривать.
Давай,- говорю.- А о чём разговаривать?
Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Что «ну»?
Чего же ты не разговариваешь?
А ты почему не разговариваешь?
Да я не знаю, о чём разговаривать,- говорит Мишка.- Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь…
Я говорю:
Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.
Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку.
Ну, придумал?- спрашивает Мишка.
Нет ещё, не придумал.
Я тоже ещё не придумал.
Зачем же ты звонишь, раз не придумал?
А я думал, что ты придумал.
Я сам тогда позвонил бы.
А я думал, что ты не догадаешься.
Что ж я, по-твоему, осёл?
Нет, какой же ты осёл! Ты совсем не осёл! Разве я говорю, что ты осёл!
А что ты говоришь?
Ничего. Говорю, что ты не осёл.
Ну ладно, довольно тебе про осла твердить! Давай лучше уроки учить.
Я повесил трубку и сел за уроки. Вдруг Мишка снова звонит:
Слушай, сейчас я буду петь и на рояле играть по телефону.
Ну, пой,- говорю.
Послышалось какое-то шипение, потом забренчала музыка, и вдруг Мишка запел не своим голосом:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни-и-и?
«Что это?- думаю.- Где он так петь выучился?» Вдруг Мишка сам является. Рот до ушей.
Ты думал, это я пою? Это патефон по телефону поёт! Дай-ка, я послушаю.
Я дал ему трубку. Он слушал, слушал, потом как бросит трубку - и бегом вниз. Я взял трубку, а там:
«Пш-ш-ш! Пш-ш-ш! Др-р-р! Др-р-р!» Наверно, пластинка кончилась. Я снова сел за уроки. Опять звонок. Я взял трубку:
А из трубки:
«Ав! Ав! Ав!»
Ты чего,- говорю,- по-собачьи лаешь?
Это не я. Это с тобой Дружок разговаривает. Слышишь, как он кусает трубку зубами?
Это я ему в морду тыкаю трубкой, а он её зубами грызёт.
Ты бы лучше не портил трубку.
Ничего, она железная… Ай! Пошёл вон! Я тебе покажу, как кусаться! Вот тебе! («Ав! Ав! Ав!») Кусается, понимаешь?
Понимаю,- говорю.
Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку - телефон.
В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки. Продавщица объяснила нам, что если один телефон поставить в одной квартире, а другой - у соседей и соединить оба аппарата проволокой, то можно переговариваться.
Вот нам бы купить! Мы как раз соседи,- сказал Мишка.- Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!
Да,- говорю я- очень полезная штука! Захотел поговорить, взял трубку - поговорил, и ходить никуда не надо.
Удобство! - восторгался Мишка.- Сидишь дома и разговариваешь. Замечательно!
Мы с Мишкой решили собирать деньги, чтобы купить телефон. Две недели подряд мы не ели мороженого, не ходили в кино - всё деньги копили. Наконец насобирали сколько было нужно и купили телефон. Примчались из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой - у Мишки, и от моего телефона протянули проволоку через форточку вниз, прямо к Мишкиному телефону.
Ну, - говорит Мишка,-попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай.
Я помчался к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:
Алло! Алло!
Я тоже как закричу:
Слышно что-нибудь? - кричит Мишка.
Слышно. А тебе слышно?
Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Хорошо. А тебе?
И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?
Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?
Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду.
Мишка прибежал ко мне, и мы принялись обниматься от радости.
Хорошо, что купили телефон! Правда? - говорит Мишка.
Конечно,- говорю,- хорошо.
Слушай, сейчас я пойду обратно и позвоню тебе. Он убежал и позвонил снова.
Я взял трубку:
И у меня хорошо. Давай разговаривать.
Давай,- говорю.- о чём разговаривать?
Ну, о чем... О чём-нибудь... Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Что «ну»?
Чего же ты не разговариваешь?
А ты почему не разговариваешь?
Да я не знаю, о чём разговаривать,- говорит Мишка.- Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...
Я говорю:
Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.
Я повесил трубку и стал думать.
Вдруг звонок. Я взял трубку.
Ну, придумал? - спрашивает Мишка.
Нет ещё, не придумал.
Я тоже ещё не придумал.
Зачем же ты звонишь, раз не придумал?
А я думал, что ты придумал.
Я сам тогда позвонил бы.
А я думал, что ты не догадаешься.
Что ж я, по-твоему, осёл?
Нет, какой же ты осёл? Ты совсем не осёл! Разве я говорю, что ты осёл!
А что ты говоришь?
Ничего. Говорю, что ты не осёл.
Ну ладно, довольно тебе про осла твердить! Давай лучше уроки учить.
Я повесил трубку и сел за уроки. Вдруг Мишка снова звонит:
Слушай, сейчас я буду петь и на рояле играть по телефону.
Ну, пой,- говорю.
Послышалось какое-то сопение, не то шипение, потом забренчала громкая музыка, и вдруг Мишка запел не своим голосом:
Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни-и-и?
«Что это? - думаю.- Где он так петь выучился?» Вдруг Мишка сам является. Рот до ушей.
Ты думал, это я пою? Это патефон по телефону поёт! Дай-ка я послушаю.
Я дал ему трубку. Он слушал, слушал, потом как бросит трубку - и бегом вниз. Я взял трубку, а там «Пш-ш-ш! ГТш-тп-тп! Др-р-р! Др-р-р!». Наверно, пластинка кончилась. Я снова сел за уроки. Опять звонок. Я взял трубку:
А из трубки:
Ав! Ав! Ав!
Ты чего,- говорю,- по-собачьи лаешь?
Это не я. Это с тобой Дружок разговаривает. Слышишь, как
он кусает трубку зубами?
Это я ему в морду тыкаю трубкой, а он её зубами грызёт.
Ты бы лучше не портил трубку.
Ничего, она железная... Аи! Пошёл вон! Я тебе покажу, как кусаться! Вот тебе! (Ав! Ав! Ав!) Кусается, понимаешь?
Понимаю, - говорю.
Снова сел за уроки. Через минуту звонок. Я взял трубку, а там что-то жужжит:
«Жжу-у-у-у!»
Алло! - кричу. «Жуу-у! Жжу-у!»
Чем ты там жужжишь?
Какой мухой?
Ну, простой мухой. Я её держу перед трубкой, а она крылышками машет и жужжит.
Целый вечер, мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шёпотом разговаривали - всё было слышно. Уроки я кончил поздно и думаю:
«Позвоню ещё раз Мишке, перед тем как лечь спать».
Позвонил, а он не отвечает.
«Что же это? - думаю.- Неужели телефон испортился?»
Позвонил еще раз - опять нет ответа! Думаю:
«Надо пойти узнать, в чём дело».
Прибегаю к нему... Батюшки! Он телефон положил на стол и ломает. Батарею из аппарата вытащил, звонок разобрал и уже трубку развинчивает.
Стой! - говорю.- Ты зачем телефон ломаешь?
Да я не ломаю. Я только хочу посмотреть, как он устроен. Разберу, а потом соберу обратно.
Так разве ты соберёшь? Это понимать надо.
Ну я и понимаю. Чего тут ещё не понимать!
Он развинтил трубку, вынул из неё какие-то железки и стал отковыривать круглую пластинку, которая внутри была. Пластинка вывалилась, и из трубки посыпался чёрный порошок. Мишка испугался и стал собирать порошок обратно в трубку.
Ну, вот видишь,- говорю,- что ты наделал!
Ничего,- говорит,- я сейчас соберу всё, как было.
И стал собирать. Возился, возился... Винтики маленькие, завинчивать трудно. Наконец собрал трубку, только железка у него одна осталась и два винтика лишних.
А эта железка откуда взялась? - спрашиваю.
Ах я разиня! - говорит Мишка.- Забыл! Её надо было там внутри привинтить. Придется снова разбирать трубку.
Ну,- говорю,- я пойду домой, а ты, как только будет готово, позвони мне.
Пошёл я домой и стал ждать. Ждал, ждал, так ничего не дождался и спать лег.
Наутро телефон как зазвонит! Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:
А из трубки в ответ:
Ты чего хрюкаешь?
Как это - хрюкаю? Я не хрюкаю,- говорю я.
Брось хрюкать! Говори по-человечески! - кричит Мишка.
Я и говорю по-человечески. Зачем Мне хрюкать?
Ну, довольно тебе баловаться! Всё равно я не поверю, что ты поросёнка в комнату притащил.
Да говорят же тебе, что никакого поросёнка нет! - рассердился я.
Мишка замолчал.
Через минуту приходит ко мне:
Ты чего хрюкал по телефону?
Я не хрюкал.
Я ведь слышал.
Да зачем же мне хрюкать?
Не знаю,- говорит.- Только у меня в трубке всё «хрю-хрю» да «хрю-хрю». Вот пойди, если не веришь, послушай.
Я пошел к нему и позвонил по телефону:
Сначала ничего не было слышно, а потом потихоньку так: «Хрюк! Хрюк! Хрюк!» Я говорю:
Хрюкает.
А в ответ снова: «Хрюк! Хрюк! Хрюк!»
Хрюкает! - кричу я. А из трубки опять: «Хрюк! Хрюк! Хрюк!
Тут я понял, в чём дело, и побежал к Мишке.
Это ты,- говорю,- телефон испортил!
Ты ведь разбирал его, вот и испортил у себя в трубке что-то.
Наверно, я что-нибудь неправильно собрал,- говорит Мишка,- Надо исправить.
Как же теперь исправишь?
А я посмотрю, как твой телефон устроен, и свой сделаю так же.
Не дам я свой телефон разбирать!
Да ты не бойся! Я осторожно. Надо же починить!
И стал чинить. Возился, возился - и починил так, что совсем ничего не стало слышно. Даже хрюкать перестало.
Ну, что теперь делать? - спрашиваю я.
Знаешь,- говорит Мишка, - пойдём в магазин, может быть, там починят.
Пошли мы в игрушечный магазин, но там телефонов не чинили и даже не знали, где их чинят. Целый день мы ходили скучные. Вдруг Мишка придумал:
Чудаки мы! Ведь мы можем по телеграфу переговариваться!
Как - по телеграфу?
Очень просто: точка, тире. Звонок-то ведь действует! Короткий звонок - точка, а длинный - тире. Выучим азбуку Морзе и будем переговариваться!
Достали мы азбуку Морзе и стали учить: «А» - точка, тире; «Б» - тире, три точки; «В» - точка, два тире... Выучили всю азбуку и стали переговариваться. Сначала у нас получалось медленно, а потом мы научились, как настоящие телеграфисты: «Трень-трень-трепь!» - и всё понятно. Это даже интереснее было, чем простой телефон. Только это продолжалось недолго. Один раз звоню Мишке утром, а он не отвечает. «Ну,- думаю,- спит ещё». Позвонил позже - опять не отвечает. Пошёл к нему и стучу в дверь. Мишка открыл и говорит:
Ты чего в дверь барабанишь? Не видишь, что ли? И показывает на двери кнопку.
Что это?- спрашиваю.
Электрическая. У нас теперь электрический звонок есть, так что можешь звонить.
Где ты взял?
Сам сделал.
Из чего?
Из телефона.
Как - из телефона?
Очень просто. Звонок из телефона выдрал, кнопку - тоже. И батарею из телефона вынул. Была игрушка - стала вещь!
Какое же ты имел право телефон разбирать? - говорю я.
Какое право! Я свой телефон разобрал. Твоего ведь не трогал.
Так телефон-то наш общий! Если бы я знал, что ты станешь ломать, то и не стал бы с тобой покупать! Зачем мне телефон, если разговаривать не с кем!
А зачем нам разговаривать? Небось недалеко живём, можно и так прийти поговорить.
Я с тобой и разговаривать после этого не хочу!
Рассердился я на него и три дня с ним не разговаривал. От скуки и я свой телефон разобрал и сделал из него электрический звонок. Только не так, как у Мишки. Я всё аккуратно устроил. Батарею поставил возле двери на полочке, от неё по стене провода протянул к электрическому звонку и кнопке. А кнопку к двери хорошенько винтиками привинтил, чтобы она не болталась на одном гвозде, как у Мишки. Даже папа и мама похвалили меня за то, что я устроил такую полезную вещь в доме. Я пошёл к Мишке, чтобы рассказать ему, что у меня теперь тоже электрический звонок есть.
Подхожу к двери, звоню... Нажимал кнопку, нажимал - никто не отворяет. «Может быть, звонок испортился?» -думаю. Стал в дверь стучать.
Мишка открыл.
Я спрашиваю:
Что же звонок, не действует?
Не действует.
Да я батарею разобрал.
Ну, я хотел посмотреть, из чего батареи сделана.
Как же,- говорю,- ты теперь будешь - 6eз телефона и без звонка?
Ничего,- вздохнул он,- как-нибудь буду!
Пошёл я домой, а сам думаю: «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он всё ломает?!» Мне даже жалко стало его. Вечером я лёг спать и долго не мог заснуть, «всё вспоминал: как у нас был телефон и как из него получился электрический звонок. Потом я стал думать об электричестве, как оно получается в батарее и из чего. Все давно уже спали, а я всё думал про это и никак не мог заснуть. Тогда я встал, зажёг лампу, снял с полки батарею и разломал её. В батарее оказалась какая-то жидкость, в которой мокла чёрная палка, завёрнутая в тряпочку. Я понял, что электричество получалось из этой жидкости. Потом лёг в постель и быстро заснул.
Николай Н Носов (читать рассказы,
сказки, для детей)
Рассказ Носова: Телефон
Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку — телефон. В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки. Продавщица объяснила нам, что если один телефон поставить в одной квартире, а другой — у соседей и соединить оба аппарата проволокой, то можно переговариваться.
— Вот нам бы купить! Мы как раз соседи,— сказал Мишка.— Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!
— Да,— говорю я,— очень полезная штука! Захотел поговорить, взял трубку — поговорил, и ходить никуда не надо.
— Удобство! — восторгался Мишка. — Сидишь дома и разговариваешь. Замечательно!
Мы с Мишкой решили собирать деньги, чтобы купить телефон. Две недели подряд мы не ели мороженого, не ходили в кино — всё деньги копили. Наконец насобирали сколько было нужно и купили телефон.
Примчались из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой — у Мишки и от моего телефона протянули проволоку через форточку вниз, прямо к Мишкиному телефону.
— Ну, — говорит Мишка, — попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай.
Я помчался к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:
— Алло! Алло!
Я тоже как закричу:
— Слышно что-нибудь? — кричит Мишка.
— Слышно. А тебе слышно?
— Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
— Хорошо. А тебе?
— И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?
— Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?
— Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду.
Мишка прибежал ко мне, и мы принялись обниматься от радости:
— Хорошо, что купили телефон! Правда? — говорит Мишка.
— Конечно,— говорю,— хорошо.
— Слушай, сейчас я пойду обратно и позвоню тебе.
Он убежал и позвонил снова. Я взял трубку:
— Слышно?
— Слышно.
— Хорошо?
— Хорошо.
— И у меня хорошо. Давай разговаривать.
— Давай,— говорю.— А о чём разговаривать?
— Ну, о чём… О чём-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
— Правда.
— Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
— Правда.
— Что «ну»?
— Чего же ты не разговариваешь?
— А ты почему не разговариваешь?
— Да я не знаю, о чём разговаривать, — говорит Мишка.— Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь…
Я говорю:
— Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.
— Ладно.
Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку.
— Ну, придумал? — спрашивает Мишка.
— Нет ещё, не придумал.
— Я тоже ещё не придумал.
— Зачем же ты звонишь, раз не придумал?
— А я думал, что ты придумал.
— Я сам тогда позвонил бы.
— А я думал, что ты не догадаешься.
— Что ж я, по-твоему, осёл?
— Нет, какой же ты осёл! Ты совсем не осёл! Разве я говорю, что ты осёл!
— А что ты говоришь?
Ничего. Говорю, что ты не осёл.
— Ну ладно, довольно тебе про осла твердить! Давай лучше уроки учить.
— Давай.
Я повесил трубку и сел за уроки. Вдруг Мишка снова звонит:
— Слушай, сейчас я буду петь и на рояле играть по телефону.
— Ну, пой,— говорю.
Послышалось какое-то шипение, потом забренчала музыка, и вдруг Мишка запел не своим голосом:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни-и-и?
«Что это? — думаю.— Где он так петь выучился?» Вдруг Мишка сам является. Рот до ушей.
— Ты думал, это я пою? Это патефон по телефону поёт! Дай-ка, я послушаю.
Я дал ему трубку. Он слушал, слушал, потом как бросит трубку — и бегом вниз. Я взял трубку, а там «Пш-ш-ш! Пш-ш-ш! Др-р-р! Др-р-р!» Наверно, пластинка кончилась. Я снова сел за уроки. Опять звонок. Я взял трубку:
А из трубки:
— Ав! Ав! Ав!
— Ты чего,— говорю,— по-собачьи лаешь?
— Слышу.
— Это я ему в морду тыкаю трубкой, а он её зубами грызёт.
— Ты бы лучше не портил трубку.
— Ничего, она железная… Ай! Пошёл вон! Я тебе покажу, как кусаться! Вот тебе! (Ав! Ав! Ав!) Кусается, понимаешь?
— Понимаю,— говорю.
— Это не я. Это с тобой Дружок разговаривает. Слышишь, как он кусает трубку зубами?
Снова сел за уроки. Через минуту звонок. Я взял трубку, а там что-то жужжит:
«Жжу-у-у-у!»
— Алло,— кричу я.
«Жуу-у! Жжу-у!»
— Чем ты там жужжишь?
— Мухой.
— Какой мухой?
— Ну, простой мухой. Я её держу перед трубкой, а она крылышками машет и жужжит.
Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шёпотом разговаривали — всё было слышно. Уроки я кончил поздно и думаю:
«Позвоню ещё раз Мишке, перед тем как лечь спать».
Позвонил, а он не отвечает.
«Что же это? — думаю.— Неужели телефон испортился?»
Позвонил ещё раз — опять нет ответа! Думаю:
«Надо пойти узнать, в чём дело».
Прибегаю к нему… Батюшки! Он телефон положил на стол и ломает. Батарею из аппарата вытащил, звонок разобрал и уже трубку развинчивает.
— Стой! — говорю.— Ты зачем телефон ломаешь?
— Да я не ломаю. Я только хочу посмотреть, как он устроен. Разберу, а потом соберу обратно.
— Так разве ты соберёшь? Это понимать надо.
— Ну я и понимаю. Чего тут ещё не понимать!
Он развинтил трубку, вынул из неё какие-то железки и стал отковыривать круглую пластинку, которая внутри была. Пластинка вывалилась, и из трубки посыпался чёрный порошок. Мишка испугался и стал собирать порошок обратно в трубку.
— Ну, вот видишь,— говорю,— что ты наделал!
— Ничего,— говорит,— я сейчас соберу всё, как было.
И стал собирать. Возился, возился… Винтики маленькие, завинчивать трудно. Наконец собрал трубку, только железка у него одна осталась и два винтика лишних.
— А это откуда — железка? — спрашиваю.
— Ах я разиня! — говорит Мишка.— Забыл! Её надо было там внутри привинтить. Придётся снова разбирать трубку.
— Ну,— говорю,— я пойду домой, а ты, как только будет готово, позвони мне.
Пошёл я домой и стал ждать. Ждал, ждал, так ничего не дождался и спать лёг.
Наутро телефон как зазвонит! Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:
— Слушаю!
А из трубки в ответ:
— Ты чего хрюкаешь?
— Как это — хрюкаю? Я не хрюкаю,— говорю я.
— Брось хрюкать! Говори по-человечески!— кричит Мишка.
— Я и говорю по-человечески. Зачем хрюкать?
— Ну, довольно тебе баловаться! Всё равно я не поверю, что ты поросёнка в комнату притащил.
— Да говорят же тебе, что никакого поросёнка нет! — рассердился я.
Мишка замолчал. Через минуту приходит ко мне:
— Ты чего хрюкал по телефону?
— Я не хрюкал.
— Я ведь слышал.
— Да зачем же мне хрюкать?
— Не знаю,— говорит.— Только у меня в трубке всё «хрю-хрю» да «хрю-хрю». Вот пойди, если не веришь, послушай.
Я пошёл к нему и позвонил по телефону:
Сначала ничего не было слышно, а потом потихоньку так:
«Хрюк! Хрюк! Хрюк!» Я говорю:
— Хрюкает.
А в ответ снова: «Хрюк! Хрюк! Хрюк!»
— Хрюкает! — кричу я.
А из трубки опять:
«Хрюк! Хрюк! Хрюк! Хрюк!»
Тут я понял, в чём дело, и побежал к Мишке.
— Это ты,— говорю,— телефон испортил!
— Почему?
— Ты разбирал его, вот и испортил у себя в трубке что-то.
— Наверно, я что-нибудь неправильно собрал,— говорит Мишка.— Надо исправить.
Как же теперь исправишь?
— А я посмотрю, как твой телефон устроен, и свой сделаю так же.
— Не дам я свой телефон разбирать!
— Да ты не бойся! Я осторожно. Надо же починить!
И стал чинить. Возился, возился— и починил так, что совсем ничего не стало слышно. Даже хрюкать перестало.
— Ну, что теперь делать? — спрашиваю я.
Знаешь, — говорит Мишка,— пойдём в магазин, может быть, там починят.
Пошли мы в игрушечный магазин, но там телефонов не чинили и даже не знали, где чинят. Целый день мы ходили скучные. Вдруг Мишка придумал:
— Чудаки мы! Ведь мы можем по телеграфу переговариваться!
— Как — по телеграфу?
— Очень просто: точка, тире. Звонок-то ведь действует! Короткий звонок — точка, а длинный — тире. Выучим азбуку Морзе и будем переговариваться!
Достали мы азбуку Морзе и стали учить: «А» — точка, тире; «Б» — тире, три точки; «В» — точка, два тире… Выучили всю азбуку и стали переговариваться. Сначала у нас получалось медленно, а потом мы научились, как настоящие телеграфисты: «трень-трень-трень!» — и всё понятно. Это даже интереснее было, чем простой телефон. Только это продолжалось недолго. Один раз звоню Мишке утром, а он не отвечает. «Ну,— думаю,— спит ещё». Позвонил позже — опять не отвечает. Пошёл к нему и стучу в дверь. Мишка открыл и говорит:
— Ты чего в дверь барабанишь? Не видишь, что ли? И показывает на двери кнопку.
— Что это? — спрашиваю.
— Кнопка.
— Какая?
— Электрическая. У нас теперь электрический звонок есть, так что можешь звонить.
— Где ты взял?
— Сам сделал.
— Из чего?
— Из телефона.
— Как — из телефона?
— Очень просто. Звонок из телефона выдрал, кнопку — тоже. И батарею из телефона вынул. Была игрушка — стала вещь!
— Какое же ты имел право телефон разбирать? — говорю я.
— Какое право! Я свой телефон разобрал. Твоего ведь не трогал.
— Так телефон-то наш общий! Если бы я знал, что ты станешь ломать, то и не стал бы с тобой покупать! Зачем мне телефон, если разговаривать не с кем!
— А зачем нам разговаривать? Небось недалеко живём, можно и так прийти поговорить.
— Я с тобой и разговаривать после этого не хочу!
Рассердился я на него и три дня с ним не разговаривал. От скуки и я свой телефон разобрал и сделал из него электрический звонок. Только не так, как у Мишки. Я всё аккуратно устроил. Батарею поставил возле двери на полочке, от неё по стене провода протянул к электрическому звонку и кнопке. А кнопку к двери хорошенько винтиками привинтил, чтоб она не болталась на одном гвозде, как у Мишки. Даже папа и мама похвалили меня за то, что я устроил такую полезную вещь в доме.
Я пошёл к Мишке, чтобы рассказать ему, что у меня теперь тоже электрический звонок есть.
Подхожу к двери, звоню… Нажимал кнопку, нажимал — никто не отворяет. «Может быть, звонок испортился?» — думаю. Стал в дверь стучать, Мишка открыл. Я спрашиваю:
— Что же звонок, не действует?.
— Не действует.
— Почему?
— Да я батарею разобрал.
— Зачем?
— Ну, я хотел посмотреть, из чего батарея сделана.
— Как же, — говорю, — ты теперь будешь — без телефона и без звонка?
— Ничего,— вздохнул он,— как-нибудь буду!
Пошёл я домой, а сам думаю: «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он всё ломает?!» Мне даже жалко стало его.
Вечером я лёг спать и долго не мог заснуть, всё вспоминал: как у нас
был телефон и как из него получился "электрический звонок. Потом я стал
думать об электричестве, как оно получается в батарее и из чего. Все
давно уже спали, а я всё думал про это и никак не мог заснуть. Тогда я
встал, зажёг лампу, снял с полки батарею и разломал её. В батарее
оказалась какая-то жидкость, в которой мокла чёрная палка, завёрнутая в
тряпочку. Я понял, что электричество получалось из этой жидкости. Потом
лёг в постель и быстро заснул.
Вы
читали онлайн рассказ Николая Н Носова: Телефон: текст из
книги.
Все произведения (рассказы Носова для детей, сказки)
полностью вы
можете
читать, по содержанию справа.
Носов всегда пишет для детей, школьников и о детях. Но читают его и
взрослые. Он в совершенстве постиг психологию
«мальчика». Уже не дитя, но ещё и не юноша. А
именно мальчик. И всё это интереснее, увлекательнее, чем во
многих книгах о взрослых. Тридцать лет своего писательского труда отдал
Николай Николаевич Носов детской литературе. Носов - умный,
вдумчивый писатель с юмором, автор поистине классических книг, сказок,
рассказов, каждый из которых блестит, как яркая жемчужина, в ларце
нашей детской литературы.
Классика
детской литературы из коллекции произведений для чтения (смешные
рассказы,
сказки, юмор)
лучших, известных писателей для детей и школы:
.................