Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что предпочесть: MIDI-клавиатуру или синтезатор

Что предпочесть: MIDI-клавиатуру или синтезатор

Н а различных музыкальных и околокомпьютерномузыкальных форумов практически каждую неделю встречается животрепещущий вопрос от новичков: какой же инструмент им выбрать для творчества? Начинаются тучи советов, пестрят названия приборов, от которых у неподготовленного человека просто глаза разбегаются. Но четкого и вразумительного ответа практически никогда не попадается. В этой статье мы попытаемся разъяснить некоторые моменты, которые почти всегда упускаются из виду при такого рода советах.

Прежде всего, данный вопрос о выборе между "синтезатором" и "миди-клавиатурой" некорректен по своей сути, и новички этого часто не понимают. Некорректен по той причине, что как одного, так и другого вида устройства существуют в нескольких вариантах.

Для начала проясню моменты относительно MIDI-клавиатур. Наверняка вы встречались с тем, что MIDI-клавиатуры часто называют "MIDI-контроллеры". Ничего в этом удивительного нет, так как, вопреки до сих пор существующему заблуждению среди новичков, по MIDI-клавиатуре звук не передается. Это именно контроллер. Разделить их можно условно на три типа:

Подключение таких устройств идет либо по USB, либо по порту MIDI (еще можно использовать game-port на звуковой плате - подключать MIDI-клавиатуры нужно при помощи специального кабеля).

Выбирать MIDI-клавиатуру стоит в следующих случаях:

1. У вас ограниченный бюджет (простейшие контроллеры первого типа можно найти в цене от 50$)
2. Вы планируете заниматься музыкой только на компьютере.
3. Вам удобнее иметь одну клавиатуру и много звуковых модулей.

Если дочитав до этого места, вы твердо решили выбрать себе MIDI-клавиатуру, решите тогда для себя, что именно вы будете на ней играть, так как от этого зависят параметры выбора:

1. Число октав . На этот вопрос нелишне взглянуть с трех сторон: можно купить клавиатуру с 25 клавишами, но с большим количеством ручек и кнопок . Можно купить полноразмерную клавиатуру с фортепианной механикой . А можно выбрать недорогой компромиссный вариант в 5 октав с умеренным числом доп. контроллеров . Все зависит от того, что вы планируете играть на ней.

2. Чувствительность к скорости/силе нажатия . Не надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными. Однако этот термин не совсем точен, поскольку можно выделить два типа "активности": чувствительность к скорости нажатия (velocity sensitivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch, "послекасание"). Первая соответствует динамике обычной фортепианной клавиатуры ("сильнее - громче"), вторая отвечает за длительность сигнала.

3. Тип механики . Этот вопрос вскользь поднимался в первом пункте, здесь же опишу его подробней. От типа механики клавиш зависит в немалой степени и цена изделия. Принято различать три типа механики:

    синтезаторную (synth action),

    фортепианную (piano action) и

    молоточковую (hammer action).

Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш:

    невзвешенные клавиши (non-weighted),

    полувзвешенные (semi-weighted) и

    взвешенные (weighted).

Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавиши, как правило, полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и в зависимости от жесткости пружины могут быть "тяжелыми" или "легкими", то есть взвешенными или невзвешенными.

Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по-прежнему "пружинная", поэтому такие "доски" больше похожи на фортепиано по виду, чем на ощупь.
Клавиатуры с молоточковой механикой используют не пружины (вернее, не только пружины), а молоточки и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Но они ощутимо дороже (в среднем от $600), так как большая часть работы при сборке молоточковых клавиатур производится вручную. Выбор типа механики опять-таки за вами.

Что касается синтезаторов, то тут все еще сложнее. Во-первых, для начала определимся, что считать синтезатором? Так как (формально!) синтезатор - это устройство, синтезирующее звук. Но не буду вас слишком загружать, и перейду к сути дела. Обычно в таких вопросах под синтезатором понимается одно из следующих устройств:

1. «Самоиграйки». Клавишные синтезаторы с автоаккомпаниментом и встроенной звуковоспроизводящей и усилительной системой . Такие инструменты в большом ходу у попсовой и шансонной сцены - музыки там особо никакой не надо, три ноты и автоаккомпанимент - вот и готов хит. Часто самоиграйки используются для легкого домашнего музицирования или обучения детей музыки. Цена вопроса - от $100 за самый примитивный вариант.

Лирическое отступление. Прошлой осенью на одном из семинаров выставки Музыка-Москва педагоги одной из детских музыкальных школ демонстрировали достижения учеников в деле овладевания самоиграйками. Что сказать? Это было ужасно. Мало того, что инструменты были дешевые (самоиграйки от Casio по праву считаются одними из худших), что подразумевает собой совершенно кошмарные по качеству звуки, так еще и сам факт, что детей учат музыке на мертвых самоиграйках, а не на живом рояле, по-моему, просто убивает в детях задатки музыкантов - они привыкают, что все за них делает инструмент. Но вернемся к нашим баранам...

2. Интерактивные клавишные рабочие станции (workstation) . Это инструменты вида "все в одном", то есть содержат как полные банки звуков, так и сэмплер, секвенсор, автоаранжировщик (не путать с автоаккомпаниментом!). Это серьезные инструменты, предназначенные как для полного и законченного написания композиции, так и "живых" выступлений, обладающие большим количеством контроллеров. Ценовой диапазон тут очень широк от нескольких сотен до тысяч долларов.

3. Синтезаторы псевдоаналогового моделирования . Такие устройства имитируют старые аналоговые синтезаторы (и не только) и предназначены, говоря по-простому, для генерации совершенно разнообразных звуков. Можно условно считать разновидностью workstation.

4. Цифровые фортепиано . Это нечто вроде домашнего фортепиано, но гораздо более компактного варианта и их можно условно отнести к пункту 1.

Помимо этого, рабочие станции и псевдоаналоговые синтезаторы выпускаются в так называемом модульном (или рэковом ) варианте. Это значит, что там просто нет клавиш, а все регулировки доступны на поверхности большого железного ящика:) Нужно также отметить, что практически все синтезаторы имеют MIDI-входы и выходы, так что вы и можете использовать в качестве MIDI-клавиатуры. Но не наоборот.

Синтезатор стоит выбрать в одном из следующих случаях:

1. Если вы готовы потратить на него приличную сумму.
2. Если вам претит использование компьютера для творчества, и вы хотите его использовать только для записи готового творения.
3. Если вам безумно нравится какая-то конкретная модель синтезатора и совершенно не устраивает ее виртуальный аналог - если он, конечно, есть.
4. Если вам нужен инструмент для "живых" выступлений.

Какие-то конкретные советы по выбору того или иного синтезатора дать невозможно, по той простой причине, что каждый из них в чем-то уникален. Единственное, что можно тут посоветовать - это читать обзоры и мнения людей на форумах, и обязательно "пощупать" инструмент самому.

С некоторой точки зрения предпочтительней использовать синтезаторы, а не MIDI-клавиатуры. Почему? По одной простой причине: ни один компьютер с мышкой и клавиатурой не сравнится с удобством использования синтезатора, в котором можно крутить ручки и нажимать кнопки. И даже дорогостоящие VST-инструменты и плагины не могут лично для меня заменить их "железные" прототипы - и даже MIDI-контроллеры тут не помогут.

p.s. И напоследок хочется всех предостеречь: ни в коем случае не берите клавиатуры с уменьшенным размером клавиш! Даже для детей. Поскольку потом будет очень сложно переучить ребенка на нормальные клавиши, потому что он, ребенок, привыкает к таким детским размерам...

На смену громоздким пианино уже давно пришли синтезаторы и миди-клавиатуры. Если с первыми уже давно все разобрались, то касательно вторых все еще возникает вопрос, какая midi клавиатура является лучшей. Ниже разберемся, что она из себя представляет, чем отличается от синтезатора, и рассмотрим особенности выбора этого инструмента.

MIDI расшифровывается как Musical Instrument Digital Interface. Это специальный международный интерфейс, при помощи которого пользователь может работать с различными музыкальными ресурсами. Таким образом, можно производить запись, воспроизведение и прочие операции с файлами.

Понятие миди-клавиатуры включает в себя множество устройств, зачастую непохожих друг на друга. Среди них есть приборы с минимальным количеством кнопок управления, которые дополнены, собственно, клавишами.

Также есть контроллеры. На них, помимо клавиш, есть множество кнопок управления.

Еще есть средние между вышеперечисленными устройствами.

В большинстве случаев миди-клавиатура требует подключения к стороннему устройству, так как воспроизведение звука возможно только при помощи последнего. Чаще всего в качестве стороннего устройства используется компьютер или ноутбук.

Если коротко, то midi клавиатура - это электронное пианино, которое генерирует звук, обрабатываемый и воспроизводимый при помощи стороннего устройства (ПК).

Чем отличается midi клавиатура от синтезатора?

Внешне эти инструменты довольно похожи, а вот в принципе работы есть значительные различия.

  1. Синтезатор является автономным устройством, а миди-клавиатура без ПК работать не будет.
  2. Далеко не все синтезаторы можно подключить к компьютеру для записи или обработки музыкальных фрагментов, так как не всегда звук от них в цифровом формате.
  3. Хотя количество имитируемых звуков у первых и вторых схоже, по качеству иногда различия ощутимы.

Теперь можно сделать вывод. Если вам нужен инструмент просто для воспроизведения музыки или обучения, стоит брать синтезатор.

Если же вас интересует мелодия в цифровом формате с возможностью форматирования - обратите внимание на midi клавиатуру.

На что стоит обратить внимание при выборе midi клавиатуры?

И все же, как выбрать миди клавиатуру? Конечно, в первую очередь, нужно определиться с целью использования устройства. Для домашней обработки нужны одни параметры, а для выступлений уже совсем другие. Рассмотрим основные отличия, присущие моделям миди-клавиатур.

  1. Размер. Есть устройства с миниатюрными клавишами, а есть с полноразмерными.
  2. Сколько октав. В данный момент на приборах их может быть от двух до семи.
  3. Чувствительность клавиш и кнопок. Чем она выше, тем разнообразнее палитра извлекаемых звуков и полутонов.
  4. Механика. Именно она в большей степени влияет на стоимость устройства. На данный момент есть три основных типа механики: молоточковая, фортепианная и синтезаторная.
  5. Онлайн-управление. От количества и назначения органов управления напрямую зависит качество обработки и количество возможных действий. В миди-клавиатурах обычно устанавливаются колесные или движковые регуляторы. Они обеспечивают плавность и точность регулировки. Также есть регуляторы в виде педалей, максимально приближенные по функционалу к педалям фортепиано.

Кроме вышеперечисленных факторов, у некоторых моделей предусмотрены дополнительные возможности. О них тоже стоит знать, особенно если вам нужен инструмент для выступлений. Итак, некоторые из них:

  • переключение банка звуков;
  • модуляция - при небольшом количестве октав возможность «сдвинуть» клавиатуру на октавы вниз или вверх;
  • разделение клавиатуры на зоны для возможности использования нескольких звуковых каналов;
  • индикация;
  • возможность замены комплектации клавиатуры.

Теперь, опираясь на эти данные, выбирать инструмент вам будет намного проще, независимо от того, простой вам нужен или самый продвинутый.

Выбор контроллера

Как уже упоминалось выше, контроллер - это продвинутая миди-клавиатура с большим набором функций. Такое устройство в большей степени подходит для выступлений, туров и так далее. В сравнении с простыми моделями для домашнего использования, эти намного сложнее.

Поэтому, помимо перечисленных выше критериев, стоит также обратить внимание и на следующие:

  • наличие драйверов для всех современных ОС;
  • наличие пресетов (промышленных);
  • запоминание пресетов пользователя;
  • софт;
  • количество различных функций и возможностей устройства.


Кроме того, стоит уделить особое внимание качеству материала и сборки, а также ознакомиться с условиями работы, на которые рассчитано устройство. Эту информацию можно найти в интернете.

Также нужно понимать, что главное не внешний вид, а программное обеспечение. Если не будет стабильной работы софта - это зря потраченные деньги. Перед покупкой обязательно изучите информацию о совместимости и драйверах устройства, а также производителе и сервисных центрах.

Среди всех прочих моделей стоит отдать предпочтение обладателям большого количества кнопок управления.

Обратите внимание на количество октав устройства. Если вам нужно будет только писать минусовки, достаточно пяти. Самые бюджетные клавиатуры содержат до четырех октав. С ними можно работать на простом программном обеспечении, с внешними синтезаторами и сэмплерами.

Механическая составляющая также важна для профессионала, как и ПО. От механики сильно зависят ощущения исполнителя от игры. Кроме различаемых трех типов механизмов, обозначенных выше, есть еще и различия по клавишам. Они могут быть взвешенными, невзвешенными или полувзвешенными. Эти характеристики обозначают, на сколько клавиши по ощущениям при нажатии приближены к фортепианным. Соответственно, самый лучший и дорогостоящий вариант - взвешенные. Также встречаются модели с комбинированным механизмом.

Для пианистов лучшей midi клавиатурой станет молоточковый механизм. Полноразмерные, утяжеленные клавиши ничем не будут отличаться от привычного классического инструмента. Но и стоить такая модель будет довольно-таки дорого.

Для подключения педалей обычно предусматривается три разъема. За каждой из них можно закрепить определенную функцию.

Когда вы уже приобрели выбранную клавиатуру, не забудьте купить адаптер для подключения к звуковой карте (или ПК). В комплекте идет только специальный миди-шнур, и вход для него на совместимых устройствах не предусмотрен.

Лучшие midi-клавиатуры

Чтобы было еще проще выбирать, приведем пример лучших устройств в бюджетном и дорогостоящем сегменте рынка.

Лучшей бюджетной моделью признана IK Multimedia iRig Keys. Стоимость клавиатуры в среднем 8000 рублей.


За эти деньги вы получаете устройство, совместимое с любым ПО (белые модели - все кабели в комплекте, черные - можно докупить недостающие). Можно выбрать между 25 и 37-клавишными вариантами (для каждого цвета). Клавиши полноразмерные, модель портативная, легкая. Регуляторы pich и mod установлены на 37-клавишных устройствах.

Лучшей среди профессиональных на данный момент считается M-Audio CTRL49. Средняя стоимость устройства 29 000 рублей.

Модель на данный момент получила максимальную оценку пользователей. Отлично подойдет для профессиональной игры и выступлений.


Заключение

Теперь вы знаете, на что обращать внимание при выборе инструмента, чтобы потом не пожалеть о напрасно потраченных средствах.

Удачных покупок и чистого звука!

MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.

MIDI-клавиатуры: чем различаются, как подключаются, какую выбрать?

Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:

1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.

2. Студийный конденсаторный микрофон.

3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.

4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.

5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.

Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:

2. MIDI-клавиатурах.

3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).

4. Процессорах эффектов, обработке звука.

5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.

Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.

На фото –MIDI-клавиатура

Для начала немного о MIDI

В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.

По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».

В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.

Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.

Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?

После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?

Доводы за MIDI-клавиатуры

  • Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
  • Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
  • Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
  • Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.

Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.

  • Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
  • Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.

Или все-таки синтезатор?

Преимуществ у последнего не так много:

  • Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.

Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.

  • Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.

Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.

  • Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.

Немного истории

Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).

Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.

Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.

На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB

Нужно понимать, что MIDI-клавиатура / контроллер – это всего лишь клавиатура, такая же, как и та, на которой я печатаю этот текст. Ничегошеньки она сама не умеет, звука без подключения к компьютеру не дает. Это просто набор кнопок и регуляторов, которые передают факт нажатия на компьютер. Чтобы распознавать нажатие клавиш, на компьютере должна быть установлена специальная программа для интерпретации MIDI-сообщения.

Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.

Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.

Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.

При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.

С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.

Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.

Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation

Типы механики клавиатур

Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.

В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.

Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.

Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.

Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.

Регуляторы на MIDI-клавиатурах

Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.

На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).

Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.

На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261

MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.

Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.

Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.

Обзор MIDI-клавиатур

Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.

Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab.

На фото – Arturia MiniLab

Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.

В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ACORN Masterkey 25, M-AUDIO Oxygen 25 II.

На фото – MIDI-клавиатура Acorn Masterkey 25

Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 II, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».

Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.

Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, AKAI MPK или Studiologic SL88 Grand.

На фото – MIDI-клавиатура AKAI MPK88

Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.

ЧТО ВЫБРАТЬ: MIDI КЛАВИАТУРА ИЛИ СИНТЕЗАТОР?

Синтезаторы и MIDI-клавиатуры - устройства для создания и, разумеется, записи музыки, пользующиеся популярностью как у профессионалов, так и у обычных любителей музыки. На первый взгляд, они крайне схожи, однако данные инструменты друг от друга отличает ряд ключевых особенностей.

Если вы не знаете, какое из устройств вам нужно, постарайтесь определить, чего именно вы ждете от инструмента, что конкретно вам необходимо для удовлетворения своих музыкальных предпочтений.

Синтезатор предназначен, прежде всего, для изменения аудиозаписи внутри устройства. То есть музыкант использует предустановленные аудиопараметры (например, эффекты, генераторы или фильтры), чтобы получать определенные звуки. В отличие от синтезаторов, MIDI-клавиатуры лишены возможности модифицировать аудиозаписи подобным образом, поэтому выбор пользователя ограничен библиотекой имеющихся звуков.

MIDI-клавиатуры бывают только цифровыми, а синтезаторы как цифровыми, так и аналоговыми. Функции цифровых инструментов очень похожи между собой. К примеру, они имеют возможность подключения периферийных устройств (синтезатор можно подключать к ПК и применять в качестве полноценной MIDI-клавиатуры). А вот с аналоговым синтезатором подобное проделать не удастся.

Главные функции синтезатора - проигрывание и запись звука. Да, MIDI-клавиатуры также способны воспроизводить звук, однако в основном они используются как контроллеры. Подключив данное устройство к компьютеру, при помощи специальной программы вы можете выбрать звук любого предложенного музыкального инструмента. Таким образом, используя лишь MIDI-клавиатуру и обычный компьютер, можно получить качественную имитацию звуков скрипки или барабанов. Принцип работы схож с обычной клавиатурой: при нажатии определенных клавиш MIDI-клавиатура сообщает информацию о нотах, звучание которых должен воспроизвести компьютер. На такое способны и некоторые модели синтезаторов. Но MIDI-клавиатура работает не только с компьютером: ее также можно подключить к любому цифровому устройству, обладающему способностью распознавать нужные команды. В пример можно привести специальный синтезаторный модуль.

MIDI-клавиатура имеет более сложную и совершенную механику клавиш. Это делает ее крайне востребованной в среде профессиональных музыкантов. Данный фактор и является причиной крайне высокой (по сравнению с качественными синтезаторами) стоимости.

Синтезатор-«самоиграйка», в свою очередь, по многим параметрам проигрывает MIDI-клавиатуре, однако в нем предустановлено множество различных звуков и аккомпанементов. Вот почему синтезаторы используются в основном только новичками.

Подключение MIDI-клавиатуры к ПК происходит посредством специального MIDI-кабеля (необходима звуковая карта с MIDI-портом) или с помощью USB. Стоимость профессиональной и качественной звуковой карты от фирмы "M-Audio" - около 2000 рублей. Помимо всего прочего, MIDI-клавиатура и синтезатор поддерживают такую функцию, как подключение специальных педалей sustain или педали громкости, которые позволяют удерживать звучание определенных клавиш или увеличивать громкость соответственно.

Что лучше использовать для работы в студии, миди-клавиатуру или синтезатор? Ответ на этот вопрос будет зависеть от двух факторов. Во-первых, кто вы, то есть насколько вы владеете клавишным инструментом? А во-вторых, какой у вас бюджет, потому что хороший синтезатор несравним по цене с миди-клавиатурой.

Итак, давайте подробнее рассмотрим эти два момента. Для музыканта-пианиста, привыкшего к роялю, к фортепиано, играть на миди-клавиатуре длинной в 4 октавы - это ниже его достоинства. А если она еще к тому же легкая, даже не полувзвешенная - это все равно, что ему в руки дать детскую игрушку.

Такой человек, если будет искать для работы в студии клавиатуру, то не меньше 7 октавной и хотя бы полувзвешенную, чтобы было, где развернуться и чтобы нажатие на клавиши напоминало ему пианино. При этом она должна быть динамической, иметь полноразмерные клавиши, а не уменьшенные. Это будет его минимум и на меньшее, он не согласится. Для него важен будет вопрос, касающийся максимального сходства клавиатуры с реальным фортепиано по силе нажатия, по количеству октав и т.д. И это понятно, потому что перед нами пианист.

Другое дело музыкант, в общем владеющий клавишами, которому нужны они, чтобы не корячиться, прописывая все партии мышкой. Клава ему нужна для того, чтобы схематически ввести аккорды, наиграть мелодию, набить барабаны.

Ему не нужен размах и полет, он его все равно не сделает, он играет тремя пальцами и ему вполне этого хватает. Такой человек, если и захочет пристойную миди клавиатуру, то только лишь для выпендрежа. Все равно он её не сможет использовать в полной мере. Ему вполне хватит самой обыкновенной 3-4-5 октавной, без всевозможных контролеров, просто клавиши и колесо Pitch Bend. Ему этого с головой будет хватать, так как наш герой не пианист и исполнять Баха или Моцарта, играть джаз или фанк, он не будет.

В каких же случаях нужен синтезатор? Здесь следует сказать, что синтезатор синтезатору рознь. Для того, чтобы писать партии в программный секвенсор, например, в , можно и самограйку подключить, по сути, эта та же миди клавиатура, с той разницей, что из неё можно вытянуть ещё и все существующие миди партии. Иметь самограйку в качестве миди клавы - это неплохой вариант, просто нужно понимать, что более мене пристойный инструмент будет стоить дороже миди-клавиатуры.

Но опять же, для профессионала этот вариант неприемлем. Тот, кто пишет музыку исключительно со своей светлой головы, импровизирует, смотрит на простенькие самограйки, как на игрушки для детей. Такой человек, если захочет использовать синтезатор, то только со своим банком звуков, чтобы их же использовать также и при записи, а не только пользоваться VST - инструментами.

Korg, Roland, Yamaha, стоимость хороших клавиш, будет исчисляться суммами, начиная от 1000 долларов. На этот вариант пойдет только клавишник, реально играющий в команде, для которого его инструмент - это не довесок к домашней студии, а инструмент для профессиональной работы.

Поэтому, профессионал, как правило, уже имеет пристойные клавиши и в состоянии их подключить к звуковой карте, чтобы работать с ними. Он так и сделает или он купит себе толковую миди клавиатуру, активную, лучше всего, взвешенную, 7-октавную или хороший синтезатор, чтобы эксплуатировать его по полной. Остальные компьютерные музыканты будут свой выбор делать исходя из бюджета, амбиций и личных предпочтений, соглашаясь на миди-клавиатуру или на синтезатор среднего класса.