Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что умеют программисты. Это должен знать каждый начинающий программист

Что умеют программисты. Это должен знать каждый начинающий программист

Данный текст появился как ответ на стандартную реакцию "настоящих программистов" в ответ на мои слова что я програмист 1С. "А-а-а, 1с-ник, да какой тыпрограммист, так скриптописатель в лучшем случае. Копаетесь там в своей бухгалтерии и почему-то считаете себя программистами. Настоящий программист знаешь сколько всего должен знать?"

Когда я в заинтересованно спрашиваю что же именно должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ обычно получаю в ответ какие-нить частные проблемы именно того прогера, с которым я в эту минуту беседую. Причем выдаваемые чуть ли не за истинную сущность всего программирования как такового. Ну что-то типа -- "Если ты не знаешь как использовать семафоры в Делфи ты не программист". Или -- "если ты не знаешь как устроены хэш-таблицы ты не программист". Мне это надоело, я покопался в интернете и решил собрать в один пост все, что должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ по мнению самих НАСТОЯЩИХ ПРОГРАММИСТОВ. Список с разбивкой по разделам знания под катом

МАТЕМАТИКА

Численные методы, дихотомия/метод Ньютона, интер- и экстраполяция, сплайны, метод Гаусса/Якоби/Зейделя, QR и LU-декомпозиция, SVD, МНК, методы Рунге-Кутты, метод Адамса, формулы Ньютона-Котеса, метод Ритца, метод Бубнова-Галеркина, метод конечных разностей/элементов, FFT/STFT, сходимость и устойчивость, l-bfgs и другие квазиньютоновские методы, adagrad, PARAFAC, cassowary, interior point methods, вариационные методы для байесовского вывода, nesterov, автоматическое дифференцирование, alternating least squares, what every computer scientist should know about floating point arithmetics by Goldberg, Nocedal & Wright/Boyd & Vandenberghe

Алгоритмы, Кнут-Грэхем-Паташник/Зорич/Винберг, Spivak/Dummit-Foote, математический анализ, линейная алгебра, комплексный анализ, функциональный анализ, дифференциальная геометрия, теория чисел, дифференциальные уравнения/интегральные уравнения/вариационное исчисление/оптимальное управление, производящие функции, ряды, комбинаторика, теория вероятностей/математическая статистика/случайные процессы/теория массового обслуживания, цепи Маркова, интегральные преобразования (Фурье, Лаплас, Вейвлет), NZQRCHOS, матпакеты (Mathematica, Maple), теория категорий

Теория информации, сжатие, Хаффман, RLE, BWT, LZ, коды коррекции ошибок, сжатие с потерями (изображения, аудио, видео), информационная энтропия, формула Шеннона, сложность Колмогорова, maximum entropy problem, kullback-leibler divergence, elias/shannon-elias encoding

Дискретная математика, K2, теорема Поста, схемы, конечные автоматы (ДКА и НДКА), автомат Калашникова, клеточные автоматы

Криптография, Шнайер/Ященко, Принцип Керкгоффса, симметричная (DES, AES), асимметричная (RSA), качество ГПСЧ, алгоритм Диффи-Хеллмана, эллиптические кривые, хэширование (MD5, SHA, CRCn), DHT, криптостойкость, криптоатаки (атака гроссмейстера), WEP/WPA/WPA2 и атаки на них, цифровая подпись и сертификаты, PKI, HTTPS/SSL, доказательство с нулевым разглашением, пороговая схема, murmurhash/cityhash, DKIM

Квантовые вычисления, алгоритм Шора, квантовая криптография

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Мультитредность, обедающие философы, deadlock/livelock/race condition/starvation, атомарность, lock инструкции процессора, memory model/barrier/ordering, CAS или LL/SC, wait/lock/obstruction-free, ABA problem, написание lock-free контейнеров, spin-lock, TLS/per-thread data, закон Амдала, OpenMP, MPI, map-reduce, critical section/mutex/semaphore/condition variable, WaitForSingleObject/WaitForMultipleObjec ts, green thread/coroutine, pthreads, future/deferred/promise, модель акторов, parameter server, RDD (as seen in sparks), downpour SGD, wait-free, stackful vs stackless

Вычислимость, машина Тьюринга, нормальные алгоритмы Маркова, машина Поста, диофантовы уравнения Матиясевича, лямбда-функции Черча, частично рекурсивные функции Клини, комбинаторное программирование Шейнфинкеля, Brainfuck, эквивалентность тьюринговых трясин, проблема останова и самоприменимости, счетность множества вычислимых функций, RAM-машина, алгоритм Тарского, SAT/SMT-солверы, теория формальных систем, interactive proofs, теорема Левина-Кука, 3SAT, PSPACE = NPSPACE,

Алгоритмы и комбинаторная оптимизация, Кормен/Скиена/Седжвик/Кнут/Ахо-Хопкрофт-У льман/Пападимитриу/Шрайвер-Голдберг/Преп арата-Шеймос/e-maxx.ru, структуры данных, алгоритмы, сложность, символика Ландау, теорема Акра-Баззи, time-space tradeoff, классы сложности, NP-полные задачи, КМП, графы и деревья, потоки в сетях, матрица Кирхгофа, деревья поиска (особенно RB-дерево и B-дерево), occlusion detection, куча, хэш-таблицы и идеальный хэш, сети Петри, алгоритм русского крестьянина, метод Карацубы и матричное умножение Винограда-Штрассена, сортировки, жадные алгоритмы и матроиды, динамическое программирование, линейное программирование, diff-алгоритмы, рандомизированные алгоритмы и алгоритмы нечеткого поиска, псевдослучайные числа, нечеткая логика, gusfield (suffix tree, string alignment), motif search, scanning line, cache oblivious, funnel sorting, VEB-layout, корневая оптимизация, алгоритмы для динамических графов, модели вычисления (RAM-machine/pointer machine/decision trees и т.д.), алгоритмы в иерархиях памяти/стриминговые алгоритмы, time forward processing, range & rank, LSM-trees, buffered a-b-trees, toku trees, персистентные структуры, succint-структуры, lossy-струтуры (bloom/bloomier filter, hash-tables with false positives), locality sensitive hashing, space-time tradeoff в хэш-таблицах, scheduling strategies

Машинное обучение, Тибширани/Bishop, подходы к моделированию AI, переобучение/кроссвалидация, байесовские сети, нейросети, сети Кохонена, Restricted Boltzmann machine, градиентный спуск/hill climbing, стохастическая оптимизация (метод Монте-Карло, метод отжига, генетические алгоритмы, муравьиные алгоритмы), SVM, gradient boosting, кластерный анализ, метод главных компонент, LSH, обучение с подкреплением, MDP, information retrieval/data mining/natural language processing, машинное зрение, Szeliski, OpenCV, image processing, OCR, фильтры Собеля, каскад Хаара, Viola-Jones framework, SURF, введение в психофизиологию зрения, IPython/pandas/scikit-learn, (ME)HMM, CRF, label bias problem, stacked NN, LeToR, factorization machines, autoencoders, RNN/CNN, вместо NLP лучше отдельные задачи (language modelling, co-reference detection, text chunking, POS-tagging, probabilistic parsing, statistical machine translation, misspell correction, question answering, NER, collocation detection, text summarization, speech recognition, fact extraction, sentiment analysis), эффективное вычисление softmax, feature engineering/selection, quality estimation, Manning/Jurafsky/McCallum/Koehn, latent topics (LDA, chineese restaurant, pLSI), parallel coordinates, vowpal wabbit, NLTK, structured learning, EM-алгоритм, contrastive divergence, optimal brain surgery, belief propagation, semi-supervised learning, inductive vs transductive learning, kernel trick, discriminative/generative pairs (as seen by Ng & Jordan), sequence to sequence learning, bagging, анализ социальных графов, рекомендательные системы/collaborative filtering, multimodal learning

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММ

Архитектура и стиль кода, Макконнелл/Фаулер/Лебланк/Гамма/Александ реску-Саттер/Буч, защитное программирование, паттерны, SOLID/GRASP/KISS DRY SPOT/YAGNI, UML, OOP (Smalltalk), OOD/OOA, метрики кода, uncle Bob

Методологии разработки, Waterfall/RUP/Agile/Scrum/Kanban/XP, TDD/BDD, CASE

Инструментальные средства разработки, IDE, IntelliSense, отладчики (VS/Olly/WinDbg/kdb/gdb) и трейсеры (strace/ltrace), DWARF debug information format, дизассемблеры и декомпиляторы (IDA/HexRays/Reflector), системы контроля версий (SVN, GIT), merge/branch/trunk, системы именования файлов и бранчей, continuous integration, ant, code coverage, статический анализ (lint, cppcheck), динамический анализ (valgrind, фаззинг), верификация и валидация ПО (Frama-C, RAISE (RSL), Coq), профайлинг, багтрекеры, документирование кода, системы сборки (CMake), пакетные менеджеры (NuGet)

Фреймворки, Qt, moc и метаинформация, концепция слот-сигнал, Саммерфилд-Бланшет/Шлее, PoCo, промышленные библиотеки: GMP, i18n, lapack, fftw, pcre

Проектирование GUI и представление информации, Раскин/Тафти, юзабилити, основы дизайна и типографики, закон Фиттса, основы верстки, LaTeX, алгоритмы визуализации данных (as seen in d3), subpixel rendering

Тестирование, юнит-тесты, функциональное, нагрузочное, интеграционное тестирование, тестирование UI, mocks/stubs/spies, fixture, запахи и паттерны тестов (Osherove/Meszaros)

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Общее представление об языках программирования, грамматики, иерархия Хомского, теорема Майхилла-Нероуда, лемма о накачке и лемма Огдена, алгебра Клини, НДКА → ДКА, алгоритмически неразрешимые задачи в формальных языках, Драгонбук, Фридл, регекспы и их сложность, PCRE, БНФ, Boost.Spirit + Karma + Qi/Ragel, LL, LR/SLR/LALR/GLR, PEG/packrat, yacc/bison/flex/antlr, статический анализ кода, компиляция/декомпиляция/обфускация/деобф ускация, Clang/LLVM/XMLVM/Emscripten, GCCXML, OpenC++, построение виртуальных машин, JiT/AoT/GC, DSL/DSEL, on-stack replacement, type checking/type inference алгоритмы, CYK parser, advanced compiler design and implementation by Muchnick

Язык ассемблера, Зубков/Хайд/Дреппер/Касперски/Фог/Абраш, x86, FPU/MMX/SSEn/AVX, AT&T и Intel-синтаксис, masm32, макросы, стек, куча/менеджеры кучи, соглашения вызова, hex-коды, машинное представление данных, IEEE754, little/big endian, SIMD, аппаратные исключения, прерывания, виртуальная память, реверсинг, срыв стека и кучи, return oriented programming, alphanumeric shellcode, L1/L2/RAM/page fault и их тайминг, язык ассемблера ARM

C++, стандарт, Comeau, 1TBS, Страустрап/D&E/Джосаттис/Вандервуд, Дьюхэрст/Мейерс/Саттер, RAII/copy-and-swap/exception-safety, правило пяти, Александреску/Абрахамс-Гуртовой, type erasure, CRTP, NVI, SFINAE, Koenig lookup, Duff"s device, Boost, Сик-Ламсдейн/Карлссон, TR on C++ performance, тест Степанова, forwarding problem/move semantics, SPECS, GotW, Meyer"s singleton, cppgm

Компиляторы С++, особенности реализации стандарта, ограничения реализации, интринсики, отличия стандартных библиотек (контейнеры, rand), ABI, реализация виртуальных функций, виртуального наследования, исключений, RTTI, switch, указателей на функции и методы; оптимизации, copy elision (RVO, NRVO), sizeof на различных платформах, дефайны компилятора и среды, __declspec, ключи компилятора, empty-base optimization, статическая и динамическая линковка, манглинг, распределенная компиляция, precompiled header, single compilation unit, (strict) aliasing/restrict, inline/_forceinline, volatile, быстрое вычисление математических функций через битхаки, linkers & loaders by Levine

Прикладное программирование, C#/F#, Шилдт/Троелсен/Рихтер, генерики, yield, linq/plinq, рефлексия, AST, WCF, WinForms/WPF/Silverlight, AOP, фреймворки логгирования, .NET assembly, Scala, Хорстманн/Одерски, pattern matching, макросы/квазицитаты

Функциональное программирование, Haskell/Ocaml/Scheme/Alice или Oz, SICP/TaPL/YAHT/Purely Functional Data Structures/Харрисон-Филд, HOF (map/fold/filter), система типов Хиндли-Милнера, монады, тайпклассы, АТД, dependent types, ленивость/энергичность, логическое программирование (Prolog или Mercury), конкурентное программирование (Erlang или Oz)

Веб-программирование и скриптовые языки, Фланаган/Zend PHP5 Certification Course + Study Guide, Apache/nginx, CGI/FastCGI, PHP/Zend Framework/ReactPHP/Zend Engine/Doctrine или Propel/CodeIgniter или Symphony или Yii, Python/Django/Twisted, Ruby/RoR, ASP.NET MV*, JavaScript/jQuery/React/Google Closure/ExtJS/node.js, ООП в JavaScript, HTML5, CSS3/табличная и блочная верстка, RSS, canvas/WebGL, Ajax/WebSockets, вопросы безопасности (XSS, SQL injection, CSRF), highload, C10k problem, SWIG, CDN, shadow DOM, квирки браузеров, real time bidding/trading, anomaly detection, архитектура single page apps, устройство веб-краулеров, web/social graph random walk, asm.js и компиляция в js, v8/spidermonkey internals, PaaS/IaaS, SPDY

БАЗЫ ДАННЫХ

Базы данных/Распределенные системы, Грубер/Дейт, ANSI SQL, T-SQL, ODBC, MySQL/PostgreSQL/MS SQL/BDB/SQLite/Sphinx, хранимые процедуры, триггеры, алгебра Кодда/А, Tutorial D, нормальные формы, оптимизация и выполнение запросов, структуры данных индексов, транзакции и ACID, CAP-теорема Брюера, graph DB, document store, wide column store, key-value storage, теория распределенных систем, CRDT, net split проблема, протоколы консенсуса, теория шардинга/репликации, ORM (C++ ODB), ERD, OLAP, семантическая сеть, triplestore, RDF/Turtle, SPARQL, OWL, Semanticscience Integrated Ontology, reasoner, DBpedia, big table/hbase vs. dynamodb/cassandra/riak, 2/3PC, chubby/zoo keeper, leader election (paxos/raft), hdfs/gfs/glusterfs, deduplication problem, causality detection (vector clock/stamps), R/W quorum, load balancing, устройство индексов поисковых систем, event sourcing, CRDT, дизайн протоколов и принципы коммуникации, с точки зрения эволюции, расширяемости, надежности, дизайн программных интерфейсов (API)

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Операционные системы, Silberschatz/Рихтер/Соломон-Руссинович/Р обачевский/Вахалия/Стивенс/Таненбаум/Lov e/Linux Kernel Internals, менеджер памяти, менеджер кучи и ее устройство (LAL/LFH/slab), менеджер устройств, менеджер процессов, context switch, реальный и защищенный режим, исполнимые файлы (PE/ELF/Mach), объекты ядра, отладочные механизмы (strace/ptrace/dtrace/pydbg, Debug API) и минидампы, bash, сетевой стек и высокопроизводительные сервера, netgraph, CR0, IPC, оконная подсистема, система безопасности: ACE/ACL и права доступа, технологии виртуализации, RTOS (QNX), программирование драйверов, IRQL, IRP, файловые системы, BigTable, NDIS/miniport/FS drivers/filter driver, Mm-, Io-, Ldr-функции, DKOM и руткиты, GDT/IDT/SDT, ядра Windows/Linux/BSD, POSIX, TRIM

Форматы, XML/XSLT/XPath/XMLStarlet/DOM/SAX, RTF/ODF, JSON/BSON/bencode, YAML, JPEG/PNG/WebP, AVI/MPEG/RIFF/WAV/MP3/OGG/WebM, SVG, Unicode, кодировки однобайтные/UTF-8/UTF-16/UCS-2/UTF-32, проблемы длины и сравнения Unicode-строк, base64, markdown

Компонентно-ориентированные модели, Роджерсон/Таварес, COM/OLE/ActiveX/COM+/DCOM RPC, ATL, апартменты, моникеры, MIDL, XPCOM, CORBA, TAO, D-Bus

Сеть, Стивенс, OSI model/Internet model, Ethernet, TCP/IP, TCP window, алгоритм Нейгла, сокеты, Protocol buffers/Thrift/Avro/ASN.1, AMQP, ICMP, роутинг/BGP/OSPF, ARP, атака Митника, syn flood, HTTP/FTP, P2P/DHT, DHCP, SMB/NBNS, IRC/XMPP, POP3/SMTP/ESMTP/IMAP, DNS, WiFi/WiMax/GSM/CDMA/EDGE/Bluetooth/GPS, ACE, Wireshark

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аппаратное обеспечение, Хоровиц-Хилл/Титце-Шенк, полупроводниковая электроника/спинтроника/фотоника, транзистор, триггер, схемотехника, микрокод, технология создания процессоров, logic synthesis, static timing analysis, FPGA, Verilog/VHDL/SystemC, SISAL, Arduino, устройства памяти (ROM → EEPROM, RAM, SSD, HDD, DVD), RISC/CISC, Flynn"s taxonomy (ID), принстонский и гарвардский подход, архитектуры процессоров, архитектуры x86, VID/PID

Процессоры, конвейеризация, hyper-threading, алгоритм Томасуло, спекулятивное исполнение, static/dynamic branch prediction, префетчинг, множественный ассоциативный кэш, кэш-линия/кэш-промах, такты, кольца защиты, память в мультипроцессорных системах (SMP/NUMA), тайминг памяти, intel optimization manuals, performance counters
___________________________________

Ну как, впечатляет?Интересно, есть в мире хоть ОДИН ЧЕЛОВЕК, который реально все это знает?

Отчасти я уже ответил на этот вопрос в статье .

Но там речь шла о программистах с более-менее приличным уровнем подготовки.

Сегодня я буду говорить о том, что должен знать начинающий программист, то есть человек, который только готовится стать программистом.

Итак, допустим, что в программировании вы полный ноль, но очень хотите стать программистом. Прежде чем начать изучать программирование, особой подготовки не требуется. Однако кое-что вы всё-таки должны знать и уметь. Например:

  1. Быть уверенным пользователем компьютера. Это важно. Просто в моей практике периодически возникают ситуации, когда человек скачивает книгу “ ”, а потом пишет мне на почту претензии в том, что вместе с книгой нет инструкции как её открыть. Вопрос: не рано ли человек пытается изучать программирование, если он не знает, как распаковать архив и открыть файл формата PDF?
  2. Понимать, чем отличается опытный пользователь от программиста. Исходя из примера, который я привёл в п.1, я делаю вывод, что многие люди совершенно не понимают, чем занимаются программисты и думают, что программист - это человек, который хорошо разбирается в компьютерах. На самом деле это не так - программист вообще может не разбираться в компьютерах (в некоторых случаях он и без этого может делать свою работу).
  3. Знать математику хотя бы на уровне начальных классов средней школы.
  4. Желательно хотя бы в общих чертах знать информатику.
  5. Уметь хорошо печатать на клавиатуре (не обязательно, но это сократит время на изучение программирования, так как вам придётся печатать много текста, чтобы проверить примеры разных учебных программ на практике).
  6. Уметь читать)))

Когда вы уже приступите к изучению программирования, то на начальном этапе вам потребуется примерно следующее:

Итак, для начала вам надо разобраться с тем, что такое программы вообще, какие бывают программы и зачем они нужны.

Вам надо знать, как создаются программы (ну хотя бы программы для работы в Windows).

Вам надо разобраться с тем, что такое переменные, типы данных, подпрограммы, модули и т.п.

Вы должны знать хотя бы один язык программирования (пусть не в совершенстве, но хотя бы так, чтобы вы могли самостоятельно написать несложную программу).

Всё это есть в моём курсе для начинающих “Основы программирования”, получить который можно здесь.

Приветствуем всех читателей и начинающих программистов, которые полны амбиций и стремятся познать новое! Можно без преувеличения сказать, что программисты сейчас востребованы, как никогда.

Каждый день процветающие компании нуждаются в опытных специалистах, которые отлично ладят с целым рядом программ и свободно владеют различными языками программирования.

Как правило, их заработная плата находится на уровне в несколько тысяч долларов в месяц, и это далеко не предел. Что нужно сделать для того, чтобы стать настоящим спецом в области языков программирования и зарабатывать огромные деньги? Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос.

Учиться, учиться и еще раз учиться!

Прирожденный программист должен любить то, что он делает. А значит, что он должен всегда стремиться к чему-то большему, чтобы получить доступ к еще большим знаниям и возможностям.

Если вы неплохо знаете Паскаль и думаете, что этого достаточно для того, чтобы на вас обратили внимание известные корпорации, то вы ошибаетесь. Даже если вы будете знать один из самых востребованных на сегодняшний день язык JavaScript, то с вами никто не будет разговаривать.

Что уже говорить про знания какого-то Паскаля. Ведь если возникнет ситуация, которая потребует нестандартного подхода для решения определенной задачи, то только знания других современных языков программирования позволят воплотить желаемое в реальность.

«Так ведь придется знать чуть ли не все языки программирования, для чего потребуется масса времени и усилий! Можно ли это каким-нибудь образом обойти?»

К сожалению, нет. Настоящим специалистом по программированию может быть только тот, кто общается на ты с любым существующим языком и может выполнить одну и ту же задачу, используя разные методы.

Такие программисты сейчас на вес золота, поэтому для развивающейся компании будет большой удачей найти такого человека, который будет способен написать оптимизированный код в кратчайшие сроки и будет готов справиться с любыми возможными сбоями в его работе.

Учитывая тот факт, что современные технологии развиваются с невероятной скоростью, каждому программисту выдвигаются все бо́льшие требования и пожелания по его работе. Если вы не успеваете за текущим ритмом, то, скорее всего, мечты о первоклассной работе с огромной заработной платой так и останутся мечтами.

С чего следует начать?

Первое, что необходимо отметить, это любовь к программированию. Если вы хотите стать крутым программистом, то научитесь любить то, что вы делаете. Второе, что также важно, это усидчивость и хорошая стрессоустойчивость.

Даже самый квалифицированный специалист может столкнуться с багами, которых еще нужно выявить, а после этого как можно быстрее исправить. На это может уйти колоссальное количество времени и нервов, поэтому нужно быть всегда готовым к подобным ситуациям.

И, конечно же, начать развивать свой талант с простых, но в то же время очень эффективных курсов. Их достаточно много, поэтому можно выбрать те, которые покажутся вам наиболее действенными.

Итак, что поможет вам стать уникальным и перспективным программистом:
Выбрать первый язык программирования, который вас больше всего заинтересует. Он может быть простым, но понимание его основ поможет в дальнейшем с легкостью потянуть и другие языки, которые, в свою очередь, будут более продвинутыми.

Пройти необходимые курсы компьютерных наук, среди которых следует выделить Coursera и Udacity. Они хорошо известны в кругах программистов и уже смогли помочь тысячам молодых и амбициозных новичков. Все изложено понятным языком, поэтому сложностей с их освоением не будет.

Тестирование кода. Чем быстрее вы это освоите и примените на практике, тем проще будет потом разбираться в основах многих языков программирования.

Постоянно устраивайте себе проверки для закрепления нового материала. Не нужно думать, что это пустая трата времени. Многолетний опыт показывает, что полученные знания не всегда легко реализуются на практике. Не исключено, что в процессе практики вы откроете для себя совершенно иные пути решения тех или иных задач, тем самым сэкономив кучу времени и сделав код намного легче, чем первоначально планировалось.

Начните создавать свой сайт. Можно начать с простенького кода, который будет отвечать за небольшой участок сайта, а затем можно дойти до организации работы целого сервера. Будет намного лучше, если вы будете работать над этими задачами в команде таких же программистов, как и вы.

Распределите между собой обязанности и определяйте сроки выполнения всех поставленных задач. Это позволит не только научиться слаженно работать в команде, но и перенимать друг у друга ценный опыт.

Принимайте активное участие в независимых проектах других программистов и делитесь с ними тем опытом, который уже смогли накопить в собственных проектах. Курируйте их работу и не забывайте поддерживать их в трудную минуту.

В завершение хочется сказать, что стать программистом не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Любовь к своему делу, непрерывное совершенствование себя и своих навыков, а также успешное их применение на практике – вот главная основа, которая понадобится любому новичку.

Кто-то лишь мечтает о сладкой жизни успешного программиста, кто-то считает, что это не каждому под силу, а кто-то просто начинает с малого и потом стремительно идет вверх. В то время как одни будут только отмахиваться от этого, вы уже будете знать некоторые основы.

А уже спустя месяц вы сможете делать то, что другие считают невозможным, поэтому если вы действительно полны желанием освоить языки программирования и стать одним из лучших специалистов в этой области, то самое время отложить все свои дела и начать углубляться в это!

Привет всем! Меня зовут Константин Ботнарь. Уже почти 8 лет преподаю программирование. А началось все, когда я был аспирантом и читал лекции своим ровесникам в одном из одесских вузов. Теперь преподаю в Компьютерной школе Hillel, веду курс Introduction: введение в программирование. Хочу немного развеять мифы вокруг самой востребованной профессии 21 века и рассказать, кто такие программисты и чем они занимаются.

Выпускники выходят в свободное плавание

Тыжпрограммист, или Что такое особый склад ума

Пожалуй, это самый распространённый миф. Говорят разное: что у программистов как-то по-другому устроен мозг, что они – отчуждённые и замкнутые. И без этого успешным профессионалом не стать.

Правда ли это? Отчасти. Но успешный программист не всегда обязан быть снобом. Что важно инужно знать программисту:

  • Уметь работать в команде. Независимо от того, с чего начинать: веб-программирование, создание мобильных приложений, верстка и многие другое – это командная работа. Поэтому без этого – никуда.
  • Понимать, что такое приоритет и как правильно его расставлять. Даже в самой престижной компании программистам часто падают задачи в стиле «Сделай сейчас, а это еще вчера нужно было, а вот здесь – быстро и только подправить». Структурирование задач – один из важнейших навыков крутого проггера.
  • Обладать феноменальной усидчивостью. Нет, в офисе от звонка и до звонка сидеть не придётся, а вот проводить много времени за ноутбуком или компьютером – точно. Именно поэтому айтишников и считают нелюдимыми: просто пока все отдыхают, большинство из них предпочитает поработать.
  • Не бояться совершенствоваться и учиться новому. Языки программирования устаревают, нужно учить новые, мобильные приложения создаются на новых платформах, каждый день появляются десятки сервисов. Если хочется стать хорошим программистом – нужно быть гибким и готовым прокачивать свои навыки.
  • Любить свой компьютер. Здесь и добавить больше нечего. Ваша машина – это основной рабочий инструмент.

Уже эти навыки могут принести стабильный и неплохой доход. А что если добавить сюда еще профессиональные навыки и образование?

Что нужно знать программисту

Удивительно, но роль математики в жизни проггера сильно переоценена. Да, эта наука – базовая, и знание вышмата может стать хорошим фундаментом для построения успешной карьеры. Но это далеко не главное, с чего нужно начать изучение программирования. Даже без математических знаний и технической базы можно построить карьеру крутого программиста. В процессе обучения в компьютерной школе можно получить абсолютно все знания, реально необходимые хорошему специалисту.


Будущие программисты

В деталях – истина

Карьера в IT – это большой труд, с которым можно справиться только обладая высокой внимательностью. Есть множество сфер, где усидчивость также важна – это хирургия, ювелирное дело, различные измерения. Но в программировании этот навык практически базовый.

Самодисциплина, внимательность и трудолюбие – вот три кита, на которых стоит карьера успешного программиста во всемирно известной компании. Просто так сидеть за ноутбуком не получится, как и скролить ленту в социальных сетях, ставить лайки и смотреть видео.

К чему нужно быть готовым, начиная :

  • Даже простые задачи иногда требуют огромного количества времени. Конечно, потом их можно будет решать гораздо быстрее, но поначалу придётся очень напрягаться для поиска решения проблемы.
  • Как программировать – важно не не упасть, а суметь подняться. Любая неудача на пути, слетевший код, пропуск переменной – это просто ступенька к успешному будущему. И даже если сайт лёг, то нельзя его бросить и просто уйти. Нужно поднять свой багаж знаний и опыта и найти ту самую переменную.
  • С чего начать программирование: помнить, что с первого раза вряд ли получится. Ни хороший сайт, ни удобное мобильное приложение, ни даже чат-бот. Ошибки в программировании – это абсолютно нормально, и я бы даже сказал, что полезно. Мои лучшие выпускники тратили на поиски решения и реализацию своих проектов по несколько сотен часов. И писали правильный код. Зато потом для них эта задача была чем-то сравнимым с ребусом в детских книгах.

Алгоритмы – это важно

Всё в программировании основывается на алгоритмах. Если в целом, то есть понятие декомпозиции. Это разбивка больших и сложных целей на маленькие подцели. Или максимальное упрощение поставленной задачи. В результате дробления проблема уже не кажется такой сложной, а её решение как будто лежит на поверхности.

Вот такое отношение к вещам называется алгоритмическим мышлением. Узнали себя? Поздравляем! Тогда путь программиста – как раз для вас! Осталось только добавить необходимых знаний и опыта.

Но часто значение алгоритмов и умение их правильно составить просто недооценивают. Как пример, попробуйте составить алгоритм для уборки в квартире или приготовления кофе. А теперь представьте, что в программировании абсолютно для любой задачи потребуется готовить десятки команд и условий, иначе они просто не будут выполняться.

Далеко не все мыслят вот такими алгоритмами. Кто-то визуализирует образы, другие представляют абстрактные модели. Они, конечно, могут составить алгоритм, но это будет плодом долгой и упорной работы, но никак не таланта и естественной природы их мозга. В таком случае, может, есть смысл найти себя в профессии, связанной с творчеством или коммуникациями?

Программист: ожидание и реальность

Как стать программистом – это стать командным игроком. Часто айтишнику нужны помощники, единомышленники, поддержка. В рабочей среде он постоянно находится в контакте с заказчиком, готовит тестовые задания, утверждает их.

В сфере IT одиночке выжить не так-то просто. Помните, чем раньше сможете выйти из своей комнаты и продать свой проект, тем быстрее поднимитесь по карьерной лестнице.

В программировании самое сложное – начать, поэтому хочу будущим web-программистам дать простой, но очень значимый и важный совет: не бойтесь новых начинаний.

  • Никто не встал и не написал сайт за один день.
  • Нет тех, кто сейчас зарабатывает миллионы, используя старые знания.
  • Для самосовершенствования нужно немного: быть собой и совершенствоваться.

Каждый проект – новая среда, неизученные задачи, обновлённая команда. Можно, конечно, отступить. Но тогда нельзя стать IT-гуру. Окунитесь в этот опыт, почерпните из него что-то новое для себя, наберитесь опыта и знаний.

В программировании не выйдет выезжать на знаниях, полученных 10 лет назад. Слишком подвижная среда. И слишком большой спрос на динамичных и гибких профессионалов. Поэтому желаю всегда держать руку на пульсе и соответствовать времени, в котором хотите работать.

Занимайтесь любимым делом

Банально, но без этого никак. Программирование – это то, что должно вызывать у вас дрожь в коленках и желание закончить выходные и приступить к работе. Ведь если вы не будете восхищаться своим трудом, то как тогда создадите шедевр? Хороший программист оставляет в проекте частичку себя. Не только время или знания, но и немного любви к общему делу.

Поэтому если для вас программирование – это просто хорошая работа с отличной перспективой, лучше не тратьте своё время, силы и деньги впустую. Подыщите что-то другое – дело, которое сумеет стать важной частью вашей жизни. Неотъемлемой частью.

Оцените материал

Эта статья - не самоучитель по кодингу. И не пост о том, «какой язык программирования выбрать». Если вы хотите понять, насколько вам интересно изучать мир кода, то более важным вопросом будет: что такое программирование? Как выглядит программирование изнутри? Совместимы ли я и программирование?

Принцип «логика, а не математика»

Одно из величайший заблуждений у начинающих программистов - это то, что в программировании полно математики. Если вам кажется, что занятие программированием заставит вас снова вспомнить о школьных знаниях тригонометрии, алгебры и т.п., то вы ошибаетесь. Такая математика редко встречается в программировании.

По опыту из «чисто математических» вещей встречаются, например, порядок операций в выражении и система координат. Ничего особо сложного. Логики, напротив, очень много. Необходимость думать наперёд, понимать, в каком порядке выполнять действия и как контролировать этот поток, пронизывает все аспекты программирования. Если у вас есть способность к логике, то вам будет легко начать справляться с программистскими задачами.

Принцип «поймать падающую звезду»

На программирование можно смотреть, как на запуск множества «процессов» - как бы принуждение компьютера «делать работу за вас» - и управление этими процессами. В программировании процесс часто выдаёт некий результат. Результатом может быть файл, но может быть и нечто попроще, например строка, или число.

Проблема в работе с процессами заключается в том, что если вы ничего не делаете с их результатами, то они просто растворяются. Говоря литературно, «уходят в небытие», никогда не воссоздаются, очень похожи на звёзды, которые сверкают на небе и исчезают. Другими словами, вам надо «поймать их».

Если вы создаёте что-то с помощью процесса, вам надо схватить его, или вы его потеряете. Вот где в игру вступают переменные - как способ «запечатлеть» результаты процесса. Этот принцип сильно помогает понять, что такое программирование, на ранних этапах обучения. И если вы рано его ухватите, то найдёте его очень полезным.

Принцип «словаря»

В программировании есть много «типов». Представляйте типы как строительные блоки языка программирования. Один из типов - это строка, или коллекция символов внутри кавычек. И «яблоко», и «апельсин» - это строки. Их можно, например, объединить и сделать «яблокоапельсин». Числа - это другой тип. Числа можно складывать, вычитать, умножать (помимо остальных действий). Затем идут «массивы» - множество объектов в определённом порядке. [«Первое», «идёт», «перед», «вторым»], например, является массивом с первым элементом «Первое» и последним элементом «вторым».

Но, возможно, одним из самых мощных типов является «хэш», или пара «ключ-значение». Хэш имеет много названий. В Ruby это «hash». В JavaScript он называется «object» (объект). Возможно, лучшее имя ему дал Python: «dictionary» (словарь). Если немного подумать, то словарь это и есть набор ключей (слов), указывающих на свои значения.

Но почему это имеет значение? Оказывается, такая структура часто нужна для хранения данных. Например, таким образом можно упаковать информацию о человеке:

{"first_name" => "Jonathan", "last_name" => "Richards", "nationality" => "British" }

Есть ключи «first_name» (имя), «last_name» (фамилия) и т.д. Это как бы свойства, или атрибуты человека. Можно ещё добавить «hair_colour» (цвет волос), «age» (возраст), или «gender» (пол). И каждый из этих ключей имеет значение. Значительная часть программирования связана с определением форматов структур данных. И пары «ключ-значение» становятся ценнейшим оружием в арсенале, поэтому полезно понять, как они работают, как можно раньше.

Принцип «матрёшек»

В программировании полно объектов, которые находятся внутри объектов внутри других объектов. Программируя, вы часто обнаруживаете, что пытаетесь структурировать данные, и часто эти структуры содержат внутри себя другие структуры.

Добавим в предыдущий пример свойство «siblings» (братья/сёстры):

{"first_name" => "Jonathan", "last_name" => "Richards", "nationality" => "British", "siblings" => { "brothers" => , "sisters" => ["Fiona", "Mary"] } }

Этот принцип вы будете встречать на протяжении всего программирования. В HTML одни элементы включают в себя другие элементы: